Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос — это
Лирика — это
Драма — это
Лиро-эпос — это
Эпические жанры литературы
Рассказ
– сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча
– малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк
– один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла
– один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть
– нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман
– характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея
– это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Лирические жанры литературы
Лирическое стихотворение
– Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода
– ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия
– грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет
– лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание
– письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма
– краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).
Драматические жанры литературы
Комедия
– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:
Литературный жанр — это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.
История формирования жанров
Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.
Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.
В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск, в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.
Какие литературные жанры существуют
Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.
Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров
видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч
Разделение жанров по содержанию
Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.
Комедия – разновидность литературы, которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:
Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.
Трагедия — драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.
Драма – особый вид художественной литературы, где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.
Наиболее известные прозаические жанры
К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.
Роман
Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX — начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.
Новелла
Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо. Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».
Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности — примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.
Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.
Характерными чертами новеллы являются:
Повесть
Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина.
Рассказ
Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу. Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.
Пьеса
Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.
В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.
Вся пьеса делится на большие части — акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.
Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).
Описание и примеры отдельных жанров
Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.
Поэма
Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи
В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:
Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.
Одновременно развивалась и романтическая поэма — «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.
С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).
В XIX—XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).
Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.
Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.
Видения
Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица, якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.
В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.
Жанр — базовое понятие в литературоведении. Как они различаются и по каким признакам объединяются в группы? Специалисты рассказали, как классифицировать произведения и по каким характерным чертам определить их жанровое направление.
История и классификация литературных жанров
Что такое литературные жанры? Согласно определению Т. Г. Игнатьевой, это признак текста, указывающий на его типовые параметры. То есть каждое литературное произведение обладает набором особых характеристик, который объединяет его с похожими произведениями.
Впервые о литературных жанрах заговорили тысячи лет назад. Античный философ Аристотель в трактате «Поэтика» предложил собственную классификацию. Мыслитель дал перечень жанров, которые объединил в три направления: повествовательное, лирическое и драматическое. Список был закреплен и не подлежал изменениям. Каждому автору следовало определить жанр своего произведения и строго придерживаться предложенных параметров.
Классификация долгое время бралась за основу. В XVIII веке подход изменился. Некоторые жанры стали неактуальными и исчезли, другие, наоборот, появлялись и обретали популярность. Это процесс происходит до сих пор: авторы вольны выбирать форму своего произведения и придумывать новые жанры.
Из-за этой нестатичности, как пишет Е. Е. Баринова, создать единую четкую классификацию крайне непросто. Сегодня в литературоведении жанры объединены в три больших группы.
Литературные жанры: Unsplash
Какие бывают литературные жанры? По форме повествования их делят на три рода:
Иногда в отдельную группу выделяют лиро-эпические жанры, которые обладают свойствами лирики и эпоса. Какими жанрами представлена каждая группа и в чем их особенность, разберем подробнее.
Эпические жанры
Эпические произведения выполнены преимущественно в прозаической форме. В них изображена объективная действительность: быт, события, природа, характеры. Как писал Аристотель в «Поэтике», эпические жанры отличаются беспристрастностью и объективностью. Автор не излагает собственное отношение к героям и событиям прямо, а транслирует его через особые художественные приемы.
Что входит в эпические жанры литературы? Их традиционно объединяют в подгруппы по объему текста:
В эпосе есть фольклорные жанры, многие из них утратили свою актуальность. Это мифы, сказки, легенды, загадки, присказки, былины, летописи.
Самая распространенная форма эпоса — рассказ. Это небольшое по объему произведение с одним главным героем и одной сюжетной линией. Эти характеристики делают рассказ похожим на новеллу, однако в последней присутствует неожиданный финал. Примеры рассказов в литературе:
Повесть больше по объему и отрезку времени, который охватывает ее сюжет (от нескольких месяцев до десятилетия). В этом жанре созданы «Шинель» Н. Гоголя, «Горький запах полыни» С. Муратбекова и пр.
Роман — более сложное по построению и крупное по размерам произведение. В нем есть более двух сюжетных линий, внушительное количество персонажей, а охватываемый отрезок времени может достигать десятков лет. Основой сюжета является трансформация героя.
Роман, в котором всесторонне показано важное историческое событие или переломный момент в судьбе народа, называется эпопеей («Война и мир» Л. Толстого, «Путь Абая» М. Ауэзова).
Лирические жанры
К лирике относят рифмованные или ритмически организованные тексты без определенного сюжета, которые основаны на внутренних переживаниях автора. Здесь герои и события познаются не через объективные всесторонние описания, а через эмоциональное отношение писателя. При этом читатель должен узнать в произведении себя и проникнуться эмоциями автора.
Какие бывают лирические жанры? Традиционные представители лирики:
Кроме этих, существуют такие жанры, как сонет, гимн, курьезный стих и пр.
К лирическим формам также можно отнести:
Однако неправильно утверждать, что поэма и баллада — исключительно лирические жанры. В зависимости от сюжета и манеры изложения, их можно отнести и к эпосу. Чаще всего к таким жанрам, образованным на стыке двух родов, применяется общая категория «лиро-эпос».
По тематике лирические жанры делятся на группы:
Драматические жанры
В эту группу относятся все произведения, предназначенные для постановки на сцене. Отличительная особенность драматических жанров в том, что текст состоит в основном из реплик персонажей, а авторские описания изложены в кратких ремарках. Характеры героев раскрываются через их речь и поступки.
Что относится к драматическим жанрам? Среди них распространены:
К менее популярным драматическим жанрам относят:
Знания о литературных жанрах помогут лучше понять замысел автора и оценить его мастерство. Пользуйтесь подсказками, чтобы легко определять, к каким жанрам относятся произведения.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Литературные жанры (от фр. genre род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».
Со времён Аристотеля, давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Такое понимание жанра — как предлежащей автору готовой структуры — привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия; вершиной такого типа сочинений является трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.
В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализоваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII—XIX веков, связанный в России с именем Жуковского, оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века — например, у Багрицкого и Николая Тихонова, — а затем и в начале XXI века у Марии Степановой, Фёдора Сваровского и Андрея Родионова [2] ), то гегемония романа — жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, — затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия, стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой — и эпическими) отступлениями.
Типология литературных жанров
Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Ниже приведены некоторые из этих критериев и приведены примеры жанров.
Иногда поэмой может называться прозаическое произведение (к примеру, «Мёртвые души» н. В. Гоголя).
Аристотель в «Поэтике» отметил, что комедия — это «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».
Объяснение и примеры
Внутри каждого литературного рода можно обозначить ряд жанров, которые будут характерны именно для этого рода.
Эпические жанры
Эпос — род литературы, который может быть выражен в любом объёме — от весьма внушительного до самого маленького.
Большие эпические жанры — это роман (в том числе его самая масштабная разновидность — роман-эпопея). В них описана вся жизнь героев, а если говорить о романе-эпопее, то там налицо описание жизни всего народа в определённый отрезок времени.
Ярким примером среднего эпического жанра является повесть. В отличие от романа, повесть ограничивается описанием жизни главного героя, его поступков и решений.
Малые эпические жанры представлены целым спектром жанровых разновидностей (рассказ, очерк, притча и др.). Они разнятся своей функциональностью: если рассказ — это краткая художественная история, то очерк носит документальный характер, а притча содержит морализаторский вывод, который учит читателя нормам поведения.
Лирические жанры
Внутри лирики также можно выделить жанры, различающиеся по объёму.
И если большие лирические жанры (к примеру, поэма) в силу своей масштабности тяготеют к эпосу и нередко являют собой лироэпические произведения, то малые жанры лирики (лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма и др.), как правило, выполняют исключительно лирические функции — передают переживания автора.
Что касается средних лирических жанров (ода, сонет, баллада), то они могут как содержать фабулу и в результате этого сближаться с эпосом (баллада «Светлана» В. А. Жуковского), так и ориентироваться преимущественно на эмоции автора (оды Ломоносова).
Драматические жанры
А вот для драмы объём не имеет определяющего значения: все драматургические произведения примерно одинаковы по объёму, ведь сам жанр предполагает сценическую постановку. А спектакль не может быть ни слишком коротким, ни чрезмерно длинным.
Для классификации драмы важно другое: то воздействие, которое она оказывает на читателя (или предполагаемого зрителя). Говоря проще, важно, будет читатель (зритель) смеяться или плакать, сделает ли он из произведения какой-либо вывод для себя.
Соответственно, драматические произведения подразделяются на комедии, трагедии и драмы.
Комедия — жанр, ориентированный на смех. Различают комедии положений (когда смеются над ситуациями) и комедии нравов (когда смеются над человеческими пороками).
Пример
«Медведь» А. П. Чехова — это комедия положений, а «Недоросль» Д. И. Фонвизина — это комедия нравов.
Трагедия — возвышенный и грустный жанр, предполагающий, что финал происходящего станет для героев гибельным.
Пример
Самая известная из трагедий — «Гамлет» У. Шекспира. Но и в русской литературе есть образцы этого жанра (к примеру, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова).
Драма — жанр, похожий на трагедию, но ориентированный на более приземлённую проблематику и не предполагающий трагической развязки. В этом принципиальное отличие: герой может найти выход — даже теоретически.
Пример
Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в небольшом городке, герои — обыкновенные люди. Ситуация Катерины принципиально разрешима, но ничто не способствует этому решению, поэтому заканчивается драма печально.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Ответ. Малый эпический жанр; одна из разновидностей рассказа. Сочетает в себе свойства художественной и документальной прозы. Обычно описывает реальные события и реальных людей.
Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
Ответ. Ода. Это торжественное стихотворение, посвящённое восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны.
Определите жанр «Гамлета» У. Шекспира.
Ответ. «Гамлет» — это трагедия. Только в трагедии печальный финал неизбежен (тогда как в драме возможно благоприятное разрешение событий). Для Гамлета нет благоприятного разрешения мучающих его вопросов: как ни поступи, будут жертвы.