Что относится к взятке
Что относится к взятке
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты;
(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Что относится к взятке
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Взятка и подкуп
Взяточничество, или коррупция, – одна из наиболее острых российских проблем. Это весьма серьезное правонарушение, которое провоцирует злоупотребления со стороны чиновников и должностных лиц. Поэтому оно подразумевает серьезные меры наказания по нормам Уголовного законодательства.
Взятка: понятие
Уголовный кодекс определяет взятку как получение должностным лицом из числа служащих государственных и муниципальных органов денежного или иного вознаграждения за оказание определенных услуг, совершение действий или бездействие в адрес лица (взяткодателя), которое предоставило денежные средства, ценности или иные материальные блага.
Взятка может передаваться за покровительство, попустительство, оказание помощи в решении каких-либо задач, которые составляют компетенцию должностного лица, либо на решение которых он может повлиять.
Отличительными чертами взяточничества являются:
Правонарушением является как дача взятки, так и ее получение. Для того, чтобы предоставление денежных средств и ценностей стало составом преступления, оно может предполагать совершение следующих действий:
Виды взяток
Можно выделить следующие разновидности взяток:
Сумма взятки
Уголовный кодекс различает следующие виды взяток в зависимости от суммы:
Достаточно часто можно встретить утверждение, что есть установленная законом минимальная сумма, которая признается взяткой. На самом деле это не так. По существу, взяткой признается абсолютно любая сумма, переданная должностному лицу. В судебной практике встречались случаи, когда уголовное преследование прекращалось из-за небольшой взятки в 500-1000 р., но закон подобных норм не содержит.
Что касается материальных благ и ценностей, передаваемых должностному лицу, то в ст. 575 ГК РФ прописано, что размер дара не должен превышать 3000 р., чтобы он не был квалифицирован как взятка.
Ответственность за взятку
Ответственность за дачу взятки предусмотрена нормами Уголовного и Административного кодекса. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за дачу взятки в зависимости от масштаба правонарушения и тяжести деяния. Это может быть штраф, лишение свободы (с дополнительным наказанием в виде штрафа), запрет на занятие определенных должностей.
Ответственность за дачу взятки по нормам 219 статьи Уголовного кодекса содержится в следующей таблице.
Статья УК РФ | Простая взятка ч.1 ст.291 | Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 | Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 | Взятка в крупном размере или группой лиц ч.4 ст.291 | Взятка в особо крупном размере ч.5 ст.291 |
Штраф, определяется кратно к размеру взятки | 15х-30х | 20х-40х | 30х-60х | 60х-80х | 70х-90х |
Лишение свободы | До 2 лет | До 3 лет | До 8 лет | 5-10 лет | 7-12 лет |
Дополнительный штраф | До 15х | До 15х | До 30х | До 60х | До 70х |
Исправительные работы | До 2х лет | До 2х лет | __ | __ | __ |
Принудительные работы | До 3х лет | __ | __ | __ | __ |
Лишение права занятия определенной должности | __ | __ | __ | До 3х лет | __ |
За получение взятки также предусмотрена ответственность ее получателю.
Статья УК РФ | Простая взятка ч.1 ст.291 | Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 | Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 | Взятка получена лицом, находящемся на госдолжности ч.4 ст. 291 | Взятка в крупном размере или группой лиц ч.5 ст.291 | Взятка в особо крупном размере ч.6 ст.291 |
Штраф, определяется кратно к размеру взятки | От 25х до 50х | От 40х до 70х | От 40х до 70х | От 60х до 80х | От 70х до 90х | От 80х 100х |
Лишение свободы | До 3 лет | От 3 до 7 лет | От 3 до 7 лет | От 5 до 10 лет | От 7 до 12 лет | От 8 до 15 лет |
Дополнительный штраф | До 20х | До 40х | До 40х | До 50х | До 60х | До 70х |
Лишение права занятия определенной должности | До 3 лет | До 3 лет | До 3 лет | До 3 лет | До 3 лет | да |
Взятка в особо крупном размере обладает особой общественной опасностью, поэтому она подлежит более суровому наказанию. Сейчас под особо крупным размером подразумевается передача денежных средств или имущества дороже 1 млн.р.
Также в 2011 году Уголовный кодекс дополнен ответственностью за совершение посреднических услуг при передаче взятки или содействия взяткодателю в исполнении преступного замысла. Это правонарушение описано в 291.1 ст. УК РФ. Наказание за посредничество весьма суровое: штраф в 60-кратной сумме или лишение свободы до 7 лет.
Отдельная статья Уголовного кодекса (ст.304) предусматривает ответственность за провокацию взятки. Под ней понимается передача должностному лицу взятки без его согласия или совершение подобного деяния с целью очернить лицо и создать ложное представление о нем. Провокация взятки может караться лишением свободы на срок до 5 лет либо штрафом до 200 тыс. р.
Таким образом, по нормам российского уголовного законодательства взятка карается наказанием в виде штрафа, лишения свободы и запрета на занятие определенных должностей. К ответственности привлекается как ее получатель, так и взяткодатель. Мера наказания зависит от суммы передаваемых денег или имущества, а также наличия отягчающих обстоятельств.
Уголовно-правовая характеристика взяточничества
Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.
Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).
Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:
1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);
2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;
3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.
1. Предмет взяточничества
Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.
Взяткой могут являться:
1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);
2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).
Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).
2. Признаки взятки
Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:
1. Имущественный характер предоставляемого блага;
2. Незаконность его предоставления;
3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;
4. Получение ее должностным лицом.
3. Объект взяточничества
Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
4. Объективная сторона взяточничества
Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.
Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.
5. Субъект взяточничества
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
Согласно примечанию 2 к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).
6. Субъективная сторона взяточничества
Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и, тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.
Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.
Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
Штрафы и ответственность за взятки
В предыдущей статье было раскрыто понятие взятки, а также кому ее дают и также было определено понятие коррупционного вымогательства. В продолжении темы о взяточничестве будут рассмотрены такие понятия как сумма взятки, что является мелкой взяткой, а также какие бывают штрафы и какая ответственность лежит на посредниках.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере.
Взятка, квалифицируемая как мелкая
Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.
За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:
Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.
Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:
В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.
В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.
Ответственность за посредничество во взяточничестве:
Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.
Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.
Можно ли избежать ответственности за взятки?
Возможности избежать ответственности за взяточничество предусмотрены при соблюдении виновным в этом преступном деянии установленных законом условий:
И в первом, и во втором варианте взяткодатель должен действовать активно и обязательно добровольно, помогая раскрытию противоправного деяния, то есть помимо признания сообщить о месте преступления и где именно находятся его участники и передаваемые материальные ценности и т.п. Если органам правопорядка эти сведения уже известны, уголовная ответственность не снимается.
Освобождение от уголовного преследования не может стать основанием для реабилитации гражданина, принимавшего участие во взяточничестве. Ввиду того что в его действиях присутствует состав преступления, он не может быть признан потерпевшей стороной и потребовать возмещения ущерба, который возник из-за преследования.
Кроме перечисленных выше обстоятельств, существуют и иные, регламентируемые УК России, по которым участник взяточничества может быть освобожден от ответственности: условия, понуждавшие к совершению преступного деяния по крайней необходимости; в случае принуждения к совершению преступного деяния. Например, руководитель понуждает подчиненного совершать преступное деяние, угрожая здоровью или жизни. В таком случае отсутствует преступный умысел и, соответственно, состав преступления.
Отсутствует состав преступления и в случаях, когда обращаются в органы правопорядка до того, как состоялась передача взяточнику имущественных ценностей, причем это может сделать и взяткодатель, и посредник, и взяткополучатель.
Опытный адвокат по взяткам поможет разобраться какая сумма считается взяткой; с перечисленными в статье ситуациями; выбрать правильную линию поведения и защиты, тем самым помогая избежать негативных последствий взяточничества.