Что означает черный флаг в формуле 1
Гоночные флаги
В авто- и мотогонках для сигнализации применяются особые флаги. Все эти флаги описаны в приложении H спортивного регламента FIA.
Содержание
Сравнительная таблица
Флаг | NASCAR | IndyCar | Чемпионаты FIA (Формула-1 и другие) |
---|---|---|---|
Старт/Рестарт гонки | Старт/Рестарт гонки | Конец опасности/Рестарт | |
Предупреждение | Локальное предупреждение (одиночный) или полное предупреждение (двойной) | локальное или полное (режим машины безопасности) предупреждение об опасности | |
Мусор на трассе | Масло на трассе | Масло или вода на трассе | |
Пит-стоп закрыт | Пит-стоп закрыт | не используется | |
Остановка гонки | Остановка гонки | Остановка гонки | |
Последний круг | Последний круг | Медленная машина на трассе | |
не используется | Скорая помощь | не используется, за исключением Pickup Truck и SCSA на овальной трассе означает последний круг | |
Штраф | Штраф | Дисквалификация пилота из гонки | |
не используется | не используется | Машина имеет проблему и должна остановиться | |
не используется | не используется | Неспортивное поведение | |
Нет очков | не используется | не используется | |
не используется | нет очков | не используется | |
Локальное предупреждение / Медленный автомобиль | не используется | Приближение более быстрой машины | |
Приближение более быстрой машины | Быстрое приближение | не используется | |
Конец гонки | Конец гонки | Конец гонки |
Старт и финиш
Стартовый флаг
По правилам FIA старт даётся государственным флагом. В любительских же гонках применяют любой флаг, оказавшийся под рукой (обычно зелёный).
Зелёно-жёлтый — фальстарт
В случае фальстарта судья поднимает зелёный флаг с жёлтым шевроном, расположенным в виде буквы V. Этот флаг существует не во всех гоночных сериях.
Клетчатый — финиш
Судья или почётный гость гонки чествует победителя отмашкой чёрно-белого клетчатого флага. Клетка сверху у древка традиционно чёрная. Иногда клетчатый флаг передаётся победителю, и он проезжает с флагом круг почёта. В некоторых сериях (например, NASCAR) практикуется передавать гонщику клетчатый флаг с написанной на нём датой и местом гонки — этот флаг вывешивается над штаб-квартирой команды как трофей.
Клетчатый флаг показывается также в конце практики или квалификации. В этом случае гонщики обязаны заехать в боксы — если пилот пересекает стартовую черту под клетчатым флагом второй раз, он автоматически дисквалифицируется. Круг, начатый до отмашки и закончившийся уже под клетчатым флагом, засчитывается.
Происхождение клетчатого флага достоверно неизвестно. Скорее всего, флаг сделали двухцветным американцы, устраивавшие автогонки на ипподромах — в клубах пыли такой флаг более заметен, чем одноцветный (существуют и другие теории). Первая сохранившаяся фотография клетчатого флага — гонка кубка Вандербильта в Лонг-Айленде, Нью-Йорк, датируемая между 1904 и 1908. Однако, скорее всего, такой флаг употреблялся и ранее.
Клетчатый флаг известен даже людям, не знакомым с автогонками. В массовой культуре он также ассоциируется с окончанием чего-либо, даже не связанного с гонками. Например, программа инсталляции в самом конце может вывести изображение клетчатого флага.
Жёлтый — проблема на старте
Если у кого-то из гонщиков возникла проблема на старте, судья в соответствующем ряду поднимает жёлтый флаг. Объявляется повторный старт, соответствующий гонщик штрафуется.
Флаги, описывающие обстановку на трассе
Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага — его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).
Красный — остановить гонку
Показывается на всех маршальских постах по сигналу главного судьи. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
По правилам ФИА, если лидер прошёл более 75 % дистанции, гонка считается состоявшейся; порядок мест — на момент пересечения стартовой черты. Если менее — объявляется рестарт; порядок гонщиков — на момент пересечения стартовой черты; из дистанции гонки вычитается один круг. Круговые становятся сзади колонны, им требуется дополнительно пройти столько кругов, на сколько они отставали. В картинге распространён «рестарт с паровозика» — карты ставят вплотную друг за другом.
Если по каким-то причинам рестарт совершить не удалось и пройдено до 25 % дистанции, гонка считается несостоявшейся и пилоты очков не получают. Если пройдено 25—75 % дистанции, пилоты получают половину причитающихся очков.
Жёлтый — сигнал опасности
Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки.
Один жёлтый флаг означает опасность на обочине, два — опасность на полотне трассы. В зоне жёлтых флагов гонщики обязаны двигаться без обгонов со скоростью, на которой можно объехать препятствие.
На овальных трассах жёлтые флаги показывают синхронно над всей трассой, и выезжает машина безопасности.
Зелёный — опасность миновала
Отменяет действие жёлтого флага.
Белый — медленная машина
Предупреждает о машине, которая движется со скоростью намного медленнее гоночной. Эта машина может быть и обслуживающей (скорая помощь, эвакуатор).
В отличие от жёлтого флага, белый ничего не требует. Однако, когда машина остановится, белый флаг должен быть сразу же заменён на жёлтый.
Белый — последний круг
Применяется в гоночных сериях США.
Белый с красным крестом — на трассе обслуживающая машина
Применяется в некоторых сериях автогонок и в мотогонках. Означает, что на трассе находится автомобиль скорой помощи или эвакуатор.
Синий — требование пропустить
Если сзади приближается более быстрая машина, маршалы показывают синий флаг. Неподвижный информирует о быстрой машине сзади; если же им размахивают — требуется немедленно пропустить. В случае игнорирования пилота могут оштрафовать.
Иногда (например, в США) синий флаг снабжают жёлтой диагональной полосой. В США требование синего флага носит рекомендательный характер.
В картинге гонщику, которого обошли на круг, показывают синий флаг с диагональным крестом. Этот флаг означает, что гонщику, которого обошли на круг, требуется заехать в боксы.
Красно-жёлтый — скользкая дорога
Если на трассе оказалось вещество, ухудшающее сцепление шин (вода, масло, песок), маршалы показывают флаг с вертикальными красно-жёлтыми полосками. Зелёный флаг после него не обязателен.
По правилам ФИА, красно-жёлтый флаг убирают через четыре круга гонки, либо сразу же после того, как опасное вещество убрано.
Чёрный флаг — штраф
Чёрный флаг означает «штраф». Увидевший этот флаг обязан либо заехать в боксы за дальнейшей информацией, либо немедленно сойти с дистанции. Три дополнительных флага, в расцветке которых также доминирует чёрный, детализируют причину штрафа.
Все штрафные флаги всегда показываются вместе с табличкой с гоночным номером оштрафованного автомобиля. Штрафные флаги могут показываться только с судейского поста.
Чёрно-оранжевый — техническая проблема
Если техническое состояние автомобиля/мотоцикла способно помешать нормальному ходу гонки, сломавшемуся показывают чёрный флаг с оранжевым кругом в центре. Увидев этот флаг, гонщик обязан либо заехать в боксы и устранить поломку, либо немедленно сойти с дистанции.
Примеры опасных поломок: капающее из машины масло, волочащийся обломок.
Чёрно-белый — неспортивное поведение
За неспортивное поведение (срезание поворотов, опасные манёвры) гонщику показывают флаг, разделённый пополам по диагонали; верхняя часть чёрная, нижняя белая.
Чёрный с крестом — дисквалификация
В некоторых гоночных сериях, чтобы показать гонщику, что он дисквалифицирован за систематическое игнорирование других флагов, применяется чёрный флаг с белым диагональным крестом. Этот флаг также не является официальным флагом ФИА.
Неофициальные сигналы
Эти сигналы не описаны в правилах ФИА, но применяются неофициально.
Ночная сигнализация
Ночной старт даётся только светофором. Финиш освещённым клетчатым флагом. На все неподвижные препятствия ставятся световозвращатели. Штрафные флаги заменяются освещёнными табличками. Ночью машины включают фары, поэтому синий флаг не показывается. Остальные флаги заменяются световозвращающими дисками соответствующих цветов.
Переход с дневной сигнализации на ночную происходит на всех постах синхронно по команде главного судьи.
Польза гоночных флагов
Исторически, гоночные флаги были единственным способом связаться с гонщиком. И сейчас остаются классы гонок, в которых запрещена любая радиосвязь автомобиля и боксов. Однако, в большинстве гоночных серий гонщик и команда поддерживают двустороннюю радиосвязь, и польза от флагов уменьшилась. Тем не менее, они позволяют объяснить болельщикам обстановку на трассе.
На овальных трассах флаги применяются лишь для объявления решений судьи (вызвать машину безопасности, остановить гонку и т. д.). Гонщики чаще всего полагаются на рассаженных по трибунам наблюдателей, которые сообщают им лучший путь маневрирования в трафике. В шоссейных же гонках флаги остаются важным источником информации о гонках. Примечательна гонка CART в Детройте, 1991 год, когда в один и тот же эвакуатор, несмотря на сигналы флагами, врезался Майкл Андретти, а затем его отец Марио.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гоночные флаги» в других словарях:
Флаги международного свода сигналов — У этого термина существуют и другие значения, см. Сигнал (значения). Запрос «Сигнальные флаги» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для… … Википедия
Флаги военно-морского Свода сигналов СССР — Военно морской свод сигналов набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой в военно морском флоте СССР для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми службами. Свод сигналов военно морского… … Википедия
Чёрные флаги — Запрос «Чёрный флаг» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Чёрное знамя» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья является списком флагов, которые являются в основном или полностью чёрными. Содержание 1 В… … Википедия
Сигнальные флаги (значения) — Сигнальные флаги: На море: Флаги международного свода сигналов У водолазов: Водолазный флаг В автогонках: Гоночные флаги … Википедия
Спортивный регламент Формулы-1 — Формула 1 Текущий сезон Формула 1 в сезоне 2012 Статьи по теме Технический регламент Формулы 1 Спортивный регламент Формулы 1 Болид Моторы Формулы 1 Гонки Формулы 1 Будущее Формулы 1 Списки Пилоты (Победители ГП … Википедия
Картинг — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Список Гран-при Формулы-1, остановленных красным флагом — Формула 1 Текущий сезон Формула 1 в сезоне 2012 Статьи по теме Технический регламент Формулы 1 Спортивный регламент Формулы 1 Болид Моторы Формулы 1 Гонки Формулы 1 Будущее Формулы 1 Списки Пилоты (Победители ГП … Википедия
Формула-1 — У этого термина существуют и другие значения, см. Формула. Формула 1 Логотип Формулы 1. Категория Одноместная Страна или регион Международная Дебют 1950 … Википедия
Словарь автогоночных терминов — Эта страница глоссарий. Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений … Википедия
Список рекордов пилотов Формулы-1 — Формула 1 Текущий сезон Формула 1 в сезоне 2012 Статьи по теме Технический регламент Формулы 1 Спортивный регламент Формулы 1 Болид Моторы Формулы 1 Гонки Формулы 1 Будущее Формулы 1 Списки Пилоты (Победители ГП · … Википедия
Сигнальные флаги в Формуле-1
Как и в любых других гонках, которые проходят под патронажем Международной федерации автоспорта (ФИА), в «Формуле-1» сигналы пилотам во время заездов подаются с помощью специальных сигнальных флагов. С основными из сигнальных флагов мы познакомим вас в этой статье.
Если специальная комиссия во главе Чарли Уайтингом принимает решение по каким-либо причинам остановить гонку, то показывается красный флаг. Он демонстрируется неподвижно секретарём гонки, и все посты дублируют этот сигнал. В этом случае пилоты должны немедленно прекратить гонку и вернуться в боксы, а в случае необходимости сразу заглушить мотор и остановить болид.
Если, по мнению стюардов, гонщик ведёт себя неспортивно, ему демонстрируется диагональный чёрно-белый флаг. Он демонстрируется вместе с чёрной табличкой, на которой нанесён белым цветом номер провинившегося пилота.
Чёрный флаг вместе с белым номером на чёрной доске сигнализирует пилоту о том, что на следующем круге, он должен остановиться в боксах.
Если в машине какого-либо пилота возникают механические неполадки, которые могут представлять опасность для него или окружающих, ему показывают чёрный флаг с красным или оранжевым кругом (40 см. в диаметре). В случае этого сигнала пилот должен направиться в боксы.
Жёлтый флаг может означать целый ряд возможных проблем, поэтому всё зависит от того, как именно он демонстрируется. Итак, жёлтый флаг появляется в случае возникновения на трассе опасной ситуации и если Маршал гонки держит его неподвижно, то это сигнализирует пилоту о том, что он должен быть внимательным и оставаться на своей позиции, не атакуя соперников, опасность рядом с трассой. Размахивание жёлтым флагом означает: Сбросить скорость и быть готовым к смене направления движения, на трассе опасность. Двойное размахивание означает, что трасса частично блокирована и надо приготовиться к остановке.
Зелёный флаг означает конец опасной зоны, и что обгоны опять разрешены.
Если сцепление с асфальтом в какой-либо части трека ухудшилось по причине, например, вытекшего масла или большой лужи с водой, показывается жёлтый флаг с красными полосами. Обычно этот флаг демонстрируется в течение четырёх кругов, пока поверхность трассы не придёт в нормальное состояние.
Белый флаг сигнализирует о том, что на трассе медленная машина. Если Маршал держит его неподвижно – это означает, что вы нагоняете автомобиль, который движется медленнее вас. Если Маршал размахивает белым флагом, значит медленный автомобиль, может стать для вас серьёзным препятствием. Если медленный болид остановился белый флаг немедленно меняют на жёлтый.
Синий флаг – это сигнал обгона. Если во время гонки он демонстрируется неподвижно, то это означает, что вас обогнали на круг, и вы должны пропустить соперника вперёд. Размахивание синим флагом, означает предупреждение, что идущий сзади автомобиль надо пропустить немедленно или вас оштрафуют.
Синий флаг может быть также показан пилоту во время выезда из боксов, сигнализируя о приближающихся по трассе машинах.
Ну и самый любимый среди пилотов сигнальный флаг – клетчатый. Размахивание этим флагом означает финиш гонки, и все хотят увидеть его перед собой.
Черными флагами не снимали пилотов «Ф-1» с трассы уже 12 лет. Но теперь они вернулись
Самое странное требование схода с дистанции в истории.
Последнее десятилетие зрители Гран-при видели в основном только пять видов флагов, используемых ФИА для инструкций гонщикам: желтый (впереди опасность), красный (сессия остановлена), синий (требования круговым пропустить лидеров), зеленый (возвращение к гоночным условиям) и клетчатый. Однако в «Формуле-1» есть и другие цветные индикаторы с другими смыслами — например, черный флаг, символизирующий дисквалификацию вместе с требованием немедленно сойти с дистанции и заехать в боксы на ближайшем круге.
Обычно стюарды использовали этот символ только для оповещения гонщиков, допустивших совсем вопиющее нарушение регламента, игнорирования желтых флагов или наказаний. Снятие гонщика с дистанции считается самым суровым возможным штрафом в Гран-при и потому используется не так уж часто – в последний раз его показали на Гран-при Канады 2007 года Фелипе Массе и Джанкарло Физикелле, покинувшим боксы в тот момент, когда еще горел красный запрещающий сигнал.
Одним из самых известных случаев стала дисквалификация Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании 1994 года: немец дважды обгонял занявшего поул Дэймона Хилла на прогревочном круге и дважды пропускал его обратно, а потом проигнорировал выписанный стюардами штраф в виде стоп-энд-гоу. В результате будущему семикратному чемпиону дважды показали черные флаги, но он доехал гонку до конца на втором месте и получил дисквалификацию уже на пути на подиум.
Случались с черными флагами и веселые истории: например, Эла Пиза на Гран-при Канады 1969 года сняли с дистанции за слишком медленную езду (к моменту, когда лидеры проехали 46 кругов, он осилил лишь 22-й). Найджела Мэнселла дисквалифицировали с Гран-при Португалии 1989 года, когда он ошибся при заезде на пит-стоп, остановился дальше необходимого и дал задний ход (запрещено регламентом). Но самая эпичная история случилась с Ханцом Хайером на Гран-при Германии 1977 года: он не прошел квалификацию, но все равно стартовал в гонке — никто из стюардов поначалу не заметил, и лишь в процессе заезда они спохватились и дисквалифицировали (но сошел он из-за отказа коробки передач).
И вот теперь, через 12 лет после предыдущего появления на Гран-при Канады, черный флаг вернулся в первой практике на Гран-при Монако — его показали обоим гонщикам «Хааса» Ромену Грожану и Кевину Магнуссену. По градусу курьеза их случай запросто сравнится с ситуациями Пиза и Хайера: американская команда и ее пилоты не нарушили никаких пунктов регламента, просто инженеры «черно-золотых» потеряли радиосвязь со своими ребятами. Когда на мостике «Хааса» отказала и передача телеметрии, команда попросила ФИА срочно зазвать датчанина с французом в боксы — и маршалы выбрали черные флаги.
«У нас была проблема с программным обеспечением. Мы не видели данные, не работала радиосвязь, было невозможно связаться с пилотами и увидеть, как ведут себя болиды, – рассказал босс команды Гюнтер Штайне. – Им нужно было срочно вернуться в боксы. Мы показали им табличку, но они не увидели ее, так что нам пришла в голову идея попросить дать им черный флаг. Так мы и сделали. Мы проявили креативный подход. Они вернулись в боксы и мы все исправили. Им следовало посмотреть и на таблички – думаю, в дальнейшем они будут делать это».
Еще больше нелепости моменту добавляют условия на треке: автодром Монако — городской, и в нем мостик нередко теряет связь с гонщиками из-за большого количества высоких зданий. В знаменитом туннеле радио и вовсе чаще не работает, а пит-уолл немного изгибается следом за прямой старта и финиша, затрудняя гонщикам чтение табличек – странно, что в «Хаасе» еще не привыкли.
После ряда дополнительных проверок и Грожан, и Магнуссен вернулись на трек еще до конца первой практики, а черные флаги явно снова оправятся пылиться на склад на следующие 12 лет до нового курьезного случая. А то и вовсе навсегда – особенно если в ФИА вспомнят, что как раз для случаев вроде проблем «Хааса» в регламенте прописан специальный флаг – черный с оранжевым кругом посередине.
Флаги в автоспорте
Эта информация поможет вам поставить себя на место гоночного маршала кольцевых автогонок и позволит понять основные нюансы работы. Описание является информацией для ознакомления, в каждой гоночной серии существуют официальные инструкции регламенты и правила.
В кольцевых гонках семь основных флагов. По всей трассе распределены судейские посты. Каждый пост укомплектован этими семью флагами и табличкой SC. Только один из флагов показывается статично, остальные взмахами. Так же есть табличка SC для предупреждения о введении режима машины безопасности.
Кроме семи основных флагов есть еще четыре флага и три таблички на сигнальном посту управления гонкой. Если основные флаги показываются по всей дистанции, то флаги сигнального поста демонстрируются только на одном посту, который расположен на стартовой прямой. В некоторых дисциплинах, существуют дополнительные флаги.
ФЛАГИ ДИСТАНЦИИ (размещаются на всех постах трассы)
Зеленый флаг — предупреждает пилотов, что на участке от судейского поста где показан флаг до следующего поста свободная трасса. Отменяет действие желтых флагов или двойных желтых флагов на предыдущем посту.
Желтый флаг — предупреждение пилотов об опасности на участке от поста где пилот видит флаг до следующего поста, например при развороте автомобиля или при вылете. Желтый флаг запрещает обгоны.
Два желтых флага — предупреждение об опасности на траектории, например остановка или разворот именно в том месте, где едут пилоты или если на трассе человек. Два желтых флага запрещают обгоны.
Синий флаг — в гонке показывается тому пилоту, который должен пропустить на круг лидера и других пилотов, которые догнали его на круг. Синий флаг предупреждает, что пилота догоняет более быстрая машина.
Белый флаг — информирует пилотов о том, что на трассе медленная машина, показывается взмахами. Белым флагом «провожается» медленная машина. Белый флаг не запрещает обгоны.
Полосатый красно-желтый флаг — на участке от поста где показан флаг до следующего поста обломки, мусор или разлив жидкости. Что-то, что меняет сцепление колес с трассой и предоставляет опасность. Иногда показывается в начале дождя. Не запрещает обгоны. Единственный флаг дистанции, который показывается статично.
Желтый флаг с табличкой Safety Car — демонстрируется только по команде руководителя гонки, показывается всеми постами одновременно. Показывается только в гонке, когда на трассу выезжает Сафети-Кар и собирает за собой пелетон, чтобы была возможность убрать обломки или устранить другую опасность.
Красный флаг — означает остановку гонки из-за инцидента. Показывается взмахами по всей дистанции всеми судьями. Имеет больший размер, чем остальные флаги постов дистанции. Запрещает обгоны, пилоты должны вернуться в боксы.
ФЛАГИ СИГНАЛЬНОГО ПОСТА (размещаются на одном посту трассы)
.
Черно-белый диагональный флаг «Пингвин» — предупреждает пилота о неспортивном поведении. Показывается статично по решению управления гонкой вместе со стартовым номером пилота с сигнального поста.
Черный флаг с оранжевым кругом — предупреждает о технической неисправности. Показывается статично по решению управления гонкой вместе со стартовым номером пилота с сигнального поста. Пилот должен заехать для устранения неисправности, несущей угрозу.
Черный флаг — флаг означает дисквалификацию во время гонки. Показывается статично по решению управления гонкой вместе со стартовым номером пилота с сигнального поста. После демонстрации пилот обязан вернуться в боксы и закончить гонку досрочно.
Клетчатый флаг «Финишный» — сообщает пилоту о финише гонки, квалификации или тренировки. Имеет больший размер, чем остальные флаги. Демонстрируется с сигнального поста взмахами.
Табличка Drive Through — сообщает пилоту о необходимости проехать чрез пит-лейн в качестве наказания по решению судей. На пит-лейн скорость ограничена в целях безопасности, это несет в себе потерю времени для пилота. Демонстрируется с сигнального поста со стартовым номером пилота.
Табличка Stop&Go — сообщает пилоту о необходимости заехать в пит-лейн по решению судей и отбыть наказание от 5 до 15 секунд, после чего продолжить движение. Демонстрируется с сигнального поста со стартовым номером пилота.