Что относят к дескриптивным терминам
Курс лекций по дисциплине логика (стр. 2 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. В этом плане в формальной логике используются две группы терминов дескриптивные и логические.
Логические термины заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).
На основе семантических категорий естественного языка создан специальный алфавит языка логики предикатов. Из соображений удобства сведем его основные символы в таблицу.
p тогда и только тогда, когда q
С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов, систематическое изложение которой осуществляется в символической логике. Нами же элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.
Таким образом, изучение логики мыслительного процесса, знание логических форм, выраженных в обычном словесном языке, и логических законов, ими управляющих, сохраняет свое значение и актуальность для формирования у человека его логической культуры.
Вопросы для самопроверки
Мышление человека отличается от психической деятельности животных прежде всего тем, что он обладает способностью обобщенно мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира в форме понятий. Причем познание реальной действительности реализуется путем образования понятий и оперирования ими. Понятие выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. Любая логическая форма имеет понятийный характер.
Логическая характеристика понятия
Понятие как форма мышления
Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.
Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: «вечный двигатель», «мировой эфир».
Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.
Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.
Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.
Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.
Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Соотношение понятия и слова
Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.
Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также имеются некоторые различия между понятием и словом. Рассмотрим данные различия более подробно.
Во-вторых, не всякое слово выражает понятие. Это касается прежде всего междометий, например: «ай», «ох»,»эй» и других. Данные слова выражают, но не называют различные чувства и побуждения.
Следует подчеркнуть, что логическая структура мысли и грамматический строй языка не совпадают. Законы логики по своей сути общечеловечны, а формы словосочетаний специфичны для каждого национального языка.
Грамматические законы строения речи связаны с законами логического строения мысли. Вместе с тем логические формы, в которых оттачивается мысль, испытывают влияние грамматических особенностей языка.
Следовательно, понятие, находясь во взаимосвязи со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а оно, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.
Логическая структура понятия
Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.
Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.
Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий «растение», «животное», «товар» выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.
Другие понятия имеют гораздо более узкий объем, например, «планеты солнечной системы», «экономически развитые страны», «справедливые войны» и т. д.
Логические классы предметов бывают менее широкие и более широкие, ограниченные и безграничные.
В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, «великий русский писатель Александр Николаевич Островский», «Организация Объединенных Наций», «столица России» и другие).
Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, «столица», «государство», «правовед», «экономист» и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, «участник Великой Отечественной войны», «народный депутат России» и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, «человек», «философ», «ученый» и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: «вечный двигатель», «русалка», «леший» и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: «древнегреческий философ», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: «лес», «созвездие», «роща», «студенческий строительный отряд» и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.
Логические отношения между понятиями
Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.
Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, «симфоническая музыка» и «солнечное затмение», «воздушное пространство» и «библиотека»). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, «язык» и «иностранный язык», «экономист» и «работник банка»). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.
В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например, «автор рассказа «Человек в футляре» и «автор рассказа «Каштанка».
В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия «герой» (А) и «театральный герой» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие «театральный герой» полностью входит в объем понятия «герой».
При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.
В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С)- это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, «должностное преступление» (А), «взятка» (В), «растрата» (С).
В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т. е. противоположными признаками). Например, «демократическое государство» и «тоталитарное государство» (А и В), «свой» и «чужой», «храбрость» и «трусость» и т. д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.
В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, «знающий философию» и «незнающий философию», «друг» и «недруг» и т. д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.
Определение и деление понятий
Сознательное оперирование понятиями предполагает уяснение их содержания. Каждый научный термин (например, «цивилизация», «государство», «духовное производство») необходимо раскрыть, установить выраженное этим термином содержание понятия.
Содержание понятия не обнаруживается не посредственно в выражающем его слове. Это достигается посредством логической операции определения.
Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия, либо устанавливает значение термина. Всякое определение отвечает на вопрос: «Что это такое?»
По способу раскрытия признаков определяемого предмета определения делятся на явные и неявные. Явными называются определения, в которых указываются признаки, присущие определяемому предмету. В неявных определениях выявляются отношения, в которых находится определяемый предмет с другими предметами.
Наиболее распространенным способом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие.
Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности. В логике выделяются следующие правила.
Во-первых, определение должно быть соразмерным, т. е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем. Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке «несоразмерности определения», которая имеет две разновидности.
Мышление человека
Язык как знаковая система. Знак: смысл и значение. Выражения естественного языка: дескриптивные и логические термины. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия, его образование, основные виды. Отношения между понятиями по объему и содержанию.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.11.2016 |
Размер файла | 598,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Знак: смысл и значение
2. Дескриптивные и логические термины
3. Понятие как форма мышления
4. Объем и содержание понятия
5. Образование понятий
7. Отношения между понятиями по объему и содержанию
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322гг. до н. э.)
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
язык знак мышление логический
Таким образом, логика изучает не только формы и закономерности мышления, но и язык как знаковую систему.
Различают языки следующих видов:
Изучением языка как знаковой системы занимается наука семиотика, включающая в себя такие разделы, как:
Для решения тех задач логики, которые относятся к анализу языка, необходимо выяснить общие характеристики, специфику различных видов и принципы употребления знаков.
Наиболее общепринято определение знака, данное в «Философском энциклопедическом словаре»:
В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.
В качестве предметных значений знаков могут выступать и воображаемые предметы: мировой эфир, вечный двигатель, русалка, леший, НЛО и т.п. Знаки, обозначающие подобные предметы, часто называют знаками-фикциями. Однако они являются фиктивными (лишенными предметных значений), когда претендуют на обозначение реально существующих предметов. Но едва ли их можно характеризовать как фикции при обозначении объектов воображаемых миров: мира сказок, легенд, романов и т.д.
Не лишены предметных значений и такие знаки, которые хотя и обозначают нечто, не существующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей (меридиан, вектор, число, абсолютно упругая жидкость и т.п.).
По поводу наличия у знаков смысла в логике существуют разные точки зрения. Г. Фреге и А. Чёрч полагают, что все знаки имеют смысл. Отечественный исследователь Е. К. Войшвилло придерживается иной точки зрения. Он различает собственные и приданные смыслы знаков. Смысл знака называетсясобственным, если характеристика обозначаемых им объектов выражена в самой структуре знака. Смысл знака считается приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Однако некоторые знаки не имеют ни собственного, ни приданного смысла.
Пример. Выражение «Город, являющийся столицей России» имеет собственный смысл. Знаки «Луна», «Земля», «Москва», «ромб» не имеют собственного смысла. Знаки «болезнь», «игра», по крайней мере, до настоящего времени не имеют ни собственного, ни приданного смысла. Ученые-медики не смогли найти совокупность характеристик болезни, отличающую последнюю от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответ на вопрос, что такое игра, т.е. определить этот термин. Однако «не иметь смысла» для знака вовсе не означает «быть бессмысленным».
2. Дескриптивные и логические термины
Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: 1) предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные; 2) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дескриптивные и логические термины.
К дескриптивным (описательным) терминам относятся:
Кроме того, в языке встречаются так называемые логические термины (логические постоянные, или логические константы).
В естественном языке имеются слова и словосочетания: «и», «или», «если. то», «эквивалентно», «равносильно», «не», «неверно, что», «всякий» («каждый», «все»), «некоторые», «кроме», «только», «тот. который», «ни. ни», «хотя. но», «если и только если» и многие другие, выражающие логические константы (постоянные).
В символической (или математической) логике в качестве таких констант обычно используются конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция, кванторы общности и существования и некоторые другие.
В символической логике логические термины (логические постоянные) выражаются следующим образом:
Дизъюнкция соответствует союзу «или». Дизъюнктивное суждение обозначается: (нестрогая дизъюнкция) и (строгая дизъюнкция); отличие их в том, что при строгой дизъюнкции сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба, а при нестрогой дизъюнкции истинными могут быть одновременно оба суждения. «Он шахматист или футболист» обозначается как «Сейчас
Петров находится дома или в институте» обозначается как
Импликация соответствует союзу «если. то». Условное суждение обозначается: или (например, «Если будет хорошая погода, то мы пойдем в лес»).
Квантор общности обозначается и соответствует квантовым словам «все» («всякий», «каждый», «ни один»). *— запись в математической логике (например, в суждении «Все красные мухоморы ядовиты» кванторное слово «все»).
Выразим в форме схемы разновидности семантических категорий (рис. 2).
3. Понятие как форма мышления
Любые свойства, черты, состояние предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак[4].
Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Здесь необходимо упомянуть и о признаках, характеризующих всех людей и одновременно отделяющих представителей человеческого рода от иных живых существ. Они присущи каждому человеку. Это способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи[5].
Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, которые характеризуются обязательной принадлежностью к предмету (т. е. обязательно присущие ему) и выражают сущность этого предмета, принято называть существенными. Они могут быть как общими, так и единичными. Так, понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (способность к языковому выражению процесса мышления и сам процесс мышления). Понятия, отражающие один предмет, включают как общие существенные, так и единичные признаки. Например, понятие «Анискин» включает в себя общие существенные признаки (человек, милиционер) и единичные признаки, характерные только для этого человека.
Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называютсянесущественными.
Необходимо отметить, что понятиям характерна известная чувственная бедность. Прибегая к закреплению лишь существенных признаков предметов и явлений, обобщая их, понятия теряют значительное количество индивидуальных признаков, присущих рассматриваемому объекту. С этой точки зрения понятие значительно менее насыщено чувственными признаками. Однако взамен понятия дают возможность более глубокого изучения окружающего мира, его предметов, процессов, явлений и позволяют отразить получаемую информацию с большей полнотой по сравнению с чувственным познанием.
Необходимо упомянуть об особых случаях, вызывающих иногда неразбериху или недопонимание. К таким результатам могут приводить слова с неоднозначным значением.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что многозначность слов, нечеткость их смыслового содержания могут приводить к ошибкам в определении понятий, построении заключений. Поэтому необходимым является выбор слов с наиболее четким значением, исключающим двойственность и ошибки в рассуждениях. Такими словами призваны быть термины.
Таким образом, термин обозначает строго определенное понятие и характеризуется однозначностью, во всяком случае в рамках определенной науки или группы наук.
4. Объем и содержание понятия
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуемость.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.
Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе.
Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:
А е В (А является элементом класса В).
Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется ^ныверсольнь»л