Что отражает функциональная подготовленность
«Физкультура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»
241. Что не относится к показателям физического совершенства?
• деловая активность
242. Что отражает функциональная подготовленность?
• состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем)
243. Что такое физическая культура?
• часть общей культуры общества, отражающая способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности
244. Что такое физическое воспитание?
• педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания
245. Что такое физическое развитие?
• закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания
246. Что такое физическое совершенство?
• процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей
247. Что является важнейшей специфической функцией физической культуры?
• создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности
248. Что является одним из обязательных условий при занятиях физической культурой и спортом?
• тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся
249. Что является основным показателем физического совершенства человека?
• здоровье
250. Что является целью физического воспитания в вузе?
• содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов
Функциональная подготовленность
Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).
Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности:
1. Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
2. Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный (Хедман,1999).
Физическое совершенство
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства относятся:
Спорт
– вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.
В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном и рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.
Действительно, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия «физическая культура».
От ФК спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента, а итогом – спортивный результат.
Функциональная подготовленность
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:32, реферат
Описание работы
Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.
Работа содержит 1 файл
Само понятие.docx
Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.
В этом плане наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» отражает следующее определение:« Функциональная подготовленность спортсменов – это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности».
Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В. С. Фоминым. Применительно к спорту функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного спортивного результата, с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.
В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку, что позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.
Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата. При этом обязательно следует помнить, что в каждом конкретном случае функция организма будет специфична.
Иногда отождествляют функциональную и физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность. Еще один компонент функциональной подготовленности – энергетический, т. е. уровень развития основных механизмов энергообеспечения, который является основой и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует отметить, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе связаны с выполнением двигательного акта.
Отсюда следует вывод, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством – мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т. е. физическими упражнениями.
Ю. В. Верхошанский (1988) отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации.
В связи с этим основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.
Развитие всех сторон функциональной подготовленности спортсмена предопределяет организацию высокоэффективного тренировочного процесса. В свою очередь, оптимизация тренировки в спорте должна базироваться на применении научно обоснованных средств и методов при обязательном учете специфики деятельности и факторов, определяющих и лимитирующих работоспособность.
В современном спорте наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, все более насущной становится задача адекватной функциональной подготовки игроков, способной обеспечивать высокую специальную работоспособность на протяжении всего сезона. Решение данных вопросов только за счет увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок ограничивается как биологическими возможностями человека, так и социальными факторами. Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений, в разработке эффективных и педагогически целесообразных методик срочного и отставленного восстановления. Обе эти стороны единого тренировочного процесса должны организовываться и управляться на основе адекватного контроля как степени воздействия нагрузок, так и эффективности восстановительных процессов.
Все большее значение приобретает индивидуализация и дифференцировка процесса функциональной подготовки спортсменов. Это касается и дифференцировки в развитии основных компонентов функциональной подготовленности и диагностики протекания адаптации.
Проблема оптимизации функциональной подготовленности спортсменов.
На современном этапе развития спортивная тренировка характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок. Объем и интенсивность тренировочной работы достигли критических величин, дальнейший рост которых лимитируется как биологическими возможностями организма человека, так и социальными факторами (В. Н. Платонов, 1997).
В настоящее время основные задачи по достижению оптимальной адаптации организма к мышечным нагрузкам в условиях оперативной тренировки не могут эффективно решаться без дополнительной разработки и обоснования новых методов воздействия и использования адаптогенных средств. Привлечение эффективных современных, научно обоснованных технологий в сочетании с рациональной системой комплексного контроля может позволить значительно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутых объеме и интенсивности тренировочных нагрузок.
Весь процесс спортивной тренировки можно представить как взаимодействие двух основных факторов, обусловливающих повышение уровня адаптированности спортсменов. Один из таких факторов — физическая нагрузка, выступающая в качестве основного раздражителя – адаптогенного агента, вызывающего соответствующие функциональные реакции. Другим фактором является эффективность восстановления, в течение которого происходит закрепление функциональных и структурных изменений в организме.
Система управления спортивной тренировкой определяет сочетание этих двух факторов с учётом различных параметров. Основная задача системы управления — координация всех сторон развития адаптации, которая может быть решена только на основе системы комплексного контроля как степени воздействия тренировочных нагрузок на организм и глубину его ответных реакций, так и эффективности протекания восстановительных процессов и развития морфофункциональных изменений.
На основании вышеизложенного становится очевидным, что проблема повышения эффективности тренировочного процесса может быть решена путем оптимизации всех ее сторон – повышения степени воздействия тренировочных нагрузок и совершенствования восстановительных процессов при рационализации системы адекватного комплексного контроля.
В настоящее время совершенствование управления может быть осуществлено именно на основе оптимизации функционирования каждого звена этой системы. Поиск оптимальных режимов тренировочных нагрузок, их интенсификация, совершенствование системы контроля влияния нагрузок на организм, поиск наиболее эффективных путей специализации и индивидуализации подготовки, разработка новых методических приемов усиления воздействия привычных мышечных нагрузок, разработка средств восстановления после тренировочных нагрузок и поддержания работоспособности в условиях соревновательной деятельности – все это является актуальнейшей задачей спортивной науки и практики.
1.1. Использование функциональных нагрузок на организм
Достижение желаемых результатов возможно на основе того, что физиологические механизмы адаптации к воздействию на человека различных факторов являются сходными. Установлено, например, что физиологические изменения оказываются весьма сходными при воздействии гипоксии, физических нагрузок, закаливания и др. При всех этих воздействиях в организме возникают приспособительные реакции, направленные прежде всего на повышение неспецифической его резистентности. Ведущее место среди них занимают неспецифические реакции, в результате которых поддержание гомеостаза и выработка повышенной сопротивляемости какому-либо одному воздействию влекут за собой и одновременное возрастание устойчивости организма, и некоторые другие неблагоприятные воздействия.
Непосредственное воздействие на функциональные системы организма обеспечивает создание необходимых условий для формирования оптимальных адаптационных перестроек и совершенствования адаптационных механизмов.
В качестве средств создания дополнительной нагрузки могут быть использованы методы воздействия на дыхательную систему:
дыхание через дополнительное «мёртвое» пространство (ДМП);
дыхание при повышенном резистивном и эластическом сопротивлении;
Эти воздействия усиливают влияние тренировочных нагрузок на организм, способствуют формированию более совершенных адаптационных механизмов (Б. О. Яхонтов, 1971; А. С. Солодков, А. Б. Савич, 1991; И. Н. Солопов и др., 1993; С. Н. Кучкин и др., 1996).
Следует особо отметить, что тренировка с использованием целенаправленных воздействий на дыхательную функцию ранее осуществлялось только в циклических видах спорта (Б. О. Яхонтов, 1971; И. Н. Солопов, А. М. Шляпников, 1986; И. Н. Солопов, 1988). В игровых видах спорта и, в частности, в тренировке футболистов эти методики практически не применялись.
Используя в тренировке те или иные методы воздействия на дыхательную систему, необходимо учитывать иерархию включения резервов дыхательной системы в обеспечение аэробной производительности организма и роль различных категорий функциональных резервов на разных этапах многолетней подготовки спортсменов. Так, на начальных этапах поготовки наиболее эффективным будет использование дыхательных упражнений, на этапе спортивного совершенствования – дыхания через ДМП и при дополнительном сопротивлении дыхательным потокам, а на этапе высшего спортивного мастерства – произвольной гиповентиляции (С. Н. Кучкин, 1986, И. Н. Солопов, 1988).
1.2. Разработка адекватных средств эффективного восстановления работоспособности организма
В настоящее время все более актуальной становится задача разработки адекватных средств эффективного восстановления работоспособности организма спортсмена после тренировочных и соревновательных нагрузок, достигающих критических величин.
Оптимизация системы комплексного восстановления, направленно воздействующей на функциональное состояние спортсменов, является основой сохранения высокого уровня работоспособности и предотвращения перенапряжений (Т. Н. Макарова, 1982).
Спортивная работоспособность может характеризоваться работой физиологических функциональных систем, резервы которых мобилизуются и через систему чисто физиологических, и через систему психических и спортивно-технических резервов, которые, в свою очередь, формируются и реализуются на биологической основе. Из этого следует, что восстановительные процессы не только способствуют сохранению необходимого уровня работоспособности, но и обеспечивают возможность выполнения дополнительной физической нагрузки и адаптацию к экстремальным факторам внешней среды (А. С. Мозжухин и др., 1984).
В результате исследований было установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других – привести к ее снижению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояния: нарастание тренированности – если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов – или переутомление – если восстановления энергетических ресурсов не происходит. Однако следует учитывать, что в определенные периоды целесообразно проводить тренировочные занятия на фоне неполного восстановления, так как это стимулирует увеличение функциональных возможностей организма и повышение работоспособности (В. И. Дубровский, 1991).
Диагностика и управление функциональным состоянием
Понятие о функциональной подготовленности и ее структуре. Механизмы повышения функциональной подготовленности спортсменов. Факторы, обусловливающие функциональную подготовленность спортсменов. Оценка и управление функциональным состоянием спортсменов.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | курс лекций |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.09.2017 |
Размер файла | 469,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
КУРС ЛЕКЦИЙ «Диагностика и управление функциональным состоянием»
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс. функциональнАЯ подготовленностЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА спортсменов
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА
2. понятие О функциональной подготовленности И ЕЕ СТРУКТУРЕ И функциональной подготовКЕ спортсменов
3. МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА
В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие уровня функциональных возможностей организма спортсмена, способного обеспечить этот результат.
Уместно здесь будет упомянуть высказывание Н.Г.Озолина (1970): «Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсмена …».
Вместе с тем, к настоящему времени нет четкого, единого толкования понятия «функциональное состояние», «функциональная подготовленность» спортсмена. В большинстве случаев под этим термином, который, кстати, употребляется весьма широко, понимают весьма ограниченное содержание. В основном все сводится к возможностям организма продуцировать энергию для выполнения мышечной работы и возможности обеспечения этого процесса со стороны кардиореспираторной системы.
Однако, понятие функциональная подготовленность, безусловно, значительно шире, весьма сложно и многогранно. От содержания, вкладываемого в это понятие, будет зависеть вся методология, стратегия и тактика диагностики и управления функциональным состоянием, и в итоге эффективность процесса функциональной подготовки.
В связи с выше изложенным появилась насущная необходимость систематизировать современные сведения по данному вопросу и вооружить в систематизированном виде ими будущих преподавателей физического воспитания и тренеров.
Целью курса является системное формирование у студентов на основе современных представлений научно-методической базы для развития функциональных возможностей, диагностики и управления функциональным состоянием спортсменов.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач:
1. Изучить закономерности развития у спортсменов функциональных возможностей.
2. Раскрыть структуру функциональной подготовленности и факторов, ее определяющих на разных этапах многолетней адаптации организма к физическим нагрузкам.
3. Овладеть навыками комплексной диагностики и оценки функционального состояния.
4. Сформировать навыки использования методов управления функциональным состоянием.
2. понятие О функциональной подготовленности И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ спортсменов
Традиционно формально выделяют физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. Используемая классификация видов подготовки в спортивной деятельности достаточно условна и применяется с целью определенной формализации. Это целесообразно для удобства оперирования средствами и методами, определения генеральных линий в развитии того или иного компонента подготовленности спортсмена на определенном этапе подготовки.
Вместе с тем, каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы и физиологические механизмы. Например, такое двигательное качество, как выносливость, и все ее разновидности, в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития механизмов энергообеспечения — анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.
Если рассматривать каждый вид подготовки спортсмена, традиционно выделяемые в подготовке спортсмена вообще, то можно сказать, что в своей основе все эти виды содержат процесс совершенствования определенных механизмов и функций определенных систем организма.
Большинство авторов, так или иначе, используют термин «функциональная подготовка», но каждый из них вкладывает в него свой смысл. Чаще всего, как уже отмечалось выше, под функциональной подготовленностью, функциональными возможностями понимают уровень состояния и возможности вегетативного компонента реакции на нагрузку. Иногда функциональную подготовленность отождествляют только с совершенства механизмов энергообеспечения, или вовсе только с уровнем аэробной производительности (которая, кстати, является всего лишь интегральным показателем функций дыхательной системы, свидетельствующий об уровне окислительного процесса (М.Я.Горкин и др., 1973).
С этим вряд ли стоит соглашаться, так как эти свойства компонентами не являются. В.С.Горожанин (1984) справедливо обозначает понятия «мощность», «устойчивость» и «экономичность» в качестве характеристик функционирования.
Так, что же считать функциональной подготовленностью и функциональной подготовкой.
Исходя из определения слова функция, которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности, способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) (Солопов, 2001).
Отвечая на вопрос, что такое функциональная подготовленность, неизбежно обращение к ее структуре.
Интересны представления болгарского специалиста Ф.Генова (1971), работавшего в нашей стране и хорошо знакомого с отечественными публикациями, по вопросам подготовленности спортсменов. Он предложил свой вариант структуры готовности спортсмена. В спортивной подготовленности, при всей ее целостности, он выделил следующие основные стороны (подструктуры ее целостной структуры):
— Физиологическая подготовленность, определяемая приспособительными изменениями, наступающими в организме спортсмена в результате тренировки в данном виде спорта.
— Психологическая подготовленность, характеризующаяся приспособительными изменениями, наступающими в психике человека в связи со специфической деятельностью в данном виде спорта.
— Техническая подготовленность, определяется уровнем развития у спортсмена способности к выполнению соответствующих по форме и интенсивности двигательных действий.
— Социальная подготовленность, определяемая мотивами выполняемой спортивной деятельности (объединяющее звено).
РИС. 1 Спортивная подготовленность спортсменов (по Ф.Генову, 1971)
При этом физиологическая подготовленность спортсменов включает следующие компоненты:
— приспособление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
— приспособление работы мышечно-двигательного аппарата,
— центральной нервной системы и других органов и систем к требованиям данной спортивной деятельности (Ф.Генов, 1971).
В.С.Фоминым (1984) применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех компонентов:
психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности);
нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции);
энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма);
двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкости) (Фомин и др., 1985).
РИС. 2 Структура функциональной подготовленности спортсменов (по В.С.Фомину, 1984)
Вместе с тем, вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от полного решения. Схема, предложенная В.С.Фоминым (1983, 1984, 1986), может быть при соответствующем интегрировании с другими построениями взята за основу.
К примеру, если сопоставлять компоненты функциональной подготовленности по В.С.Фомину с традиционно выделяемыми видами подготовленности спортсменов, то вполне можно двигательный компонент объединить с физической подготовленностью, а психический компонент считать аналогичным психофункциональной (психической) подготовленностью.
Следуя дальше, вероятно имеет смысл все компоненты дифференцировать по уровням (Солопов, Шамардин, 2003).
Компоненты функциональной подготовленности находятся в определенном взаимодействии (взаимосодействии). Архитектура этих взаимосвязей, на наш взгляд, подчиняется определенной иерархии, что в свою очередь может быть основанием для условного деления компонентов и функций на глобальные (интегральные) и вспомогательные (частные).
К глобальным компонентам могут быть отнесены: «информационная функция», «регуляторная функция», «функция энергопродукции» и «двигательная функция». Вспомогательные или частные функции являются составными частями глобальных.
Рис. 4 Архитектура взаимосвязей глобальных и частных компонентов функциональной подготовленности спортсменов при обеспечении специфической двигательной деятельности (Солопов, Шамардин, 2003)
Можно, конечно принять упрощенную и несколько прямолинейную схему В.С.Фомина. В этом случае функциональную подготовленность следует рассматривать как тождество подготовленности спортсмена вообще, что вряд ли правомерно. Можно выделить функциональную подготовленность в отдельный вид подготовленности, наравне с технической, физической и др.
Но это было бы, все-таки не правильно, так как, на наш взгляд, эти явления не равнозначные, более того, мы считаем эти явления разноуровневые.
Надо сказать в этом плане мы не пионеры. Стоит вспомнить того же Ф.Генова (1971), который утверждал, что «физиологическая подготовленность» является основой всей спортивной деятельности и особенно той, которая требует протекания ряда физиологических функций организма спортсмена на максимальном уровне».
Что же в конечном итоге составляет сущность функциональная подготовленности? Если сущностью, например, физической подготовленности считают уровень развития двигательных способностей и качеств и внешнее их проявление, то сущностью функциональной подготовленности следует признать уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств.
Таким образом, имея ввиду все выше изложенное, функциональная подготовленность спортсменов представляет собой базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта. В связи с выше изложенным мы предлагаем следующую структуру функциональной подготовленности спортсменов (рис. 5).
РИС. 5 Структура функциональной подготовленности спортсменов
В данной схеме отражено понимание функциональной подготовленности как базового генерального свойства организма, являющегося основой для специфической двигательной функции в виде спортивно-технического результата, который реализуется через проявление физической, технической и тактической подготовленности спортсмена. Эти виды подготовленности рассматриваются нами именно как спортивно-технические параметры проявления специфической двигательной функции.
Мы сочли целесообразным и обоснованным рассматривать психическую подготовленность не в рамках уровня специально-технической подготовленности, а как структурное звено функциональной подготовленности и обозначили его как психический компонент, который наряду с двигательным и энергетическим компонентами составляют специально-базовый уровень.
Регуляторный компонент, включающий механизмы моторного, вегетативного и коркового контуров регуляции, а также информационно-эмоциональный компонент, обеспечивают функцию управления.
Данное структурирование в определенной мере интегрирует предложенные ранее, как нами, так и другими авторами, построения структуры функциональной подготовленности спортсменов. Здесь отражены представления о разноуровневости компонентов и свойств, специфичности функциональных отправлений, их взаисвязанность и взаимообусловленность.
Приведенная структура функциональной подготовленности спортсменов, наличие всех указанных компонентов, будут едиными для всех видов спорта, но роль, значение тех или иных компонентов, совершенство определенных механизмов, уровень развития определенных функциональных свойств, их сочетание и взаимообусловленность, будут весьма специфичны для каждого вида спорта. Более того, даже для конкретной специализации в рамках вида спорта (амплуа, дистанция и т.п.).
Теперь несколько слов о практическом значении изысканий в этом проблемном поле. Что все это реально может дать практике? Нам представляется, что понимание сущности такого явления как «функциональная подготовленность», знание ее структуры и сущностных механизмов, качеств и свойств, ее характеризующих, факторов ее обусловливающих и лимитирующих, открывает новые, на более высоком качественном уровне, возможности осуществлять диагностику уровня специальной готовности спортсмена. Появляется возможность дать именно «качественную» оценку функциональной подготовленности спортсмена, выявить слабые и сильные звенья. Это, в свою очередь, будет являться основой объективизации системы контроля, послужит отправным моментом для действительной индивидуализации тренировочного процесса. Позволит определить функциональный предел для его интенсификации. В вязи с этим, делается шаг вперед в решении ряда проблем современной спортивной тренировки — повышения оперативности и качества управления процессом адаптации, объективизации спортивного отбора, ориентации и специализации спортсменов и ряда др.
В заключение рассмотрим вопрос о функциональной подготовке. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации (наращивание функциональных возможностей), позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства (Кудашова, 2000).
Тогда функциональная подготовка есть процесс совершенствования физиологических механизмов функционирования организма, которые так или иначе обеспечивают двигательную деятельность и составляют физиологическую основу всех других видов подготовки.
Соответственно структуре функциональной подготовленности спортсменов в конкретном виде спорта, необходимо целенаправленное развитие соответствующих, лимитирующих и определяющих, именно в этом виде спорта, компонентов, физиологических механизмов и функциональных свойств.
Говоря об организации и реализации функциональной подготовки спортсменов, можно выделить два ее основных направления:
1. Наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования. Как составные части этих процессов следует рассматривать и такие аспекты, как «функциональная экономизация», «функциональная специализация» и «функциональная мобилизация».
2. Оптимизация функциональной подготовленности, т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом, как показали наши ранние исследования, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки (Шамардин, 2000; Солопов, 2002).
3. МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
В основе повышения функциональных возможностей лежат процессы развития адаптации организма к физическим нагрузкам и мобилизации функциональных резервов.
Адаптация является одной из наиболее существенных физиологических основ тренировочной деятельности спортсменов. Весь тренировочный процесс направлен на формирование адаптации к специфической мышечной деятельности.
Весь процесс спортивной тренировки можно представить как взаимодействие двух основных факторов, обусловливающих совершенствование адаптированности (повышение функциональных возможностей) спортсменов.
Другим фактором является эффективность восстановления, в течение которого происходит закрепление функциональных и структурных изменений в организме.
Оба эти фактора организовываются по различным параметрам посредством системы управления спортивной тренировкой.
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИИ
АДАПТАЦИЯ происходит на всех уровнях живого организма (клеточном, сублеточном, ткневом, органном, целостного организма).
1. ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО СТРУКТУРНОГО СЛЕДА (Меерсон, 1975, 1976).
Главными результатами стресс-реакции являются:
мобилизация энергетических ресурсов организма и их перераспределение в органы и ткани функциональной системы адаптации;
потенция работы самой этой системы;
формирование структурной основы долговременной адаптации.
2. Вторая, переходная, стадия долговременной адаптации к физическим нагрузкам заключается в избирательном росте определенных структур в клетках органов функциональной системы, активации синтеза нуклеиновых кислот и белков. За счет этого расширяются звенья, лимитирующие интенсивность и длительность двигательной реакции на этапе срочной адаптации и уменьшается стресс-реакция.
При этом формирование системного структурного «следа» обеспечивает:
увеличение физиологических возможностей доминирующей системы за счет избирательного роста именно тех клеточных структур, которые лимитируют функцию доминирующей системы;
повышение экономичности функционирования системы, ответственной за адаптацию
3. Третья стадия «устойчивой адаптации» характеризуется завершением формирования системного структурного «следа».
Выделяют три основные черты сформированного структурного «следа»:
1. Изменение аппарата нейрогормональной регуляции на всех уровнях, которое выражается в формировании устойчивого условнорефлекторного динамического стереотипа и увеличения фонда двигательных навыков.
2. Увеличение мощности и повышение экономичности функционирования двигательного аппарата.
3. Увеличение мощности и экономичности функционированияя аппарата внешнего дыхания и кровообращения.
2. ТЕОРИЯ СТРЕССА (Г.Селье).
1. Стадия тревоги,
2. Стадия резистентности,
3. Стадия истощения.
3. Теория мобилизации резервов организма (Мозжухин, 1975).
Все резервы, включаемые при значительной интенсификации деятельности человека, можно обозначить как функциональные. Они представляют собой скрытые возможности организма, заключающиеся:
1) в изменении интенсивности и скорости протекания энергетических и пластических процессов обмена на клеточном и тканевом уровнях;
2) в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на уровне органов, систем и организма в целом;
3) в увеличении физических (сила, быстрота, выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т. д.) качеств;
4) в способности к выработке новых и совершенствованию старых двигательных и тактических навыков.
ЛЕКЦИЯ № 2 ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ функциональнУЮ подготовленностЬ спортсменов И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ
1. Факторы, обусловливающие функциональную подготовленность спортсменов
2. Методологические основы системы комплексного контроля подготовленности спортсменов
3. Дифференцированный контроль физической работоспособности
1. ФАКТОРЫ, обусловливающие функциональную подготовленность спортсменов
Контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющих: двигательному (физические качества, определяющие и лимитирующие работоспособность); энергетическому (анаэробная и аэробная производительность); нейродинамическому (параметры сенсомоторики) и психическому (восприятие, экстраполяция, оперативное мышление, тактическое мышление, волевые качества и др.).
Как интегральные показатели нейродинамического и двигательного компонентов необходимо оценивать техническую подготовленность и координационные способности.
Непременное условие объективной оценки функциональной подготовленности является определение спортивной результативности.
Весьма важно определение уровня физической работоспособности.
Физическая работоспособность рассматривается как интегральный показатель функциональной подготовленности спортсменов и является важным условием для развития всех основных физических качеств, основой способности организма к перенесению высоких специфических нагрузок и интенсивного протекания восстановления и во многом определяет спортивный результат.
В настоящее время контроль физической работоспособности осуществляется в основном только по показателю внешней механической работы (В.Л.Карпман и др., 1974; И.В.Аулик, 1979). И только в некоторых случаях оценивается уровень адаптации организма к мышечным нагрузкам по отдельным параметрам (И.В.Аулик, 1979).
Считается, что основными структурными элементами физической работоспособности как многофакторной системы являются:
— индивидуальная предельная мощность деятельности физиологических функций,
— экономичность расходования энергетических и функциональных резервов организма,
— рабочий диапазон эффективной деятельности физиологических функций и
— скорость протекания (подвижность) обменных процессов (В.С.Мищенко, 1980).
— Все перечисленные факторы обусловливают стабильность (устойчивость) функционирования физиологических систем и всего организма в целом в течение того периода времени, которое нужно для эффективного выполнения конкретного двигательного действия.