Что отражает заголовок тему или основную мысль текста педагоги идут на принцип
Презентация на тему: Заголовок и основная мысль текста
Заголовок и основная мысль текста Цели: закрепить понятия «тема текста», «основная мысль текста»;развивать умение находить предложения, в которых выражена основная мысль текста, её связь с заглавием, определять и формулировать тему текста; воспитывать интерес к слову.
-Каковы признаки текста?Перечислите. 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.).3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание).5.Связность изложения (по смыслу и грамматически).6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы).7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).
-Что такое тема текста? ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
-Что такое основная мысль текста? В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? и задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».
Выполнение упражнения 113 Прочитайте заметку в стенгазету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте эту заметку – при этом вы можете оставить или изменить её название.
Интересная встреча Недавно(1) на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы показали на выставке, что(2) мы умеем делать(3). Витин дедушка нас похвалил и сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь делать всё своими руками». Когда мы стали читать стихи и петь песни, все зашумели(4). Было скучно, и время тянулось долго-долго. Очень хотелось домой. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в разведку. Замечания редактора1. 1.Когда именно состоялась встреча? 2.Что же было на выставке? Как ребята показывали свои изделия? 3.Что привлекло внимание гостей? 4.Значит, не всё интересно было на этой встрече? Может быть, об этом надо написать как-то иначе или совсем не писать, если заметка называется «Интересная встреча»?
Отредактированная заметка. Интересная встреча 12 октября на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы представили на выставке работы нашего класса. Мальчики показали изделия из дерева: скворечники, скалки, указки, разделочные доски, а девочки устроили дегустацию выпечки и блюд, которые они приготовили сами. Витин дедушка нас похвалил, сказав: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь делать всё своими руками», и дал нам несколько полезных советов, которые обязательно пригодятся в жизни. После выставки мы стали читать стихи, петь песни, танцевать, провели увлекательную викторину и ещё пару конкурсов, в которых с удовольствием приняли участие наши гости. Всем встреча очень понравилась и запомнилась, она была весьма интересной! Каждый из нас хотел бы её повторить.
Домашнее задание Найти статью в газете, определить её основную мысль, записать в тетрадь (каллиграфическим почерком) и ответить на вопрос: отражается ли основная мысль в заголовке статьи?
Педагоги идут на принцип
В редакцию «Вечерки» обратилась возмущенная женщина. Работая учителем более 40 лет, по ее словам, она столкнулась с вопиющим случаем неуважения к себе.
Это случилось перед новогодними праздниками. Урок истории в пятом классе, который вела Людмила Шведько, посетила завуч для плановой проверки. Как и требовалось, в конце урока учитель истории подала план, по которому вела урок.
Нет плана? Выговор!
– У меня три пятых класса, – рассказывает Людмила, – и все они обучаются по одной программе. Я дала ей программу урока другого пятого класса, который прошел несколько дней назад. И она его не приняла, хотя программы отличаются лишь названием класса.
По словам учительницы, дальше завуч обратилась к директору, сообщив, что у педагога нет плана, после чего директор составил приказ о вынесении выговора: у учителя нет плана занятий и рабочей программы на год.
– Рабочую программу я храню дома и не предоставила ее только поэтому, – объясняет женщина.
Грубая мужская сила
Именно из-за этого приказа вышло недоразумение. Директор школы Александр Деулин пригласил Людмилу Шведько к себе с просьбой подписать документ. Учитель отказалась, поскольку категорически не была согласна с ним. А далее, по ее словам, он отказался выпускать ее из кабинета, удерживая силой.
– Он пригласил из приемной еще двух мужчин, – рассказывает педагог. – Уж не знаю, откуда они там взялись. Они зашли, он встал в проходе и в их присутствии начал зачитывать мне этот приказ.
По ее словам, она чувствовала себя «преступницей», которую не выпускают из помещения. Шведько попыталась позвонить, но директор не дал ей этого сделать, продолжая зачитывать приказ.
– Мне кажется, что прошла вечность, прежде чем все это закончилось, я испытала огромный стресс. Сейчас нахожусь на больничном, – говорит учитель истории.
После того как директор закончил зачитывать приказ, она выскочила из кабинета и вызвала милицию.
Просто свидетели
Мы не могли не встретиться и с директором школы Александром Деулиным. По его словам, он очень ответственно относится к программе обучения и требует от учителей в этом вопросе дотошности.
– Она не предоставила плана урока именно этого класса, ровно как и программу на год, – объясняет Деулин. – И я не сразу, но был вынужден написать этот приказ.
По его словам, никакого насильного удержания не было. Он лишь хотел зачитать приказ в присутствии свидетелей, чтобы потом составить акт об отказе педагога подписывать документ.
Много жалоб
За два года, которые он здесь работает, Шведько не раз писала заявление и жалобы, но ни одна не заканчивалась так, как того желала истица. Педагог привела множество доводов, по которым, на ее взгляд, этот директор не должен находиться на своем месте. Одна из них – массовый уход учителей прошедшим летом.
Сейчас Шведько ожидает ответа из правоохранительных органов. Были запрошены характеристики на обоих педагогов. Каким будет решение – можно только догадываться.
Комментарий дал юрист Николай Надеждин:
– В сложившейся ситуации, если все действительно происходило так, прослеживается как минимум злоупотребление служебным положением. Также здесь есть противоправные действия согласно статьям Уголовного кодекса «Незаконное лишение свободы» и «Хулиганство».
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»
На уроке Вы узнаете:
Основные термины и понятия:
1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.
2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.
4. Заголовок – название текста.
5. Озаглавливать текст – давать название тексту.
Основная и дополнительная литература:
Часть 1. Признаки текста.
Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны между собой.
3. Текст можно озаглавить.
Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?
1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.
Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.
Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.
Посмотрим на предложения.
Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.
Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.
Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.
Теперь это хороший, красивый текст.
Часть 2. Тема и главная мысль текста.
В тексте можно определять тему и главная мысль текста.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:
Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.
О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.
Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?
Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.
В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.
Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.
Главная мысль текста.
У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.
Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.
Попробуем определить главную мысль текста.
Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.
Тема текста – букварь.
Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста
Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.
Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.
Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!
Что такое заголовок и как озаглавливать текст?
Заголовок – название текста.
Озаглавливать текст – это значит дать ему название.
Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.
У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.
Тема – мальчик и его собака.
Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»
Текст можно озаглавить двумя способами.
Упражнение 1.Выберите тему текста.
Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.
В) Цветы растут в поле.
Г) Жёлтые серединки.
Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.
После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.
А) Нужно помогать маме.
Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.
В) Наташа бежит домой.
Упражнение 3. Выберите заголовок:
В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!
Упражнение 4. Допишите предложения.
1. Текст – это ________________________________ _____________________
2. Тема текста – это_________________________________________________
3. Главная мысль текста- это__________________________________________
4. Заголовок – это_____________________________________________________
5. Озаглавливать текст – это______________________________________________
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ тема и основная мысль текста..docx
Технологическая карта урока
Образовательные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
Предметные : знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.
Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.