Что относят к активным методам обучения в медицинском вузе
Что относят к активным методам обучения в медицинском вузе
Современная медицина развивается стремительно и характеризуется усилением конкуренции, что ведет к изменению требований к подготовке выпускников высшей школы. Общеклиническая и теоретическая подготовка находится на достаточно высоком уровне, но при этом сократилась возможность практической деятельности. Поэтому при создании модели подготовки специалиста предполагается использование методов обучения, способствующих эффективному развитию имеющихся у студентов способностей и формированию навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в стремительно меняющемся обществе.
Решить обозначенные проблемы хотя бы частично можно, используя активные методы в обучении.
Одним из активных методов обучения является деловая игра, которая позволяет соединить знания и умения, развить творческие способности, индивидуальность и самостоятельность.
С помощью метода конкретной ситуации вырабатываются умения и навыки самостоятельной работы, такие как: индивидуальное и групповое принятие решения поставленных задач.
Исследованиями отмечено, что при активном восприятии обучаемые сохраняют в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали или создавали самостоятельно.
Таким образом, применение активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки врача позволяет добиться не только качественного и быстрого усвоения учебной дисциплины, но и практической цели – научить будущих врачей профессиональным знаниям и умениям.
Что относят к активным методам обучения в медицинском вузе
Современное развитие информационно-коммуникационных технологий оказало значительное влияние на формирование педагогического процесса в вузе. Педагогический процесс медицинского вуза имеет особую специфику. Применение активных форм обучения в преподавании медицинских дисциплин обусловлено тем, что студенты должны не только получить определенные знания, но и уметь применять их в конкретной практической ситуации [1]. Электронные технологии – это прежде всего активные формы обучения, которые сегодня широко внедряются в процесс обучения. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента, желание стать профессионалом. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами [2].
Цель: обобщение опыта использования современных интерактивных методов преподавания в Курском государственном медицинском университете для формирования у обучающихся профессиональной компетенции, с помощью которой возможно достичь более высокого уровня учебного процесса.
Задачи: подготовка современных специалистов, способных квалифицированно применять знания в условиях практической деятельности.
Материал и методы исследования. В ходе исследовательской работы использовались теоретические и эмпирические методы, т.е. анализ и синтез содержания научных источников, соответствующих теме и проблематике исследования, методы графического представления информации, а также анализ эффективности аудиторных и внеаудиторных интерактивных форм обучения, применяемых в процессе обучения студентов Курского государственного медицинского университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Современная тенденция в стратегии профессионального образования – прежде всего широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [3]. Смысловая нагрузка современной педагогической подготовки направлена главным образом на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4].
В классическом варианте обучения в ходе лекций, практических и семинарских занятий основным действующим лицом являлся преподаватель, который строит ход изучения темы, т.е. тему занятия. Обучающийся – пассивный слушатель. Для мониторинга уровня знаний при классической форме обучения использовались такие оценочные средства, как теоретический опрос, тестирование, решение ситуационных задач, индивидуальное задание. У педагога были временные ограничения, т.е. за определенное время рассмотреть как можно больший объем учебного материала. В настоящее время задачей высшей школы является не просто подготовка специалиста, а высококвалифицированного профессионала, способного принимать решения быстро и адекватно в нестандартной ситуации, совмещающего практическую деятельность с исследовательской работой. Максимальное выполнение поставленной цели требует решения задач с внедрением современных новейших форм обучения в медицинском вузе. Перспективной задачей вуза является развитие и внедрение высоких технологий в научную, педагогическую и клиническую деятельность на всех этапах профессионального образования врачей [5].
Современные электронные методы обучения в медицинском вузе позволяют повысить качество образования, так как применение активных видов обучения, новейших образовательных технологий повышает активность и самостоятельность обучаемого при изучении материала. Интерактивное взаимодействие способствует личностно ориентированному подходу в образовании, предполагая самообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и преподаватель, и обучаемый являются субъектами учебного процесса [6]. В процесс обучения включаются разного рода электронные технологии. Сегодня занятие в медицинском вузе строится следующим образом: наряду с академической базовой формой применяются интерактивные варианты подачи знаний, такие как электронные справочники, электронные словари, электронные библиотеки. Как профессорско-преподавательский состав, так и обучающиеся используют различные поисковые системы в подготовке к занятиям. В процессе актуализации изучаемого материала применяются следующие интерактивные технологии: электронные презентации, онлайн-журналы, интернет-ресурсы по акушерству и гинекологии, акушерско-гинекологические веб-сайты. Широкое использование в педагогическом процессе электронных образовательных ресурсов является важным сегментом медицинского вуза. Например, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные технологии позволяют ярче отразить содержание разделов изучаемого материала. Глубокое изучение тематического материала в медицинском вузе диктует необходимость применения современных электронных технологий, позволяющих предоставить обучающимся полный и свободный контакт с обширными объемами справочных данных, мониторирование изменений содержания материала в соответствии с новыми научными достижениями мирового масштаба. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации [7]. По результату социологического опроса 78% профессорско-преподавательского состава, говоря о важности и актуальности использования современных электронных технологий, считают базовую академическую форму обучения в медицинском университете главнейшей.
Анализируя научные источники, можно сказать, что развитие инновационной деятельности – это важное направление современного мирового образования. Инновационная деятельность вуза – это внедрение новых форм и методов образовательных технологий. По данным социологического опроса (75% опрошенных) основная цель инновационных форм преподавания – это повышение уровня или качества образования, по данным 25% опрошенных – это дополнительное развитие обучающегося и обучаемого. Анализируя использование преподавательским составом КГМУ инновационных методов, можно утверждать, что существует прямая зависимость применения активных форм преподавания от возраста преподавательского состава. Так, максимальное использование инновационных методов при обучении отмечается у преподавателей в возрасте от 30 до 50 лет (78%). Педагоги в возрасте от 50 до 60 лет в 20% занятий применяют инновационные формы, в возрасте от 60 до 70 лет – лишь в 2% (диаграмма 1).
По мнению социального опроса, современный вуз – это постоянное использование интерактивных форм обучения. Так, в Курском государственном медицинском университете сегодня в 100% используются инновационные методы обучения.
Диаграмма 1. Использование инновационных методов обучения КГМУ
Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса рассматривается как возможное средство интенсификации и обогащения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС в соответствии с запросами отдельной личности и возможностями образовательного учреждения [8–10].
Кафедра акушерства и гинекологии последипломного образования Курского медицинского университета также внедрила интерактивные технологии в образовательный процесс. В частности, в преподавании дисциплин акушерско-гинекологического профиля в рамках аудиторных занятий акцент делается на использовании таких вариантов интерактивных форм, как лекция-конференция, круглый стол, анализ конкретных ситуаций. Участие в лекции-конференции позволяет обучающимся не только изучить материал темы, но и приобрести такие навыки, как работа в команде, умение отстаивать собственную точку зрения с применением аргументов, а также анализировать мнения коллег. Для подготовки используются такие технологии, как презентация, электронные учебники, рассылка по электронной почте вопросов и необходимых источников для подготовки, форум, тестирование [11–13]. Высокоэффективная связь преподавателя и обучаемого в педагогическом процессе не только повышает уровень организации учебного процесса, но и в большей степени формирует коммуникативные компетенции обучающихся.
Диаграмма 2. Варианты информационных технологий в учебном процессе КГМУ
Электронные технологии, используемые при дистанционном обучении, делятся на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы или бумажные носители, аудио-, видеоносители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям [14]. В период с 2016 г. по 2018 г. в преподавательской деятельности широко используются презентации, тестирование, увеличился процент организации форумов и телеконференций (диаграмма 2). Существует несколько форм занятий дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникации: веб-занятия (веб-форумы, дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы); чат-занятия (применение чат-технологий); телеконференции (использование электронной почты) [15].
В медицинском вузе дистанционное обучение обрело все более широкое применение. Так, на кафедре акушерства и гинекологии ФПО практикуется изучение части лекционного материала, а то и целого курса в виде дистанционного обучения. Такая форма стимулирует самостоятельную работу студентов, формирует навыки самообразования, развивает мобильность и ответственность, которые необходимы современным специалистам. Электронные технологии повышают творческий потенциал студента. Дистанционное обучение – это возможность сделать процесс обучения более ярким и динамичным, оно позволяет формировать более глубокие знания. Данный вид обучения способствует созданию единого информационно-образовательного пространства через интернет-технологии, прямой и обратной связи преподавателя и обучаемого. Дистанционное обучение в медицинском университете является частью очного образования и относится к виду самостоятельной работы обучающихся.
В Курском государственном медицинском университете стало традиционным использовать тестовый компьютерный контроль, который позволяет в доступной форме дать скрининговую оценку знаний обучающихся. Для определения усвояемости изучаемого материала на практических занятиях кафедры предлагается тестирование для определения исходного уровня знаний по данной теме и в конце изучения. Результаты говорят сами за себя – применение интерактивных форм обучения повышает качество и успеваемость обучающихся, что отражается в рейтингах студента.
Диаграмма 3. Уровень исходных и конечных знаний обучающихся КГМУ
В настоящее время имеются активные формы занятия дистанционного обучения, такие как веб-конференции, чат-занятия, внедрение которых в учебный процесс пока менее востребовано.
Характерная черта современного образования – это индивидуальный подход к обучению, мотивации, активности, самостоятельности обучающегося. Особенностями современного медицинского образования являются увеличение процента самостоятельной работы в процессе обучения, широкое использование интерактивных форм обучения. Одной из форм самостоятельной работы медицинского вуза может быть симуляционное обучение – важный сегмент обучения в медицинском вузе. Данный вариант преподавания максимально приближен к реальным практическим ситуациям, необходим для углубленного применения теоретических знаний студентов на практике. Применение наряду с традиционной формой обучения указанных интерактивных методов способствует совершенствованию профессионального уровня на основе постоянного расширения числа клинических ситуаций, развивает логическое и образное мышление.
В дополнение к теоретическим и практическим вопросам, которые находятся в открытом доступе на сайте кафедры акушерства и гинекологии ФПО, существует база тестовых и ситуационных задач по различным разделам медицины в КГМУ, которые решаются после углубленного изучения теоретического материала. Важность решения ситуационных задач заключается в том, что обучающиеся имеют возможность на основании базы теоретических знаний самостоятельно использовать их в практической ситуации. Решение задач по ходу практических занятий дает возможность развивать коммуникативную составляющую образования, так как позволяет обучающемуся в процессе решения отстоять свою точку зрения, предложить свою тактическую и терапевтическую схему, а преподаватель регулирует ход диалога и комментарии коллег. Используемые преподавателями кафедры акушерства и гинекологии ФПО КГМУ при изложении материала электронные технологии придают образовательному процессу более яркую, динамичную окраску, что усиливает интерес обучающихся к изучению предмета. Современные электронно-образовательные технологии являются одним из востребованных методов при подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины, способных свободно владеть различными способами коммуникации.
Интерактивные методы в процессе обучения студентов являются серьезным вызовом традиционной форме образования. Полная замена традиционного обучения на электронные методы в медицинском университете невозможна, поскольку внедрение интерактивных методов позволяет всего лишь повысить уровень компетентности современного специалиста, создает расширенные возможности для доступа к научно-практическим достижениям мирового уровня, способствует личностному развитию, повышению профессиональной квалификации. Следовательно, главнейшая задача медицинского вуза – обучение специальности в операционных, родильных залах, палатах, т.е. прямой контакт с пациентом. Информационные технологии необходимы для укрепления связи и взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Выводы. Современный метод преподавания в Курском государственном медицинском университете с использованием информационных технологий свидетельствует об эффективности, необходимости и огромной перспективе применения в процессе обучения электронных технологий. По мере развития информационно-коммуникационных технологий возрастает число сторонников внедрения в процесс обучения электронных методов. Интерактивные методы обучения в Курском государственном медицинском университете позволяют повысить качество образования, так как их применение увеличивает процент самостоятельной работы студентов при освоении материала. Мировая компьютеризация, развитие интерактивных технологий и масштабное их применение в образовательном процессе содержат огромный потенциал для формирования нового выпускника медицинского университета высокого профессионального уровня, способного использовать в своей практической деятельности современные электронные технологии.
Что относят к активным методам обучения в медицинском вузе
Современному преподавателю высшей школы приходится выбирать из широкого спектра инновационных технологий, учитывая особенности освоения нового материала студентами, тенденцию молодежи к быстрой утомляемости в нынешнем социуме. Качественная подготовка специалистов зависит от эффективного учебного процесса, от метода преподавания, от умения преподавателя заинтересовать студентов своим предметом. Для результативного образовательного процесса многие преподаватели нашего вуза на своих занятиях реализуют активные методы обучения, которые вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, элементы развлечения и позволяют создавать атмосферу творчества, радости, способствуя развитию интереса к учебному предмету. Принцип коммуникативного обучения – это решение коммуникативных задач средствами неродного языка – легко осуществляется в игровой деятельности, которая требует речевых действий. Психологи считают, что с возрастом потребность в игре не исчезает, меняется лишь ее характер и уменьшается время, которое ей уделяют. Игра способствует усвоению знаний по желанию обучаемого и происходит заинтересованно, она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности обучаемого [1].
Учебная игра является игрой по форме, учением по содержанию. Игра, предлагаемая преподавателем, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена, можно заранее подготовить наглядные пособия, слайды, если они необходимы по условию игры. Если игра предполагает деление группы на команды преподавателем, то он должен подобрать состав команд из студентов разного уровня владения русским языком. Игра не должна основываться на авторитарности преподавателя, преподаватель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности, открытости.
Активные методы обучения (АМО) активизируют учебный процесс, побуждают обучаемого к творческому участию в нем и развивают практические навыки и умения. При применении АМО на занятиях по русскому языку в национальных или английских группах нашего университета, студенты активно вовлекаются в решение поставленных перед ними задач. АМО характеризуются наличием двух планов. С одной стороны, участник учебного процесса выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, нестандартных задач; с другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью.
В структуре активности выделяются: стремление к самостоятельной деятельности, стремление повысить свой личный уровень, осознание выполняемых действий и др. [2].
Мы считаем, что современные занятия по изучению неродных языков со студентами высших учебных заведений в основном должны проводиться с применением АМО, в частности, в форме игры, так как игра дает возможность лучше и легче освоить новый материал. Студентам очень нравится проведение занятий в форме игры, ведь игра обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. Студенты с большой охотой втягиваются в процесс обучения, организованный в форме различных игр. В английских группах нашего университета, где уровень знаний языка у студентов пороговый, игры помогают закрепить материал по предмету, игра благодаря своей двуплановости помогает преподавателю русского языка как иностранного достигать одной из сложнейших целей: обучать и языку, и речи. Во время игры преподаватель, наблюдая за речью студентов, имеет возможность фиксировать для себя типичные ошибки, возникающие в их спонтанной речи, а после игры в упражнениях отработать нужные формы.
В КазНМУ имени С. Асфендиярова учатся студенты из разных стран: Индии, Афганистана, Пакистана, Иордании, Узбекистана и других, они обучаются на английском языке. Преподавателям английских групп проводить занятия по русскому языку намного эффективнее, применяя АМО. Преподаватель Т.К. Бердалиева, делясь своим опытом преподавания в английских группах, рассказывает, что на занятиях по русскому языку, поделив студентов на две команды, часто проводит эстафету «Кто быстрее?»: кто быстрее и без ошибок напишет на доске предложения по лексическим темам «Семья», «Аудитория», «Город» и т.п. Чтобы облегчить задачу, можно задавать вопросы, ответы на которые должны написать студенты. Например, по теме «Город» могут быть следующие вопросы:
1. Каким видом транспорта вы пользуетесь?
2. Сколько раз в день вам приходится ездить?
3. Сколько времени вы тратите на поездки?
4. По какой улице вы добираетесь до университета?
5. Какие места в городе вы любите посещать? и т.п.
Как в английских, так и в национальных группах студентами постоянно используются толковые и переводческие словари. Использование словарей вырабатывает навык, облегчает работу с новыми понятиями и обогащает лексику студентов, к тому же каждый студент старается быстрее остальных найти нужное слово, что создает атмосферу здорового соперничества.
Метод «круглого стола» имеет высокую эффективность в учебном процессе и также применяется многими преподавателями нашего университета. Обсуждая за круглым столом проблемные вопросы материала, студенты учатся выступать, отстаивать свою точку зрения, тем самым обогащая свою лексику. Студенты-первокурсники с большим удовольствием участвуют в играх на занятиях, при этом, выполняя отведенную для себя роль, они стараются справиться с заданием наилучшим образом за максимально короткое время. Коллективные игры проходят острее, повышается игровой интерес участников, каждый студент чувствует поддержку товарищей, что придает ему уверенность в его выступлении и сам он старается не подвести товарищей, а значит, повышается результат изучения нового материала. Возникновению игрового интереса способствуют удовлетворение от успеха и демонстрация товарищам своих возможностей, а иногда и азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций. Игры «Кто прочитает больше слов?», «Выбери правильное словосочетание!» и другие популярны среди наших первокурсников, они иногда сами охотно придумывают задания к таким играм. В игре «Кто прочитает больше слов?» можно использовать как отдельные буквы, так и слоги.
Например, из данных букв на рис. 1 можно прочитать слова: аптека, доктор, род, рот, катер, ракета и др.
На рис. 2 из двух словосочетаний: бархатный сезон и бархатный день нужно выбрать одно правильное.
Рис. 1. «Кто прочитает больше слов?»
Рис. 2. «Выбери словосочетание!»
Со студентами старших курсов мы проводим уроки-конференции, проблемные лекции, семинары и дискуссии. Чаще всего они представляют перед группой презентацию результатов своих исследований, разработку учебного проекта и т.п. При изучении грамматической темы «Тезис. Антитезис» на 4 курсе специальности ТФП (технология фармацевтического производства) преподавателем А.А. Курмангалиевой было проведено занятие по русскому языку с применением АМО. Группа была поделена на две команды и были избраны эксперты, которые после выполнения задания должны будут сделать выводы и рекомендации. Экспертами была предложена тема для дискуссии, первая команда должна была защищать тезис «Истина рождается в споре», а их оппоненты – антитезис: «Кто спорит, тот ничего не стоит». Что интересно, их дискуссия на эту тему продлилась и на внеурочное время, они просили продолжения дискуссии на следующих занятиях. Студентам иногда целого часа бывает недостаточно для того, чтобы подискутировать. Они признаются, что занятия с применением АМО проходят намного живее и интереснее. Оценивание производится в основном, самими студентами, им предлагается со стороны преподавателя учитывать при оценивании умение аргументировать свои ответы и отстаивать их на этапах обсуждения решений, эрудированность, полноту ответов.
Все активные методы обучения ориентированы на самостоятельную работу студента, на развитие мышления и обогащение лексики. Деловые игры направлены на расширение лингвистического кругозора студентов, становление их логического мышления, всестороннее развитие речевой деятельности и индивидуальных способностей. Методику проведения деловых игр описали в своих трудах такие исследователи, как М.М. Новик, А.А. Вербицкий, Л.Г. Вишнякова и др.
М. Новик считает, что активное обучение характеризуется особенностями: повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых, длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс и др. Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. АМО формируют и развивают познавательные интересы и способности, создают творческую атмосферу в аудитории.
Преподаватель Г.М. Чумбалова использует ситуационное обучение – кейс-стади, представляющее собой описание деловой ситуации и метод проектов. Кейс-стади близок к методу анализа конкретных ситуаций. Основными требованиями к использованию метода проектов являются: наличие задачи, требующей решения путем исследовательского поиска, самостоятельная деятельность студентов, практическая значимость результатов. Кейс-технология строится на анализе кейса – сложившейся ситуации или специально сформулированных условий осуществления того или иного вида деятельности, в которых еще не существует готового решения [3].
Также мы используем на занятиях по русскому языку распространенные игры «Кто лучше?», «Кто быстрее?» (кто быстрее переведет медицинский термин с казахского языка на русский и английский языки), «Синонимы и антонимы» (подобрать к слову сначала синоним, затем антоним), «Угадай предмет» (называются качества и свойства, по которым определяется предмет). Например, называются такие качества и свойства: мышечный орган, состоит из четырех камер, сокращается автоматически и др. Ответ: сердце.
На занятиях по русскому языку на 4 курсе факультета «Общей медицины» по лексической теме «Хронический вирусный гепатит» можно применять игру «Кто быстрее», выбрав следующие термины печень, вирусный гепатит, печеночная колика, желтуха, клетка и другие, которые нужно перевести на казахский и английский языки:
Печень – бауыр – hepar
Вирусный гепатит – вирусты гепатит – Hepatitis viruses
Печеночная колика – бауыр шаншуы – hepatic colic
Желтуха – саргаю – jaundice
Клетка – жасуша – cell
Эти игры развивают быстроту мышления и ассоциаций. Чаще всего игры проводятся во второй половине занятий, когда студенты устают и работоспособность их падает, внимание рассеивается. В это время игра мобилизует умственную деятельность и в то же время является разрядкой, снимающей усталость. Студентам необходимо накопить лексический запас, не всем удается выучить новые слова без усилий и употребить их в нужный момент. Применяя активные методы обучения, языковые и речевые единицы многократно употребляются в разных моделях: рисунки, схемы, таблицы, запоминание новых слов на мотивы песен, т.е. «пропевание» нужных для запоминания слов. Повторение, безусловно, способствует запоминанию, но, чтобы не было монотонности, можно предложить студентам разные задания. Например:
1. Произнесите все вместе.
2. Теперь только ребята, затем девушки.
3. Только сидящие справа.
4. Только сидящие слева.
5. Только сидящие за одной партой.
6. Произнесите каждый по отдельности.
9. Сообщите шепотом рядом сидящему.
10. Произнесите как диктор телевидения.
А также можно предложить произносить слово или фразу с разной эмоциональной окраской:
4. С большим удовольствием.
Такое многократное проговаривание с элементами игры не вызывает усталости. В моменты спада внимания можно проводить конкурсы загадок. Загадки дают возможность отработать интонацию и произношение, развить навыки аудирования и служат повышению внимания. Эти игровые формы работы при обучении русскому языку как иностранному способствуют развитию памяти у студентов и совершенствованию речевых умений и навыков. Такие игры могут проводиться со студентами разного уровня владения языком и разного возраста, преподаватель на свое усмотрение может адаптировать задания для уровня аудитории. От уровня владения языком и возраста должно зависеть наполнение игры определенным речевым материалом. На начальном уровне, который требует накопления языкового материала, лучше использовать задания и игры, стимулирующие запоминание языкового материала, а на продвинутом уровне – активизирующие творческое отношение учащихся к языку.
Организация образовательного процесса с использованием АМО опирается на принцип сотрудничества, предполагающий развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат [4].
Технология АМО создает инициативность, многообразие мыслительной работы в процессе обучения и ориентирована на полное мировосприятие и развитие, на развитие навыков добывать информацию и применять ее опытным путем в действительности [5].
Учебная деятельность требует от индивида не только умственных, но и волевых усилий. Еще Сократ отмечал, что человека нельзя ничему научить, можно только научиться [6].
Таким образом, активные методы обучения, на наш взгляд, являются наиболее эффективными методами обучения на занятиях по русскому языку как неродному в медицинском вузе, так как применение АМО дает возможность повысить степень мотивации, легче и лучше, без принуждения освоить новый материал, побуждает студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. АМО дают нестандартный подход к решению изучаемой проблемы. Выводы и рекомендации может делать не только преподаватель, но и студенты, что дает им возможность примерить на себе роль преподавателя и ответственно подходить к делу. Применение АМО дает целенаправленную активизацию мышления, когда обучаемый активен независимо от его желания и эта активность устойчива на протяжении всего занятия. Применение АМО также дает равные права и одинаковое участие всех субъектов учебного процесса в решении задач, свободный обмен мнениями и умение адекватно принимать критику. Применение АМО и интерактивных технологий вытеснило из образовательного процесса взаимоотношение преподавателя и студента как субъект – объекта, когда преподаватель вкладывал в студента все свои знания. АМО дают возможность субъект-субъектным взаимоотношениям преподавателя со студентами в учебном процессе. Преподаватель лишь направляет студента в верное русло, дает подсказку, ориентацию на верную информацию, указывает на ошибки и пути их исправления. Разнообразной информации в век технологий и скоростей много, к тому же она быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении, поэтому студентам необходимо научиться совершать правильный выбор в непрекращающемся потоке информации.
Русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Привить интерес к учению, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний – это главная задача педагога [7].
Результатом применения активных методов обучения на занятиях по русскому языку можно считать готовность студентов к любым видам активной деятельности, умение применять полученные знания в новых ситуациях, в условиях самостоятельной жизни, расширение кругозора студентов, выявление скрытых возможностей, организаторских способностей у студентов, оттачивание мастерства в красноречии.