Что означает частое моргание во время разговора
Частое моргание причины, способы диагностики и лечения
Частое моргание — симптом, развивающийся вне зависимости от пола и возрастной категории. Чаще возникает при попадании в глаза соринки и других предметов. Сопровождается боязнью света, повышенным выделением слез, чувством зуда. Дополнительная симптоматика зависит от причины возникновения синдрома. Для устранения недуга требуется консультация врача.
Причины частого моргания
Причины возникновения синдрома у взрослого и ребенка отличаются. Врачи выделяют следующие факторы, провоцирующие прогрессирование симптома у взрослых:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 17 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Типы частого моргания
Выделяют несколько видов частого моргания в зависимости от причины возникновения:
Диагностика
При наличии других симптомов болезней глаз требуется записаться к офтальмологу. В других случаях требуется обратиться к неврологу, аллергологу или инфекционисту. Врач проводит первичный осмотр, собирает анамнез, изучает историю заболевания, проводит осмотр органов зрения, опрашивает пациента о наличии другой симптоматики, назначает аллергические пробы, направляет больного на анализ крови. При подозрении на черепно-мозговую травму используют рентгенографию, компьютерную томографию, МРТ. В сети клиник ЦМРТ применяют следующие методы диагностики:
Тики. Заключение по навязчивостям
Тики (от фр. tic) — относительно простые, напоминающие целенаправленные, возникающие внезапно, с разной частотой и без определённого ритма непроизвольные движения, в которых принимают участие различные мышечные группы. Тики исчезают во сне, варьируют по интенсивности, обычно усиливаются при волнении, могут на время подавляться усилием воли, их легко имитировать. Длительность тикозного движения составляет от 50 до 500 мс.
Тики различаются по сложности. Простые тики характеризуют сокращения одной мышечной группы, сложные тики — ряда мышечных групп. Чаще всего тики начинаются в детстве, нередко сохраняются годами, в некоторых случаях — на протяжении всей жизни пациента. У детей в возрасте от 6 до 12 лет встречаются с частотой 6–18%, к 17–18 годам у большинства из них исчезают. Тикам могут сопутствовать тревога, депрессия, заикание, гиперсенситивность, беспокойство, неуверенность в себе. У трети детей с тиками один или оба родителя страдают психическим расстройством.
Систематизация тиков по их внешним признакам встречает некоторые затруднения, поскольку моносимптомные тики наблюдаются относительно редко. Принято различать, к примеру, тики, связанные с той или иной функциональной двигательной системой. Респираторные тики связаны с дыханием. Это шмыганье носом, хмыканье, покашливание, шумное втягивание воздуха и его выдыхание. Вербальные тики связаны с речью. Это непроизвольное произнесение отдельных слов, в том числе бранных, употребление в речи слов-паразитов, воспроизведение «речевого мусора», частности, растягивания лишних звуков, заполняющих паузы между фразами или словами. Оперкулярные тики связаны с жевательной мускулатурой. Это чавкание, чмокание, цоканье, высовывание языка, игра желваками, щелканье языком, оскал зубов. Лицевые тики связаны с мимической мускулатурой.
| Тики могут являться признаками серьезного психического или соматического расстройства. Обратитесь к специалисту, если заметили за близким человеком признаки тиков |
Это гримасничанье, сморщивание носа, подмигивание и др. Мануальные тики связаны с мышцами рук. Это щелканье пальцами, потирание ладоней, вращение кистью, сжимание кулаков и др.
Другой, вероятно, не менее предпочтительной является систематика тиков А.Дж.Лиса (1989), которую мы также представим. Автор группирует тики по частям тела, в которых они возникают, отмечая при этом, что частота тиков идёт в порядке убывания от верхней части лица по направлению к ногам. Тики в этой систематике выглядят так.
Тики лица: моргание, вращение глазами, закатывание глаз, фиксирование взгляда, широкое открывание глаз, прищуривание, подмигивание, поднятие бровей, движения скальпа, нахмуривание бровей, сморщивание носа, подёргивания ноздрей, открывание рта, гримасничанье, перекашивание лица, поджимание губ, выпячивание губ, подёргивания губ, сплёвывание, щелканье языком, хватательные движения ртом, облизывание, прикусывание губы, скрежетание зубами, прикусывание слизистой полости рта, выпячивание челюсти, сокращение кожной мышцы шеи, сосательные движения, потирание подбородка.
Тики головы, шеи, плечевого пояса: вскидывание головы, кивание головой, подёргивания головой, наклон головы, покачивание головой, вращение головы, приподнимание плеч, сгорбливание, вытягивание шеи.
Тики рук: подёргивания рук, сжимание пальцев в кулак, вытягивание пальцев, щелканье пальцами, движения пальцами, как при игре на пианино, резкое распрямление рук, сгибание руки в локте, отведение плеча.
Тики туловища: толчкообразные движения таза, тик в виде приветствия (поклоны), подёргивания мышц живота, подёргивания грудных мышц, выпячивание живота, сжимание ягодиц, распрямление плеч и выпячивание груди, сокращение прямой мышцы живота.
Тики ног: подёргивания стопы и большого пальца, сгибание бедра, отведение бедра, резкие выпады ногой вперёд, перекручивание пальцев, тыльное сгибание стопы, сгибание ноги в коленном суставе, разгибание ноги в коленном суставе.
По своей природе тики неоднородны. В этом плане различаются следующие тики.
1. Органические тики — характеризуют резидуально-органическое повреждение головного мозга. Такие тики нередко сочетаются с явлениями синдрома гиперактивности и психоорганической симптоматикой. Тики обычно статичны, стереотипны, относительно просты, они не привлекают к себе внимание пациента, не усиливаются при волнении (Ковалёв, 1971, 1979).
2. Процессуальные тики свойственны эндогенным психическим заболеваниям, в первую очередь шизофрении. В последнем случае тики обильны, несколько вычурны, разнообразны, динамичны, один их тип со временем может смениться другим. Вероятно, часть тиков является микрокататоническими знаками, одновременно могут быть другие симптомы кататонии: застывание, манерничание, негативизм, эхо-симптомы. Выявляются также нарастающий аутизм, эмоциональное оскудение, другие признаки болезни. Пациенты обычно безучастны к тикам, не ищут помощи. Интенсивность тиков колеблется. Они могут усиливаться по мере нарастания психомоторного возбуждения и ослабевать с наступлением психомоторной заторможенности. Тики могут усиливаться, если внимание пациентов поглощено чем-то другим.
3. Невротические тики свойственны неврозу, возникая вначале как защита в ситуациях дистресса. При повторении закрепляются в силу привычки. Невротические тики психологически понятны, они аналогичны тем выразительным и лишним движениям, которые возникают и у здоровых лиц в связи с сильными эмоциями. Обычно такие тики усиливаются при волнении, привлечении к ним внимания пациентов, как правило, сопровождаются реакцией тревоги, беспокойства. Пациенты прилагают немало усилий к тому, чтобы подавлять тики в чьём-либо присутствии, и в известной степени им это удаётся.
Поглощённость внимания пациентов чем-то другим приводит к ослаблению интенсивности либо временному прекращению тиков. Невротические тики лишены постоянной локализации, они часто мигрируют от одной части тела к другой. Обычно они сочетаются с другой невротической симптоматикой. Невротические тики обнаруживают большее сходство с навязчивостями, нежели органические и процессуальные, тем, что пациенты осознают их болезненный характер и оказывают им сопротивление.
Навязчивые явления, как считается, возникают в структуре невротических и неврозоподобных расстройств разного типа, наблюдаются также при аффективной патологии. Некоторые виды навязчивостей, такие как навязчивые влечения, контрастные представления, навязчивое мудрствование, компульсии со сложными и вычурными ритуалами, должны настораживать в плане шизофрении.
Несколько добавлений к патогенезу навязчивостей.
Сторонники классического психоанализа полагают, что психопатология невроза навязчивых состояний концентрируется вокруг регрессии к анально-садистической стадии психосексуального развития и амбивалентности по отношению к родительским фигурам и их интроектам. Более поздние изыскания ставят во главу угла высокую степень интернализации и необходимость контроля над всеми импульсами. Симптомы навязчивостей являются при этом неудачей в осуществлении контроля, они есть примеры «возращения вытесненного».
Невроз навязчивых состояний, по мнению некоторых психоаналитиков, можно рассматривать также как нарушение, имеющее место у тех, чьё личностное развитие было основано на отчуждении от инстинкта и эмоции, ибо обсессивное Эго антилибидно, антиимпульсивно, антиэмоционально и т. д.; сами же симптомы навязчивого невроза — это либо прорывы за пределы отчуждённых аспектов себя (навязчивые мысли), либо защиты от таких прорывов, то есть навязчивые ритуалы Ч.Райкрофта (1995). Указывается, что пациенты с неврозом навязчивых состояний используют три основных защитных механизма. Изоляция — отказ от нежелательных мыслей и побуждений, которые тем самым воспринимаются пациентами как связанные с влиянием извне. Аннулирование — действия, предназначенные для нейтрализации неприемлемых импульсов, например мытьё рук. Реактивные образования — действия, противоположные импульсам из Ид. Например, это добродетельная жизнь в противовес разрушительным побуждениям. Подобные эзотерические построения, увы, далеки от клиники, но они, полагаем, заслуживают внимания в том, что касается возможной связи навязчивостей и нарушений самовосприятия, так как термины типа «вытеснение», «интернализация», «отчуждение» близки к используемым в психопатологии расстройств самоосознавания.
Последователи бихевиоризма полагают, что навязчивые действия формируются путём фиксации любых случайных действий, если последние снижают уровень тревоги. Лечение пациентов сводится к тому, чтобы удерживать их от выполнения навязчивых действий либо устранять нежелательные мысли с помощью других.
С позиций когнитивной психологии в целях лечения показан тренинг адаптивности — произвольное вызывание навязчивых мыслей, так как в итоге такие мысли могут утратить угрожающее значение. Наиболее эффективной является в настоящее время биологическая модель терапии обсессивно-компульсивного расстройства с помощью таких препаратов, как кломипрамин, флуоксетин, флувоксамин.
С точки зрения психопатологии в понимании природы навязчивостей важно учитывать не только клинико-психопатологическую структуру конкретной навязчивости, но также её предысторию и последующую динамику.
Описания внешних проявлений эмоций
Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.
1. Смущение (замешательство):
2. Радость:
Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, — улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).
| Научитесь распознавать эмоции других людей по их проявлениям. Обратитесь к социальному психологу. |
Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
3. Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:
4. Умственное напряжение:
5. Напряжение воли (по Дарвину):
6. Печаль:
7. Злоба:
8. Страх:
Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление — на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны — знак невозможности действовать или что-то понять.
9. Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):
Гнев — один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.
10. Подозрительность:
11. Зависть (из описания Овидия):
В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;
12. Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):
13. Негодование:
14. Стыд:
15. Самоуверенность:
16. Скука:
17. Расположение к кому-либо:
18. Ухаживание (у женщин):
19. Ухаживание (у мужчин):
20. Открытость:
21. Закрытость:
22. Внимание (к собеседнику):
23. Отвращение:
24. Досада:
25. Жеманство:
26. Раскаяние:
выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности — рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);
выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;
сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);
плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.
27. Подобострастие — обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».
28. Удивление:
Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.
29. Умиление:
Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз — душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:
С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко —
И верится, и плачется, И так легко, легко!
И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.
30. Недоумение:
Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.
31. Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):
32. Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний. При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.
Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».
Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.
Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное — нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, — уж нет, увольте».
33. Походка также может сказать нечто важное о её обладателе. Различают несколько типичных видов походки.
Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.
Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.
34. К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи, поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная — холерикам, медлительная — флегматикам, неуверенная и неровная — меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:
Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода — Всё, всё погибло для меня!
Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий — И умираю ночь и день!
В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.
35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки. Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая — «ИзаИда» — звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.
36. Мимические признаки обмана (Изард, 1999):
В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.
В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.
Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.