Что относится к значимым частям слова
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.
Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.
Морфемика – от греческого слова морфе – форма.
Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.
Окончание
Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?
Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.
Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.
Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.
Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.
Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.
В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □
У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».
Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.
Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат□,читатель□, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.
Основа слова
В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.
Корень
Как мы уже сказали, в основу входит корень.
Что надо сделать, чтобы найти корень?
Чтобы найти корень, надо:
Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.
А теперь давай поработаем.
Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.
Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.
Суффикс
Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.
Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.
Чтобы найти в слове суффикс, надо:
Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.
Как называют человека, который:
Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.
Приставка
Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.
Чтобы найти приставку, нужно:
Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.
А теперь снова время для упражнений.
Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.
Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.
Проверь себя. Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.
Морфемика и словообразование. Части слова.
теория по русскому 🐻 морфемика
Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень, окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения).
стирал – постирал (словообразующая приставка) медведь – медвежонок (словообразующий суффикс)
стирал – стирала (формообразующее окончание, изменился род глагола) красивый – красивее (формообразующий суффикс, изменилась степень прилагательного)
Основная единицы морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.
Окончание
Окончание – формообразующая морфема, оно не служит для образования новых слов!
Основа – часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Корень
Корень – главная значимая часть слова, содержащая общее значение всех однокоренных слов. Например: окно – окошко – подоконник. У слова может быть один корень (учитель) или несколько (водопад), последние слова называются сложными. Корень — единственная обязательная часть слова. Существует множество слов, состоящих только из корня — служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, многие наречия.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. В остальных случаях корни являются связанными. В большинстве слов именно корень выражает основное лексическое значение слова.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Для того чтобы определить в слове корень, необходимо подобрать ряд однокоренных слов. Однако если лексическое значение корня у слов не совпадает, они не будут являться однокоренными: запирать – пировать, мирный – умирать.
Приставка
Приставка, или префикс, – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать. Её роль – внесение дополнительного значения. Приставка может находиться непосредственно перед корнем или перед другой приставкой: сговорчивый — несговорчивый. Приставки бывают исконно русскими (о-, от-, под-, пере-) и иноязычными (контр-, дез-, суб-, ад-, ин-).
Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов : чудо – чудесный. В слове может быть один (радость) или несколько суффиксов (старинный). Суффикс может находиться непосредственно после корня или после другого суффикса: столяр — столярничать.
Кроме словообразующих суффиксов существуют еще и формообразующие. При помощи них образуются сравнительные и превосходные степени сравнения прилагательных и наречий: ярче, новее, старейший.
Постфикс
Все значимые части слова имеют условное графическое обозначение. Словообразование — это образование новых слов от однокоренных слов. Способы словообразования показывают при помощи каких языковых средств образуются новые слова. Формообразование — это образование новых форм слова. Основным средством, с помощью которого образуются новые формы слов, является окончание.
Способы словообразования
В русском языке есть два основных способа образования новых слов: неморфологический и морфологический.
Неморфологический способ – это переход из одной части речи в другую. Например: 1) В магазине продают мороженое (прилагательное) мясо ; 2) Мы съели вкусное мороженое (существительное).
Среди морфологических способов словообразования выделяют следующие: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.
Соединительные гласные О/Е в сложных словах
Сложные слова – это слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Как правило, образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть: пешеход, ледокол, самовар, лесоруб, счетовод;
Корни в сложных словах чаще всего соединяются при помощи гласной, которая называется соединительной. Соединительных гласных может быть только две: О или Е.
Правописание соединительных гласных О/Е
Примеры: хлебороб, звездолёт, молоковоз, жизнелюб, нефтепровод, птицеед.
Части слова
Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием. Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.
Названия и обозначения
Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения — как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.
В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.
Группы морфем
Морфемы разделяются на три группы:
В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.
Рис 1. Схематическое представление частей слова
Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем — аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.
Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.
Видоизменение морфем
Что относится к значимым частям слова
ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
В русском языке слова состоят из значимых частей — морфем.
Корень (по-укр.: корінь), префикс (по-укр.: префікс), суффикс (по-укр.: суфікс), окончание (по-укр.: закінчення) — значимые части слова, или морфемы.
Морфемика — это раздел грамматики, изучающий состав слова.
Обратите внимание!
Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова. Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.
Значимые части слова — это морфемы, они обязательно имеют значение.
В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:
Практика А
1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.
ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ
Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
. Изобрели особый прибор — шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу — знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.
Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель — как раз суффикс), окончания.
В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ. Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть; -ним- обозначает физическое действие. Какое — это уточняет префикс.
Слово похоже на поезд. Каждая часть — особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду — вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.
Все значимые части в этом слове — морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет — значит, это не морфема.
Почему морфему называют значимой частью слова?
Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?
2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. ‘
3. Приведите примеры слов с префиксом при-. Запишите их.
4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.
Город, городской, горожанин, пригород.
КОРЕНЬ — это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.
СУФФИКС — значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село — сельский, жить — житель.
ПРЕФИКС — значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город — пригород.
ОКОНЧАНИЕ— значимая часть слова, которая образует форму слова: улица — улицы, улицу, улицами.
5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.
6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни
ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, —
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси.
*Лачуга — небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба
На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.
7. Запишите слова и укажите возможные переносы.
Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.
8. Исправьте ошибки в переносах слов.
Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.
ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г
Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют. Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово).
Все изменяемые слова состоят из основы иокончания.
9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.
Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо, хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ, потому как питал его подземный источник. Вода в озере была холодная, чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова)
Теория Д
ОСНОВА — это часть слова без окончания: городской (городск- — основа и -ой — окончание).
В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы — префиксы, суффиксы.
ОКОНЧАНИЕ — значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза — берёз-ой.
Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок)
11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую — слова без окончания, а в третью — все остальные.
Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.
12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин)
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники, конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Состав слова. Значимые части слова
Урок 9. Русский язык 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Состав слова. Значимые части слова»
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, из каких значимых частей состоят слова. Но прежде я хочу рассказать вам, что натолкнуло меня на разговор на эту тему. ……
Мне так нравится любоваться природой своего края!
И вот сегодня я, как обычно, гулял в парке. Вдруг я услышал печальные крики стаи птиц, улетающей на юг.
И вспомнились мне строки из песни, написанной на стихи Михаила Васильевича Исаковского:
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать…
И действительно, я не люблю покидать пределы своей страны.
Но ведь я всё-таки профессор в области русского языка. И в этих стихотворных строчках заметил несколько родственных слов. А вы сможете их найти? Попробуйте. Ну что, получилось? Проверьте, эти ли слова вы нашли.
Вы обратили внимание на то, что слово «летят» я выделил только один раз?
Ведь во второй раз оно просто повторяется, то есть это то же самое слово.
А ещё, когда я рассказывал вам о своей прогулке, произнёс слово «улетающей».
Оно тоже родственное выделенным словам.
У всех этих слов одинаковый корень.
Ох, а это что? Ну вот, опять Вирус Ошибкин всё напутал.
Но Вирус забыл правило и сейчас недослушал меня. В родственных словах не только сам корень должен быть одинаковым, но и его лексическое значение.
У слова «лето» такой же корень, но его значение не имеет ничего общего с полётом.
Слово «лето» обозначает пору года.
Значит, оно не родственное словам «летят», «перелётные», «улетать», «улетающей».
А теперь давайте разберём родственные слова из стихотворения по составу.
Возьмём первое слово – «летят». Сначала выделяем изменяемую часть слова, то есть окончание. Для этого изменяем слово: лететь, летит, летим.
Для того, чтобы выделить корень, надо подобрать несколько родственных слов и найти общую часть.
Но у нас уже есть несколько родственных слов и корень найден. В слове «летят» он совпадает с основой.
Пришло время слова «улетать». Изменяем его: улетаем, улетаете.
Итак, мы вспомнили, как выполнять разбор слов по составу и то, из каких частей может состоять слово.
А теперь я хочу вам напомнить, что корень, приставка и суффикс – это те морфемы, которые могут входить в основу и служат для образования новых слов.
Они являются значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая значимая часть слова. Оно образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Кстати, подумайте, друзья мои, слова «перелётные» и «перелётная» – родственные?
Я уже вижу возмущённые взгляды многих из вас. Ну конечно, это не родственные слова, а одно и то же слово. Просто разные его формы. Ведь здесь изменилось лишь окончание.
А теперь посмотрите на эти пары слов: Корабль – укор, костюм – кость
У них есть общая часть. Являются ли эти слова родственными.
Конечно, нет! Ведь их лексическое значение абсолютно разное!
Кстати, слова «корабль» и «костюм» словарные. Их написание надо запомнить.
А сейчас я предлагаю вам найти группы родственных слов вот в этой скороговорке.
Продавец в косухе продаёт сухие продукты:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть.
Но всухомятку не нужно их есть.
Ну что же, давайте проверим.
У слова «продавец» родственным является слово «продаёт», а корень у них – прода-.
А вот слово «продукты» хоть и имеет общую часть, но отличается по своему лексическому значению и родственным не является.
Вторая группа родственных слов – сухие, сухарики, сушки, сухофрукты, всухомятку.
Ну что же, подходит к концу наше время. И сейчас я ещё раз хочу напомнить вам, ребята, что слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.
Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. Они являются значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в словосочетании и предложении.
А мне осталось только попрощаться с вами, друзья мои. До новых встреч!