Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе
Основы финансовой грамотности в школе
Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.
Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.
Финансовая грамотность как элемент новой грамотности
Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.
В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.
Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).
Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы, здоровье, экология.
На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.
Что нужно объяснить детям о мошенничестве
Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.
Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).
Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)
Способы социального манипулирования.
Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.
Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классов
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса
В модуле рассматриваются функции спроса и предложения, при решении систем линейных уравнений разбираются задачи, связанные с понятиями рыночного равновесия и равновесной цены, торгового дефицита и избыточного предложения.
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 класса
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Финансовая грамотность в школе
В настоящее время, вопрос о внедрении элементов финансовой грамотности в базовую школьную программу решен не полностью, несмотря на то, что последние годы над этим вопросом особо активно работают: Министерство финансов, Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ, методические центры на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
Недавние события, связанные со вспышкой COVID-19, стали резким напоминанием о важности финансовой грамотности, поскольку каждый человек и нация сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами и экономическими спадами. Следует сказать, что экономический рост страны поддерживается уровнем финансовой грамотности населения. В грамотном обществе всегда легче понять финансовые процессы, которые могут повлиять на благосостояние и защитить от потенциальных потерь из-за преступности в финансовом секторе.
Бесспорно, финансовая грамотность важнейший навык необходимый молодому поколению, так как 21 век требует от людей ряда навыков, помогающих преуспеть в жизни. Молодым людям необходимы навыки, которые можно передавать между профессиями, например: решение проблем, коммуникативные навыки, цифровая грамотность, командная работа, навыки презентации, критическое мышление, творчество и финансовая грамотность.
Финансовая грамотность детей, формируемая в условиях школы, предполагает его способность понимать финансы. Её можно разделить на два аспекта, а именно, знания и навыки.
Я считаю, что финансовое образование в школах должно стать частью скоординированной национальной стратегии, для обеспечения его актуальности и долгосрочной устойчивости. Педагогам следует понимать, что финансовые знания и навыки напрямую зависят и от финансового отношения/подхода. При «мудром» подходе к финансам, финансовые навыки проявляются в процессе определения индивидуальных финансовых целей, организации финансового планирования, а также управления финансами, принятия качественных финансовых решений.
Очевидно, что финансовые знания и навыки положительно коррелируют, так же как финансовые знания и финансовое отношение. Поэтому, финансовую грамотность школьника можно определить следующим образом: «Финансовая грамотность школьника – это наличие у него соответствующих знаний, навыков и отношения к повседневному/долгосрочному финансовому обеспечению или финансовому благополучию».
В большинстве стран, включение финансовых элементов в учебную программу школы демонстрирует, что содержание стандартов обучения не концентрируется на конкретной области или предмете. Тем не менее, большинство финансовых задач все-таки связаны с уровнем математики, учителям этого предмета необходимо вовлекать детей в процесс решения финансовых проблем, который приведет учащихся к критическому знанию и оценке при принятии решений. Отмечу, что согласно статистическим данным «Программы международной оценки образовательных достижений учащихся в 2020 году», около 45% стран, демонстрирующих отличные результаты в предмете «математика», занимают самые высокие позиции и в списке финансовой грамотности.
Высокое положительное значение указывает на сильную взаимосвязь между финансовой грамотностью и математикой среди учащихся. Именно математические навыки, такие как: рассуждение, построение графиков, использование числовых баз и соотношений/процентов, можно применять при решении различных финансовых задач.
Повышение мотивации учащихся к изучению математики позволит школьникам использовать математические концепции для планирования или организации своих привычек в расходах и повышении качества жизни осознанным, ответственным и независимым образом. Так как интеграция финансовой грамотности в образование постоянно увеличивается, деятельность учителей, выступающих в качестве проводников социальных изменений требует помощи и профессиональной поддержки для развития самоэффективности учителей.
Прежде чем учителя смогут ответить на «призыв» по улучшению финансовых знаний своих учеников, им потребуется собственное базовое образование в области финансовой грамотности. С 2018 года в нашей стране началась разработка основных программ о методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов. Они направлены на повышение квалификации учителей обществознания, математики, географии, английского языка, ОБЖ, истории и информатики. К 2021 году программу освоили около 10 тыс. учителей. Кроме того, начиная с 2021 года, на базе региональных и межрегиональных центров, каждый год будут проходить обучение не менее 5 тыс. учителей. В настоящее время, по каждой из программ, уже предусмотрены все необходимые учебно-методические и контрольно-измерительные материалы для учителей, а также родителей и учеников 2-11 классов. Их число составило 17 млн экземпляров пособий, которые уже поступили более чем в 51 российский регион. В рамках проекта Минфина России, направленного на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России, в некоторых городах уже организованы курсы повышения квалификации учителей по программе: «Финансовая грамотность педагога». Осваивая данную программу, учителя могут не только повысить уровень своей финансовой грамотности, но и изучить эффективные меры обучения детей финансовой грамотности в рамках урока.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что финансовое образование должно начинаться как можно раньше и продолжаться до конца школьного курса. В идеале, финансовое образование должно быть отдельным предметом школьной программы, но его интеграция в другие предметы, такие как математика, география, право также может быть весьма эффективным, при соблюдении главного условия – это возрастное соответствие материала. Финансовое образование детей на уроках обязательно должно соответствовать их возрасту, так как потребности и способность и осознанию детей и молодежи значительно отличаются от потребностей взрослых. В свою очередь, учителя должны быть надлежащим образом подготовлены и обеспечены ресурсами, осведомлены о важности финансовой грамотности и соответствующих педагогических методах. Также следует обеспечить для педагогов постоянную поддержку в виде обучения, направленного на совершенствование собственного уровня финансовой грамотности.
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Авторская образовательная программа «Основы финансовой грамотности»
Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.
Курс «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей на III ступени обучения и представлена в двух вариантах:
34 часа в год (базовый уровень – знакомство с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики);
68 часов в год (профильный уровень – предполагает углубленное изучение структуры, участников и регуляторов финансового и фондового рынков, существующих финансовых инструментов и т.д.).
Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов.
Автор: учитель экономики ГОУ Гимназии № 1583
Минигалина Анастасия Николаевна
«Нужно продолжатьобщую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».
Президент Российской Федерации
«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».
Премьер-министр Российской федерации,
Председатель Всероссийской политической
Партии «Единая Россия»
В городской целевой программе развития образования в городе Москве «Столичное образование – 5» говорится о необходимости создания условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
Разработка программы элективного курса «Основы финансовой грамотности» нацелена на обеспечение эффективной реализации целей программы «Столичное образование – 5» в сфере школьного экономического образования.
Работа над образовательной программой позволила глубже понять назначение инновационной составляющей в дополнительном школьном финансово-экономическом образовании, определить особенности организации образовательного процесса в новых условиях.
Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.
Усиление практической составляющей образовательного процесса в различных учебных дисциплинах (в том числе и в экономике), повышение уровня финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде, является одной из задач Городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011 годы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…».
Необходимость подготовки экономически и финансово образованного кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса города Москвы требует реализации комплекса мер по отбору и социальному продвижению активных учащихся, имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу.
Возможность выявления этих способностей, знакомства с основами финансовой грамотности, получения практических навыков в области хозяйственной деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе школьного образования. Необходимо так же прививать молодому человеку важнейшие навыки финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам.
Однако отсутствие базовых знаний о правилах грамотного и безопасного предпринимательского, инвестиционного, потребительского поведения, технологии заимствования на финансовом рынке приводит к тому, что ряды разорившихся предпринимателей, обманутых инвесторов и потребителей, ненадежных заемщиков пополняются людьми совсем молодыми.
В настоящее время финансовый сектор в России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35% россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.
Таким образом, финансовый рынок для неподготовленного человека напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с другой — примеров мрачных эпизодов новейшей истории. Достаточно вспомнить экономические катаклизмы: финансовые пирамиды, кризис 1998 года, банковский кризис 2004 года. Конечно, сейчас уже не 90-е годы, когда почти все население страны верило в силу финансовых пирамид. Однако, «обжегшись» один раз на МММ, «Властилине» или дефолте, граждане боятся участвовать в финансовой жизни страны.
Говорят, что всему виной – доверчивость, но если бы проблема была только в этом, тогда бы не росли невозвраты кредитов, и люди не продавали бы за бесценок акции, доставшиеся им в процессе приватизации. То есть не только доверчивость, но и финансовая безграмотность вредит каждому из нас.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.
При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.
«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества».
Социальный заказ учащихся и их родителей на дополнительные образовательные услуги.
Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.
Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.
Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в округе, школе, а для этого необходимо проводить качественный анализ деятельности по выбранному направлению.
Суть проблемно-ориентированного анализа – выявить сильные и слабые стороны деятельности, определить конкретные пути их решения.
Двоякая направленность анализа:
— от социального заказа и условий (педагогических, учебно-методических, материальных, финансовых) деятельности – к ожидаемому результату;
— от планируемого результата – к «реальному результату» позволит определить направление дальнейшей деятельности.
Социальный заказ на дополнительное образование – это отражение интересов всех участников образовательного процесса: учащихся и педагогов, родителей, а также образовательных учреждений, общества, государства.
Социальный заказ включает следующие компоненты:
государственный заказ (определяется нормативными документами в области образования);
ожидания учреждений профессионального образования.
Наличие социального заказа родителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений на получение дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний требует от образовательного учреждения разработки образовательных программ практической направленности по данной тематике.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей на III ступени обучения и представлена в двух вариантах:
34 часа в год (базовый уровень – знакомство с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики);
68 часов в год (профильный уровень – предполагает углубленное изучение структуры, участников и регуляторов финансового и фондового рынков, существующих финансовых инструментов и т.д.).
Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов.
технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);
технический ресурс (аудиторный фонд, Интерактивная доска, ПК, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа, DVD плеер с комплектном демонстрационных материалов и фильмов);
индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы).
Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся просвещением по данному прикладному направлению экономического образования.
Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;
развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи изучения курса:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Результативностью работы по данной образовательной программе можно считать возросший интерес обучающихся к финансовой сфере и ее прикладным аспектам, что выражается не только в их активном участии в мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады, выставки, интеллектуальные марафоны), но и в количестве победителей и призеров:
Победитель Первого открытого городского конкурса «Трейдеров» в номинации «Самый активный игрок на бирже»;
Победитель Окружного фестиваля «Северное созвездие» в рамках XI городского фестиваля «Юные таланты Московии» в номинации «Экономика»;
Три призера III Всероссийской научно-практической конференции школьников «Технопарк» (секция: Экономические аспекты промышленного производства);
Команда победителей конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи города Москвы»;
Победитель окружного конкурса проектно-исследовательских работ по экономике, финансам и предпринимательству «Это наша Россия, а мы – ее будущее»;
Победитель командного креативного турнира на XII городской научно-практической конференции по экономике и предпринимательству;
Призеры VI Всероссийского конкурса по программе SAGE «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» (город Тула);
Команда призеров Второй окружной финансовой недели Московского открытого образовательного марафона «Личная финансовая безопасность»;
Команда победителей Городского открытого конкурса «Звездный управляющий»;
Команда победителей Всероссийского конкурса по программе SAGE «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» (город Тула);
Команда победителей Международного конкурса по программе SAGE «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» (ЮАР) в номинациях «Лучший предпринимательский проект» и «Дебют года».
Трансляция опыта по работе в данном направлении представлена в следующих публикациях:
Методические рекомендации по подготовке и проведению деловой игры «Школьный банк». Научно-методический сборник «Практико-ориентированное обучение экономике. Учительская лаборатория». Научно-методические рекомендации по организации экономического образования / Под ред. Калининой Н.Н. – М.: МИОО, 2008.
Интеграция курса «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» в экономическое образование Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи «Мыслитель». Научно-методический сборник «Инновационная и экспериментальная работа в экономическом образовании. Формирование ЭПОС / Под ред. Калининой Н.Н. – М.: МИОО, 2009.
Реализация программы экономического образования через создание бизнес-инкубатора. Сборник статей «Содержание и организационно – педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе / Под ред. Портянской Л.Л. – М., 2008.
Роль учителя экономики в организации финансового образования молодежи. Научно-методический сборник «Инновационная и экспериментальная работа в экономическом образовании. Формирование ЭПОС» / Под ред. Калининой Н.Н. – М.: МИОО, 2010.
Методические разработки.Графические способы технического анализа рынка ценных бумаг (конспект урока для 10-11 класса). Научно-методический сборник «Инновационная и экспериментальная работа в экономическом образовании. Формирование ЭПОС» / Под ред. Калининой Н.Н. – М.: МИОО, 2010.
Элективный курс «Основы финансовой грамотности» прошел апробацию в школах Северного округа города Москвы (ГОУ СОШ 213, 1125, Гимназии № 1583) и получил положительные отзывы от учителей, реализующих данную образовательную программу, а также был высоко оценен следующими специалистами:
к.п.н., методист ГОУ МЦ СОУО, координатор инновационных проектов СОУО ДО г. Москвы Гончарова О.В.
д.э.н., к.п.н., заведующая кафедрой МИОО Калинина Н.Н.
к.э.н., доцент кафедры «менеджмента» МГОУ Чекан А.А.
к.соц.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент НИОКР» МАИ Байдакова Н.Н.