Что относят к правовым обычаям

Что относят к правовым обычаям

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Место учебы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

Аннотация. Правовой обычай как источник права преодолел долгий исторический путь. Он воспринимается всеми типами права. Это происходит путем санкционирования либо правотворческими, либо судебными органами. Как источник права правовой обычай используется как дополнение к закону или как самостоятельный вид.

Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

Если рассматривать источники права в историческом аспекте, то первым источником предшествующим всем остальным, в том числе и закону, был именно правовой обычай.

Наиболее часто правовые обычаи использовались в древности и в средние века, образуя так называемое «обычное право».

В условиях родового строя правовой обычай был основной формой регулирований поведения. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь изгнание и другие) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть).

На известном этапе развития, обычаи (точнее определенная их часть) приобретает писаную форму, что зачастую являлось следствием систематизации обычаев и далеко не всегда предполагало государственную санкцию («варварские правды» такие как Салическая, Баварская, Русская).

Но постепенно обычай стал санкционироваться государством и его соблюдение обеспечиваться мерами государственного принуждения.

Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследованные привычки и т.п.).

Обычаи были прав o м общества, переживающего эп o ху распада перв o бытнообщинного строя и образования классов и сословий, так как их реализация осуществлялась механизмом, разработанным в o бществе и без аппарата г o сударства, а в раннем государстве общественный механизм не устраняется, а лишь улучшается или дополняется и д o страивается, и становится механизмом государственной власти. Ист o рически у кажд o г o народа право складывается само собой как установленный порядок отношений между людьми, непосредственно обусловленный осознанной не o бх o димостью с o блюдать o бщие правила ( o бычаи) в процессе совместного участия в производстве, обмене, распределении и потреблении. Эти правила разработались под воздействием объективных потребностей жизни, практической деятельностью организованных в общество людей. Так возникло, в частности, право древнеиндийское, древнегреческое, древнеримское, древнегерманское, древнерусское и др. Об этом свидетельствуют законы Ману, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда – акты, закрепившие в основном обычаи. В праве изначально закладывалось то, что приемлемо для всех членов общества, – общесоциальная справедливость. И лишь усиление государственного правотворчества, позиций интересов властвующих нередко уводило законодательство и судебную практику от права, его природы, его сущности. Обычай предполагает проверенные временем, обоснованные нормы поведения. Законодатель, естественно, стремится придать своим решениям устойчивость. Средневековая философия утверждала: «когда законы устанавливаются без учета обычаев народа, то люди перестанут подчиняться и ничего не удастся достигнуть» [2]. Престиж обычного права, неписаного закона в раннем государственном обществе сохранялся очень долго. Так было и в Древней Греции, где довольно рано появилось «новое» писаное право, которое распространялось на сферу судебной и административной деятельности. Но оно было не способно охватить все правовое пространство, в котором веками царил обычай, а потому обычай имел широкий простор и действовал продолжительное время. Оратор Лисий в IV в. до н. э. ссылался в своей судебной речи на Перикла, советовал судьям применять к преступникам против религии не только писаные законы, но и неписаные, «которые отменить еще никто не был властен, против которых никто не осмеливался возражать» [3]. Фактически такое же положение существовало и в других ранних государствах. Китайская «Книга правителя области Шан» (IV в. до н. э.) начинается с рассказа о том, как царь Сяо Гунн рассуждал со своими советниками о том, может ли он изменять древние неписаные законы: «Ныне я хочу изменить законы, дабы добиться образцового правления… Но опасаюсь, что Поднебесная осудит меня» [4]. Историк А.Я. Гуревич в работе «Категории средневековой культуры», где освещается проблема права в варварском обществе, приходит к следующему выводу: «Никто, ни император, ни другой государь, ни какоелибо собрание чинов или представителей земли, не вырабатывает новых законоположений. Следовательно, не выработка новых законов, но отбор в старом праве наиболее мудрых и справедливых предписаний – так понимается задача законодателя» [5].

Неприязнь к новому в праве в ранних государствах существовала повсеместно. Записываемые новые нормы права фактически состояли из обработанного обычного права. Новое социальное содержание публичная власть вынуждена была вносить с большой осторожностью. Для введения вновь создаваемой правовой нормы (в законе, судебном прецеденте, нормативном договоре) требовалось обоснование со ссылкой на традиции и прошлые авторитеты, на древний обычай, позднее – на тексты Священного Писания, на Бога или прославленных императоров и т. д. Необходимо было обосновать, что оно уже было, действовало, доказало свою справедливость, а не является надуманным. Преподнести новые нормы нужно было наилучшим способом, тактично. Правовыми становились не все, а лишь такие обычаи, которые выражали:

а) продолжительную правовую практику, т. е. складывались в процессе многократного применения (например, в пределах жизни одного поколения, как это было характерно для Древнего Рима);

б) однообразную практику, т. е. приобретали устойчивый, типичный характер;

в) правовые воззрения небольших групп людей, вследствие чего правовые обычаи имели локальное значение;

г) нравы данного общества. В понимании римских юристов обычай – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В традициях римских юристов было признание обычаев источниками права в случаях, не урегулированных законом. Существовало и специальное право по этому поводу, которое гласило: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В Древнем Риме, несмотря на развитость законотворчества, правовые обычаи находили самое широкое применение и обладали присущими им технико-юридическими особенностями. Нормы обычного права в римском праве обозначались специальными терминами: mоres maiorum – обычаи предков; usus – обычная практика; соmmеntarii ponifcum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов; соmmеntarii magistratum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов; cosuetudo – обычай.

Правовой обычай как исторически устойчивый источник права

В указанном смысле правовой обычай частично сохранял авторитет и силу обычая вообще, хранящегося и передающегося с незапамятных времен, аккумулируя духовную мощь и жизненный опыт многих поколений. Именно это обстоятельство ( а не только связь с государством) придавало ему (правовому обычаю) общеобязательный характер. Итак, на ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее значение в системе нормативного регулирования. Они же и явились прообразом писаного права. Все без исключения древнейшие памятники права представляли собой своды правовых обычаев. По мере развития государства оно переходит к систематической нормотворческой деятельности. Обычное право уступает дорогу закону и иным актам, т. е. «продукту» этой деятельности. В последующие эпохи и в современный период правовой обычай сохранил свое значение в качестве источника права. Наиболее распространено обычное право в странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и в ряде арабских стран. В латиноамериканских странах (Уругвай, Венесуэла, Аргентина, Бразилия и др.) правовые обычаи используются в качестве субсидиарного источника права. В странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской системе права, правовой обычай используется в случаях, оговоренных в законе. Сохранены они в различных странах мира, в том числе и в Англии, чья правовая система основана на судебном прецеденте. Основными признаками правовых обычаев в Англии являются следующие: 1) существование обычая с незапамятных времен (на основании Первого Вестминстерского статута 1275 г. старинным считается обычай, существовавший до 1189 г.); 2) разумность обычая (это требование предполагает, что данный обычай не будет поддержан, если он не имеет правового смысла); 3) определенность обычая (это правило раскрывается в точном обозначении: природы обычая; круга лиц, в отношении которого должен действовать обычай; местности, в пределах которой действует обычай); 4) обязательность обычая (если обычай не обнаруживает обязательного для исполнения характера предусматриваемых им положений, он не может быть поддержан судом); 5) непрерывность действия обычая (для того чтобы обладать юридической силой, обычай должен сохранять свое действие без каких-либо перерывов, с «незапамятных времен») [6]. В романо-германской правовой семье обычаи выступали вторым после нормативного правового акта источником права. Обычное право было господствующим до XI в., когда началось возрождение римского права. Само обычное право можно определить как совокупность неписаных правил поведения, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения, и санкционированных государственной властью. Обычай сохраняет свое значение (преемствуется) в качестве источника права прежде всего в тех областях, где нет достаточного материала для законодательных обобщений. Правила обычая выступают как «предвосхищение установленного законом права» [7]. Обычай претендует на роль источника права в связи с тем, что достигает регулятивной роли благодаря тому, что люди эмоционально, на основе духовно-психологического порыва, совершают действия и поступки, становящиеся привычными, естественными, жизненно необходимыми. Формой реализации преемственности правового обычая является санкционирование. Источником возникновения обычая признается общество, а государство выполняет по отношению к нему оценочно-иерархические действия. С одной стороны, органы государственной власти оценивают содержание обычных норм на предмет их соответствия требованиям закона. С другой – положительная оценка включает обычай в иерархическую систему форм права, первенство в которой принадлежит законодательству [8]. Происходит это путем санкционирования обычая государством. Оно, по мнению С.С. Алексеева, не только одобряет обычаи, но и считает «своими», вкладывает в них свою государственную волю» [9]. В зависимости от органа, осуществляющего санкционирование, можно выделить несколько путей преемственности обычая:

1) законодательным органом путем закрепления в бланкетной норме отсылки к правовому обычаю и связи с конкретными отношениями;

2) судебными органами путем использования в качестве основания обычая без разрешения законодателя (молчаливое санкционирование);

3) судебными органами определенного порядка разрешения дел, сложившегося в обыкновение судебной практики. Некоторые авторы предлагают сокращенный перечень санкционирования:

а) законодательное (абстрактное);

б) судебное (конкретное) [10].

По характеру выражения санкционирования обычая можно выделить два способа преемственности:

б) устное (молчаливое) [11].

Санкционирование с помощью прямого разрешения закона предполагает наличие в бланкетной норме разрешения использовать обычай. Об этом, в частности, писал С. Л. Зивс. Он высказался за то, что санкционирование обычая нормативным актом осуществляется «лишь путем отсылки, без прямого (текстуального) его закрепления в нормативном акте» [12]. При этом существо обычного права оставалось неизменным. Наиболее часто используемой формулой санкционирования юридических основ функционирования обычно-правовых норм на территории стран африканской франкофонии являются различного рода конструкции, предполагающие издание специальных законодательных актов (в Сенегале – Ордонанс № 60-56 от 14 ноября 1960 г.; в Береге Слоновой Кости – Закон № 61-155 от 18 мая 1961 г. с изменениями от 14 июня 1964 г. и 2 июля 1964 г.; в Камеруне – Ордонанс от 29 декабря 1965 г. с изменениями на 26 августа 1972 г.; в Конго – Закон № 28–61 от 19 мая 1961 г. с изменениями на 1 февраля 1961 г.) и т. д. [13]. Что касается конституционных положений, то в них, как правило, отмечается, что закон определяет процедуру, согласно которой устанавливается наличие обычаев, и последние приводятся в соответствии с основными принципами Конституции. Санкционирование непосредственно судебной властью вне зависимости от разрешения законодателя является письменным, конкретным, вторичным и последующим. Квалифицирующим признаком этого является молчание законодателя по этому поводу. Суд управомочен самостоятельно определять допустимость применения к конкретным правоотношениям обычных норм. Это придает процедуре казуальный характер. Отнесение этого способа санкционирования к последующим означает, что обычай возникает самостоятельно, стороны (или сторона) воспользовались им, а суд после свершившихся обстоятельств оценивает применимость обычая и, в случае положительного решения этого вопроса, санкционирует обычное правило. Абсолютизация роли судебной власти в санкционировании обычаев характерна для англосаксонских государств. Закрепление за судами правотворческой функции позволяет считать санкционирование осуществившимся путем закрепления обычного правила в прецедентах [14]. Санкционирование судебной практикой обычая достаточно распространено. Но следует помнить, что сами судебные решения не разрешают никаких обычаев, как правило, не создают их, не отсылают к ним, не дают им какого-либо статуса. Скорее, наоборот, суд может пользоваться обычаем, если он уже есть как форма права, признан, имеется. Он может проверить содержание обычая, его известность сторонам, нравственность его положений, соответствие нормативным правовым актам. Кроме того, сама деятельность суда должна первоначально основываться на законе. В связи с обязательностью судебного решения правовой обычай получает подкрепление своей силы со стороны государства. Санкционирование судебными органами определенного порядка разрешения дел, сложившегося в обыкновение судебной практики, имеет место в том случае, если сама юридическая практика ведет «к образованию своеобразных судебных обычаев, складывающихся в конце концов в целую систему права» [15]. Судебная практика представляет собой сложившееся направление правоприменительной деятельности, и в этом смысле она образует правовой обычай в форме обыкновения. По характеру выражения судебные обыкновения имеют устную форму, так как ни законодатель, ни судебные органы прямо нигде не прописывали право судов создавать и санкционировать обыкновения своей деятельности. Сам же порядок возникновения судебных обыкновений схож с происхождением обычных норм. А результаты этого процесса могут закрепляться в письменной форме (например, постановления пленумов высших судебных инстанций), но могут существовать как совокупность поступков. Суды могут выполнять роль фиксатора обыкновений. В конце 30 – начале 50-х гг. ХХ в. в научной литературе происходил спор о том, можно ли считать молчание законодателя разрешением на использование обычаев. Решение участников дискуссии было отрицательным. Правоприменительная практика Советского государства полностью отвергла идею молчаливого санкционирования. Современная юриспруденция и судебная практика, утверждает С.В. Бошно, также не дает оснований видеть перспективы молчаливого согласия в виде отсутствия запрета [16]. Игнорирование мнения государства, и утверждение того, что обычаи действуют сами по себе в силу того, что они есть, автору представляется крайностью. Развитие этого тезиса неизбежно ведет к абсолютизации дерагоционных возможностей обычая, самодостаточности обычаев. Представляется, что такая позиция не совсем корректна. Она приемлема для современных правовых систем, но в период становления государства и права, в средневековый период она была реальной. В этот период санкционирование обычаев не носило характера целенаправленного действия (издание королевского указа), а происходило в форме молчаливого согласия и признания.

1. Разумович Н. Н. Источники права и форма права // Советское государство и право. – 1988. – № 3. – С. 25.

2. Книга правителя области Шан (Шан Дзюнь Шу) / пер. Л.С. Переломова. – М., 1993. – С. 127.

3. Лисий Речи / пер. С.И. Соболевского. – М., 1994. – С. 87.

4. Книга правителя области Шан (Шан Дзюнь Шу). – С. 156.

5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972. – С. 149, 151.

6. Романов А. К. Правовая система Англии. – М., 2000. – С. 180.

7. См.: Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. – М., 1992. – С. 32.

8. Башно С. В. Санкционирование обычаев государством: содержание и классификация // Юрист. – 2002. – № 2.

9. Алексеев С. С. Проблемы те o рии права: Курс лекций: В 2 т. – Самара, 1974. – Т. 2. – С. 59.

10. Супотаев М. А. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах // Источники права. – М., 1984. – С. 32–33; Лукич Р. Методология права. – М., 1982.

11. Башно С. В. Указ. с o ч. – С. 12.

12. Зевс С. Л. Источники права. – М., 1982. – С. 123.

13. Захаровина М. В. Характеристика туземного права стран франкофонной Африки и Мадагаскара в постколониальный период их развития // Государственная власть и местное самоуправление. – 2001. – № 4. – С. 32. 22. Башно С. В. Указ. соч. – С. 24.

15. Галунский С. Обычное прав o // Советское государство и право. – 1938. – № 4. – С. 63.

16. Башн o С.В. Указ. с o ч. – С. 13, 14.

Источник

Что признается обычаем в соответствии со статьей 5 ГК РФ

Что относят к правовым обычаям

Источниками гражданского права в РФ являются не только нормативные акты и международные договоры, но и обычаи делового оборота. При этом они занимают по степени важности самое последнее место и идут после диспозитивных норм законодательства, оговоренных в договорах условий сделок, актов международного права.

Обычаи по своей сути являются субсидиарным источником права, который имеет отношение к договорам между лицами, и вещному праву.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в первую очередь под обычаями следует понимать практику делового оборота, а так же традицию приобретения каких-то вещей, относящихся к общедоступным для сбора и получения (ст. 221 ГК РФ). Ст. 5 ГК РФ определяет обычаи в качестве правил поведения, имеющих чёткие признаки, хотя и не закреплённых ни в одном законе.

Природа обычаев в договорном праве

Проще всего понять сущность обычаев, если попытаться разобраться с тем, является ли договор, в котором не указана цена его исполнения, законным. При условии, что стороны сами согласны с практикой его исполнения, — вполне. Вступает в силу п. 3 ст. 424 ГК РФ, которая говорит о том, что следует оплачивать услугу или приобретение товара по цене, сложившейся в регионе, если что-то конкретное не упомянуто в договоре.

В случае же возникновения спорной ситуации дело должно решаться в суде, которому отдано право сделать выводы на основании общих начал гражданского правового оборота и руководствуясь нормами справедливости и судебной практикой. Кроме вопроса ценообразования обычаи могут касаться ещё и представления о качестве товара, а также его упаковки, условиях доставки.

Что обычаем не является?

Не относятся к обычаям обыкновения, которые подразумевают сложившуюся практику так, что отдельные аспекты не расписываются в договоре, потому что рассматриваются сторонами разумеющимися. Обыкновение не учитывается в качестве фактора гражданско-правового оборота, а обычаи, наоборот, вступают в силу в том случае, если какая-либо практика существует, но не указана в договоре.

Не является обычаем и заведённый порядок. Он может рассматриваться судом на основании ч. 2 ст. 431 ГК РФ. Заведённый порядок — это порядок взаимоотношения сторон предпринимательского договора, который следует из практики их взаимоотношений. Он может быть связан с характером отгрузки товара или оказания каких-то регулярных услуг. Этот порядок отличается от обычаев тем, что имеет отношение только к взаимоотношениям между конкретными лицами и становится приоритетным по отношению к обычаям.

Существуют обычаи, которые не применяются в качестве источников права. К ним относятся все те, которые противоречат законодательству. Об этом говорится в п. 2 ст. 5 ГК РФ.

В чём важность обычаев?

Из этого можно сделать вывод о том, что стороны связаны каким-то обычаем, который сами выбрали при заключении договора, и порядком взаимоотношений. Ни один юрист не сможет составить договор как документ, который описывает все нюансы и особенности партнёрства между лицами. Международное право и ГК РФ в таком случае руководствуется тем, что в «деловом» мире относят к обычаям. Некоторые общественные коммерческие организации даже издают их сборники, которые являются вспомогательными средствами регулирования отношений между субъектами права.

К числу обычаев относятся принятые традиции в совершении оплаты, обычаи портов и бирж.

Отражение в постановлениях пленумов ВАС и ВС РФ

Чаще всего ст. 5 ГК РФ играет роль критерия при определении возможности применить принципы свободы договора к какому-то конкретному случаю. Более детально ст. 5 раскрывается в п. 5 ст. 421 и п. 2 ст. 427 ГК РФ. Об этом напоминает Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. В нём говорится, что суды должны исходить из того, что изначально договор составлялся опираясь на практику, традиции и обычаи деловых взаимоотношений. В постановлении указывается, что «толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия». Под контрагентом же подразумевается специалист, профессионал в определённой сфере, и это предположение остаётся верным, пока не будет доказано обратного.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.06.2015 № 25 уточняет, что бремя доказательства существования обычая ложится на сторону, которая на него ссылается (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ). Он же может быть опубликованным и раскрытым в каких-то документах, а может быть строго неформальным, нигде письменно не закреплённым, но реально существующим.

Источник

Правовой обычай как источник права

Что относят к правовым обычаям

Правовой обычай как источник права может применяться в случаях, прямо предусмотренных действующим российским законодательством. В статье расскажем, что такое правовой обычай, и как он работает на практике.

Что такое правовой обычай

Правовым обычаем является общепринятая норма поведения, сложившаяся исторически и принимаемая государством и его гражданами в качестве источника права, но, при этом, не закрепленная официальными нормативными документами.

Основными чертами правового обычая являются:

Исторически именно правовые обычаи стали источником законодательства – укоренившиеся в обществе традиции и правила поведения были использованы при разработке официальных документов – законов и подзаконных актов.

Применение правового обычая

Государство позволяет применять обычай в тех отраслях, в которых на протяжении нескольких десятилетий складывались определенные правила поведения, характерные для тех или иных территорий или условий.

Норма правового обычая ограничена в применении – так, уголовное право не допускает их использования. Члены общества должны руководствоваться только теми нормами, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ. Эти нормы носят императивный характер – любое отступление от них недопустимо.

Другие отрасли права помимо императивных содержат и диспозитивные нормы, дающие большую свободу тем, кто руководствуется ими в своей деятельности. Некоторые нормы содержат самостоятельную отсылку к возможности использования правового обычая при соблюдении определенных условий.

Правовой обычай в российском законодательстве

Правовой обычай в праве России представлен, в основном, в сфере гражданско-правовых отношений. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ, обычаем считается правило поведения, широко применяемое на практике в предпринимательской или иной деятельности, вне зависимости от того, закреплено оно законодательством, или нет.

Рассмотрим на практике, что такое правовой обычай. Примеры приведены ниже:

Законодатель только дает отсылку к существующим обычаям; сами обычаи в законе при этом не описываются.

Правовой обычай в международном праве

В международном праве, которое не имеет единого регулятора (в отличие от права отдельной страны, регулируемого государством), правовой обычай играет определяющую роль.

Примерами правовых обычаев, признаваемых странами всего мира, служат:

Перечисленные документы аккумулируют фактически сложившиеся в мировой практике правила взаимодействия между торговыми организациями.

Итак, развитие общества и взаимодействие его членов между собой влечет возникновение устоявшихся практик поведения, которые приобретают статус правового обычая. Несмотря на то, что все отрасли человеческой деятельности регламентированы нормами права, закрепленного документально, государство позволяет использовать правовой обычай в тех сферах, которые связаны с частным правом – например, в договорных отношениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *