Что означает череп и кости как символ
Адамова голова – древний христианский символ
На старинных иконах, изображающих распятого Иисуса Христа, у самого подножия креста иконописцы часто изображали несколько шокирующую для современного обывателя символику в виде черепа с перекрещенными костями. Для многих не ведомо, что данный символ имеет обоснование и глубокое значение. В христианстве его называют «Адамова голова». Немного о том, как толкуется в христианском учении история происхождения и значение Адамовой головы.
В наше время мало кто знает, что гора Голгофа, где был казнен Иисус, является местом захоронения первого человека — Адама. Не случайно название, которым в далекие времена нарекли данную гору, переводится с арамейского языка как череп. Со временем оно приобрело другое значение и подрахумевалось как лобное место. Само же изображение человеческого черепа на костях изначально символизировало могилу с останками Адама.
Адамова голова — символ чистоты и веры
В первой половине XVIII в России наступает эпоха перемен и реформ. Быть может по причине петровских преобразований, во многом направленных на подражание Европе, в Российской империи постепенно забывают о святом символе. Правда, очень занимателен случай, имевший место в период войны на Кавказе в XIX веке. В 1851 году командир самого успешного и отважного 17 казачьего полка на Кавказе Бакланов Я. П. получил посылку от анонимного отправителя. В посылке было знамя, на черном полотнище которого серебром были вышиты Адамова голова и слова из Символа Веры. Бакланову очень понравился данный флаг и он сделал его полковым значком. Казаки поначалу с недоверием и некоторым суеверным страхом относились к черному флагу, но со временем, вдохновленные победами полка, искренне полюбили его. Для горцев казачий 17 полк под черным знаменем стал по накстоящему грозным.
Череп и кости: почему этот символ носили бойцы СС и действительно ли его придумали в Германии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что это за символ и каково его значение
История этого символа насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет. Еще до появления «Адамовой головы» череп в самых разных культурах мира был символом смерти и бренности человеческого бытия. Наиболее широко его использовали древние римляне. В узнаваемом виде «Мертвая голова» появилась уже в христианскую эпоху.
Так в Священном Предании говорится о том, что когда на Голгофе произошло распятие Иисуса Христа, его кровь омыла прах Адама – его кости и череп, которые (по легенде) покоились под той самой Голгофой. Таким образом в христианском смысле «Адамова голова» обозначает не только неотвратимость смерти человека, но также освобождение от нее – спасение.
Как символ оказался на форме солдат
Вообще это должно быть достаточно очевидно. На протяжении многих столетий религия, в том числе христианская, занимала достаточно большое место в жизни людей. Даже несмотря на начало секуляризации общественной и государственной жизни в 16 веке в Европе, религиозные воззрения никуда не ушли. Воины, а позднее солдаты – это те люди, которые в силу профессиональной специфики регулярно сталкиваются со смертью. Поэтому нет ничего странного в том, что «Адамова голова», как символ спасения (которое может быть достигнуто только при стремлении к высшей цели или жертве) и неотвратимости смерти попал на солдатскую форму.
Где еще использовали «Мёртвую голову»
В России в Императорской армии «Адамову голову» впервые стали использовать во время Отечественной войны 1812 года. Носили ее на форме и головных уборах конные полки Петербургского ополчения, которые прозвали «Смертоносными». В последствии череп с костями стал использоваться и в других отечественных кавалерийских полках. Уже во время Первой мировой войны, «Мертвую голову» стали использовать в русской авиации, а также пехотных удачных частях.
Широко использовался череп с костями и в ходе Революций 1917 года, а также последовавшей за ней Гражданской войне. Чаще всего «Мертвая голова» использовалась белыми подразделениями, в первую очередь корниловцами. В 1918 году этот же символ использовали немецкие танкисты, а в Италии им украшали себя бойцы элитных штурмовых подразделений.
Теперь, что же касается злосчастных нацистов. Ими «Адамова голова» также использовалась. В первую очередь череп с костями носили бойцы 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф». Кроме того, «Мертвую голову» использовали все немецкие танкисты вне зависимости от того, входили их подразделения в состав СС или нет.
Используется «Адамова голова» и сегодня. Чаще всего этот символ наносят на форму наемники и бойцы ЧВК.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Символ: Череп
Как и кем используется символика черепа
Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые непохожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо. и многие другие группы используют череп в своей символике.
В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности.
Ну и конечно же, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности. Например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока.
Символический смысл
Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы.
Череп это символ смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению ещё в самых древних культурах символизировала жизненную силу.
При этом череп всегда рассматривался как вместилище души. Считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях.
Культ черепа
Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого.
Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство.
Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.
В среде майя практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.
По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья.
Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага.
В христианстве
В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом свидетельствует об их размышлениях о смерти.
Символическое значение черепа с костями в православии — это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости — адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.
По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество — даруя возможность спасения.
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.
В живописи
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»).
Рядом с черепом часто изображали еду. «Спешите творить добро, — говорят нам авторы таких натюрмортов, — ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Пираты
Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый — символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.
Общеизвестное название пиратского флага — «Весёлый Роджер». Многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце.
Элемент военной формы
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма, в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее.
Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Германская армия — «Тотенкопф»
Впервые Череп как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана.
После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии, сражавшихся против немецких большевиков, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».
Русская армия — «Адамова голова»
В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями.
В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в.
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванны своим примером воодушевить остальные войска и тем самым удержать фронт от распада.
Первоначально добровольческие формирования не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.
Значение мертвой головы в традиционной системе символов
Мертвая голова – вовсе не символ смерти
Исторический факт, который однозначно связал символику черепа со смертью, – использование образа мертвой головы на шевронах, фуражках и касках войск СС в фашистской Германии. В этом случае и не скрывалось, что череп – свидетельство готовности этих людей к безжалостному уничтожению всех, кто мешает торжеству идей нацизма.
И все же не стоит сводить символику мертвой головы лишь к идее уничтожения. На самом деле мировая культура предоставляет гораздо больше свидетельств совсем другого. Образ черепа изначально трактовался самыми разными народами как знак скорее бессмертия, силы жизни, плодородия, божественной мудрости, знаний, защиты предков. Воины воспринимали его как эмблему доблести и готовности отдать жизнь в бою за Родину.
берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.
Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто – предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.
В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.
Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.
Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.
Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.
Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.
тоже говорит не только о смерти, но и о вечной жизни через воскрешение. Всем известно, что на традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Спасителя, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Такая изобразительная традиция характерна как для православных, так и для католических и протестантских крестов, в том числе и могильных. Подробнее об этом, и многих других погребальных традициях, Вы можете прочитать на сайте компании «Данила-Мастер».
Само слово Голгофа (название горы, где был распят Христос) переводится с древнееврейского как «место лба (черепа)». Христианские отцы церкви, ссылаясь на древних раввинов, в один голос утверждали, что это название дала горе именно могила Адама. Кровь Иисуса освятила череп, и с этого момента адамова голова стала символом спасения человечества от грехов, знаком искупления и воскресения из мертвых. На старых христианских фресках можно увидеть рисунок черепа, наполненного кровью. Так он ассоциируется еще и со Святым Граалем.
Черепа украшают кресты и облачения православных монахов схимников, которые отказались от материального мира, чтобы возродить свою душу к вечной жизни. Один из общеизвестных исторических примеров такого рода – это рассказ о русских воинах-черноризцах Пересвете и Ослябе, которых Сергий Радонежский дал Московскому великому князю Дмитрию Ивановичу для битвы с монгольским войском на Куликовом поле. Их видели издалека благодаря не только черному облачению, но и ярким белым знакам черепов на ней. Оба монаха погибли за веру и землю Русскую.
Католическое христианство тоже почитало адамову голову не только как знак смерти и бренности, но и в качестве священного предмета, дающего жизнь и здоровье, укрепляющего веру. Особенно ярко это проявилось в период раннего Средневековья. Нередко в западных монастырях и церквях черепа местных святых употреблялись в качестве чаш, из которых пили для излечения от эпилепсии, лихорадки, для предотвращения эпидемии чумы. Эти священные сосуды оковывались серебром, орнаментировались узорами и покрывались символическими знаками.
– это еще одна знаковая ипостась мертвой головы. Многие считают его символом пиратства. Но этот улыбающийся череп с перекрещенными под ним саблями на самом деле был характерным знаком совсем не многих пиратских экипажей и их предводителей. Пожалуй, точно его использовали только Калико Джек Рэкхам, Эммануэль Уинн, Кристофер Кондента и Эдвард Инглэнд. Остальные предводители вольных разбойничьих судов предпочитали другие узнаваемые картинки. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один повторяющийся признак: улыбка. Она говорила о том, что ходящие под флагом Веселого Роджера джентльмены удачи берут на абордаж чужие суда не убийства ради, а всего лишь для грабежа и взятия пленных, за которых можно получить хороший выкуп.
В России адамовой голове всегда придавали большое духовное значение и связывали ее с православием. Ее изображение использовали не только сражавшиеся с врагом монахи, но и обычные воины.
На Куликовом поле черное знамя с черепом развевалось над Засадным полком князя Владимира Серпуховского Храброго.
Михаил Воротынский (воевода Ивана Грозного) победил малым войском под Молодями огромные силы крымского хана Девлет Гирея. Храбростью отличился передовой полк опричника Хворостинина, который бился под стягом с адамовой головой.
продолжается прежде всего в современных субкультурах. В значении злой, дьявольской силы он используется сатанистами и готами. В древнем понимании черепа как вместилища жизненной энергии и оберега от несчастий он понимается культурами рокеров и байкеров. Очень популярными картинки с разного рода черепами остаются у любителей татуировок.
Например, Веселого Роджера в разных исполнениях накалывают в знак лихости и молодого куража.
В уголовной среде татуировка с черепом говорит о том, что ее хозяин принадлежит к воровской касте.
Череп с розой и лентой с именем обозначает любовь до гроба.
Мертвая голова со змеей – это мудрость и знание.
Череп с огнем – смелость и ненависть.
В современном мире трактовки практически любых символов размываются и носят произвольный характер. Значение мертвой головы также расширилось и часто наполнено индивидуальным пониманием.
Наши специалисты знают, как трактовать символы и знаки, как оформить памятник так, чтобы он максимально отражал Ваше видение о памяти о близком Вам человеке.