Что относится к запасам в бухгалтерском учете
ФСБУ «Запасы»: основные положения
Комментарий к Приказу Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы» (далее – ФСБУ «Запасы»). Данный документ подлежит применению с 1 января 2020 года. Выделим его основные положения.
Что включается в состав запасов?
В первую очередь необходимо отметить, что в состав запасов входят две учетные группы:
1) материальные запасы;
К материальным запасам относятся материалы (счета 105 01, 105 02, 105 03, 105 04, 105 05), биологическая продукция, товары (счет 105 08), иные материальные запасы (счет 105 06), готовая продукция (счет 105 07).
Незавершенное производство формируют понесенные учреждением затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящиеся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию и (или) на объем не завершенных выполнением, оказанием работ (этапов работ), услуг (счет 109 00).
Стандарт не применяется для целей бухгалтерского учета (п. 5 ФСБУ «Запасы»):
а) библиотечных фондов независимо от срока их полезного использования;
б) живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);
в) незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика по договорам строительного подряда;
г) объектов, относящихся к активам культурного наследия;
д) финансовых инструментов.
Принятие запасов к учету.
В настоящее время согласно п. 100 Инструкции № 157н[1] материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В то же время п. 13 ФСБУ «Запасы» установлено, что активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Остановимся на указанных в ФСБУ «Запасы» особенностях определения первоначальной стоимости материальных запасов:
приобретаемых в результате необменных операций (п. 22);
полученных в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества (п. 23);
полученных субъектом учета от собственника (учредителя) или иной организации государственного сектора (п. 24).
Так, первоначальной стоимостью материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен. При его использовании справедливая стоимость материальных запасов рассчитывается на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета самостоятельно путем изучения в отношении приобретенных (поступивших) материальных запасов рыночных цен в открытом доступе.
При определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта запасов комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета используются:
данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов запасов.
В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, их первоначальная стоимость оценивается на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной.
Если передающая сторона по каким-либо причинам не представила данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов либо невозможно определить справедливую стоимость материальных запасов на дату их получения, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке «один объект – 1 руб.».
Если у учреждения остаются материалы в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, их первоначальная стоимость определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету в порядке, аналогичном предусмотренному п. 10 ФСБУ «Запасы». При этом расходы учреждения, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы на их транспортировку, сортировку, иные аналогичные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования, относятся к расходам текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.
Материальные запасы, полученные субъектом учета от собственника (учредителя) или другой организации государственного сектора, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах (п. 24 ФСБУ «Запасы»).
Оценка незавершенного производства.
В соответствии с п. 28 ФСБУ «Запасы» первоначальной стоимостью при отражении незавершенного производства является доля фактически понесенных учреждением затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на продукцию, не прошедшую всех стадий технологического процесса, и (или) на объем незавершенных работ (этапов работ), услуг.
Группировка фактически понесенных затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат: прямые, накладные, общехозяйственные расходы.
Затраты, произведенные учреждением в результате реализации готовой продукции, в том числе в процессе ее продвижения на рынке, относятся к издержкам обращения.
Накладные расходы распределяются одним из способов, установленных в учетной политике организации:
пропорционально прямым затратам по оплате труда;
пропорционально материальным затратам, иным прямым затратам;
пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), другому показателю, характеризующему результаты деятельности субъекта учета.
Общехозяйственные расходы субъекта учета, произведенные в отчетном периоде (месяце), не включаются в фактическую стоимость незавершенного производства. Указанные общехозяйственные расходы распределяются на фактическую себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов относятся на финансовый результат текущего отчетного периода (на увеличение расходов) субъекта учета.
Издержки обращения субъекта учета, произведенные в отчетном периоде (месяце), не включаются в себестоимость готовой продукции, работ (услуг) и относятся на финансовый результат текущего отчетного периода (на увеличение расходов) субъекта учета.
Выбытие запасов с учета.
В соответствии с п. 34 ФСБУ «Запасы» признание запасов в качестве активов прекращается в случае их выбытия:
а) при их потреблении (использовании) в деятельности субъекта учета (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
б) по основаниям, предусматривающим принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества;
в) при прекращении по решению субъекта учета использования объекта для целей, установленных при признании запасов, и прекращении получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта запасов;
г) при передаче другой организации государственного сектора;
д) в случае передачи в результате продажи (дарения), обмена, распространения;
е) по иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.
Выбытие запасов производится при одновременном соблюдении следующих критериев (п. 35 ФСБУ «Запасы»):
1) учреждение передало все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением объектом;
2) учреждение больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом в той степени, которая определяется предоставленными правами, ни в его реальном использовании;
3) величина дохода (расхода) от выбытия актива может быть надежно оценена;
4) не прогнозируется получение организацией (субъектом учета) экономических выгод или полезного потенциала, связанных с операцией;
5) понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надежно оценены.
Отметим, что особенности выбытия материальных запасов по разным основаниям рассмотрены в п. 36 – 39 ФСБУ «Запасы». Так, выбытие запасов в пределах естественной убыли производится с отражением в составе расходов текущего периода. Если произошло стихийное бедствие, запасы выбывают с отнесением на чрезвычайные расходы по операциям с активами в составе финансового результата текущего отчетного периода.
При реализации запасов их балансовая стоимость признается в качестве расходов в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, происходит обмен или распространение товаров. Доходы и расходы по операциям реализации (продажи, обмена) или распространения запасов, предназначенных для отчуждения, отражаются в бухгалтерском учете развернуто.
Выбытие (отпуск) запасов отражается по стоимости каждой единицы либо средней стоимости. Один из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по их группе (виду) применяется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению. Средняя стоимость запасов рассчитывается по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество (п. 42 ФСБУ «Запасы»).
При выбытии запасов, используемых в особом порядке (драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов.
Раскрытие информации в отчетности.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются (п. 44 ФСБУ «Запасы»):
учетная политика, принятая для оценки запасов, включая применяемые методы расчета себестоимости;
общая балансовая стоимость запасов в разрезе групп запасов с разделением на учитываемые по первоначальной стоимости, нормативно-плановой стоимости (цене) для целей распоряжения (реализации) и справедливой стоимости;
сумма запасов, признанных в качестве расходов в отчетном периоде;
сумма начисления резерва под снижение стоимости материальных запасов;
сумма уменьшения резерва под снижение стоимости материальных запасов;
балансовая стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
ФСБУ 5/2019 для малого бизнеса: как учитывать запасы с 2021 года
С 2021 года существенно изменились правила учёта запасов. Подробно рассказываем какие послабления предусмотрены для малого бизнеса, как ими воспользоваться и всегда ли это стоит делать. Бонусом — формулировки положений по учёту запасов для учётной политики малого предприятия.
Кто относится к малым предприятиям и при каких условиях они могут вести упрощённый бухучёт
Чтобы предприятие было признано малым, оно должно соответствовать условиям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Однако, не все малые предприятия имеют право на упрощённый бухучёт. Во, первых, нельзя упростить бухгалтерию тем, кто занимается отдельными видами деятельности, которые перечислены в п. 5 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это жилищные и кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, адвокатские и нотариальные палаты и т.д.
Также не могут вести учёт по упрощённом варианту те компании, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. Для этого предусмотрены специальные критерии, установленные ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, а также ГК РФ и отраслевыми законами.
В частности, обязательному аудиту подлежат.
Таким образом, проверять право малого предприятия на ведение упрощённого бухучёта нужно в два этапа:
Все компании, которые могут вести упрощённый бухучёт, имеют право упростить и работу с новым стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Кто относится к микропредприятиям и почему им не всегда следует отказываться от ФСБУ 5/2019
Микропредприятия — это особая группа, которую закон № 209-ФЗ выделяет внутри малого бизнеса. Критерии по структуре уставного капитала здесь те же, что и для всех малых предприятий, но ограничения по масштабу бизнеса намного жёстче.
Микропредприятия, которые имеют право на упрощённый бухучёт, могут не применять ФСБУ 5/2019. Отказ от применения стандарта означает, что у организации фактически не будет бухучёта запасов. В этом случае все запасы необходимо списать на расходы сразу в том периоде, когда они были куплены (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Такой подход, хотя и упрощает бухучёт, но может создать дополнительные сложности. Например, у бизнесмена не будет возможности контролировать остатки на складе.
Отказ от учёта запасов удобен только, если одновременно выполняются два условия.
Во всех остальных случаях представителям микробизнеса лучше не отказываться от учёта запасов. Особенно это касается производственных компаний, а также тех, кто должен предоставлять бухгалтерскую отчётность банкам и инвесторам.
Что относится к запасам в соответствии с ФСБУ 5/2019
В соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 активы следует относить к запасам, если они соответствуют одному из двух критериев.
Также в стандарте перечислены отдельные категории активов, которые относятся к запасам. Некоторые из этих активов входили в материально-производственные запасы и до 2021 года.
Кроме того, в составе запасов появились новые виды, которые не были упомянуты в ПБУ 5/01.
Также есть один вид материальных ценностей, которые ранее можно было относить к запасам, а теперь — нельзя. Речь идет о малоценных основных средствах (ОС). Это объекты, которые используются свыше 12 месяцев, но их стоимость ниже установленного лимита.
В соответствии с п. 5 действующего ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» организация может установить лимит первоначальной стоимости, ниже которого основные средства учитываются в составе запасов в пределах до 40 тыс. руб.
Минфин уже утвердил ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который будет обязательным для применения с 2022 года. Но организации имеют право начать применять ФСБУ 6/2020 уже в 2021 году, одновременно с ФСБУ 5/2019. Новый стандарт позволяет устанавливать любой лимит стоимости для учёта объекта в составе основных средств. Компаниям на ОСНО будет удобнее всего установить такой же лимит для ОС, как в налоговом учёте — 100 тыс. руб.
В любом случае, начиная с 2021 года, стоимость всех малоценных ОС, вне зависимости от установленного в компании лимита, можно сразу списывать на расходы:
Как учитывать запасы по ФСБУ 5/2019 и какие послабления есть для тех, кто ведет упрощённый бухучёт
При оценке запасов те компании, которые имеют право вести упрощённый бухучёт, могут воспользоваться рядом поблажек. В начале статьи мы отметили, что вести упрощённую бухгалтерию могут не все представители малого бизнеса, но все-таки у большинства это право есть. Поэтому далее будем для краткости называть их малыми предприятиями.
Оценка при длительной отсрочке платежа
При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.
В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Бонусы от поставщиков
Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.
Примерная формулировка для учётной политики:
Транспортно-заготовительные расходы
Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Расчёт справедливой стоимости
Если оплата за запасы проводится неденежными средствами (полностью или частично), то в общем случае эти запасы нужно оценивать по справедливой стоимости передаваемых ценностей или самих запасов (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливую стоимость необходимо считать на основании стандарта МСФО (IFRS) 13 (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н). Малые предприятия могут не рассчитывать справедливую стоимость и оценивать купленные запасы по балансовой стоимости передаваемых активов.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы на условиях оплаты неденежными средствами, то они принимаются к учёту по балансовой стоимости передаваемых активов. Справедливая стоимость передаваемого или полученного имущества при этом не рассчитывается (абз. 4 п. 14 ФСБУ 5/2019)».
Однако есть ситуация, когда абсолютно все компании, включая представителей малого бизнеса, обязаны рассчитывать справедливую стоимость запасов. Речь идёт о ценностях, полученных безвозмездно (п. 15 ФСБУ 5/2019).Поэтому малым предприятиям лучше по возможности избегать безвозмездного получения запасов, чтобы не разбираться в стандартах МСФО из-за разовой операции.
Обесценение запасов
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Запасы, предназначенные для управленческих нужд
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Отраслевые особенности оценки стоимости запасов
Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.
Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).
При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.
При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019),
Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).
Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.
Как перейти на ФСБУ 5/2019: перспективный и ретроспективный методы
При переходе на новый стандарт можно использовать один из двух методов, выбрав его в учётной политике (п. 47, 48 ФСБУ 5/2019).
При ретроспективном методе нужно по состоянию на 1 января 2021 года скорректировать стоимость материальных запасов с отнесением разницы на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»:
Дт 84 Кт 10 — списание материалов, которые теперь не относятся к запасам: «управленческие» материалы или малоценные ОС;
Дт 10 (41, 43) Кт 84 или Дт 84 Кт 10 (41, 43) — доведение стоимости запасов до справедливой стоимости.
Вторая проводка актуальна для средних и крупных компаний, а также для тех представителей малого бизнеса, которые решили не отказываться от учёта по справедливой стоимости в тех случаях, когда она применима.
В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализованы все послабления для малого бизнеса, которые содержатся в ФСБУ 5/2019. Это упрощает учёт и позволяет бухгалтеру обслуживать больше клиентов.
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»: читаем осознанно и между строк
Автор: Жаров Денис Владимирович, аудитор, заместитель Генерального директора ООО «Аналитическое агентство Редль»
Пройдет совсем немного времени, и бухгалтерский учет запасов необходимо будет вести в соответствии с положениями нового ФСБУ 5/2019 «Запасы». На мой взгляд, отдельные положения нового ФСБУ внесли довольно революционные изменения в действующий порядок и практику учета запасов. Попробуем разобрать отдельные изменения, осознанно и между строк вчитавшись в положения нового ФСБУ.
В конце 2019 года Министерство Финансов Российской Федерации приказом от 15 ноября 2019 года №180н утвердило новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», который придет на замену действующему ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В связи с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы» утрачивает силу действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», а также методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента и специальной одежды.
В основу нового ФСБУ лег МСФО (IAS) 2 «Запасы». Соответственно различий между принципами формирования информации о материально-производственных запасах по МСФО и РСБУ должно стать значительно меньше.
Работаем по новому понятию
Незаслуженно скромно, на мой взгляд, начинается определение понятия «запасы» в пункте 3 ФСБУ, а именно: «…запасами считаются активы». Заметьте: не имущество, а активы. Думаю, что ни для кого не секрет, что не всякое имущество будет активом для целей бухгалтерского учета и отчетности, равно как и не всякий актив в бухгалтерском учете будет представлять собой имущество (имущественные права).
Если вспомнить предыдущий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, то в нем объектами бухгалтерского учета были имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В действующем же Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ к объектам бухгалтерского учете стали относиться уже активы. В целях бухгалтерской (финансовой) отчетности имущество и активы не являются равнозначными понятиями.
К сожалению, законодатель, хотя и употребляет понятие «актив», в текстах нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, определения самого понятия не приводит. К счастью, данное препятствие можно обойти, вспомнив ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а именно пункт 7.1, в котором сказано, в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ самостоятельно, применяя в первую очередь международные стандарты финансовой отчетности.
Окунувшись в мир международных стандартов финансовой отчетности, мы выйдем на Концептуальные основы составления финансовых отчетов и найдем в них определение актива: активом называется существующий экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. В данном определении в целях настоящего повествования я бы сделал акцент на слове «контролируемый», данное понятие намного шире по сравнению, скажем, с «принадлежащий на праве собственности».
В итоге, какие же практические последствия имеет сказанное выше, и есть ли они вообще? Мне на практике часто встречались следующие условия импортного договора поставки в кредит (оплата после поставки), например, условия поставки, скажем EXW Берлин (ИНКОТЕРМС), при этом в договоре указывалось, что право собственности на товар переходит от продавца к покупателю по дате штампа «Выпуск разрешен» в ГТД. Причем условие про переход права собственности обычно приписывалось специально российской стороной договора, в частности для облегчения ведения бухгалтерского и налогового учета. При такой формулировке договора, когда запасы считаются имуществом, было вполне объяснимо, что поступающие по такому договору запасы принимались покупателем к бухгалтерскому и налоговому учету по дате штампа в ГТД.
Будет ли подобная практика объяснима и дальше при вступлении в силу нового ФСБУ 5/2019? Применительно к рассматриваемому примеру, при условиях поставки EXW Берлин продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, предоставив товар в распоряжение покупателя на складе в Берлине, и в дальнейшем покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца. То есть при прочих равных условиях покупатель получает контроль над товаром уже на заводе в Берлине, а не когда таможенный орган в России проставит штамп на ГТД. Казалось бы, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, а согласно рассматриваемым условиям договора право собственности на товар к покупателю перейдет только в РФ, а не в Берлине. Тем не менее, соответствующая норма ГК РФ (статья 211) носит диспозитивный характер, то есть позволяет сторонам в договоре прописать различные моменты перехода рисков и права собственности. Однако с 2021 года подобный ход уже не поможет регулировать бухгалтерский учет, а точнее момент признания товара в бухгалтерском учете. Товар необходимо будет принять к бухгалтерскому учету, при прочих равных условиях и при условии выполнения двух критериев признания согласно пункту 5 ФСБУ 5/2019 (с выполнением которых проблем, как правило, не возникает), в момент перехода рисков (обретения контроля) согласно условиям поставки, то есть в нашем случае, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя (его перевозчику) в Берлине. Учитывая неустойчивость курса национальной валюты, это повлияет не только на сам момент признания, но и на рублевую оценку импортного товара (если не было предварительной оплаты).
Теперь рассмотрим оставшуюся часть определения запасов: «…запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев». Для простоты дальнейшего анализа будем считать, что операционный цикл организации не превышает 12 месяцев. Здесь же сразу целесообразно упомянуть и о том, что с 2021 года утрачивают силу методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента и специальной одежды. Внесли ли такие изменения большую упорядоченность в бухгалтерский учет? На мой взгляд, внесли.
По большому счету запасы от основных средств отличает то, что основные средства используются организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, а запасы – в течение периода не более 12 месяцев. То есть теперь бухгалтеру при принятии объекта к учету необходимо понять, используется ли такой объект более 12 месяцев или не более 12 месяцев, и соответственно отнести его в первом случае в состав основных средств, а во втором случае – в состав запасов. Существует, правда, еще два варианта учета: учет в составе расходов периода или как долгосрочный актив к продаже. Но обо всем по порядку.
Возьмем, к примеру, специальную одежду и специальную оснастку. Как их теперь классифицировать, если специальные методические указания утратили силу? Действуем по общему правилу, указанному выше. Если соответствующий предмет специальной одежды или оснастки служит в течение периода, превышающего 12 месяцев, то учитываем такой предмет в составе основных средств и амортизируем в течение срока его полезного использования. А если он служит не более 12 месяцев, то учитываем в составе запасов и спишем на расходы в момент отпуска в эксплуатацию. Так будет делать скрупулезный бухгалтер – отличник.
А как может поступить бухгалтер-рационализатор? А бухгалтер-рационализатор вспомнит про ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а именно про то, что учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации. Тут же вспомнится и принцип существенности, то есть информация признается существенной, если она способна повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности. И в итоге бухгалтер-рационализатор может принять обоснованное решение списать такие объекты сразу на расходы по мере их приобретения, дабы не тратить свои ограниченные ресурсы на амортизацию «копеечной» специальной одежды (если она служит более 12 месяцев), информация о которой вряд ли повлияет на экономические решение пользователей бухгалтерской отчетности. Аналогично (а именно списать на расходы по мере приобретения, руководствуясь принципами рациональности и существенности) можно и специальную одежду, если она служит не более 12 месяцев.
Новый ФСБУ 5/2019 в принципе допускает на радость бухгалтеру-рационализатору запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода не когда такие запасы переданы для использования, а сразу по мере приобретения. При этом данный способ необходимо закрепить в учетной политике, там же целесообразно привести перечень объектов, которые организация будет относить в категорию запасов, предназначенных для управленческих нужд. Для скрупулезного бухгалтера-отличника отмечу, что это право выбора и, как и прежде, будет допустимо учитывать такие запасы в общем порядке, то есть как в настоящее время.
Несмотря на то, что формально данное положение из ПБУ 6/01 не удалено, по факту оно прекратило свое действие, так как, отражая с 2021 года основные средства стоимостью до 40 тыс. руб. в составе запасов, бухгалтер невольно нарушит определение понятия запасов, вступающее в силу как раз с 2021 года в рамках ФСБУ 5/2019.
Что же делать с таким объектами? Скрупулезный бухгалтер-отличник, скорее всего, выберет путь их отражения в составе объектов основных средств с последующим начислением амортизации, что в принципе будет правильно. А вот бухгалтер-рационализатор, движимый своими любимыми принципами рациональности и существенности, вполне может списывать малоценные основные средства сразу в расход. Такой способ необходимо закрепить в учетной политике, установив соответствующий стоимостной лимит. В этом случае можно даже попытаться уровнять бухгалтерский и налоговый учет и установить лимит в 100 тыс. руб. Но здесь не нужно увлекаться с рационализаторством и заигрывать с понятием существенности. Такой способ учета можно выбрать, когда это действительно несущественно в рамках деятельности организации.
В некоторых случаях в составе запасов можно увидеть, скажем, материалы, оставшиеся от строительства объектов основных средств, запасные части для ремонта основных средств, металлолом после ликвидации объектов основных средств и т.п. Определение понятия запасов внесло коррективы и в их учет. Здесь я бы обратил внимание на слово «обычного», содержащееся в определении, с тем акцентом, что в запасах отражаются активы, используемые в рамках обычной деятельности организации (в рамках обычного операционного цикла). Если, скажем, пищевой комбинат ликвидировал устаревшее оборудование и в результате получил металлолом, который будет продан, то отражение его в составе запасов вряд ли будет правильным, так как для пищевого комбината торговля металлоломом не является обычной деятельностью. Если же металлолом образовался от ликвидации оборудования у компании, которая занимается торговлей металлоломом, то для такой компании образовавшийся металлолом будет отвечать определению запасов и соответственно он будет подлежать отражению в составе запасов.
Что же тогда делать пищевому комбинату с образовавшимся металлоломом? Тут на помощь приходит ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности», в котором, начиная с отчетности этого года, появилось понятие «долгосрочные активы к продаже». Под долгосрочным активом к продаже понимается объект внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается. Долгосрочными активами к продаже считаются также предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов.
Таким образом, в связи с тем, что такой металлолом не может быть классифицирован в качестве запасов у пищевого комбината, он подлежит отражению обособленно в составе долгосрочных активов к продаже.
Здесь, пользуясь случаем, упомяну про изменившийся порядок учета разбора объектов основных средств. Сейчас при разборе (ликвидации) объектов основных средств, мы спишем его остаточную стоимость, а оставшиеся годные объекты признаем по рыночной стоимости через доходы организации. Таким образом, в отчете о финансовых результатах можно увидеть расходы от списания ликвидированного объекта и доходы от оприходования оставшегося имущества.
При новом ФСБУ 5/2019 порядок учета изменится. Принимаемое к учету в качестве запасов остающееся имущество должно оцениваться по наименьшей из двух величин: стоимости, по которой организация обычно приобретает (создает) такие запасы и суммы балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.
Если у организации нет объектов, по которым определяется первая из сравниваемых стоимостей, но будет балансовая (остаточная) стоимость ликвидируемого объекта и затраты по демонтажу, то мы при оприходовании остающегося имущества в качестве запасов эту остаточную сумму и затраты по демонтажу по некой обоснованной пропорции просто распределим между объектами оставшегося имущества. Таким образом, в отчете о финансовых результатах не будет ни доходов, ни расходов, связанных с этой операцией.
Если балансовая стоимость ликвидируемого основного средства будет нулевой и при этом у организации нет аналогичных обычно приобретаемых (создаваемых) объектов, то остающееся имущество мы оценим по стоимости затрат на ликвидацию такого объекта основных средств. Заметьте, что при этом в отчете о финансовых результатах также не будет ни доходов, ни расходов, связанных с этой операцией.
Остается еще решить вопрос с учетом запасных частей. Здесь также просто руководствуемся определением понятия запасов. Если запасная часть используется в ремонтных работах, которые проводятся, скажем, раз в три года (при том, что операционный цикл организации менее трех лет), то такую запасную часть относим к объектам внеоборотных активов. А если такие запасные части используются в ремонтных работах раз в год или чаще, то их учитываем в составе запасов.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных организаций все еще можно увидеть расходы будущих периодов, отражаемых отдельной строкой в составе показателя строки «Запасы». С 2021 года вряд ли такую практику можно будет назвать допустимой, так как расходы будущих периодов не отвечают определению понятия «запасы». То есть с 2021 года бухгалтеру будет необходимо подыскать более подходящее местечко для расходов будущих периодов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Изменения в порядке определения стоимостной оценки
Только введением понятия «запасы» и критериев их признания, уже наделавшим столько шума, новшества ФСБУ 5/2019 не заканчиваются. Ряд новшеств касается стоимостной оценки запасов.
Эти случаи, на мой взгляд, встречаются нечасто, поэтому упомяну их вскользь. При приобретении запасов на условиях отсрочки платежа на период более 12 месяцев, в их фактическую стоимость включается такая сумма, за которую эти запасы покупаются при отсутствии отсрочки платежа. Разница между этими суммами представляет собой процент за пользование чужими денежными средствами, которая учитывается аналогично процентам по обычным займам и кредитам. Также внесены некоторые коррективы в порядок определения стоимостной оценки запасов, оплата за которые производится неденежными средствами.
Введена возможность оценивать продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также биржевые товары при первоначальном признании и при последующей оценке по справедливой стоимости. Опять же это выбор учетной политики. Не запрещено оценивать такие запасы по общей правилу, то есть по сумме фактических затрат. Тем же организациям, которые выбрали первый вариант оценки, необходимо при описании методики определения справедливой стоимости в учетной политике руководствоваться МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
Больший интерес представляет собой до недавнего времени весьма спорный вопрос об учете скидок при приобретении запасов. В новом ФСБУ 5/2019 указывается, что фактическая стоимость приобретаемых запасов определяется с учетом всех скидок. При этом совершенно не важно, как эта скидка называется в договоре: скидка, уступка, вычет, премия, льгота и т.п.; не важно, в какой форме она будет предоставлена: живыми деньгами, взаимозачетом, бесплатной дополнительной партией товара и т.п.; не важно, как прописана в договоре связь скидки с ценой товара: изменяет ли скидка цену товара или нет; не важно, в какой период времени скидка будет представлена: в течение текущего отчетного периода или после его окончания, и т.п. В общем главное, что по сути эти товары с учетом такой скидки обошлись организации дешевле. Таким образом скидки теперь учитываются в составе фактической себестоимости запасов, а не, в частности, в составе прочих доходов. То есть уже на этапе принятия к учету запасов, по которым предполагается получение скидки от поставщика, необходимо определять его фактическую стоимость за вычетом предполагаемой скидки.
Введены новшества и в порядок оценки готовой продукции и незавершенного производства.
Ранее была возможность списывать затраты, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», на счет 20 «Основное производство», а затем на счет 43 «Готовая продукция», включая таким образом управленческие расходы в состав фактической себестоимости продукции. ФСБУ 5/2019 запрещает такую практику и не позволяет включать управленческие расходы в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции (за исключением случаев, когда такие расходы непосредственно связаны с производством).
Также ФСБУ 5/2019 запрещает учитывать в фактической себестоимости готовой продукции и незавершенного производства сверхнормативные затраты материалов и ресурсов, потери от простоя, брака и т.п.). В частности, это означает, что бухгалтерская запись по дебету счета 20 «Основное производство» и кредита счета 28 «Брак в производстве» более не сможет иметь право на существование (возможно за исключением отдельных частных случаев): потери от брака должны списываться сразу на себестоимость реализации отчетного периода.
ФСБУ 5/2019 уже не упоминает про возможность оценки незавершенного производства по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Готовая продукция и незавершенное производство по общему правилу должны оцениваться по суммам прямых и косвенных затрат. При этом в массовом и серийном производстве допускается оценка только в сумме прямых затрат или в сумме плановых (нормативных) затрат. При выборе первой альтернативы нужно помнить, что соответствующий МСФО (IAS) 2 не предусматривает такого варианта оценки, поэтому для тех, кто составляет свою отчетность также по МСФО, выбор этого варианта не кажется целесообразным.
По моему мнению, весьма неплохим вариантом может быть выбор метода стоимостной оценки незавершенного производства и готовой продукции в массовом и серийном производстве по сумме нормативных затрат. Во-первых, этот метод позволяет учесть запрет нового ФСБУ 5/2019 включения в фактическую себестоимость сверх нормативных затрат. А во-вторых, учет по такому варианту можно организовать по уже существующей методологии учета выпуска готовой продукции с учетом счета 40 «Выпуск продукции», когда готовая продукция будет показана в балансе по плановой себестоимости, а все сверхнормативные затраты будут списаны на себестоимость реализации отчетного периода. Однако данный способ не должен применяться для манипулирования показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Здесь критически важно организовать надлежащий контроль за процессом определения и актуализации плановой (нормативной) себестоимости.
Другим важным элементом стоимостной оценки запасов является определение обесценения запасов. На мой взгляд, по большому счету здесь нет никакого принципиального новшества по сравнению с текущей версией ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»: оба стандарта требуют создавать соответствующей оценочный резерв и это не является правом выбора учетной политики. Однако изменения претерпел все же технический момент.
Сейчас движение резерва отражается через прочие доходы и расходы. По ФСБУ 5/2019 движение резерва должно отражаться через себестоимость продаж, но с отдельными особенностями.
Рассмотрев пункты 31 и 43 ФСБУ 5/2019 в их взаимосвязи, на мой взгляд, можно выявить следующие особенности (напомню при этом, что балансовая стоимость запасов представляет собой их фактическую стоимость за вычетом резерва под обесценение).
Начнем с выбытия запасов, по которым ранее был создан резерв. В бухгалтерском учете при списании себестоимости реализации запасов, под обесценение которых создан резерв, сначала необходимо сделать бухгалтерскую запись по списанию резерва в фактическую стоимость запасов (Дебет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» Кредит 43 «Готовая продукция», если выбывает готовая продукция), получив таким образом на счете учета запасов его балансовую стоимость, и затем получившуюся балансовую стоимость списать на себестоимость реализации. Впрочем, идентичный результат можно получить, списав на себестоимость реализации фактическую стоимость и резерв по отдельности (каждый со своего счета учета).
По тем запасам, что на отчетную дату еще не реализованы, но по которым необходимость обесценения полностью или частично отпала, будет иметь место восстановление резерва. В таком случае оно отражается не как ранее в составе прочих доходов, а в составе себестоимости продаж (себестоимость продаж уменьшается на величину восстановленного резерва).
Остается невыясненным вопрос о том, куда относить расход по созданию резерва. ФСБУ 5/2019 говорит о том, что он признается расходом периода, в котором он создан (увеличен), не уточняя при этом, к какому конкретно виду расхода отнести. Многие могут вспомнить ПБУ 10/99 «Расходы организации», из которого можно сделать вывод, что расходы от создания резерва относятся к категории прочих расходов. Однако если еще раз внимательно вчитаться в пункты 31 и 43 ФСБУ 5/2019 (более позднего и соответственно более сильного с точки зрения нормативного регулирования), можно сделать вывод, что расходы по созданию (увеличению) резерва также относятся на себестоимость реализации.
Таким образом, с нового 2021 года в отчете о финансовых результатах в составе прочих доходов и расходов мы уже не увидим такой статьи как резерв под обесценение запасов, его надо будет искать в составе себестоимости продаж.
В заключении хотелось бы отметить еще один момент в отношении стоимостной оценки запасов. ФСБУ 5/2019 (равно как и ПБУ 5/01) разрешает (то есть такой метод необходимо закрепить в учетной политике) при осуществлении торговой деятельности затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Заключительные положения
Да, новый ФСБУ 5/2019 внес довольно значимые (местами революционные и долгожданные) изменения в порядок бухгалтерского учета запасов. Не исключено, что в результате бухгалтерский учет еще больше отдалится от налогового. Но не будем огорчаться, ведь при расчете отложенных налогов мы уже можем применять менее трудозатратный и более простой балансовый метод.
ФСБУ5/2019 обязателен к применению, уже начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Досрочное применение допускается. Бухгалтер-рационализатор должен обрадоваться предоставленной возможности применять новые правила с 2021 года перспективно. Скрупулезный бухгалтер-отличник может выбрать ретроспективный метод, то есть пересчитать все показатели отчетности в части запасов так, как будто новый ФСБУ 5/2019 должен был применяться уже давно.