Что относится к юстиции
Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности
Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.
Что такое органы юстиции Российской Федерации?
Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.
История возникновения органов юстиции
Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.
Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.
Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.
К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.
Функционирование Минюста
Функции органов юстиции России включают в себя:
Состав Минюста
Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.
В данную структуру входят:
Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.
Главные задачи Минюста
Задачи органов юстиции:
Контроль за работой Минюста производит президент России.
Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?
Полномочия органов юстиции:
Полномочия Министра юстиции
Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.
К его полномочиям относятся:
Федеральная служба исполнения наказаний
На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.
Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:
Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:
Нотариат как структура
Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.
Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.
Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.
Кто такие нотариусы?
Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.
В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.
Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.
Нотариальная палата – что это?
Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.
Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.
Судебная экспертиза
Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.
В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.
Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.
Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.
Органы юстиции: функции, полномочия
Минюст России является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.
Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который вырабатывает и реализует гос. политику и осуществляет регулирование с точки зрения права в сфере деятельности министерства.
В сферу деятельности министерства входят:
Минюст осуществляет правоприменительные функции и контролирует деятельность некоммерческих организаций, политических партий, религиозных организаций и других общественных объединений в соответствии с их учредительными документами и законодательством РФ, деятельность адвокатуры, нотариата, гос. регистрации актов гражданского состояния.
Руководит деятельностью Минюста России Глава государства. Правительство РФ осуществляет координационные функции.
Система Министерства состоит из территориальных органов и подчиненных им иных органов и учреждений юстиции, а также организаций, способствующих их работе.
Минюст России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
Основные задачи Минюста России
Минюст России разрабатывает общую стратегическую концепцию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и свобод гражданина.
Главным документом, которым руководствуются органы юстиции, является Конституция, а также федеральные конституционные законы, акты Президента и Правительства, международные договоры РФ, Положение о Минюсте России.
Задачи, которые возложены на Минюст России, выполняются министерством, его территориальными органами, ими являются федеральные управления, главные управления по субъектам, управления республик, областей, автономной области, автономных округов. Задачи выполняют федеральные гос. учреждения.
В систему органов юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых министерством осуществляются функции управления: адвокатура, нотариат, ЗАГС, судебные экспертные лаборатории, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции журналов.
Минюст России находится в тесной связи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами на местах, а также с общественными объединениями и организациями.
Минюст России – это многофункциональный федеральный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов юстиции РФ. Основные задачи и функции органов юстиции определены законодательством РФ, а также НПА Минюста России.
В законотворческой, контролирующей деятельности полномочия Минюста России широки и значимы.
Минюст России вносит на рассмотрение Президенту и Правительству проекты ФКЗ, ФЗ, другие документы, которые требуют утверждения высших органов государственной власти. Минюст осуществляет планирование и прогнозирование деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.
На Минюст России возложено обеспечение исполнения Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ по вопросам, касающимся юстиции.
Министерство самостоятельно принимает НПА, которые относятся к сфере юстиции, занимается обобщением практики применения законодательства, анализирует процесс реализации государственной политики в сфере юстиции, осуществляет мониторинг правоприменения в РФ в целях выполнения решений Конституционного суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, координирует мониторинг правоприменения, который осуществляют федеральные органы, органы субъектов и органы на местах, обеспечивает методическую базу мониторинга.
Министерство принимает участие в работе по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ.
В компетенцию Минюста входит проведение правовой экспертизы проектов законов, которые вносят федеральные органы на рассмотрение Главы государства и Правительства РФ,концептуальных проектов, тех. заданий на разработку проектов ФЗ. Кроме правовой экспертизы Минюстом проводится экспертиза на коррупционную составляющую проектов ФЗ, которые разрабатываются федеральными органами.
Минюстом осуществляется аккредитация юр. и физ. лиц в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА в случаях, которые предусматривает законодательство.
Министерство ведет гос. реестр независимых экспертов, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы, утверждает формы заключения экспертов и формы свидетельств об аккредитации.
В компетенцию Минюста входит подготовка отзывов и заключений на законодательные проекты, поправки к ФЗ.
В Правительство предоставляется информация в виде предложений о приоритетных направлениях законотворческой деятельности.
Федеральные министерства также готовят проекты законов, Минюст обеспечивает методическую сторону их подготовки.
Министерством осуществляется регистрация НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод человека, устанавливающих правовой статус организаций, ведет гос. реестр этих НПА. Министерство осуществляет проверку деятельности федеральных органов по отбору НПА, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, ведет контрольные экземпляры НПА, подлежащие гос. регистрации.
Минюст проводит правовую экспертизу НПА субъектов по вопросам соответствия документов Конституции и законам, осуществляет учет НПА субъектов, проводит мониторинг применения НПА субъектов, проводит антикоррупционную экспертизу этих актов при мониторинге их применения. Минюст проводит антикоррупционную экспертизу уставов МО и МПА.
Роль Минюста России при осуществлении международных связей
При осуществлении международных связей орган юстиции уполномочен:
Контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры, судебных экспертных учреждений
Минюст должен осуществлять контроль за деятельностью адвокатов и нотариусов. Министерством утверждаются формы реестров регистрации нотариальных действий, свидетельств и удостоверительных надписей. В круг обязанностей министерства входит иное нормативно-правовое регулирование, предусмотренное законами РФ. В таком же порядке ведется реестр адвокатов субъектов РФ, утверждается ордер на исполнение поручения, который выдается адвокатским образованием, форма удостоверения адвоката.
Министерство организует работу судебно-экспертных учреждений, обеспечивает их методической базой.
ФСИН России
Роль Минюста России в реформировании пенитенциарной системы страны значительна. Реформы направлены на гуманизацию условий содержания лиц, совершивших преступления, на обеспечение гарантии их прав и свобод в соответствии с международными стандартами и правилами. Суть реформ в направлении на переориентацию пенитенциарных учреждений в реабилитационные центры в условиях изоляции.
ФСИН – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные, контролирующие, надзорные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. ФСИН осуществляет функции охраны и конвоирования подсудимых, контролирующие функции за поведением условно осужденных.
Основными задачами ФСИН являются:
Органы ФСИН на территориях обязаны в течение недели со дня получения документа о помиловании представить его в комиссию по вопросам помилования и предоставить сведения во ФСИН России, а она в свою очередь предоставляет сведения в администрацию Президента РФ.
Служба реализует специальные программы, разработанные на государственном уровне, которые включают в себя получение образования, профессии, создают систему образования осужденных на гибкой основе. Анализ показывает, что 90% осужденных не имеют профессии, трудовых навыков.
ФСИН активно занимается профилактикой преступности, совершенствует оперативно-режимную деятельность, обеспечивает правовую и социальную защиту работникам службы.
ФСИН организует отбывание наказания, не связанного с лишением свободы.
Службу возглавляет директор, который назначается на должность Президентом РФ по представлению председателя Правительства. У директора есть несколько заместителей, назначаемых на должность Главой государства по представлению министра юстиции РФ. ФСИН включает в себя 17 управлений по основным направлениям деятельности службы.
ФССП России
Самостоятельной областью правоохраны является ФССП, осуществляющая деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий.
Служба образована в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законом порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.
Обязательность исполнения вступивших в законную силу решений суда – одна из основ организации и деятельности судебной системы РФ.
Раньше исполнение судебных решений было возложено на судебных исполнителей, но данная система оказалась неэффективной. В 2007 году был принят Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве.
Служба освобождает судей от распорядительных функций, которые им не свойственны. В России была создана необходимая нормативная база для деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных решений.
Полномочия судебных приставов определяет процессуальное законодательство и ведомственные НПА.
Полномочия службы расширились, когда был принят и введен в действие УПК, где к органам дознания относились главные судебные приставы субъектов и старшие судебные приставы. Дознаватели ФССП получили право проводить дознание по уголовным делам, где имели место посягательства на правосудие.
Когда был принят и введен в действие КоАП судебные приставы стали вести административное производство о наложении штрафов по 11 статьям кодекса.
ФССП – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФССП являются:
Основными документами, которыми руководствуется ФССП, является Конституция РФ, ФЗ, акты Главы государства и Правительства, международные договоры РФ, акты Минюста России, Положение о ФССП России.
Служба уполномочена обеспечивать порядок деятельности судов, осуществлять производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применять меры принудительного исполнения на основании исполнительных документов.
Службой организуется хранение и реализация имущества, находящегося под арестом и в изъятии, розыск должника, участие в процедурах банкротства.
Возглавляет службу директор ФССП России, он же является главным судебным приставом РФ, назначается на должность и снимается с должности Главой государства. У директора имеются заместители, численность которых также устанавливается Главой государства. Каждый заместитель работает в своем направлении. Директор вносит на рассмотрение в Минюст России проекты положений, предложения об усовершенствовании работы судебных приставов, о внедрении образцов спец. техники и спец. средств с последующим представлением их в Правительство РФ.
ФССП РФ является видом государственной правоохранительной службы, поэтому имеет статус органа исполнительной власти федерального значения.
Для кандидатов на должность судебного пристава существуют специальные требования. Старшие судебные приставы должны иметь высшее юридическое образование, а главное деловые и личные качества, а также состояние здоровья должны способствовать выполнению должностных обязанностей. Лицо, имеющее судимость не может быть назначено на должность судебного пристава.
Судебных приставов можно разделить на два типа: обеспечивающих порядок деятельности судов и приставов-исполнителей. Функции у этих двух типов различны, в соответствии с выполняемыми функциями приставы проходят профессиональную подготовку.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, ему присваиваются классные чины работников органов юстиции
В Законе о судебных приставах четко прописаны права и обязанности судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов. Судебный пристав должен:
Судебные приставы вправе проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, которые находятся в здании суда или подвергаются приводу в суд, осуществлять личный досмотр граждан и вещей, которые находятся при них, но для таких действий необходимо иметь веские основания полагать, что действия этих людей угрожают безопасности суда.
Судебные приставы имеют полномочия и выполняют задачи защиты прав и интересов граждан и организаций. Они самостоятельно определяют порядок проведения исполнительного производства, меры исполнения актов судебных органов.
Пристав-исполнитель может получать необходимые сведения, проводить проверку исполнения, проникать в помещения и хранилища должников, производить осмотр, налагать арест на имущество, реализовывать его. Пристав-исполнитель имеет право арестовывать счета,ценности должника в банках и кредитных организациях.
В этой связи возник вопрос о законности истребования сведений, составляющих банковскую тайну. Конституционный суд РФ признал такие действия приставов-исполнителей законными, но разглашение данных сведений недопустимо.
Пристав-исполнитель имеет право разыскивать должника, вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам. Требования судебного пристава носят обязательный характер для всех органов, должностных лиц, организаций и граждан.
Что относится к юстиции
1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:
1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
исполнения уголовных наказаний;
регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
государственной регистрации актов гражданского состояния;
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);
территориального устройства Российской Федерации;
организации местного самоуправления;
разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
4) функции по контролю и надзору в сфере:
государственной регистрации актов гражданского состояния;