Что относится к внутренним и внешним функциям государства

Функции государства

Понятие и содержание функций государства

Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В философском и общественно-социологическом плане термин «функция» понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Например, в науке управления выделяют около пяти тысяч функций, которыми занимаются органы государственной власти. В отличие от функций государства они носят относительно локальный и узкий (в рамках имеющихся полномочий конкретного органа государственной власти или должностного лица) характер.

Основные черты функций государства:

1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.

Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

Место в рейтингеЗадачаМнение жителей, %Мнение лидеров, %
1Экономический рост1731
2Сокращение разрыва между богатыми и бедными странами1617
3Ликвидация бедности1212
4Защита окружающей среды149
5Восстановление доверия к органам власти714
6Борьба с терроризмом106
7Сокращение числа войн96
8Борьба за права человека42
9Усиление влияния к социальной сфере32
10-12Борьба со СПИДом21
10-12Борьба с организованной преступностью21
10-12Достижение полного равенства для женщин21

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:

Существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными являются следующие.

Надо отметить, что данная классификация является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима.

Но надо отметить то, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания не к одной, а сразу к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.

Генезис развития функций советского государства

На реализацию внешних функций СССР из собственного бюджета ежегодно выделял более 20 млрд. долл. для оказания безвозмездной помощи развивающимся странам и странам, входящим в мировую систему социализма. Например, СССР ежегодно безвозмездно выделял Кубе помощь в размере трех миллиардов долларов. Подобную помощь в отношении своих союзников осуществляли и США. Объем их безвозмездной помощи Израилю составлял пять миллиардов долларов.

Внутренние функции

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства.

Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к:

Рассматриваемая функция государства прежде всего направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.

Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.

Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Многие нормы, регулирующие природоохранную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления этой функции лежат следующие принципы:

16 февраля 2005 г. вступил в силу Киотский протокол. Подписавшие его государства (Россия в их числе) взяли на себя обязательство ужесточить экологическое законодательство («экологизация законодательства»). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства.

В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный. ), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и комплексный закон.

Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства. Концептуальные подходы к структуре и содержанию разрабатываемого кодекса предполагается разработать и утвердить на официальном уровне в течение 2006 г.

Сегодняшний уровень шума от работы российских самолетов не соответствует международным стандартам. Помимо прочих недостатков российские автомобили слишком «грязные» для окружающей экологии. Это влечет за собой трудности их сбыта даже в развивающихся странах.

Внешние функции

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от ряда факторов: характера существующего в стране политического режима и типов государств; этапов развития одного и того же государства; складывающейся в мире международной обстановки; характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Одновременно внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности, а также содержанием проводимого им политического курса.

Например, победившее на парламентских выборах (февраль 2006 г.) в Палестине радикальное движение «Хамас» не хочет отказываться от своих базовых принципов, главным из которых является уничтожение Израиля как государства. В ответ на это мировое сообщество (в том числе и Израиль) готово применить к автономии ряд методов, в том числе и экономических. Израиль готов прекратить ежемесячное выделение из своего бюджета 50-55 млн. долл. Евросоюз и США также готовы прекратить оказание ежемесячной помощи примерно в 60-70 млн. долл.

Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами. Нормами международного права войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми.

Эту функцию можно хорошо отразить на примере нашей страны. В соответствии с законодательством Российской Федерации она базируется на военной доктрине и осуществляется по следующим направлениям:

Согласно Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Все более распространенной становится практика поступления на воинскую службу женщин. Национальное законодательство предусматривает возможность непосредственного участия женщин в выполнении оборонной функции государства. В ряде современных государств их численность составляет 15% от общей численности вооруженных сил. В ближайшей перспективе эксперты считают, что это соотношение достигнет 20%.

В государствах, где военная служба осуществляется не на профессиональной основе, а по призыву, существует проблема с уклонением от службы в армии. О положении дел с этим вопросом в России свидетельствует следующая таблица, составленная по данным Министерства обороны России. Численность уклонистов дается в процентном соотношении от общего числа призванных.

В Австрии граждане, более 30 дней уклоняющиеся от службы, могут быть наказаны лишением свободы сроком до 1 года или штрафом в размере до 180 его ежедневных заработков. Кроме того, он может быть подвергнут принудительному приводу к месту военной службы.

В Германии процедура призыва начинается с того, что паспортный стол, уведомив призывника, передает данные о нем в окружной военкомат. Не позднее чем за четыре недели до призыва он получает повестку от министерства обороны и вызов на медицинский осмотр. В отношении уклонистов может быть применено лишение свободы на срок до 5 лет.

В Израиле обязательная военная служба предусмотрена для мужчин и для женщин. За уклонение от воинской службы предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

После распада Советского Союза США, его союзники, да и другие государства не только не уменьшили, а постоянно увеличивают свои расходы на оборону. На долю США приходится 47% всех мировых расходов, тратящихся на военные цели. Только дополнительные расходы США на войну с терроризмом с 2002 по 2004 гг. составили около 238 млрд. долл. Это больше военных расходов всех развивающихся стран вместе взятых вместе с Китаем.

В 2006 г. в США был принят рассчитанный на четырехлетний срок военный план QDR (Quadrennial defence review). Он исходит из того, чтобы страна была готова к затяжной войне. В нем все угрозы для безопасности США разбиты на следующие четыре категории:

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. Президент России обратил внимание на необходимость быть в постоянной готовности отразить «. потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны отвечать на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет».

Военные расходы государств, млрд. долл.

N п/пНазвания государств2003 г.2004 г.
1США414,4455,3
2Великобритания51,147,4
3Франция45,446,2
4Япония42,742,4
5Китай33,135,4
6Германия34,833,9
7Италия27,627,8
8Россия18,519,4
9Саудовская Аравия18,819,3
10Южная Корея14,915,5
11Индия12,715,1
12Израиль10,010,7
13Канада10,010,6
14Турция10,310,1
15Австралия9,710,1

В 2004 г. из расчета на каждого живущего на Земле человека было потрачено 162 доллара. Во всем мире за 2005 г. в «горячей фазе» находилось 19 вооруженных конфликтов.

За счет вступления новых членов из числа бывших социалистических стран блок НАТО вплотную приблизился к границам России. По мнению бывшего начальника Главного разведывательного управления Генштаба России генерал-полковника Ладыгина Ф.И., сейчас по обычным вооружениям военная мощь России в три раза уступает НАТО. Исходя из экономических возможностей современная Россия не в состоянии конкурировать с США по размерам расходов на оборону и средств на закупку военной техники и вооружений, выделяемых из федерального бюджета государства. Об этом свидетельствуют следующие три таблицы.

Комментируя содержание табл. 3, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство в мире не в состоянии эффективно отразить ракетную атаку. Речь может идти только об одиночных ракетах. Лучшими системами обороны располагают такие страны, как: США, Канада, Объединенная Европа, Израиль и Россия.

Весьма наглядной является и следующая таблица соотношения сил между Россией и США на современном этапе с учетом их экономических возможностей.

ПоказателиРоссияСША
Население143 млн. чел.298 млн. чел.
Количество ядерных боеголовок43995966
Внутр. валовой продукт (ВВП) за 2005 г.774 млрд. долл.12500 млрд. долл.
Рост ВВП в 2005 г.6,4%3,6%
Доля страны в мировой экономике1,2%30,8%
Военные расходы в 2006 г.23 млрд. долл.670 млрд. долл. (с учетом затрат в Ираке)

Таким образом, эффективность реализации оборонной функции государством находится в прямой зависимости от его экономических возможностей. В то же время торговля военной продукцией является одним из источников формирования государственного бюджета. Российская Федерация является одним из активных участников торгового рынка.

Например, за период с 2000 по 2005 гг. совокупная стоимость экспорта российской продукции военного назначения только в Индию превысила 7 млрд. долл. В различной стадии проработки в 2006 г. находились контракты на общую сумму около 10 млрд. долл. Военная техника последних поколений обладает не только большой разрушительной мощью, но имеет и весьма высокую цену. Об этом свидетельствует следующая таблица.

Средняя стоимость наиболее продаваемых в мире танков

Танк (страна)Стоимость за единицу, млн. долл.
AMX Leclers (Франция)8,6
Ariete 2 (Италия)7,0
Arjun (Индия)5,6
Leopard 2 (Германия)5,3
Challenger 2Е (Великобритания)5,3
M1A1 Abrams (США)5,3
Merkava Mark 4 (Израиль)5,1
Т-90с (Россия)2,3

Функция сотрудничества с другими государствами

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах «прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права».

Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (ее Устав был принят в Сан-Франциско в 1945 г.), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум, объединяющий 191 государство. ООН продолжает «. оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка». Однако в условиях процесса глобализации и определения новых подходов к созданию международной архитектуры ей требуется реформа, направленная на дальнейшее повышение эффективности ее деятельности. Этот процесс должен осуществляться при максимальной поддержке членов этой организации.

В рамках Устава ООН для всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. В мире существует ряд региональных организаций, среди которых:

Совет Европы, объединяющий 46 из 47 европейских государств (более 800 млн. населения);

Организация американских государств (ОАГ), в которую входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная в 1962 г. Куба);

Организация африканского единства (ОАЕ), включающая более 50 государств Африки;

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в ее составе Индонезия, Малайзия, Сингапур и др.;

Содружество независимых государств (СНГ), включающее 13 государств (более 250 млн. населения). Идет постоянный процесс его реформирования. Острота многих межрегиональных проблем была снята при помощи этого союза. На территории этого союза идет сложный и активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. В рамках СНГ на основе совпадающих интересов сторон: развивается процесс создания Союзного государства между Россией и Белоруссией; создается ЕврАзЭС; формируется единое экономическое пространство. Накопленный опыт позволил Содружеству стать «. хорошей основой для формирования Организации Договора о коллективной безопасности».

Его участниками стали страны, реально заинтересованные в необходимости тесного военно-политического взаимодействия. СНГ стало базой для создания оптимальной для всех и для каждого государства экономической системы.

Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:

Формы осуществления функций

Г.Ф. Шершеневич различал следующие три основные функции государственной власти: установление норм права; охрана норм права от возможных нарушений; применение норм права к отдельным жизненным случаям. Соответственно этим функциям ученый различал три стороны власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этом, по его мнению, проявлялись три формы деятельности единой, неделимой государственной власти. Точку зрения знаменитого французского ученого XVIII в. Монтескье о необходимости разделения властей на три ветви он считал «теоретически ошибочной, а потому и практически не пригодной». Свою позицию он аргументировал тем, что не может одновременно существовать три равные по силе власти. Настоящей властью может быть только одна наиболее сильная, а остальные вынуждены будут ей подчиняться. Он считал, что государственная власть должна быть едина.

Источник

Внутренние и внешние функции государства

Тема: Внутренние и внешние функции государства

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках, функциях и формах; использовать материал о государственном устройстве стран мира.

Развивающая: способствовать развитию умения выделять основные мысли при самостоятельной работе с учебной литературой, четко формулируя и выражая их; развитие логического мышления; навыков и умений анализа политических документов; способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира; способствовать формированию у учащихся навыков межличностного общения; формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

Основные понятия: функции государства, содержание функций, внешние функции, внутренние функции, охранительные, регулятивные функции, основные, не основные функции, постоянные, временные функции, юридическая сила акта.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Внутренние и внешние функции государства»

Тема: Внутренние и внешние функции государства

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках, функциях и формах; использовать материал о государственном устройстве стран мира.

Развивающая: способствовать развитию умения выделять основные мысли при самостоятельной работе с учебной литературой, четко формулируя и выражая их; развитие логического мышления; навыков и умений анализа политических документов; способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира; способствовать формированию у учащихся навыков межличностного общения; формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

Основные понятия: функции государства, содержание функций, внешние функции, внутренние функции, охранительные, регулятивные функции, основные, не основные функции, постоянные, временные функции, юридическая сила акта.

Тип урока: комбинированный.

Актуализация опорных знаний и умений учеников

Изучение нового материала

1.Понятие, содержание функций государства.

2.Классификация функций государства.

3.Внутренние функции государства.

4.Внешние функции государства.

Закрепление новых знаний и умений учеников

Актуализация опорных знаний и умений учеников

Проверка домашней задачи.

Учитель осуществляет проверку домашней задачи путем фронтального опрашивания учеников за вопросами и задачами учебника.

Изучение нового материала

1.Понятие, содержание функций государства.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Внутренние ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства : общая характеристика.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Внешние функции государства – это функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Можно выделить основные внешние функции современного государства:

Вывод: Все функции государства преследуют главные цели в системе мирового сообщества это обеспечение безопасности, стабильности и процветания современного общества.

Закрепление новых знаний и умений учеников

Объектами контроля являются знания о функциях государства, о различных направлениях его деятельности.

Среди проверяемых знаний и умений проверяется умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и понятиями, раскрывать на примерах изученные положения, осуществлять поиск социальной информации, извлекать из тестов знания по заданной теме.

1. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия?

2. Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.

3. Что относится к функциям любого государства?

А. осуществление демократических преобразований

Б. сохранение территориальной целостности страны

В. осуществление цензуры периодических изданий

Г. осуществление контроля над личностью граждан

4. Письменно проведите сравнительный анализ отдельных видов функций государства по следующим критериям: время возникновения, процесс формирования, сфера регулирования, обеспечение выполнения, особенности реализации.

5. Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является?

А. разработка единой идеологии

Б. формирование политической элиты

В. укрепление организации

Г. увеличение собственного электората.

6. Функцией государства является:

А. разделение властей

В. поддержание общественного порядка

Г. наличие государственного аппарата

7. К внутренним функциям государства относится

А. создание и деятельность пограничных войск

В. правовое обеспечение экономической деятельности

Г. развитие международного сотрудничества

8. Как делятся функций государства по влиянию на общество?

А. внешние, внутренние

Б. постоянные, временные

В. основные, не основные

Г. охранительные и регулятивные

9. Какие функции реализует государство в условиях переходной экономики?

10. К внутренним функциям государства не относится:

А. экономическая функция;

Б. функция развития культуры и образования;

Г. социальная функция

11. Заполните таблицу: «Порядок формирования и функции Государственных органов РФ»

12. Какая функция является новой для Российского государства в современный период?

А. Регулирование меры труда и меры потребления.

Б. Интеграции в мировую экономику и государственной поддержке иностранных инвестиций.

Г. Экономическая функция.

13. По какому основанию функции государства делятся на внутренние и внешние?

А. По видам ветвей государственной власти.

Б. По времени действия.

В. По сфере деятельности.

14. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером правового регулирования экономической деятельности?

А) создание торговых центров и технопарков

Б) государственное финансирование медицинских учреждений

В) предоставление государственных заказов ряду предприятий

Г) принятие законодательства о банковской деятельности

15.Создание сети государственных детских библиотек иллюстрирует выполнение государством экономической функции.

А. производство общественных благ

Б. поддержки нетрудоспособного населения

В. защиты конкуренции

Г. перераспределение доходов

2.В правильном ответе могут быть указаны варианты:

— установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);

— поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);

— обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Могут быть приведены иные примеры, не искажающие смысла.

3. Ответ Б. Пояснение: другие варианты отражают функции государства разных политических режимов.

4.В ответе должны присутствовать примеры и приведены аргументы.

9.Ответ 1) перераспределяет ресурсы; 2) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов 3) стабилизирует ситуацию. 5)создает условия для экономического роста.

Всеобщее тайное голосование

-представление РФ внутри страны и в международных отношениях

-определяет основные положения внешней и внутренней политики

-гарант Конституции, прав и свобод гражданина

-меры по охране суверенитета

Избирается гражданами, по 2 представителя от субъекта РФ

-изменение границ между субъектами

-утверждение военного положения и ЧП

-использование Вооруженных сил за границей

-назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности

Избирается по пропорциональной системе, состоит из 450 депутатов

-решение вопроса о доверии правительству

-выдвижение обвинений против Президента при отрешении его от должности

-назначение на должность председателей: Центрального Банка, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и т.д.

15. Ответ: Общественное благо – это благо, которое предоставляется людям бесплатно в равной мере. Правильный ответ А.

Что относится к внутренним и внешним функциям государстваУчитель подводит итоги работы учеников, оценивает их учебную активность.

Обработать текст учебника § ;

Подготовить ответы на вопросы к указанному параграфу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *