Что отражают бухгалтерские информационные системы
Бухгалтерские информационные системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое бухгалтерская информационная система?
Бухгалтерские информационные системы (БИС) – это электронные системы, предназначенные для ведения бухгалтерского учете хозяйствующих единиц.
Бухгалтерские информационные системы, используемые хозяйствующими единицами, отражают отраслевые особенности деятельности таких единицы. Такие информационные системы использую в учете для контроля и управления предприятием на уровне отдельного экономического субъекта или в целом на отраслевом уровне.
Для организации автоматизированного бухгалтерского учете экономических субъектов необходимо наличие ряда составляющих элементов, таких как:
Основополагающим элементом любой бухгалтерской информационной системы является информация, которая представляет собой совокупность количественных и качественных сведений, объем которых достаточен и необходим для корректного выполнения функций планирования, контроля и анализа, которые выступают в качестве базы для принятия эффективных управленческих решений.
К основным задам бухгалтерских информационных системы относят:
Какие существует бухгалтерские информационные системы?
В большей своей части хозяйствующие единицы используют довольно недорогие и простые информационные системы бухгалтерского учета, например, продукты фирмы «1С» или «Инфософт». Как правило, такие системы используются экономическими субъектами, которые совершают небольшое количество хозяйственных операций. Для более крупных фирм, в т. ч. тех, который ведут складской учет большого числа номенклатур, наиболее удобны комплексные бухгалтерские информационные системы таких фирм как «Инфософт», «Парус», «Комтех+» и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Наиболее популярная система «1С: Бухгалтерия» представляет собой универсальный комплекс, в основе которого лежит базовая модель бухгалтерского учета хозяйственных операций. При этом система является достаточно гибкой, что позволяет экономическим субъектам подстраивать ее под свои особенности учета. В качестве операционной системы рассматриваемого комплекса используется система Wındows. Среди режимов работы можно выделить следующие:
БИС «Галактика» которая представляет собой систему, охватывающую все разделы бухгалтерского и налогового учета, управление складскими учетом, закупками, реализацией товаров и услуг, анализ финансовой хозяйственной деятельности, планирование и управление ресурсами, управление маркетингом, кадровый учет.
БИС «Бухгалтерский комплекс» По данной теме мы уже выполнили творческую работу Бухгалтерский учёт организации подробнее является одной из первых БИС и представляет собой систему программ, выполняющих функции как отдельных разделов учета, так и бухгалтерского учета в целом.
Бухгалтерские информационные системы
В настоящей главе рассматриваются бухгалтерские информационные системы (БИС), их особенности, структура, используемые автоматизированные рабочие места, требования, которые предъявляются к программному обеспечению в БИС и характеризуются программы автоматизации бухгалтерского учета.
Особенности БИС, структура, классификация
Бухгалтерские информационные системы отражают отраслевые особенности деятельности предприятий. Такие системы используются для целей управления на уровне отдельного предприятия или отраслевом уровне. Для автоматизированного решения задач требуется наличие ряда компонентов, являющихся базовыми для любой компьютерной ИС:
· информационной базы объекта управления;
Основу БИС составляет информация — совокупность количественных данных, необходимых для выполнения функций планирования, контроля, анализа и являющихся основой для принятия управленческих решений.
К задачам БИС относятся:
· обеспечение автоматизированного решения всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, внутреннего аудита;
· получение достоверной оперативной информации о текущем состоянии дел на предприятии для принятия на ее основе необходимых управленческих решений;
· интеграция оперативного, бухгалтерского, статистического учета на основе единой первичной информации;
· получение достоверной информации для обратной связи, используемой при принятии управленческих решений;
· автоматизация обработки на всех стадиях техпроцесса, начиная со стадии первичного учета.
В БИС выделяют 2 части: обеспечивающую часть ИС и функциональную.
· Обеспечивающая часть ИС
Информационное обеспечение имеет целью организацию информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности и подразделяется на внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.
— качественные (оценки: степени отображения предметной области в информационной базе системы, методов организации и структурированности баз данных, эффективности манипулирования данными в базе данных и др.);
— количественные (оценки: максимального объема хранимых и обрабатываемых данных, временных характеристик обработки данных, производительности использования баз данных и др.).
Техническое обеспечение представляет собой совокупность используемых технических средств, вычислительных сетей, технологий сетевой обработки данных.
Структуру подсистемы образуют: технические средства сбора и регистрации информации, средства подготовки и передачи данных, средства ввода, обработки и вывода информации, средства оргтехники и другие; методические и руководящие материалы; техническая документация, обслуживающий персонал.
— качественные (оценки: степени полноты и адекватности технической документации, информативности и неизбыточности технической документации, качества описания и полноты охвата предметной области контрольным примером);
— количественные (оценки: полноты комплекса технической документации, объемных ограничений на каждый документ).
Программное обеспечение представляет собой совокупность программ, реализующих цели и задачи системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств. Структуру подсистемы составляют: общесистемные, специальные прикладные и оригинальные программы и инструктивно-методические материалы по их применению.
— качественные (оценки: сложности архитектуры комплекса программных средств, сложности и надежности программных компонентов и всей системы автоматизированной обработки, программной реализации алгоритмов обработки исходной информации и другие);
— количественные (оценки: общего количества программных компонентов системы, объема оперативной памяти, занимаемой управляющими модулями; максимального объема оперативной памяти и др.).
Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, предназначенных для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала вычислительной системы со средствами вычислительной техники. Структуру подсистемы составляют: языки управления и манипулирования данными информационной базы, языковые средства информационно-поисковых систем, диалоговые языки специального назначения, системы терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования систем.
— качественные (ориентированность на пользователя системы, степень охвата параметров настройки системы на заданную операционную систему и конфигурацию комплекса технических средств, степень сложности освоения языка, и др.);
— количественные (общий объем языковых конструкций, время подготовки языковых конструкций для адаптации системы на конкретную предметную область, и др.).
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения, возникающие при функционировании ИС и юридический статус результатов ее функционирования. Структуру подсистемы составляют различные нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, правовым регулированием процессов, возникающих в ходе разработки системы.
Математическое обеспечение включает совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации. Структуру подсистемы образуют: средства математического обеспечения, средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, методы математической статистики и др.
Организационное обеспечение включает в себя совокупность документов, методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала системы и технических средств, задействованных в процессе обработки данных. Функции подсистемы: анализ существующей системы управления, выбор направлений совершенствования системы управления, выбор и постановка задач управления, формулировка требований к комплексу технических средств.
Эргономическое обеспечение — это совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования автоматизированной системы и предназначенных для создания оптимальных условий работы персонала.
· Функциональная часть ИС
Функциональные компоненты составляют содержательную основу ИС и представляют собой совокупность функциональных систем, комплексов задач и процедур обработки, реализующих функции системы управления. В функциональном аспекте БИС должны обеспечивать: выполнение необходимых расчетов; подготовку, заполнение, проверку и распечатку документов; перенос данных из одной отчетной формы в другую; накопление итогов, обращение к данным прошлых периодов.
К комплексам задач БИС относится учет: труда и зарплаты, материальных ценностей, основных средств, готовой продукции, финансово-расчетных операций, затрат на производство, а также сводный учет и составление отчетности.
Автоматизация выполнения отдельных функций управления требует их расчленения на более мелкие части — функциональные задачи, для решения которых разрабатываются алгоритмы и пишутся программы.
В современных автоматизированных системах широко используются автоматизированные рабочие места (АРМ) — совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно отражать его информационные и вычислительные запросы.
Создание АРМ обеспечивает: доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации; компактность размещения, высокую надежность, простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации; возможность поэтапного внедрения; информационно-справочное обслуживание пользователя; возможность ведения локальных и распределенных баз данных; совместимость с другими системами.
АРМ можно классифицировать по различным признакам. Выделяют следующие виды АРМ:
· по выполняемым функциям: проблемные и технологические;
· по способу организации: типовые (универсальные), специализированные и проблемно-ориентированные комплексы;
· по режиму эксплуатации: индивидуальные, групповые и сетевые.
При качественной оценке АРМ учитывают: простоту использования, совместимость АРМ-проекта с другими системами, степень модульности и иерархичности проекта, совместимость интерфейса с другими системами, характер контроля данных и вычислений, достоверность потоков данных и др.
При количественной оценке учитывают надежность и универсальность системы, ее структурно-функциональную сложность, пропускную способность и др.
АРМ бухгалтера оборудуется вычислительной техникой (персональным компьютером) и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию большей части выполняемых им операций.
Типичный состав устройств АРМ:
· ЭВМ с микропроцессорами, внешней, оперативной и кэш-памятью и шинами, для взаимной увязки устройств;
· устройства ввода и вывода, включающие клавиатуру, мышь;
· дополнительные периферийные устройства.
К инструментальным средствам АРМ относятся все виды обеспечения. Бухгалтер имеет в своем распоряжении необходимую документацию, программные средства, информационные массивы, составляющие элементы обеспечения рабочего места.
Требования к программному обеспечению
Программное обеспечение должно отличаться простотой использования. Дружественность пользовательского интерфейса определяет такие особенности программы, как удобство работы с меню и экранными формами, их оснащенность системой помощи, подсказками, стандартность и привычность использования клавиатуры и терминологических понятий.
Полнота и уровень автоматизации функций в программном обеспечении означает, что отдельные расчетные функции должны быть реализованы практически в любом пакете. Высокий уровень автоматизации расчетов предполагает перерасчет за любой предшествующий период времени с учетом действовавших на тот момент показателей.
Одним из требований программного обеспечения является настраиваемость пакета, что означает наличие средств настройки на новые показатели. При этом у бухгалтера снимаются проблемы появления новых, ранее не предусмотренных показателей; можно вводить и настраивать новые виды показателей без изменения программного обеспечения.
Программное обеспечение должно быть гибким, открытым и системным. Это означает возможность добавлять новые данные без изменения в структуре и предполагает ведение бухгалтерского учета на всех его стадиях.
Программное обеспечение должно быть универсальным и надежным. Универсальность системы делает возможным учет особенностей бухгалтерского учета на предприятиях различных отраслей хозяйства. Надежность системы характеризует ее устойчивость к неправильным командам пользователя, отказам технических средств.
Каждое из требований нельзя рассматривать отдельно от других, они взаимозависимы.
Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета
На предприятиях, совершающих небольшое количество хозяйственных операций, применяются относительно простые и недорогие программы, позволяющие вести книгу хозяйственных операций и составлять на ее основе баланс и финансовую отчетность. Примерами таких программ являются разработки фирмы «1С», фирмы «Инфософт» и другие.
На предприятиях с большим объемом хозяйственных операций ведется складской учет, осуществляется контроль за выполнением договоров, отслеживаются взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, реализуются управленческий учет, финансовый анализ и другие работы. Для их автоматизации значительно большие удобства обеспечивают комплексные системы, предлагаемые фирмами «Инфософт», «Парус», «КомТех+» и др.
Программа «1С: Бухгалтерия» — это универсальная система, в основу которой положена базовая модель бухгалтерского учета. Программа поддерживает любые системы и методологии учета, используется на предприятиях различных форм собственности, поддерживает несколько планов счетов бухгалтерского учета и может быть представлена как в однопользовательской, так и в сетевой версиях. В качестве операционной системы применяется группа операционных систем Windows.
Программа обеспечивает возможность ведения количественного и многовалютного учета, конфигурирования и полной настраиваемости форм первичных и отчетных документов.
Бухгалтерские проводки могут вводиться в «Журнал операций» вручную, с помощью типовых операций или на основе документов. Программа позволяет осуществлять два режима расчета итогов: в реальном времени и по запросу. Основным расчетным периодом является квартал с возможностью разбивки по месяцам.
Режимы работы программы:
· «Конфигуратор» — позволяет редактировать структуры данных, формировать список пользователей системы с назначением прав доступа, выполнять процедуры сохранения и восстановления данных;
· «Отладчик» — предназначен для отладки программных модулей;
· «1С: Бухгалтерия» — исполнительная часть системы, выполняющая ввод и обработку бухгалтерской информации.
Все элементы типовой настройки являются образцами, которые могут быть приведены в соответствие с требованиями конкретного предприятия.
Программа «1С: Предприятие» — инструментальная система, состоящая из трех компонентов («Бухгалтерский учет», «Оперативный учет», «Расчет»), каждый из них в отдельности или их сочетание определяют группы однородных гибких универсальных модулей, из которых строится бухгалтерский комплекс.
Компонент «Бухгалтерский учет» предназначен для ведения учета на основе бухгалтерских операций, обеспечивает ведение плана счетов, ввод проводок, получение бухгалтерских итогов. Компонент «Оперативный учет» предназначен для учета наличия и движения средств в различных разрезах в реальном времени. Компонент «Расчет» содержит механизмы для выполнения периодически выполняемых сложных расчетов и предназначен для расчета заработной платы.
Система «Галактика» — это многопользовательский сетевой комплекс, который охватывает все разделы бухгалтерского учета, управление складскими операциями, закупками, продажами, финансовый анализ, планирование и управление ресурсами, управление маркетингом, рекламой, кадрами.
· оперативное управление финансами;
· контроль за ходом выполнения договорных отношений;
· контроль взаимных обязательств;
· управление складскими запасами;
· формирование и контроль исполнения финансового плана;
· планирование, учет и выполнение внутреннего бюджета.
Структурно комплекс состоит из четырех блоков: «Административное управление», «Оперативное управление», «Управление производством», «Бухгалтерский учет», каждый из которых обеспечивает решение соответствующих задач и может функционировать как в комплексе, так и автономно.
Система «Турбо-Бухгалтер» является интегрированной системой автоматизации бухгалтерского учета, объединяющей в рамках одного рабочего места разнообразные возможности учета. Предназначена для автоматизации бухгалтерского учета и делопроизводства предприятий различных форм собственности, позволяет вести бухгалтерский учет для нескольких предприятий на одном компьютере, обеспечивает ведение синтетического и аналитического учета как в денежном, так и в количественном выражении. Особенностью системы является понятие «План бухгалтерии», включающее в себя не только стандартный план счетов бухгалтерского учета, но и настройки типовых операций, справочников аналитики и другие виды настроек.
Подсистемами оперативного учета в программе являются: «Склад», «Зарплата», «Касса», «Банк» и др. Совершаемые хозяйственные операции регистрируются в названных подсистемах в форме операционных документов, а также в форме первичных документов.
Система «БЭСТ-ПРО» является комплексной системой, предназначенной для автоматизации управления предприятиями в области производства, торговли и сферы услуг. В состав комплекса входят подсистемы ведения договоров, учета денежных средств и расчетов с контрагентами, управления закупками и запасами, оперативно-производственного планирования, управления выпуском продукции, сбытом, учета основных средств, заработной платы, управленческого анализа, бухгалтерского и налогового учета.
Информационное ядро системы — подсистема «Главная книга», в которой накапливаются все бухгалтерские проводки и формируется необходимая внутренняя и внешняя бухгалтерская отчетность. Программа поддерживает работу как с балансовыми, так и с забалансовыми счетами, располагает средствами для контроля корреспонденции счетов. Аналитический учет в подсистеме «Главная книга» организован на специальных аналитических счетах, называемых аналитическими картотеками. В системе формируются все необходимые внутренние, внешние, квартальные и годовые отчеты, а при необходимости могут быть настроены свои собственные формы отчетов. Система легко адаптируется к любым изменениям законодательства.
Система «Бухгалтерский комплекс» — самая старая форма существования бухгалтерских программ представляет собой комплекс программ, реализующих функции как отдельных разделов учета, с возможностью последующего агрегирования данных, так и бухгалтерского учета в целом. Для средних и крупных предприятий такая система остается наиболее приемлемой.
Система «Инфо-Бухгалтер» предназначена для ведения сложного бухгалтерского учета. Для ведения аналитического учета используется многоуровневая структура счетов бухгалтерского учета, а справочники аналитического учета отсутствуют. Количество счетов и субсчетов не ограничено, любой счет может иметь до пяти уровней субсчетов. Данные бухгалтерского учета могут быть представлены в виде графиков и диаграмм. Все формы статистической отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды собраны в одну группу с бланками для заполнения первичных документов.
Система «Бухгалтерский конструктор» представляет собой систему с расширенными инструментальными возможностями. В одну программу невозможно заложить специфику учета многих бухгалтерий, но можно создавать некоторые универсальные заготовки, из которых с помощью настроек пользователь может сделать программу, подходящую для любой организации. Такие универсальные системы устойчивы, свободны от ошибок, не связаны со спецификой конкретного предприятия, характеризуются модульной и гибкой архитектурой, располагают средствами настройки, предлагающими широкие возможности для адаптации к конкретным условиям учета.
Система «Интегратор» — многопользовательская сетевая бухгалтерская система, программный продукт нового поколения. Изначально проектировалась как сетевая, построена в архитектуре «клиент-сервер», предназначена не только для предприятий, впервые приступающих к автоматизации, но и для тех, кто не удовлетворен результатами работающих у них компьютерных комплексов. Обеспечивает полноту функций и требуемый уровень детализации учета на каждом участке; построена в единой информационной среде, где все пользователи имеют доступ к общей информации в режиме реального времени. Новые или измененные данные, введенные на одном рабочем месте, сразу могут быть использованы персоналом, работающим на других компьютерах. Программа обеспечивает суверенность работы персонала, когда каждый бухгалтер отвечает за достоверность информации по счетам своего участка. Проводки вводимой операции, затрагивающие счета других участков, остаются отложенными до тех пор, пока их не подтвердят бухгалтеры смежных участков.
Система «Бухсофт». Программы серии «Бух Софт» — одни из первых условно бесплатных программ для автоматизации бухгалтерского учета на рынке, которые не только охватили все участки автоматизации учета предприятия и предпринимателей, но и свободно представлены для скачивания в интернете.
Доступность программ, простота их освоения, надлежащая поддержка, бесплатные функции и, конечно же, стремительное увеличение количества пользователей Интернета обеспечило бухгалтерским программам «БухСофт» быстрый рост их популярности среди бухгалтерского сообщества. Программы рекламируются и доступны не только на сайте разработчика, но и на самых популярных интернет-сайтах, посвященных бухучету.
На сегодняшний день программы «БухСофт» имеют широкую известность, достойно конкурируют с лучшими бухгалтерскими программами и по ряду ключевых показателей превосходят их.
Внимание. После изучения этой темы выполните Текущий контроль-2
Тема 1. Бухгалтерские информационные системы
Цель и задачи темы
Определить понятие бухгалтерских информационных систем.
Дать представление о возможности их использования в управлении экономическими объектами. Определить основные принципы построения систем автоматизации в бухгалтерском учете и особенности их функционирования для крупных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса. Дать представление о программных средствах автоматизации в бухгалтерском учете.
Оглавление
1.1. Общая характеристика систем бухгалтерского учета
Основой управления экономического объекта являются информационные системы.
Состав ИС определяется:
ИС традиционно включает реализацию функций:
Особую роль в процессе управления играет бухгалтерский учет.
В БУ сосредоточено около 60% всей информации организации.
Каждая функциональная подсистема имеет свой состав комплексов задач и информации, предназначенный для реализации определенных функций управления.
Пример: MBS Navision.
В основе ИС БУ лежат учетные задачи, объединенные в комплексы, выполняемые отдельными участками учета.
Комплекс задач участка БУ характеризуется:
Состав комплексов задач ИС БУ:
В условиях ИТ появляются новые возможности в организации информационной базы и формировании комплексов экономических задач:
Стирается четкая грань между комплексами различных функциональных подсистем, что сказывается на информационной базе бухгалтерского учета.
Пример: MBS Navision.
Таким образом возникают межфункциональные комплексы задач управления.
Например: учет труда и заработной платы и финансово-расчетные операции, выписка платежных документов по платежам в фонды (платежные поручения по оплате подоходного налога, отчислениям в пенсионный фонд, медицинское страхование, начисление в фонд занятости).
1.2. Принципы построения бухгалтерских информационных систем
Комплексы бухгалтерских задач имеют сложные внутренние и внешние информационные связи.
Внутренние связи отражают информационные взаимодействия отдельных задач, комплексов и участков бухгалтерского учета.
Внешние связи отражают взаимодействие с другими подразделениями, реализующими иные функции управления, а также с внешними организациями.
Внутренние связи заложены в методологии бухгалтерского учета, системе ведения счетов и выполнения проводок, основанных на принципе двойной записи: каждая хозяйственная операция отражается дважды — в кредите одного счета и дебете другого.
В основу ИС БУ положены три фазы обработки:
1-я фаза — первичный учет:
Например, по учету заработной платы составляется расчетно-платежная документация, своды начисленной и удержанной заработной платы и др.
Все операции преобразования выполняются на основании пакета прикладных программ конкретного участка учета или встроенным модулем в единую программу бухгалтерского учета.
Компьютерная обработка позволяет полностью автоматизировать этот процесс.
3-я фаза обработки состоит в составлении сводного синтетического учета:
Между комплексами бухгалтерского учета существуют информационные связи.
Формирование исходной информации происходит за счет первичного учета для участков:
Программное обеспечение решения задач БУ строится с учетом рассмотренных фаз обработки, интеграции учетных задач, а также наличия внешних связей.
Внешние связи ИС БУ:
Для связи с банками предусматривается межмашинный обмен информацией по системе «Клиент — банк».
1.3. Информационное обеспечение систем бухгалтерского учета
Особенностях информационного обеспечения БУ:
Все хозяйственные операции регистрируются в первичном бухгалтерском документе — полном и достоверном письменном свидетельстве о совершении хозяйственной операции.
Первичные документы имеют юридическую силу!
Общее методическое руководство по формированию и применению первичных документов осуществляется Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ, которые:
Типовые бухгалтерские документы делятся на:
Межотраслевые документы являются едиными для применения во всех предприятиях и организациях.
Отраслевые формы носят рекомендательный характер.
На их основе каждая отрасль может разрабатывать свои формы документов с учетом специфики учета в данной отрасли.
Отраслевые формы документов применяются на участках:
Все первичные бухгалтерские документы:
Классификация документов бухгалтерского учета:
Распорядительные — это документы, которые содержат разрешение на совершение какой-либо хозяйственной операции.
Например: приказ по предприятию на командировку является распорядительным документом для выдачи суммы под отчет командированному лицу.
Исполнительные (оправдательные) — это документы, которые содержат информацию об исполнении распоряжения.
Основная часть бухгалтерских документов — комбинированные.
Например: платежная ведомость на оплату труда является для кассира распорядительным документом, а после того, как заработная плата выдана, ведомость приобретает статус исполнительного документа.
Документ учетного оформления содержит бухгалтерскую проводку (корреспонденцию счетов).
По содержанию хозяйственных операций:
Материальные документы оформляют операции по движению товарно-материальных ценностей:
Расчетные документы служат для оформления расчетных взаимоотношений предприятия со своими контрагентами по возникающим обязательствам.
По объему отраженных операций:
Единичный первичный документ является носителем информации об одной хозяйственной операции.
Сводный документ — о всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный отрезок времени (день, неделю, декаду, месяц).
Он составляется на основании единичных (первичных) документов.
По способу использования:
Разовый документ используется для совершения однократной хозяйственной операции.
Накопительный — для многократного совершения одноразовых хозяйственных операций в пределах установленных сроков.
По числу учитываемых позиций:
По месту составления:
По способу заполнения:
Техника оформления учетных документов (вручную или на компьютерах) зависит от степени технической оснащенности компьютерами бухгалтерской службы предприятия, его производственных и функциональных подразделений.
Действующие правила оформления отдельных хозяйственных операций в ряде случаев предполагают составление документа вручную.
Классификаторы и коды используются для составления:
Общегосударственные классификаторы (ОК) — единые для России, используются в бухгалтерском учете в ограниченном количестве.
ОК необходимы только при компьютерной обработке сводных бухгалтерских документов:
Отраслевые классификаторы используются для кодирования информации, специфичной для данной отрасли.
Отраслевые классификаторы единые для бухгалтерского учета, независимо от отраслевой принадлежности предприятия и организации.
Локальные коды — индивидуальные, характерны только для конкретного предприятия.
Их проектирование ведется на конкретном предприятии даже при приобретении типового проекта.
Проектирование кодов на предприятии требует соблюдения системного подхода, т. е. коды должны быть применимы во всех подразделениях предприятия при решении различных задач.
Например, коды подразделений должны быть едиными при обработке:
Некоторые коды используются только для бухгалтерских задач.
Информационное обеспечение БУ включает совокупность данных (взаимосвязанных файлов), расположенных на машинных носителях в виде БД:
При этом создаются:
Локальная база используется только при решении бухгалтерских задач:
Состав информационной БД определяется в ходе составления рабочего проекта КИС предприятия.
В типовых проектах состав БД — единый для всех предприятий:
Пользователь по своему усмотрению может:
1.4. Программные средства автоматизации в бухгалтерском учете
Автоматизация предприятий исторически начиналась с внедрения системы бухгалтерского учета. Если раньше подобные проекты часто выполнялись собственными силами компаний, то сегодня они полностью перешли в ведение внешних разработчиков и интеграторов.
Системы автоматизации бухгалтерского учета начали внедрять на предприятиях одними из первых среди всех информационных систем.
Причина этого — в процессе ведения учета выполняется большое число рутинных операций, при ручной обработке документов практически постоянно нужно вносить в них одни и те же служебные данные.
Ведение аналитического учета с ростом числа документов резко усложняется, также велика вероятность «механической» ошибки, которую бухгалтер может допустить, заполняя документы или подсчитывая сводные показатели.
Двойная запись всех операций позволяет выявлять такие ошибки, однако не всегда бывает просто локализовать их и найти нужный документ, в который необходимо внести коррективы.
Кроме того, работа с большими объемами документов требует значительных затрат человеческих ресурсов и рабочего времени, что вызывает соответствующие финансовые затраты, не имеющие прямого экономического эффекта.
Это стимулировало бурное развитие систем автоматизации бухгалтерского учета.
За рубежом этот процесс проходил в 70-80-е гг. XX века, у нас — в 90-х. Изначально отдельные задачи бухгалтерского учета автоматизировались изолированно друг от друга, часто силами предприятий, на которых они внедрялись.
По мере развития программного обеспечения и формирования рынка средств автоматизации бухучета разработка полностью перешла в ведение внешних производителей, а сами системы стали интегрированными.
На сегодняшний день системы автоматизации бухучета подразделяются на системы, являющиеся составной частью ERP-систем, и самостоятельные решения.
Первая категория присутствует во всех современных ERP-системах (mySAP, Oracle E-Business Suite, JD Edwards EnterpriseOne, PeopleSoft Enterprise, MBS Axapta, MBS Navision, Галактика, ПАРУС, БОСС-Корпорация, Компас и др.), вторую категорию представляют продукты фирм, специализирующихся на бухгалтерских системах.
В силу развитости западного рынка корпоративных информационных систем специализированные бухгалтерские продукты ориентируются лишь на малые и средние предприятия, в то время как крупный бизнес давно использует комплексные ERP-системы.
Рынок пакетов автоматизации бухгалтерии, например, в США делят три производителя: Intuit (продукт QuickBooks), бесспорный лидер американского рынка (74%-85%, по разным оценкам), Sage Software (продукт PeachTree), MYOB (продукт BusinessEssentials). Однако в сентябре 2005 г. на этот рынок вышла Microsoft с решением Microsoft Office Small Business Accounting 2006. Предполагается, что это будет способствовать изменению сложившейся расстановки сил уже в ближайшие годы.
На мировом рынке продуктов для СМБ, согласно рейтингу Accounting Software Reviews 2006, в тройку лидеров входят продукты Peachtree разработчика Sage (1 место), MYOB Business Essentials Pro от MYOB (2 место) и QuickBooks Pro от Intuit (3 место). В десятке лучших также значатся NetSuite Small Business (NetSuite), Cougar Mountain (Cougar Mountain Software), Small Business Manager (Microsoft), SimplyAccounting (Sage Accpac International), CYMAIVAccounting (CYMASystems) и Microsoft Money от Microsoft.
Более 50% российского рынка за 1С.
Таблица Бухгалтерское ПО в России