Что означает череночки да щепочки
Что означает череночки да щепочки
Исторический клуб «1398» запись закреплена
Былины о богатырях.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ.
Часть1.
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул.
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!»
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть!»
Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью темною-растемною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремневеньких
Выглядывали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пес-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
«Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью!»
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Вот тут-то разбойнички
На богатство и обзарилися,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
«Мы убьем его, пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко!»
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака.
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калену стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб корявистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычеркивал,
Надпись новую надписывал:
«Богатырь Илья Муромец,
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую!»
После этого быванья Илья
«Я поеду, — говорит, — уж туда,
Где показано женатому быть!»
Луговины, горы, реки да поля
Проскакал Илья Муромец,
На дворцы островерхие
Понаехал краснокаменные.
Вереницами девицы к нему
Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые,
Все угодливые, ласковые,
Разговоры веселые
Про женитьбу, про венчанье ведут.
«Погодите вы с венчаньем таким!
Семь раз я отмериваю,
Да один раз отрезываю!»
Поспешают красны девицы:
На столы, на столешницы
Стелют скатерти-прелестницы,
Ставят вина заморские,
На упой добра молодца поят,
С обручаньем-венчаньем спешат.
Без успеху! Только смеху Илье
Целый год, поди, не высмеять!
«Вы бы лучше, красавицы,
Отвели бы во спаленку меня:
Мне б с дороги уснуть-отдохнуть!» —
Говорит Илья Муромец.
Подходила красавица,
Уводила Илью Муромца,
На кровать ему показывала,
На постель на уютную,
На периночку пуховую.
Глянул молодец на ложе таково,
Глянул, сам покачал головой:
«А кроваточка-то — что за кровать?
С хитриной она: подложная!»
Повернулся вдруг крутенько Илья,
Красной девице и выговорил:
«Эта, душенька, кровать — западня,
Приготовлена она не для меня!
От великого да хитрого ума
Полежи-ка ты в ней, девица, сама!»
И хватал, и кидал на кровать
Ту красавицу-коварницу Илья.
Заскрипели, повернулись вертлюги,
Провалилась красна девица
В темный погреб да на сорок саженей.
«Каково тут женитьбище!
Вот оно какое свадьбище-то!»
Воротился во столовенку Илья.
Девки все испугалися,
По углам поразбегалися.
А Илья их повыискал
Да на свет всех повытаскал!
«Ай, девушки-невестушки,
Это кто вас так повыходил,
На таки дела повыучил?
Вас латынщина повыучила,
Хитромудрая повыходила
Молодых сильных витязей
Ослеплять, укрощать, усыплять,
В свою веру переверивать,
Под латынь облатынивать,
А всех необлатыненных
В подземелье заподваливать!»
Закипела в добром молодце душа,
Уходил, открывал он подвал,
Выпускал тридцать витязей,
Женихов недожененных.
«Ну что ж, выходите, женишки!
Отправляйтесь восвояси по домам,
Все по землям своим, по ордам
Да вперед не простофильтесь так!»
Разогнал Илья свадьбище,
Приманковое женитьбище,
Распустил всех невест по домам,
Сам вернулся до росстани.
Надпись старую на камне вырубал,
Надпись новую, свою, высекал:
«Та дороженька расчищена,
Та дороженька разъезжена
Вся мной Ильей Муромцем.
По дорожке этой ездил я,
Воротился, женат не бывал!»
А поеду-ка теперь я туда,
Где показано богатому быть!
Ильины три поездочки / Три поездки Ильи Муромца читать онлайн
Былина (стихотворный вариант)
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »
Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью темною-растемною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремневеньких
Выглядали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пес-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
«Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Вот тут-то разбойнички
На богатство и обзарилися,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
«Мы убьем его, пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко! »
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака,
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калену стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычеркивал,
Надпись новую надписывал:
«Богатырь Илья Муромец
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую!»
Былина (прозаический вариант в пересказе И. В. Карнауховой)
Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.
Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.
Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.
— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!
Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
Призадумался Илья Муромец:
— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!
И поехал он по дороге, где убитому быть.
Рассердился атаман разбойников:
— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!
Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.
За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!
Взмолился атаман разбойников:
— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!
Усмехнулся Илья Муромец:
— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.
Говорят ему разбойники:
— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!
— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!
Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:
— Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.
Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.
А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки
Ильины три поездочки
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
После этого быванья Илья: «Я поеду, — говорит, — уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »
Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » — Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
Вопросы
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Летописи. Былины. Жития.
Былина «Ильины три поездочки».
Введение
Вы видите рисунок «Камень на распутье».
— В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).
— Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
Прочитайте медленно текст:
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
«Я ведь князя – то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Что вы только что прочитали? (Зачин).
— Кто исполняет былины и как?
-Кто был героями былин?
-За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)
— Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?
Отличие сказки от былины.
Сказка.
1. Не верят в реальность.
2. Единообразная композиция (построение);
3.Герои: люди, царевичи, животные
Былины.
1 Верят в реальность.
2. Индивидуальная композиция;
Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием
-Откройте учебник на стр. 12.
-С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)
-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.
О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.
Илья Муромец – герой славянского эпоса
Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.
В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.
Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек – силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.
Словарная работа
СИЕ – это.
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
СМЕТА – богатство.
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор.
ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
АМБАР – сарай.
Характеристика героя
-Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!»)
-О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
-Найдите описание разбойников. («. Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)
-Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
-Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
-Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
-Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (. Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд. )
— Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Итоги
Познакомились с былиной «Ильины три поездочки». Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами еньк оньк ичек ечек
Былины — жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК «Школа России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с былинами, как жанром устного народного творчества. Учить отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин. Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. Работа в группах: I группа- выразительное чтение последнего отрывка летописи. II группа- Синквейн «Князь Олег».
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.
Мы приступаем к изучению былин. Рассмотреть картину. Как она называется? Кто её автор? Если к удвоенному числу гномов из знакомой сказки прибавить количество богатырей, то получите число, потраченное художником на написание картины (17).
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро — монгол).
Что означает слово былина? (Былины — это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
— Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
— О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по картинам В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».
2. Чтение учителем былины. Как называется такое вступление в былине? (Зачин).
3. Работа над лексическим значением слов.
СИЕ – это. КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
Облатынивать – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор. ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
— Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
Дружно встали раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
2. Характеристика героя.
Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?
Как он рассуждает на перепутье у камня?
О каких чертах характера это говорит?
(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Дифференцированно: выразительное чтение с.12-18 (Для всех учащихся)
I группа: иллюстрирование былины.
II группа: составить синквейн «Богатырь Илья».
Урок чтения с компьютерной поддержкой в 4-м классе. Тема: «Былины. Ильины три поездочки»
Цели урока:
— Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
— Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
— Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
— Формирование нравственной ценности «здоровье».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
— Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
— Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан — моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
— Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
— А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.
— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
— Что такое былина? (Слайд 6)
С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
— Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.
Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать(обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).
С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение )
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы )
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился. Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился. )
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)
— Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?
4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
— Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
— Какова главная идея былины?
— Каких былинных героев знаете?
— Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
— Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
— Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
— Написать сочинение по картине Васнецова.
— Составить письменную характеристику былинного героя.
(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Список используемой литературы.
1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
Вопросы
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Летописи. Былины. Жития.
Былина «Ильины три поездочки».
Введение
Вы видите рисунок «Камень на распутье».
— В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).
Что означает слово былина? (Былины — это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
— Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
— О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
Прочитайте медленно текст:
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
«Я ведь князя – то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Что вы только что прочитали? (Зачин).
— Кто исполняет былины и как?
-Кто был героями былин?
-За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)
— Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?
Отличие сказки от былины.
Сказка.
1. Не верят в реальность.
2. Единообразная композиция (построение);
3.Герои: люди, царевичи, животные
Былины.
1 Верят в реальность.
2. Индивидуальная композиция;
Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием
-Откройте учебник на стр. 12.
-С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)
-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.
О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.
Илья Муромец – герой славянского эпоса
Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.
В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.
Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек – силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.
Словарная работа
СИЕ – это.
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
СМЕТА – богатство.
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор.
ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
АМБАР – сарай.
Характеристика героя
-Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!»)
-О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
-Найдите описание разбойников. («. Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)
-Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
-Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
-Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
-Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (. Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд. )
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро — монгол).
— Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Итоги
Познакомились с былиной «Ильины три поездочки». Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.