Пушкин сегодня ___________________________ Владимир Козаровецкий
СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК
В качестве подтверждения стихотворного таланта Ершова и, как следствие, его авторства «КОНЬКА-ГОРБУНКА» наши ершоведы приводят тот факт, что стихи Ершова в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник» публиковались рядом с пушкинскими произведениями. Исходя из таких соображений, их следовало бы включать в хрестоматии русской поэзии; ну, что ж, рано или поздно Ершова все равно пришлось бы начать цитировать, иначе читатель так никогда и не поймет, о чем тут у нас идет речь. Итак, вот стихотворение Ершова, опубликованное «Библиотекой для чтения» рядом с отрывком из пушкинского «МЕДНОГО ВСАДНИКА» (чтобы никому не пришло в голову, что я занимаюсь подтасовкой, привожу стихотворение целиком):
Как во поле во широком Дуб высокий зеленел; Как на том дубу высоком Млад ясен орел сидел.
Тот орел ли быстрокрылый Крылья мрачные сложил И к сырой земле уныло Ясны очи опустил.
Как от дуба недалеко Речка быстрая течет, А по речке по широкой Лебедь белая плывет.
Шею выгнув горделиво, Хвост раскинув над водой, Лебедь белая игриво Струйку гонит за собой.
«Что, орел мой быстрокрылый Крылья мочные сложил? Что к сырой земле уныло Ясны очи опустил?
Аль не видишь: недалеко Речка быстрая течет, А по речке по широкой Лебедь белая плывет?
Мочны ль крылья опустились? Клев ли крепкий ослабел? Сильны ль когти притупились? Взор ли ясный потемнел?
Что с тобою, быстрокрылый? Не случилась ли беда?» Как возговорит уныло Млад ясен орел тогда:
«Нет, я вижу: недалеко Речка быстрая течет, А по речке по широкой Лебедь белая плывет.
Мочны крылья не стареют, Крепкий клев не ослабел, Сильны когти не тупеют, Ясный взор не потемнел.
Но тоска, тоска-кручина Сердце молодца грызет, Опостыла мне чужбина, Край родной меня зовет.
Там, в родном краю, приволье По поднéбесью летать, В чистом поле, на раздолье, Буйный ветер обгонять.
Там бураном вьются тучи; Там потоком лес шумит; Там дробится гром летучий В быстром беге о гранит.
Там средь дня в выси далекой Тучи полночью висят; Там средь полночи глубокой Льды зарницами горят.
Скоро ль, скоро ль я оставлю Чужеземные краи? Скоро ль, скоро ль я расправлю Крылья мочные мои?
Я с знакомыми орлами Отдохну в родных лесах, Я взнесусь над облаками, Я сокроюсь в небесах».
Камень милый, бирюзовый, Ненаглядный цвет очей! Ах, зачем, мой милый камень, Ты безвременно потуск.
Впрочем, подлинный П.П.Ершов, при всей своей бесцветности, ничуть не хуже нынешних сочинителей торжественных од».
Только чур со мной не драться И давать мне высыпаться, А не то я был таков.
Еще в нескольких случаях тоже имеют место улучшения, хотя замены никак не связаны с цензурными требованиями. Отсюда может быть сделан вывод, что в распоряжении Ершова был первоначальный текст с пушкинскими поправками, который впоследствии был уничтожен. Вместе с тем часть отточий в сказке фиктивны, это пушкинские изъятия, не нарушающие повествования, и попытки любой их замены текстом могут привести только к ухудшению. Вот первая же ершовская вставка на место точек во второй части сказки:
Царь смотрел и дивовался, Гладил бороду, смеялся И скусил пера конец. Тут, уклав его в ларец, Закричал от восхищенья: Закричал (от нетерпенья), …………………………… Подтвердив свое веленье …………………………… Быстрым взмахом кулака: «Гей! Позвать мне дурака!»
А за что кит наказан?
Месяц ясный говорит: Он за то несет мученье, Что без Божия веленья Проглотил он средь морей Три десятка кораблей. Если даст он им свободу, То сниму с него невзгоду».
Чудо-кит поворотился, Начал море волновать И из челюстей бросать Корабли за кораблями С парусами и гребцами…
Много ль времени аль мало С этой ночи пробежало, — Я про это ничего Не слыхал ни от кого. Ну, да что нам в том за дело, Год ли, два ли пролетело, — Ведь за ними не бежать. Станем сказку продолжать.
Ну-с, так вот что! Раз Данило (В праздник, помнится, то было), Натянувшись зельно пьян, Затащился в балаган. Что ж он видит? — Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. “Хм! теперь-то я узнал, Для чего здесь дурень спал!” — Говорит себе Данило. Чудо разом хмель посбило.
Виктор Драгунский, http://www.skazka.com.ru/article/dragun/000001dragun.html
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила: — Ну, как твой самосвал? А я сказал: — Я, мама, променял его. Мама сказала: — Интересно! А на что? Я ответил: — На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!
Мама пристально посмотрела на меня и спросила: — А чем же, чем же именно он лучше? Я сказал: — Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится.
К сожалению, догоняя восьминогого зайца, моя верная собака так устала от трехдневной погони, что упала на землю и через час умерла.
Я чуть не заплакал от горя и, чтобы сохранить память о своей умершей любимице, приказал сшить себе из ее шкуры охотничью куртку. С тех пор мне уж не нужно ни ружья, ни собаки. Всякий раз, когда я бываю в лесу, моя куртка так и тянет меня туда, где прячется волк или заяц.
Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя! Зверь падает на месте, убитый удивительной пуговицей. Эта куртка и сейчас на мне.
Вы, кажется, не верите мне, вы улыбаетесь? Но посмотрите сюда и вы убедитесь, что я рассказываю вам чистейшую правду: разве вы не видите своими глазами, что теперь на моей куртке осталось всего две пуговицы? Когда я снова пойду на охоту, я пришью к ней не меньше трех дюжин.
Вот будут завидовать мне другие охотники!
Французская народная сказка
Жила когда-то вдова, у которой было две дочери: старшая так была похожа на нее нравом и лицом, что всякий, кто видел ее, как бы видел перед собой и ее мать. И мать, и дочь были обе такие противные и такие надменные, что никак нельзя было с ними ладить.
Младшая, которая кротостью и добронравием всецело походила на отца, была к тому же одной из самых красивых девушек, каких когда-либо случалось видеть. А так как всякий, разумеется, любит подобного себе, то мать была без ума от своей старшей дочери, а к младшей чувствовала страшную неприязнь. Есть она позволяла ей только на кухне и заставляла ее непрестанно работать.
Эта бедная девушка, в числе прочих своих обязанностей, должна была два раза в день ходить к роднику, за полмили от дома, и приносить большой кувшин воды.
Любопытный
Крестьянин и Работник
Когда у нас беда над головой, То рады мы тому молиться, Кто вздумает за нас вступиться; Но только с плеч беда долой, То избавителю от нас же часто худо; Все взапуски его ценят*; И если он у нас не виноват, Так это чудо!
Герострат
Феликс Кривин, «Ученые Сказки»
А Герострат не верил в чудеса. Он их считал опасною причудой. Великий храм сгорел за полчаса, и от него осталась пепла груда.
Но Герострат не верил в чудеса, он знал всему действительную цену. Он верил в то, что мог бы сделать сам. А что он мог? Поджечь вот эти стены.
Поймём ВЕЛИкое Cлово «Ленивец»: Посвящённый в Грамоту Пушкин называет особо Дееспособных, т.е. умеющих «Словом Орати ВсеЯСветы» Великими Ленивцами (Например, Дельвига). У Гоголя это же отображено у Мага в «Ночи перед Рождеством». Могуча Похвала(!), если кого-то назвать Ленивцем.
Из всех братьев именно Иван ближе к Священному ОГнЮ Жизни на Поде Родовой Памяти.
Сравнение литературной и народнойсказок.Характеристика героев
Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты:предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
II.Повторение и закрепление изученного материала
• Замысел сказки возник у Ершова. (в детские годы). Таких сказок в мире очень мало — это сказка. (ребенка для ребят).
• Сказку «Конек-Горбунок» он написал в. (18лет). Молодцы! А сейчас мы начинаем работу над этой замечательной сказкой.
III.Работа по теме урока
( Чтение сказки по частям, до слов «В долгом времени аль вскоре. » на с. 39 учебника.)
— С чего начинается сказка? Что мы узнали об этой семье?
— Как вы понимаете выражение «Средний сын и так, и сяк. »? (Чтение до слов «Вот как стало лишь смеркаться. » на с. 40.)
— Как вы поняли выражения «пшеницу шевелить», «как бы вора соглядать»?
— Какой выход нашли братья, чтобы выследить и поймать вора? (Чтение до слов «Стало сызнова смеркаться. » на с. 41.)
— Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «закопался под сенник», «не ударил в грязь лицом».
— Как караулил старший брат?
— Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее?
— Как отец отнесся к караулу старшего сына?
V.Продолжение работы по теме урока
1.Работа с текстом сказки
( Чтение следующего отрывка от слов «Стало в третий раз смеркаться. » на с, 42.)
— Что означают следующие выражения: «стало сызнова смеркаться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз». Как средний брат нес караул? Что он сказал домашним, когда вернулся?
( Чтение отрывка до слов «Много времени аль мало. » на с. 48.) Какие слова и выражения вам были непонятны? (Учащиеся вместе с учителем разбирают непонятные слова и выражения.)
— Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
— Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
— Почему же он так вел себя?
— Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына? (Чтение до слов «Вечер к ночи пробирался. » на с. 49.)
— Объясните значение выражения «чудо разом хмель посбило». (Протрезвел.)
— Объясните значение выражения «так и дуют босиком». (Бегут босиком.)
— О чем рассказывается в этой части?
— Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?
— Что они решили сделать? ( Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались. » на с. 51.)
— Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.Как он узнал о том, кто украл коней? Как он сумел отыскать воров?
2.Сравнение литературной и народной сказок
— Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»? («Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)
Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.
— Послушаем народную сказку «Конек-Горбунок», а затем сравним народную и литературную сказки. ( Читают подготовленные ученики.)
— Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу. 68
— Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и литературной?
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.
Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII.Подведение итогов урока
— Как вы относитесь к поступку братьев? Какие чувства вы испытывали при чтении сказки Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата? Домашнее задание
Дочитать сказку до конца, подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь, подтверждая цитатами из текста.
План конспект урока по литературному чтению 4 класс
Тема: П.П. Ершов«Конек-Горбунок».
Сравнение литературной и народнойсказок.Характеристика героев
Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты:предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
II.Повторение и закрепление изученного материала
• Замысел сказки возник у Ершова. (в детские годы).
• Таких сказок в мире очень мало — это сказка. (ребенка для ребят).
• Сказку «Конек-Горбунок» он написал в. (18лет).
Молодцы! А сейчас мы начинаем работу над этой замечательной сказкой.
III.Работа по теме урока
( Чтение сказки по частям, до слов «В долгом времени аль вскоре. » на с. 39 учебника.)
— С чего начинается сказка? Что мы узнали об этой семье?
— Как вы понимаете выражение «Средний сын и так, и сяк. »? (Чтение до слов «Вот как стало лишь смеркаться. » на с. 40.)
— Как вы поняли выражения «пшеницу шевелить», «как бы вора соглядать»?
— Какой выход нашли братья, чтобы выследить и поймать вора? (Чтение до слов «Стало сызнова смеркаться. » на с. 41.)
— Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «закопался под сенник», «не ударил в грязь лицом».
— Как караулил старший брат?
— Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее?
— Как отец отнесся к караулу старшего сына?
V.Продолжение работы по теме урока
1.Работа с текстом сказки
( Чтение следующего отрывка от слов «Стало в третий раз смеркаться. » на с, 42.)
— Что означают следующие выражения: «стало сызнова смеркаться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз».
— Как средний брат нес караул?
— Что он сказал домашним, когда вернулся?
— За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? Что он должен был сделать?
— Найдите описание Конька, которого обещала родить кобылица. Объясните, как вы поняли, каким он будет.
— Определите рост Конька. (Конек ростом три вершка — приблизительно 13 см.)
( Чтение отрывка до слов «Много времени аль мало. » на с. 48.)
— Какие слова и выражения вам были непонятны? (Учащиеся вместе с учителем разбирают непонятные слова и выражения.)
— Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
— Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
— Почему же он так вел себя?
— Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына? (Чтение до слов «Вечер к ночи пробирался. » на с. 49.)
— Объясните значение выражения «чудо разом хмель посбило». (Протрезвел.)
— Объясните значение выражения «так и дуют босиком». (Бегут босиком.)
— О чем рассказывается в этой части?
— Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?
— Что они решили сделать?
( Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались. » на с. 51.)
— Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.
— Как он узнал о том, кто украл коней?
— Как он сумел отыскать воров?
2.Сравнение литературной и народной сказок
— Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»? («Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)
Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.
— Послушаем народную сказку «Конек-Горбунок», а затем сравним народную и литературную сказки. ( Читают подготовленные ученики.)
— Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу. 68
— Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и литературной?
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.
Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII.Подведение итогов урока
— Как вы относитесь к поступку братьев?
— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?
— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?
Дочитать сказку до конца, подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь, подтверждая цитатами из текста.
У хмеля обнаружили потенциал борьбы с тяжёлым течением коронавирусной инфекции
Учёные обнаружили потенциал хмеля в борьбе с тяжёлым течением коронавирусной инфекции: он может помочь предотвратить так называемый цитокиновый шторм, сообщает Profibeer.
Работа учёных из института химии Макса Планка в Майнце была опубликована в журнале Frontiers in Plant Science. Она продолжает ранее проведённое исследование, в рамках которого было изучено 99 экстрактов растений, которым приписывают противовоспалительные свойства. Теперь учёные сконцентрировались на шишках хмеля и цейлонской корице. Было обнаружено, что они стабильно снижают активацию ключевого регулятора цитокинов — транскрипционного фактора NF-κB. Это может помочь в борьбе с цитокиновым штормом — воспалительной реакцией в организме, которая приводит к атаке иммунитета на собственные клетки и ткани.
Учёные предполагают, что экстракт хмеля может иметь антивирусный эффект: в частности, гумулоны могут подавлять репликацию респираторно-синцитиального вируса в клеточной культуре. Ксантогумол усиливает действие альфа-интерферона против вирусной диареи крупного рогатого скота. Также гумулоны усиливают воздействие некоторых антибиотиков и имеют противовоспалительный эффект за счёт подавления экспрессии циклооксигеназы. Ксантогумол оказывает противовоспалительный эффект при воздействии вирусов или эндотоксинов, влияет на выработку интерлейкинов и фактора некроза опухоли. Также хмелевой экстракт может снизить образование реактивных форм кислорода и азота, запускающих цикл воспаления. И, наконец, в исследованиях на животных было отмечено антитромботическое и антифибриногенное воздействие.
Аналогичные свойства были обнаружены у экстракта корицы. Учёные предполагают, что эти вещества, отдельно или в комбинации, могут иметь успех в лечении тяжёлого течения COVID-19 и предотвращать осложнения, в том числе связанные с терапией дексаметазоном. При этом эти растения широко доступны, а то, что они используются в пище, доказывает их безопасность (при отсутствии индивидуальной непереносимости). Учёные отмечают, что, вероятно, отдельные компоненты растительных экстрактов могут иметь лучший эффект, чем непосредственно экстракты.