Что отображает сущность понятия в школьном предмете
Формирование системы понятий как средство формирования мышления школьников
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование системы понятий как средство формирования мышления школьников
В процессе обучения школьник усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы и правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая старшим и следуя их указаниям, учащийся средней школы постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.
При изучении проблемы развития научных понятий, складывающихся в процессе обучения учащихся основной школы определенной системе научных знаний, возникает вопрос, в какой мере рассматриваемые нами положения могут быть в равной мере распространено и на процесс образования научных понятий. Здесь необходимо понять, что вообще представляет собой процесс образование понятия и что значит слово понятие.
Психологи пришли к следующим выводам:
1. Научные понятия не заучиваются учащимся основной школы, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.
2. При развитии спонтанных или научных понятий, речь идет о развитии единого процесса образования понятий, совершающегося при различных внутренних и внешних условиях, но остающегося единым по природе, а не складывающимся из борьбы, конфликта и антагонизма двух взаимно исключающих с самого начала форм мысли.
3. Обучение является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития, в том числе и развития его понятий, равно как и на том соображении, что высшие по типу научные понятия могут возникнуть в голове учащегося не иначе, как из существовавших прежде более низких и элементарных типов обобщения, а никак не могут быть внесены в сознание извне. Давыдов В.В. Программы развивающего обучения. 5-9 класс, М., 2000.- с. 36
Следовательно, можно сделать вывод, что между процессами обучения и развития понятий должен существовать не антагонизм, а отношения неизмеримо более сложного и позитивного характера. Обучение раскрывается в ходе специального исследования как один из основных источников развития понятий основной школы и как могущественнейшая сила, направляющая этот процесс.
Развитие мышления у учащихся основной школы происходит не само собой, не стихийно. Им руководят учителя, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у учащегося, учителя передают ему информацию, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Школа приучает к систематичности в мышлении. Учителю необходимо побуждать учащегося планомерно производить анализ каких-либо явлений, синтезировать отдельные элементы в единое целое, сравнивать предметы в различных отношениях, делать на основании известных данных обоснованные выводы и умозаключения.
Наконец, школа должна приучать ребёнка к систематическому умственному труду, к настойчивому преодолению различных препятствий, встречающихся на пути решения какой-либо сложной мыслительной задачи.
Таким образом, школа формирует у учащегося те знания и вырабатывает у него те качества ума, которые будут необходимы для его последующей трудовой деятельности в нашем обществе.
Успешность обучения в школе зависит от уровня развития типов мышления. Примерно в возрасте 11-12 лет (с переходом в основную школу) у обучающегося активно формируется два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, «в умозаключении… знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта».
Развивая словесно-логическое мышление, через решение логических задач, необходимо, подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта.
Человек мыслит понятиями. В процессе школьного обучения перед ребенком раскрываются все существенные признаки понятия, необходимые для его саморазвития и его жизненного цикла.
Все умственные операции сравнения, умозаключения, все эти действия деления, умножения, создания предположения и его проверки учащийся в очень малой степени создает сам. Этим умственным действиям его обучает учитель, он организует для него серию практических наглядных ситуаций, в которых учащийся должен ориентироваться и действовать, а затем формулирует эти задания словесно. Постепенно обучение подходит к тому этапу, когда учащийся приобретает умение осуществлять каждое такое сложное действие «в уме».
Необходимым этапом, звеном такого перевода практического действия в действие в уме является выполнение его в словесном плане. Но для этого ребенок опять-таки должен овладеть всеми видами речи.
1.2 Методика формирования понятийного аппарата при обучении школьников
В переходе к новой структуре непрерывного обучения информатике, который был заложен решением коллегии Министерства образования России в 1995 году, в настоящее время в соответствии с государственным стандартом 2004 года, возможно изучение основ информатики в три этапа:
На каждом этапе в курсе информатики изучаются свои понятии и определения. Таким образом, происходит постоянное воздействие на формирование языковой культуры учащихся, на формирование мышления учащихся, с помощью изучения понятий, на протяжении всего курса информатики.
Грамотно, вдумчиво, организовав деятельность на уроке (серии уроков), учитель, таким образом, может способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Формирование системы понятий у учащихся является одной из важнейших задач курса информатики. Формируются понятия с помощью таких логических приемов выявления существенных признаков (свойств и отношений), присущих ряду однородных элементов, как анализ, синтез, абстракция и обобщения. Существенные признаки это те, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для характеристики объектов, принадлежащих понятию.
Каждое понятие характеризуется содержанием (совокупность существенных признаков) и объемом (множество объектов, на которое распространяется данное понятие). Чем шире содержание понятия, тем уже его объем и наоборот.
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общие признаки, называются несравнимые (например, система счисления и аппаратное обеспечение), а остальные сравнимые.
Сравнимые понятия по объему делятся на две категории:
Несовместимые понятия. Их объемы не имеют общих элементов.
Например, аппаратное и программное обеспечение.
Совместимые понятия. Их объемы частично или полностью совпадают.
Между совместимыми понятиями могут существовать отношения тождества (программа для BIOS и расположение BIOS на материнской плате), частичного совпадения (аппаратное обеспечение и устройство связи), подчинения (устройство ввода и мышь).
При построении определений следует руководствоваться следующими правилами:
Определение должно быть соразмерным.
Объект не должен определяться через самого себя, т.е. должна быть исключена тавтология.
Определение не должно быть отрицательным.
Определение должно быть исчерпывающим.
В определении должна использоваться доступная терминология.
Можно выделить несколько этапов формирования понятий. На схеме изображены 5 этапов формирования понятий и задачи, которые необходимо решать на каждом из этапов.
На начальном этапе, при раскрытии важности изучения данного понятия, в возбуждении интереса учащихся к его изучению, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности на уроке. Перед учащимися необходимо поставить такие задачи, как:
задачи на применение ранее изученных понятий,
задачи практического характера.
Необходимо подготовить учащихся к предъявлению нового материала. Все слова, которые учащиеся будут использовать в определении, должны быть им понятны.
На следующем этапе выделяются существенные свойства понятия. Для этого используются примеры и упражнения, которые акцентируют внимание учащихся на существенных свойствах. Итогом этого этапа является формулировка определения понятия. На этапе усвоения каждое существенное свойство, используемое в определении, становится объектом изучения. Обеспечивается запоминание определения понятия. Выделяем следующие задачи на данном этапе:
задачи на применение ранее изученных понятий, задачи практического характера,
задачи на моделирование объектов,
удовлетворяющих указанным свойствам и задачи на формулировку определение понятия.
На третьем этапе происходит усвоение понятия учащимися. Здесь решаются такие задачи, как:
задачи на применение ранее изученных понятий,
задачи практического характера,
задачи на моделирование объектов, удовлетворяющих указанным свойствам,
задачи на формулировку определение понятия,
задачи на понимание смысла слов в определении понятия,
задачи на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия,
задачи на запоминание определения понятия.
Далее происходит использование понятия в конкретных ситуациях. На данном этапе учащиеся, решая систему задач, овладевают умениями переходить от понятия к его существенным свойствам и обратно.
Решаются следующие задачи:
задачи на распознавание объектов,
задачи на выделение следствий из определения понятия,
задачи на применение понятия в различных ситуациях,
задачи на составление родословной понятия.
Конечным этапом является систематизация материала, когда определяется место данного понятия в системе других понятий. Это достигается установлением связей между отдельными понятиями и систематизацией материала по различным основаниям, обобщением и конкретизацией понятия. Учитывая, что система задач является основным средством формирования понятий в средней школе, сопоставим каждому этапу формирования понятия соответствующие ему задачи:
задачи на составление родословной понятия,
задачи на установление связей изучаемого понятия с другими понятиями,
задачи на выделение следствий из определения понятия.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что принцип формирования системы понятий по информатике включает в себя два фактора: систему задач, которая является основным средством формирования понятий в средней школе и непосредственно сами понятия, которые необходимо давать в системе.
1.3 Анализ формирования понятий темы «Аппаратное обеспечение компьютера» в различных учебниках по информатике
Информатика как наука имеет свой лексикон, который еще не устоялся и находится в развитии.
Совокупность понятий некоторой области знания составляет лексикон данной области знания. Рассмотрим раскрытие понятий в различных учебниках по информатике для основной школы (5-9 классов), смысла текстов, используемых в информатике, через изучение смысла понятия, т.е. рассмотрим, как различные авторы существующих на сегодняшний день учебников, рассматривают понятие «аппаратное обеспечение компьютера», как делают ввод в данную тему, какие понятия и знания используются при этом.
Рассмотрим учебники нескольких авторов, а именно:
Теперь рассмотрим учебник каждого автора более подробно.
В учебнике Н.Д. Угриновича рассматриваемая тема изучается после параграфов: основы информатики, введение в информатику. А именно рассмотрения подтем:
Вещественно-энергетическая картина мира.
Информационная картина мира
На наш взгляд, это рано, т.к. необходимо чтобы учащиеся уже изучили такие понятия как: информация, информационные процессы, кодирование информации, единица измерения информации, двоичная система счисления, логические устройства компьютера, алгоритм.
Введение в тему «Аппаратное обеспечение компьютера» начинается с самого первого параграфа, начинается тема перечисление аппаратных устройств, перечисление подвидов, и сравнение с человеком. Раскрываемые понятия, метод раскрытия понятий происходит при сравнении с человеком, его деятельностью, при этом научные термины как таковые отсутствуют, нет классификации устройств, не выстраивается иерархия понятий, определений.
Используемые понятия при раскрытии данной темы: компьютер, устройства: монитор, устройства памяти: оперативная, внутренняя, внешняя, процессор, арифметико-логическое, устройства управления. На мой взгляд, это мало понятий, т.к. сформированные понятия должны являться теоретической основой для изучения программного обеспечения компьютера, истории и перспектив развития компьютерной техники, кодирования данных в компьютере и информационных технологий, а следовательно, необходимо изучить следующие понятия: компьютер, аппаратное обеспечение компьютера, архитектура компьютера, устройство ввода-вывода (монитор и т.д.), устройство памяти (оперативная и т.д.), процессор (арифметико-логическое устройство и т.д.), принцип программного управления компьютером, принцип однородности памяти, принцип адресности памяти, магистрально-модульный принцип, магистраль, шина, слот, контроллер, порт, тактовая частота процессора, производительность процессора, разрядность процессора, адресное пространство основной памяти, адрес байта, машинное слово, дорожка, сектор, кластер, компьютерные сети, локальные компьютерные сети, глобальные компьютерные сети, топология компьютерных сетей, сервер, хост-компьютер, узел сети, сетевая плата, модем, линия передачи, кабель, IP-адрес, домен, доменное имя, протокол, протокол TCP/IP.
Естественнонаучные понятия формируемые у детей младшего школьного возраста
Материал для помощи студентам и учителям начальной школы
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Естественнонаучные понятия формируемые при изучении темы природные явления
Для того чтобы в полной мере раскрыть проблему нашего исследования, необходимо определить сущность естественнонаучных понятий, которые формируются у детей младшего школьного возраста при изучении темы природные явления.
Одной из актуальных проблем нужно считать – развитие понятий, как в теории методики, так и в практике обучения. Многих ученые занимались данной проблемой. Среди них — педагоги и методисты К. Д. Ушинский, К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, Н. М. Верзилин, А. П. Медовая, Н. А. Рыков, И. Д. Зверев, С. П. Баранов, Л. С. Короткова, Л. И. Бурова. Не обошли эту проблему и психологи — Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. В. Занков, Д. Е. Эльконин, В. В. Давыдов и др.
По мнению В.А Сластенина, понятие — категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение этой категории: понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. В педагогике К. Д. Ушинский говорил о том, что понятие — это форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков [36,37].
М.Н. Скаткин рассматривал понятие, как форму обобщенного знания, отражающую объективно существенное в предметах и явлениях и закрепляемую специальными терминами. Основная функция понятий в процессе формирования у школьников естественнонаучных знаний состоит в открытии новых сторон познаваемого объекта, в более полном раскрытии его сущностных свойств и частных характеристик. Действительно, не научившись грамотно оперировать понятиями, просто невозможно ни правильно поставить какой-либо вопрос, ни правильно на него ответить; невозможно также ни логично рассуждать, ни объяснять окружающие явления природы и общества. Основными умственными действиями и операциями, приводящими к образованию понятий являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Все эти действия и операции должны сознательно «закладываться» в содержание естественнонаучного образования.
По данным М.Н. Скаткина понятие в своем развитии проходит три ступени. Первая ступень развития понятия характеризуется тем, что их существенные признаки еще опираются на чувственный опыт, доступны «живому созерцанию». Поэтому их в педагогике зачастую называют элементарными. Чаще всего, такие понятия вводятся впервые. Вводимые впервые понятия называют также первоначальными.
На второй ступени развития понятие характеризуется более высокой степенью абстрагирования. Конкретизировать такие понятия можно опосредованно, через ряд простых понятий.
Третья ступень развития понятия характеризуется самой высокой степенью обобщенности, отвлеченности, это происходит тогда, когда понятие приобретает статус закона, закономерности или теории.
В процессе естественнонаучных понятий у учащихся начальных классов образуется «пирамида понятий», позволяющая мысленно переходить от одного частного свойства объекта к другому через общее понятие. Естественнонаучные понятия в зависимости от различного количества предметов и явлений, отраженных в них, взаимосвязи с другими понятиями имеют свою характеристику: для них характерно содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями [36].
Г. Н. Аквилева считает, что под содержанием понятия подразумевается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. В применении к начальному естествознанию простые понятия включают в себя один элемент знаний о природе. Простые понятия, объединяясь с другим простым элементом, образуют сложное.
По содержанию естественнонаучные понятия классифицируются на:
геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых, залежи полезных ископаемых;
физические: тело, вещество, явление, свойства воды, круговорот воды в природе, свойства воздуха;
географические: погода, поверхность, территория, равнина, гора, холм, река, горизонт, ориентирование на местности, масштаб, план, карта, глобус, природная зона, остров, материк, океан;
сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, обработка почвы, перегной, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растения, сорняки, удобрения минеральные и органические;
экологические: природное сообщество, культурное сообщество, условия жизни, особенности живых организмов в связи с условиями жизни, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы.
Очень важно начинать работу по установлению отношений между понятиями уже в начальной школе. Различают видовые и родовые понятия. Все понятия в содержании школьного естествознания взаимосвязаны. Видовые понятия – заяц, ель, василек. Родовые понятия – животное, хвойное растение [2].
Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:
– понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;
– понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;
– понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;
– процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер [36].
Формирование естественнонаучных понятий является длительным процессом. Он редко заканчивается на одном уроке потому, что с одними и теми же объектами учащиеся продолжают сталкиваться в различных местах, курсах и предметах. Постепенное развитие понятия будет происходить за счет его расширения и углубления.
Понятие можно считать усвоенным, если ученик:
1) знает его определение и содержание, то есть существенные признаки понятия, связи и отношения между признаками;
2) имеет образное представление об изучаемом биологическом объекте или явлении;
3) умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.[30]
Л.К. Ладутько говорит о том, что методика формирования понятий есть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания — к абстрактному мышлению, а от него — к практике». Можно сделать вывод — вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного. Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мышления которых является конкретность, образность. «Этот ход ученья, — пишет К. Д. Ушинский, — от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких неопровержимых психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в ученье с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности». Нельзя понять, что такое растение вообще, не зная конкретных растений. Нельзя также сводить усвоение естественнонаучных понятий к заучиванию словесных формулировок. Если учащийся запомнил термин «растение», но никогда не видел конкретное растение, он не владеет этим понятием.[23]
И.Ф. Харламов отмечает, что важно для формирования понятия отобрать определенное число объектов, обладающих типичными чертами. Мы сначала пользуемся общим понятием, а затем его конкретизируем. Например, сначала учащиеся усваивают слово «дерево» или слово «поверхность», а затем в процессе общения с природой различают отдельные деревья — березу, ель, липу, отдельные формы поверхности — равнина, гора, холм [41].
С. А. Веретенникова считает, что каждое понятие, усваиваемое учащимися при изучении окружающего мира, должно характеризоваться определенным числом существенных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно должно иметь объем тех знаний, которые будут необходимы для дальнейшего развития. Кроме того, понятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если присутствуют взаимосвязи его с другими различными понятиями. Это указывает на важность построения логически связанной системы понятий [9].
Н.Ф. Виноградова рассматривает, что процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений, с помощью этих понятий младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений; данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания [10].
В ФГОС НОО выпускник начальной школы должен уже строить не только определения по аналогии, но и родовидовые. Второй вид теоретических основ – это методико-процессуальные основы, определяющие, каким образом может быть осуществлен в совместной деятельности процесс освоения содержания обучения, представленного как планируемые результаты по учебному предмету [39].
Н.Ф. Виноградова рассматривает так же содержание понятия, как совокупность всех существенных признаков данной группы предметов. Содержание понятия обычно фиксируется в его определении. В содержании учебного предмета «Окружающий мир» используется достаточно много оснований для классификации понятий. Понятия с позиции логики по содержанию:
Конкретные (отражают классы материальных и реальных объектов – лес, река)
Абстрактные (указывают на признак объекта – влажность, белизна, справедливость)
Относительные (имеют соотношение с другим понятием – врач/больной, север/юг, день/ночь)
Безотносительные (существуют самостоятельно, вне зависимости от другого объекта – мышь, зерно)
Положительные (говорят о наличии какого-либо качества у объекта – домашнее животное, культурное растение)
Отрицательные понятия (показывают, что свойство отсутствует – некультурные растения)
Собирательные (группа объектов мыслится как единое целое – лес, домашние животные)
Не собирательные (понятие можно отнести к каждому объекту класса – плоды, растение)
Простые (элементарные, включающие один элемент – солнце)
Сложные (включают ряд простых – полезные ископаемые)
Единичные (называют одноэлементный класс – река Обь)
Собирательные понятия (называют несколько элементов – озера, минералы)
Пустые понятия (называют несущественные в реальности объекты – единорог)
При изучении любого раздела предмета «Окружающий мир» должна проводиться работа по формированию понятий. Необходимо сделать акцент на том, чтобы обучающиеся прочно усваивали основные понятия, могли вложить в них верный смысл, точное содержание. Для этого необходимо приучать школьников давать описания изучаемых объектов и формулировать определения соответствующих понятий [10].
Согласно ФГОС НОО в учебниках по окружающему миру по программе «Планета знаний» рассматриваются основные регламентируемые понятия:
1 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
Окружающий мир – это всё, что ты видишь вокруг: солнце и облака, растения и животные, люди и всё, что создано ими.
2 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.
Звёзды – огромные огненные шары.
Самая близкая к нам звезда – Солнце.
Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие.
Планеты – это небесные тела, которые постоянно меняют своё положение на небосклоне.
3 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.
Окружающая среда – это всё то, что нас окружает.
Экология – это наука о взаимодействиях живых существ между собой и окружающей средой.
Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя. Там, где, кажется, что небо сходится с землёй или водой – линий горизонта.
Явления природы – изменения, происходящие в природе.
Физическими явлениями называют явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение в пространстве и другие изменения.
Химическими явлениями называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие.
Вода – самое распространённое в природе вещество. В окружающем нас мире вода встречается в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
Туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды.
Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли.
4 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.
Погода – состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени.
Термометр – прибор, с помощью которого измеряют температуру воздуха.
Флюгер – специальный прибор для определения направления ветра.
Смерч – гигантский столб вращающегося воздуха, который движется над Землёй с огромной скоростью.
Молния – это электрический разряд, возникающий между облаками, он сопровождается раскатами грома.
Если при сильном ветре выпадает снег, то возникает – метель.
Гололёд – после оттепели ударяет мороз, на поверхности земли, зданий, на деревьях, столбах, проводах образуется слой льда [16,17,39].
Проблема формирования понятий, в теории и практике обучения, является одной из наиболее актуальных. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых. Среди них – педагоги и методисты К.Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Н.М. Верзилин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, С.П. Баранов, А.С. Короткова, Л.И. Бурова. Не обошли эту тему и психологи – Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и другие [37].