Что относят к фундаментальным понятиям
Тема 1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения
Оглавление
Введение
На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.
В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.
Сегодня безопасность жизнедеятельности (БЖД) опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», а в вузах введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».
Будущие специалисты должны быть готовы к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту персонала учреждений, объектов экономики и населения, а также на существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС. Поэтому студентам необходимо изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
1.1. Сущность и содержание дисциплины
Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.
Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему.
Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Задачи БЖД сводятся к:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для:
Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите населения, персонала учреждений и объектов экономики, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени.
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (объем 29 часов) состоит из девяти взаимосвязанных тем (объемом 20 часа плановых занятий и 9 часов – самостоятельной работы).
В результате изучения дисциплины курсанты должны быть готовы к грамотным и осознанным действиям в экстремальных условиях любой обстановки.
Итак, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями.
1.2 Основные понятия безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно.
Наиболее характерными являются системы:
Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:
Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.
Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.
Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.
В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры:
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается ее негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:
Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.
Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.
Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.
Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Признаками, определяющими опасность, являются:
Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.
Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).
Источники опасности могут быть:
По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):
ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таксономия опасностей
Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры.
По происхождению различают 6 групп опасностей:
природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.
Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.
Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.
Можно говорить о разной степени идентификации:
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.
Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.
Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.
Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.
В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
«Дерево причин и опасностей» как система
Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.
Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».
Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).
Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.
Квантификация опасностей
Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.
В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.
Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?
Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.
Прежде чем перейти к рассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры.
Пример 1. Определить риск R пр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п=7 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N=70 млн. человек:
Пример 2. Ежегодно в стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 150 млн. человек, определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей:
Пример 3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть- ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), если ежегодно погибает в этих происшествиях 30 тыс. человек:
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный риск (точнее – групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск – это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1: Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США)
Вопросы для прохождения аттестации педагога по ОБЖ с ответами
Просмотр содержимого документа
«Вопросы для прохождения аттестации педагога по ОБЖ с ответами»
(ТЗ открытые и закрытые – текст)
+О комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой
Об охране жизни человека
Об охране здоровья человека
Безопасность жизнедеятельности призвана интегрировать комплекс знаний, необходимых для обеспечения
Комфортного состояния человека
Безопасности человека в окружающей среде
Безопасности среды обитания
+Комфортного состояния человека и безопасности во взаимодействии его со средой обитания
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки
+Защита человека от опасностей антропогенного происхождения
+Защита человека от опасностей естественного происхождения
Создание условий для высокоэффективной деятельности и отдыха
Сохранение жизни и здоровья человека при негативном воздействии любых опасностей в техносфере и достижение комфортных условий жизнедеятельности
+Способ существования человека
Основное направление в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности
Мониторинг среды и контроль источников опасностей
+Профилактика причин и предупреждения условий возникновения опасных ситуаций
Разработка и использование средств защиты от опасностей
Формирование требований безопасности и экологичности к источникам опасностей
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности
+Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве
Формирование систем контроля опасностей и управлением состояния безопасности техносферы
Организация обучения населения основам безопасности
Подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности
Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб
Материальным ценностям и природе
Природе и человеку
Человеку и материальным ценностям
+Человеку, природе и материальным ценностям
Опасности естественного происхождения
Биологическими воздействиями живых организмов
Преобразующей деятельностью человека
+Стихийными явлениями, климатическими условиями
Опасности антропогенного происхождения обусловлены
Биологическими воздействиями живых организмов
+Преобразующей деятельностью человека
Стихийными явлениями, климатическими условиями
Первопричиной многих негативных факторов, влияющих на безопасность и здоровье человека, является
+ Антропогенная деятельность человека
Недостаточное качество техносферы по отношению к природе
Недостаточное качество техносферы по отношению к человеку
Условия проживания человека
В результате активной деятельности разрушается биосфера и создается новый тип среды обитания – техносфера, представляющая собой
+Часть биосферы, преобразованную человеком с помощью технических средств, с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям
Территорию, обладающую общими характеристиками природной и производственной среды
Пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека
Область распространения жизни на земле
Чрезвычайная ситуация – это
Особо сложное социальное явление
Новое явление в мире науки и техники
Определённое состояние окружающей природной среды
+Обстановка на определённой территории, которая может повлечь (или уже повлекла) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
Принципы научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации
Триединая формула безопасности отражает
+«Предвидеть опасность — по возможности ее избегать — при необходимости действовать»
«Определять опасность — действовать — избегать»
«Избегать опасность — предвидеть — действовать»
Количество принципов отбора содержания курса БЖ
Принцип функциональной полноты
Учебный материал должен отражать современный уровень наук и соответствовать их фундаментальным положениям согласно принципу
Человек, овладевший экологической культурой, должен
+Подчинять все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования
+Заботиться об улучшении окружающей среды
Допускать разрушения и загрязнения окружающей среды
Документ, отражающий роль образования в развитии российского общества на современном этапе
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
+Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Министерства образования РФ о развитии образования
Создание ресурсного центра относится к
+Внутришкольной модели профильного обучения
Модели сетевой организации
Знания ученика проявляются в его
Школьный курс ОБЖ проинтегрирован
+Со всеми образовательными предметами
Вид лабораторной работы, при котором учитель организует и контролирует выполнение работы учащегося по индивидуальным инструктивным карточкам
Первую классификацию методов обучения предложил
Рассказ как метод, применяется когда
Устанавливаются причинно-следственные связи
+Речь идет об истории вопроса
Идет строгая регистрация фактов
Группа методов, в которых источником знаний является речь учителя
+Словесный метод обучения
Наглядными методами обучения
Практическими методами обучения
Словесные методы обучения
+Наглядные методы обучения
Практические методы обучения
Частично поисковый метод
Условия применения беседы, как метода
Учащимся интересна тема беседы
У учащихся есть определенный запас знаний
+Участвуют более двух человек
Игровой метод – это
Традиционный метод обучения
Нетрадиционный метод обучения
+Интерактивный метод обучения
+Основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей — по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении
Элемент всестороннего развития личности при систематическом и последовательном приобретении знаний и умений
Форма преподавания, когда учитель уделяет большое время учебному материалу и когда используются различные формы работы
На фронтальной лабораторной работе обучающиеся выполняют
+Работу под руководством учителя
Работу группами самостоятельно
Дополнительная форма обучения по ОБЖ
Тип урока определяется
+Целью и дидактическими задачами
Способом организации учащихся на уроке
Формирование новых знаний
Контроль за знаниями
Конкретизация знаний по теме
Основанием для выделения вида урока может быть
Характер учебно-познавательной деятельности учащихся
Степень подготовленности учащихся
Материально-техническая база кабинета
В организации наблюдения учащихся главную роль играет
Организационные приемы — это
+Действия учителя и учащихся, при помощи которых даются задания
Действия учителя, направленные на восприятие, внимание и работу учащихся
Действия учителя по возбуждению и развитию познавательных интересов учащихся
Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения, — это
Индивидуальные внеклассные занятия
+Массовые внеклассные занятия
Групповые внеклассные занятия
Система знаний, умений, ценностных ориентации в области наук, искусства, законов, обычаев, традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды называется
Экологизацией содержания образования
Интерактивное обучение — это
+Обучение, погруженное в общение, сохраняющее конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые
Обучение, позволяющее активизировать работу учащихся и снижать интенсификацию учебного процесса
Обучение, рассчитанное полностью на самостоятельное усвоение учащимися новых знаний
Занятиями на учебном участке
Внеклассная работа — это форма
Организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя
+Организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления у детей познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по ОБЖ
Организации самостоятельной работы школьников
+Компьютерные методы обучения
Наглядные методы обучения
Обсуждение изученного материала
Метод проб и ошибок
Деятельность на уроке ОБЖ, при которой учащиеся самостоятельно решают учебную проблему
Уровень знаний по пройденному материалу можно выяснить при помощи
+Проверка и оценка знаний, умений, навыков по ОБЖ
Уровни образования, представленные в нормативных документах по ОБЖ в школе
Дополнительные формы обучения по ОБЖ
Цель изучения элективных курсов по ОБЖ
+Ориентация на индивидуализацию обучения по ОБЖ
подготовка их к осознанному выбору будущей профессии
+Расширение кругозора учащихся по ОБЖ
Элективные курсы — это
+Курсы по выбору учащихся
Обязательные занятия для всего класса
Курсы, по которым единый государственный экзамен не сдается
Формы обучения в профильном классе по ОБЖ
Обзорные и установочные лекции
+Самостоятельное изучение дополнительной литературы по ОБЖ
+Написание и защита рефератов
Единый государственный экзамен по ОБЖ
+Школьные научно-практические конференции
Профильные элективные курсы могут быть
Углубляющими действующий профильный курс ОБЖ
помогающими выбрать профиль
В учебно-методический комплект элективного курса входят
+Методические рекомендации для учителя
+Учебное пособие или хрестоматия
+Рабочая тетрадь для учащихся
Единый государственный экзамен сдается по
+Предметам профильного обучения
+Предметам базового уровня обучения
Параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности
Фундаментальные понятия по ОБЖ
Периферийные понятия по ОБЖ
+Химически опасный объект
Основные уровни, на которых рассматривается фундаментальное понятие «Опасность»
Средства визуального восприятия
+Устное изложение учебного материала
+Наглядные методы обучения
Работа с печатными источниками
Словесные методы обучения ОБЖ
Деятельность учащихся при активных методах обучения ОБЖ носит
Активные методы обучения ОБЖ
Методы проблемного обучения ОБЖ
+Проблемного изложения материала
Интерактивные методы обучения – это
Семинары и проблемные лекции
Из словесных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются
Наглядные методы обучения
Описание стихийных бедствий
Распознавание опасных объектов
+Демонстрация противогаза, огнетушителя
Интерактивные уровни обучения
Применение аудиовизуальных средств
+Обсуждение в группах
+Обучение на практике
+Обучение в процессе обучения других
Из наглядных методов обучения на уроках ОБЖ преимущественно используются
+Демонстрация нескольких объектов одновременно
+Демонстрация средств индивидуальной защиты
Демонстрация современной аппаратуры
Деловые игры по ОБЖ классифицируются по
+Характеру моделируемых ситуаций
+Характеру игрового процесса
+Способам передачи и переработки информации
+Динамике моделируемых процессов
+Тематической направленности и характеру решаемых проблем
+Запись вопросов на доске
+Прикрепление рисунков на доске
Демонстрация с обходом учащихся
Формы обучения по предмету ОБЖ
Виды уроков, которые преобладают при изучении нового материала
Отработка умений и навыков
Дидактические задачи, решаемые на комбинированном уроке
+Проверка знаний, умений,
+Изучение нового материала
Классификация типов уроков
+Изучение нового материала
Организационные приемы обучения ОБЖ
+Демонстрация со стола
+Демонстрация с обходом учащихся
+Демонстрация с раздачей объектов на руки
Технические приемы обучения
+Использование инструктивных таблиц
+Изготовление макетов, схем
+Прикрепление схем на доске
Черты сходства между уроком и внеурочной работой по ОБЖ
+Обязательная форма организации обучения
Проводятся по четкому расписанию
Выполняются после урока
Проводятся в кабинете ОБЖ
Элементы лекционно-семинарской формы учебной работы
Наблюдение за объектом
Экскурсия имеет сходство с уроком по следующим признакам
Дополнительная форма организации обучения
+Обязательная форма организации обучения
Проводится в классной комнате
+Решает учебно-воспитательные задачи
+Обязательно включает в самостоятельную работу учащихся
Время проведения ограничено
+Проводится по школьной программе
Логические приемы обучения
Направления воспитания в процессе обучения ОБЖ
+Культуры здорового образа жизни
Внеклассная работа по ОБЖ решает задачи
+Усовершенствования знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках
+Развития творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов
+Воспитания любви и уважения к людям своего родного края и страны, языку, который изучается
Изучения нового и закрепления старого
Виды внеклассной работы по ОБЖ
+Выставка макетов, изготовленных учениками самостоятельно
+Написание реферата по соответствующей теме
Домашняя работа по теме «Безопасное жилище»
+Общешкольные мероприятия «День безопасности», «День защиты детей»
Внеклассная работа по теме «Здоровье»
+ Занятия в Кружке юных пропагандистов здоровья
+Просветительская работа по токсикомании и наркомании
+Выполнение научного исследования по влиянию различных факторов на здоровье человека
Экскурсия в анатомический музей
Экологическая ответственность учащихся проявляется в
+Ответственности за состояние естественного природного окружения
Ответственности за свое здоровье и здоровье других людей
+Активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды
Создании экологической среды
В процессе обучения у школьников формируются
+Мотивы социального поведения
Развивающая функция обучения предполагает развитие
Критерии выбора наглядных технических средств обучения
Основные признаки компьютерного зрительного синдрома
+Боли в области глазниц и лба
+Боли при движении глаз
+Покраснение глазных яблок
+Боли в области шейных позвонков
+Быстрое утомление при работе
Вид (ы) итоговой проверки и оценки знаний по ОБЖ
Единый государственный экзамен
Типы тестовых заданий
(по классификации В.С. Аванесова)
+Задания на выбор одного или нескольких правильный ответов +Задания в открытой форме или на дополнение
+Задания на установление правильной последовательности
+Задания на установление соответствий
Основные формы тестовых заданий
Основные виды тестовых заданий
Функции учебников по ОБЖ
+Источник знаний, носитель содержания по предмету
+Средство обучения ОБЖ
Форма организации обучения ОБЖ
Обязательное оборудование в кабинете ОБЖ
Костюм химической защиты
Исходным моментов в познании мира является
Из ощущений возникают отражающие вещь в целом
На основе восприятия возникают, заключающиеся во внутренних образах, хранимых в памяти человека
Представления (образы) есть ступень к абстрагированию, являются в известной мере уже
Обобщенные представления образуют
Область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций, называется
Охраной окружающей среды
Потенциальной опасностью называется возможность воздействия на человека… факторов
+Неблагоприятных, или несовместимых с жизнью
Инструкция правил поведения подростков
Иммунитет, приобретенный посредством прививок
+Инфекции, передаваемые половым путем
Меры сердечной недостаточности и инсульте
Уложить больного, расстегнуть затрудняющую дыхание одежду, положить к ногам грелку, срочно вызвать «скорую помощь»
+Очистить полость рта и дыхательных путей от слизи, повернуть голову набок, удобно уложить больного, вызвать «скорую помощь»
Уложить больного, расстегнув одежду, повернуть голову набок, очистив дыхательные пути, положить к ногам грелку
+Метод, обеспечивающий предупреждение попадания микробов в рану при её обработке
Метод, предупреждения попадания микробов в продукты при их обработке
Метод, обеспечивающий предупреждение попадания микробов на медикаменты при их изготовлении
+Это истечение крови из раны
Это нарушение целостности кровеносных сосудов
Это потеря крови организмом
+Это стечение крови из сосуда в результате его травмы
+Духовность, знания, материальный достаток, карьера
Материальный достаток, карьера, знания, здоровье, духовность
Знания, карьера, материальный достаток, духовность, здоровье
Карьера, здоровье, знания, материальный достаток, духовность
Защита культурного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния народов РФ, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения определяется как
Сохранение политической и экономической независимости
Сохранение национальной целостности РФ
Повышения уровня политического и экономического руководства всех ветвей федеральной и региональной власти
+Обеспечение национальной безопасности РФ
В случае возникновения ЧС в школе учитель, в первую очередь, обязан
Ожидать дальнейших указаний
Собрать ценные документы и вещи
Укрыться в защитном сооружении
Непрерывная работа за компьютером для взрослого человека не должна превышать
При работе за компьютером расстояние между глазами и плоскостью монитора должно составлять
Гражданская оборона в школе — это
+Система мероприятий по подготовке и защите школьников и персонала и ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты от ЧС мирного времени
Силы и средства РФ, предназначенные для защиты населения и ценностей от опасности возникновения вооруженных конфликтов или вследствие этих конфликтов
Система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации ЧС в военное время
Для организации и проведения эвакуации населения создаются
Комиссию по ЧС в школе возглавляет
В план защиты учащихся и персонала учебного заведения при угрозе ЧС включаются (ется)
+Эвакуация из угрожаемого района в безопасную зону
+Организация медицинской защиты
Проведение экстренного родительского собрания
+Применение средств индивидуальной защиты
Проведение экстренного педсовета
методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
Общая цель пропаганды безопасности жизнедеятельности заключается в
+Обеспечении учебно-методического взаимодействия семьи и школы по безопасности жизнедеятельности
+Повышении результативности реализации программ по безопасности жизнедеятельности
+Придании индивидуальным планам образовательных учреждений предупредительный характер
Придании индивидуальным планам образовательных учреждений коррекционный характер
технологий невозможно без
+ Средств информатизации образования
информатизации образования включают
+Компьютерное аппаратное обеспечение
Информатизация образования – это
+Область научно-практической деятельности человека, направленная на применение технологии и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающей
формирование новых знаний
Область научных знаний, направленная на сбор и обработку информации
Процесс информатизации населения
Мультимедийные технологии – это
+Новые информационные технологии, обеспечивающие работу с компьютерной графикой и текстом, речью и звуком, неподвижным изображением и видео
Новые информационные технологии, обеспечивающие работу с компьютерной техникой
Новые информационные технологии, обеспечивающие создание только презентаций учебного материала
Использование мультимедийных технологий решает триединую задачу
+Максимального удовлетворения информационных потребностей участников образовательного процесса
Формирования профессиональных компетенций только будущего учителя информатики
+Повышения качества профессиональных знаний и умений участников образовательного процесса
+ Активизации познавательной деятельности, формированию проективных умений и проективного мышления участников образовательного процесса
Мультимедийный программно- методический комплекс включает
+Базу данных о каждом ученике, результаты проверочных работ и тестов
Базу нарушений ученика
Дидактическое понятие «межпредметная связь» состоит из трех элементов
+ Знаний из одной предметной области
+ Знаний из другой предметной области
+ Связи этих знаний в процессе обучения
Знаний правил безопасного поведения
Основные цели информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников
+Вовлечение школы в построение едино информационного пространства
+Формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества
Формирование у школьников отношения к компьютеру как к инструменту для общения в социальных сетях
Основные принципы новых информационных технологий
+ Интерактивный режим работы с компьютером
+ Интегрированность с другими программными продуктами
Отсутствие гибкости процесса изменения исходных данных
Навыки, необходимые учителю для проведения методически правильного занятия с использованием средств мультимедиа учитель должен иметь навыки
+ Владения мультимедийными средствами и технологиями
+Применения информационных и телекоммуникационных технологий
День защиты детей от ЧС проводятся
+ В школах в конце учебного года
В городском парке в начале июня
В загородном лагере летом
Мероприятия, проводимые в рамках Дня защиты детей
+Практической отработке навыков безопасного поведения
+Военно-прикладным видам спорта
Учебные сборы на базе воинских частей проводятся для
+ Юношей, обучающихся в десятых классах
Учащихся одиннадцатых классов
Во время учебных сборов на базе воинских частей студенты проходят
Технические средства обучения
Общевойсковой защитный комплект
Вид контроля, с помощью которого можно выяснить уровень знаний по пройденному разделу
Проверка и оценка знаний, умений, навыков по ОБЖ
В начальной школе курс ОБЖ интегрирован с курсом
Раздел, который не включен в курс ОБЖ основного общего образования
«Оказание первой медицинской помощи»
+«Основы обороны государства»
«Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях»
«Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности»
Классно-урочная форма является основной формой организации, потому что
Она возникла раньше других
+Именно на уроке, а не в кружке или в процессе домашней самостоятельной работы идет реализация поставленных целей
На уроках изучается большой объем учебного материала
Урок проводится учителем
Материальными средствами обучения не является
Отдельные тексты из учебника, пособий и книг
Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов
+Система обучения методы обучения система общешкольных требований
Тестовый материал средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели)
Технические средства обучения
Сущность педагогической технологии
Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение
+Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Составная часть, элемент метода конкретное действие, отдельная операция в структуре метода
Для проблемного обучения характерно то, что
Учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности
+Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий
Оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук
Разработка проектного задания
Техническими средствами обучения не являются
+Учебники и учебные пособия
Персональные компьютеры со всеми их дополнительными устройствами
К преимуществам использования систем тестирования с применением компьютерных
технологий не относится
Оперативность получения сведений о знаниях учащихся
Сложность оценки результатов тестирования в силу неодинаковости вопросов, вошедших в один тест
Объективность полученных результатов
+Возможность определения тем и вопросов, слабо освоенных обучающимися
Элективные курсы — это
+Курсы по выбору учащихся
Обязательные занятия для всего класса
Курсы, по которым единый государственный экзамен не сдается
Единый государственный экзамен сдается по
По элективным курсам
Предметам профильного обучения
+Предметам базового уровня обучения
Деятельность учащихся при активных методах обучения ОБЖ носит характер
Аудиовизуальным средствам обучения ОБЖ является
+Образцы аварийно-спасательного оборудования
Плоскостными учебно-наглядными пособиями по ОБЖ не являются
Изобразительными объемными учебно-наглядными пособиями по ОБЖ не являются
Макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования
Макеты местности, зданий
Предварительной подготовкой учителя ОБЖ к осуществлению образовательного процесса не является
Изучение и анализ действующих программ и учебных изданий
Изучение распорядительных документов
+Совершенствование учебно-материальной базы за счет собственных средств
Изучение методических материалов
Ознакомление с учебными программами смежных дисциплин
Практическая отработка действий и приемов, которые предстоит показывать учащимся
Календарно-тематический план не включает
Наименование разделов, тем
Количество часов на изучение раздела, темы
Дата проведения уроков
+Сценарный ход урока
Критерием отбора учебного материала по ОБЖ не является
Учет времени, выделенного на изучение темы
Содержание образования по ОБЖ
Возрастные особенности учащихся
+Желание и настроение учителя
Соответствие материально-техническому и методическому оснащению школы
Видом контроля по временному принципу не является
Предварительный вид контроля
Тематический вид контроля
Текущий вид контроля
Итоговый вид контроля
+Групповой вид контроля
Проверка домашней работы
Отрицательно влияет на качество учебно-воспитательного процесса по ОБЖ в начальной школе
Наличие средств ТСО
Использование дифференцированного подхода в обучении
+Однообразие методов и форм работы
Использование на уроке различных методов обучения
Постоянный контроль знаний
Основная часть урока по ОБЖ в начальной школе должна быть направлена на
Проверку домашнего задания
Подведение итога урока
Изучение дисциплинарных традиций
+Усвоение или совершенствование знаний, применение их на практике
Учебник по ОБЖ- это
Источник знаний, носитель содержания по предмету
+Средство обучения ОБЖ
Форма организации обучения ОБЖ
В основной школе (5-9-е классы) в курсе ОБЖ не изучается тема
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
+Проблемы глобальной безопасности
Не входит в раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
+Порядок призыва на военную службу
Безопасное поведение дома
Безопасное поведение в природных условиях
Безопасное участие в дорожном движении
При изучении тем по ЧС природного и техногенного происхождения на ступени основного общего образования не раскрываются вопросы
Землетрясения и их поражающие факторы
+Оружие массового поражения
Наводнения и их поражающие факторы
Промышленные аварии и катастрофы
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ)
Содержание раздела «Оказание первой медицинской помощи» на ступени основного общего образования не включает развитие умений и навыков
Первой медицинской помощи при кровотечениях
Первой медицинской помощи при переломах
+Первой медицинской помощи при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами
Первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте
Отрицательно влияет на формирование здорового образа жизни учащихся при организации образовательного процесса
Применение разнообразных форм и методов обучения
Рациональная организация режима труда и отдыха школьников
Организация познавательной деятельности
Стимулирование высокой работоспособности на протяжении всего времени занятий
Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» на ступени среднего общего образования» не направлено на
Формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни
+Усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья
Освоение навыков оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях
Овладение навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
Овладение навыками проведения прямого массажа сердца
В целеполагание раздела ГО на базовом уровне среднего общего образования не входит
Освоение основополагающих знаний и умений распознавать и определять наиболее опасные факторы в период чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени
Ознакомление с ГО и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Развитие навыков дозиметрического контроля, усвоение порядка его проведения
+Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, патриотизма и чувства долга по защите Отечества
При освоении учащимися основ военной службы на базовом уровне среднего общего образования не предусмотрено изучение
Истории создания Вооруженных сил РФ
Обязательной подготовки к военной службе
Общих обязанностей и прав военнослужащих
Норм международного гуманитарного права
+Государственной и военной символики РФ
Результаты учебных сборов не предъявляются в оценивании учащихся по
Радиационной, химической и биологической защите
Формой военно-профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений не является
Целеполагание проведения Дня защиты детей
+Всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне
Организация свободного времени учащихся
Выработка у руководящего состава учебных заведений практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях
Совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Лучшее время для проведения Дня защиты детей
К руководящему составу учебного заведения не относятся
Начальник гражданской обороны
Заместители директора образовательного учреждения
Начальник штаба ГО
Командно-начальствующий состав формирований (там, где они созданы)
Мероприятия в День защиты детей проводятся
Только для учащихся 1-4-х классов
Только для учащихся 5-9-х классов
Группы средств визуального восприятия
Наглядные методы обучения в курсе ОБЖ
Демонстрация нескольких объектов одновременно
+Демонстрация средств индивидуальной защиты
Демонстрация современной аппаратуры
Классификация деловых игр, применяемых в учебных целях по ОБЖ по пяти наиболее характерным признакам
+По характеру моделируемых ситуаций
+По характеру игрового процесса
+По способам передачи и переработки информации
+По динамике моделируемых процессов
+По тематической направленности и характеру решаемых проблем
Дидактические задачи комбинированного урока
+Проверка знаний, умений, навыков
+Изучение нового материала
+Демонстрация со стола
+Демонстрация с обходом учащихся
+Демонстрация с раздачей объектов на руки
Признаки сходства между уроком и внеурочной работой по ОБЖ
Обязательная форма организации обучения
+Проводятся по четкому расписанию
Выполняются после урока
Проводятся в кабинете ОБЖ
Элементы лекционно-семинарской формы учебной работы
+Вводная и заключительная лекции
Наблюдение за объектом
Признаки сходства экскурсии с уроком
Дополнительная форма организации обучения
+Обязательная форма организации обучения
Проводится в классной комнате
+Решает учебно-воспитательные задачи
Обязательно включает в самостоятельную работу учащихся
Время проведения ограничено
Проводится по школьной программе
Критерии выбора наглядных технических средств обучения
Объекты, с помощью которых можно получить информацию по соответствующей теме курса, дополняющую и помогающую лучше понять и уяснить учебный материал
Наглядные материалы для выполнения самостоятельных работ
Аудиовизуальные средства, использование которых позволяет увеличить объем знаний учащихся
+Средства, позволяющие решать на занятиях не только учебные, но и воспитательные задачи
Непрерывная работа за компьютером для взрослого человека не должна превышать
В план защиты учащихся и персонала учебного заведения при угрозе ЧС включаются (ется)
+Эвакуация из угрожаемого района в безопасную зону
+Организация медицинской защиты
Проведение экстренного родительского собрания
+Применение средств индивидуальной защиты
Проведение экстренного педсовета
Создание ресурсного центра – это модель
Знания ученика обнаруживаются в его
Конечное следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели
Элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода
Материальный объект или предмет духовной культуры, предназначающийся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющий функцию развития учащихся
Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развития их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения Обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения
Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение
+Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Составная часть, элемент метода конкретное действие, отдельная операция в структуре метода
Разработка проектного задания
В результате изучения дисциплины Методика обучения и воспитания БЖ студент должен знать
+Основные понятия и принципы преподавания ОЬЖ
+Различные технологии и методики изучения ОБЖ в школе
+Формы и средства организации всех видов занятий
Различные формы психологических тренингов
В результате изучения дисциплины Методика обучения и воспитания БЖ студент должен уметь
+Проводить занятия и внеклассные мероприятия по курсу ОБЖ на уровне современных требований
+Использовать современные технические и педагогические средства в процессе обучения
Составлять план – сетку школьных мероприятий
В результате изучения дисциплины Методика обучения и воспитания БЖ студент должен владеть
+Навыками планирования занятий
+Навыками демонстрации основных способов и средств спасения и выживания
+Навыками оценки усвоения учащимися программ по ОБЖ
Техникой спасения материально-технических средств школы
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен в общеобразовательные учебные заведения России с
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен в общеобразовательные учебные заведения России приказом Министерства образования РСФСР от
Концепция образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности», была разработана авторским коллективом под руководством
Вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности
Подготовка специалистов инженерно- технических работников
Подготовка инженеров и специалистов по БЖ, профессионально работающих в области защиты человека, общества и природной среды
Предметные результаты изучения Основ безопасности жизнедеятельности должны отражать
+Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма
Обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Стратегия национальной безопасности
+Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Структура содержания стандарта
Обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения конституционного права на получение общего образования
+Обязательный минимум содержания
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Структура содержания стандарта
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ — это
+Обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения конституционного права на получение общего образования
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Средства, позволяющие решать на занятиях не только учебные, но и воспитательные задачи
Объекты, с помощью которых можно получить информацию по соответствующей теме курса, дополняющую и помогающую лучше понять и уяснить учебный материал
Требования к уровню подготовки выпускников по предмету ОБЖ — это
Обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения конституционного права на получение общего образования
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Средства, позволяющие решать на занятиях не только учебные, но и воспитательные задачи
+Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования
Обязательный минимум содержания
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
+Требования к уровню подготовки выпускников
Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года
Базисный учебный план
Типовой учебный план
Основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта
+Базисный учебный план
Типовой учебный план
Документ, который разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации
Базисный учебный план
+Типовой учебный план
Нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов
Базисный учебный план
Типовой учебный план
Средство дифференциации и индивидуализации обучения, т.е. за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями
Элементы воспитания в процессе обучения ОБЖ
+Культура здорового образа жизни
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности – это
Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях
Наука, которая познает объективные законы процессов и явлений
+Наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета
Наука, изучающая возрастные особенности школьников через учебный
Наука, направленная на решение задач развивающего обучения
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, в первую очередь, неразрывно связана с дисциплиной (-ами)
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности как учебный предмет в отличие от науки выполняет
Внешние закономерности обучения ОБЖ
+Содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития безопасности жизнедеятельности человека и ее востребованностью в современном обществе
Зависимость результативности обучения учеников от методов и средств
преподавания основам безопасности жизнедеятельности
Взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе
Выбор методов и типов обучения основам безопасности жизнедеятельности
Зависимость движения и развития процесса обучения от степени овладения знаниями и умениями учащимися, их умственного развития и формирования отношений
Внутренние закономерности обучения основам безопасности жизнедеятельности
+Выбор методов, средств, форм и типов обучения по ОбЖ
Социальная обусловленность целей, задач обучения ОбЖ в школе
Содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития безопасности жизнедеятельности и ее востребованностью в современном
Степень подготовленности выпускников школы к участию в жизни общества
Практические способы деятельности
Умения ставить простейшие опыты
Умения работать с книгой
+Умения составлять план –конспект урока по ОБЖ
Умения выяснять причинно-следственные связи
Форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса «ОБЖ» практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя – это
Форма различной организации добровольной работы учащихся вне
урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по основам безопасности жизнедеятельности
Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются (по ФГОС ОО)
Индивидуальные формы организации процесса учебных занятий
+Формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.)
Отсутствие связи с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы
Метод контроля знаний учащихся по основам безопасности жизнедеятельности, который позволяет в течение малого промежутка времени (10–15 мин) проверить знания большого количества учащихся, получив от них ответы на вопросы или задания учебного содержания
Фронтальный устный опрос
Коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске
Разнообразные способы взаимодействия учителя с обучаемым, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения
Изобразительные пособия по ОБЖ
Влажные биологические препараты
Формирование высоконравственного отношения к жизни и чувства долга гражданина, то есть воспитание самосознания и ответственности за свою Родину, это
Механическое запоминание со слов учителя или из книги и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного из текста – это
Метод развивающего обучения
Метод проблемного обучения
+Метод объяснительно-иллюстративного обучения
Метод программированного обучения
Процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию, называется
Формирование представления о понятии
Возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями – это
Умения составлять конспект урока по Основам безопасности жизнедеятельности
Умения работать с книгой
+Умения сравнивать, обобщать и использовать свои знания в суждениях
Умения выполнять различные учебные задания в домашних условиях
Элемент (этап) урока, на котором школьники воспринимают учебный материал с большим интересом
Проверка домашнего задания
Закрепление нового учебного материала
+ Изучение нового материала
Обобщение и вывод по уроку
Метод, который предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен
Форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой, – это
Форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по основам безопасности жизнедеятельности называется
Наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащихся
Контроль за качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним(ой) из важных
+Средств повышения эффективности обучения по ОбЖ
Методов повышения эффективности обучения по ОБЖ
Способов повышения эффективности обучения по ОБЖ
Методических приемов повышения эффективности обучения по ОБЖ
Форм повышения эффективности обучения по ОБЖ
Натуральные наглядные пособия ОБЖ, реально применяемые устройства и предметы военного снаряжения
+Средства защиты органов дыхания, кожи,
погоны солдат и офицеров
Муляжи жилищ аборигенов
Общенаучные способы деятельности
Умения определять и сравнивать натуральные биологические объекты
Умения работать с книгой, текстом учебника (рисунками, вопросами,
+ Умения характеризовать и обобщать
Умения ставить простейшие опыты
Умения готовить временные микропрепараты в домашних условиях
Группа методов, которые использует учитель для демонстрации опытов и наглядных пособий, показывает предметы и явления в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель)
Вид учебного плана, в котором учитель отмечает учебные темы, распределяет их в определенной логической последовательности, указывает примерные календарные сроки (даты) проведения, отмечает количество учебных часов, отведенных на них, и др.
Календарный (годовой) учебный план
+Тематический учебный план
Элемент (этап) урока, цель которого заключается в том, что учитель обязан получить информацию и выяснить степень усвоения учебного материала учащимися
Проверка домашнего задания
+Закрепление нового учебного материала
Изучение нового материала
Формирование новых знаний, умений и навыков
Документ, который содержит краткое отображение содержания и хода урока
Экскурсии, которые проводятся учителем в течение всего учебного года по местоположению в темах учебных разделов (курсов) по ОБЖ
Внеурочные работы по ОБЖ, предусмотренные программой
Вид внеклассной работы по ОБЖ, основанный на моделировании социального содержания деятельности школьников
Индивидуальные внеклассные занятия
Групповые внеклассные занятия
+ Массовые внеклассные занятия
Эпизодические групповые внеклассные занятия
Вид контроля знаний учащихся по ОБЖ, при котором происходит проверка прочности усвоения знаний темы целиком, во взаимосвязи с другими разделами
Метод контроля знаний, который дает возможность учителю проверить каждого ученика за счет получения ответов на ряд последовательных вопросов учебной темы, называется:
+Фронтальная устная проверка
Решение познавательных задач
Микропрепараты, организмы живые, или фиксированные, с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экскурсии
+Реальные, или натуральные, объекты
Формирование у школьников моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами – это
Вид обучения, при котором осуществляется передача, усвоение знаний учащимися и применение их на практике
Обобщенный вид знания и в то же время форма мышления учащихся в процессе усвоения основ безопасности жизнедеятельности – это
Группа методов, в которых деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов
Метод, характеризующийся логическим изложением учебного материала с последующей формулировкой выводов, который часто используется учителем на уроках по ОБЖ и во время экскурсии
Элемент (этап) урока, на котором происходит формирование и развитие системы понятий по ОБЖ, мыслительных способностей учащихся и их самостоятельности
Проверка домашнего задания
+Изучение нового материала
Обобщение и вывод по уроку
Личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, природе, обществу и к самому себе – это результат
Принципы научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности
Принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала
Принцип функциональной полноты
Принцип отбора содержания материала по ОБЖ направленный на формирование экологической культуры у учащихся
Принцип функциональной полноты
Вид лабораторной работы, при котором учитель организует и контролирует выполнение работы, а учащиеся работают по индивидуальным инструктивным карточкам
Методический прием – это
Группа методов, когда учитель передает знания показывая, а учащиеся усваивают эти знания наблюдая
Метод обучения, при котором учащийся самостоятельно решает новую для него проблему в процессе работы
В организации наблюдения учащихся главную роль играет:
+Выводы, полученные в результате работы
Организационные методические приемы – это
+Действия учителя и учащихся, при помощи которых даются задания
+Действия учителя, направленные на восприятие, внимание и работу учащихся
Действия учителя по возбуждению и развитию познавательных интересов учащихся
Адаптивные методы, метод моделей, метод проблем и открытий – это
Обсуждение изученного материала
Словесные методы обучения
Компьютерный метод, позволяющий развивать творческие способности, научное предвидение, применять на практике полученные знания, развивать воображение, инициативу и активизировать процесс обучения, называется:
Метод проб и ошибок
Система методов Ю.К. Бабанского включает
+Методы организации и осуществления учебной деятельности
+Методы стимулирования и мотивации учения
+Методы контроля и самоконтроля
Словесные методы обучения курса «ОБЖ»
Характер деятельности учащихся при активных методах обучения курса «ОБЖ»
Наглядные методы обучения
Описание стихийных бедствий
Распознавание опасных объектов
+Демонстрация противогаза, огнетушителя
Технические методические приемы
Запись вопросов на доске
Прикрепление рисунков на доске
Демонстрация с обходом учащихся
Логические методические приемы
Организационные приемы обучения
Демонстрация со стола
Демонстрация с обходом учащихся
Демонстрация с раздачей объектов на руки учащимся
Технические методические приемы
Использование инструктивных таблиц
+Изготовление макетов, схем
+ Прикрепление схем и таблиц на доске
Обязательная форма обучения курса «ОБЖ»
Для определения типа урока учитывают
Методы обучения на уроке
+Дидактические цели урока
Способы организации учащихся на уроке
Основной дидактической задачей обобщающего урока является: