Что отсутствует в конструктивном рисунке

Основы линейно-конструктивного рисунка

Поделись с друзьями Поделиться этим контентом

Основы линейно-конструктивного рисунка – понимание методов моделирования формы в конструктивном рисовании.

Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.

Что же нужно понимать под термином «конструкция»?

Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», « структура», «план», «взаимное расположение и соотношение частей».

Например, при рисовании куба или иного геометрического тела, необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности ограничиваются от общего пространства – как образуется объем.

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.

Что отсутствует в конструктивном рисунке Линейно-конструктивный рисунок человеческого тела

Раскрывая и понимая особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем себя к правильному логическому анализу всякой сложной формы.

Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, обучающийся начинает понимать гармонию конструктивной связи.

Источник

Что видит художник? Форма

Что такое форма? Давайте обратимся к словарю.

Форма предмета – видимое расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек и линий.

Форма – одна их основополагающих характеристик объекта, которой оперирует художник. С формой непосредственно связаны и другие зрительно воспринимаемые признаки предмета. Например, распределение света и тени, то, как мы их будем рисовать, напрямую зависит от формы предмета. Можно сказать, что форма первична по отношению к свету и тени. Также от формы будет зависеть силуэт (или очертания) объекта, фактура, которую он имеет, передача в рисунке положения предметов в пространстве и т.д. А еще форма напрямую связана с внутренним содержанием. И это тоже надо учитывать.

Форма трёхмерна и задача художника передать ощущение этой трёхмерности на плоской поверхности листа. Как же это сделать?

Я бы выделила два основных подхода для передачи формы в рисунке, два свойства формы, на которые смотрят художники. Сочетание этих двух подходов дает возможность сделать изображенную форму выразительной и живой.

Конструктивный рисунок

Я уже писала, что во всем, что нас окружает, мы можем увидеть и что-то общее, и что-то индивидуальное. Конструкцию формы можно отнести к общему, которое видит художник во всех окружающих объектах. Исследуя визуальную конструкцию формы, мы разбиваем сложный предмет на составные части, выстраиваем наш рисунок как своеобразный конструктор из геометрических тел.

Основные геометрические тела – это шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Любой объект окружающего мира мы можем упростить до набора этих тел и производных от них.

Конструктивный рисунок выполняется с помощью линий построения, показывающих внешние контуры предмета, как видимые, так и невидимые. При этом выглядит он довольно схематично и упрощенно, в конструктивном рисунке могут опускаться какие-то детали формы, незначительные ее изменения или изгибы.

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Довольно много внимания построению и изучению конструкции формы уделяется в академическом рисунке. Поэтому для того, чтобы глубже изучить вопрос, предлагаю вам обратиться к любому пособию по данной дисциплине. Могу, например, посоветовать Н.Ли “Основы учебного академического рисунка”.

Упражнение №1:

Изучите в любой литературе способы построения в рисунке простых форм (шар, куб, цилиндр, пирамида и т.д.). Потренируйтесь строить их на бумаге.

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Упражнение №2:

Попробуйте увидеть в предметах окружающего пространства эти простые формы. Выполните составной конструктивный рисунок, упрощая предмет до построений простых геометрических тел. Начать лучше с более простых предметов, для этого идеально подходят всевозможные вазы, бидоны, бутылки и другие сосуды.

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Примеры конструктивных рисунков, выполненных обучающимися у меня творцами:

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Даже человеческое тело можно упростить до элементарных форм и составить его геометрическую конструкцию, о чем красноречиво напоминает художественный манекен. Однако, понятно, что реальное тело человека представляет собой нечто гораздо более сложное. Каждый человек индивидуален и также индивидуально его тело, оно живое и подвижное, довольно сложное по своему строению, оно пластичное.

Пластика формы

Если конструктивный рисунок больше служит целям передачи общего в рисунке, то пластика формы позволяет сосредоточиться на индивидуальных особенностях натуры. Нам не достаточно некой схемы для того, чтобы изобразить на рисунке реального человека из плоти и крови. И даже знаний анатомии будет не достаточно для этого. И именно тут проявляется тесная взаимосвязь внутреннего содержания изображаемого и его внешней формы. То, в какой позе сидит человек, какие мышцы у него напряжены, а какие расслаблены, свидетельствует о том, что происходит у него внутри, что он чувствует, о чем думает, это может быть связано с его характером и индивидуальными особенностями и т.д. Пластика формы присуща и неодушевленным предметам. Обогащая форму сложными криволинейными очертаниями, мы придаем ей живость. Если конструктивный рисунок выглядит как жесткая конструкция, то пластика формы вносит гибкость, подвижность и изящество. Выражение пластичности формы в рисунке похоже на лепку из глины, мы придаем форме гибкости, уделяем внимание ее особенностям и деталям, смягчаем переходы формы, делаем их плавными. Эти два этапа рисунка можно еще сравнить с работой скульптора или резчика по дереву. Сначала скульптор грубо обтесывает кусок камня, поначалу у заготовки будут острые углы, грубые очертания. На этом этапе можно сказать, что скульптор делает конструкцию. Также и мы начиная рисовать с общего, простого, создаем конструкцию рисунка. Ближе к концу работы скульптор начинает полировать и шлифовать свое творение, делая скульптуру все точнее, смягчая и сглаживая неровности, придавая ей пластичности. И мы, уточняя и детализируя рисунок от общей конструкции продвигаемся к индивидуальной пластической форме.

Наилучшим образом почувствовать пластику формы позволяет упражнение «Лепной рисунок», предложенное Кимоном Николаидисом в его книге «Естественный путь к рисованию».

Упражнение №3. Лепной рисунок

Я рекомендую выполнять упражнение мелком масляной пастели. Можно попробовать также рисовать восковым мелком, обычной сухой пастелью, сангиной, сепией, соусом, углем. Можно экспериментировать и с другими материалами. В книге Николаидиса и на курсе Чувственного рисования, например, для данного упражнения используются также перо и тушь, карандаш, гуашь, акварель, масло, более подробно этот вопрос можно изучить в первоисточнике.

Подберите для себя подходящую натуру. Идеально, конечно, рисовать фигуру человека, причем абсолютно идеально, если это будет обнаженная натура. Но, поскольку, для многих это может представлять серьезное затруднение, можно взять какие-то предметы сложной, интересной, гибкой формы. Например, это могут быть всевозможные статуэтки, скульптуры, сувенирные игрушки и т.п., очень хорошо подойдут любые драпировки, также можно рисовать различные сосуды (кувшины, чайники, вазы и т.п.), можно порисовать собственную ногу, какую-нибудь обувь, светильник, кресло, смятую подушку и т.д. Очень важно рисовать именно с натуры, т.е. чтобы предмет реально находился перед нами. Не используйте для этого фотографии или картинки. Это упражнение позволяет почувствовать и научиться изображать форму объемно, как она есть, тогда как на фотографии есть только проекция формы на плоскость.

Формат рисунка лучше брать побольше, желательно не менее А3.

Глядя на натуру, начинайте работать боковой стороной мелка, создавая как бы предварительную заготовку, как будто вы создаете комок глины, первоначальную болванку, из которой дальше будете лепить более точную форму. Начинайте рисовать от центра к краям предмета, словно заполняя его форму. Это подобно тому, как скульптор лепит заготовку вокруг куска закрепленной проволоки, постепенно наращивая нужный объем. На этом этапе нам нужно как бы застолбить место для рисунка на листе. Не нажимайте сильно на мелок, касайтесь бумаги легко, без нажима.

Затем, продолжая рисовать боковой стороной мелка мы проходимся вдоль всех вертикальных и горизонтальных контуров фигуры, внешних и внутренних, уточняя их. При этом мы не рисуем никаких линий. Если рисунок первоначальной заготовки будет оставаться где-то за пределами более точного контура, ничего страшного.

Мы рисуем поверхность предмета и представляем, что лепим ее пальцами из глины. Давите сильнее мелком там, где форма уходит назад или внутрь, давите легче там, где форма приближается к вам. Когда мы давим на мелок сильнее, он оставляет более темный след на бумаге. На законченном рисунке самыми темными будут места, наиболее удаленные от вас, хотя на реальном объекте они могут вовсе не быть темными, самые светлые будут наиболее близкие к вам места. Помните, что мы рисуем форму, а не свет и тень. Постарайтесь ощутить чувство лепки как можно лучше. Чувствуйте, будто вы действительно трогаете модель, а не лист бумаги. Сначала вы распределили глину в соответствии с основной формой, а потом начинаете придавать более точную форму для каждой части, вы лепите пальцами, нажимая сильнее там, где должна быть впадинка, вы проглаживаете крупные участки всей ладонью и т.д. Воссоздавая небольшие впадинки можно рисовать кончиком мелка, а для больших поверхностей использовать его боковую сторону.

Это упражнение прекрасная практика для передачи пластики формы. Объединенное с конструктивным рисунком, оно научит видеть форму так, как видит ее художник, изображать ее более точно, создавать иллюзию объема на рисунке и при этом передавать индивидуальные особенности изображаемого объекта.

Примеры лепных рисунков, выполненных участниками курса «Чувственное рисование».

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Смотрите также другие статьи из этой серии:

Источник

Тесты по дисциплине «Спецрисунок и художественная графика»

Что отсутствует в конструктивном рисунке

Что отсутствует в конструктивном рисунке

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Спецрисунок и художественная графика

а) конструктивное построение предмета

б) короткая линия, выполненная одним движением руки

в) декоративное обобщение в рисунке

г) способ определения перспективных сокращений

а) выбор размера и расположения предмета на листе бумаги

б) форма объекта, передающая его характерные очертания

в) определение цветовых и тональных соотношений в рисунке

г) выбор техники выполнения графических композиций

а) внешняя поверхность, текстура материала

б) основа формы, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое

в)плоскостное изображение предметов в пространстве

г) угловая перспектива, сложный ракурс

а) развитое зрительное восприятие

б) соотношения элементов или частей формы

в) разновидность выпуклого рельефа

г) характерные очертания предмета

а) многофигурное изображение в интерьере

б) изображение объектов неодушевлённой и природной формы

в) портрет человека в сложном ракурсе

г) рисунок интерьера в угловой перспективе

6. Примеры контраста-

г) широкий – широкий

а) напряжение, столкновение

б) развитие, изменение, динамика

в) покой, равновесие, устойчивость

г) движение, динамичность

8. В ленточном орнаменте мотив…

а) многократно повторяется, развиваясь в трёх направлениях

б) многократно повторяется, развиваясь в одном направлении

в) повторяется по вертикали и горизонтали

г) мотив располагается в квадрате, круге, прямоугольнике

а) красный, синий, голубой

б) жёлтый, синий, зелёный

в) красный, жёлтый, синий

г) жёлтый, красный, зелёный

10. Группа холодных цветов

а) синий, голубой, фиолетовый, голубовато-зелёный

б) красный, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный

в) синий, голубовато-зелёный, оранжевый, жёлтый

г) голубовато-зелёный, жёлто-зелёный

а) белый, голубой, чёрный

б) чёрный, серый, белый

в) красный, белый, серый

г) красный, оранжевый, жёлтый

12. В симметричной композиции

а) части целого соответствуют друг другу относительно средней линии

б) части целого не соответствуют друг другу

в) части целого разбалансированы между собой

г) все элементы и части целого дисгармоничны

а) декоративная стилизованная композиция

б) декоративная миниатюрная живопись

в) узор, украшение из ритмически упорядоченных элементов

г) монохромная декоративная композиция

а) одно из основных художественных средств в живописи, окраска.

б) средство художественной выразительности в рисунке

в) особенность обработки материала

г) подготовительная стадия работы над картиной

а) посвящен вопросам культуры, искусства, спорта

б) привлекает внимание к мероприятиям, зрелищам

в) содержит большой объём текста и изображений

г) содержит информацию в развёрнутом виде

1. Линия горизонта в перспективе находится…

а) ниже уровня глаз наблюдателя

б) на уровне глаз наблюдателя

в) выше уровня глаз наблюдателя

г) всегда ниже уровня глаз наблюдателя

2. Пропорции в построении – это

а) изменение некоторых признаков формы под воздействием воздушной среды

б) соотношение величин всех частей предмета к целому в пределах формата

в) декоративное обобщение изображения

г) степень отличия хроматического цвета от ахроматического цвета

3. Карандаш подобной твёрдости не пригоден для учебного рисунка –

4. Выразительные средства рисунка –

а) штрих, линия, пятно, ритм, контраст, светотень

б) колорит, цвет, мазок, насыщенность цвета, тона

в) техника отмывки, лессировка, размывка

г) колорит, цветовая насыщенность

а) каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое

б) разновидность углублённого рельефа

в) проведение проверочных горизонтальных линий

г) выбор размера и расположения предмета на листе бумаги

6. Пропорции определяют методом…

а) сравнения тональных отношений

б) анализа перспективного построения

в) сравнения, визирования, глазомерно

г) изучения пространственного расположения

7. Станковая живопись – это

а) витраж, фреска, мозаика

б) живопись на бумаге, на холсте, установленном на мольберте (станке)

в) живопись огромных размеров

г) монументальная живопись

а) декоративная стилизованная композиция

б) декоративная миниатюрная живопись

в) узор, украшение из ритмически упорядоченных элементов

г) монохромная декоративная композиция

9. Симметричная композиция

а) расположение деталей почти зеркально к центральной оси композиции

б) расположение деталей может быть произвольным

в) левая и правая стороны относительно оси неуравновешенны

г) расположение деталей асимметрично относительно оси

а) декоративный мотив в виде круглого цветка

б) линейный орнамент в полосе

в) фризовое изображение на стене

г) вид изобразительного искусства

11. При фронтальном освещении…

а) источник света освещает объект слева

б) источник освещения расположен перед объектом

в) источник света расположен сзади объекта

г) источник света не определяется

12. Группа холодных цветов:

а) синий, голубой, фиолетовый

б) красный, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный

в) синий, голубовато-зелёный, оранжевый, жёлтый

г) голубовато-зелёный, жёлто-зелёный

13. Симметричная композиция надписи производит впечатление

а) неуравновешенности, неустойчивости

б) движения, смещения

в) неустойчивого равновесия

г) уравновешенности, устойчивости

а) агитационный рисунок с кратким, ярко выраженным и запоминающимся текстом

б) декоративный элемент, широко применяющийся в художественном оформлении

в) небольшая композиция орнаментального характера

г) композиция с различным расположением шрифтов

15. Практикой установлено, что чёрная надпись хорошо читается на

1. Внешнюю форму предмета характеризуют –

а) контур предмета, абрис

б) длина, ширина, высота

в) силуэт, очертания предметов

г) текстура и фактура

2. При сквозной прорисовке предметов линия …

а) выявляет фактуру предметов

б) прорисовывает невидимые стороны, выявляя конструкцию предмета

в)выявляет тональные градации

г) прорисовывает мельчайшие детали

а) передача формы, объёма, фактуры, положение в пространстве

б) изображение объектов на разном удалении

в) расположения предметов на плоскости

г) изображение в технике «по-сырому»

4. Выразительные средства в рисунке:

а) колорит, цветовая насыщенность

б) отмывка, лессировка

в) симметрия, асимметрия

г) линия, штрих, пятно

5. После масляных красок кисти промывают

б) тёплой водой с мылом

6. Рисунок конструктивный…

а) выявляет размеры, пропорции, перспективное положение, конструкцию, форму

б) показывает возможности светотеневой моделировки, приёмы растушёвки

в) выявляет контур, прорисовывает детали

г) обобщает в тоне рисунок на стадии завершения работы

а) перспективные сокращения на плоскости и в пространстве, взгляд снизу, сверху, под углом

б) орнамент, полученный с помощью точек

в) расположение рельефа на плоскости

8. Художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам

9. При симметричной композиции

а) расположение деталей симметрично к центральной оси композиции

б) расположение деталей произвольно

в) левая и правая стороны уравновешенны

г) расположение деталей асимметрично относительно оси

а) выявление основных пропорциональных отношений в предмете

б) гармоничное членение большей части отрезка к меньшей и целого к большей части примерно 2/3, 3/5 и т.д.

в) изображение высокого рельефа

г) показывает конфигурацию предмета

а) внешнее пространство помещения

б) внутреннее пространство здания

в) пространство вокруг здания

г) экстерьер здания

12. Область изобразительного искусства, в которой все художественные рисунки – работа с линиями и штрихами без применения красок:

а) изображение на деревянной доске

б) роспись на ткани

в) гравировка на металле

г) живопись на холсте

14. Рисунок головы натурщика должен базироваться на знаниях:

а) пластической анатомии

б) истории искусств

в) линейной перспективы

15. В симметричной композиции вертикальная ось симметрии проходит через …

а) середину надписи и делит её на равные части – левую и правую.

б) основные элементы надписи и объединяет их в единое целое

в) всю композицию, деля изображение на две неравные половины

г) правый край композиции, превращая её в асимметричную

1. Линия горизонта в наблюдательной перспективе находится …

а) на уровне глаз наблюдателя

б) выше линии глаз наблюдателя

в) всегда выше уровня глаз наблюдателя

г) ниже уровня глаз наблюдателя

2.Произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное называется:

3. В ленточном орнаменте мотив…

а) развивается в трёх направлениях

б) многократно повторяется, развиваясь в одном направлении

в) повторяется по вертикали и горизонтали

г) мотив располагается в квадрате, круге

а) красный, синий, голубой

б) жёлтый, синий, зелёный

в) красный, жёлтый, синий

г) жёлтый, красный, зелёный

а) перспективные сокращения на плоскости и в пространстве

б) изображение или орнамент, полученный с помощью точек и линий

в) расположение рельефа на плоскости, выступающего над поверхностью или углубляющегося в неё

г) передача равновесия в декоративной композиции

6. Первый этап рисования натюрморта начинается с …

а) изображения собственной тени

б) работы над падающей светотенью

в) компоновки на формате листа

г) поиска пропорциональных отношений

7. Линия горизонта сидящего человека

а) находится выше уровня его глаз

б) проходит на уровне его глаз

в) проходит ниже уровня его глаз

г) проходит на разных уровнях

8. Формат в рисунке зависит от …

а) конструкции предмета

б) перспективного построения

в) соотношений высоты и длины всей композиции в целом

г) конфигурации предметов

9. Обобщение в изображении …

а) означает детализацию предметов

б) когда главное прорабатывается, детали на втором плане

в) это работа над отдельными деталями

г) когда главное и второстепенное прорабатывается одинаково

10. Выразительные средства в рисунке:

а) колорит, цветовая насыщенность

б) отмывка, лессировка

в) симметрия, асимметрия

г) линия, штрих, пятно

а) многофигурное изображение в интерьере

б) изображение объектов неодушевлённой и природной формы

в) портрет человека в сложном ракурсе

г) рисунок интерьера в угловой перспективе

а) декоративный мотив в виде круглого цветка

б) линейный орнамент в полосе

в) фризовое изображение на стене

г) вид изобразительного искусства

а) основной жанр изобразительного искусства

б) вид изобразительного искусства

в) изображение, быстро исполненное с натуры, по памяти, по представлению

г) тоновая штриховка предмета

14.Художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам

а) внешний вид помещения с архитектурными элементами

б) внутренний вид помещения в целом или его части.

в) вид снаружи на помещение

г) внешние очертания здания в целом или его части

а) конструктивные особенности объёмных предметов

б) особенности отделки, поверхности какого- либо материала

в) общий вид, предварительный набросок

г) каркас предмета, основа его формы

2. Выразительные средства в рисунке:

а) колорит, цветовая насыщенность

б) отмывка, лессировка

в) симметрия, асимметрия

г) линия, штрих, пятно

3. Наблюдательная перспектива предполагает изображение

а) зрительно воспринимаемых признаков формы (вес, конфигурация и др.)

б) на плоскости объёмных предметов, расположенных на разном удалении от зрителя

в) структурной основы изображения

г) лёгкой светотени для выявления объёма предметов

а) напряжение, столкновение

б) развитие, изменение, динамика

в) покой, равновесие, устойчивость

г) движение, динамичность

5. Акварельная живопись – это живопись

а) красками на растительном клее, которые разводятся водой

б) масляными красками

в) темперными красками

г) гуашевыми красками

6.Главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части

в) композиционный цент

а) основной жанр искусства

б) линия, полученная безотрывно – продолжительным движением руки

в) изображение, быстро исполненное с натуры, по памяти, по представлению

г) тоновая штриховка; подчёркивающая форму предмета

8. Обобщение в изображении –

а) это детализация предметов

б) когда главное прорабатывается, детали остаются на втором плане

в) это работа над отдельными деталями

г) когда главное и второстепенное прорабатываются одинаково

а) как правило, декоративный мотив в виде круглого цветка

б) линейный орнамент в полосе

в) фризовое изображение на стене

г) вид изобразительного искусства

б) технический рисунок

в) творческий рисунок

а) развитое зрительное восприятие

б) соотношения элементов или частей формы

в) разновидность выпуклого рельефа

г) характерные очертания предмета

12. Масштабность – это

а) композиция предметов на плоскости

б) соотношение размеров предмета и его деталей с человеком

в) цветовые отношения

г) соотношение деталей внутри конструкции

13. Форму лучше всего выявляет …

а) фронтальное освещение

б) контражурное освещение

в) боковое освещение

г) несколько источников освещения

а) движение, развитие

15. Для оформления выставки шрифт подбирают в соответствии с …

а) освещением, площадью интерьера выставочного зала

б) содержанием представленных на выставке экспонатов, общего стиля оформления и т.д.

в) распространённостью того или иного вида шрифта, его удобочитаемостью

г) классификацией шрифта и требованиями экспозиции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *