Что необходимо ответить на приветствие:»БОГ В ПОМОЩЬ!»
Ответ справочной службы русского языка
Как правило, эта реплика и есть ответная: . Будем бороться. ― Ну, Бог в помощь, ― сказал Казарин. ― Я буду с вами. (Дмитрий Быков. Орфография) ________________________________________
Конечно, Справка обезопасилась этим «как правило, но разве эта реплика ответная? Я допускаю, что ее можно использовать и так, как Быков. Но, по-моему, в быковском случае чаще говорят: «Помогай вам Бог!»
А то, о чем говорится в вопросе, сама неоднократно наблюдала (в кино?). К примеру, кто-то в деревне выполняет какую-то физическую работу (поправляет ворота). И прохожий говорит ему: «Бог в помощь!». Я права?
[3.05.2009 21:10] – elenyshka
Интересно, почему у Кима такой вариант написания?
Это, уж конечно, не ответ и мало похоже на приветствие. Просто напутствие, благословение(?)
Марго, мне кажется, ларчик просто открывается 🙂
Бог в помощь, сказал я, подошед к пахарю, которой не останавливаясь доканчивал зачатую борозду. – Бог в помощь, повторил я. – Спасибо барин, говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду (А. Н. Радищев).
PS Навеяло 🙂 Боль в помощь нам! Колени бьются к счастью. Мне звездный ковш плеснет дождем в лицо, И я примерю на холодное запястье Свободы космоса Сатурново кольцо. («Зимовье зверей»)
Я тоже думала, что простого «спасибо» достаточно.
У Кима так, потому что у Пушкина так:
Бог помочь вам, друзья мои, В заботах жизни, царской службы, И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море И в мрачных пропастях земли!
А у Пушкина почему?
А у Пушкина так, потому что у Даля так.
В. Даль (Из статьи «Бог»): Помогай Бог, Бог в помочь, Бог помочь, Бог на помочь, арх. Бог на поль, приветствие трудящемуся, работающему. То есть возможны варианты. А отвечать, вероятно, следует просто «Спасибо!». Я бы так и сделал.
>А у Пушкина так, потому что у Даля так
>А отвечать, вероятно, следует просто «Спасибо!». Я бы так и сделал.
>> приветствие трудящемуся, работающему.
Ура Далю! Это как раз то, что я косноязычно пыталась объяснить в первом посте («поправляет ворота»).
А на «Бог в помощь!» тогда уж можно ответить еще и «Спаси Бог!»— чтобы уж в одном ключе.
В одном ключе. если бы!
Мне было лет двенадцать, когда мы с родителями были в каком-то старинном русском городе (не вспомню сейчас, где именно), где как раз ладили для музея на открытом воздухе какие-то деревянные строения, перевезённые из других мест (кажется, из затопляемых под водохранилище). Духовно воспрявший от этого зрелища отец и поприветствовал двух работяг, стучавших молотками, этим «Бог в помощь!». Ответ здесь цитировать не стану.
Но когда два года назад в Армении я, презрев опыт предков, осмелилась таки сказать «Бог в помощь!» диковатого вида плотникам, восстанавливавшим древнюю церковь в деревне под Ереваном, услышала очень сердечное «Спасибо!».
volopo: >А отвечать, вероятно, следует просто «Спасибо!». Я бы так и сделал. Я тоже. …………………… И я, Минка, тоже.
А вот однажды, хвастанув об относительно неплохой своей премии, услышал: «И дай тебе Бог!». Тоже ответил: «Спасибо!». Никакой зависти, только доброжелательность собеседника я почувствовал в этих простых словах, потому, м. б. и запомнил.
Согласен с мнением, что «Бог в помощь!» не ответ, а наоборот, пожелание труженику.
Volopo: Угу, у Александра Сергеича настольной книгой был словарь Даля 1861 г. издания.
Volopo, Даль, конечно, тщательно прятал от Пушкина все свои записи до выхода словаря из печати, чтобы тот, не дай Бог, не узнал какое-нибудь новое слово, например выползина. У Пушкина и у Даля ТАК, потому что ТАК ГОВОРИЛИ на живом великорусском. А словарную статью я привел для справки.
>>>> Даль, конечно, тщательно прятал от Пушкина все свои записи до выхода словаря из печати, чтобы тот, не дай Бог, не узнал какое-нибудь новое слово,
Фраза, которую часто произносят даже в наши дни, когда приветствуют людей, занятых каким-то трудом и не отвлекающихся на подошедшего человека. Это доброе, напутственное пожелание-приветствие «Бог в помощь!» призывает помощь от Господа тому, кто делает какое-то дело.
Откуда пошло это выражение?
Корни этого пожелания уходят, конечно, в самые древние времена и описываются как в литературе, так и в воспоминаниях современников. В русской литературе постоянно встречается это выражение:
Как ответить?
Конечно, услышав такое доброе приветствие, работающий не мог проигнорировать говорящего. Он либо кланялся в ответ, не прерывая работы, либо желал того же самого.
Но существовали и язвительные ответы, которые служили укором праздно проходящему и отвлекающему от работы: «Бог-то Бог, да сам бы помог» и прочие.
Но православным христианам не к лицу отвечать подобным образом, употребляя имя Господа в качестве укора, а еще хуже того – язвительной присказки. Делать этого не стоит.
Фото: Flickr.com
Лучше будет просто сказать «спасибо», а идеальный вариант – «Спаси Бог», «Сохрани вас Бог». Ведь в ответ на пожелание Божьей помощи в любом деле нужно ответить людям с тем же добром, не давая себе возможности грешным образом заподозрить их в издевке или насмешке. Такие слова нужно принимать в их единственно возможной интерпретации – как пожелание помощи от Всевышнего.
Можно еще ответить «Во Славу Божию», потому что любое дело, которое человек делает на земле, делается для того, чтобы славить Господа за данную нам возможность потрудиться в земной жизни и затем вечно блаженствовать в жизни вечной.
Но нужно строго следить за тем, чтобы труды над добыванием хлеба насущного не затеняли и не заменяли иных, более важных трудов. Главным трудом должна быть работа над своей душой. Над ее приближением к образу Господа, воспитанием в ней любви и строгого следования Заповедям.
А это значит, что в ответ на слова «Бог в помощь!» нужно произносить не менее значимые и приятные для собеседника «Спаси Бог», чтобы оба получили частичку благодати от уместного, а не суетного призывания самого главного помощника во всех делах человеческих.
Эта фраза знакома мне с самого детства. Часто ее слышал в качестве шутки от знакомых своих родителей, когда мы были заняты какой-нибудь работой.
Мои родители на эту фразу всегда отвечали: «Бог сказал, чтобы и ты помог».
Я это понимаю просто как шуточное приветствие и пожелание удачи в работе.
Конечно, в народе говорят:»Бог просил, чтоб и вы помогли.» Но я всегда говорю людям спасибо. Мне кажется, что это более вежливо.
При появлении на Руси христианства,появились новые приветствия,одно из них «Бог в помочь!». Это приветствие произносилось когда человек проходил мимо работающих. Ответ звучал так «Слава Богу!» или «Во славу Божию!».
В ответ я благодарю человека за пожелание и говорю, что вижу постоянно, как Бог мне помогает. Мы ничего не можем, без поддержки и благословений Бога.
Если ужин как положено за столом, то обычно это и тарелки и вилки и ножи, пара небольших пиал с соленьями или салатиком, обязательно для любимого тарелка под бутерброды, т.к. он их обычно берет целиком, разбирает по запчастям и раздельно ест. Люблю, чтоб было на столе чисто, уютно и красиво. Уже абсолютно привыкла к тому, что если что-то с соусом готовлю, то тарелка сидящего напротив человечка будет им вылизана до зеркального состояния в конце трапезы.
Но. все это работает в том случае, если тарелка не используется в качестве универсальной посуды при ужине в креслах «под фильмушку» (т.е., все что есть на ужин укладывается и утрамбовывается на одну тарелку) 🙂
Скорее всего,вы стали выглядеть привлекательнее, а перед симпатичными женщинами мужчины становятся галантнее.
Да и молодежь сегодня стала «окультуриваться».
Так что,не переживайте и принимайте это за должное.
А мужчинам-так держать!
Я считаю, что это правильно, хотя и употребила слово «дурацкая». Во-первых, дети уже взрослые и мало ли какие у них могут быть дела или разговоры по телефону, Во-вторых, я сама не люблю, когда ко мне в комнату заходят запросто. Может быть неловкая ситуация.
Я даже сержусь, если кошара своим носом открывает дверь. Пугаюсь.
Только ухи потом надо будет немного поберечь и на первое время обклеить пластырем для защиты.
Звонок из Карелии. Плачущая женщина просит совета. Брат в возрасте, онкобольной в третьей стадии, некрещёный. И категорически отказывается креститься. Что делать? До слёз жалко этого умирающего человека. Вся жизнь напрасна, прожил её, боюсь, для вечной смерти и будущих мучений.
Раннее утро, темно, ветрено, холодно, дождливо. Везу монахиню Марию на послушание. Она в Республиканском онкологическом диспансере принимает записки за болящих. Собирает пожертвования на строительство храмов Блаженной Ксении и Мученика Вонифатия. Общается с больными и их близкими. Терпит наскоки от богоборцев и сектантов. На автобусной остановке голосует женщина. Подбираем. Освоившись в машине, спрашивает меня: «Вы, наверное, священнослужитель?» Отвечаю: «Я священник». Интересуюсь: «Вы довольны жизнью? В радости живёте?» Говорит: «Была довольна, но вот уже два года болею раком». – «Вы крещёная?» – «Я толком не знаю. Когда лежала в больнице, приходил батюшка, молился со мной. Может, это было крещение». – «А когда вы лежали в больнице?» – «Ну, лет 20-25 назад». – «Если вы не запомнили, когда вам было двадцать, то вы некрещёная». Вижу, что её это не сильно волнует. Стал задавать ей вопросы, не удивляясь ответам. «Вы замужем?» – «Нет, но были мужчины… детей нет… родители умерли. Был брат, тоже уже умер, а из родни осталась только жена покойного брата».
Понятно, что род, потерявший источник жизни, искоренился и пресёкся на этой несчастной женщине. Хотя лично она ещё может спастись, придя в объятья Отчие, приняв крещение ради жизни будущего века, через святое причастие стать частью вечной жизни.
Народная мудрость гласит: «Когда Бог хочет наказать человека, он лишает его разума». Вспомним множество людей, обвешанных пулемётными лентами, которые кромсали соотечественников, разрушали храмы, сколько хватило сил. А когда буйные безумцы сошли на нет, остались тихие, малозаметные безумцы. В их руках власть, деньги, средства массовой информации. Эти люди в кабинетах, как и бесы, знают, что Бог есть. Но не действуют по любви к бедным, детям, старикам, которых избрал Бог. Внутренне они мало отличаются от богоборцев, пожертвовавших храмом в Визябоже. Только там был испепеляющий огонь, а здесь – оставшаяся после него зола. Мёртвое и мёртвое.
Приехал ко мне мой давний друг. Побывал у нас на Божественной литургии. Знакомлю его с братией. Вместе трапезничаем, беседуем на тему о живых и мёртвых, о словах Христа «иди за Мною и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Выходит, что мёртвые будут копать могилы, нести покойного, проведут гражданскую панихиду, позовут батюшку отпевать, если мёртвый был крещёным. Будут закапывать и поминать добрым словом. Восхвалять его мёртвые, неполезные дела. И что ждёт этого покойника за гробом? Протоиерей Дмитрий Смирнов по этому поводу говорит, что букет роз тоже кажется живым. Но цветы доживают и никогда уже не заплодоносят снова. Так и люди, существующие без Бога, доживают свою земную жизнь, не зная, что уже мертвы. Спрашиваю друга: «Может, и ты мёртвый?» Жмёт плечами. Молится он мало, не причащается, дети и внуки живут без Матери-Церкви. И заскорбела моя душа о друге.
Спросишь человека, для чего он живёт на свете, и, как правило, услышишь ответ: «Ради детей!» Те, кто распилил храм на дрова, ответили бы так же. Но много ли они блага принесли им – детям? «Не плачьте обо Мне, – говорил Спаситель, – но плачьте о себе и о детях ваших». Я вижу их каждый день, бредущих мимо храма, мимо радости и любви. Конечно, Бог может и детей богоборцев родить через святое крещение, а через покаяние и святое причащение воскресить тех из нас, кто мёртв при жизни.
На исповедь к аналою, где лежат крест и Евангелие, подходит мужчина с потухшим взором, явно болящий. Говорит: «Батюшка, я на исповедь. В первый раз. Не знаю, с чего начать». Давно ли он крестился? Оказывается, лет в семь. Спрашиваю: «Какой грех у вас самый тяжкий?» И объясняю: «Самый тяжкий грех ваш – вы богоотступник. Ведь трижды отвечали на крещении на вопрос священника, сочетоваешься ли Христу: «Сочетоваюсь», а потом отступили от Бога, что и стало причиной ваших бед». Беседуем, читаю над ним разрешительную молитву и вижу, как человек меняется, оживает на глазах. С него снят многолетний груз грехов, появилась надежда на выздоровление. Завтра он причастится Тела и Крови Христовых – во оставление грехов в жизнь вечную, во исцеление души и тела. Мне радостно: ещё один человек вернулся.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:16)
17 Непрестанно молитесь. 18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 19 Духа не угашайте. (1Фесс.5:17-19)
(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )
Юлия С.
Господи, спаси и сохрани!
Афанасий
Любовь
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения? Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря. Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).
Бодо Владимир
Бодо Владимир
Любовь
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:
О монастырских правилах
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.