Что отражают естественные системы классификации организмов
Что отражают естественные системы классификации организмов
Существуют два типа классификации — искусственная и естественная. В искусственной классификации за основу берут один или несколько легко различимых признаков. Она создается и применяется для решения практических задач, когда главным является удобство использования и простота.
Искусственной классификацией была и упоминавшаяся уже система классификации, принятая в древнем Китае. Линней всех червеобразных организмов объединил в одну группу Vermes. В эту группу вошли крайне различные животные: от простых круглых (нематоды) и дождевых червей до змей. Классификация Линнея также относится к разряду искусственных, поскольку в ней не учитывались важные природные взаимоотношения — в частности тот факт, что у змей, например, имеется позвоночник, а у дождевого червя его нет. На самом деле змеи имеют больше общего с другими позвоночными, чем с червями. Примером искусственной классификации рыб может служить разделение их на пресноводных, морских и рыб, населяющих солоноватоводные водоемы.
Эта классификация основана на предпочтении этими животными определенных условий окружающей среды.
Эволюционное древо жизни, охватывающее пять царств по классификации Маргелиса и Шварца. Длина линий не отражает продолжительности соответствующего периода.
Такое разделение удобно для изучения механизмов осморегуляции. Аналогично этому всех организмов, которых можно видеть с помощью микроскопа, называют микроорганизмами, объединяя их таким образом в единую группу, удобную для изучения, но не отражающую естественных взаимосвязей.
Естественная классификация — это попытка использовать естественные взаимосвязи между организмами. В этом случае учитывается больше данных, чем в искусственной классификации, при этом принимаются во внимание не только внешние, но и внутренние признаки. Учитываются сходство в эмбриогенезе, морфологии, анатомии, физиологии, биохимии, клеточном строении и поведении. В наши дни чаще пользуются естественной и филогенетической классификациями. Филогенетическая классификация основана на эволюционных взаимосвязях. В этой системе, согласно существующим представлениям, в одну группу объединяются организмы, имеющие общего предка.
Филогения (эволюционная история) той или иной группы может быть представлена в виде родословного древа, такого, например, как показано на рисунке.
Наряду с уже рассмотренными классификациями существует также фенотипическая классификация. Такая классификация представляет собой попытку избежать проблемы установления эволюционного родства, которое подчас оказывается очень трудным и очень противоречивым, особенно в тех случаях, когда необходимые ископаемые остатки слишком малочисленны или вовсе отсутствуют. Слово «фенотипический» происходит от греч. phainomenon, т. е. «то, что мы видим». Эта классификация основана исключительно на внешних, т. е. видимых, признаках (фенотипическое сходство), причем все учитываемые признаки считаются одинаково важными. Учитываться могут самые разнообразные признаки организма по принципу чем больше, тем лучше. И совсем необязательно, чтобы они отражали эволюционные связи. Когда накапливается определенное число данных, на их основе рассчитывается степень сходства между различными организмами; обычно это делается с помощью компьютера, поскольку расчеты крайне сложны. Использование компьютеров в этих целях получило название численной таксономии. Фенотипические классификации часто напоминают филогенетические, хотя при их создании такая цель не преследуется.
Тест по биологии
3. Искусственные системы классификаций организмов отражают:
б) внешнее сходство различных видов;
4. Естественные системы классификации организмов отражают:
а) степень родства различных видов;
5. Согласно взглядам К. Линнея, виды организмов, существующие в природе, в основном возникли в результате:
в) акта Божественного творения и скрещивания между собой;
6. Автор первого эволюционного учения: ; г) Ж. Б. Ламарк.
7. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ж. Б. Ламарку:
г) упражнение и неупражнение органов организмами в ходе эволюции.
9. Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие подводных, плавающих и воздушных листьев у стрелолиста — результат:
а) прямого приспособления к влиянию условий среды;
12. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч. Дарвину:
г) наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
13. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч. Дарвину:
в) естественный отбор;
14. Согласно взглядам Ч. Дарвина, для эволюции не имеет значения изменчивость:
в) определенная, или групповая;
15. Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе:
а) несоответствие, между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов среды;
16. Наиболее острая форма борьбы за существование:
б) внутривидовая;
Тест по биологии на тему «Основы эволюционного учения» (11 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основы эволюционного учения
Исторический процесс постепенного непрерывного развития органического мира
Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка на причины наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие длиной шеи у жирафа – это результат:
Прямого приспособления к влиянию условий среды
Упражнения органа под влиянием условий среды
Изначальной целесообразности в строении органа
Стремления организма к самосовершенствованию
Одна из ошибок Ламарка
В признании неизменяемости видов
В признании прямого влияния условий среды на возникновение приспособленности
В признании того факта, что все виды произошли от других видов
Движущей силой эволюции, по Ламарку, являются
Естественные законы природы
Стремление организмов к совершенству
Борьба за существование
Кто является автором первой целостной теории эволюции?
Выберите правильный ответ. К. Линней …
Считал, что приобретённые признаки наследуются
Описал 8000 видов растений
Создал первую эволюционную теорию
Причиной эволюции считал стремление организмов к совершенствованию
К. Линней внёс существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов работы этого учёного.
Ввёл двойные названия вида
Развил учение о борьбе за существование
Развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции
Сформулировал направление, в котором происходи эволюция: в сторону повышения уровня организации
Кто является автором книги «Философия зоологии»?
Естественные системы классификации организмов отражают
Степень родства различных видов
Внешнее сходство различных видов
Внутреннее сходство различных видов
Внешнее и внутреннее сходство различных видов
К движущим силам эволюции, по Дарвину, относится
Борьба за существование
Автором книги «Происхождение видов»
Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе – это:
Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченными ресурсами среды
Ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор
Отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды
Постоянно действующий естественный отбор
24 ноября 1859 года в свет вышел труд Ч. Дарвина
«Происхождение видов путем естественного отбора»
Ученик Аристотеля, изучавший биологию растений и животных
На сколько классов классифицировал животный мир К. Линней
Автор «Философии ботаники»
Основной направляющий фактор эволюции
Борьба за существование
В системе К. Линнея наименьшей систематической категорией является
Животный мир К. Линней классифицировал по строению органов
Дыхательной и нервной систем
Кровеносной и нервной систем
Пищеварительной и кровеносной систем
Кровеносной и дыхательной систем
Впервые доказал существование эволюционного процесса, объяснив развитие природы влиянием естественных закономерностей
Ввёл в биологию свыше 1000 терминов
Основы эволюционного учения
Учение об изменении живых организмов
Учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами
Необратимое и направленное историческое развитие живой природы
раздел биологии, дающий описание всех вымерших и ныне существующих организмов
Единицей эволюционного процесса является
Движущей и направляющей силой эволюции является
Разнообразие условий среды
Приспособленность к условиям среды
Основатель научной систематики (классификации)
К эволюционным факторам не относят:
Борьба за существование
Искусственные системы классификации организмов отражают
Степень родства различных видов
Внешнее сходство различных видов
Внутреннее сходство различных видов
Внешнее и внутреннее сходство различных видов
Согласно взглядам К. Линнея, виды организмов, существующие в природе, в основном возникли в результате
Постепенного усложнения в ходе эволюции
Прямого приспособления к изменяющимся условиям среды
Акта божественного творения и скрещивания между собой
Скрещивания между собой и постоянного влияния условий среды
Великий английский биолог, заложивший основы современной теории эволюции биологических видов
К. Линней внёс существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов работы этого учёного.
Определил место человека в системе животного мира
Создал первую целостную теорию эволюции
Создал первую теорию происхождения человека
Собрал огромный фактический материал, доказывающий наличие эволюции
Кто является автором книги «Система природы»?
Согласно взглядам Ч. Дарвина естественный отбор приводит к:
Выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей
Гибели в поколениях наименее приспособленных особей
Возникновению приспособленности у организмов к условиям существования
Изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности
Кто из учёных объяснял происхождение организмов с более высоким уровнем организации следующим образом: они появляются благодаря стремлению организмов к прогрессу
Главный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов» вышел в свет в:
Труд «История животных» принадлежит
В системе К. Линнея самой крупной систематической категорией является
Сколько длилось путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль»
К движущим силам эволюции, по Дарвину, относится
Борьба за существование
Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка на причины наблюдаемой в природе изменяемости организмов, отсутствие ног у змей – это результат:
Прямого приспособления к влиянию условий среды
Упражнения органа под влиянием условий среды
Изначальной целесообразности в строении органа
Стремления организма к самосовершенствованию
К. Линней распределил все растения по следующим признакам
По типу корневой системы
По типу жилкования листьев
По типу корневой системы, по типу жилкования листьев
По числу и строению тычинок и пестиков
Обобщение сведений о живой природе тесно связаны с именем древнегреческого учёного
Все варианты верны
Впервые ввёл в науку термин «биология»
Один из первых объяснял происхождение видов следующим образом: различные виды живых организмов появились в результате постепенного усложнения жизни после её самозарождения
Разделил животных на позвоночных и беспозвоночных
Доказал изменение природы от простого к сложному
Ключ по теме «Основы эволюционного учения»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-274371
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
База знаний
2.1.5. Искусственная и естественная классификации
Существуют два типа классификации – искусственная и естественная. В искусственной классификации за основу берут один или несколько легко различимых признаков. Она создается и применяется для решения практических задач, когда главным является удобство использования и простота. Искусственной классификацией была и упоминавшаяся уже система классификации, принятая в древнем Китае. Линней всех червеобразных организмов объединил в одну группу Vermes. В эту группу вошли крайне различные животные: от простых круглых (нематоды) и дождевых червей до змей. Классификация Линнея также относится к разряду искусственных, поскольку в ней не учитывались важные природные взаимоотношения – в частности тот факт, что у змей, например, имеется позвоночник, а у дождевого червя его нет. На самом деле змеи имеют больше общего с другими позвоночными, чем с червями. Примером искусственной классификации рыб может служить разделение их на пресноводных, морских и рыб, населяющих солоноватоводные водоемы. Эта классификация основана на предпочтении этими животными определенных условий окружающей среды. Такое разделение удобно для изучения механизмов осморегуляции. Аналогично этому всех организмов, которых можно видеть с помощью микроскопа, называют микроорганизмами (разд. 2.2), объединяя их таким образом в единую группу, удобную для изучения, но не отражающую естественных взаимосвязей.
Естественная классификация – это попытка использовать естественные взаимосвязи между организмами. В этом случае учитывается больше данных, чем в искусственной классификации, при этом принимаются во внимание не только внешние, но и внутренние признаки. Учитываются сходство в эмбриогенезе, морфологии, анатомии, физиологии, биохимии, клеточном строении и поведении. В наши дни чаще пользуются естественной и филогенетической классификациями. Филогенетическая классификация основана на эволюционных взаимосвязях. В этой системе, согласно существующим представлениям, в одну группу объединяются организмы, имеющие общего предка. Филогения (эволюционная история) той или иной группы может быть представлена в виде родословного древа, такого, например, как показано на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Эволюционное древо жизни, охватывающее пять царств по классификации Маргелиса и Шварца (разд. 2.2). Длина линий не отражает продолжительности соответствующего периода.
Наряду с уже рассмотренными классификациями существует также фенотипическая классификация. Такая классификация представляет собой попытку избежать проблемы установления эволюционного родства, которое подчас оказывается очень трудным и очень противоречивым, особенно в тех случаях, когда необходимые ископаемые остатки слишком малочисленны или вовсе отсутствуют. Слово «фенотипический» происходит от греч. phainomenon, т.е. «то, что мы видим». Эта классификация основана исключительно на внешних, т.е. видимых, признаках (фенотипическое сходство), причем все учитываемые признаки считаются одинаково важными. Учитываться могут самые разнообразные признаки организма по принципу чем больше, тем лучше. И совсем необязательно, чтобы они отражали эволюционные связи. Когда накапливается определенное число данных, на их основе рассчитывается степень сходства между различными организмами; обычно это делается с помощью компьютера, поскольку расчеты крайне сложны. Использование компьютеров в этих целях получило название численной таксономии. Фенотипические классификации часто напоминают филогенетические, хотя при их создании такая цель не преследуется.
Упорядочение представлений о развитии жизни на Земле
Вопрос 1. Что такое практическая система классификации живых организмов?
Ещё в древности возникла потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний в области зоологии и ботаники, которая привела к их систематизации. Были созданы практические системы классификаций, по которым животные и растения объединялись в группы в зависимости от приносимой ими пользы или вреда для человека.
Например, лекарственные растения, огородные растения, декоративные растения, ядовитые животные, домашний скот. Эти классификации объединяли совершенно разные по строению и происхождению организмы. Однако в связи с удобством использования подобные классификации и сейчас применяются в популярных и прикладных литературных источниках.
Вопрос 2. Какой вклад в биологию внес К. Линней?
К. Линней описал более 8 тыс. видов растений и 4 тыс. видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов. Он объединил сходные виды в роды, роды в отряды, а отряды в классы. Таким образом, в основу своей классификации он положил принцип иерархии (соподчинения) таксонов. Ученый закрепил использование в науке бинарной (двойной) номенклатуры, когда каждый вид обозначается двумя словами: первое слово означает род и является общим для всех входящих в него видов, второе — собственно видовое название. Причём названия для всех видов даются на латинском языке и на родном, что даёт возможность всем учёным понимать о каком растении или животном идёт речь. Например, Rozana conana (Шиповник обыкновенный). К. Линней создал самую современную для своего времени систему органического мира, включив в нее все известные к тому времени виды животных и растений.
Вопрос 3. Почему систему Линнея называют искусственной?
К. Линней создал самую совершенную для своего времени систему органического мира, включив в нее все известные к тому времени виды животных и растений. Будучи крупным ученым, он во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации — у растений строение тычинок и пестиков, у птиц — строение клюва, у млекопитающих — строение зубов — при- вела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы. К. Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не найдена естественная». Как теперь известно, естественная система отражает происхождение животных и растений и основана на их родстве и сходстве по совокупности существенных черт строения.
Вопрос 4. Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.
Ж. Б. Ламарк описал основные положения своей теории в книге «Философия зоологии», изданной в 1809 г. Он предложил 2 положения эволюционного учения. Эволюционный процесс представляется в виде градаций, т.е. переходов от одной ступени развития к другой. В результате происходит постепенное повышение уровня организации, возникают более совершенные формы, от менее совершенных. Таким образом, первое положение теории Ламарка называют «правилом градации».
Ламарк считал, что в природе виды не существуют, что элементарной единицеё эволюции является отдельно взятая особь. Многообразие форм возникло в результате влияния сил внешнего мира, в ответ на которые у организмов вырабатываются приспособительные признаки — адаптации. При этом влияние среды носит прямой, адекватный характер. Ученый полагал, что каждому организму присуще стремление к совершенствованию. Организмы, находясь под влиянием факторов окружающего их мира, определенным образом реагируют: упражняя или не упражняя свои органы. В результате возникают новые сочетания признаков и сами признаки, передающиеся в ряду поколений (т.е. происходит «наследование приобретенных признаков»). Это второе положение теории Ламарка называется «правилом адекватности»
Вопрос 5. Какие вопросы не получили ответа в эволюционной теории Ламарка?
Ж. Б. Ламарк не смог объяснить возникновения приспособлений, обусловленных «мертвыми» структурами. Например, окраска скорлупы птичьих яиц носит явно приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций его теории невозможно. Теория Ламарка исходила из представлений о слитной наследственности, свойственной целому организму и каждой из его частей. Однако открытие вещества наследственности — ДНК и генетического кода — окончательно опровергло идеи Ламарка.
Вопрос 6. В чем сущность принципа корреляций Кювье? Приведите примеры.
Ж. Кювье говорил о соответствии строения различных органов животных друг другу, которое он называл принципом корреляции (соотносительности).
Например, если у животного имеются копыта, то вся его организация отражает травоядный образ жизни: зубы приспособлены к перетиранию грубой растительной пищи, челюсти имеют соответственное строение, желудок многокамерный, очень длинный кишечник и т. д. Если у животного желудок служит для переваривания мяса, то и другие органы сформированы соответственно: острые зубы, челюсти, приспособленные для разрывания и захвата добычи, когти для ее удержания, гибкий позвоночник для маневрирования и прыжков.
Вопрос 7. В чем заключаются отличия трансформизма от эволюционной теории?
Среди философов и естествоиспытателей XVIII—XIX вв. (Ж. Л. Бюффен, Э. Ж. Сент-Илер и др.) была распространена идея об изменяемости организмов, базировавшаяся на взглядах некоторых античных ученых. Такое направление носило название трансформизма. Трансформисты допускали, что организмы реагируют на изменение внешних условий изменением своего строения, но не доказывали эволюционных преобразований организмов при этом.