Что означает эко шмеко
Дайджест упаковки № 4: эко-шмеко
Экологичность в дизайне упаковки уже несколько лет в топе актуальности и вряд ли это изменится в ближайшем будущем. Впору создавать паблик в VK, типа такого, в котором каждый день будут успокаивающие посты: «Всё в порядке, экологичная упаковка всё ещё в тренде». Поэтому в дайджесте Наташи снова будет много кейсов на эту тему.
Наталья Колесникова, ведущий дизайнер
Ético
Это концептуальный супермаркет в Берлине. Своей целью Ético заявляют воспитание в обществе интереса к экологии, бережного отношения к природе и ценностей честных трудовых отношений. Это целая система брендов экологичных товаров. В архитектуру входит четыре суббренда, которые вместе образуют цельную устойчивую дизайн-систему.
Несмотря на разные направления и разные носители, агентство смогло адаптировать стиль под все SKU. Бренд приятно меняется между линейками, сохраняются основные принципы минималистичной вёрстки, и даже гравюрные цветочки, появившееся на упаковках отдела Igea, не выбиваются из общей концепции. Также разработчики придумали сложные градиенты для каждого континента и используют их в качестве кодирования упаковки.
В четырёх направлениях уместились четыре разных приёма для вёрстки упаковки: фотографии, градиенты, иллюстрации и плашечные цвета. При этом все SKU говорят на одном языке и связаны с главным брендом магазина.
Atlas
Товары для дома и интерьера. Упаковка спроектирована так, чтобы её можно было собирать из отдельных листов переработанного картона без использования клея.
Одежда и аксессуары. Упаковки тоже из переработанного картона.
Линия натуральных средств по уходу за собой. В упаковке не используется пластик. Только перерабатываемые материалы: картон, металл и стекло.
Terra
Продукты питания. В этом направлении основным фоновым цветом у многих SKU выступает чёрный, но за счёт схожести принципов построения макета, всё так же выглядит органично.
В упаковке используются бумага, картон, металл. Жидкости продаются в стеклянных бутылках модной сейчас на Западе «аптечной» формы.
Спасибо за покупку!
Концепция СТМ от Jekyll & Hyde. Когда смотришь на такую концепцию, думаешь — как никто не догадался до этого раньше? Идея очевидная и лежит на поверхности, при этом конечный результат действительно выглядит как хороший недорогой СТМ.
В основе графического оформления лежит образ кассового чека. Информация о составе продукта и сроках годности, которые обычно помещаются на контрэтикетку, здесь помещены на самое видное место. Бренд тем самым как бы говорит, что ему нечего скрывать.
Интересно также, что агентство выставило этот кейс не только потому что они так могут: на контрэтикете написана информации о вакансии арт-директора. Отличный ход — выставлять на ресурсе для дизайнеров хороший кейс с вакансией. Надеюсь, ребята скоро найдут нового человека в команду, а концепция СТМ перестанет быть концепцией, и мы увидим её на полках.
GOODJOB
Эта концепция — студенческий проект в БВШД. Туалетная бумага для мужчин. Сама дизайнер говорит об этом проекте следующее: мужчины испытывают трудности при покупке туалетной бумаги, в магазине они её часто путают с бумажными полотенцами. К тому же дизайн упаковки туалетной бумаги часто очень женственный, и мужчины стесняются его покупать.
Дизайн GOODJOB, наоборот, очень сдержанный и строгий. Дизайнер говорит, что она вдохновлялась образом ящика для инструментов. Также по задумке упаковка сделана из переработанного картона. Все графические элементы печатаются в одну краску, что повышает экологичность продукции, куда же без неё.
Несмотря на то, что по замыслу автора дизайн рассчитан на мужскую аудиторию, мне кажется проект получился без гендерной привязки, я бы сама с удовольствием купила такой продукт. Не стоит также забывать, что по статистике покупками в основном занимаются женщины, и вряд ли кто-то покупает отдельную бумагу для каждого члена семьи.
По сути целевая аудитория такого продукта — мужчины с достатком «средний плюс», которые живут одни. Не думаю, что в среднестатистическом ритейле большой процент таких покупателей, так что со стороны позиционирования проект недостаточно хорошо проработан. Однако в самой категории действительно мало хорошего дизайна, поэтому приятно видеть, что и здесь есть попытки сделать хорошую современную упаковку.
Orenga Type Soaps
Мыло, целевой аудиторией которого являются дизайнеры. Оно выпущено в честь 10-летия шрифтового семейства Orenga. «Тайповое» мыло со 100% ароматом душицы.
Образцы мыла воссоздают историю развития шрифта, каждый кусочек имеет форму одной из букв его названия и выполнен в виде печатной литеры. В серии хорошо показаны все начертания, упаковка приятная и осмысленная.
LOWKO Ice Cream
Это мороженое из Бразилии. Главная прелесть упаковки — очень милые актуальные иллюстрации. Для оформления были разработаны персонажи, символизирующие различные добавки для мороженого LOWKO: ваниль, бригадейро, чизкейк с пастой из гуавы, фисташка и шоколад с фундуком. Качественный, современный, а главное — полностью реализованный кейс, который очень приятно видеть на полках.
Amino Mantra
Упаковка для овощных пирожков без глютена, крахмала, сои, лесных орехов и протеиновых порошков. Только овощи, бобы, травы и специи. В иллюстрациях хорошо обыгрывается слоган Eat naked, подчёркивающий 100 % натуральный состав продукта.
В разработке иллюстраций не использовались цифровые технологии: только карандаш и бумага. В результате они получились немного небрежными, но именно это делает их обаятельными и настоящими.
viamic
Название бренда переводится как винный друг. Все SKU в этой линейке имеют также названия: «старый друг», «виртуальный друг», «лучший друг», «невидимый друг». Бренд как бы предлагает нам провести вечер с одним из друзей, ведь в вине и дружбе самое важное — это ощущения, которые они нам приносят.
Производитель ориентируется на молодую аудиторию, поэтому в основе дизайна этикеток лежат маркеры, вызывающие ассоциации с Instagram. При этом изображения сильно размыты, как при плохом интернет-соединении. Этикетка побуждает потребителя отключить связь с онлайн-миром и представить, что же скрывается за размытием. Тем самым аудитория исследует не чужие фотографии в сети, а своё собственное воображение.
Lés-a-lés
Очень люблю кейсы, за которыми кроется история. Это как раз тот случай. Название — это португальское выражение, означающее «от одного конца до другого». Этот бренд представляет собой более 10 лет путешествий по Португалии в поисках забытых традиционных сортов вин.
Визуально это подчёркивается с помощью винтажного дизайна этикеток, год сбора винограда маркируется на каждой этикетке как номер билета. Каждое вино — это путешествие, каждое этикетка — билет к открытию забытого наследия.
Дайджест упаковки № 4: эко-шмеко
Экологичность в дизайне упаковки уже несколько лет в топе актуальности и вряд ли это изменится в ближайшем будущем. Впору создавать паблик в VK, типа такого, в котором каждый день будут успокаивающие посты: «Всё в порядке, экологичная упаковка всё ещё в тренде». Поэтому в дайджесте Наташи снова будет много кейсов на эту тему.
Наталья Колесникова, ведущий дизайнер
Ético
Это концептуальный супермаркет в Берлине. Своей целью Ético заявляют воспитание в обществе интереса к экологии, бережного отношения к природе и ценностей честных трудовых отношений. Это целая система брендов экологичных товаров. В архитектуру входит четыре суббренда, которые вместе образуют цельную устойчивую дизайн-систему.
Несмотря на разные направления и разные носители, агентство смогло адаптировать стиль под все SKU. Бренд приятно меняется между линейками, сохраняются основные принципы минималистичной вёрстки, и даже гравюрные цветочки, появившееся на упаковках отдела Igea, не выбиваются из общей концепции. Также разработчики придумали сложные градиенты для каждого континента и используют их в качестве кодирования упаковки.
В четырёх направлениях уместились четыре разных приёма для вёрстки упаковки: фотографии, градиенты, иллюстрации и плашечные цвета. При этом все SKU говорят на одном языке и связаны с главным брендом магазина.
Atlas
Товары для дома и интерьера. Упаковка спроектирована так, чтобы её можно было собирать из отдельных листов переработанного картона без использования клея.
Одежда и аксессуары. Упаковки тоже из переработанного картона.
Линия натуральных средств по уходу за собой. В упаковке не используется пластик. Только перерабатываемые материалы: картон, металл и стекло.
Terra
Продукты питания. В этом направлении основным фоновым цветом у многих SKU выступает чёрный, но за счёт схожести принципов построения макета, всё так же выглядит органично.
В упаковке используются бумага, картон, металл. Жидкости продаются в стеклянных бутылках модной сейчас на Западе «аптечной» формы.
Спасибо за покупку!
Концепция СТМ от Jekyll & Hyde. Когда смотришь на такую концепцию, думаешь — как никто не догадался до этого раньше? Идея очевидная и лежит на поверхности, при этом конечный результат действительно выглядит как хороший недорогой СТМ.
В основе графического оформления лежит образ кассового чека. Информация о составе продукта и сроках годности, которые обычно помещаются на контрэтикетку, здесь помещены на самое видное место. Бренд тем самым как бы говорит, что ему нечего скрывать.
Интересно также, что агентство выставило этот кейс не только потому что они так могут: на контрэтикете написана информации о вакансии арт-директора. Отличный ход — выставлять на ресурсе для дизайнеров хороший кейс с вакансией. Надеюсь, ребята скоро найдут нового человека в команду, а концепция СТМ перестанет быть концепцией, и мы увидим её на полках.
GOODJOB
Эта концепция — студенческий проект в БВШД. Туалетная бумага для мужчин. Сама дизайнер говорит об этом проекте следующее: мужчины испытывают трудности при покупке туалетной бумаги, в магазине они её часто путают с бумажными полотенцами. К тому же дизайн упаковки туалетной бумаги часто очень женственный, и мужчины стесняются его покупать.
Дизайн GOODJOB, наоборот, очень сдержанный и строгий. Дизайнер говорит, что она вдохновлялась образом ящика для инструментов. Также по задумке упаковка сделана из переработанного картона. Все графические элементы печатаются в одну краску, что повышает экологичность продукции, куда же без неё.
Несмотря на то, что по замыслу автора дизайн рассчитан на мужскую аудиторию, мне кажется проект получился без гендерной привязки, я бы сама с удовольствием купила такой продукт. Не стоит также забывать, что по статистике покупками в основном занимаются женщины, и вряд ли кто-то покупает отдельную бумагу для каждого члена семьи.
По сути целевая аудитория такого продукта — мужчины с достатком «средний плюс», которые живут одни. Не думаю, что в среднестатистическом ритейле большой процент таких покупателей, так что со стороны позиционирования проект недостаточно хорошо проработан. Однако в самой категории действительно мало хорошего дизайна, поэтому приятно видеть, что и здесь есть попытки сделать хорошую современную упаковку.
Orenga Type Soaps
Мыло, целевой аудиторией которого являются дизайнеры. Оно выпущено в честь 10-летия шрифтового семейства Orenga. «Тайповое» мыло со 100% ароматом душицы.
Образцы мыла воссоздают историю развития шрифта, каждый кусочек имеет форму одной из букв его названия и выполнен в виде печатной литеры. В серии хорошо показаны все начертания, упаковка приятная и осмысленная.
LOWKO Ice Cream
Это мороженое из Бразилии. Главная прелесть упаковки — очень милые актуальные иллюстрации. Для оформления были разработаны персонажи, символизирующие различные добавки для мороженого LOWKO: ваниль, бригадейро, чизкейк с пастой из гуавы, фисташка и шоколад с фундуком. Качественный, современный, а главное — полностью реализованный кейс, который очень приятно видеть на полках.
Amino Mantra
Упаковка для овощных пирожков без глютена, крахмала, сои, лесных орехов и протеиновых порошков. Только овощи, бобы, травы и специи. В иллюстрациях хорошо обыгрывается слоган Eat naked, подчёркивающий 100 % натуральный состав продукта.
В разработке иллюстраций не использовались цифровые технологии: только карандаш и бумага. В результате они получились немного небрежными, но именно это делает их обаятельными и настоящими.
viamic
Название бренда переводится как винный друг. Все SKU в этой линейке имеют также названия: «старый друг», «виртуальный друг», «лучший друг», «невидимый друг». Бренд как бы предлагает нам провести вечер с одним из друзей, ведь в вине и дружбе самое важное — это ощущения, которые они нам приносят.
Производитель ориентируется на молодую аудиторию, поэтому в основе дизайна этикеток лежат маркеры, вызывающие ассоциации с Instagram. При этом изображения сильно размыты, как при плохом интернет-соединении. Этикетка побуждает потребителя отключить связь с онлайн-миром и представить, что же скрывается за размытием. Тем самым аудитория исследует не чужие фотографии в сети, а своё собственное воображение.
Lés-a-lés
Очень люблю кейсы, за которыми кроется история. Это как раз тот случай. Название — это португальское выражение, означающее «от одного конца до другого». Этот бренд представляет собой более 10 лет путешествий по Португалии в поисках забытых традиционных сортов вин.
Визуально это подчёркивается с помощью винтажного дизайна этикеток, год сбора винограда маркируется на каждой этикетке как номер билета. Каждое вино — это путешествие, каждое этикетка — билет к открытию забытого наследия.
Что означает эко шмеко
Когда, как не в День без покупок, поговорить о важном? Среди моих знакомых довольно много людей, настроенных экологично. Иногда радикально экологично. И умеют они с серьёзным видом вести разговоры о переработке, видах пластика, вреде здоровью и природе со всех сторон. Долго я уходила от этих разговоров, делала, что считала нужным: потихоньку поддерживала раздельный сбор мусора, поставила коробочку для батареек в подъезде, рассказывала читателям, куда деть ненужные вещи, если не в ведро…
Но тут очередная дискуссия, в которой одни люди говорили другим, в какой упаковке те ДОЛЖНЫ покупать сметану, заполированная мыслями об экомехе, заставила меня сформулировать свою позицию последнего времени.
Для начала снова процитирую Дениса Старка: «Когда человек берёт на себя чужие проблемы и считает их своими — это называется неврозом. Забота о природе — это невротическое поведение».
Я вот считаю, что отказывать себе в каких-то желанных или любимых продуктах, товарах и услугах только потому, что одни чуть больше, чем другие вредят окружающей среде — показатель невроза. Очень знакомого мне невроза. Но всё-таки невроза.
И предпочитаю называть вещи своими именами.
Любой среднестатистический пакет с мусором, выбрасываемый на наши помойки каждую секунду, содержит перерабатываемые и неперерабатываемые отходы, возможно, даже пригодную в пищу еду и пригодную к носке одежду. Чего там точно нет, так это стремления своим мусором изменить мир, кому-то послужить примером и что-то доказать.
И обычно человек относится к нему, как к собственным какашкам, не лезет разбираться, что из них ещё пошло бы в компост, а то и заново в ужин, и как бы ему с пользой употребить свою мочу для полива растений и для маски для лица. Это просто какашки. От них нужно избавиться, чтоб не воняло. Как и от мусора. Тогда неприятный запах и лишние мысли не будут отвлекать от тех дел, для которых этот человек встаёт каждый день утром, для чего он был рождён и придуман.
Или вот магазины. Они предоставляют возможность выбирать пищу, если желудок просит. Организм очень хорошо знает, какие продукты ему подходят, а какие нет, он нуждается только в одном — удовлетворении голода подходящей для этого едой. И часто на пути удовлетворения этой базовой потребности встают голоса разума:
«Это вредно!»
«Тут странные добавки и Ешки»
«Белки с углеводами не усваиваются»
«Мясо нельзя, я же не убийца»
«В винограде слишком много сахара»
Так часто и развиваются расстройства пищевого поведения, среди которых не только негламурные компульсивное переедание и булимия, но и анорексия и набирающая обороты орторексия, когда человек начинает делить все продукты на правильные и неправильные, и со временем неправильных и нездоровых в списке становится всё больше, что создаёт значительные ограничения в выборе, дефицит питательных веществ, но ещё хуже постоянное недовольство собой, своей едой, тревогу и даже депрессию.
А представляете, когда ко всем этим голосам примешиваются ещё:
«Это упаковано в упаковку, которую не принимает Раздельный Сбор!»
«Огурцы только на поддоне, пойду в другой магазин!»
«Тут гринвошинг на упаковке, больше не буду это покупать.»
«Забыла авоську, лучше вообще обойдусь без ужина.»
«В этом магазине всегда приходится ругаться из-за лишних пакетов, в которые всё пакуют, даже бананы!»
Ориентироваться на значок пластика на упаковке при покупке — значит загонять себя в ещё более строгие рамки, чем просто быть пищевым орторексом.
Конечно, какое-то время это легко удаётся с помощью контроля, но со временем ограничивать и ущемлять себя становится всё сложнее, жизнь становится подчинённой всё более сложному своду правил, соблюдение которых лишает лёгкости, простоты и свободы.
Так и с шубами. Можно сколько угодно спорить и взвешивать, что экологичнее: натуральный мех, экомех, искусственный мех или вовсе куртки-пуховики.
Но что если вместо этого задать другой вопрос: зачем нам верхняя одежда? Сохранять тепло в мороз, не так ли?
Какая одежда справляется с этим лучше? Какая служит дольше? Какую удобнее и приятнее всего носить? Какую я могу позволить себе по деньгам?
У каждого из нас свои ответы на этот вопрос. И я думаю, что выбор может строиться только на этих критериях. Не на том, что нам рассказали очередные эксперты, не на том, за что нас будут больше уважать в обществе, и точно не на том, какие аргументы приводят сами производители.
Когда я говорю о простой экологичной жизни, я говорю не о дотошности в экомаркировках и вызывающем аскетизме, для меня это про то, чтобы жить свою жизнь полно, реализовываться не в потреблении, а в созидании. Отдавать себе отчёт в том, какой реально мизерный урон нанесёт очередная баночка на помойке. Ставить свои интересы выше чьих бы то ни было: других людей, животных, природы.
И это не значит забить на экологию и наплевать на всех вокруг, не значит молчать и быть пассивным, это всего лишь значит вылечиться от невроза. Перестать быть перфекционистом, страстным агитатором-спасателем, послушной паствой каких бы то ни было идей.
Быть по-настоящему экологичным. По умолчанию.