Что означает человек социальное существо

Объяснение выражения Аристотеля

Идея о социальной сущности человека принадлежит Аристотелю. Высказал эту мысль древнегреческий философ в сочинении «Политика».

Общественное животное – это существо, чей образ жизни можно назвать публичным, социальным, общественным.

Иначе говоря, человек предназначен к жизни сообща, к жизни в среде себе подобных. Только в общежитии биологическое существо становится социально зрелой личностью, имеет возможность для развития.

Важно! Нужно учитывать тот исторический период, в котором жил и творил философ. А также главенствующие идейные течения и контекст, формат общественной жизни территории проживания Аристотеля.

Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу. Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.

Значит, мыслитель предполагал, что человек может отдалиться от социума. Но при этом, он не станет полноценной личностью. Считал, что существует только 2 пути отчуждения: руководство биологическими инстинктами, возврат к более простой форме жизни либо отстранение от мирской жизни, развитие чувств и инстинктов на качественно новом уровне.

Социальные отличия людей от животных

По биологической природе в строении тела человека и приматов существенных отличий нет. Это прямохождение, изменение формы и размера конечностей, головы и мозга. Но существуют значительные расхождения в тех качествах, которые развиваются в ходе адаптации и социализации.

Что означает человек социальное существо

1. Мышление и речь

Мыслить и говорить могут только высшие формы приматов. При этом, мыслительные процессы у обезьян ограничены по функционалу и просты. Они могут анализировать и синтезировать предметы, процессы и явления окружающего мира.

Человек способен рассуждать, анализировать, сравнивать, абстрагироваться, обобщать. Имеет возможность не только анализировать, но и делать умозаключения, выводы.

Способ мышления предопределяет речевые навыки.

Поэтому общение обезьян ограничивается сигналами, которые являются лишь предупреждением либо обозначением.

Речь человека членораздельна. С ее помощью общественное животное способно передавать информацию из окружающего мира, эмоции и чувства, излагать мысли. Помимо речи человек передает данные из действительности с помощью творчества.

2. Творческая деятельность

Человек самостоятельно выбирает вид деятельности, ставит цели, отбирает способы и пути ее достижения, прогнозирует результаты. Животное руководствуются только инстинктами.

Творческая деятельность реализуется в форме:

3. Создание культуры

Животное обитает в первозданной природной среде. Человек меняет и преобразовывает природу. Созидает культуру или иначе «вторую природу». Создает материальные и нематериальные блага под собственные интересы и нужды.

4. Изготовление орудий труда

Преобразовывая первозданный вид природы в культуру, человек сталкивается с необходимостью в инструментах труда. Поскольку в физическом окружении нет приспособлений, подходящих для осуществления цели.

Человек создает орудие из физических объектов окружающего мира, которые по отдельности не имели подходящих свойств. Благодаря им социальное животное преумножает собственные физические возможности.

Что означает человек социальное существо

5. Духовные потребности

Предопределены умственными способностями. У животных они ограничены, поэтому их потребности остаются на биологическом уровне, на уровне инстинктов.

Мышление человека, как общественного животного, развито, поэтому его нужно питать культурными, духовными средствами. Также духовные потребности удовлетворяются с помощью социального взаимодействия. Поскольку речь человека также хорошо развита и отражает мыслительные процессы мозга.

Источник

Глава 6. ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

Что означает человек социальное существо Что означает человек социальное существо Что означает человек социальное существо Что означает человек социальное существо

Ключевые слова: личность, социализация, норма, агенты социализации, солидарность, лояльность, толерантность, маргинальность.

Безусловно, человек — продукт биологической эволюции, но животным се­бя отнюдь не считает. И это правильно. Поведение животного детерминиро­вано структурой его организма. Оно рождается с набором инстинктов, прису­щих его виду и никакая нужда не заставит его вести себя по меркам другого вида.

Иначе обстоит дело с человеком. Все люди, живущие на Земле в течение по крайней мере 50 тысяч лет, относят себя к одному виду — homo sapiens (человек разумный), но никому из ученых пока еще не удалось доказать, что поведение человека предопределено биологическим развитием, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма обусловлены генетически.

Все гуманистические теории единодушны в том, что человек — существо социальное, живет в обществе и несет на себе печать того общества, к кото­рому принадлежит. Уже древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) полагал, что человек по своей природе — существо, живущее посред­ством общения и способное самостоятельно творить политические коммуни­кации. «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоя­тельств, — писал Аристотель, — живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек (божество— авт.)». Та­ких людей Аристотель называл существами «без роду, без племени, вне за­конов, без очага».

Общество погружает человека в искусственно созданную среду обитания (вторую природу), видоизменяет природные потребности человека, регламен­тируя их удовлетворение правилами и обычаями, принятыми в обществе, формирует новый пласт социально-культурных потребностей, накладывает на поведение человека массу запретов, табу, подавляющих его природные инстинкты. Социальное как существенное в реальном человеке пронизыва­ет его природно-телесное и духовно-интеллектуальное, живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился, уровень культуры, которого достигла его социальная общность, способ жизнедеятельности, присущий той социальной группе, к которой он принадлежит, — все это накладывает печать на его по­ведение, установки и мотивы поступков.

У человека как члена общества вырабатывается набор качеств, которые определяют его как личность.

Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и далее стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним древние. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является «лицедеем». Социальная роль (например, отца, учителя, директора, учёного) принимается им абсолютно серьезно. Он возлагает её на себя свободно и несёт всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

ЛИЧНОСТЬэто человеческий индивид, являющийся носителем качеств, которые он приобрел, живя в обществе.

Личность рождается и существует не внутри тел отдельных индивидов, а вне их, в том пространстве, где находятся социальные вещи (статусы, долж­ности, ценности, нормы), по поводу которых люди взаимодействуют друг с другом и образуют одно культурно-историческое образование. Внутри же те­ла отдельного человека заключена не личность, а лишь её биологическая проекция, самомнение, мнение о себе, а не она сама как таковая.

Разница между человеком и личностью — это вовсе не разница между тем, что свойственно всем людям, и тем, что присуще их отдельным представи­телям. Эта разница между совокупностью всех общественных отношений и той локальной зоной их, в рамках которых человек как личность реально существует.

Как происходит формирование личности? Американские исследователи первичных социальных групп Ч. Кули и Дж. Мид связывают формирование личности человека с его социальными отношениями.

Что означает человек социальное существо

Ч. Кули полагает, что личность человека формируется на основе реак­ций других людей на его присутствие в пространстве социальных отноше­ний. Личность человека — это зеркальная копия реакции других людей на его поступки и действия. Не случайно его концепцию личности называют концепцией «зеркального Я».

Дж. Мид исходит из того, что становление личности нельзя свести лишь к субъективной копии норм и ценностей, поддерживающих отношения в обще­стве. Существенное значение при формировании личности имеет не только то, как к человеку относятся другие, но и то, как он сам оценивает их слова, чувства, жесты, установки. Личность человека формируется на пересечении социального «Я», которое аккумулирует прошлый опыт общества, и индиви­дуального «Я», которое связано с деятельностью человека, направленной в будущее. Социальное «Я» задает человеку вопросы, ставит проблемы, уста­навливает границы и правила поведения. Индивидуальное «Я» дает человеку чувство свободы и инициативы. Взятые вместе и органически связанные, они и составляют его личность.

Социализация личности. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены Что означает человек социальное существоспособностью усваивать социальный опыт — от законов до неписаных правил хорошего тона, которые регулируют их поступки и стремления.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИэто процесс усвоения чело­веком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества.

Социализация — это пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Она имеет две функции:

— поддерживать взаимодействие людей;

— обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми чле­нами исторически сложившихся в нем образцов поведения.

Человек всегда включен одновременно в несколько качественно различ­ных сообществ (семья, трудовой коллектив, партия, этнос и т.д.). У каждого сообщества своя культурная матрица, поддерживающая его существование. Поэтому, чтобы стать полноценным членом какого-либо сообщества, человек должен усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, принятых в данном сообществе, т. е. пройти социализацию. В процессе социализации человек включается в мир культуры, осваивает язык, сложившиеся формы общения с другими людьми, а также способы обращения с предметами.

Нормы, ценности и идеалы разных культур различаются. Приобщение к ним, выстраивание в соответствии с ними иерархии ценностей и составляют суть социализации. Каждое сообщество оценивает качества личности по сво­ей шкале ценностей, которые лежат в основе важнейших социальных норм.

НОРМЫэто ожидания и стандарты, управляющие взаимодей­ствиями людей.

Есть писаные нормы (законы и подзаконные акты — инструкции, прика­зы, распоряжения начальства), но большинство норм неписаные (обычаи). Существуют также культурные идеалы: мы ценим, например, науку и искус­ство, самоотверженность и святость.

Для успешной социализации необходимо:

— невозможность или нежелание сохранять прежние роли;

— осознание ожиданий со стороны окружающих, уяснение новых образ­цов поведения (паттернов);

— желание перейти в новое социальное качество и перенять образцы по­ведения (конформизм).

Агенты социализации — это лица, группы и институты, участвующие в передаче норм, и ценностей, контролирующие и регламентирующие процесс социализации. Среди агентов социализа­ции следует отметить особую роль средств массовой информации и шко­лы. Некоторые телевизионные программы расширяют познавательные на­выки детей, в то время как другие могут стимулировать их негативное пове­дение.

Обучение — базовый элемент социализации, так как основано, преимуще­ственно, на практиках общения, в которых критерий истинности — конвенция (согласие). Однако обучение не сводится только к социализации, так как ее основой является жизненная практика. Поэтому возможно ускоренное обуче­ние, но нет ускоренной социализации. Утверждение: «умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих», — верно лишь отчасти. Мы все учимся на своих ошибках, а вот дураку и свои не впрок.

Социализация проходит несколько стадий: детство, юность, зре­лость и старость.

Детство и юность — начальная (первичная) стадия социализации. Для нее характерны отсутствие экономической, политической и социальной самостоятельности, универсальность, разнонаправленность и формирование базовых ценностей, связанных с приписываемыми статусами. Агентами соци­ализации на этой стадии являются первичные малые группы: семья, друзья, родственники.

Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормальной социализации ребенка. Казенная обстановка детских учре­ждений, в которых дети лишены ласки и любви пагубно влияет на соци­ализацию детей. В этих учреждениях наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они часто отстают в своем физическом и умственном развитии.

Три психологических механизма помогают понять, как происходит соци­ализация детей:

— имитация (подражание) — осознанное стремление ребенка играть в то­го, кого знают, копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами;

— идентификация — процесс усвоения детьми жизненной позиции роди­телей и других взрослых;

— стыд и вина — механизмы, запрещающие определенное поведение или подавляющие его.

Зрелость и старость — это продолженная (вторичная) социализация. Она происходит в условиях сформировавшейся личности, наличия ее эконо­мической, политической и социальной самостоятельности. Поэтому она спе­циализирована и узконаправленна, формирует стереотипы и ценности, свя­занные с достигаемыми статусами. Агентами социализации являются преиму­щественно социальные институты: вуз, армия, работа, СМИ, а также группы сверстников.

В период взрослой жизни социализация связана с усвоением новых со­циальных норм, ролей и навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Здесь преобладает новация и ресоциализация. В старости мы уже не инициируем новое, а лишь сохраняем значимое для нас и систе­матизируем его, создавая условия для новаций молодых.

Среди условий, влияющих на успешную социализацию личности, следует обратить внимание и на формирование таких ее психологических качеств, как солидарность, лояльность и толерантность.

Нельзя стать членом той или иной социальной группы, если не изъявить свое единодушие, согласие с групповыми ценностями и ориентациями, т. е. не солидаризироваться с группой.

Под лояльностью обычно понимается преданность социальной груп­пе, верность ее целям, готовность работать в ее режиме, чувство общности с коллективом. Лояльность предполагает и стимулирует личные обязатель­ства членов социальной группы принимать участие в деятельности последней как можно эффективнее. Лояльность характеризует позитивную ориентацию поведения в группе или сообществе.

Толерантность характеризует позитивность социального взаимодей­ствия. Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, что первоначально означало «терпение». Однако это качество предполага­ет не только терпимость личности к чужим обычаям, традициям, вкусам и предпочтениям, но и попытку понять других людей.

Сегодня значение этого термина возрастает и обогащается. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной кон­ференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. трактует это понятие не только как моральный долг, но и как политическую и правовую потребность, как добро­детель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. В век все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, в век крупномас­штабных миграций и перемещения населения эскалация нетерпимости и кон­фликтов (межнациональных, межрасовых, межрелигиозных) потенциально возрастает и носит глобальный характер. Поэтому проявление толерантно­сти должно способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демо­кратии и правопорядка, но не означать отказ от своих или уступку чужим убеждениям.

Лучшее понимание толерантности достигается благодаря уяснению про­тивоположного по значению понятия «нетерпимости». Бетти Э. Риердон сре­ди симптомов нетерпимости называет стереотипы, предубеждения, дискри­минацию, насмешку, поиск «козла отпущения», агрессивный национализм, расизм, этноцентризм, религиозный фанатизм, ксенофобию. Наиболее эф­фективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание, направленное на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Маргинальность личности. Термин «маргинальность» впервые упо­требил американский социолог Роберт Эзра Парк в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Понятие маргинальности у Парка (от лат. margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находя­щихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур.

По Парку, «маргинальный человек —это тип личности, который появля­ется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы и культуры. Судьба обрекает этих лю­дей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбеж­но становится (в сравнении с окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более незави­симыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо».

Культурная маргинальность относится к процессам межкультурных кон­тактов и ассимиляции. В ее основе лежат взаимоотношения разных культур, к которым вынужден приобщаться человек. Их результатом становится дву­смысленность и неопределенность статуса и роли. К маргиналам относятся эмигранты первого поколения, дети (метисы), родители которых идентифи­цируют себя с разными расами, и т. д.

Контрольные вопросы

1.Что является «телом» (носителем) человеческой личности?

2. Кому принадлежит следующее высказывание: «Сущность человека —не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений»?

3. Кому из социологов принадлежит авторство в разработке концепции «зер­кального «Я»»?

4. Как называется процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества?

5. Как называются лица, группы и институты, играющие главную роль в пере­даче норм и ценностей?

6. Кто, по мнению К. Маркса и 3. Фрейда, несет ответственность за формирова­ние личности?

7. Каким понятием характеризуется позитивное взаимодействие в межличност­ном и межкультурном пространстве, ориентированное на межгрупповое и межсоци­альное понимание и сотрудничество?

8. Охарактеризуйте понятие «маргинальность».

9. В чем состоят отличия культурной маргинальности, структурной маргиналь­ное™ и маргинальности социальной роли?

10. В чем состоит специфика процессов маргинализации в современном россий­ском обществе?

Источник

Социальное существо человека

СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.

Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную, эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.

Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.

Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая к классовому расслоению. Это большая тема анализа жизни общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.

Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.

Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.

Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.

У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.

Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *