Что относят к факторным доходам
Виды доходов
Разбираемся, какие виды доходов существуют, чем они отличаются и что влияет на уровень доходов
В понятии дохода нет ничего сложного. Каждый сможет ответить на вопрос «что значит доход?». Но нам нужно определить, какие виды доходов существуют, потому что это важное понятие не только для любого предпринимателя, но и для каждого человека.
Доходом могут считать как деньги, так и материальные ценности.
Получать доход может физлицо, юрлицо и государство.
Говорить сложными и сухими экономическими понятиями мы не будем, поэтому постараемся перевести всё на язык простых смертных.
В экономике доходом будет считаться то, что остаётся после деятельности лица, которая заключается в определённом труде и затратах на его осуществление.
Также можно сказать, что доход – это те средства, которые лицо может потратить и это никак не отразится на его экономическом состоянии.
С точки зрения бухгалтерской науки, доходом будет рост прибыли после определённых действий с активами. Опять же за конкретное время.
Источники дохода
Виды дохода
Основное, что нужно понять, спрашивая о вариантах дохода – критерии оценки могут быть разными, а соответственно и классификация будет не одна.
Виды по тем, кто доход получает:
Факторный доход
Такой вид дохода получается при использовании факторов или ресурсов производства.
Но возникает вопрос, что имеется под факторами производства. Основной – это труд. С помощью труда можно получить доход по зарплате. Поправка – если вы предприниматель, то доход от бизнеса не будет являться вашей з/п, а соответственно, он не будет относиться к факторному доходу. Тоже самое касается рента и проценты по депозиту. А вот смешанный доход от сельхоз деятельности будет попадать в эту классификацию.
Номинальный доход
Этим термином называется сумма финансовых средств человека в конкретном периоде времени, которая будет использована для покупки чего-либо по цене, характерной для этого периода. Обычно используется, чтобы описать доход без учёта таких факторов как налоги и изменения в ценах.
Реальный доход
Описывается он конкретным набором благ, которые может позволить купить себе человек исходя из номинального дохода. Описывает покупательскую способность в ценах на конкретный период времени. Ну и соответственно, реальный доход описывает номинальный доход, но при этом учитываются все изменения в тарифах, налогах, ценовой политике.
Другие виды дохода
Линейный доход
Характерен для традиционного вида бизнеса, то есть торговли, сферы услуг и остального. Подразумевает, периодичность. То есть, если человек работает в компании месяц, он получает з/п единожды, если год – двенадцать раз. Если человек работает на заводе со сдельным видом оплаты труда, то за одну делать он получает одну сумму, за сто деталей – такую же сумму, умноженную на сто.
Валовый доход
Это общий доход от операций реализации товара, процентов, дивидендов и других возможных источников. Обычно применяется к государству в общем.
Личный доход
Деньги, которые поступают в распоряжение конкретного лица. К личному можно отнести помимо собственно заработной платы, любые дивиденды, проценты и так далее. Личный доход позиционируется как важная составляющая при оценке доходов семьи в целом. Этот показатель применяется для формирования поведения фирм на рынке.
Совокупный доход
Эта общая прибыль от всех возможных источников за определённый отрезок времени. При его вычислении не используется градация источников.
Внереализационный доход
Это доход в процессе
Пассивный доход
Поступает даже в тех ситуациях, когда для этого не прилагаются никакие усилия со стороны получателя. Например, это может быть прибыль с активов.
Активный доход
В противовес пассивному приобретается путём определённых действий за конкретное время. Это и заработная плата человека, и доходная часть от рабочего процесса по найму, и «шабашка». Обычно бывает за конкретное действие. Одним из плюсов считается возможность получить быстрый доход за конкретную деятельность.
Немного о расчётах
Чистый доход вычисляется с помощью вычитания из полученных денег статью затрат, послуживших для производства и реализации конкретного продукта.
Чистый дисконтировнный доход. Берётся вся сумма расходов и вычитается из всей суммы приходов на конкретный момент времени.
Операционный доход. Это валовая прибыль за вычетом операционных расходов.
Пример:
Предприниматель купил товара на 400 тысяч рублей. А потратил на ЖКХ, аренду помещений, уплату налогов и зарплатный фонд 200 тысяч рублей. При этом товар удалось продать на сумму 800 тысяч рублей.
Вычисляем чистый доход: 800 тыс. – 400 тыс. – 200 тыс. = 200 тыс.
Значит, прибыль предпринимателя составит 200 тысяч рублей.
Тема 3. Доходы организации
Цель:
ознакомить студентов с видами доходов, их классификацией, ролью доходов в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, показать механизм влияния основных факторов на размер выручки и обучить студентов методам планирования выручки от продаж.
Задачи:
Оглавление
3.1. Классификация доходов организации
Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход — определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности предприятия, его хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности предприятия, общественном признании производимой им продукции, наконец, о месте и роли предприятия на соответствующем рынке.
Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:
Как правило, валовой доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов. Выручка от реализации продукции — это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции. Внереализационные доходы — это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с ценными бумагами и т. д.
От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предприятия.
В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
Понятие доходов в налоговом законодательстве определяется в ст. 41 «Принципы определения доходов». В НК РФ под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, НК РФ понимает под доходами экономическую выгоду. Однако в отличие от ПБУ в НК РФ нет увязки экономических выгод с увеличением капитала организации. Это вполне понятно, т. к. увязывание получения доходов с приростом капитала потребовало бы законодательного объяснения термина «капитал».
При заключении договоров и сделок необходимо обратить внимание на поступления, которые не будут относиться к доходам по правилам бухгалтерского учета, но являются доходами, учитываемыми при исчислении налога на прибыль, в соответствии с НК РФ. При данных поступлениях следует предусмотреть такие способы их получения, которые не приведут к увеличению облагаемой базы по налогу на прибыль.
С целью учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие поступления.
К прочим поступлениям относятся: операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.
Рис. 3.1. Классификация доходов на основе ПБУ 9/99
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, доходами от обычных видов деятельности (выручкой) считаются поступления, получение которых связано с перечисленными видами деятельности.
Операционными доходами являются:
Внереализационными доходами являются:
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.
Порядок определения доходов предприятия и их классификация в целях налогообложения прибыли отражены в ст. 248 Налогового кодекса РФ, в соответствии с чем доходы подразделяются на:
Состав доходов от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, внереализационных доходов – согласно ст. 250 НК РФ.
В зависимости от направлений деятельности предприятия доход подразделяют на основной, инвестиционный и финансовый.
Иная классификация доходов отражена на схеме (рис. 2).
Рис. 3.2. Классификация доходов (общая)
* Роялти — одна из форм лицензионного вознаграждения, осуществляемого как периодические процентные отчисления.
К реализационным систематическим доходам относят такие, которые возникают в результате основной деятельности. Это доходы от:
Реализационные несистематические доходы (прочие операционные) — это доходы, полученные от реализации прочего имущества: ценных бумаг, валютных ценностей, дебиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и другого имущества, использование которого в дальнейшей деятельности нецелесообразно.
3.2. Выручка от продаж и факторы, влияющие на ее размер
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции — завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.
Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, т. к. они находят своих потребителей.
Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых, смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты — покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.
К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, имеют распространение бартерные операции, которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок наносит вред денежному обращению, искажает многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяет уходить от налогообложения.
Своевременное поступление выручки 150 важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота.
Отождествляя понятия «продажи» и «реализация», следует тем не менее определить, насколько используемое в бухгалтерском учете понятие «продажи» соотносится с термином «реализация», которым оперирует налоговое законодательство.
Определение термина «продажи» инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.
В налоговом законодательстве определение понятия «реализация» дается в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности, результатов выполненных работ, оказание услуг — на безвозмездной основе. Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием «продажи» и налоговым — «реализация».
Во-первых, если под продажами понимается только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров и услуг для целей налогового законодательства достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации. Так, например, для того, чтобы сдача в аренду имущества организации отражалась в бухгалтерском учете как продажа, т. е. чтобы сумма арендной платы фиксировалась по кредиту счета 90 «Продажи», необходимо чтобы аренда являлась одним из направлений деятельности организации. В случае если заключение организацией договора аренды представляет собой единичную сделку, не характерную для ее основной деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы будут фиксироваться по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Для целей же налогового законодательства сам факт оказания услуг аренды на возмездной основе (за определенную договором арендную плату) будет квалифицироваться как реализация услуг аренды.
Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи — это хозяйственные операции, направленные на получение доходов, т. е. обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность — как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут быть также сделки, совершенные на безвозмездной основе.
Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции
На размер выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются: ассортимент, качество и конкурентоспособность производимой продукции, уровень цен, объем.
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот. Кроме того, на размер выручки оказывают влияние такие факторы, как: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен, спрос на продукцию.
Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции, пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк — важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту – непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.
К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).
Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:
ВР = Он + ГП — Ок, (1)
где Он — остатки готовой продукции на начало периода;
Ок – остатки готовой продукции на конец периода;
ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.
Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей деятельности предприятия. В настоящее время применяются два метода определения момента реализации:
Между этими методами имеется существенная разница.
В первом случае (метод начислений) моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы. В условиях неплатежеспособности покупателей у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей этот метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Метод начислений широко применяется в развитых рыночных странах, где товаропроизводители надежно застрахованы от неплатежей, работают в условиях минимального финансового риска.
В российской практике наибольшее распространение получил второй метод — определение выручки по фактическому поступлению средств на счет предприятия. В настоящее время применяется в основном кассовый метод, т. к. уровень платежеспособности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами — при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег.
Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия. Предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок.
Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.
При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.
При осуществлении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.
Для целей обложения некоторыми налогами, в частности НДС, имеет существенное значение, какой метод признания выручки от реализации закреплен в учетной политике: по факту отгрузки или по факту оплаты. Если организация признает для целей налогообложения выручку от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов сумма дохода корректируется исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.
3.3. Планирование выручки от продаж, методы планирования
В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия планируют выручку от продаж на предстоящие год, квартал и оперативно.
От того, насколько достоверно будет спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции. Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.
Годовое и квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации, в условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц налоговой, кредитной и финансовой сфер постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки
Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Применяют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
Метод прямого расчета выручки заключается в том, что по каждому изделию в отдельности по приведенной формуле (2) рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и суммируются результаты:
(2)
где — выручка от продаж в планируемом периоде;
Метод предполагает, что весь объем производственной продукции приходится на предварительный оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.
Пример расчета выручки от продаж
Объект общественного питания определил спрос на свою продукцию. Результаты расчета выручки представлены в табл. 3.1.
Расчет выручки за день
Название блюда
Цена, руб.
Потребление, порция (шт.)
Сумма продаж по блюду, руб.