Что отражается на активных счетах бухгалтерского учета
Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать
Разберемся в основах
Законодатели определили единый способ систематизации и группирования информации о хозяйственной деятельности российских предприятий и учреждений. Приказ Минфина № 94н устанавливает Единый план счетов для коммерческих и некоммерческих организаций, а Приказ № 157н — для учреждений бюджетной сферы.
Бухсчета — это особые цифровые и буквенные коды, которые используются для отражения хозяйственных операций в бухучет, а точнее — при составлении бухгалтерских проводок.
Каждый счет имеет свой классификационный признак, который определяется «балансовым» методом. Это означает, что, как и бухгалтерский баланс, все счета разделены на актив и пассив. А некоторые счета могут отражаться и в активе, и в пассиве. Следовательно, все счета подразделяют на активные, пассивные и активно-пассивные счета, таблица для бюджетных организаций содержит около 1000 таких кодов.
Активные счета бухгалтерского учета
Для отражения имущественных, материальных и денежных ценностей в плане счетов предусмотрены специальные активные бухсчета. Простыми словами, активные счета — это счета для учета:
Так как активные счета предназначены для учета имущества и финансов компании, то остатки по таким счетам могут быть только по дебету, то есть иметь положительное значение.
Например, к активным счетам относятся:
Конечное дебетовое сальдо по активным счетам следует отражать в активе бухгалтерского баланса, в соответствующих строках отчетной формы.
Пассивные бухсчета
Источники формирования активов предприятия составляют пассивную сторону бухгалтерского баланса. На пассивных счетах отражают:
Пассивные счета могут иметь только кредитовый остаток на конец отчетного периода, дебетовое сальдо по пассивным счетам говорит о наличии ошибок в ведении бухучета. Увеличение показателей по пассивным счетам оформляют кредитовым оборотом, а уменьшение обязательств, капиталов или списание расходов — операцией по дебету пассивного счета.
В бухгалтерском балансе пассивные счета представляют соответствующий раздел — пассив. Сформированные остатки на конец отчетного года распределяются по соответствующим строкам пассивной стороны бухбаланса, в соответствии с действующими правилами составления бухгалтерской отчетности.
Пример пассивных счетов в НКО
Пассивный счет 02 «Начисленная амортизация» имеет кредитовый остаток по счету. Оборот по дебету счета отражает списание начисленной амортизации при выбытии основного средства.
Следующий пример: пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту пассивного счета отражается начисление заработка. Дебетовый оборот по счету — удержание налога на доходы или осуществление выплат. Отрицательный остаток по счету является объявлением об ошибочной учетной записи.
Смешанные бухсчета
Некоторые бухгалтерские счета могут иметь остатки как по кредиту, так и по дебету. Такие смешанные счета называют активно-пассивные счета бухгалтерского учета. Например, бухсчета, отражающие информацию о расчетах с покупателями или поставщиками. Следовательно, при отгрузке товара покупателю в учете образуется дебиторская задолженность, а при получении предоплаты от того же покупателя в счет будущих поставок формируется кредиторская задолженность по счету. Ее нельзя скрывать. Расчеты с поставщиками проводятся по аналогии по счету 60.
Счет 84 «Нераспределенная прибыль, убыток» также считается одновременно активным и пассивным счетом, так как может иметь и кредитовый и дебетовый остаток на конец отчетного периода.
Группировка бухсчетов в таблицах
Запомнить классификационный признак активности бухсчетов довольно сложно, тем более в бюджетном учете. Однако правильность определения этого признака по счету играет ключевую роль при составлении проводок. Чтобы избежать ошибок, предлагаем актуальные таблицы для бюджетников и некоммерческих организаций:
Таблица активных и пассивных счетов бухгалтерского учета для учреждений бюджетной сферы:
Бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета – это счета, на которых ведется бухгалтерский учет всех хозяйственных операций организации с помощью использования метода двойной записи.
Структура бухгалтерского счета
Счета бухгалтерского учета являются методом группировки отражения операций, пассива и актива.
Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса. Например 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.
Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета – дебет (от латинского «должен»), правая сторона – кредит (от латинского «верит»). Таким образом, на бухгалтерских счетах отражаются:
Дебетовый оборот. Он является суммой всех операций, которые отражаются в соответствующей части счета без начального сальдо.
Кредитовый оборот. Он представляет, соответственно, сумму операций, отраженных в кредите счета без начального остатка.
Сальдо на начало и конец периода. При этом сальдо на конец периода определяется по информации об исходном остатке и кредитовом и дебетовом оборотах.
Отметим, что для одних бухгалтерских счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение. Для других бухгалтерских счетов наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение.
Счета бухгалтерского учета и действующее законодательство
План счетов бухгалтерского учета, применяемых в РФ, утвержден Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н и обязателен к применению всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных учреждений. Он используется в компаниях любой формы собственности, использующих метод двойной записи.
План счетов разработан в соответствии с экономической классификацией счетов. В нем приводятся названия и коды статей первого и второго порядка.
План счетов бухгалтерского учета содержит 8 разделов:
Отдельным разделом выделяют забалансовые счета.
Отметим, что указанным Приказом Минфина утверждены как сам План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и Инструкция по его применению. Это означает, что в Приказе Минфина от 31.10.2000 № 94н можно найти перечень самих бухгалтерских счетов, расшифровку к ним и список корреспондирующих счетов. На основе утвержденного Минфином Плана счетов организация разрабатывает свой рабочий План счетов, являющийся частью Учетной политики организации в целях бухгалтерского учета. При этом в рабочем Плане счетов организация может уточнять содержание приведенных в Приказе Минфина субсчетов бухучета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Классификация бухгалтерских счетов
Бухгалтерские счета классифицируют:
По экономическому содержанию;
Классификация бухгалтерских счетов по строению
Бухгалтерские счета по строению подразделяются на:
Активные бухгалтерские счета
Пассивные бухгалтерские счета
Для учета пассивов организации (капитала, резервов и обязательств) предусмотрены пассивные счета. Увеличение обязательств на пассивном счете отражается по кредиту счета, а уменьшение показывается по дебету счета. Например, создание резервного капитала отражается по кредиту пассивного счета 82 «Резервный капитал», а уменьшение уставного капитала показывается по дебету пассивного счета 80 «Уставный капитал». Сальдо в этом случае только кредитовое.
Активно-пассивные бухгалтерские счета
Необходимо иметь в виду, что ряд бухгалтерских счетов не относится однозначно ни к активным, ни к пассивным. На активно-пассивных бухгалтерских счетах показывают расчеты с подрядчиками и поставщиками, заказчиками и покупателями, подотчетными лицами и другими кредиторами и дебиторами. Это, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета может отражаться как уменьшение кредиторской задолженности (пассива), так и увеличение дебиторской задолженности (актива).
А если организация перечислила аванс поставщику (в учете организации данная операция отражается бухгалтерской записью: Дебет счета 60 – Кредит счета 51), то до момента поставки товарно-материальных ценностей по дебету счета 60 будет отражаться дебиторская задолженность.
В первом случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» выступает как пассивный, а во втором случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активным счетом.
Учитывая, что характер счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зависит от конкретных хозяйственных условий, данный счет является активно-пассивным счетом.
При этом сальдо по активно-пассивным бухгалтерским счетам может являться как кредитовым, так и дебетовым, либо одновременно и тем, и другим.
Классификация бухгалтерских счетов по экономическому содержанию
Различают счета имущества и источников его образования.
Классификация бухгалтерских счетов по назначению
К таким счетам относятся:
Расчетные счета. Такие счета предназначены для учета всех видов расчетов с кредиторами и дебиторами предприятия. Учет ведется в денежном выражении. Счета практически все активно-пассивные;
Денежные счета. Такие счета предназначены для учета денежных средств. Счета всегда активные. Учет ведется только в денежном выражении;
Инвентарные счета. Такие счета предназначены для учета имущества организации. Счета всегда активные. Учет ведется в денежных и натуральных измерителях;
Собирательно-распределительные счета. Такие счета предназначены для учета косвенных затрат, требующих предварительного распределения. Счета всегда активные;
Регулирующие счета. Такие счета уточняют оценку отдельных видов имущества. По ним уточняется стоимостная характеристика объектов, которые отражаются на базовых статьях. Они не обладают самостоятельным значением, а несут дополняющую функцию. Учет ведется в денежном выражении. Счета всегда пассивные;
Операционные счета. Эти статьи используются для отражения расходов, которые касаются выполнения операций в ходе заготовления, выпуска и продажи продукции, изделий, услуг, работ;
Калькуляционные счета. Такие счета предназначены для учета и контроля затрат и для определения себестоимости;
Отчетно-распределительные счета. Такие счета предназначены для распределения затрат между отчетными периодами;
Фондовые счета. Такие счета предназначены для учета и контроля за капиталом предприятия. Счета всегда пассивные;
Финансово-результативные счета. Такие счета предназначены для учета накопления и потерь как финансового результата. Счета активно-пассивные.
Балансовые и Забалансовые бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета также можно разделить на две группы:
Балансовые счета
Забалансовые счета
Бухгалтерские счета и Оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость представлена в качестве сводки остатков по счетам бухучета за конкретный временной промежуток.
В бланк оборотно-сальдовой ведомости переносятся:
Кредитовые и дебетовые обороты за определенный (отчетный) период
После подсчета по всем графам получается три пары равенства:
Начальное сальдо по Дебету всех счетов должно соответствовать этому же показателю по Кредиту всех счетов.
Итог оборота по Дебету всех счетов равняется этой же величине по Кредиту всех счетов.
Конечное сальдо по Дебету всех счетов соответствует этому же показателю по Кредиту всех счетов.
Баланс и бухгалтерские счета
Баланс представляет собой метод экономической группировки и обобщения сведений об имуществе компании по размещению и составу. В нем также отражается информация по источникам формирования ценностей в денежном выражении на конкретную дату. В баланс включены активная и пассивная части. Их итоги равны. В активе отражается конкретное имущество, которое находится в собственности компании. Пассивная часть показывает источники его формирования.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Активные и пассивные счета
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужно делить бухгалтерские счета на активные и пассивные, как работают счета каждой группы и как это связано с бухгалтерским балансом.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаю разговор о бухгалтерских счетах. В прошлый раз разобрались с их предназначением и структурой. Сегодня речь пойдет об отношении счетов к бухгалтерскому балансу. В этой классификации счета делятся на активные и пассивные. Есть еще активно-пассивные или смешанные, которые совмещают функции активного и пассивного счетов — о них напишу отдельно. Структуры активного и пассивного счетов — на картинке внутри пламени.
Активные счета предназначены для учёта активов. По дебету активного счёта отражается увеличение стоимости актива, по кредиту — уменьшение. Активный счёт может иметь сальдо только по дебету, кредитовое сальдо означало бы отрицательную стоимость активов. Кстати, сальдо с той стороны счёта, где его не должно быть, неофициально называют «бульдо». Это не настоящий бухгалтерский термин, а эрратив типа шмульдо или фигульдо. Если вылезло бульдо — бухгалтер где-то накосячил.
Сальдо активного счета определяется по формуле:
где Сн — сальдо начальное;
Ск — сальдо конечное;
ОбД — дебетовый оборот;
ОбК — кредитовый оборот.
Интерпретировать эту формулу легко:
Сколько было Сколько пришло — Сколько ушло = Сколько осталось
На начало месяца на складе было товаров на 100 тыс. руб. За месяц куплено ещё на 100 тыс. руб., продано на 180 тыс. руб. Сколько стоит остаток товаров на конец месяца?
Для учёта товаров используется активный счет 41 «Товары». Сальдо начальное — 100 тыс. руб.
Дебетовый оборот — 100 тыс. руб. Кредитовый оборот — 180 тыс. руб. Сальдо конечное — 20 тыс. руб. (100 тыс. руб. 100 тыс. руб. — 180 тыс. руб.) — это и есть искомая стоимость остатка товаров.
Пассивные счета предназначены для учёта пассивов. По дебету пассивного счёта отражается уменьшение стоимости пассива, по кредиту — увеличение. Пассивный счёт может иметь сальдо только по кредиту, дебетовое сальдо означало бы отрицательную стоимость пассивов.
Сальдо пассивного счёта определяется по формуле:
Интерпретация формулы — та же.
На начало месяца у компании был краткосрочный кредит 100 тыс. руб. За месяц компания рассчиталась по этому кредиту и взяла новый — 200 тыс. руб. Сколько денег компания должна банку на конец месяца?
Для учёта таких кредитов используется пассивный счёт 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам». Сальдо начальное — 100 тыс. руб. Дебетовый оборот — 100 тыс. руб. Кредитовый оборот — 200 тыс. руб. Сальдо конечное — 200 тыс. руб. (100 тыс. руб. 200 тыс. руб. — 100 тыс. руб.) — это и есть искомая задолженность.
Структура пассивного счёта — зеркальное отображение структуры активного. Из сальдо активных счетов складывается актив баланса, из сальдо пассивных — пассив баланса. Есть исключения — так называемые регулирующие счета, но пока не буду о них. Сначала разберемся с более простыми вещами.
Активные бухгалтерские счета
Эта статья, в первую очередь, будет интересна начинающим бухгалтерам, а также предпринимателям, желающим разобраться в сложностях ведения бухгалтерского учета.
Начнем с самых простых вещей, так сказать, с азов бухгалтерского учета.
Что такое бухгалтерский учет
Иными словами, каждый шаг функционирования фирмы следует документировать, и делать это непрерывно, т.е. сплошным путем, таким образом, упорядочивая информацию о деятельности компании.
Т.е. система учета должна быть построена таким образом, чтобы в любой момент можно было дать четкие ответы, где что находится на фирме и в каких суммах.
Бухгалтерские счета. Понятие и группировка
Допустим, «товары» учитываются на счете 41, согласно Плану счетов. Для учета материалов принято использовать счет 10 и т.д.
По своему содержанию выделяют активные и пассивные счета.
На активных счетах учитывается наличие и передвижение имущества, относящегося к собственности компании. Это «денежные средства» (сч.51, 50), «основные средства» (сч.01), «финансовые вложения» (сч.58), «материалы» (сч.10) и т.п.
В свой черед, пассивные счета служат для учета источников формирования имущества, показывают, откуда у организации появилось то или иное имущество. Это как бы «информация» о тех людях или компаниях, благодаря чему или кому возникли наши средства. Например, «уставный капитал» (сч.80), «займы и кредиты» (сч.66,67)и т.д.
В этой статье мы подробнее остановимся на активных счетах.
Разберем структуру активного счета и принцип его работы на конкретных примерах.
Активный счет состоит из Сальдо на начало ( стрелочка 1 ) – это остаток по счету на начало периода. Дебет ( стрелочка 2 ) – это левая часть таблички. Кредит ( стрелочка 3 ) – правая часть таблички, и сальдо конечное ( стрелочка 4 ) – остаток на конец периода.
Оборот по дебету – это сумма всех записей по дебету счета. ( стрелочка 5 ).
Оборот по кредиту – это сумма всех записей по кредиту счета. ( стрелочка 6 ).
Схема работы активного счета
Для наглядности, обращаемся снова к табличке:
Наличие имущества и его увеличение отражается по дебету активного счета ( стрелочка 1 ). Соответственно уменьшение производится по кредиту счета ( стрелочка 2 ).
Получается, что при поступлении имущества, т.е. при увеличении активного счета, мы ставим запись в дебет счета, а выбытие имущества, или другими словами уменьшение счета, отражаем по кредиту.
Для определения конечного остатка по активному счету следует прибегнуть к следующей формуле:
Из чего заключаем: для определения конечного сальдо, нужно сальдо начальное сложить с оборотом по дебету и вычесть обороты по кредиту.
Сальдо активного счета может быть только дебетовое
Давайте проанализируем следующий пример:
На начало дня в кассе остаток денежных средств составлял 0 руб.
В течение дня в кассу поступили:
10 000 руб.- денежные средства от учредителя в качестве взноса в УК.
120 000 руб. – оплата за товары от покупателей.
4 000 руб. – снято с р/с в кассу предприятия.
Произошло следующее выбытие денежных средств:
2 000 руб. – выдано под отчет работнику организации.
70 000 руб. выплата з/п сотрудникам.
40 000 руб.- оплата за товар поставщику.
На основе этих данных составим структурную таблицу счета 50 «Касса» и посчитаем сальдо на конец рабочего дня.
Итак, т.к. по условиям сальдо на начало дня у нас составило 0 руб., то запись будет выглядеть так ( стрелочка1 ).
Идем далее, согласно условию задачи имело место поступление денежных средств от учредителя в сумме 10 000 руб.
Т.к. счет активный, то увеличение активного счета происходит по дебету, значит, данную сумму записываем в Дт сч.50 ( стрелочка 2 ). Аналогично заносим другие поступления по нашему примеру ( стрелочка 3,4 ).
В конце дня подсчитываем обороты по Дт сч.50. Это итоговая сумма всех записей по дебету счета ( стрелочка 8 ), и по Кт сч.50 ( стрелочка 9 ). Наши значения подставляем в формулу расчета конечного сальдо по активному счету, указанную выше.
Обучение проводится на примере реальной компании в формате сплошной сквозной задачи. Поэтому по окончании курса, вы сможете свободно работать главным бухгалтером малого предприятия и использовать навыки работы в 1С практически. Посмотрите пример видео урока одной из тем этого курса.
Проверьте, насколько внимательно Вы изучили статью, пройдите тест:
Увеличение имущества организации отражается:
— по Дебету активного счета
— по Кредиту активного счета
Сальдо активного счета:
— только Кредитовое
— только Дебетовое
— может быть как Дебетовым, так и Кредитовым
Активные счета служат для отражения:
— наличия и движения имущества
— источников формирования имущества и обязательств
Бухгалтерская проводка: как составить и не ошибиться
эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому и налоговому учету
Статья для начинающих бухгалтеров о том, что такое проводка, для чего она нужна и как с этим работать
В Контур.Школе есть онлайн-курс «Бухгалтерский учет. Профпереподготовка» для тех, кто хочет научиться вести бухучет в коммерческой организации.
Скачайте в конце статьи шпаргалку, где собрана основная информация из статьи, а также о том, как мы пришли к бухгалтерским проводкам (нет, это не скучная историческая справка, а выжимка из самого главного).
Как было раньше и откуда появились Д и К
Раньше учет вели на табличках:
Дебет переводится с латинского как «он должен», а кредит — «он верит». Этот вольный перевод хорошо подчеркивает особенность двух половинок счета. Перевод стоимости с одного счета на другой называют бухгалтерской проводкой.
Для простоты такая запись со временем трансформировалась в одну строчку, привычную сегодня не только бухгалтерам: Дебет счета А — Кредит счета Б. Эту запись называют корреспонденцией счетов, корреспонденций по счету либо бухгалтерской проводкой.
Чтобы упростить запись, стали писать короткое Д и К, некоторым удобно писать Дт и Кт, но суть одна:
В создании проводки участвуют два счета, поэтому часто вместо слова «проводка» можно услышать словосочетание «корреспонденция счетов» или «двойная запись». Обычно проводка формируется по дебету одного и кредиту другого счета. Все счета, принимающие в этом участие, имеют определенные номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.
Особенности современного бухучета
Счетов учета много (номера от 01 до 99), но есть:
Что важно запомнить начинающему бухгалтеру
Бухгалтерская проводка (бухгалтерская запись) — это способ регистрации хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в равных суммах, в бумажном журнале или компьютерной базе данных.
Как составить проводку и не ошибиться
У каждого бухгалтера есть свой отработанный метод:
Для составления бухгалтерской проводки необходимо выполнить действия:
Можно сказать, что бухгалтерская проводка — это решение бухгалтера:
Виды счетов бухучета. Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Чтобы понять, какой счет перед вами, переходите на страницу вебинара « Учимся составлять и читать бухгалтерские проводки » и скачивайте полезный документ в разделе «Материалы».
Еще одно контрольное правило:
Какую информацию получает бухгалтер, глядя на бухгалтерскую проводку
Пример 1. Что можно сказать, глядя на эту проводку:
Пример 2
Т.е. каждая бухгалтерская проводка дает нам, бухгалтерам, информацию о свершившемся факте хозяйственной жизни организации. И понять, и прочитать эту операцию можем мы — бухгалтеры. Это как иностранный язык: знаешь — поймешь, не знаешь — не поймешь, хочешь понять — учись.
Узнавайте новое и работайте с удовольствием. И все у вас получится!
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Шпаргалка начинающему бухгалтеру. Про бухгалтерские проводки 585.4 КБ