Что относится к жизненно важным интересам личности
Жизненно важные интересы
Смотреть что такое «Жизненно важные интересы» в других словарях:
Жизненно важные интересы — (англ vitally interests) по законодательству РФ совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (Закон РФ «О безопасности»**). См. также… … Энциклопедия права
Жизненно важные интересы военнослужащих — это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивается реализацией прав, свобод и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для военнослужащих. Источник: ДИРЕКТИВА Минобороны РФ от 12.07.1997 N Д 10 О… … Официальная терминология
интересы жизненно важные — Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (по Закону Российской Федерации [1]). [ГОСТ Р 52551 2006] Тематики системы охраны и… … Справочник технического переводчика
интересы жизненно важные — 2.2.4 интересы жизненно важные: Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (по Закону Российской Федерации [1]). Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Интересы жизненно важные — часть национальных интересов государства, совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства … Пограничный словарь
интересы — 3.7.24 интересы: Потребности, желания, ожидания или требования. Источник: ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ұжымдық қауіпсіздік келісіміне қатысушы мемлекеттердің өмірлік маңызды мүдделері — (Жизненно важные интересы государств участников ДКБ) мемлекеттің өмір сүруін қамтамасыз етуге бағытталған ұлттық мүдделердің сай келуі. Оған мемлекет тәуелсіздігі, аумақтық тұтастық, қоғамның әлеуметтік саяси тұрақтылығы, түрлі сипаттағы ішкі… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
ҰҚК қатысушы мемлекеттердің өмірлік маңызды мүдделері — (Жизненно важные интересы государств участников ДКБ) мемлекеттің өмір сүруін қамтамасыз етуге бағытталған ұлттық мүдделердің сай келуі. Оған мемлекет тәуелсіздігі, аумақтық тұтастық, қоғамның әлеуметтік саяси тұрақтылығы, түрлі сипаттағы ішкі… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации… … Социология: Энциклопедия
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности,… … Социология: Энциклопедия
Жизненно важные интересы личности, общества и государства. Национальные интересы
Исторические и социально-политические условия, в которых оказываются отдельные индивидуумы, социальные группы, общество и государство, те ценностные ориентации, которыми они при этом руководствуются, придают их экономическим интересам различную значимость. В зависимости от значимости для их субъектов формирования экономические интересы подразделяются на маловажные, важные и жизненно важные.
В теории экономической безопасности среди всей совокупности экономических интересов любого субъекта формирования особо выделяются жизненно важные экономические интересы (ЖВЭИ). Это объясняется тем, что ЖВЭИ это такие экономические интересы, удовлетворение которых способно надежно обеспечить само существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства,[29] причем обеспечить во всех сферах, а не только в собственно экономической.
Маловажные экономические интересы преимущественно не выходят за рамки выполнения каких-то повседневных хозяйственных задач. Важные экономические интересы преследуют уже более значимые, но все же в основном тактические цели. Тогда как ЖВЭИ направлены на достижение хозяйственных целей стратегического масштаба. Так, например, для отдельно взятого индивидуума маловажный экономический интерес может выражаться в стремлении починить сломанный замок у дверцы своего рабочего стола, важный экономический интерес – в стремлении построить дачу, а ЖВЭИ – в стремлении на долгие годы материально обеспечить уровень и качество жизни, приемлемые для себя и своей семьи.
ЖВЭИ, как и другие экономические интересы, можно классифицировать по длительности их действия на кратковременные, долговременные и постоянные, а по основным субъектам их формирования – на ЖВЭИ личности, ЖВЭИ общества и ЖВЭИ государства. Причем, если ЖВЭИ личности по длительности могут быть всех трех упомянутых выше видов, то ЖВЭИ общества и государства выступают преимущественно в качестве долговременных и постоянных интересов, являющихся для субъектов их формирования более важными, чем кратковременные интересы. Так, например, наличие у государства долговременных и постоянных ЖВЭИ важно потому, что именно они обуславливают то, какой должна быть экономическая политика государства, чтобы его суверенитет, целостность и благополучие были надежно обеспечены.
ЖВЭИ личности весьма разно- и своеобразны. Однако исторический опыт дает основание утверждать, что в самом общем виде ЖВЭИ личности заключаются в:
— обеспечении достойных материальных условий жизни для себя и своей семьи при сохранении тенденции к их улучшению;
— обеспечении права на труд с возможностью выбора профессии и получении интересной и достойно оплачиваемой работы;
— соблюдении права личной и частной собственности, предотвращении преступных посягательств на эту собствен-ность, возможности предать ее своим потомкам.
ЖВЭИ общества складываются из ЖВЭИ входящих в него социальных слоев, групп и иных общностей людей. Вследствие существующей в любом обществе социальной дифференциации ЖВЭИ упомянутых общностей могут различаться, зачастую весьма существенно. Однако в каждом нравственно здоровом обществе всегда присутствуют те общие ЖВЭИ, которые обеспечивают его единение. Эти интересы состоят в:
— материальном обеспечении духовного, нравственного и культурного развития общества в целом и всех его составных частей на началах социально ориентированной рыночной экономики;
— повышении легально признанной экономической активности каждой личности;
— достижении и поддержании гармоничного баланса ЖВЭИ различных социальных групп и слоев;
— эффективном контроле за экономической деятельностью государства.
У государства, представляющего собой совокупность властных институтов общества, тем не менее, имеются свои, отличные от общественных, ЖВЭИ. Они сводятся к:
§ обеспечению экономической стабильности в обществе и государстве на основе устойчивого и позитивного развития национальной экономики;
§ регулированию в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей;
§ проведению эффективной национально ориентированной внешнеэкономической политики и обеспечению выгодного для своей страны участия в международном разделении труда и экономическом сотрудничестве;
§ надежному материально-техническому, финансовому и иному экономическому обеспечению обороноспособности страны на уровне, достаточном для поддержания ее суверенитета и территориальной целостности, отражения любой внешней агрессии;
§ ликвидации коррупции, экономических преступлений и иной противоправной деятельности в экономической сфере.
Все упомянутые выше ЖВЭИ по срокам своей реализации являются либо долговременными, либо постоянными.
По содержанию каждый из них представляют собой некий агрегат, из которого в случае необходимости можно извлечь более конкретное выражение данного интереса. Например, ЖВЭИ общества, состоящий в «повышении легально признанной экономической активности каждой личности» можно конкретизи-ровать, во-первых, в поощрении частного предпринимательства, во-вторых, в воспитании молодежи в духе уважения к личной и частной собственности и, в-третьих, в обучении ее основам теории функционирования рыночной экономики. А ЖВЭИ государства в «регулировании в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей» может быть более детально представлено как разработка необходимой нормативно-правовой базы, механизма ее реализации и контроля над ее реализацией.
Уже упоминавшееся разнообразие и своеобразие ЖВЭИ личности, общества и государства представляют собой основную причину их разнонаправленности, которая, в свою очередь, может вызвать как их совпадение, так и несовпадение, то есть возникновение параллельных и расходящихся интересов. Однако если параллельные интересы в силу своей направленности не могут превратиться в источник возможных противоречий между ними, то о расходящихся интересах этого сказать нельзя. Ведь, если, например, два расходящихся интереса в своей реализации не мешают друг другу, то это совершенно не значит, что, реализуясь не параллельно, они не помешают реализации каких-либо других интересов. В результате взаимодействие расходящихся интересов превращается в источник противоречий между ними, источник появления противостоящих, взаимно направленных ЖВЭИ (рис. 6).
Таким образом, превращение несовпадающих (расходящихся) ЖВЭИ в противостоящие неизбежно переводит возможные (потенциальные) противоречия между ними в категорию реальных[30]. Например, вследствие невысокого правосознания определенной части населения и имеющихся недостатков в формировании и функционировании фискального механизма ЖВЭИ государства, состоящий в обеспечении и постоянном увеличении доходной части государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, может оказаться противостоящим ЖВЭИ многих граждан и предпринимательских структур этого государства, состоящему в постоянном повышении своего благосостояния. Повседневная практика предоставляет нам достаточно примеров того, что деятельность государства по максимизации поступления в казну разного рода
|
|
|
подразделяются на
БЫВАЮТ
|
|
с которыми происходит их…
|
воздействуют на
Рис. 6. Структурно-логическая схема трансформации жизненно важных экономических интересов в национальные экономические интересы
налогов и сборов, мягко говоря, не находит понимания у многих граждан и предпринимательских структур, усматривающих в этом посягательство на свое благополучие и возможности его дальнейшего укрепления, а потому всячески этому противящихся, в частности, путем ухода «в тень».
В качестве другого примера противостояния ЖВЭИ можно назвать часто встречающееся в различных странах противостояние ЖВЭИ центральных и местных властей (в России – Федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований) при дележе налоговых поступлений, являющееся зачастую причиной появления и обострения в этих странах сепаратистских тенденций.
Естественно поэтому, что противоречия, возникающие в экономической сфере по причине противостояния ЖВЭИ различных субъектов их формирования, нуждаются в устранении. В противном случае, все более обостряясь, они грозят не только ввергнуть экономику страны в тяжелейший кризис и подорвать ее способность к устойчивому позитивному развитию, но и уничтожить патриотическое единение всех слоев общества, привести к распаду государства. Именно так события развивались в СССР в период 1985-1991 гг.
В этой связи представляется необходимым, что во всех случаях противостояния ЖВЭИ усилия патриотически настроенных граждан, общественных организаций, всего гражданского общества, властных структур всех уровней должны быть направлены на формирование и соблюдение приемлемого для всех его участников баланса таких интересов. Под балансом ЖВЭИ следует понимать реализацию данного интереса в той мере, в какой такая реализация дает возможность реализоваться всем другим интересам, противостоящим данному.
Формирование и поддержание баланса противостоящих ЖВЭИ проявляется, прежде всего, в создании и запуске механизма неконфронтационной реализации таких интересов. Следствием этого становится полная ликвидация или существенное ослабление не только многих уже существующих противоречий в экономической сфере, но и возможностей их последующего возобновления. Противостоящие интересы, таким образом, превращаются в сбалансированные.
Баланс противостоящих или формирование сбалансированных ЖВЭИ представляется, однако, более действенным тогда, когда его дополняет выявление совпадающих ЖВЭИ. Это должны быть интересы каждой конкретной личности, различных хозяйствующих субъектов, политических, общественных, национальных и иных организаций и групп, всего общества и государства. Кроме них в федеративном государстве, в особенности такой огромной по территории, разнообразной по природным условиям и ресурсам, многонациональной и неравномерно заселенной стране, какой является Российская Федерация, не меньшее значение имеет выявление и осознание совпадающих интересов Федерального центра, различных по своему статусу субъектов Федерации и муниципальных образований.
Сбалансированные и совпадающие ЖВЭИ способны превратиться в мощную движущую силу устойчивого экономического развития любой страны. Реализация таких ЖВЭИ объективно направлена на совершенствование и развитие личности, причем развитие не только материальное, но и духовное. Кроме того, такие интересы консолидируют общество, способствуют эффективному функционированию государственного аппарата. Под воздействием национальных ценностей совокупность сбалансированных и совпадающих ЖВЭИ всех субъектов формирования приобретает некое интегрированное выражение, которое следует рассматривать в качестве национальных экономических интересов(НЭИ).
НЭИ реализуются в достижении национальных экономических целей. По своей направленности эти интересы следует подразделять на внутренние и внешние. Внутренние НЭИ не простираются далее экономического пространства данной нации и реализуются в пределах этого пространства. Защищенность внутренних НЭИ обуславливает обеспечение внутренней экономической безопасности данной нации. И напротив, отличительной особенностью внешних НЭИ данной нации является то, что они реализуются на национальных экономических пространствах других наций. Защищенность внешних НЭИ обуславливает обеспечение внешней экономической безопасности данной нации, ее международный авторитет и влияние в мире. В этом смысле характерен пример США.
В этой стране критерием экономического могущества была и остается реализуемость, прежде всего, внешних НЭИ. Это, конечно, не означает, что у США нет внутренних НЭИ. Однако американцы считают, что реализации их внутренних НЭИ никто и ничто помешать не может, и потому это никого кроме них самих не касается. Реализация же внешних НЭИ Соединенных Штатов, направленность которых глобальна, сталкивается с определенными проблемами, вследствие чего именно она якобы и определяет «современное лицо американской экономики», именно по ней следует оценивать устойчивость и потенциальные возможности хозяйства этой страны[31].
В современной России из-за наличия в ее хозяйственном комплексе многочисленных проблем, напротив, определяющей становится реализация как внутренних, так и внешних НЭИ. Это следует и из содержания уже упоминавшейся Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
С точки зрения внутренних НЭИ нашей страны наиболее актуальным в настоящее время является всемерное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение функционирования российской экономики в режиме расширенного воспроизводства при сохранении контроля над стратегическими
ресурсами страны; последовательное отстаивание интересов отечественных производителей; неуклонный рост капиталовложений в хозяйственный комплекс РФ, особенно его высокотехнологичные сектора; развитие и совершенствование оборонных отраслей промышленности; поддержание научного потенциала, способного обеспечить необходимую инновационную активность и утвердить независимость нашей страны на наиболее важных направлениях технического прогресса.
Современные внешние НЭИ России направлены, прежде всего, на формирование внутри страны и на мировом рынке таких условий, которые бы способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции; на рост объемов внешней торговли и всемерное расширение других форм экономического сотрудничества нашей страны с другими странами; на прекращение утечки российских капиталов за границу и их скорейший возврат в Россию.
Таковы содержательная характеристика основных элементов системы интересов в экономической сфере и их основные отличительные признаки, которые сотрудникам органов государственного управления российской экономикой, российским предпринимателям и всем заинтересованным лицам необходимо учитывать и использовать в своей практической деятельности.
Практикум
Теперь Вы должны уметь:
1. Представить себе, как и какие потребности трансформируются в интересы в экономической сфере.
2. Различать существующие системы ценностных ориентаций личности и общества, под воздействием которых формируются интересы в экономической сфере.
3. Разобраться в сущности процесса формирования интересов в экономической сфере, в содержании механизма их формирования.
4. Отличать жизненно важные интересы личности, общества и государства от других их интересов в экономической сфере.
5. Объяснить, какие жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства и почему могут рассматриваться в качестве национальных экономических интересов.
Вопросы для самопроверки и повторения
1. Как называются те побудительные мотивы, которые лежат в основе любой, в том числе и хозяйственной, деятельности людей и заставляют их делать или не делать что-либо?
2. Как классифицируются потребности, возникающие в процессе хозяйственной деятельности людей?
3. Что помогает ориентироваться во всем многообразии потребностей, устанавливать приоритеты в их удовлетворении?
4. Какими ценностями оперируют в экономической сфере?
5. Какие системы ценностных ориентаций Вы знаете?
6. На каких принципах формируются интересы в экономической сфере?
7. Что представляют собой национальные экономические цели?
8. Каков состав механизма формирования интересов в экономической сфере?
9. Каковы причины выделения жизненно важных интересов изо всего множества интересов в экономической сфере?
10. Каковы в самом общем виде жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства?
11. Какие жизненно важные экономические интересы следует балансировать и почему?
12. Каким образом достигается баланс жизненно важных экономических интересов?
13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете?
Новые понятия и термины
Материальные и духовные потребности; осознанные и неосознанные потребности; индивидуальные, коллективные и общественные потребности; шкала ценностей; национальные ценности; ценности природного и антропогенного происхождения; духовные, нравственные, социально-политические и материально-вещественные ценности; система ценностных ориентаций личности; коллективистская и групповая ориентация личности; система ценностных ориентаций общества; общечело-веческие ценности; глобализация мирохозяйственных связей; «опора на собственные силы»; интересы личности, общества и государства в экономической сфере; экономические цели личности, общества и государства; национальные экономические цели; явные и скрытые национальные экономические цели; принципы, механизм, среда, объекты, субъекты и средства формирования экономических интересов; жизненно важные экономические интересы; кратковременные, долговременные и постоянные жизненно важные экономические интересы; совпадающие и несовпадающие (параллельные, расходящиеся) жизненно важные экономические интересы; баланс жизненно важных экономических интересов; сбалансированные жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства; национальные экономические интересы; внутренние и внешние национальные экономические интересы.
Жизненно важные интересы личности, общества, государства. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. Пути достижения баланса интересов 1 страница
Структура жизненно важных интересов личности, общества, государства весьма сложная. Будучи по продолжительности действия постоянными и долгосрочными, они тесно переплетаются и по характеру взаимодействия одновременно являются частично совпадающими, параллельными, расходящимися и даже конфронтационными. Поэтому так актуально и остро стоит задача достижения баланса жизненно важных интересов всех основных субъектов общественной жизни.
В процессе становления и развития общественной мысли всегда остро стоял вопрос об отношении индивидуальных (личных) интересов с общественными (общими) интересами, о возможности разумного, правильного сочетания интересов индивида с интересами всего общества.
Основатели теории интереса подчеркивали первостепенную значимость, приоритет и особую силу воздействия личных интересов на все процессы общественной жизни. Гельвеций писал:
«Интерес всякого гражданина связан каким-либо образом со всеобщим интересом. и каждое отдельное общество бывает движимо двумя различными родами интересов.
При этом Гельвеций показал, что два указанных рода интересов почти никогда не совпадают, а индивидов, к тому же практически всегда, совершенно не волнуют интересы общества. И тем не менее Гельвеций был убежден, что возможно добиться сочетания личных интересов с интересами всего общества. Чтобы каждый индивид понимал невыгодность для него самого нарушения общественного интереса.
Таким образом, нельзя противопоставлять личные интересы общественным, но нельзя и подчинять одни интересы другим под вывеской приоритета интересов. «Приоритет интересов» означает первенство одних интересов над другими и наиболее полно проявляется во взаимосвязи интересов личности, общества и государства. Сущность приоритета интересов заключается в вопросе о преобладающем значении в обществе интересов того или иного субъекта.
В принципе ни один общественно-политический строй объективно не может уровнять интересы людей. Задача состоит в том, чтобы создать одинаковые общественные условия или, как сейчас принято говорить, «правила игры» для формирования и реализации интересов всех членов общества.
В жизни каждого общества можно видеть различные модели приоритета интересов. В советские времена, исходя из общего положения марксизма, что в условиях социализма «общность интересов возведена в основной принцип, в котором общественный интерес уже не отличается от интереса каждого отдельного лица»[30], приоритет официально отдавался государственным интересам. Но государственный интерес не может включать в себя все интересы общества, т. к. ограничен пределами правового пространства и масштабами охвата государством всей совокупности общественных отношений. Гегель подчеркивал: «Если. интересы (государства) совпадают с их (людей) собственными, они отстаивают и саму правовую форму; однако подлинной движущей ими внутренней силой являются именно их интересы, а не правовая форма. »[31].
Умелое сочетание личных и общественных интересов на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости в практической деятельности государства становится базой его укрепления.
Для развития человека и общества, а также обеспечения их безопасности необходимо, чтобы индивиды воспринимали интересы общества и государства как собственные. Для этого требуется, чтобы интересы общества и государства отражали личные интересы конкретных индивидов.
В тесной взаимосвязи и взаимообусловленности находятся жизненно важные интересы триады «личность, общество, государство». По сути, это и есть интересы нации в современном ее понимании.
В современных условиях необходимо подразделять национальные интересы на внутренние и внешние, одинаково существенные для жизнедеятельности государства. Формирование внутренних и внешних национальных интересов представляет собой нелегкий процесс осознания потребностей граждан, общества и государства, которые определяются историей и традициями всего народа, а также реалиями современности.
Концептуальный подход к категории национальных интересов как совокупности сбалансированных жизненно важных личности, общества и государства имеет принципиальное значение, поскольку в этом случае это понятие выражает национальное единство, объединяющее людей различных национальностей, вероисповеданий, социальных позиций, профессий, культур. Поэтому не случайно, что до настоящего времени понятие «национальные интересы» чаще используется применительно к межгосударственным отношениям, так как именно на международной арене государство выступает представителем всей нации, выразителем интересов всего общества. Именно защита этих интересов во внешнем мире сплачивает и приводит к единству даже самые непримиримые слои общества.
Национальные интересы представляют собой основу жизнедеятельности общества, направленной на сохранение силы государства и здоровья его народа. Они не формируются случайно. Каждое государство характеризуется собственным жизненным путем, имеющим свое внутреннее и внешнее оправдание и выражение. В национальных интересах как бы воплощен разум государства и народа, состоящий в верном понимании как собственной сущности и природы, так и природы и характера внешнего окружения. В них выражена жизненная потребность народа в самосохранении как культурно-исторической общности, в поддержании стабильности своих основополагающих общественных и государственных институтов, в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства. Потребность эта, в свою очередь, основана на геополитическом положении государства, традициях, культуре и духе народа, его нравственных ценностях, экономическом укладе, т.е. всем том, что составляет опору всякого государства, правительства, фундамент его внешней и внутренней политики.
Национальные интересы (как внутренние, так и внешние) не могут оставаться вечными и неизменными. По мере изменений объективной реальности вокруг страны и в мире меняются содержание национальных интересов и стратегия практической деятельности государства по обеспечению этих интересов. Однако коренные национальные интересы, такие, как сохранение суверенитета, территориальной целостности, обеспечение безопасности государства, а следовательно, и нации, остаются постоянными.
Социальные интересы в значительной степени реализуются в результате целенаправленной деятельности всех субъектов государственно-правового регулирования общественных отношений, и в них фактически закрепляется отношение индивидуумов, социальных групп, всего общества к той или иной совокупности общественно-политических институтов.
Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации и достижения поставленных целей.
Для каждого государства в каждый конкретный период времени существует, строго говоря, тот единственный путь действия, диктуемый всем его прошлым, настоящим и перспективами будущего, который определяется верным пониманием национальных интересов и, соответственно, выбором определенного пути развития, отвечающего национальным интересам. Если обратиться к истории, то легко можно убедиться, что величие государственных деятелей во все времена было прямо связано с их способностью правильно определить национальные интересы и неуклонно им следовать.
Национальные интересы приобретают характер глубокой национальной необходимости. Их реализации могут мешать различные реальные и потенциальные препятствия, но они всегда остаются определяющим мотивом государственного управления внутри и вовне.
Национальные интересы России носят долгосрочный характер, они определяют основные цели политики безопасности, должны отражаться в стратегических и текущих задачах внутренней и внешней политики государства и реализовываться через систему государственного управления.
Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.
Четкая, ясная и определенная позиция по вопросу о национальных интересах страны является исходным пунктом при выработке программы действия любого серьезного правительства. Такая позиция служит основой определения курса действий как на ближайшее будущее, так и на долгосрочную перспективу
Кроме того, следует учитывать, что при реализации собственных внешних национальных интересов любое государство должно учитывать национальные интересы других государств и интересы международной системы в целом, добиваясь их определенного баланса. Без этого не сохранить достаточный уровень международной безопасности, в условиях которой только и можно надежно обеспечить национальные интересы своего государства. Как справедливо подчеркнул президент В.В.Путин в своей речи 9 мая 2001 г. на Красной площади: «Весь опыт послевоенной истории говорит: нельзя построить безопасный мир только для себя и тем более в ущерб другим».
Необходимость указанного выше подхода к категории национальных интересов объясняется также и тем обстоятельством, что до сих пор, к сожалению, многими национальные интересы полностью отождествляются с государственными, а это не всегда соответствует действительности, даже в области внешней политики. Расхождения между этими интересами особенно наглядно проявляются в периоды различных социальных конфликтов и потрясений: революции, гражданские войны, непопулярные акции государства типа афганской войны или чеченского конфликта.
Возможно, подобная разноголосица порождена тем, что категория национальных интересов долгие годы не рассматривалась и не изучалась с научных позиций отечественной общественной мыслью. Само это сочетание если и использовалось в литературе, то главным образом для обычной идеологизированной критики зарубежных взглядов на проблемы межгосударственных отношений. Поэтому соблюдение терминологической дисциплины и однозначной трактовки понятий, в том числе и понятия национальных интересов, имеет особую значимость в нынешний период возрождения подлинно научного подхода к анализу различных аспектов окружающей нас действительности.
Характерной особенностью деятельности центральных органов государственного управления является ее нацеленность на реализацию государственных и национальных интересов страны в целом. При этом нередки случаи определенного пренебрежения, игнорирования региональных интересов. На практике это выливается в необоснованное перераспределение имеющихся ресурсов и финансовых средств между регионами, зачастую без учета их специфических интересов.
Каковы бы ни были обстоятельства, управление государством всегда должно осуществляться в соответствии с национальными интересами, как внешними, так и внутренними. Смысл управленческой деятельности в конечном счете заключается в формировании и реализации социальных интересов в той или иной сфере. Реализовать эти интересы аппарат управления может, только зная эти интересы и обладая необходимой властью.
Управление является важной формой осознания интересов людей, позволяющей непосредственно влиять на общественное сознание и качественное состояние всей общественной системы. Только управление через интересы, с помощью интересов, через их учет и отражение в управленческих решениях позволит нам сформировать полноценное гражданское общество.
Именно интересы людей, а не страх, административное принуждение, революционная целесообразность, произвол вышестоящего начальника должны лежать в основе выработки и претворении в жизнь управленческих решений. Такой подход создает реальную возможность замены жестких административных механизмов управления гибкими финансово-экономическими методами и способами, нормативно-правовыми рычагами, методами самоуправления. Такой подход позволит, наконец, внедрить в практику принципы научного управления обществом и государством, поднять достоинство человека, эффективнее бороться с бюрократическим беспределом.
В социальных интересах закрепляются отношения индивидов, социальных групп, слоев ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей общества. Задача развития общества требует учета, согласования и сбалансирования всего многообразия интересов, выработки системы воздействия на интересы и обеспечения условий для их реализации. Государство выражает всеобщие интересы нации, общество, в свою очередь, является выразителем частных, эгоистических интересов. По утверждению Гегеля, государство оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частные интересы граждан соединяются с его общими интересами.
Интересы личности, общества и государства находятся в состоянии противоречивого взаимодействия и взаимовлияния. Характер этого взаимодействия зависит от множества факторов:
Такому сложному феномену как интерес не всегда возможно придать нужную направленность. Ведь если интересы выступают мощной движущей силой общественного развития, то они с такой же силой могут и противостоять этому развитию, т.е. сопротивление со стороны каких-то субъектов с их интересами может быть таким, что согласование станет затруднительным или даже невозможным, особенно когда занимаемая ими позиция становится бескомпромиссной. Выявление механизма согласования интересов представляется сложной задачей. Это обусловлено тем, что во многом меняются как сами подходы к анализу интересов, так и их содержание, поскольку появляются новые социальные группы и слои в результате радикальной экономической и политической реформ в нашей стране.
Дисбаланс интересов может превратиться в наиболее серьезную реальную угрозу нашей национальной безопасности. Истоки конфликта, противоречивости интересов различных социальных групп, входящих в них людей как раз и состоят в осознании и актуализации интересов не с точки зрения объективных условий (их тоже надо познать, прежде чем принимать или отвергать), а со своей групповой точки зрения. Иначе говоря, конфликты возникают, когда представитель региона, этнической или социальной группы считает важным и необходимым удовлетворение интересов только той общности, которую он представляет, не обращая внимания на существование законных интересов и других групп людей, подобных его группе.
Такой подход, с одной стороны, порождает иллюзии, что справедливость может быть достигнута автоматически, стоит только предъявить счет государству и обществу. С другой стороны, это порождает социальную лень, иждивенчество, принижает роль качественного и производительного труда. Этот же подход одновременно показывает, что в реализации принципа социальной справедливости имеются большие перекосы. В настоящее время, например, это проявляется в сфере межэтнических отношений, когда этнические интересы стали средоточием многих проблем, существующих в обществе.
Главным средством, приводящим в действие механизм согласования интересов, выступает политика, политическая деятельность государства, других институтов, входящих в политическую систему общества.
Как показывает практика, стабильность общественного строя тем ниже, чем сильнее вера в то, что стабильности можно добиться, главным образом, «закручиванием гаек». Поэтому реформа политической системы предполагает такую форму осуществления политической власти, которая выступала бы условием реализации всего многообразия интересов, определяемых многосложностью социальной структуры общества и одновременно исключала бы истоки бюрократизма, административно-командные методы управления.
Однако реализация таким образом сформулированной задачи в свою очередь предполагает, что управляемые должны постепенно превращаться во властвующих, т.е. должно осуществляться своеобразное перераспределение политической власти между все большим числом структур и субъектов. Одновременно перераспределение политической власти означает передачу ряда основных функций от верхних эшелонов власти к политическим институтам на местах.
Обладая определенной структурной упорядоченностью, механизм согласования интересов имеет конкретно-исторические очертания. Его функционирование в тот или иной исторический период предполагает не только согласование интересов, но и их развитие и прогнозирование. Это и создает необходимые исходные условия для достижения определенного компромисса и формирования сбалансированной системы интересов. Без гибкого политического механизма достижения социальных компромиссов такую систему интересов и, соответственно, устойчивую политическую систему создать не удастся.
Необходимость обеспечения баланса социальных интересов при их реализации путем достижения определенного компромисса отражает объективность общественных отношений, поскольку интересы выражают взаимную зависимость людей в обществе. Когда в советские времена все многообразие личных интересов сводилось к одному классовому интересу, на практике это приводило к политическим извращениям и порождало уравниловку во всех сферах жизнедеятельности. Абсолютизация же государственных интересов ведет к формированию из бюрократического аппарата особых социальных групп, благополучно подменяющих эти государственные интересы своими личными и ведомственными.
Всякая односторонняя ориентация при разрешении социальных проблем недопустима, особенно в нашей стране, где в государственном управлении необходим учет федеральных, региональных, этнических, групповых и личных интересов. Безусловно, все эти интересы сплошь и рядом разные, среди них могут быть и встречные интересы вплоть до антагонистических. Но все они произрастают на единой социально-экономической основе.
Отечественные ученые в области теоретической политологии, обосновывая категорию «консенсуса» как возможности соглашения и единения противоборствующих сторон в результате взаимных уступок, выдвигают альтернативную диалектике науку аналектику, трактующую развитие не в терминах «противоречие», «отрицание», «борьба», а в термине «гармония».
Эту задачу необходимо решать также и потому, что соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства Законом «О безопасности» (ст. 5) трактуется в качестве одного из важнейших принципов обеспечения безопасности, а в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из важнейших направлений защиты конституционного строя в России указаны выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов.
Организация государственного управления в соответствии с требованиями данного закона, на наш взгляд, объективно позволит ускорить процесс развития нашей страны во всех сферах жизнедеятельности и повысить уровень ее национальной безопасности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какая связь между национальными интересами и государственным управлением?
2. Есть ли разница между национальными и государственными интересами?
3. В чем заключается суть механизма достижения баланса интересов?
4. Почему необходимо обеспечение баланса интересов личности, общества и государства?
Литература
1. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.
2. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.
3. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.
Глава 4. Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание
Сущность понятия «угроза». Виды угроз безопасности. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
В процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет