Что относится к жанрам инструментальной музыки
Какие бывают жанры музыки?
Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.
Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.
Что такое музыкальный жанр?
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Какие бывают жанры музыки: классификация
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)
Названия жанров
О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).
Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.
Вместо заключения
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
Автор – Александра Рамм
Инструментальная музыка и её особенности
Инструментальная музыка – музыкальные записи, сочинённые с помощью различных инструментов. Её отличительная особенность – отсутствие вокала, как основной составляющей трека. Под этим термином могут подразумеваться и электронные песни с отсутствием человеческого голоса. Инструментальная музыка может исполняться ансамблем исполнителей. Песни могут сочиняться сольно, с использованием оркестра. Треки могут делаться в студии либо в специальных музыкальных программах. На странице https://ts-music.com/genres/instrumental/ есть возможность онлайн-прослушивания различных инструментальных композиций.
Жанры инструментальной музыки
Среди музыкантов существует практика выпуска инструментальных версий лучших песен. Особенно это распространено в сфере рок-музыки. Для этих целей исполнители играют и записываются вместе с целым оркестром. Среди музыкальных стилей и течений, в которых используется инструментальная музыка и её элементы, можно отметить:
Особенности инструментальной музыки
Выразительные средства инструментальных треков не имеют границ. Они позволяют людям выражать различные эмоции и образы. Треки в этом жанре отличает большое количество тембров и регистров. В песнях используются инструменты разной высоты звука. Такая музыка существует с древних времён. Она может включать пение птиц, шум природы и другие необычные эффекты. Возможности современных программ для создания музыки расширяют диапазон применяемых средств. Музыканты могут записать звук в режиме реального времени и использовать его в песне. Среди инструментальных треков выделяется жанр фоновой музыки. Она может играть важную роль в процессе развития сюжета кинофильмов.
Особенности некоторых стилей инструментальной музыки позволяют слушать песни перед сном. Люди слушают такую музыку и во время работы. Она не отвлекает и настраивает сотрудника на выполнение текущих задач. Треки в жанре Instrumental могут иметь мечтательную направленность, содержать симфонические инструменты. Обилие жанров помогает пользователям найти песни без вокала, которые им будут по душе. Во время театральных постановок, в магазинах, кафе и барах людей окружают приятные инструментальные песни.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Тема урока №6: « ЖАНРЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Виды музыкального искусства по способу исполнения:
народная песня без сопровождения
симфония с использованием пения
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.
Инструментальный жанр является едва ли не самым сложным, требующим высокого мастерства и многосторонних навыков от исполнителей, это делает его зрелищным и интересным для зрителя. Виртуозное владение инструментом, сложный, но хорошо знакомый репертуар позволяют сделать номера артистов этого жанра незабываемым зрелищем!
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПРЕЛЮДИЯ
ЭТЮД, СКЕРЦО
СОНАТА
НОКТЮРН, ВАРИАЦИИ
ЭЛЕГИЯ, РОНДО
РАПСОДИЯ
СИМФОНИЯ
УВЕРТЮРА
СЮИТА
КОНЦЕРТ
ФАНТАЗИЯ
ПОЭМА
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
КАМЕРНЫМИ НАЗЫВАЮТ НЕБОЛЬШИЕ КОЛЛЕКТИВЫ (ДУЭТ, ТРИО, КВАРТЕТ, КВИНТЕТ), А ТАКЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ТАКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ИЛИ СОЛИСТОВ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПЬЕСА ВОЛЬНОГО, ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПЬЕСА ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПЬЕСА В ПОДВИЖНОМ ТЕМПЕ, ОСТРЫМ РИТМОМ И ШУТОЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Задание: ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ВИДЕОРОЛИКА ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Ф.И.О. композитора
(даты жизни)
Вид камерно-инструментальной музыки
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Тема урока №7: “КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПРЕЛЮДИЯ
ЭТЮД, СКЕРЦО
СОНАТА
НОКТЮРН, ВАРИАЦИИ
ЭЛЕГИЯ, РОНДО
РАПСОДИЯ
СИМФОНИЯ
УВЕРТЮРА
СЮИТА
КОНЦЕРТ
ФАНТАЗИЯ
ПОЭМА
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА, КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ, КОНТРАСТНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ, НО ИМЕЮЩИХ ОБЩИЙ ЗАДУМ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Термин «соната» появился в 16 веке, тогда сонатами назвали любую инструментальную музыку.
В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты.
Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
Камерные сонаты – это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Соната всегда пишется для камерного (очень маленького) состава инструментов.
Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано).
Практически каждый композитор обращался к жанру сонаты. Мировую известность получили произведения, написанные для фортепиано Й. Гайдном, В. Моцартом, Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном, Ф. Листом, Скрябиным, С. Прокофьевым.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Много сонат написано и для двух инструментов: например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано. Такие сонаты создавали В. Моцарт, Л. Бетховен, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Д.И. Шостакович.
Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий.
Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» и т.д.
« Лунная соната» автограф
Людвиг ван Бетховен
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
великий немецкий композитор,
пианист и дирижер,
представитель музыкального направления «венский классицизм»
Жанры инструментальной музыки
Музыкальные жанры
Жанры делятся по :
1) количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;
2) назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;
3) видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.
Вокально-инструментальные жанры – оратория, кантата.
Музыкально-театральные жанры : опера, оперетта, мюзикл, балет.
Делятся на две группы:
1) произведения малых форм – миниатюры : прелюдия, этюд, ноктюрн, токката и т.д.
2) произведения крупных форм : симфония, концерт, соната, квартет.
Экспромт (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш. Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.
По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные. Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; концертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.
По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные. Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участников исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.
К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, поэма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (симфонии, концерты, увертюры).
Песня(от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).
Танец(от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.
История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимался как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитался как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.
Гавот (от франц. gavotte) – умеренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.
Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.
Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.
Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.
Краковяк – двудольный польский танец, возникший в Краковском воеводстве.
Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.
Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.
Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.
Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.
Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.
Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.
Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.
Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).
В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возникший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвижный бразильский танец городского происхождения) и др.
Ария (от итал. aria – воздух) – законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Балет(от лат. ballo – танцую) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в музыкально-хореографических образах.
Кантата (от итал. cantare – петь) – один из основных жанров вокальной музыки, крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
Концерт (от лат. concerto – состязаюсь) – произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов или голоса и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
Опера (с итал. орега – труд, дело, сочинение) – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Оратория (от позднелат. oratorium – молельня) – крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Реквием (от лат. requies – покой, отдых, успокоение) – траурная заупокойная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра. Исполняется на латинском языке.
Романс (от исп. romance, буквально – по-романски) – камерное вокально-лирическое произведение для голоса с инструментом.
Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, написанный в сонатной циклической форме.
Соната(итал. sonare – звучать) – один из основных жанров инструментальной музыки, музыкальное произведение из трёх или четырёх частей различного темпа и характера.
Сюита (от франц. suite – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение из нескольких разнородных самостоятельных пьес, связанных общим замыслом.
Увертюра(от лат. aperture – открытие, начало) – инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, драматическому спектаклю.