Что означает читательский дневник
Читательский дневник
Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся записывают свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.
Я расскажу вам как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.
Зачем вести читательский дневник
Поверьте, читательский дневник ребенку нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как маленький человек научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.
Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.
Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.
Как вести читательский дневник
Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.
Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:
Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.
Иногда учитель сам дает детям шаблон заполнения дневника, а есть уже готовые бланки и шаблоны.
Первый столбец
Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.
Второй столбец
Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.
Пример читательского дневника
Надеюсь, вам понравится идея вести свой читательский дневник.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Читательский дневник: как завести, заполнять, оформлять
Обновлено: 19 Апреля 2021
Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.
Что такое читательский дневник
Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:
В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.
Формы дневника
Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:
Бумажный
Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.
Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.
Электронный
Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:
Как сделать читательский дневник
В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
Для художественных произведений дополнительно указываются:
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.
Читательский дневник школьника. Зачем он нужен?
Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник. И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.
Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:
♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?
Что такое читательский дневник и зачем он нужен?
Читательский дневник – это тетрадь, в которую человек записывает свои мысли, выводы из произведения, даты, имена и факты, а иногда и просто понравившиеся моменты.
В зависимости от того, в каком возрасте ведётся читательский дневник и по чьей инициативе, цель у него может быть разная. Как правило, первый читательский дневник появляется у ребёнка в школе. Он помогает закрепить прочитанное произведение в памяти, осмыслить его и понять, описать чувства, которые возникают при чтении, а также работать с текстом – его структурой, языком и содержанием.
Помимо познания и творчества, читательский дневник развивает грамотность ребёнка, ведь переписывая тексты, человек усваивает и орфографию с пунктуацией.
Как правильно вести читательский дневник?
Сначала это зависит от требований учителя. Можно просто записывать в тетрадь количество прочитанных вслух страниц и отметки, поставленные родителями или педагогами за качество прочтения. Можно разместить в тетради лишь названия и авторов книг, дни, в которые их читали и минимум своих соображений по поводу книги. Школьники старших классов и студенты зачастую используют дневник читателя как шпаргалку, содержащую цитаты из произведений или их анализ.
Читательский дневник можно создать не только исходя из требований учителя, но и из своей творческой необходимости, можно просто купить в книжном магазине готовый.
Покупка дневника, с одной стороны, развивает ребёнка. Ещё бы, ведь там есть готовые творческие задания, которые более интересны хотя бы тем, что написаны они не в учебнике. С другой стороны, если у ученика есть желание и стремление вести читательский дневник так, как ему нравится, не стоит ограничивать юного читателя рамками издательства.
Умение чётко, красиво и грамотно излагать свои мысли поможет и в деловой переписке, и в составлении бизнес-планов, и в создании простых планов на день. Начиная записывать основы прочитанного по обязанности, мы привыкаем и испытываем потребность делать это.
Научно доказано, что читающие люди лучше понимают геометрию, благодаря способности абстрактно мыслить, а те, кто пишет часто, делают это грамотнее и лучше запоминают информацию. Кроме того, многие великие люди вели дневники своей жизни. Ещё один научный факт: прочитанное воспринимается нами как пережитое. Те, кто анализирует свою жизнь через записи, становятся великими людьми: Франц Кафка, Лев Толстой, Марина Цветаева, Наполеон.
Лучший дневник тот, который написан для себя, а не для других людей. При этом сегодня самую доступную версию дневниковых записей мы видим в социальных сетях. Люди цитируют известных личностей и высказывают свои мысли. Публичность таких изречений связана с поиском эмпатии, понимания, а сами они отражают труд мысли и души одного конкретного человека. И если эта душа богата, а мысль интересна, то блог с этой «изреченной мыслью» способен принести хозяину ещё и огромный доход.
Обязательно мотивируйте своего ребёнка вести читательский дневник, это положительно повлияет как на его душевную организацию, так и на умственное развитие, да и просто создаст «шпаргалку» перед экзаменом. Сами анализируйте прочитанное и записывайте понравившиеся цитаты. Вернитесь к ним через пару лет, чтобы удивиться, как поменялось мировоззрение или какие важные вещи были забыты.
Как вести читательский дневник: содержание и оформление
В читательских дневниках школьники и некоторые взрослые ведут записи о прочитанных книгах, записывают сюжет, краткие характеристики главных героев, впечатление от произведения, главные мысли, делают рисунки. Такой дневник учит анализировать прочитанное, излагать мысли письменно.
Автор развивает в себе способность думать, сопоставлять, делать выводы — важнейшие навыки для обучения и жизни.
Что такое читательский дневник
В читательском дневнике записывают сведения о прочитанных книгах.
Дневник помогает вспомнить:
Это основные части его содержания.
Как правильно оформить читательский дневник
Сегодня в книжном магазине можно купить изданный в типографии дневник с определённой структурой, оформлением. Но интереснее и полезнее создать дневник самостоятельно, взяв обычную тетрадь в твёрдой обложке или блокнот, небольшой альбом.
Обложка тетради станет титульным листом, далее — оглавление, сам дневник, свободные страницы — например, для читательских планов, словарика новых слов, других записей по желанию.
Титульная страница дневника
На титульной странице нужно написать:
Пример титульной страницы
Здесь же можно что-то нарисовать, приклеить картинки, даже свою фотографию.
Не нужно стремиться, чтобы титульная страница была обязательно связана с чтением — пусть она выражает интересы читателя, его личность, будет просто красивой. Важно, чтобы дневник вызывал приятные чувства, чтобы к нему хотелось возвращаться.
Иногда титульная страница перестаёт нравиться автору дневника — можно просто приклеить на старую обложку чистый лист и создать новую, и даже не один раз. В этом нет ничего страшного — в этом творчество, развитие!
Оглавление
Это не обязательная страница дневника, но очень удобная. Она позволяет быстро найти произведение, особенно в том случае, когда дневник ведётся не первый год.
Пример оглавления
Страницы дневника
Обычно читательский дневник имеет несколько разделов — их количество и содержание определяет учитель или сам автор. Для каждого произведения заполняют часть или всё из перечисленного:
Пример содержания
Пункты можно оформить графами, в виде таблицы, но удобнее делать записи как в книге, каждый пункт оформляя в виде подзаголовка. Тогда внутри записей легко поместятся рисунки, картинки, которые значительно облегчат довольно трудное занятие — заполнение дневника. Писать и рисовать намного интереснее и легче: рисунок помогает думать и формулировать мысли.
Пример странички из читательского дневника
Старик и старуха живут у моря. Старик ловит рыбу, старуха прядёт. Как-то старик выловил золотую рыбку, которая сказала, что исполнит его желания, если старик выпустит её в море. Старик выпустил рыбку просто так. Но старуха стала ругаться, заставила выпросить у рыбки сначала новое корыто для стирки. Потом старуха потребовала новый дом, захотела стать дворянкой, царицей, владычицей морской.
Каждый раз, когда старик приходил к морю, оно становилось все более грозным. А в последний раз на море была чёрная буря. Не исполнила рыбка последнее желание старухи. Когда старик пришёл с моря домой, увидел, что вместо дворца снова землянка, на пороге сидит старуха перед треснувшим корытом.
Старик — трудолюбивый, спокойный, добрый и бескорыстный (отпустил рыбку без выкупа), не имеет характера — во всём слушается старуху.
Старуха — ворчливая, злая, жадная, любит командовать, не слушает ничьего мнения, не помнит добро (захотела, чтобы рыбка служила ей после всего, что получила от рыбки).
Жадность не приводит к добру. Если постоянно хотеть всё больше и больше, можно остаться ни с чем. Нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть, и быть благодарным за то, что тебе дали.
Мне понравилась сказка. Старуха мне немного напомнила меня, потому что мне тоже часто хочется всё больше и больше. Теперь я понимаю, что нужно себя перевоспитывать. Если я постоянно буду хотеть нового, то буду очень страдать, потому что всё получить невозможно!