Что относится к высокому уровню мышления по таксономии блума
Роль таксономии Б. Блума в формировании навыков мышления высокого уровня
Томский политехнический университет
РОль таксономии б. блума в формировании
навыков мышления высокого уровня.
В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к студенту, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности студента, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время студенту нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего студент овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня у студента, в частности на уроках иностранного языка.
На сегодняшний день специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина мышление высокого уровня. Вот одно из определений, предложенных американской школой:
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy), включающая в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня.
В 1956 году Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), американский психолог, и его коллеги разработали классификацию шести различных уровней мышления – таксономию.
ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.
Б. Блум и его коллеги выделили три области учебной деятельности:
- когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills); аффективная (Affective domain): область чувств и эмоций (Attitude); психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).
Мы рассмотрим когнитивную область, которая включает в себя мыслительные умения разного уровня сложности: от самого простого умения (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка). (Рис. 1).
Рис. 1. Блума.
Мыслительные умения. (1956 г.)
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, они являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Но для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез, Оценка, и самое главное, уровень Создание (creating), который не представлен в таксономии Блума, но есть в последующих классификациях, например, таксономии Андерсона и Красволла (Anderson, L. W. and David R. Krathwohl). Каким образом Б. Блум и его последователи предлагают задействовать мыслительные навыки высокого порядка?
На первом, самом низком уровне, уровне знаний (Knowledge Level), деятельность студента сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
Второй уровень, уровень понимания (Comprehension Level), заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
Третий уровень, применение полученных знаний (Application Level), требует от студента умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.
Уровень анализа информации (Analysis Level) формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.
Уровень синтеза (Synthesis Level), наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.
Уровень оценки полученных знаний (Evaluation Level) призван формировать навыки мышления, которые помогают студенту делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.
Как у любой теоретической модели, у Таксономии Блума есть свои сильные и слабые стороны. Основным ее преимуществом является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной для практиков форме. Те преподаватели, которые пользуются руководствами по составлению вопросов, относящихся к различным уровням Таксономии Блума, безусловно, лучше справляются с задачей по формированию мыслительных навыков высокого уровня у своих учащихся, чем те, которые этого не делают.
С другой стороны, как может подтвердить тот преподаватель, который пытался определить то, с какими уровнями Таксономии соотносятся те или иные вопросы и виды учебной деятельности, достичь понимания относительно того, что значат такие очевидные термины, как «анализ» или «оценка».
Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют: правильно ставить цели в обучении; правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся; подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям; правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т. е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.
Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения студенту необходимы; научить студента ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности. Возникшая острая необходимость не просто обучать студентов, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.
3. Буланова-Топоркова, М. В., Духавнева, А.В., Кукушкин, В.С., Сучков, Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М. 2004.
4. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
5.Финкельштейн, основы активных методов обучения. – М.,2002.
6. Дайана Халпер, Психология критического мышления.
«Таксономия Б.Блума и практика формирования навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка» (статья)
Мельникова Виктория Игоревна
учитель английского языка МБОУ СОШ №102
таксономия б. блума И практика формированиЯ навыков
мышления высокого уровня НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В современном образовательном процессе всё большую актуальность приобретают вопросы воспитания мотивированной, инициативной личности обучающегося, ориентированного на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В связи с этим, требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него/неё парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития у учащихся навыков мышления высокого уровня. По всей видимости, такие навыки необходимо развивать и совершенствовать во всех звеньях школьного образования и рамках всех учебных предметов, в частности на уроках иностранного языка.
На сегодняшний день специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина «мышление высокого уровня». Вот одно из определений, предложенных американской школой:
ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (Российский энциклопедический словарь. Орфографический словарь русского языка).
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (Педагогический словарь, с.145)
В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:
когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills);
аффективная (Affective domain): область чувств и эмоций (Attitude);
психомоторика ( Psychomotor ): физические умения и навыки ( Skills ).
Когнитивная область включает в себя мыслительные умения разных уровней сложности: от самого простого (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка). (Рис. 1).
Рис. 1. Таксономия Б. Блума.
Мыслительные умения. (1956 г.)
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, которые являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Вопрос, стоящий перед педагогами – каким образом возможна реализация теории Б.Блума в практике преподавания отдельных дисциплин? Как, например, применить эти идеи в процессе преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе? (см.Приложение №1)
На первом, самом низком уровне, уровне знаний ( Knowledge Level) , деятельность ученика сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
Второй уровень, уровень понимания ( Comprehension Level ), заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры. ( Пример : Match the words in the text to the correct definition).
Третий уровень, применение полученных знаний (Application Level) , требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать. ( Пример задания : Complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence using the word given. Пример предложений : The weather forecast is for rain tomorrow. – It will rain tomorrow. ).
Уровень анализа информации ( Analysis Level) формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части. ( Примеры заданий : Choose (think) of an object in the photo, but don’t tell your class which one. The other students have to guess which object you are thinking of; Compare your e-mail plan from Ex.7 with a partner).
Уровень оценки полученных знаний (Evaluation Level) призван формировать навыки мышления, которые помогают ученику делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать. ( Пример задания : Choose an object in your classroom and describe it in detail, giving your opinion. Ask your partner to guess what it is).
Как у любой теоретической модели, у Таксономии Блума есть свои сильные и слабые стороны. Основным ее преимуществом является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной для практиков форме. Те преподаватели, которые пользуются руководствами по составлению вопросов, относящихся к различным уровням Таксономии Блума, безусловно, лучше справляются с задачей по формированию мыслительных навыков высокого уровня у своих учащихся, чем те, которые этого не делают.
С другой стороны, как может подтвердить тот преподаватель, который пытался определить то, с какими уровнями Таксономии соотносятся те или иные вопросы и виды учебной деятельности, достичь понимания относительно того, что значат такие очевидные термины, как «анализ» или «оценка».
Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют:
правильно ставить цели в обучении;
правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся;
подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям;
правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.
Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций:
обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы;
научить ученика ставить вопросы;
научить выявлять причины явлений;
научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности.
Простые вопросы : When do you usually go to bed? How long do you sleep?
Уточняющие вопросы : Do you really think that waking up in the morning a horrible experience?
Интерпретационные вопросы : Why teenagers don’t like to wake up early in the morning?
Творческие вопросы : What do you think about teenager’s laziness?
Оценочные вопросы : Why is it good to sleep enough?
Практические вопросы : What can we do for good sleeping?
Возникшая острая необходимость не просто обучать учеников, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.
3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М. 2004.
4. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
5. Педагогический словарь, с.145.
7. Д айана Халпер, Психология критического мышления.
Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения
Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это — получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?
Таксономия Блума — что это такое
Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.
Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.
Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.
Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:
На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:
Уровень пирамиды | Определение | Действия педагога | Действия ученика | Глаголы |
---|---|---|---|---|
Знание | Выделение важной информации | Рассказать, показать, при необходимости направить | Принять, запомнить, распознать | Перечислить, запомнить, назвать |
Понимание | Понимание полученной информации, объяснение своими словами | Сравнить, противопоставить, продемонстрировать | Объяснить, преобразовать, продемонстрировать | Обсудить, определить, рассказать |
Применение | Применение новых знаний в конкретных ситуациях | Наблюдать, помогать, критиковать | Показать знания, решить поставленные задачи | Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать |
Анализ | Разделение информации на отдельные, связанные между собой части | Направить, исследовать, проинформировать | Разделить, обсудить, раскрыть | Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить |
Синтез | Обобщение информации | Обобщить, оценить, порассуждать | Обобщить, сформулировать, спланировать | Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить |
Оценка | Оценивание знания согласно определенным критериям | Уточнить, допустить, гармонизировать | Провести дискуссию, оценить, выбрать | Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить |
Три области обучения
Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Когнитивная
Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:
Уровень | Примеры | Инструменты |
---|---|---|
Знание | Цитирование правил техники безопасности, котировки цен наизусть | Выделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек |
Понимание | Записать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понял | Аналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете |
Применение | Высчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистики | Практические занятия, обучение в группе |
Анализ | Выявить сделанные в рассуждениях логические ошибки | |
Синтез | Составить инструкцию | Пример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели |
Оценка | Выбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение |
Аффективная
Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:
Процесс | Описание | Пример | Ключевые слова |
---|---|---|---|
Восприятие | Готовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросах | Уважительно выслушать другого человека | Признание, внимательность, понимание |
Реагирование | Учащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечать | Участие в обсуждении, работа с презентациями | Ответить, помочь, исполнить, рассказать |
Усвоение ценностей | Человек придает ценность явлению или объекту | Проявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократии | Ценить, оберегать, инициировать, делиться, уважать |
Организация ценностей | Учащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликты | Ученик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять баланс | Связать, сравнить |
Интернализация ценностей | У учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемо | В самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они есть | Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать |
Заключение
Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.
Таксономия Блума
Таксономия Блума, созданная более 60 лет назад, — это тоже схема, однако в отличие от большинства классификаций, направленных во времени назад, эта имеет прогностический потенциал. Другими словами, она говорит о том, “как стоит делать”, а не “как было сделано”. Совершенно несвойственный утилитаризм для модели середины прошлого века. Но, вероятно, именно ввиду своей практической ценности в нынешнюю эпоху микроповествования, микрообучения и всеобщей озабоченности “как сделать так, чтобы // как улучшить // как избавиться от” обращение к педагогическим целям одного чикагского профессора стало столь частотным.
О чём идёт речь
С конца 1950-ых годов, годов пика гонки вооружений, по обе стороны Атлантики сложилось понимание, что эту самую гонку (или даже войну) выйграет не тот, кто храбрее и наглее, а тот, кто будет умнее и рациональнее. В СССР занялись формированием научной элиты (кстати, не без успеха), а в США напряженно обсуждали повышение уровня образования для всех: “Как учить более эффективно?”
Именно в это время появилась книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives” — настольная книга для преподавателя по научению, воспитанию и воплощению изученного. Классификация целей включала в себя когнитивные (отвечающие за научение) аффективные (воспитание) и психомоторные (воплощение или “мастерство”), но широкую известность создателю принесла именно субсистема когнитивных целей.
Суть идеи в том, что цели обучения (и формулировка заданий) должна быть соположена иерархии мыслительных процессов. Более того, сам тезис о том, что мыслительные процессы, относящиеся к сознанию и являющиеся высшей нервной деятельностью, иерархизированы был достаточно нов для той аудитории, которой эта книга была адресована. Для нас во втором десятилетии XXI века очевидно, что в процессе обучения формирование собственного высказывания и системы аргументации — значительно более трудозатратная деятельность нежели запоминание и извлечение из памяти (предъявление) информации. Но для классических европейских и американских школ того времени, когда повторение за учителем хором и вслух было делом обыденным (вспомните знаменитый клип Pink Floyd “Another brick in the wall” ), необходимость триады синтез-анализ-оценка была революцией.
Первый уровень — это уровень знаний, включающий в себя как запоминание, так и предъявление запомненной информации. Знаниевый уровень мыслился как базисный, без которого построение дальнейших моделей затруднено. Сегодня при секундной доступности практически любой информации в сети важность этого уровня под сомнением.
Второй уровень — это уровень понимания. Лучшим примером здесь является пересказ. Термин “пересказ текста” для большинства имеющих опыт обучения скомпрометирован убийственными заданиями из школьных учебников английского (да и не только языка) с требованиями пересказать какую-то скучную и бессмысленную историю со словником неиспользуемой лексики. И это ужасно, потому как пересказ должен быть не воспроизведением запомненного, а демонстрацией понимания. Соответственно, нужна оценка этого понимания, а не только и не столько “близости к тексту” или верности использования конструкций.
Третий уровень — уровень применения. Применения на практике. Это работа по моделям или даже иногда т.н. трансфертные упражнения, где предлагается в реальности использовать изученный языковой материал (заказать отель на англоязычном сайте или позвонить/написать в службу поддержки на иностранном языке). Зачастую обучение иностранному языку на этом уровне и оканчивается, а трансфертные упражнения считаются просто методическим шиком. Оно и понятно — тотальный утилитаризм и неистовая любовь к микрообучению делают своё дело. Обратите внимание, кстати, что сейчас в любой рекламе любого кванта обучения, за которое вам предложено заплатить (деньгами или временем), есть раздел “Что вы получите?”. И иногда это, например, “одна конструкция, на объяснение которой в школе уходит полгода”. Без обещания мгновенного результата (пусть и микрорезультата) никакого интереса проявлено не будет.
http://mrchadburn.co.uk
А что на высших уровнях — уровнях “критического мышления”? Там требования видеть тренды и тенденции, разделять концепции на составляющие, модернизировать концепции и идеи, давать обоснованные прогнозы. Наконец, потребность судить о ценности материала. Это последнее довольно важно. Все мы знаем, что в конце занятий нужно проводить так называемый “sum up”, т.е. подводить итоги урока. Сколько ваших студентов обладают тем уровнем учебной рефлексии, который был бы достаточным для того, чтобы итоги урока мог подвести студент, а не вы? Учебной рефлексии не учат. В лучшем случае, студент может “включить потребителя” и рассказать о своих ощущениях. Тоже ценно, но это совсем не учебная рефлексия.
Возвращаясь к утилитарности и микрообучению: а как это может использовать сегодня преподаватель английского?
Самый простой и действенный способ — это использование глаголов, характерных для того или иного уровня мышления, в инструкциях, которые вы даёте к заданиям. Посмотрите на ваши инструкции с учетом этих “action verbs” и попробуйте их использовать.
Более подробно о работе с инструкциями, кстати, можно узнать в новом курсе “ Effective lessons online: tips and tricks ”.
Существует конспирологическая версия о том, что расцвет всеобщего образования в США был насильственным образом отменен из-за протестов против Вьетнамской войны, хиппи и излишнего свободомыслия. “Свободные ответы” заменили тестами, сложные программы упростили, а долю заданий “второго уровня”, связанных с критическим мышлением, уменьшили до крайних пределов.Комментировать эту версию нет особенного желания, равно как и то, стали ли сегодня учить хуже, чем тогда. Но количество заданий высокого уровня (со звездочкой) в гуманитарных науках, кажется, действительно уменьшилось.
В обучении иностранным языкам есть и другая позиция: зачем заставлять ученика заниматься синтезом-анализом-оценкой, если его языковые цели лежат за пределами таких сложных категорий? Какое отношение имеет сформированное умение находить скрытые связи в двух философских концепциях или оценка Brexit для человека, который хочет поехать в Британию, не знаю, посмотреть Солсберецкий шпиль?) Да и вообще, мы — “дополнительное образование” с отношением к студенту как к клиенту, а хочет ли клиент этого? Риторический вопрос… Или не риторический, а как никогда острый? Комментарии приветствуются!