Что означает число 100 в божественной комедии

Каббалистическая символика чисел в «Комедии» Данте

(Реферат по итальянской литературе)

Минск-2003

В мировой литературе существуют произведения, тайна которых до сих пор не раскрыта. Такие произведения многогранны, необычайно глубоки по своему смыслу. Можно без конкретных примеров утверждать, что каждый народ имеет подобный литературный шедевр. Однако стоит обратить внимание и на тех, кто создавал эти шедевры.

Данте Алигьери родился во Флоренции, которая была в 13 в. одним из самых крупных экономических и культурных центров в Западной Европе. Именно он создал «Комедию», вместе с которой вошёл в историю литературы как великий поэт, великий философ и не менее великий политик.

Это известно, пожалуй, всему миру. Но не каждый согласится с тем, что Данте был ещё и великим мистиком. Это утверждение кажется, по меньшей мере, абсурдным. На самом же деле, обратившись к символике чисел в «Комедии», нетрудно прийти к такому заключению. Обилие чисел, которые не только помогают истолковать смысл некоторых эпизодов, но и открывают то, что не лежит на поверхности текста, просто поражает.

В «Комедии» символика числа играет доминирующую роль. Так, главный образ произведения – Беатриче – имеет связь с числом, композиция зиждется на числах, в основе системы стихосложения, использованной для написания «Комедии», также числовая гармония. Таким образом, можно говорить о числовой структуре поэмы в целом.

Вследствие этого иудаизм выливается в особое движение, названное каббалистическим. Gabbalah (древнеевр. «предание») – мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом.

Каббала подразделяется на две части: теософскую (теософия – учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром) и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских постулатов, в основе которых лежит представление о мире как об эманации (см. ниже) Божества. Бог непостижим, но он проявляет своё существование в мире посредством постижимых десяти сфирот – десяти стадий эманации, или источников сияния: Кетер («Венец»), Хохма («Мудрость»), Бина («Разум»), Гедула («Величие»), Гевура («Сила»), Тиферет («Краса»), Нецах («Долготерпение»), Ход («Великолепие»), Цадик («Праведный») и Малхут («Царство»). Теософская каббала заимствовала элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков (поэтому, рассматривая «Комедию» Данте, не будем игнорировать и интерпретацию чисел в христианстве); также в каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти.

В основе практической каббалы лежит вера в то, что посредством определённых действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии. Для этого каббалисты оперируют именами бога, определёнными словами, используют талисманы, амулеты, а также числа. Именно каббалистическое учение стало первым шагом к созданию нумерологии: каббалисты приписали числа каждой букве иврита и попробовали с помощью этой системы заново прочитать Ветхий Завет. Поэтому нельзя опровергать и тот факт, что символика чисел в каббале и в христианстве имеет определённую связь. Толкование божественного значения чисел в обеих религиях часто совпадает.

Но не будем углубляться в историю каббалы. Подчеркну, что Данте как человек разносторонний не мог оставить без внимания принципы каббалистического течения, если оно плодотворно распространилось по территории Италии. Итак, приступим к анализу «Комедии», расшифровывая значение встречающихся в ней чисел в соответствии с каббалистическим и христианским учениями.

Ещё в «Новой Жизни» мы узнаём, что Данте впервые увидел Беатриче, когда ему было 9 лет, а ей – всего 8. Однако поэт говорит о начале девятого года, и впредь можно заметить, как упорно он старается связать Беатриче с числом девять. И это не случайно. Так, в христианской символике число три стало божественным, олицетворяющим Святую Троицу, а также три дня, проведённых Христом в могиле.

В каббале тройка обозначает синтез, гармонию, устойчивость и самодостаточность. Это число подавляет все внутренние противоречия. Часто оно изображается как треугольник. Эта фигура не затрагивает остальное пространство, находясь в одной своей плоскости, она устойчива, извлекает гармонию из окружающего мира, присваивая себе, чтобы потом излучить её, хоть и с меньшей силой.

Каббалисты называют тройку числом завершения, выражением начала, середины и конца, поэтому здесь можно говорить о полной гармонии, о средоточии всего существующего в числе 3.

Добавлю, что в каббалистическом учении числа не только рассматриваются сами по себе, но ещё и дробятся на составляющие. В свою очередь, тройка представляется как единство (1), двойственность (2) и синтез, т. е. 1+2=3. Рассмотрим теперь единицу и двойку. Первое число – символ единства, единого бога. Это архетип Абсолюта, который отсылает к происхождению мира, такого же единого и единственного, как и бог.

Ещё одна интерпретация единицы с точки зрения отношения к творчеству: она символизирует творческое начало, замкнутое внутри себя, которое со временем реализуется в полной своей мере, но заглянуть внутрь этого творческого начала, когда оно ещё не нашло себе выхода, невозможно. Здесь вспоминается всеобщее удивление таланту Данте; происхождение таланта до сих пор кажется таинственным и невероятным.

Каббалисты считали девятку вторым уровнем воплощения гармоничной тройки, теперь уже на уровне идей, на котором располагаются числа от 1 до 3, а в частично одухотворённой живой материи (третий уровень одухотворения, на котором находятся числа от 7 до 10). Девятка – знак качественного скачка перед завершением третьего уровня, выражающегося в десятке появлением самосознания духа. В девятке сконцентрирована космическая гармония, оформившаяся в одухотворённой материи, которая, однако, была не подготовлена к этому, и поэтому содержащая в себе неразрешённый антагонистический конфликт. Этот конфликт разрешается только в десятке, а девяткой он воспринимается как неразрешимый, но тщательно скрытый под внешней гармонией. Всё это ассоциируется с безответной любовью Данте к Беатриче, которая для него оставалась гармоничной, не зная о его любви.

Что же касается образа Данте в «Комедии», то его появление также связано с числом. «Совершенным возрастом поэт считал 70-летие, и когда он упоминает в самом начале «Комедии» о половине земной жизни, то, несомненно, имеет в виду 35-летний возраст.

Число 35 объединяет в себе в равной степени любовь к жизни и любовь к богу, а также любовь земную и небесную. Для человека 35 – чувство благоговения перед жизнью, ощущение духовности, наполняющей собой весь живой мир. Следуя такому толкованию, мы можем судить о душевном состоянии Данте во время написания «Комедии». В какой-то степени эти положительные, возвышенные эмоции перекликаются с надеждой на моральное исправление человечества в лучшую сторону (см. далее).

Что касается структуры «Комедии», то в её основе лежат не только тройка и девятка. Мной уже было упомянуто число 33 (количество песен в кантиках «Чистилище» и «Рай»). Само по себе тридцать три очень интересно, т. к. не только несёт определённый смысл, но и в комбинации с другими числами приобретает новый.

Христос прожил 33 года. «Комедия» будто бы содержит все эти годы его жизни, воплощая Христа. Можно даже сказать, что на произведении лежит божье благословение.

Каббала толкует число 33 как уровень гармоничного внешнего оформления (две тройки).

Своеобразно интерпретируются числа 7 и 40 (замечу, что если к 33 прибавить 7, то получится 40). Семёрка – число совершенства. Духовное развитие человека идёт по семи чакрам (частотам), в вибрации каждой из которых есть семь характерных обертонов – планов данной чакры, а в каждом из этих семи планов выделяются, в свою очередь, ещё семь подпланов. Духовный уровень человека определяется его основной частотой, определённым её планом и его подпланом, т.е. трёхзначным семеричным числом. При этом практическим духовным учителем может быть человек, находящийся выше данного ровно на чакру, тогда между ними будет взаимопонимание, основанное на тождестве обертонов.

Семёрка не подавляет и совсем не догматична. Она не отрицает земную реальность, но высвечивает её тонкую природу и даёт ощутить её высший смысл. В её присутствии происходит медитативное преображение обыденности. Эта характеристика полностью подходит для объяснения смысла «Комедии», её общего настроения.

Выстрою следующую цепочку: число 50 в каббалистической традиции считается священным, т. к. следует за сорока девятью, которые есть семёрка, умноженная сама на себя. Итак, мы опять пришли к совершенной семёрке и к совершенству «Комедии». Кстати замечу, что чистилище состоит из семи кругов.

Теперь – поподробнее о числе 50. Пятьдесят символизирует магические приёмы, используемые в обществе для помещения человека в необходимое положение, а при сопротивлении – для изоляции от общества, изгнания или уничтожения. Таким образом, число 50 имеет непосредственную связь с судьбой Данте. Аллегорические расшифровки символичности этого числа несложно применить в реальности относительно жизни писателя: благодаря «стараниям» Габриэля ди Губбьо он подвергся изгнанию (см. далее о числе 40). Если бы он перешёл на сторону чёрных гвельфов, возможно, обстоятельства сложились бы по-другому, и Данте избежал бы изгнания.

Что касается числа 40, то оно символизирует период испытаний. В течение сорока лет израильтяне скитались по пустыне и в течение такого же периода времени находились в рабстве у филистимлян. Сорок дней и сорок ночей длился Всемирный потоп. После крещения Христос сорок дней находился в пустыне, где его искушал дьявол.

Все эти библейские события представляют собой некоторые испытания. Соотнесём этот факт с судьбой автора «Комедии», жизнь которого была далеко не благополучной. Известно, что он состоял в рядах белых гвельфов. В 1301 году к власти во Флоренции пришли чёрные гвельфы, подтеста города был назначен Канте Габриэль ди Губбьо. Он прекратил стихийные грабежи и убийства, начатые чёрными гвельфами, и организовал преследование белых более цивилизованным способом: «наказания» для инакомыслящих приобрели юридический характер. 27 января 1302 г. Данте был упомянут в списке политических преступников. Он обвинялся в деятельности, приносящей незаконные доходы и в растрачивании казны коммуны; эти финансовые средства он якобы употреблял для организации сопротивления папе и принцу Карлу Валуа. Сложно подтвердить либо опровергнуть эти сведения. Достоверно известно только, что, не дожидаясь исполнения приговора (конфискация, уничтожение имущества и изгнание), Данте добровольно уехал из Флоренции в горные замки графов Гвиди и никогда больше не вернулся на родину. Только после смерти Данте Алигьери, после того, как к нему пришла слава, Флоренция назвала его своим «великим гражданином».

Каббалисты утверждают, что в числе 40 одухотворяется материя и наделяется самосознанием. Сорок означает очень высокий этап проявления духа, и люди, поднимающиеся до сорока хотя бы медитативно, воспринимаются человечеством как великие – это известные художники, писатели, философы, чьи творения создают устойчивые и широкие каналы в другие миры. Эти миры часто не только ярче обычного, они гораздо лучше структурированы, и их внутренние законы существенно ярче, а главное – всегда исполняются. Действуют эти законы не только в сказках, где добро побеждает зло, но и в реалистичных произведениях. Это касается и дантовской «Комедии». В самом деле, там описывается загробный мир, и мы сталкиваемся с яркими картинами, которые служат каналами для познания потустороннего мира.

Сорок также олицетворяет человека, который ощущает себя практическим духовным учителем человечества и пишет трактат о государстве.

Число 40 в «Комедии» мы открыли, проведя арифметическую операцию сложения: 33+7=40. Но вспомним, что в первой кантике («Ад») не 33 песни, а 34, и в связи с этим развивается новый ряд рассуждений.

Во-первых, число четыре обозначает четырёх евангелистов. Во-вторых, в каббалистическом учении четвёрка символизирует грубую материализацию, примитивную, жёсткую форму, мучительное состояние, когда дух теплится в форме. Он всегда там существовал, но не может прийти в гармонию с формой, т.к. она не соответствует содержанию. Однако четвёрка ещё и стимул к разрешению проблемы.

А вот символичность числа 34: любовь, страдания и радость за человечество Девы Марии при распятии Иисуса Христа. Одним из проявлений тридцати четырёх является институт официальной церкви, противоречивой и несовершенной, для которой актуальна проблема морального разложения.

Соотнесём всё вышеописанное с содержанием «Ада». Грубость, даже, скорее, жестокость – это мотивы кантики. Эти эмоции руководят жизнью в Аду, если такие мучения можно назвать словом «жизнь». Но рассказ о мучениях грешников, тем более рассказ якобы очевидца, в самом деле может послужить толчком к разрешению проблемы, т.к. люди на земле, придя в ужас от описанного, возможно, станут меньше грешить.

Что касается морально пошатнувшейся официальной церкви, то в первой кантике мы встречаем множество персонажей – лиц духовного сана, которые несут наказание за неправедную жизнь на земле. Это, например, Николай Третий, казнимый за святокупство, и упоминаемый Бонифаций Восьмой, который должен вскоре быть ввергнутым в Ад.

Число 10 – это религиозность, неуверенность в себе, подверженность религиозным сомнениям и поиску. Возможно, это душевное состояние Данте во время написания «Комедии». Мы не можем достоверно знать, что происходило в его внутреннем мире, но естественно предположение, что происходящее в обществе и государстве в конце 13 – начале 14 вв. заставляло поэта задумываться, существует ли та божественная сила, способная изменить хоть что-либо к лучшему на этой земле.

Итак, далее о структуре «Комедии».

Общее число стихов песни в поэме – 144. Христиане насчитывают 144.000 праведников в Апокалипсисе; Каббалисты видят под числом 44 встречу человека с материальными свидетельствами неземных цивилизаций, материальное чудо, которое можно ощутить органами чувств. Но это свидетельство – не живой предмет и не способен созидать сверхъестественное. Таким «предметом» можно считать само произведение Данте, его «Комедию», которая является своеобразным доказательством существования загробного мира в глазах читателей.

Кантику «Ад» в связи с иным количеством стихов следует рассмотреть отдельно. Если в «образцовых» песнях было 144 стиха, то в первой их 145. Сорок пять, как ни странно, символизирует счастливый конец, успешную борьбу со злом, гармоничную магию. Но эту странность можно объяснить надеждой поэта на совершенствование морального облика людей, на улучшение политической ситуации в Италии. За ужасами Ада кроется уже упомянутая причина повышения уровня морали в человеческом сознании – страх за себя, боязнь вечных мучений.

Говоря о числах, вспомним, что начало путешествия Данте – 1300 год. Из трудов исследователей его творчества известно, что Данте делил мировую историю на две части, обе содержат в себе по 6500 лет. Первая часть – от сотворения Адама до 1300 года, вторая – от 1300 года до Страшного Суда. В сумме – 1300 лет. Итак, начало путешествия по загробному миру – центральное событие истории.

Обратимся к каббалистическому учению для расшифровки чисел 13 и 65.

Первое число, вопреки бытующему современному суеверию, не просто несчастливое. Это та сила, которая опускает человека вниз на уровни ниже двенадцати, на время лишая духовного начала и искушая прожить без него в радости плотской жизни. Это число «чёрного учителя», толкающего на искушение различными способами. Снова применяя разложение на слагаемые, получим: 13 =10+2+1. Формула толкуется несколько неожиданно: чёрт (13) – это человек (10) с рогами (2) и с хвостом (1). Значит, 1300 год – пик искушения людей дьяволом, причём дьявол – аллегория. На самом же деле это сами люди, вводящие в искушение как других, так и себя.

Второе число немногим отличается от первого. Оно также символ «чёрного учителя», только уже принимающего человеческий облик (что подтверждают рассуждения, приведённые выше).

Не только числа, но и многое другое несёт скрытый смысл в «Комедии»: цвета, геометрические фигуры и т. д. Существовало (и существует доныне) множество мистических учений, которые объясняют суть, значение явлений, происходящих в мире, предметов, нас окружающих. В основном объяснения не сходны, но строятся таким образом, чтобы не вступать в противоречие друг с другом. Все эти течения и учения возникают из естественного желания человека познать природу и самого себя. Однако роль символов в «Комедии» Данте другая. Поэт лишь брал за основу те знания мистики, которые преподносила ему эпоха. Символизм у него – один из способов художественного отображения реальности, своего внутреннего мира, эмоций и переживаний. Нельзя не согласиться, что душевное состояние человека индивидуально, неповторимо и труднообъяснимо, поэтому не исключено, что все трактовки символов, предположения, приведённые выше, либо недостаточно глубоки, либо чрезмерно детализированы. Мы никогда не узнаем наверняка, что имел в виду писатель, а можем только предполагать. Но есть и оправдание данным научным неточностям: это всего лишь проведённый анализ, выдвинутая гипотеза на основе материалов различных научных исследований.

1. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте – М., 1967.

2. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери – М., 1990.

Источник

В чем главная тайна ада Данте?

Во Флоренции на фреске в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре великий поэт эпохи Возрождения Данте Алигьери изображен с раскрытой книгой в левой руке. Это книга – знаменитая «Божественная комедия», описание путешествия по трем царствам иного, сакрального мира. Правой рукой Данте указывает соотечественникам на раскрытые врата ада, открывающие путь в чрево земли. За спиной поэта вздымается гора чистилища, над которой сверкают небесные сферы рая.

«Божественная комедия» стала отнюдь не первым подробным описанием пути через преисподнюю и райские кущи. Более того, Данте имел возможность использовать и использовал богатый опыт своих предшественников, наполнив его новым содержанием.

В III в. до н.э. парфянский царь Адрашир I Бабаган, основатель династии Сасанидов, собрал 40 тыс зороастрийских жрецов и выбрал из них самого достойного по имени Адра Вираф. После этого избранник выпил священный напиток и на 7 дней впал в транс, совершная путешествие в потусторонний мир. В это время оставшиемя 39999 жрецов сидели вокруг него и читали молитвы. Адра Вираф должен был доказать правильность зороастрийской веры, позиции которой сильно поколебались за время правления в Персии эллинистической династии Селевкидов. В ином мире его встретила прекрасная женщина, символ веры и добродетели.

Захватив Персию, мусульмане не могли не познакомиться с этим произведением. Более того, это знакомство могло произоййти гораздо раньше, поскольку часть арабских земель входила в состав империи Сасанидов, да и самим арабам был известен зороастризм. Так или иначе, путешествие Арда Вирафа повлияло на появление аналогичного памятника ислама – «Китаб Аль-Мирадж» («Книга Вознесения»), в которой описывается путешшествие Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, которое он якобы совершил за одну ночь, попутно побывав на небесах и в аду. Автором «Китаб Аль-Мирадж» считается Абдул Касим аль-Нисабури.

Во 2-й пол. XIII в. эта книга была переведена на латинский, испанский, старофранцузский языки и стала довольно широко известна в Европе. Несомненно, что она стала одним из источником, откуда черпал вдохновение Данте при создании «Божественной комедии». Великий поэт Возрождения зан и ценил мудрость арабов, о чем свидетельствуе упоминание в его трактате «Пир» самаркандского ученого Аль-Фергани. Считается, что именно ему Данте обязан своими познаниями в астрологии и космологии.

Другим подобный источником стала еврейская Каббала. Ученые давно установили, что Данте Алигьери был не только великим поэтом, но и выдающимся мистиком. В принципе, иудаизм оказал весьма значительное влияние на развитие итальянской культуры эпохи Возрождения. Начиная с XIII в. среди образованных европейцев резко возрос интерес к еврейской культуре вообще и мистическому учению Каббалы в частности. Данте не просто не прошел мимо этого увлечения, он самым серьезным образом занимался каббалистикой, о чем наглядно свидетельствует символика чисел как в «Божественной комедии», так и в других его произведениях.

Данте писал, что его путешествие в саральные миры состоялось в 1300 г. Исследователи его творчества установили, что поэт делил всемирную историю на две части по 6500 лет каждая. Причем рубеж приходился именно на этот год, который по каббалистической традиции четко ассоциируется с числом 13 – чертовой дюжиной. Таким образом, 1300 г. являлся не только межевой датой в истории, но и временем максимального влияния дьявола на человека.

Однако, в связи с «Божественной комедией» число 13 приобрело иной мистический смысл. Когда сыновья Данте Якопо и Пьетро разбирали бумаги после кончины отца, они обнаружили, что не хватает последних тринадцать песен «Комедии». После того, как долгие поиски не увенчались успехом, они решили, что их великий отец не успел закончить свою великую работу и поклялись, что допишут ее сами. Однако это не понадобилось. В одну из ночей Якопо приснился Данте, который показал сыну место в доме, где были спрятаны оставшиеся 13 песен.

Вся «Божественная комедия» протикнула подобным символизмом, причем число 3 занимает в ней центральное место. Согласно Каббале тройка толкуется как полная гармония, устойчивость и самодостаточность, число завершения, выражение начала, середины и конца. Для христиан «три» — прежде всего символ Святой Троицы и божественной гармонии. Учитывая все это «Комедия» Данте состит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

В свою очередь первая и вторая части — из 33 песен, а строфы, которыми написано это произведение – терцины (одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения, которая состоит из трехстиший двухрифменного тип). Здесь следует отметить, что 33 – это срок земной жизни Иисуса Христа в христианстве и уровень гармоничного внешнего оформления в Каббале.

В каббалистической традиции число «три» является синтезом, т.е. суммой единства (единицы) и двойстенности (двойки). Единицы – символ единобожия, Бога и Абсолюта. Двойка же толкуется как конфликт противоречий, борьба светлого и темного начала. В христианской традиции – это бунт Люцифера против Бога. Однако, с другой стороны, двойка указывает на двойственную природу Иисуса Христа как богочеловека.

Три тройки образуют девятку, число, которое также часто встречается у Данте. В одном из своих трактатов он писал: «Число три является корнем девяти, так как без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три девять. Таким образом, если три способно творить девять, а Творец чудес в самом себе – Троица, то есть Отец, Сын и Дух Святой, — три в одном, то следует заключить, что эту даму сопровождало число 9, дабы все уразумели, что она сама – девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица». Также он упоминает, что впервые встретил свою Прекрасную даму Беатриче, когда ему было 9 лет, а ей только шел девятый.

В Каббале число «девять» является вторым уровнем воплощения гармоничной тройки, это – символ качественного скачка перед завершением третьего уровня, выражающегося в десятке, концентрация космической гармонии, которая оформилась в одухотворенную материю. У Данте девять – главное число мироздание, количество кругов ада и движущихся небес рая. Однако самое верхнее райское небо – десятое.

У древних евреев число 10 обозначалось буквой «йод» — первой в имени Бога. Каббалистическое древо жизни насчитывает десят сефирот, а Бог Саваоф дал Моисею десять заповедей. Десятка вбирает в себя все числа, это – символ полного завершения цикла и возвращения к изначальной пустоте.

«Божественная комедия» содержит множество каббалистических загадок, смысл которых до конца непознан. Так, перед перенесенным на Юпитер, шестое небо рая, Данте предстают летающие искры (души, прославлены своей справедливостью), которые поочередно составляют три буквы: D, I и L, что соответствует 500, 1 и 50. Далее это буквы превращаются в библейское изречение Diligite iustitiam, qui iudicatis terram («Любите справедливость, судьи земли»). В последнем М (числовое значение — 1000) души застывают, образуя некое подобие перевернутой лилии. После этого часть буш образует на вершине буквы фигуру орла, а пять избранных, души великих земных царей, – его глаз.

Интересно, что современник Данте художник Симоне Мартини, расписывая в Сиене Палаццо Публико, т.е. муниципалитет, одну фреску из цикла «Аллегории доброго и худого правления» назвал именно этой библейской цитатой. На этой фреске изображена Дева Мария на троне с младенцев Христом на руках в окружении святых и ангелов.

В Каббале число «пять» получают путем сложения двойстенности (двойки) и полной гармонии (тройки). Причем, двойка олицетворяет собой женщину, а тройка — мужчину. Пятерка выступает символом их божественного союза. Однако одновременно она символизирует и страх пред Богом. Саваоф дал Моисеи две скрижали, на каждой из которых было по пять заповедей. Самая древняя часть Ветхого Завета – Пятикнижие, состоящее из пяти священных книг. Кроме всего прочего, в христианстве пятерка толкуется как человек, изгнанный из рая после грехопадения. Пять точек образуют крест, на котором распяли Христа, нанеся ему пять ран.

Нумерология трактует число 500 как символ любвеобилия и простоты. О значении единицы писалось вышел. Число 50 у каббалистов означает магические приемы, которые используются для перемещении человека в обществе, а при его сопротивлении – для изоляции или уничтожения. 1000 — это десятка, умноженная сама на себя два раза. Таким образом, данное число многократно усиливает все, что свойственно десяти. Несмотря на множество попыток толкования, это место в «Божественной комедии», как и не которые другие остается достаточно темным.

Не только числа, но и многое другое исполнено у Данте Алигьери скрытого сакрального смысла, который не до конца понятен и сегодня. Так, огромную смысловую нагрузку несут цвета, геометрические фигуры, слова, предметы и даже позы героев «Комедии». Будучи поистине титаном Возрождения, поэт использовал весь багаж сакральных знаний своей эпохи, чтобы создать как можно полную картину вселенной.

Самое поразительно заключается в том, что, рисуя эту картину, Данте каким-то неведомым образом смог предугадать пути развития современной науки. Удивительно, но сегодня физики признают правомерность космологии поэта. Описывая путешествие на небо, он вывел принцип, согласно которому потоки света, исходящие из истинного полюса мира, проходят через космос по всем направлениям и снова соединяются в противоположном полюсе. Таким образом, Данте понял, что трехмерное пространство имеет конечный объем, но не имеет границ. Это полностью соответствует современной математической модели мира, созданной величайшим ученым современности Альбертом Эйнштейном.

Современные ученые, изучая творчество Данте Алигьери, упорно пытаются найти некий универсальный ответ на вопрос, что именно так старательно зашифровал великий поэт. Не был ли Данте еретиком, который стремился скрыть свои воззрения от церкви? Был ли он на самом деле католиком или катаром, а может быть даже язычником?

Скорее всего, истина лежит где-то посредине. Данте несомненно был посвящен в великие сакральные тайны, превосходя на голову всех своих современников. Однако современ глубокой древности посвященные в эзотерические тайны участвовали во всех культах внешних религий, следуя культам, установленным в различных странах, в которых они находились. По-видимому, никому не дано до конца раскрыть тайну его произведений, нам остается только восхищаться его гением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *