Что отражает принцип кооперации в педагогике

Статья «Использование кооперации в обучении»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Использование кооперации в обучении

«То, что дети могут сделать сегодня только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».

Деятельность в условиях кооперации помогает обеспечивать:

Стабильный уровень результативности и продуктивности учебного процесса.

Формирование более доброжелательной обстановки в классе.

Повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников.

Формирование культуры общения (умение спокойно выслушать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, делать выводы и обобщения, ориентируясь на общий, совместный результат.)

Умение распределить и реализовать роли (обязанности) для выполнения общего задания, осознавая ответственность за совместный результат и успехи каждого.

Преимущества групповой работы и парной работы:

включенность каждого участника в работу;

возможность свободно общаться;

выслушивать мнение товарищей;

предлагать свои идеи и объяснения;

быть услышанным одноклассниками.

работа в микрогруппе, группе при (выполнении практической работы, работы с текстом и картой, самостоятельной работы, уроки игры, конференции, экскурсии, наблюдения);

работа в паре, паре сменного состава (при выполнении практической работы, работы с текстом и картой, самостоятельной работы).

фронтальная (в большом коллективе)

Структура занятия с использованием групповой работы.

Психологический настрой на деятельность.

Организационный этап. Распределение исполнительских ролей, предлагается задания учащимся, объясняю содержание и цель работы.

Выполнение учебного задания. На данном этапе напоминаю правила работы в паре, группе, например:

свободный обмен мнениями ( каждый имеет право вносить свое мнение; предлагать свой вариант решения учебной задачи; каждому предоставляется право на ошибку;)

уважать мнение каждого участника

терпимо относится к критике (поощрять критику касающуюся существа дела, но не критику личности)

При необходимости, оказываю помощь тем, у кого возникли вопросы, слежу за дисциплиной, учитываю работу учащихся.

Презентация результатов работы, вывод из результатов работы.

Рефлексия учебного занятия каждым участником, в ходе которой:

учащиеся вспоминают выполнение задания в группе, что удалось? Достигнута ли цель, поставленная в начале урока? Принимают план совершенствования работы группы и ее членов.

Основные принципы групповой работы:

Члены группы чувствуют, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи.

Непосредственное взаимодействие членов группы в процессе работы.

Индивидуальная оценка результатов, и результатов работы группы. ( использую индивидуальные самостоятельные работы, выборочный опрос членов группы, взаимный опрос в парах и д.)

Проведение рефлексии. Учащимся предоставляется время для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между участниками группы.

Применяю технологию взаимообучения.

Убедившись, что класс овладел необходимыми приёмами учебной работы, перехожу на эту технологию.

Материал урока делю на части.

Ребята работают в динамических парах.

У каждого– задание, которое он тщательно выполняет в течение 7–10 минут.

Я в это время работаю индивидуально: корректирую при необходимости ход работы.

При работе в динамических парах каждый чувствует ответственность за подготовку своей части нового материала. Ведь он должен быстро разобраться в вопросе и объяснить каждому члену группы то, что узнал сам. При недобросовестном отношении или плохой подготовке в силу недостаточной сформированности навыков рациональной организации учебного труда ученик может подвести членов своей динамической пары. Это выяснится в результате теста, проверяющего уровень первичного усвоения материала. На первых уроках с применением такой методики случаются конфликты между детьми, которые исчезают в дальнейшем, так как в классе складывается обстановка взаимной требовательности.

В журнал проставляю хорошие и отличные оценки, удовлетворительные – по желанию. Таким образом, не только накапливаю оценки, но и осуществляю мониторинг усвоения темы. Каждый ученик видит, по каким вопросам у него пробелы в знаниях и имеет возможность устранить их перед итоговым контролем.

Источник

Кооперативное обучение

Что отражает принцип кооперации в педагогике Что отражает принцип кооперации в педагогике Что отражает принцип кооперации в педагогике Что отражает принцип кооперации в педагогике

Что отражает принцип кооперации в педагогике

Что отражает принцип кооперации в педагогике

Кооперативное учение или кооперативное обучение (нем. kooperatives lernen) – метод обучения, предполагающий сотрудничество обучающихся в группах. При таком подходе студенты достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом.

При использовании методов кооперативного обучения студенты сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей и аргументацией своих высказываний. Они учатся смотреть на поставленную проблему с других точек зрения, часто расходящихся с их собственными.

Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебно-познавательная деятельность, где обучающиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Студенты также обеспечиваются стимулом для работы в команде и взаимообучения.

Критерии успешного кооперативного обучения

Выделяют пять основных критериев успешного кооперативного обучения:

1) позитивная зависимость. Успех каждого студента зависит от добросовестности других обучающихся. Обучающиеся учатся взаимной ответственности и работе в команде;

2) прямая поддержка. Студенты поддерживают друг друга непосредственно. Они обмениваются мнениями, источниками и материалами, дают оценку проделанной работе друг друга с целью получения совместного результата работы. Они разъясняют друг другу новый материал и помогают устранять пробелы в знаниях;

3) ответственность. Каждый студент участвует в работе группы и вносит свой вклад в работу над заданной проблемой. Каждый участник несёт ответственность за результат групповой деятельности. Каждый участник выполняет посильную ему работу, старается вникнуть в суть вопроса и умеет разъяснить его другим обучающимся;

4) социальная компетентность. Студенты учатся взаимному доверию и уважению. Учатся чётко и ясно выражать свои мысли при коммуникациях и разрешать возникающие противоречия и конфликты;

5) собственная оценка. Студенты учатся оценивать собственный вклад в успех групповой работы, а также оценивать совместную работу группы с точки зрения используемых методов работы и выделять причины неудач.

Кооперация в обучении

Кооперация– это совместная работа, нацеленная на выполнение общей задачи. В рамках кооперативной деятельности члены группы стремятся к результатам, которые были бы выгодны и полезны как лично каждому, так и всей группе в целом.

Кооперативное обучение – это структурированная учебно-познавательная деятельность малых групп, члены которых работают совместно (кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения. Идея кооперативного обучения проста. Педагог дает задание, после чего вся аудитория делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилия приводят к тому, что все участники процесса стремятся к:

Ÿ взаимовыгодному сотрудничеству, чтобы каждый выигрывал от успехов другого (Твой успех приносит пользу мне, а мой – тебе);

Ÿ признанию того, что все члены группы разделяют одну судьбу (Мы все тонем или плывем в одной лодке);

Ÿ знанию, что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе (Мы не сможем сделать этого без тебя);

Ÿ чувству гордости и совместного триумфа, когда один член группы добивается успехов (Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания!).

В ситуации кооперативного обучения присутствует позитивная взаимозависимость целевых достижений обучающихся. Студенты при этом понимают, что они могут достигнуть своих целей только если другие члены группы также достигнут своих целей. Цель кооперативного обучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, как личность. Индивидуальная ответственность – ключ к уверенности в том, что каждый член команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперации всей команды. Одним из самых главных элементов кооперативного обучения – это оценка результатов обучения с использованием как группового, так и индивидуального оценивания.

Источник

Что отражает принцип кооперации в педагогике

Жалобы и предложения

Произведения4 911
Биографии2 004
Библиографии10 251
Словари161
Словарные статьи1 244 714

АвторСемина Л.И.

НазваниеУчитель и ученик
Год издания2002
РазделКниги
Рейтинг0.40 из 10.00
Zip архивскачать (626 Кб)
Что отражает принцип кооперации в педагогикеПоиск по произведению

Глава 2. Принципы кооперации в обучении

Познакомившись с материалами этой главы, вы сможете:

2.1. Учебные группы и эффективность их работы

На рис. 3 эффективность учебной работы псевдогрупп, традиционных учебных групп, эффективных групп и дружных команд сравнивается с эффективностью индивидуальной работы школьников.

Традиционные (обычные) учебные группы образуют школьники, которые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как правило, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Достижения каждого оцениваются только индивидуально, коллективная оценка отсутствует. Учитель не обращает внимания на развитие умений работать вместе; анализ эффективности совместной работы не проводится. Эффективность здесь сравнима с эффективностью индивидуальной работы школьников. Можно сказать, что традиционная учебная группа равна сумме ее частей.

Что отражает принцип кооперации в педагогике

Рис. 3. Различение групп по признаку эффективности их работы

Иногда эффективные группы достигают в своем развитии качественно нового уровня. Такую группу можно назвать дружная команда. По всем формальным характеристикам эта команда аналогична эффективной группе, однако здесь кооперация ее участников переходит в полноценное сотрудничество. Уровень взаимного доверия и поддержки в дружной команде существенно выше, а работа в дружной команде ориентирована на цели, которые сущностно важны для ее участников. Члены команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу всевозможную помощь. Команда в состоянии справиться с задачами, которые не доступны ни одному из ее членов порознь. Можно сказать, что дружная команда гораздо больше суммы своих частей. Эффективные группы сами по себе далеко не всегда превращаются в дружные команды. Чтобы рабочий коллектив стал командой, нужны специальные усилия, специальная педагогическая работа. Квалифицированный педагог может воспользоваться для этой цели многочисленными рекомендациями психологов, накопленными в ходе изучения опыта работы психологических групп. Обсуждение работы с дружными командами выходит за рамки данной книги. Автора интересует прежде всего организация работы в эффективных группах.

Итак, не всякая учебная группа является эффективной (см. ниже). Если просто приказать школьникам работать вместе, в результате, скорее всего, возникнет псевдогруппа или в лучшем случае обычная учебная группа. Чтобы из объединения школьников сложилась эффективная группа, необходимо провести специальную работу, обеспечить выполнение целого ряда условий. В этой работе помогают принципы кооперации в обучении.

2.2. Шесть принципов кооперации в обучении

2.2.1. Общие сведения

Некоторые авторы дополняют этот перечень принципом равноправного участия всех школьников в коммуникации.

2.2.2. Принцип позитивной взаимозависимости

Хотя во многих случаях такое деление условно, оно помогает акцентировать внимание учителя и членов учебной группы на академических и/или социальных аспектах своей работы.

Взаимозависимость по успеху возникает в ситуации, когда в случае успеха группы каждый ученик получает единую для всех награду. Это может быть общее торжество по поводу получения высокой групповой оценки или удачного выступления одного из членов группы, вручение группе почетной грамоты и пр. Ситуации, в которых каждый член группы чувствует, что его усилия замечены и оценены, а лично он признан и уважаем своими товарищами, создают благоприятные условия для развития кооперации в обучении.

Взаимозависимость по решаемой задаче возникает в том случае, если работа распределена между членами группы и для ее завершения каждый участник должен закончить свою часть. Пять видов взаимозависимости:

Взаимозависимость по месту складывается в тех случаях, когда члены группы выполняют свою работу всегда в определенной зоне класса, постоянно используют выделенный им общий стенд для размещения групповых (и индивидуальных) материалов.

Выделяются и другие виды позитивной взаимозависимости. Например, соревнование с соперником (другой группой) обычно сплачивает членов группы между собой.

Перечисленные виды взаимозависимости обычно рекомендуют использовать вместе, в едином пакете, чтобы создавать максимально благоприятные условия для возникновения эффективных групп. Впрочем, на практике такое случается редко. Обычно в каждом конкретном случае реализуются лишь некоторые виды.

2.2.3. Индивидуальная оценка работы членов группы

Чтобы спровоцировать общение, учащихся объединяют в группы. Чтобы группа работала как целое, в ней должна сложиться позитивная взаимозависимость. Чтобы каждый член группы достиг желаемых результатов обучения, эти результаты надо оценивать.

В ходе групповой работы создается единый «групповой продукт», и учителю непросто оценивать индивидуальный вклад каждого ученика. Вместе с тем индивидуальная оценка на основе общего группового результата также недопустима. Это приводит к тому, что один или несколько членов группы делают всю работу («работяги»), а положительную оценку получают все, в том числе и те, кто не участвовал активно в работе («сачки»).

Вне зависимости от принятого способа индивидуальной оценки следует выполнять два обязательных условия:

Процедура индивидуальной оценки может служить инструментом и для определения академической успеваемости, и для выяснения уровня овладения навыками групповой работы, и для формирования этих навыков, и для улучшения работы в целом. Например, учитель может предложить группе подготовить список идей, которые высказываются в ходе обсуждения. Затем этот список можно использовать для индивидуальной оценки умения слушать. В результате учитель получает материал для оценки, а усилия членов группы будут сознательно направлены на выработку навыка «выслушивания» чужих идей, и никто из членов группы не будет доминировать при обсуждении.

Итак, любая групповая работа должна включать в себя индивидуальную оценку. Индивидуальные результаты могут демонстрироваться для оценки учителю или товарищам по группе. Такая оценка не обязательно должна проставляться в школьном журнале. Признание товарищей по группе, их критические замечания, одобрение или содержательная поправка со стороны учителя порой не менее значимы, чем отметки в дневнике.

Если принцип индивидуальной оценки работы школьников в группах не выполняется, такие группы нельзя назвать эффективными учебными группами.

Общее правило реализации принципа индивидуальной оценки работы учащихся складывается из двух пунктов:

Свернутая до лозунга, эта идея звучит так: «Учимся вместе, результаты работы каждый демонстрирует сам».

Вот некоторые рекомендации, которые помогают реализовать принцип индивидуальной оценки на практике.

Старайтесь использовать группы с небольшим количеством учащихся. Чем меньше группа, тем проще индивидуализировать оценку. Давайте индивидуальное контрольное задание каждому школьнику. Назначайте по завершении работы одного случайно выбранного ученика для выступления от имени всех.

Наблюдайте за работой группы и фиксируйте, насколько активно каждый из ее членов участвует в работе.

Используйте Мудрецов. Поручите одному из школьников следить за тем, чтобы каждый учащийся понимал все принимаемые группой решения и мог представить результаты совместной работы.

Используйте прием «взаимное обучение», давайте школьникам задание объяснить своим товарищам выученный материал.

2.2.4. Принцип максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися

Если работа идет в группах, каждый школьник может занимать активную позицию в коммуникации существенно больше времени (см. ниже).

Последовательная структура общения на обычном уроке и параллельная структура общения при групповой работе

Обсуждение заданной темы

Учитель обходит всех учеников и по очереди раздает материалы каждому учащемуся

Один ученик высказывается, а все остальные слушают

Ученик поднимает руку и ждет, пока учитель обратит на него внимание

Завхоз каждой группы забирает материал и раздает ученикам

Учащиеся обсуждают свои мнения (в парах)

Ученик спрашивает партнера по группе и немедленно получает помощь

С точки зрения принципа непосредственного взаимодействия, при прочих равных условиях работа в группе предпочтительнее работы в нерасчлененном на группы классе, работа в малых группах предпочтительнее работы в больших группах, а оптимальной является работа в парах.

2.2.5. Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы

Объем времени и усилий, которые учитель должен потратить на формирование и отработку навыков совместной работы школьников, зависит прежде всего от предварительной подготовки учащихся. Возможно, что они уже знакомились с этими навыками, например в начальной школе. Однако и в этом случае упражнения в умении слушать друг друга, разрешать возникающие недоразумения и конфликты, поощрять друг друга, составлять план общей работы и выдерживать его будут полезны. Если школьники впервые сталкиваются с систематической групповой работой, обучение навыкам кооперации становится одной из основных задач учителя. Вопросы формирования умений и отработки навыков совместной работы членов группы будут рассмотрены в третьем разделе книги.

2.2.6. Принцип систематической процедуры рефлексии хода учебной работы

Традиционно учитель завершает очередной цикл учебной работы оценкой результатов обучения. Оценка информирует учащихся о достигнутых ими учебных результатах, обеспечивает обратную связь, служит итоговым подкреплением. Но оценка не конструктивна. Сама по себе она не выявляет специфических недочетов в учебном процессе, не выстраивает плана их устранения. Эффективным инструментом совершенствования учебного процесса, создания условий для развития познавательной самостоятельности учащихся является процедура рефлексии групповой работы.

Итак, рефлексия позволяет учиться на своем опыте. Опыт, который не был проанализирован и использован для улучшения будущей работы, бесполезен. Допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Рефлексия помогает обратить внимание на те навыки групповой работы, которые следует совершенствовать.

Задачи групповой рефлексии:

Чтобы эта процедура прошла успешно, учителю надо обеспечить выполнение четырех ключевых условий:

2.2.7. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия учащихся

Все мы постоянно воспроизводим варианты различных структур коммуникации в практике общения. Существует множество устойчивых структур (см. Приложение 1) со своими достоинствами и недостатками. Каждая из них отражает определенный вид взаимодействия, а ее сознательное использование позволяет довольно уверенно предсказывать тот или иной педагогический результат. Учитель должен знать об особенностях различных структур, чтобы эффективно использовать их на занятиях для достижения конкретной цели.

Структура взаимодействия представляет собой обобщенный план или схему взаимодействия и не зависит от содержания коммуникации. Структура «Вопрос к классу» может служить примером взаимодействия, порождающего конкуренцию. Ученики, подняв руки, соревнуются за внимание и поощрение со стороны учителя. Вызвав одного ученика, учитель лишается возможности вызвать остальных. Последние оказываются «проигравшими». Если ученик отвечает неверно, у его одноклассников возникает шанс обратить на себя внимание учителя и получить положительное подкрепление. Это главная причина, почему школьники возбуждаются, услышав неверный ответ, и вновь тянут руки. Провал отвечающего повышает «шансы на победу» его одноклассников. Систематическое использование такой структуры способствует выработке в классе поведенческой нормы коллективного противостояния «выскочкам-отличникам». Знать ответы на вопросы учителя становится «недружественно» по отношению к одноклассникам. В классах, где коллектив уже сложился, попытка учителя использовать структуру «Вопрос к классу», возможно, вызовет противостояние.

Пример «Цвета» (учащиеся в классе разбиты на группы, каждая группа имеет условия для совместной работы).

Это тоже структура взаимодействия. Она реализуется безотносительно к содержанию общения и пригодна для работы с учащимися любой возрастной группы, на любой фазе урока. Легко видеть, что структура «Цвета» отвечает всем требованиям принципов кооперации в обучении. Учащиеся работают в группах. Введена система руководства работой групп. У школьников есть повод к совместной работе. Структура обеспечивает одновременное взаимодействие обучаемых, позитивную взаимозависимость и индивидуальную оценку.

Сравним еще две структуры: «Обсуждение в группе» и «Трехшаговое интервью» (см. ниже).

В структуре «Обсуждение в группе» нет места для индивидуальной оценки работы учащихся. В процессе групповой работы отдельные члены группы могут оставаться пассивными. Нет никакой уверенности и в том, что все внимательно выслушают каждого: если школьники активно работают, они говорят одновременно и плохо слышат друг друга. В противоположность этому структура «Трехшаговое интервью» заставляет каждого участника высказать свои мысли. Она обеспечивает хорошую возможность для индивидуальной оценки. Каждый обязан рассказать о том, что он узнал в ходе интервью. Работа в парах предоставляет максимальное время для активной коммуникационной позиции каждому члену группы. Если в группе четыре участника, то, согласно принципу максимизации непосредственного взаимодействия, структура «Трехшаговое интервью» в два раза эффективнее структуры «Обсуждение в группе».

Сопоставление структур «Обсуждение в группе» и «Трехшаговое интервью»

Источник

Кооперация в обучении

Что отражает принцип кооперации в педагогике

Кооперация в обучении

Что отражает принцип кооперации в педагогике

Что отражает принцип кооперации в педагогике Что отражает принцип кооперации в педагогике

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Кооперация в обучении: групповая работа

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

Современное общество стремительно усложняется на наших глазах. Базовых качеств грамотного человека – умений читать, писать, считать – уже не достаточно. Выпускник школы должен быть конкурентноспособен на рынке труда, т.е. обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Поэтому, навыки кооперации, которые ранее стихийно формировались социальной средой, теперь необходимо осваивать в школе.

Обществу нужны люди, обладающие такими личностными качествами, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развивать в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке, поэтому в своей работе считаю важным кооперацию в обучении и воспитании учащихся, организацию их сотрудничества в процессе обучения.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.

II Психолого и методико-педагогическое обоснование

История возникновения кооперации в обучении теряется в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» оценил обращённую речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно бы было объяснить изучаемое. В конце 18 века Дж. Ланкастер и Андре Белл использовали систему взаимного обучения школьников в Англии.

Во второй половине 19 века групповую работу пропагандировал Джон Дьюи (США).

«Лабораторно-бригадная форма обучения» были популярны и в 1918 – 1920 гг. В это время А.Г. Ривин за 10 месяцев работы в группе добился успешного освоения учениками полного курса гимназии, расчитанного на 4 года.

Процедура разработки и проведения занятия с использованием групповой работы (по А.Ю. Уварову)

Подготовительный этап. Включает следующие шаги: точное осознание целей использования данной технологии, определение проблемы, подбор структур групповой работы согласно целям, подготовку оснащения.

Учитель должен спланировать:

Как организовать рабочее пространство;

Какое количество учеников должно быть в группе;

Кто должен входить в каждую группу;

Как обеспечить условие положительной взаимозависимости;

Какие материалы подготовить и когда их раздать учащимся.

Выполнение учебного задания. Учитель предлагает учащимся задания, объясняет содержание и цель работы, говорит о способе индивидуальной оценки работы.

На этом же этапе учащимся необходимо напомнить правила работы в группе:

Свободный обмен мнениями (каждый имеет право вносить свои мнения, предлагать свои варианты, выдвигать идеи; каждому предоставляется право на ошибку).

Уважение к мнению каждого участника (мнение, высказанное участником дискуссии, не должно остаться без внимания, оно должно быть услышано).

Терпимость к критике.

Учитель на этом этапе обеспечивает режим «саморегуляции» старается не вмешиваться в работу групп, но при необходимости приходит на помощь тем, у кого возникли вопросы, следит за соблюдением дисциплины.

Общий вывод из результатов, рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы и своего участия в ней.

Работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной работы. Кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить.

Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи.

Наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Но, китайская мудрость гласит: не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься. Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами.

III Актуальность темы

Выбранная мной тема является актуальной, так как деятельность в условиях кооперации обеспечивает:

более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;

повышается уровень осмысления материала;

растёт число нестандартных решений, чаще выдвигаются новые идеи, предлагаются неожиданные варианты решения задач;

происходит резкое повышение интереса к учению;

формируется позитивное отношение к изучаемому материалу;

работа в группе открывает возможности общения. Учащиеся учатся правильно оценивать свои поступки.

Происходит формирование дружественной и доброжелательной обстановки в классе.

Работа в группе стимулирует познавательную мотивацию и способность повышенного интереса к химии.

IV Теоретическое обоснование

Неслучайно Л.С.Выготский писал:»То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».

Так что же представляет собой групповая форма учебной деятельности?

Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

Каждая группа получает своё задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными.

Внутри каждой группы между её участниками распределяются роли.

Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, выводами, оценками.

Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Комплектование учебных групп провожу с учётом учебных возможностей учащихся, при этом более работоспособные показали себя группы гетерогенного состава, в которых были объеденены и сильные и средние, и слабые учащиеся. Слабоуспевающие учащиеся имеют возможность получить дополнительные разъяснения. Благодаря контролю со стороны сильных учащихся они делают меньше ошибок. Средние учащиеся в условиях групповой работы оперативно решают непонятные вопросы, овладевают эффективными способами решения задач. Полезна групповая работа и для сильных учащихся: помогая товарищам усваивать учебный материал, они перепроверяют и укрепляют свои занания, умения и навыки. Во время работы в группе учащиеся обмениваются информацией, взаимно оценивают знания, сопоставляют ответы, ищут, где были допущены ошибки.

При правильной организации работы в группе создаётся атмосфера демократизма, дружеского общения, ответственности за результат совместной работы.

Работа в группе приучает каждого её участника выслушивать мнение товарища, учиться доказывать правильность своих ответов, вырабатывать коллективное решение, переживать за успех общего дела.

Учащиеся развивают приёмы мыслительной деятельности, что существенно повышает их учебную активность. У учащихся формируются навыки самоконтроля.

Приобретение исходного минимума знаний предполагает прочность закрепления изучаемого материала в долговременной памяти учащихся.

«Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более она способна рассуждать».

V Цель и задачи педагогической деятельности

Основная задача учителя – сделать изучаемый материал предметом мысли, размышления для каждого учащегося.

Очень важно сформировать у учащегося умение работать в команде, представлять себя и результаты своей деятельности, достигать поставленной цели, обучать и обучаться.

Кооперативное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

VI Ведущая педагогическая идея

Основная педагогическая идея – это развитие творческого потенциала учащихся различного уровня развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

VII Система работы по кооперации в обучении

Формы групповой работы

Групповая форма – организация постоянной группы из 4-6 человек с одинаковой или разной успеваемостью.

Парная форма – главное при организации парной учебной деятельности взаимообучение и взаимоконтроль. Группе предлагается вопрос. В течение 5-10 минут группы обсуждают поставленный вопрос, стараясь выработать коллективное мнение или подготовить вывод. Затем представитель каждой группы докладывает всем сформулированный ответ.

Главная цель такой технологии – подтолкнуть учащихся к высказыванию своих мнений и к активному участию в дискуссии.

Задания, которые даются, сводятся к следующему:

-найти решение проблемы;

— применить свои умения.

Преимуществом такой технологии является то, что в неё вовлекаются все учащиеся.

Применений групповых и парных методов обучения позволяет мне повышать качество образования.

Оценка работы группы

В своей работе я применяю несколько приёмов оценки, в зависимости от характера групповой работы, материала и её места в системе занятий по проблеме:

Все члены группы получают одинаковые отметки, но кто защищает проект группы, получает дополнительные баллы.

Индивидуальная отметка каждого.

Групповую форму работы на уроке можно разделить на четыре типа по методу обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод групповой работы. Значение этого метода состоит в том, что «учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию». В условиях групповой работы функция передачи информации переходит от учителя к ученику – консультанту. Например, такой метод групповой работы можно применять при решении расчётных задач.

Решение химических задач – один из важнейших приёмов логического мышления, предполагает мыслительную деятельность, использование различных мыслительных операций.

На уроке химии я предлагаю задачи с неполной информацией о веществе, когда предположения необходимо подтвердить расчетами.

1 группа (4 человека)

Задача 1. Почти за две тысячи лет до нашей эры при дворе китайского императора жил старик садовник. Фруктовые плоды, которые он выращивал в императорских садах, славились по всему Китаю. Росло там и небольшое грушевое дерево – подарок индийского магараджи, которое плодоносило только раз в 10 лет, когда лето было очень жаркое. В прохладное лето плоды не вызревали.

Однажды весной Богдыхан приказал садовнику: «Я хочу этой осенью получить зрелые плоды с грушевого дерева. Если выполнишь моё желание, получишь столько золота, сколько весят груши. Нет – будешь казнён».

Лето выдалось холодное, и не было никакой надежды, что груши созреют, но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать ладаном. Произошло чудо – зелёные несъедобные груши превратились в великолепные янтарно-желтые плоды. Однако, когда посланцы Богдыхана появились в доме садовника, он бесследно исчез, унеся с собой тайну дозревания груш.

О каком газообразном веществе идёт речь, если при его сгорании образовались оксид углерода ( IV ) массой 1,76 г и вода массой 0,72 г? Относительная плотность паров этого вещества по азоту – 1.

2 группа (4 человека)

Задача 2. Это вещество впервые в 1825 г. получил М. Фарадей. И назвал его карбюрированным водородом. Затем Либих дал этому веществу другое название, а в 1865 г. немецкий ученый А. Кекуле предложил его структурную формулу. Это вещество горит сильно коптящим пламенем. Пары его с воздухом образуют взрывную смесь.

О каком веществе идёт речь, если при сгорании 3,9 г его образовались оксид углерода ( IV ) массой 13,2 г и вода массой 2,7 г? Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 39.

Напишите структурную формулу этого вещества.

3 группа (4 человека)

Задача 3. В старой арабской легенде говорится, что некий алхимик в поисках «элексира жизни» стал перегонять некое вещество, к которому добавил поваренной соли и получил совершенно необычное вещество. Он попробовал его и обнаружил одурманивающее действие. Изумлённый поразительными свойствами вещества прогонять печаль и вызывать бодрость алхимик решил, что ему удалось открыть «воду жизни». В качестве лекарства, под названием «живительные капли» это вещество применил итальянский алхимик Раймонд Люлий. Но вскоре хвалебные оды сменились проклятиями в адрес этого органического вещества – этого «великого лжеца» прозванного чумой 21 века.

О каком веществе идёт речь, если при сгорании 2,3 г его образовались оксид углерода ( IV ) массой 4,4 г и вода массой 2,7 г. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59.

4 группа (4 человека)

Задача 4. Этот углеводород открыл в 1836 г. Э.Дэви, а в 1862 г. М.Бертло синтезировал его из угля и водорода. Это бесцветный газ, малорастворим в воде, легче воздуха, входит в состав светильного газа. Смесь его с воздухом взрывоопасна.

О каком веществе идёт речь, если при его сгорании образовались оксид углерода ( IV ) массой 8,8 г и вода массой 1,8 г. относительная плотность этого вещества по водороду 13.

Решая задачи, учащиеся более глубоко и полно усваивают учебный материал, при этом у них формируются умения применять приобретённые знания на практике. Решение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, развивает умение логически мыслить, воспитывает самостоятельность.

Предлагаю нестандартные задачи по теме «Кислород».

Задания по группам:

Задача для 1 группы. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой превращений:

В этой схеме А – газ, необходимый для дыхания; В – простое вещество желтого цвета; С – удушливый газ, в два раза тяжелее кислорода; D – газ с неприятным запахом тухлых яиц.

(А – кислород; И – сера; С – оксид серы ( IV ); D – сероводород)

(А – озон, Б – кислород,, В – медь, Г – оксид меди ( II ); D – водород)

Задача для 3 группы. В лаборатории имеются вещества: перманганат калия, нитрат калия, хлорат калия. Какое из этих веществ нужно использовать, чтобы получить максимальный объем кислорода? Ответ подтвердите расчетами.

Результаты групповой работы учащиеся сдают в письменной форме.

Ученики решают задачу, совершая действия. Проводя опыт, они приобретают навыки, необходимые для дальнейших действий. Такое обучение приводит к более глубокому усвоению информации, поскольку всё выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Таким образом, знания и действия сочетаются и взаимно влияют друг на друга.

Знания усваиваются только в процессе совершения действий. Действия формируются только в процессе усвоения знаний.

В заключение урока делаем выводы.

Такой формой групповой работы пользуюсь при формировании умений составлять схемы строения атомов, определять степени окисления элементов по формулам веществ; составлять химические формулы, зная степень окисления, решать расчётные задачи, составлять химические уравнения.

Эвристический или исследовательский метод групповой работы. Групповая работа, в основу которой положен эвристический или исследовательский метод обучения, готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придаёт работе групп творческий характер.

При изучении вопроса о выборе оптимальных условий для производства аммиака ставлю перед учебными группами вопрос: «Почему, несмотря на то что синтез аммиака – реакция экзотермическая, процесс в нарушение принципа Ле Шателье ведут при повышенной температуре?» После обсуждения ответа на вопрос внутри группы, учащиеся приходят к правильному выводу.

При изучении серной кислоты вместе с учащимися составляем обобщающие схемы, отражающие общие и специфические химические свойства серной кислоты. После этого учащиеся делятся на четыре группы и выполняют задания.

Почему техническая серная кислота коричневого цвета?

Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают?

Охарактеризуйте области применения серной кислоты. На каких свойствах серной кислоты основано её применение?

Концентрированная серная кислота при нагревании реагирует с ртутью и серебром подобно тому, как она реагирует с медью. Составьте уравнения этих реакций и укажите окислители и восстановители.

Распознайте тремя способами растворы серной кислоты и хлорида натрия (пробирки № 1и № 2). Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Исследовательский метод групповой работы. Большое внимание я уделяю практической направленности обучения, поэтому для достижения целей урока использую различные виды химического эксперимента.

Практическая работа по теме: «Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот» (10 класс – профильный уровень)

Учащиеся выполняют работу в группах по 2 человека.

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В опытах, сопровождаемы выделением газов (взаимодействие магния или карбоната кальция с уксусной кислотой), пробирку крепите в пробиркодержателе, остерегайтесь выбрасывания реакционной смеси!

Опыт 1 – отношение уксусной кислоты к индикаторам.

Опыт 2 – отношение уксусной кислоты к металлам.

Опыт 1 – отношение уксусной кислоты к индикаторам.

Опыт 2 – отношение уксусной кислоты к основным оксидам и основаниям.

Опыт 1 – отношение уксусной кислоты к индикаторам.

Опыт 2 – отношение уксусной кислоты к солям.

Проанализировав результаты проведённых опытов, дайте объяснения наблюдаемым явлениям.

Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Ведущее место в преподавании химии занимает школьный химический эксперимент. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся. Справедливо отмечено»…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся».

Групповая экспериментальная работа по теме: «Гидролиз солей» (11 кл.)

Соблюдайте правила безопасности.

1 группа. В трёх пробирках находятся водные растворы солей: нитрат калия, хлорид магния, сульфат аммония. Используя нейтральный лакмус, определите, в какой пробирке находится каждая соль. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

2 группа. Выданы водные растворы солей: сульфат меди ( II ), ацетат бария, хлорид калия. Используя нейтральный лакмус, определите, в какой пробирке находится каждая соль. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

3 группа. Используя лакмус и метилоранж определите, в какой пробирке находится водный раствор соли: хлорид железа ( III ), карбонат натрия, сульфат натрия. Уравнения реакций напишите в молекулярном и ионном виде.

Результаты этой работы учащиеся сдают в письменной форме.

Применение групповой формы организации познавательной деятельности на уроках химии в сочетании с другими формами и методами дает больше возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Коллективная организация работы позволяет одновременно осуществлять разделение и кооперацию труда. При этом успешная работа каждого ученика зависит от результатов деятельности его товарищей, что само по себе даёт воспитательный эффект.

Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений, выслушивание товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.

Несмотря на то, что в ходе групповой работы создаётся единый групповой продукт, я постоянно подчеркиваю индивидуальную ответственность и стараюсь оценить каждого ученика.

Большое значение имеет обучение в команде. Достигается это только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемным вопросом, подлежащим изучению.

Задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, и вся команда знала об его успехе. Вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех зависит от вклада каждого.

Самое главное на уроке – смоделировать способ изучения материала, способ получения знаний, чтобы с его помощью каждый ученик усвоил необходимые ему фактические сведения.

Очень важным этапом урока является рефлексия и оценка знаний. Учащиеся выполняя задания в группах уже оценивают себя. Ученики учатся адекватно себя оценивать и для них самая большая радость, когда их отметка и отметка учителя совпадают. Я считаю что учить надо на уроке. В конце каждого урока стараюсь оценить нашу совместную деятельность и задаю учащимся какой-нибудь вопрос, который позволит перекинуть мостик к следующему уроку.

Главная задача учителя – организовать собственную деятельность учащихся, в том числе и умственную, управлять учебным процессом, а учащихся – учиться, учить себя.

Таким образом, в процессе обучения химии групповая работа может применяться на всех этапах усвоения знаний учащихся как одно из условий активизации учебной деятельности школьников.

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении. Но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединенные в одну группу привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.

Смысл группового обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *