Что ответила китти на предложение левина
Викторина по роману Льва Толстого «Анна Каренина» (50 вопросов)
1. С какой сцены начинается роман? (Князь Степан Аркадьевич Облонский просыпается в своем кабинете на диване и вспоминает о ссоре с женой)
2. Как звучит девичья фамилия Анны Карениной? (Облонская, она сестра Степана Аркадьевича Облонского)
3. О ком думал Степан Аркадьевич Облонский: «Вечно озабоченная, хлопотливая, и недалекая» (о своей жене Долли)
4. Как звали отца Алексея Вронского? (Кирилл Иванович Вронский)
5. Для Левина все женщины делятся на два сорта. Какие? («Один сорт – это все девушки в мире, кроме Китти, и эти имеют все человеческие слабости, и девушки очень обыкновенные; другой сорт – она одна, не имеющая никаких слабостей и превыше всего человеческого)
6. Между двух женихов Китти ее мать предпочитала одного, а отец другого. Кто кого предпочитал? (Мать – Вронского, отец — Левина)
7. Почему мать Китти хотела видеть мужем дочери именно Вронского? («Очень богат, умен, знатен, на пути блестящей военно-придворной карьеры и обворожительный человек. Нельзя было ничего лучшего желать»)
8. О ком это: «Его не только любили все знавшие его за его добрый, веселый нрав и несомненную честность, но в нем, в его красивой, светлой наружности, блестящих глазах, черных бровях, волосах, белизне и румянце лица, было что-то, физически действовавшее дружелюбно и весело на людей, встречавшихся с ним». (О Степане Облонском)
9. Какой Китти чувствовала себя рядом с Левиным и какой рядом с Вронским? (С Левиным – простою и ясною, а к воспоминаниям о Вронском, напротив, примешивалось что-то неловкое, как будто фальшь какая-то была в ней самой рядом с ним)
10. Какое будущее виделось Китти рядом с Вронским, а какое рядом с Левиным? (С Вронским – блестяще-счастливым, с Левиным — туманным)
11. Что ответила Китти на предложение Левина? («Этого не может быть… простите меня…»)
12. Что сказал Левин после такого отказа Китти? («Это не могло быть иначе»)
13. Кто это? «Невысокий, плотно сложенный брюнет, с добродушно-красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с иголочки нового мундира, все было просто и вместе изящно» (Алексей Вронский)
14. Какой несчастный случай произошел на железнодорожной станции во время первого знакомства Вронского и Карениной? (Сторожа задавило поездом)
15. Анна Каренина спросила, нельзя ли как-то помочь вдове погибшего сторожа. Как в этой ситуации поступил Вронский? (Он передал вдове погибшего 200 рублей)
16. Как восприняла Анна Каренина это событие? (Она решила, что это «дурное предзнаменование»)
17. Перед тем судьбоносным балом, на котором Вронский и Каренина влюбились друг в друга, Кити говорила Анне, что она представляет ее в платье определенного цвета. Какой это был цвет, и какое платье все-таки одела Анна на бал? (Китти воображала ее в лиловом, но Анна одела черное)
18. Долли сказала Анне Карениной: «Какая ты счастливая! У тебя все в душе ясно и хорошо». Что ей ответила Анна на эти слова? («У каждого есть в душе свои skeletons, как говорят англичане»)
19. В связи с чем Анна так сказала, и в чем она призналась Долли после этих слов? (Анна призналась в том, что Вронский заинтересовался Анной, и это было взаимно)
20. Как звали сына Анны Карениной? (Сережа)
21. Что бы ответил Константин Левин, если б у него спросили, любит ли он народ? (Он любил и не любил народ так же, как и вообще людей. Он считал самого себя частью народа и не мог противопоставлять себя народу)
22. Как звали лошадь Вронского? (Фру-Фру)
23. Что случилось с Фру-Фру на скачках? (Вронский неловким движением сломал ей спину во время скачек)
24. О чем эти слова? «Радости эти были так мелки, что они незаметны были, как золото в песке, и в дурные минуты она видела одни горести, один песок; но были и хорошие минуты, когда она видела одни радости, одно золото» (о радости, которую приносили дети своей матери, Дарьи Облонской)
25. Сколько было детей у Дарьи Александровны и Степана Аркадьевича Облонских? Вспомните некоторые из их имен. (Шестеро. Таня, Алеша, Лили, Гриша, Николенька)
26. Из-за чего в семье Облонских случился разлад? (Князь Облонский был уличен своей женою в измене с гувернанткой)
27. О ком идет речь и что значат эти слова? «Он испытывал чувство человека, выдернувшего долго болевший зуб, когда после страшной боли и ощущения чего-то огромного, больше самой головы, вытягиваемого из челюсти, больной вдруг, не веря еще своему счастию, чувствует, что не существует более того, что так долго отравляло его жизнь, приковывало к себе все внимание, и что он опять может жить, думать и интересоваться не одним своим зубом». (Об Алексее Александровиче Каренине. Эти слова значат, что после того как его жена Анна призналась ему в том, что любит Вронского, он почувствовал освобождение от сомнений, ревности, и душевной боли).
28. Кому княгиня Бетси Тверская адресовала следующие слова: «На одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее мученье, и смотреть просто и даже весело. Может быть, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически» (Анне Карениной)
29. О ком это? Имеет некий свод правил, которых всегда придерживается, ненавидит беспорядок, честолюбив. (Алексей Вронский)
30. Какое занятие служило утешением Левину во всех горестях? (Охота)
31. Кто старался видеть в людях только самые лучшие качества? (Константин Лёвин)
32. Как сложилась военная карьера Вронского? Какие чины он занимал и как закончилась его карьера? (Он был ротмистром, затем полковником, затем отказавшись от лесного назначения в Ташкент, вышел в отставку).
33. Как-то зимой Вронский был приставлен к приехавшему в Петербург иностранному принцу и должен был показывать ему достопримечательности Петербурга. Это был очень глупый, и очень самоуверенный человек. К равными себе и тем кто стоял выше, он обращался ровно, а вот с низшими он был презрительно добродушен, в том числе к Вронскому. Какие эмоции вызывал во Вронском этот принц, кого видел в принце Вронский? (Принц был неприятен Вронскому. Он невольно видел в нем себя самого. И то, что он видел в этом зеркале, не льстило его самолюбию. «Глупая говядина! Неужели я такой?» – думал Вронский).
34. О ком идет речь? «Он смотрел на нее, как смотрит человек на сорванный им и завядший цветок, в котором он с трудом узнает красоту, за которую он сорвал и погубил его». (О Вронском и Анне)
35. Кто и ком так сказал? «Это прекрасно выкормленное животное, какие на выставках получают первые медали». (Вронский об иностранном принце, к которому был приставлен и в котором видел себя как в зеркале)
36. Кто и ком так сказал? «Это не мужчина, не человек, это кукла!» (Анна о муже)
37. Какой сон приснился Вронскому перед встречей с Анной? И что ему ответила Анна когда он рассказал ей про этот сон? («Мужик-обкладчик, кажется, маленький, грязный, со взъерошенной бородкой, что-то делал нагнувшись и вдруг заговорил по-французски какие-то странные слова». Анне приснился такой же сон)
38. Кому принадлежат эти слова: «весь этот мир наш – это маленькая плесень, которая наросла на крошечной планете. А мы думаем, что у нас может быть что-нибудь великое, – мысли, дела! Все это песчинки» (Константину Левину)
39. Кому Левин дал обещание всегда думать хорошо про всех людей и всегда всех любить? (Китти)
40. Чего не хватало Левину в деревне? (Музыки)
41. Каким образом произошло признание в любви между Левиным и Китти, после чего они поженились? (Они писали друг другу сообщения мелом на столе в виде букв)
42. Какое это слово? — спросил Левин, указывая на букву «н». Что ему ответила Кити? (Никогда)
43. Кому Степан Аркадьевич сказал: «Мне кажется, ты поддаешься мрачности. Надо встряхнуться, надо прямо взглянуть на жизнь». (Анне Карениной)
44. О ком Анна сказала следующие слова: «Я слыхала, что женщины любят людей даже за их пороки, – вдруг начала Анна, – но я ненавижу его за его добродетели» (о своем муже Каренине).
45. Чьи это слова: «Я чувствую, что лечу головой вниз в какую-то пропасть, но я не должна спасаться. И не могу» (Анны Карениной)
46. Что имела ввиду Анна Каренина, говоря: «роковое несчастье, ужасная ошибка» (она имела ввиду свой брак с Карениным)
47. Кому из героев романа «семейная жизнь представлялась лодочкой: на скольжение по воде смотреть приятно, но править очень трудно»? (Левину)
48. Любимое выражение Степана Аркадьевича Облонского. Он говорил это, когда хотел кого-то успокоить, мол, все будет хорошо. («Образуется!»)
49. Как была фамилия художника, который нарисовал портрет Анны Карениной? (Михайлов)
50. О ком это? «Он чувствовал, что люди уничтожат его, как собаки задушат истерзанную, визжащую от боли собаку. Он знал, что единственное спасение от людей – скрыть от них свои раны» (Об Алексее Александровиче Каренине)
Кити и Левин
Если я и писала на эту тему раньше, то больше о том, что мне не нравилось в этой сюжетной линии романа Толстого «Анна Каренина» (она раздулась до основной, Левин слишком идеализирован даже по сравнению с Пьером Безуховым). Теперь мне хочется написать о том, что мне нравится в этой линии. А положительных эмоций, безусловно, больше, чем желания придираться.
Так ли это у других читателей? У каждого – по-своему. Меня, как, видимо, и Толстого привлекают отношения, основанные не на чистой физиологии, не ставящие во главу угла дикую страсть, хотя никто не отрицает ее существование и право на описывание. Возможно, кинематографистам это интереснее – эротика в той или иной форме всегда была в моде, она обеспечит кассовые сборы. А исследование душевных глубин и метафизики эти сборы могут и не обеспечить. Последнюю экранизацию я пока не смотрела и пишу вовсе не в связи с ней.
Но одно очевидно: сценаристы в кино не уделяют ей должного внимания – или эта линия есть, но фрагментарно, эпизодически, либо ее нет вообще. А почему? Сам Толстой явно отдавал предпочтение именно отношениям Кити и Левина, писал о них с удовольствием, смаковал иные моменты.
Кити – обыкновенная девушка, прелесть которой именно в том, что она ни на что не претендует, не считает себя венцом творения (и автор ее в качестве таковой не навязывает читателям). Но описана эта «обыкновенность» с такой любовью, что трудно остаться к ней равнодушным – на мой взгляд. И привязанность эта возникает естественно, не по чьей-то указке. В нее можно вглядываться с удовольствием – и видеть нюансы, которые бесконечно тронули Левина, отчасти утратившего наивное светлое цельное восприятие жизни и тоскующего по иллюзиям, которые он утратил. В ней он любит себя молодого. То «поэтическое», что он видел в юной княжне Щербацкой, это поэзия его собственного видения жизни, которое она помогает ему воскресить, обновить.
Трудно сказать, как складывались бы их отношения, не появись на горизонте Вронский. Красивый, самоуверенный, спокойный. Блестящая светская оболочка, скрывающая (на мой взгляд) – не пустоту (это, наверное, чересчур), а… пустоватость. До романа с Анной Карениной он был именно таким. Я бы сказала, ему переживания такой силы пошли на пользу, в нем появилось умение сострадать, понимать, что с чувствами других людей нельзя играть… как он хладнокровно играл с Кити, прекрасно понимая, что обманывает ее, таким образом развлекаясь.
Если противопоставлять два вида любви, которые называют «любовь-гибель» или «любовь-спасение», то для Анны это была любовь-гибель. И не потому, что она была замужем. (Какие можно предъявить претензии к Каренину, кроме того, что он не красавчик? Вдруг «уши не те» оказались – это, на мой взгляд, не озарение, а какой-то знак, что она резко вдруг поглупела и стала придавать вселенское значение пустякам. Не говоря уже о том, что Каренин ей в мужья не набивался и никогда не навязывался, как Сомс Форсайт навязывался Ирэн, – это для нее брак с ним был очень выгодным, и она в юности это ценила.) Анна не ощущала себя счастливой с Вронским – это была некая черная энергия: возбуждение сродни наркотическому, агония прежней души героини (умиротворенной, светлой, по-своему цельной, взвешенной, мудрой), любовь-болезнь, лихорадка, методическое разрушение основ ее личности, которая была многогранной, но позволила одной грани поглотить все остальные. Почему? Она влюбилась в мужчину глупее себя, не способного ее понимать, но испытывающего к ней тягу – чисто физическую (а другой он и не понимал). И ее собственный внутренний свет погас. Не могла она уважать ни себя, ни его.
Не случайно Анне не нравилось само слово «любовь», когда о ней говорил он, она чувствовала, что Вронский не понимает его полноценный смысл, умаляя его, видя одну лишь физическую сторону, как это у них в результате и вышло. И до чего ее коробило, когда он говорил о «счастье»! Как герой бульварного романа, который повторяет реплики, не очень вдумываясь в их суть. Для нее это была болезненная зависимость, а никакое не счастье. Хотя при всей его ограниченности сочувствие к нему на протяжении романа растет, он становится фигурой, возможно, еще более трагической, чем сама Анна.
Конечно, были у них во второй половине романа периоды относительного покоя, но это скорее напоминало самообман – подсознательное желание поверить, что все проблемы решатся сами собой, а они только усугублялись. А Вронский как будто не понимал очевидную вещь: скандальная ситуация для женщины может обернуться социальной смертью, а мужчину так сурово никто не судит, и положение их с Анной в глазах общества вовсе не одинаково, он теряет гораздо меньше и не становится парией. За это его и возненавидела Анна. Сломал ей жизнь, а сам может как ни в чем не бывало теперь начать и новую жизнь… если захочет! Возможно, так и было бы, не случись самоубийства (Анна знала, как это подействует на него, и таким образом уничтожила все его потенциальные планы на счастливое будущее без нее).
Впрочем, довольно об этой паре. Кити увлеклась этой красивой оболочкой Вронского, как многие девушки, мечтающие о принце и не разбирающиеся в мужчинах в реальной жизни. В эмоциональном, человеческом плане ему ей было нечего дать – только милые улыбки, пустые светские разговоры… она достаточно быстро ощутила бы этот психологический вакуум. Ведь на тот момент Вронский, обаяв очередную красотку, дальше не знал, что с ней делать. Вот их отношения и затоптались на месте.
В будущем это ее увлечение «оболочкой» отравит отношения с Левиным. Потому что он никогда уже не мог быть уверен, что Кити в глубине души не предпочитает другого. Не будучи красавцем, Левин переживал из-за этого, и эта его больная мозоль не давала возможности наслаждаться счастьем, подозрения изводили, они изъедали его. А, поскольку он комплексовал из-за того, что не соответствует светским стандартам, вел себя скованно, не умел нравиться знати, понятия не имел, как обольщать. Простодушная Кити чувствовала его муки и тайно сопереживала им. Но она и заподозрить тогда не могла, что усвоенная светская манера поведения Вронского с дамами – не более чем привычная для него игра. И свято верила каждому его взгляду, жесту, потому что ни разу в жизни не сталкивалась с обманом, не представляла, как это бывает.
Князь Щербацкий, человек ясный веселый прямой и простой, никак не мог прочувствовать нутро Вронского, всегда относился к нему с подозрением. Княгиня была им очарована – наивно, по-женски. Мужчины оценивают друг друга точнее, чем женщины, и в некоторых вопросах лучше положиться на их суждение. Но Княгиня была упряма, она вбила себе в голову, что Вронский – прекрасный принц. И случившееся (его отъезд вслед за Анной Карениной) ее сокрушило. Она, конечно, раскаивалась, что не прислушивалась к своему мужу, не пыталась предостеречь дочь, но в глубине души считала, что во всем виновата лишь Анна, а Вронский – несчастная жертва. Есть тип людей, которые настолько очарованы светским лоском и блеском, что они отказываются верить, что за этим может скрываться отсутствие всякого внутреннего содержания. (НАПОЛНЕНИЕМ для Вронского стало чувство к Анне, иначе он мог таким и остаться.)
У Кити рухнула вера в любовь, она стала видеть мир в черном свете. Как будто все человеческие недостатки вдруг стали все более отчетливо представать перед ней. Разочарования юности страшны именно этим: у человека рушится восприятие окружающего мира, он от наивности переходит чуть ли не к… мизантропии. Теперь ему кажется, все вокруг – обман, торг. Кити перестает верить даже родственникам! Она подозревает их в желании избавиться от нее – найти какого угодно мужа. И восстает против всяких дальнейших попыток свести ее с кем-то…
Вот почему она всегда так сочувствовала Левину и «прощала» все его неловкости и светские промахи – зная, что его чувство собственного достоинства ранить нельзя. В ней самой теперь появилось то самое отвращение к свету, которое было и у него, заставляя его проводить время в деревне, вникая в проблемы сельского хозяйства.
Кити постепенно трансформируется в человека, который все ближе и ближе к тому идеалу жены, который сформировался в воображении Левина. Но она и сама не подозревает о том. В Левине никогда не было никакой фальши – это Кити чувствовала безошибочно. Даже в самой себе она иной раз чувствовала это, только не в нем!
Но при всей своей простоте и отзывчивости Кити – княжна. А Варенька, девушка, с которой она подружилась на водах, родилась от простолюдина, а затем ее удочерила богатая дама. И не может быть у нее такой свободы, непосредственности, открытости… Такая девушка должна знать свое место, и Варенька нашла спасение в фатализме – приятии жизни такой, какая она есть, смирении.
Но достаточно щепотки иронии старого князя, и Кити видит теперь своих новых знакомых в ином свете: ей кажется, в этих людях есть притворство, позерство. И она внутренне отворачивается от них. Сохраняя в своем сердце место только для Вареньки. (С какой радостью она будет потом наблюдать за сближением любимой подруги с Кознышевым, братом Левина, которого тот тоже считал во всех отношениях лучше себя – более уравновешенным, зрелым и мудрым. Линия эта ничем не закончится, но сам по себе эпизод оставляет приятное, хотя и грустное, впечатление.)
Кити больше не тянет к бунту, она понемногу взрослеет – возвращаясь домой, она не мечтает о невероятных подвигах, а пытается жить прежней жизнью, встречая Левина, в душе которого произошел серьезный переворот. Все это время он терзался, потому что после отказа Кити выйти за него замуж, казалось, все было кончено для него. Долли своими попытками повлиять на Левина только еще больше его разозлила. Он подумал: меня воспринимают как «запасной вариант», если с другим кавалером не получилось. А это значит, что Кити его никогда не любила.
Все это время он все-таки тайно пытался обдумать слова Долли: каково для девушки, которая мало знает жизнь и плохо разбирается в людях, решить для себя, кого она предпочитает. Как бы скромно ни относился к себе Левин, согласиться играть роль утешителя он не хотел. И не вынес бы сосуществования с женщиной, которая тайно вздыхает по другому человеку. Унизительней не придумать! Он пытался вывести умозаключения – одно за другим, но ничего не помогало… Ему подбирали невест, причем привлекательных, подходящих, но он даже смотреть на них не хотел.
И только вид Кити – и прежней и совсем другой… пристыженной, робкой, как раскаявшийся ребенок… осветил его по-иному: он увидел в ней неискушенное существо, которое нуждается в руководстве. И без него может пропасть. Он увидел себя иначе – как защитника, покровителя… И они без слов одновременно поняли это.
Их связала не бурная страсть, а романтическое нежное чувство. То самое, которое преображает, делает людей лучше, придает им сил, способствует их внутреннему просветлению.
В этой линии Толстой прибег к собственной биографии – знакомству с семейством будущей жены (когда он не знал, в кого из сестер влюбиться, и остановился в итоге на Софье – так же было у Левина, когда он выбирал из трех сестер Щербацких и все-таки выбрал Кити), объяснению с невестой начальными буквами каждого слова, и молниеносной вспышке взаимного понимания, когда она ответила на его предложение долгожданным согласием.
В описании предсвадебных хлопот, венчания, первых месяцев жизни супружеской четы, возможно, тоже есть автобиографические мотивы. Ссоры, взаимная ревность, упреки – и примирения. Осознание, что они теперь – одно существо. Не только физически, в высшем смысле. И Левин не может сердиться на Кити – он понимает, что сердится как будто на свою руку… на неотъемлемую часть себя самого.
Смерть брата Левина и помощь в приготовлениях к ней тоже сблизили Кити и ее мужа. Он увидел, что при всем своем интеллектуальном багаже, оказывается беспомощным там, где простым душам открывается поле деятельности. Кити делает последние дни жизни его брата насыщенными, осмысленными, приятными, радостными. И она куда меньше боится смерти и всего, что с ней связано, принимая ее буднично, как, наверно, и должно.
Беременность Кити – относительно спокойный период их жизни, когда они наслаждались общением с родственниками, гостями, природой. Кити в упоении ощущала себя «взрослой», она беседовала наравне с дамами старше себя – собственной матерью, сестрой, помощницей по хозяйству. Довольно долго она будет находиться в положении «взрослого ребенка», который строит свое гнездышко, отчасти играючи, в то же время серьезнейшим образом желая утвердить свой авторитет.
После рождения сына Левин оказывается в положении человека, для которого никаких тайн природы уже не осталось. Он не обрел твердой веры в бога, он мечется, понимая, что ребенку нужно духовное руководство, но не знает, как его осуществить. Для него это мучительно и тяжело. Он, с одной стороны, понимает, что несет ответственность за семью, с другой, страдает – некий круг замкнулся. От романтизации идеи любви и семьи нужно переходить к практическому воплощению. Ребенок – это уже не мечты и фантазии, а реальность. А мужчин она подсознательно часто пугает.
Утратив любопытство к процессам, которые происходят с Кити (она стала матерью), он отчасти утрачивает к ней интерес. И Левин, и Кити – люди неустойчивые, их настроения меняются, их чувства подвержены посторонним влияниям. Они знают это и понимают, что спасение – в том, чтобы держаться друг за друга и не поддаваться никаким искушениям. А в силу их характера новые увлечения, увы, могут возникнуть.
Толстой рисует не идиллию, а реальную картину жизни двух людей с определенными особенностями темперамента, психики. При этом кристально честных с самими собой и друг с другом. И той самой честности в других людях они могут не обрести, это вообще очень редко встречается.
Поэтому союз Кити и Левина при всех его внутренних колебаниях и метаниях, видимо, все-таки устоит. И эта «переменчивость» сделает его живым, не статичным, меняющимся – впрочем, как и сама жизнь вокруг них.
Окончательное объяснение Левина и Кити.
Переходим к не менее важному эпизоду, а именно, к объяснению Левина и Кити. Итак, Левин прекратил спорить с Песцовым и своим братом и подошёл к Кити. Между ними завязался разговор, который я, пожалуй, приведу полностью:
Левин часто замечал при спорах между самыми умными людьми, что после огромных усилий, огромного количества логических тонкостей и слов спорящие приходили, наконец, к сознанию того, что то, что они долго бились доказать друг другу, давным-давно, с начала спора, было известно им, но что они любят разное и потому не хотят назвать того, что они любят, чтобы не быть оспоренными. Он часто испытывал, что иногда во время спора поймешь то, что любит противник, и вдруг сам полюбишь это самое и тотчас согласишься, и тогда все доводы отпадают, как ненужные; а иногда испытывал наоборот: выскажешь, наконец, то, что любишь сам и из-за чего придумываешь доводы, и если случится, что выскажешь это хорошо и искренно, то вдруг противник соглашается и перестает спорить. Это-то самое он хотел сказать.
Она сморщила лоб, стараясь понять. Но только что он начал объяснять, она уже поняла.
— Я понимаю: надо узнать, за что он спорит, что он любит, тогда можно.
Она вполне угадала и выразила его дурно выраженную мысль. Левин радостно улыбнулся: так ему поразителен был этот переход от запутанного многословного спора с Песцовым и братом к этому лаконическому и ясному, без слов почти, сообщению самых сложных мыслей.
Щербацкий отошел от них, и Кити, подойдя к расставленному карточному столу, села и, взяв в руки мелок, стала чертить им по новому зеленому сукну расходящиеся круги.
Они возобновили разговор, шедший за обедом: о свободе и занятиях женщин. Левин был согласен с мнением Дарьи Александровны, что девушка, не вышедшая замуж, найдет себе дело женское в семье. Он подтверждал это тем, что ни одна семья не может обойтись без помощницы, что в каждой бедной и богатой семье есть и должны быть няньки, наемные или родные.
Он понял ее с намека.
И он понял все, что за обедом доказывал Песцов о свободе женщин, только тем, что видел в сердце Кити страх девства и униженья, и, любя ее, он почувствовал этот страх и униженье и сразу отрекся от своих доводов.
— Ах! я весь стол исчертила!- сказала она и, положив мелок, сделала движенье, как будто хотела встать.
Он глядел ей прямо в ласковые, хотя и испуганные глаза.
Она взглянула на него серьезно, потом оперла нахмуренный лоб на руку и стала читать. Изредка она взглядывала на него, спрашивая у него взглядом: «То ли это, что я думаю?»
Он быстро стер написанное, подал ей мел и встал. Она написала: т, я, н, м, и, о.
Долли утешилась совсем от горя, причиненного ей разговором с Алексеем Александровичем, когда она увидела эти две фигуры: Кити с мелком в руках и с улыбкой робкою и счастливою, глядящую вверх на Левина, и его красивую красивую фыгуру, нагнувшуюся над столом, с горящими глазами устремленными то на стол, то на нее. Он вдруг просиял: он понял. Это значило: «тогда я не могла иначе ответить».
Он взглянул на нее вопросительно, робко.
Он схватил мел напряженными, дрожащими пальцами и, сломав его, написал начальные буквы следующего: «мне нечего забывать и прощать, я не переставал любить вас».
Она взглянула на него с остановившеюся улыбкой.
Он сел и написал длинную фразу. Она все поняла и, не спрашивая его: так ли? взяла мел и тотчас же ответила.
Левин встал и проводил Кити до дверей.
В разговоре их все было сказано; было сказано, что она любит его и что скажет отцу и матери, что завтра он приедет утром».
Первая часть диалога в комментариях не нуждается, а вот вторая… Дело в том, что кажется маловероятным, чтобы человек мог вот так, с ходу отгадывать слова по первым буквам. Однако, при ближайшем рассмотрении, ничего удивительного нет. Во-первых, Левин и Кити любят друг друга. Во-вторых, интуиции здесь тоже отводится весьма значительная роль (позже мы докажем, что такое средство, как логика вообще неприемлемо!). Ну и, наконец, в третьих, и Левин, и Кити зная, что они, несомненно, любят друг друга не могут не знать, о чем думает и что хочет сказать каждый из них.
Через четырнадцать часов Константин Левин приходит в дом Щербацких, чтобы получить благословение родителей Кити. Описание момента встречи…
Он видел только ее ясные, правдивые глаза, испуганные той же радостью любви, которая наполняла и его сердце. Глаза эти светились ближе и ближе, ослепляя его своим светом любви. Она остановилась подле самого его, касаясь его. Руки ее поднялись и опустились ему на плечи.
Она тоже не спала всю ночь и все утро ждала его. Мать и отец были бесспорно согласны и счастливы ее счастьем. Она ждала его. Она первая хотела объявить ему свое и его счастье. Она готовилась одна встретить его и радовалась этой мысли, и робела, и стыдилась, и сама не знала, что она сделает. Она слышала его шаги и голос и ждала за дверью, пока уйдет mademoiselle Linon. Mademoiselle Linon ушла. Она, не думая, не спрашивая себя, как и что, подошла к нему и сделала то, что она сделала».
…думаю, в комментариях не нуждается, а вот момент окончательного объяснения Левина и Кити следует разобрать более подробно. Вот его описание:
«Объяснение, обещанное им, было одно тяжелое событие того времени. Он посоветовался со старым князем и, получив его разрешение, передал Кити свой дневник, в котором было написано то, что мучало его. Он и писал этот дневник тогда в виду будущей невесты. Его мучали две вещи: его неневинность и неверие. Признание в неверии прошло незамеченным. Она была религиозна, никогда не сомневалась в истинах религии, но его внешнее неверие даже нисколько не затронуло ее. Она знала любовью всю его душу, и в душе его она видела то, чего она хотела, а что такое состояние души называется быть неверующим, это ей было все равно. Другое же признание заставило ее горько плакать.
Левин не без внутренней борьбы передал ей свой дневник. Он знал, что между им и ею не может и не должно быть тайн, и потому он решил, что так должно; но он не дал себе отчета о том, как это может подействовать, он не перенесся в нее. Только когда в этот вечер он приехал к ним пред театром, вошел в ее комнату и увидал заплаканное, несчастное от непоправимого, им произведенного горя, жалкое и милое лицо, он понял ту пучину, которая отделяла его позорное прошедшее от ее голубиной чистоты, и ужаснулся тому, что он сделал.
Он опустил голову и молчал. Он ничего не мог сказать.
— Нет, я простила, но это ужасно!
Однако счастье его было так велико, что это признание не нарушило его, а придало ему только новый оттенок. Она простила его; но с тех пор он еще более считал себя недостойным ее, еще ниже нравственно склонялся пред нею и еще выше ценил свое незаслуженное счастье».
Этот эпизод отражает едва ли не самую важную тему в романе «Анна Каренина» — необходимость, как мужу, так и невесте быть невинными до свадьбы. Чем-то этот эпизод похож на аналогичный период из жизни Толстого: он женился на Софье Андреевне, только предварительно признавшись в своих добрачных связях (которых на тот момент времени было немало). В доказательство приведу выдержку из «Тайного» Дневника 1908 года:
Поясню, отношение Толстого к 7-ой заповеди однозначно можно толковать так: он очень хотел бы соблюдать её, но, в силу известных причин не может. К этим причинам относятся, прежде всего, как бы это ни показалось странным, особенности общественного устройства, и вытекающее из них общественное мнение. Впрочем, для отвлеченных рассуждений, повторюсь, есть третья глава…
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1866; Нарушение авторского права страницы