Что относится к жанру фантастика
Фантастика – это один из жанров современной литературы, который «вырос» из романтизма. Предтечами этого направления называют Гофмана, Свифта и даже Гоголя. Об этом удивительном и волшебном виде литературы мы поговорим в этой статье. А также рассмотрим самых известных писателей направления и их произведения.
Определение жанра
Фантастика – это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.
Фантастика – это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.
Подвиды
Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.
Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:
Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.
Зарубежные книги жанра фантастика
Самая популярная и известная серия этого подвида литературы – «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.
Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.
Российские писатели
Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:
Зарубежные писатели
Известные писатели-фантасты зарубежья:
Что такое научная фантастика?
Научная фантастика – это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.
Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.
Научная фантастика: книги
Перечислим самые известные произведения этого направления:
Киберпанк, турбореализм… Какие есть поджанры фантастики и что они означают?
На конвентах и в интернете частенько можно услышать разные страшные слова: «рибофанк», «посткиберпанк» или «турбореализм». Все это фантастика, но к какому направлению отнести ту или иную книгу (или даже собственные тексты) — не всегда знают и сами авторы.
Конечно, все деления условны. И потом, настоящие творцы не признают рамок: главное — идея, что автор пытается выразить, интересно ли это читать и насколько глубоко читателя задевает. А уж какой поджанр — дело десятое.
И все же разбираться в направлениях неплохо. Во-первых, это интересно. А во-вторых — дает понимание законов жанра, если вы намерены в нем работать.
Фантастика ли это вообще?
Начнем с простого: что вообще такое фантастика? Не все, что продается под ее видом, на самом деле ею является. Скажем, «Дюна» — твердая фантастика, а «Звездные войны» — космоопера.
Фантастикой называют книгу, фильм, или любое произведение, в котором фантастический элемент («фантдопущение») является сюжетообразующим. Иными словами, выброси его из сюжета — и сюжет развалится. А если декорации можно заменить на любые другие (космос на Дикий Запад, инопланетян на индейцев) и сюжет при этом не пострадает — это уже не совсем фантастика.
Среди фантастов еще порой спорят, что можно назвать научной фантастикой, а что — лишь с натяжкой. Научная фантастика всегда основана на допущении в области науки: новая открытая технология, открытые законы природы и пр. Например, вот как определяет НФ Роберт Хайнлайн: «выдумка о возможных событиях будущего, которая целиком базируется на знании реального мира, его прошлого и настоящего, а также на понимании природы».
И вот теперь, вооружившись этим знанием, пойдем по жанрам и поджанрам.
Шпаргалка направлений фантастики
Космоопера (Space Opera) — жанр, в котором особое место занимают военные действия в космосе, мелодраматичные приключения, подчеркнуто романтическая любовная линия. Естественно, действие таких произведений происходит в основном в далеком космосе. Еще раз замечу: космоопера определяется именно по внешним признакам, по антуражу и декорациям. Действие происходит в космосе, герои владеют могущественными технологиями. При этом, как правило, авторы предпочитают обоснованию событий масштабность и остросюжетность.
Как уже упоминалось, отличие от «твердой» фантастики — в том, что фантастические миры обычно тщательно проработаны, чтобы они не противоречили физике, пришельцы и экосферы иных планет не должны противоречить биологии, а общество будущего построено непротиворечивым. Космоопера делает основной упор на остросюжетность, а фантастический элемент в ней — во многом декорация (сюжет можно легко перенести на Дикий Запад или даже в Средние Века).
Социальная фантастика. Это поджанр фантастики, в котором основная идея и тема касается отношений в человеческом обществе. Фантастический элемент — всего лишь орудие, благодаря которому можно построить необычное, невозможное в реальных условиях общество, и тем самым сделать более выпуклыми вопросы современности. Социальная фантастика обычно использует формы утопии или, чаще всего — антиутопии.
Киберпанк (Cyberpunk). Вот это очень интересный жанр, потому что он определяется не столько декорациями (антураж вторичен), сколько идеями и темами, о которых пишет автор.
На уровне декораций киберпанк можно описать как «высокие технологии, низкие стандарты жизни». Это миры недалекого будущего, в которых люди уже наполовину не люди, а киборги, усиленные бионическими частями. Это миры враждующих мегакорпораций, которые играючи перезаписывают память человека. Здесь существует искусственный интеллект, а люди затерялись в виртуальной реальности — но значительная часть общества погрязла в нищете, а мир находится на пороге масштабных потрясений.
Мир абсолютной личной свободы и декаданса (режим при этом может быть вполне полицейским). Эстетически киберпанк похож на нуар: даже действие частенько происходит ночью. Вспомните «Бегущий по лезвию» или один из миров «Облачного атласа».
Но это — лишь эстетика, пусть и прекрасная в своей мрачности.
Киберпанк — это в первую очередь темы и идеи. В чем заключается человечность? Человек ли тот, кто наполовину состоит из высокотехнологичных органов? Человек ли тот, чью память можно перезаписать, вложить ложные воспоминания, влиять на личность через программируемый мозг? Что вообще такое человек? — и что такое реальность, если все, что дано нам в ощущениях, может переписать обычный хакер?
Герои киберпанка — обычно маргиналы, одиночки, иногда они противостоят гниющему и разлагающемуся человечеству. А иногда прекрасно видят сквозь красочные витрины: и рабовладение, и наркотики, и манипуляции корпораций, и ползучий геноцид — но ничего не желают с этим делать, просто принимая мир как есть.
Возносить восторги киберпанку можно долго, подытожим, что это высокотехнологическая антиутопия, которая исследует темы человечности и бытия в соприкосновении с технологией.
Как следствие, киберпанк породил довольно много похожих поджанров.
Биопанк (Biopunk). Bio (от биологии) + punk (все тот же мир в упадке на пороге радикальных перемен). Представьте то же, что с киберпанком, только вместо кибертехнологий — революция в биотехнологиях, герои — следствия экспериментов, противостоят безжалостным мегакорпорациям и режимам. Исследует биопанк примерно те же темы: где пролегает граница человечности между человеком и монстром, что есть жизнь, если экспериментатор может мять ее, как глину.
Стимпанк (Steampunk). Как раз здесь — больше эстетики, чем внутреннего наполнения, но совершенно потрясающей эстетики. Пожалуй, жанр можно еще назвать нео-викторианством, потому что он воссоздает мир XIX в., индустриальной революции, паровых технологий, британской «викторианской эпохи» или американского Дикого Запада. Здесь часто встречаются технологии-анахронизмы: т.е. технологии, которые в реальности возникли гораздо позже — но показанные так, как могли бы их представить себе жители XIX в. Стимпанк может быть поджанром как научной фантастики, так и научной фэнтези (о которой ниже).
Дизельпанк (Dieselpunk). То же, но уже в мире, который базируется на технологиях уровня 1920-х – 1940-х годов (т.е. период с Первой мировой войны до начала Второй мировой). Эстетика — нуар, чадные трубы, вечные сумерки, мужчины приталенных костюмах и шляпах, летающие крепости и многоэтажные автобусы в бетонных джунглях. Декаданс, комфортная жизнь в атмосфере вечного джаза и миллионы смертей в бессмысленной бойне.
Посткиберпанк (Postcyberpunk). А здесь маятник качнулся обратно. Киберпанк был ответом на то, как изображали высокотехнологическую утопию в 50-х и 60-х гг. Авторы киберпанка пытались докричаться: нет, с развитием искусственного интеллекта все останется по-прежнему. Наркотики, мафия, кибертерроризм, насильственная генная инжинерия — все это будет, общество не станет лучше. В ответ киберпанку родился посткиберпанк, где искусственный интеллект, виртуальная реальность, модификация собственного тела до состояния полу-киборгов — все это тоже есть, но со знаком «плюс». Если в классическом киберпанке нам глазами героя-одиночки показывают неприглядный мир технологического будущего, то посткиберпанк исследует героев, полностью интегрированных в мир высоких технологий. Посткиберпанк редко бывает антиутопией — он, скорее, приветствует проникновение технологий в каждую сторону нашей жизни.
Антропологическая НФ (Anthropological science fiction). Фантастика, центром которой является не технологии будущего, а моделирование иных народов, обществ и биологических видов. Самым ярким представителем считают Урсулу Ле Гуин.
Этнофутуризм (Ethnofuturism). Представьте, такое бывает. Так называют жанр, который совмещает научную фантастику с глубоко незападной экзотической картиной мира и мировоззрением, может даже с магическим реализмом и космологией экзотических культур. В общем, представьте себе пронизанное традициями кастовое индийское общество в космосе, в мире высоких технологий.
Умирающая Земля (Dying Earth). Это жанр, должно быть, не столько научной фантастики, сколько научной фэнтези — в котором действие происходит в далеком будущем, когда срок жизни на Земле или даже жизни во всей Вселенной подходит к концу, и физические законы начинают «давать сбои». Чем это отличается от апокалиптики и постапа? Жанр умирающей Земли рассказывает не о катастрофе, а о медленном истощении мира, он исследует темы далекого будущего, усталости мира от человека, идеализма, энтропии, истощения ресурсов и отношения мир-человек в целом. Надежда на возрождение — иногда бывает, а иногда нет, это у каждого автора по-своему.
Самый яркий представитель — Джек Вэнс с его циклом «Умирающая земля» (откуда и возник жанр), но подобные произведения есть также у Джорджа Мартина, Терри Брукса и других.
Научная фэнтези (Science fantasy). Это совершенно удивительный смешанный жанр, в котором соединяются элементы и научной фантастики, и фэнтези. Автор «Сумеречной зоны» Род Стерлинг говорил, что научная фантастика делает невероятное возможным в то время как научная фэнтези — невозможное вероятным.
Как расплести этот буддийский коан?
Для большинства из нас выпить чай с английской королевой — событие вполне возможное в рамках наших законов физики, но совершенно невероятное.
В то время как встретить на улице единорога — событие невозможное в нашем мире, но фэнтези это обычное дело.
Иными словами, фэнтези играет с магическим реализмом и делает принципиально невозможные вещи допустимыми, а научная фантастика играет лишь с вероятностями и делает более вероятными события, которые вполне возможны в нашем мире.
Как комбинация этих двух жанров, научная фэнтези наносит как бы налет научности и реализма на вещи, которые принципиально не могут случиться в нашем мире при любом стечении обстоятельств, включая сверхъестественные элементы.
Трансреализм (Transrealism). Это жанр, в котором сочетаются НФ и подробный, натуралистический реализм, собственный авторский опыт используется до такой степени, что некоторые вещи можно назвать «трансцедентальной автобиографией». Примеры — некоторые вещи Филипа Дика, Иена Бенкса и еще дюжины авторов. Но главный «столп» трансреализма — конечно же, Филип Дик.
Турбореализм – это такая социальная фантастика, которая свободно оперирует с реальностью или даже реальностями. Турбореализм — всегда на стыке фантастики и обычной прозы. Минимальное фантдопущение, все прочее — привычная реальность. Примеры? Пелевин, Веллер, Лазарчук, Лукин, Успенский. Впрочем, есть и такое мнение, что турбореализм придумал российский фантаст Лазарчук, а стало быть, и относится жанр только к нему.
Фантастика как жанр художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фантастика как жанр художественной литературы
Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.
Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).
Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.
Фантастика, как известно, может смешиваться и с другими жанрами – например рассказом, утопией или антиутопией. Здесь отличным примером может послужить роман Замятина «Мы», в котором утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Однако, идейным замыслом все же является представление существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно отнести к антиутопиям. Аналогичным примером также может послужить роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.
В русской художественной литературе фантастика возникла относительно недавно. Этот жанр, столь непохожий на другие, вызвал интерес и любопытство, особенно у школьников. Многие книги были экранизированы, а фильмы становились по-настоящему культовыми. Примером тому может служить знаменитый советский фильм «Электроник», снятый по одноименному роману. Также на экраны выходит в это время фильм «Гостья из будущего» про девочку Алису, ставшую героиней целого цикла книг Кира Булычева.
Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.
Известные фантастические произведения
Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока что фантастика – это лишь часть художественной литературы.
К вопросу о жанровых особенностях фантастической литературы
Кабанова Н.Е., Селиверстова М.О. К вопросу о жанровых особенностях фантастической литературы // Гуманитарный научный вестник, 2020, №5, с. 251-258.
Данная статья представляет собой попытку систематизировать основные подходы к проблеме определения жанровых особенностей фантастики и её разновидностей: научной фантастики и фэнтези. В статье приведены дефиниции термина «фантастика», определены ключевые признаки и особенности фантастической литературы, а также рассмотрены ее основные направления. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на традиционное противопоставление научной фантастики и фэнтези, данные направления обнаруживают ряд общих характеристик. Современной тенденцией развития фантастической литературы является возникновение жанровых модификаций, обладающих чертами других литературных жанров.
Ключевые слова: литература, жанр, жанровые модификации, фантастика, научная фантастика, фэнтези.
с. 252: Фантастика как самостоятельное литературное явление стала объектом изучения лингвистики и литературоведения ещё в середине ХХ века, когда впервые были предприняты попытки систематизации художественных методов и жанровой специфики данного направления (работы Г.И. Гуревича, Е.П. Брандиса, А.Ф. Бритикова, С.Л. Кошелева и др.). Однако и в настоящее время языковые, композиционные, сюжетные особенности фантастической литературы помещают ее в центр научного интереса многих исследователей (труды Е.Н. Ковтун, И.В. Головачёвой, Е.А. Луговой, Ж.-М. Шеффера и др.). В отечественном и зарубежном литературоведении существует корпус исследований, в которых разрабатываются вопросы, касающиеся становления и развития фантастической литературы в целом и её жанровых разновидностей в частности; особое внимание уделяется научно-фантастическому и фэнтезийному направлениям.
с. 253: Таким образом, можно сделать вывод, что фантастика представляет собой такой способ воспроизведения действительности, при котором эта действительность переосмыслена художником настолько, что степень авторского домысла может простираться от некоторого искажения ряда элементов существующего бытия (реальности) до масштабного реконструирования реальности.
В современном литературоведении утвердилось деление фантастической литературы на два направления: научно-фантастический (научная фантастика) и фэнтези.
Специфическая особенность научно-фантастического творчества заключается в опережении событий.
с. 254: Фэнтези – это особое направление фантастики, где границы реального, фантастического, ирреального, мистического размыты, а сюжет основан на допущениях иррационального характера. Такое допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагается существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. Заметим, что Дж. Р. Р. Толкиен называл свои произведения волшебными сказками (fairystories).
В научной литературе указывается, что в задачи авторов произведений жанра фэнтези входит создание их собственного виртуального мира, который должен быть максимально реальным и убедительным.
с. 256: Таким образом, анализ научной литературы позволил выделить основные признаки фантастической литературы в целом:
— генетические корни научной фантастики и фэнтези – миф, сказка, приключенческая литература;
— принцип допущения, который в научной фантастике основан на научном понимании мира и человека, а в фэнтези не имеет логической мотивации в тексте; предполагается существование фактов и явлений, не поддающихся рациональному (научному) объяснению;
— принцип моделирования, который предполагает создание выдуманного, смоделированного, ирреального мира, параллельного миру реальному. Эти миры могут накладываться друг на друга, противопоставляться, сопоставляться, находиться в разнообразных пропорциональных соотношениях и пр.;
— оппозиция «реальное – ирреальное»;
— общекультурная оппозиция «своё – чужое»;
— «формульная природа» (в основе произведения лежит формула или схема;
любое произведение строится по определённым правилам);
— идентификация протагониста с опорой на сверхъестественное или необычное;
— фантастический тип образности (условность, нарушение логических связей и закономерностей, пропорций и форм изображаемого предмета);
— аккумулирование творческих представлений, фантазии как писателя, так и читателя.
Выделенные нами признаки, свойственные для произведений научной фантастики и фэнтези, находят отражение в фантастических романах обоих направлений. На наш взгляд, данные особенности будут свойственны и другим современным направлениям, развивающимся на стыке нескольких жанров, например, фантастическому шпионскому роману, изучение которого представляет собой перспективу развития данного исследования.
— Кабанова Наталья Евгеньевна — Севастопольский государственный университет, старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода»
— Селиверстова Мария Олеговна — Севастопольский государственный университет, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода»
Истоки жанра: как появилась фантастика?
Сегодня фантастика — это десятки самых разных направлений и поджанров. Фантастические книги становятся бестселлерами, а порой и самыми продаваемыми книгами в мире, получают экранизации, рождают новые тренды. Но так было не всегда. У фантастики, как и у любого литературного жанра, есть свои истоки. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предтечи
В XIX веке термин «фантастика» подразумевал лишь прием изложения истории — через ирреальный вымысел. Первым, кто сделал фантастику жанром, считается Жюль Верн. Он писал приключенческую литературу, но зачатую заглядывал в будущее, а также снабжал свои истории интересными научными подробностями.
Чуть позже громко заявил о себе Герберт Уэллс, который пошел по такому же пути. Хотя некоторые современники были невысокого мнения об идеях писателя (и порой называли его творчество «ненаучной фантастикой»), позже оказалось, что автор «Машины времени» предугадал большое количество технологий и изобретений. А когда Герберт Уэллс размышлял об атомной бомбе («Освобожденный мир») — даже Эйнштейн называл идею чушью. Лишь со временем стало видно, насколько прозорлив был писатель.
Еще одной предтечей фантастики считается Эдгар Райс Берроуз, прославившийся своей марсианской серией («Марсианская принцесса»).
Золотой век
В начале XX века в США начали появляться журналы, специализирующиеся на фантастических историях. На тот момент такие произведения считались чем-то вроде бульварного чтива (палп-фикшн), публикующегося на дешевой бумаге для читателей, которые не могли похвастаться большими доходами. Также в те годы активно развивался самиздат — через него публиковались те авторы, которые, как правило, не подходили под требования журналов. Так, например, Говард Филлипс Лавкрафт издавал многие свои произведения.
В 1926 году широкую известность получил журнал Amazing Stories, основателем которого выступил Хьюго Гернсбек. Он стал требовать от авторов больше научно-фантастических элементов. Позже в его честь назвали премию «Хьюго», считающуюся одной из самых престижных наград в области фантастической литературы.
А в 1937 году Astounding Science Fiction возглавил Джон Вуд Кэмпбелл, благодаря которому в фантастику попали многие будущие классики жанра — например, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Теодор Старджон, Артур Кларк, Клиффорд Саймак. Именно период, когда Кэмпбелл возглавлял главный НФ-журнал Америки, стал «золотым веком научной фантастики».
И Гернсбек, и Кэмпбелл сами почти не писали, но активно общались с авторами, особенно второй. Иной раз Кэмпбелл даже сам предлагал авторам собственные идеи или тщательно обсуждал их задумки, стараясь помочь.
Незадолго до рассвета «большой тройки фантастов» — Хайнлайна, Азимова и Кларка — вклад в становление жанра внес Карел Чапек. Он едва не получил Нобелевскую премию по литературе — помешало то, что он оскорбил нацистскую Германию в своих книгах. И именно благодаря ему почти во всех языках мира появилось слово «робот», хотя сам традиционный образ умных машин развил уже Айзек Азимов в рассказах сборника «Я, робот».
К середине XX века журналы вроде Astounding Science Fiction появлялись пачками. Между ними росла конкуренция, зато у авторов, пишущих фантастику, была возможность публиковаться. Затем журналы начали сходить на нет, но к тому времени фантастика все чаще стала выходить полноценными книгами.
На другой половине земного шара в эти времена тоже зарождалась фантастика. Алексей Толстой написал в 1923 году «Аэлиту». Едва переживший Вторую Мировую войну начал активно писать Станислав Лем. Владимир Обручев сочиниал «Плутонию», как ответ Жюлю Верну. В 1950-х начали творить Аркадий и Борис Стругацкие.
Во второй половине XX века стала появляться новая волна ярких фантастов, но это уже тема для другой статьи.