Что отсутствует в клетках человека
Когда желудку и кишечнику не хватает ферментов
Основным инструментом пищеварения являются ферменты, именно они выполняют всю основную работу. Логично, что при их недостатке процесс пищеварения нарушается, и организм начинает нам сообщать о проблемах, сигнализируя различными симптомами. Такие привычные всем симптомы как изжога, тяжесть в животе, боль, метеоризм, диарея или запор – являются прямым указанием на проблемы с пищеварением.
Ферменты поджелудочной железы – виды и функции
Пора узнать, что представляют собой ферменты, и как они влияют на пищеварение. Ферменты поджелудочной железы – это белковые комплексы или катализаторы, основной задачей которых является расщепление питательных веществ на простые, легкоусвояемые соединения. Таким образом, организм легко усваивает все необходимые элементы и витамины.
Какие ферменты вырабатывает поджелудочная железа и какие у них функции?
Особо интересно то, что организм может регулировать выработку тех или иных ферментов в зависимости от характера потребляемой пищи. То есть, если вы потребляете много хлебобулочных изделий, то упор в выработке будет сделан на амилазе, если потребляется жирная пища, то поджелудочная железа отправит в кишечник больше липазы.
Кажется, что работа полностью налажена, и сбоев быть не может. Но сбои случаются и достаточно часто: слишком тонкий механизм работы, который легко нарушить. Даже большой приём пищи с преобладанием жиров может сломать систему, и поджелудочная железа не сможет обеспечить нужное количество ферментов.
Появление проблем с пищеварением
Мы выяснили, что проблемы с пищеварением могут возникать из-за недостатка ферментов. Существует два основных механизма, при которых организму не хватает ферментов поджелудочной железы. В первом варианте проблема с выработкой ферментов кроется в самой поджелудочной железе, т.е. сам орган функционирует неправильно.
Во втором варианте нарушаются условия, при которых ферменты могут правильно работать. Подобное возможно в результате изменения кислотности среды кишечника, например, при воспалении или при изменении стандартной температуры окружения (36-37° С). Воспалительный процесс в кишечнике может возникать при различных состояниях: кишечные инфекции, аллергические реакции (пищевая аллергия, атопический дерматит).
Основные признаки нехватки ферментов поджелудочной железы
Выявить недостаток ферментов достаточно просто. Ключевыми симптомами являются тяжесть после еды, чувство распирания в животе и дискомфорт в животе. Нередко эти симптомы сопровождаются вздутием, урчанием, метеоризмом, диареей. Чаще всего такие симптомы могут возникать в рядовых ситуациях: при употреблении тяжелой, жирной пищи или при переедании, когда удержаться от множества вкусных блюд попросту не удалось. В этом случае не стоит бояться неполадок с поджелудочной железой или других заболеваний ЖКТ. Поджелудочная железа просто не справляется с большим объемом работы, и ей может потребоваться помощь.
Если нехватка ферментов и проблемы с пищеварением сохраняются длительное время, то это не остается незаметным для организма. Симптомы могут усугубляться и носить уже не эпизодический, а регулярный характер. Постоянная диарея дает старт авитаминозу, могут развиваться: белково-энергетическая недостаточность и обезвоживание во всем организме. Может наблюдаться значительное снижение массы тела. Помимо этого при тяжелых стадиях могут наблюдаться следующие симптомы недостатка ферментов поджелудочной железы 8 :
Поддержание пищеварения и лечение ферментной недостаточности
При проблемах с пищеварением могут помочь ферментные препараты (чаще они называются препаратами для улучшения пищеварения), основная задача которых компенсировать нехватку собственных ферментов в организме. Не зря такая терапия называется «ферментозаместительная». Критически важно, чтобы ферментный препарат максимально точно «имитировал» физиологический процесс.
На сегодняшний момент существуют различные препараты для улучшения пищеварения. Как же ориентироваться в многообразии средств и сделать правильный выбор?
Эффективный ферментный препарат должен соответствовать следующим критериям 5,6 :
Что такое синдром Клайнфельтера? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Боровиковой Ольги Игоревны, гинеколога-эндокринолога со стажем в 6 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Синдром Клайнфельтера — заболевание, обусловленное присутствием в мужском кариотипе более одной женской Х-хромосомы. Патология является наследственной и характеризуется нарушением синтеза тестостерона (мужского полового гормона), что прив одит к нарушению полового развития, снижению фертильности (способности к зачатию), поведенческим особенностям.
Кариотипом называют набор признаков полного набора хромосом, например их размеры, форму, число. Кариотип позволяет определить характеристики индивида, включая пол. У здорового человека в генетическом наборе присутствует 46 хромосом, а именно 22 пары аутосомных (не определяющих пол) и одна пара (23-я) половых хромосом, которая определяет гендерную принадлежность. Пара половых хромосом женщины – ХХ, мужчины – ХY. То есть в норме кариотипы человека — 46,XX (женский) и 46,XY (мужской).
Самый частый вариант кариотипа при синдроме Клайнфельтера — 47,ХХУ, но к данному заболеванию также относятся и другие варианты полисомии (увеличения количества) Х-хромосомы, например 48,ХХХУ, 48,ХХУУ.
Причиной заболевания является хромосомная аномалия, возникшая либо на этапе деления клеток в зародыше в первые дни от зачатия (характерно для мозаичных вариантов), либо на этапе деления половых клеток (яйцеклеток и сперматозоидов) ещё до зачатия. При этом заболевание передаётся как от матери, так и от отца.
Нарушение деления клеток и нерасхождение хромосом возникает под действием неблагоприятных факторов внешней среды:
Но в некоторых случаях невозможно выделить определённый неблагоприятный фактор, вызвавший данную мутацию.
Симптомы cиндрома Клайнфельтера
В детском и подростковом возрасте часто отмечается снижение иммунитета, что сопровождается частыми острыми респираторными заболеваниями, протекающими с осложнениями в виде пневмонии и отитов.
Отмечается лёгкое отставание в умственном, физическом, моторном, речевом развитии. Затруднена социализация пациентов за счёт особенностей характера и телосложения. Пациенты с синдромом Клайнфельтера часто замкнуты, склонны к агрессии и депрессивным состояниям.
Мужчины с синдромом Клайнфельтера особо подвержены развитию онкологических заболеваний молочной железы и крови, неврологической патологии в виде эпилепсии, сахарному диабету, мочекаменной болезни, обструктивным заболеваниям органов дыхания, ревматическим заболеваниям.
Нарушения психики проявляются в виде шизофрении и маниакально-депрессивного расстройства. Также характерными являются расстройства аутистического спектра, которые проявляются некоторыми поведенческими особенностями (аутистическими чертами):
Нарушение сперматогенеза вплоть до азооспермии (отсутствия живых сперматозоидов в эякуляте) приводит к бесплодию. У некоторых мужчин сохраняется детородная функция, возможно самостоятельное зачатие, но чаще приходится прибегать к использованию вспомогательных репродуктивных технологий — экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) с внутриклеточной инъекцией сперматозоида.
Часто больные синдромом Клайнфельтера страдают патологиями зубочелюстной системы:
Патогенез cиндрома Клайнфельтера
Наличие избыточной Х-хромосомы приводит к нарушению дифференцировки гонад (половых желёз). При внутриутробном развитии до восьмой недели беременности половые железы плода развиваются по нейтральному типу. В дальнейшем под действием У-хромосомы гонады проходят преобразование и превращаются в яички. У мужчин с синдромом Клайнфельтера этот процесс нарушен, яички остаются маленькими, недоразвитыми, что сопровождается снижением выработки тестостерона.
Под действием женских половых гормонов при тотальном дефиците тестостерона происходит формирование гинекомастии, которая, как правило, носит необратимый характер.
Нарушение формирования яичек сопровождается патологией сперматогенеза. Даже на фоне проводимого гормонального лечения в большинстве случаев наблюдается астенозооспермия (снижение подвижности сперматозоидов), олигоспермия (малое количество сперматозоидов), азооспермия (отсутствие живых сперматозоидов в эякуляте).
При отсутствии гормональной терапии заболевания половая функция значительно снижена, либидо (половое влечение) практически отсутствует, эрекции слабые либо отсутствуют.
Классификация и стадии развития cиндрома Клайнфельтера
Основная классификация синдрома Клайнфельтера:
Осложнения cиндрома Клайнфельтера
Частыми осложнениями синдрома Клайнфельтера являются тяжёлые респираторные заболевания, связанные со сниженным иммунитетом. Снижение иммунитета в этом случае обусловлено нарушением формирования и дифференцировки клеток, отвечающих за противовирусный и противоопухолевый иммунитет. Наиболее опасными периодами являются детский и подростковый: вероятность инфекционных осложнений выше всего именно в это время, есть вероятность летального исхода. В младенческом возрасте повышенная смертность связана с пороками развития, иммунодефицитом.
Нарушение гормонального статуса приводит к повышению холестерина и липопротеидов низкой и очень низкой плотности в крови, что является причиной развития атеросклероза. Он сопровождается уменьшением просвета сосудов, развитием ишемической болезни сердца, поражением сосудов мозга и почек. Итогом таких поражений являются инфаркты миокарда, инсульты, почечная недостаточность.
Диагностика cиндрома Клайнфельтера
Основным и самым точным методом подтверждения синдрома Клайнфельтера является кариотипирование. При этом подсчитывается количество хромосом в клетках, определяется их структура, что позволяет выявить различные хромосомные аномалии. При данном методе диагностики возможно определение и мозаичных форм заболевания. Иногда при исследовании крови определяется нормальный хромосомный набор, но при наличии характерных клинических проявлений показано проведение хромосомного анализа клеток, получаемых при биопсии ткани яичек и в других культурах клеток для исключения тканевого мозаицизма.
Возможно определение полового хроматина (вещества хромосом) в буккальном (щёчном) эпителии пациентов, что позволяет быстро определить наличие избыточной Х-хромосомы. Этот метод используется для экспресс-диагностики синдрома Клайнфельтера. При данном заболевании половой хроматин будет определяться в клетках эпителия. Для исследования соскабливается эпителий с внутренней поверхности щеки, окрашивается специальным методом и осматривается под микроскопом. Результат можно получить уже через несколько минут.
Остальные методы диагностики являются вспомогательными.
При рентгенологическом исследовании определяется снижение плотности костной ткани, отставание костного возраста от календарного. При помощи данного исследования можно определить различные деформации костей, суставов.
При обследовании у невролога отмечаются отставание психического развития, расстройства аутистического спектра.
При анализе углеводного обмена обнаруживается нарушение толерантности к глюкозе, сахарный диабет. Часто встречается гипофункция щитовидной железы, которую можно выявить по увеличению содержания тиреотропного гормона в крови.
Установление диагноза до рождения ребёнка возможно с помощью неинвазивного пренатального генетического теста с определением количества половых хромосом. В основе этого теста лежит анализ ДНК плода, находящейся в крови матери. В качестве метода инвазивной диагностики рекомендуется проведение биопсии ворсин хориона под контролем УЗИ.
Дифференцировать синдром Клайнфельтера необходимо с другими заболеваниями и состояниями, при которых снижается выработка тестостерона. К таким заболеваниям относятся:
Лечение cиндрома Клайнфельтера
Синдром Клайнфельтера в данный момент считается неизлечимым заболеванием, так как является следствием хромосомной аномалии. При помощи лечения можно добиться уменьшения клинических проявлений болезни, восстановления половой функции.
Подбор препарата и дозы тестостерона проводится индивидуально, при передозировке возможно появление нежелательных состояний:
Большинство врождённых пороков развития подлежит хирургической коррекции. При крипторхизме показано оперативное лечение с целью опущения яичек в мошонку, иногда проводится протезирование яичек. Возможно протезирование полового члена с целью увеличения его размеров.
Обязателен контроль эндокринолога с целью выявления и своевременного лечения нарушений углеводного обмена, сахарного диабета, коррекции массы тела.
Ранее считалось, что получение потомства от мужчин с синдромом Клайнфельтера невозможно, но с развитием вспомогательных репродуктивных технологий все изменилось. В яичках присутствуют сперматозоиды на ранних стадиях развития, а получение этих клеток при помощи биопсии позволило проводить экстракорпоральное оплодотворение материалом пациентов даже с азооспермией. В таких случаях обязательно обследовать эмбрионы для исключения хромосомных аномалий.
Иногда возможно зачатие естественным путём, особенно при мозаичных формах заболевания, но даже в таких случаях рекомендовано проведение инвазивной диагностики до 12 недель беременности для исключения хромосомных аномалий.
При синдроме Клайнфельтера возможна смена сексуальной ориентации, при этом по желанию пациента проводятся пластические операции по смене пола, сопровождающиеся приёмом женских половых гормонов.
Прогноз. Профилактика
Прогноз при синдроме Клайнфельтера, как правило, благоприятный, исключение составляют случаи наличия у пациентов грубых врождённых пороков развития.
Методы первичной профилактики синдрома Клайнфельтера на данный момент не разработаны. Рекомендовано деторождение при возрасте матери до 35 лет, проведение скрининговых ультразвуковых исследований во время беременности с целью исключения пороков развития.
Выявление заболевания во время беременности и его подтверждение кариотипированием плода может являться причиной для прерывания беременности по медицинским показаниям. Однако это возможно лишь при согласии женщины и после проведения пренатального консилиума.
Контрольный тест за 9 класс по биологии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕСТ к разделу «Основы цитологии»(9 класс)
А1 – А5. Выберите по одному правильному ответу для каждого задания( 15 заданий).
А1. Комплекс Гольджи отсутствует в клетках:
1) грибов; 2) растений; 3) животных; 4) бактерий.
А2. К двумембранным органоидам клетки относится:
1) рибосома; 2) митохондрия; 3) эндоплазматическая сеть; 4) лизосома.
А3. Наследственная информация хранится в молекулах:
1) ДНК; 2) РНК; 3) АТФ; 4) всех перечисленных.
А4. Синтез органических веществ, осуществляющийся благодаря энергии,
выделяющейся при химических реакциях окисления различных неорганических
1) фотосинтез; 2) гликолиз; 3) хемосинтез; 4) горение.
А5. В митохондриях атомы водорода отдают электроны, при этом энергия
используется для синтеза:
1) белков; 2) жиров; 3) углеводов; 4) АТФ.
А6. Все органоиды клетки связаны между собой с помощью:
1) клеточной стенки; 2) эндоплазматической сети; 3) цитоплазмы; 4) вакуолей.
А7. В темновой фазе фотосинтеза происходит:
1) поглощение кванта света молекулой хлорофилла;
2) разделение зарядов;
3) синтез восстановителя углекислого газа;
4) восстановление углеводов из углекислого газа.
А8. К реакциям матричного синтеза относится:
1) синтез белков; 2) синтез углеводов; 3) синтез жиров; 4) фотосинтез.
А9. Одним из свойств генетического кода является «универсальность». Это означает,
1) все живые организмы состоят из нуклеиновых кислот и белков;
2) законы кода применимы ко всем группам живых существ;
3) одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами;
4) один и тот же нуклеотид не может одновременно входить в состав нескольких триплетов.
А10. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов АТГ –ГТА – ЦЦГ.
какой вид будет иметь и-РНК, строящаяся на этой матрице?
А11. Процесс самоудвоения молекулы ДНК называется:
1) транскрипцией; 2) трансляцией; 3) транслокацией; 4) репликацией.
А12. Накопление питательных веществ, репликация, транскрипция, трансляция,
увеличение количества органоидов в клетке происходит в:
1) интерфазе; 2) профазе; 3) метафазе; 4) анафазе.
А13. Основоположниками клеточной теории являются:
1) Реди и Спалланцани;
4) Мальпиги и Левенгук.
А14. Эукариотической клеткой является:
1) лимфоцит; 2) бацилла чумы; 3) сенная палочка; 4) вирус гриппа.
А15. Структуру двойной спирали имеет:
В1 – В7 – выберите один или более правильного ответа для каждого задания(7 заданий).
В1. Перечислите черты сходства клеток животных и бактерий:
А. Оформленное ядро.
Г. Цитоплазматическая мембрана.
В2. Что включает молекула АТФ?
А. Три остатка фосфорной кислоты.
Б. Один остаток фосфорной кислоты.
В3. Для трансляции в процессе биосинтеза белка характерно:
Б. Сборка на и-РНК рибосом.
В. Образование пептидных связей между аминокислотами.
Д. Транспорт аминокислот к рибосомам.
Е. Формирование четвертичной структуры белка.
В4. Перечислите функции углеводов в клетке:
В5. Первичная структура белка представляет собой:
А. Линейную последовательность аминокислот.
Г. Надмолекулярный агрегат.
Д. Двухцепочечную структуру.
Е. Нет правильного ответа.
В6. Свойством РНК не является:
А. Мономерная структура.
Б. Полимерная структура.
В. Способность к самоудвоению.
Г. Одноцепочечная структура.
Д. Хранитель наследственной информации во всех живых организмах.
Е. Двуцепочечная структура.
В7. В световой фазе фотосинтеза происходит:
А. Поглощение кванта света молекулой хлорофилла.
Б. Синтез специфических ферментов.
В. Синтез полисахаридов из моносахаридов.
Г. Восстановление углеводов из углекислого газа.
Е. Передача электронов по цепи переносчиков.
В8 – В12 – установите соответствие (5 заданий).
В8. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки:
А. Комплекс Гольджи. Б. Эндоплазматическая сеть.
1. Система канальцев, пронизывающих цитоплазму.
2. Система уплощённых мембранных цилиндров и пузырьков.
3. Обеспечивает накопление веществ в клетке.
4. На мембранах могут размещаться рибосомы.
5. Участвует в формировании лизосом.
6. Обеспечивает перемещение органических веществ в клетке.
В9. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой
организмов, для которой она характерна:
А. Автотрофы. Б. Гетеротрофы.
Особенность обмена веществ.
1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ.
2. Использование энергии, заключённой в пище, для синтеза АТФ.
3. Использование только готовых органических веществ.
4. Синтез органических веществ из неорганических.
5. Использование углекислого газа для питания.
6. Использование углекислого газа для питания.
В10. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом:
А. Пластический. Б. Энергетический.
1. Окисляются органические вещества.
2. Образуются более сложные органические вещества из менее сложных.
3. Используется энергия АТФ.
4. Накапливается энергия в молекулах АТФ
В11. Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты
1. Имеет форму кленового листа.
2. Состоит из 2 спирально закрученных цепей.
3. Доставляет аминокислоты к рибосоме.
4. Является хранителем наследственной информации.
5. В длину достигает несколько сотен тысяч нуклеотидов.
6. Имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот.
В12. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой:
А. Первичная. Б. Третичная.
1. Последовательность аминокислотных остатков в молекуле.
2. Молекула имеет форму клубка.
3. Число аминокислотных остатков в молекуле.
4. Пространственная конфигурация полипептидной цепи.
5. Образование гидрофобных связей между радикалами.
6. Образование пептидных связей.
В13 – В15 – вставьте слово ( 3 задания).
В13. Процесс нарушения природной структуры белка называется…….
В14. К прокариотам относятся….. и………
В15. ………доказал, что клетка происходит только от клетки.
Ответы к тесту по разделу «Основы цитологии»
В1 – Б, Г, Е В9 – 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А
В2 – А, В, Г В10 – 1Б, 2А, 3А, 4Б
В3 – Б, В, Д В11 – 1Б, 2А, 3Б, 4А, 5А, 6Б
В4 – А, Б, Е В12 – 1А, 2Б, 3А, 4Б, 5Б, 6А
В5 – А В13 – денатурация
В6 – А, В, Д, Е В14 – бактерии и сине-зелёные
В7 – А, Д, Е водоросли
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;