Что относится к живой природе 2 класс окружающий виноградова
Конструкт урока окружающего мира 2 класс тема: «Живая и неживая природа»
Конструкт пробного урока окружающего мира
по производственной практике по ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Меньшиковой Елизаветы Алексеевны
ОО: ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
ФИО методиста: Лемешева Анастасия Сергеевна Подпись _________________
Тема урока: « Живая и неживая природа»
Тип урока: открытие новых знаний
Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи ), коммуникативные УУД (умение слушать, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей)
Предметные : демонстрируют знания об объектах живой и неживой природы, сравнивают на основе признаков живой и неживой природы : дышит, не дышит, развивается, не развивается и.т.д.
Цель: формирование логических УУД в процессе изучения темы: «Живая и неживая природа».
Образовательные: познакомить с объектами, живой и неживой природы, научить сравнивать на основе признаков живой и неживой природы : дышит, не дышит, развивается, не развивается и.т.д.
Принципы обучения и воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма
Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». 2-й класс
Класс: 2
Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Оборудование: иллюстрации предметов, созданных трудом человека (зонт, мяч, книга); карточки с картинками живой природы (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы (камни, звезды, вода, солнце, сосульки), карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»
I. Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
II. Повторение изученного материала
– На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают. На задание дается 3 минуты.
Игра «Поиграем в отношение»
За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )
– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять, беречь, не загрязнять.)
III. Сообщение темы урока
– Ребята, мы часто с вами произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или
«Я был на природе».
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы и будем искать ответ на этот вопрос. А так же узнаем, что относится к живой и неживой природе.
IV. Работа по теме урока
– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные картинки).
– На какие две группы можно разделить все предметы? (Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой)
– На доске мы получаем:
1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.
Все это создано природой. Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком.
Делаем вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.
– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)
На доске мы получаем:
Живая природа: Неживая природа:
дерево камни
медведь звезды
бабочка вода
дети солнце
цветок сосулька
V. Физкультминутка
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!
VI. Работа по учебнику
– Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода? (Ведется работа по с.15)
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? (Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? (Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? (Связь между живой и неживой природой.)
– В чем состоит эта связь?
– Делаем вывод 2: неживая природа необходима для жизни живых существ.
VII. Беседа по теме урока
– Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
На доске появляется первый признак жизни – движение.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
На доске появляется второй признак жизни – рост.
VIII. Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют карточки-тесты.
Тест
1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
3. К неживой природе относится:
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
IX. Подведение итогов урока
– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.
X. Домашнее задание
Урок по теме «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России»). 2-й класс
Класс: 2
Предмет и класс: Окружающий мир (2 класс)
Тема урока: «Неживая и живая природа».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
Метапредметные УУД:
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
Ресурсы:
Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.
Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.
Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.
– Приведите примеры того, что создано руками человека.
– Что создано природой?
– Какое отношение к природе можно назвать плохим?
– Что делают люди, чтобы природа «чувствовала себя лучше»?
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».
Тест
(Выдаётся на отдельных листах.)
1) Укажите, что сделано руками человека.
б) космический корабль; д) воробей;
2) Укажите, что не сделано руками человека.
3) Какое утверждение верно?
а) Природой называется всё то, что окружает человека.
б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.
в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.
4) Укажите объекты природы.
в) стекло; и) троллейбус;
г) обувь; к) речной песок;
д) воздух; л) песок сахарный.
3. Изучение нового материала.
3.1 Мотивация учебной деятельности.
Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.
Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.
Метод: объяснительный, работа с учебником, практический
– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.
Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)
– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают цели и задачи изучения раздела.
– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)
– Отгадайте загадки Муравьишки.
(Учитель записывает отгадки на доске)
– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)
– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)
– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)
– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)
– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)
– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.
3.2 Работа по теме урока.
– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
В результате обсуждения на доске появляется схема:
Живая природа
Растёт
Умирает
Питается
Дышит
Приносит потомство
Практическая работа. Работа по учебнику.
– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Заслушиваются ответы детей.
– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)
– Проверьте свои выводы. Прочитайте текст на странице 140 (Страница для самопроверки)
4. Физкультурная минутка.
– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!
Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
5. Закрепление учебного материала.
Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.
Цель для учащихся: зафиксировать новые изученные на уроке знания, понятия «неживая природа», «живая природа», выявить, в ходе беседы, связи между неживой и живой природой.
На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)
– Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.
– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.
Учитель называет 10 – 15 предметов.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Карточка 1.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Карточка 2.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Карточка 3.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
(Проверить правильность выполненной работы)
Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.
6. Систематизация знаний.
Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.
Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.
Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.
– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.
Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.
– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?
В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?
Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.
Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
7. Итог урока.
Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.
Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.
– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?
– Ответьте на вопросы для самопроверки.
– Прочитайте вопросы на странице 15 в учебнике. Ответьте на них.
Живая и неживая природа, ее объекты
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Природа делится на живую и неживую.
Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.
Признаки живой природы:
— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.
В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).
Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?
Давайте попробуем вместе.
Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.
Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.
Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.
Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.
В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?
Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:
а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.
Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.
Связь живой и неживой природы
Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.
Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.
Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.
Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.
И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.
С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.
Заключение
Явления живой и неживой природы – какие бывают природные явления, примеры (2 класс)
Мир Земли — это мир природы и человека. Всё, что создано без участия людей, относится к природе. Изменения в природе называются явлениями природы. Во время путешествий, отдыха, учёбы человек сталкивается с множеством явлений природы. Много прекрасного рядом с людьми: восход солнца, удивительный водопад, красивая птица, сверкающий камень. Все эти явления и объекты природы могут быть живыми и неживыми.
Живое и неживое
Чтобы понять, какие бывают объекты живой природы, нужно рассмотреть признаки живого.
Рис. 1. Несколько поколений.
Взрослые стареют и умирают. Продолжительность жизни у всех живых организмов разная. Крошечный грызун лесная соня живет 3 года, синий кит доживает до 80–90 лет. Известны деревья возрастом до 5 тыс. лет.
К природным живым объектам относятся те, у кого присутствуют все признаки.
Объекты живой и неживой природы
К объектам неживой природы относятся осадки, облака, горы, камни, воздух, звёзды.
Явления живой и неживой природы
В природе происходят сезонные изменения.
К весенним явлениям живой природы относится прилёт птиц и выведение птенцов, распускание листьев и цветов, появление травы. Весенние явления неживой природы: ледоход, таяние снега, половодье.
Рис. 2. Пчёлы на цветах.
Осенью желтеет листва и начинается листопад, улетают в тёплые края птицы, исчезают насекомые. Это явления живой природы. Становится холоднее, укорачивается день, дожди сменяются снегопадом. Такие явления относятся к неживой природе.
Зимой всё живое спит или прячется от холода, только некоторые звери кормятся и охотятся (лоси, волки, лисы). Преобладают явления неживой природы — снегопад, метель, короткий день, сильный мороз.
Многие явления неживой природы не зависят от времени года, могут быть опасными. Ураганы, цунами, извержения вулканов разрушают строения, приводят к гибели людей и животных.
Рис. 3. Извержение вулкана.
Явления живой и неживой природы неразрывно связаны. Весенние изменения невозможны без потепления и первых дождей. Зимние явления происходят при морозах, снегопадах, когда укорачивается день.
Что мы узнали?
В природе существуют живые и неживые объекты. Разделить их можно по признакам живых организмов. Явления природы также делятся на аналогичные группы. Приведённые примеры помогут ученикам 2 класса лучше понять материал по окружающему миру.