Что относится к внутренним факторам развития науки естествознание

1. Какое из понятий характеризует свойство времени?

Длительность существования систем и развитие их фаз.

2. Что характеризует принцип дополнительности?

Двойственную природу микрочастиц.

3. Какое из фундаментальных взаимодействий имеет самую маленькую величину энергии взаимодействия?

4. По красному смещению наша Вселенная

5. Дайте определение метода познания.

Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

6. Термин «синергетика» был введен в связи с исследованием:

Неравновесных фазовых переходов лазера.

7. В число фундаментальных взаимодействий не включают:

8. Как называют в механизме трофических связей организмы, производящие пищу из простых неорганических веществ?

9. Какой из законов сохранения является следствием однородности пространства?

Закон сохранения импульса.

10. Какой из принципов утвердился в современном естествознании?

11. Что понимается под концепцией?

Система взглядов по тому или иному вопросу, явлению; его понимание и толкование.

12. Какой из эмпирических методов соответствует определению: «Он представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное выражение измеряемых величин»?

13. Какой элемент наиболее распространен во Вселенной?

14. от какого параметра звезды зависит ее цвет?

15. В чем состоит концепция неопределенности?

В неопределенности одновременного нахождения точной координаты и импульса микрочастиц.

16. В чем состоит основная роль биосферы?

В трансформации солнечной энергии в действующую энергию земли.

17. Синергетика

рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе.

18. Каким свойством симметрии время не обладает?

19. Первый постулат Бора утверждает, что в каждом атоме:

Существуют стационарные состояния, в которых он не излучает энергии.

20. Какая сторона естествознания обладает собирательной и описательной функциями?

21. Объектом исследования естествознания является:

22. В практике научного познания

из всех теорий, согласующихся с известными фактами, обычно выбирают наиболее стройную и красивую.

23. Как распределены Галактики в Метагалтике?

Образуют ячеистую, сетчатую структуру.

24. Естественнонаучное знание объективно, потому что

оно не зависит от личности исследователя.

25. Какой из эмпирических методов соответствует следующему определению: «Это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира»?

26. Что не является составной частью теоретического метода исследования?

27. Чем подтверждается расширение Вселенной?

Красное смещение спектров галактик.

28. Какова формулировка принципа соответствия?

всякая новая более общая теория, являющаяся развитием классической, не отвергает ее полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы ее применения.

29. В какую эру сформировались значения фундаментальных мировых постоянных, определивших развитие нашей Вселенной?

30. Среди эмпирических методов исследования имеется:

31. В биосферу не включается:

32. Согласно принципу неопределенности

Микрочастица не может иметь одновременно точной координаты и импульса.

33. Что не является структурной единицей мегамира?

34. Закон возрастания энтропии справедлив для:

Изолированных (замкнутых) систем.

35. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это прием познания, который представляет собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов и одних свойствах, связях делается вывод об их сходстве и в других свойствах, связях»?

36. На чем основана наука как способ познания мира?

На эмпирической проверке и математическом доказательстве.

37. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения импульса?

Симметрии относительно пространственных координат.

38. После прохождения точки бифуркации система:

Случайно выбирает путь нового развития.

39. Что представляет собой спин?

Собственный момент количества движения микрочастицы.

40. Научное познание начинается:

С наблюдения природных явлений.

41. Различные формы движения материи в природе, материальные носители такого движения, основные формы всякого бытия и законы естествознания являются:

42. Какой научный метод соответствует определению: «Он позволяет определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов»?

43. Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:

44. Первой в истории наук физическая картина мира была:

45. Что происходит при встрече частицы и античастицы?

46. Что связывает рациональную и реальную картины мира?

47. Как передаются взаимодействия согласно принципу дальнодействия?

Между любыми структурами, мгновенно.

48. Какое из условий характеризует равновесную систему?

Энтропия системы увеличивается и стремится к максимуму.

49. Как называют в науке фундаментальную теорию, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области исследования?

50. Что составляет содержание предмета этики науки?

Отыскание моральных ценностей, норм и правил, способствующих росту эффективности труда и безупречности общественного блага.

51. Чем антропный космологический принцип объясняет возникновение жизни?

Возникновением подходящих условий в ходе эволюции Вселенной.

52. Что характеризует меру организованности системы?

53. Что относится к внутренним факторам развития науки?

Внутренняя логика и динамика развития науки.

54. Одним из фундаментальных взаимодействий является:

55. В Млечный путь входят:

56. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам?

все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана.

57. К свойствам пространства не относится:

58. Что общего у животных и растений?

Отрасль научного познания.

60. Какие системы отсчета являются инерциальными?

61. Какой из видов фундаментальных взаимодействий обладает самым высоким значением энергии взаимодействия?

62. Принцип относительности заключается в том, что:

все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.

63. Связь между массой и энергией, согласно теории относительности, имеет вид:

64. Как передаются взаимодействия согласно принципу близкодействия?

Между соседними структурами с конечной скоростью.

65. Выберите трактовку первого начала термодинамики:

Количество теплоты, сообщенное телу, идет на увеличение его внутренней энергии и на совершение работы.

66. В современном понимании принцип относительности может быть сформулирован

Физические процессы не зависят от движения системы отсчета по инерции.

67. Какое из определений наиболее характерно для современной естественно-научной картины мира?

68. Наименьшей структурной единицей чего является атом?

69. Проявлением асимметрии природы является:

Передача энергии от нагретого к холодному телу.

70. Для гравитации не является характерным:

71. Что понимается под рациональной картиной мира?

Это накопленные суждения обо всем, что воспринимают наши органы чувств и чем заняты наши мысли, т.е. это лишь отражение небольшой части видимой окружающей среды.

72. Что не входит в состав микромира?

73. Какой из законов термодинамики выражает направление протекания тепловых процессов?

74. Что является критерием естественнонаучной истины?

Практика: наблюдение, эксперимент, практическая деятельность.

Атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел.

76. Как относятся наука и культура?

77. Энтропия характеризует

Беспорядок в системе.

78. И.Р.Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

Глубинные преобразования способов познания.

80. Какие взаимодействия являются короткодействующими?

81. как называют организмы, преобразующие, минерализующие органическое вещество?

82. Как называются тяжелые элементарные частицы?

83. Какая из следующих эр не принята в эволюции Вселенной?

84. Какой момент не характерен для самоорганизации системы?

85. К свойствам времени не относится:

Единство метрических и топологических свойств.

86. В механической картине мира считалось, что:

Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.

87. Энтропия изолированной системы

88. Наша Галактика относится к типу Галактик:

89. Какая из следующих величин не является фундаментальной мировой постоянной?

90. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это переход от общих рассуждений или суждений к частным»?

91. Непосредственной, ближайшей или тактической целью естествознания являются:

Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть новые явления.

92. Назовите современную формулировку принципа относительности:

Все инерциальные системы отсчета равноправны между собой в отношении протекания физических процессов.

93. Принцип соответствия устанавливает, что

в пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты.

94. В каком случае не формируются новые структуры?

96. Какие объекты включает в себя микромир?

Элементарные частицы, атомы, молекулы.

Основанное на опыте.

98. Где расположено Солнце в Галактике?

Расположено по краю основной плоскости диска Галактики.

99. С увеличением скорости движения частиц и масса, согласно теории относительности:

100. Какие из планет Солнечной системы не имеют спутников?

101. Когда происходит аннигиляция?

При встрече частицы и античастицы.

102. К лептонам не относится:

103. Синергетика

Раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

Изучает неравновесные процессы далеко от равновесия в точках бифуркаций.

104. Энтропия в равновестных состоянии

Постоянна и максимальна.

105. В специальной теории относительности:

Пространство и время образуют единый четырехмерный континуум.

106. Галактика, в которой расположена солнечная система называется:

107. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, длина предмета:

Четвертая координата движения тела.

109. Какие взаимодействия существуют между элементарными частицами?

110. Какое из следующих определений мировоззрения наиболее точное?

111. Какое из определений науки наиболее точное?

112. Какие звезды живут дольше всех?

Маленькие по массе.

113. Системы, не обменивающиеся с окружением веществом, энергией и информацией, называют:

114. Какие из частиц обладают слабым взаимодействием?

115. Какое свойство характерно и для пространства, и для времени?

116. Замкнутая Вселенная

117. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения энергии?

Симметрии относительно начала отсчета времени.

118. Независимости свойств системы от выбора начала отсчета времени соответствует:

Закон сохранения энергии.

119. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»?

Одинаковость свойств во всех точках.

121. В состав эмпирического метода исследования не входит:

122. Согласно принципу эквивалентности

ускоренное движение неотличимо никакими измерениями от покоя в гравитационном поле.

123. Во что превратится Солнце в конце его эволюции?

124. Предметом естествознания являются:

Факты и явления, объективно существующие в природе.

125. Проблема «двух культур» состоит в том, что:

разрыв между научной и гуманитарной культурой порождает социальные и экологические проблемы.

126. Что характеризует меру неорганизованности системы?

127. Какие из следующих функций не характерны для науки?

Она отвечает интересам определенных классов общества.

128. Физическая картина мира:

Занимает доминирующее положение в естественно-научной картине мира.

130. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:

131. Чем занимается этика науки?

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере.

132. Сильное взаимодействие испытывают:

133. Что характеризует меру организованности системы?

134. Какими преобразованиями осуществляют переход от одной инерциальной системы отсчета к другой в современной теории относительности?

135. Выберите правильную формулировку второго начала термодинамики:

Невозможно совершить работу за счет энергии тел, находящихся в термодинамическом равновесии.

136. Какой из следующих методов не входит в структуру естественно-научного познания?

137. К теоретическим научным методам относится:

138. Для какой обратной связи характерно уменьшение внешнего воздействия?

139. Какой из законов термодинамики выражает закон сохранения энергии?

140. Когда образуется молекула?

Когда совместная орбита атомов, образующих молекулу, полностью заполнена электронами.

141. Как называются системы, обменивающиеся с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией?

142. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца?

По эллипсам, близким к окружностям.

143. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?

Совершением работы и теплопередачей.

144. Какие стороны или уровни естествознания можно выделить?

145. Почему эти частицы называются элементарными частицами?

Потому что внутреннюю структуру их нельзя представить как объединение других частиц.

146. Какой из законов сохранения является следствием однородности времени?

закон сохранения энергии.

147. Понятие «событие» характеризует:

Пространство и время в совокупности.

148. Научное познание опирается на способ отражения мира:

149. В состав нашей Галактики не входят:

150. Для какой обратной связи характерно сведение внешнего воздействия к нулю?

151. Энтропия каких систем возрастает?

152. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени:

153. Что не является структурной единицей макромира?

154. Предмет «Концепции современного естествознания» представляет собой?

Продукт междисциплинарного синтеза на основе многосторонних подходов к естествознанию.

155. Самоорганизующаяся система не характеризуется:

156. Большая часть вещества во Вселенной заключена в:

157. Выберите формулировку второго постулата Бора:

При переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую излучается или поглощается один фотон с энергией, равной разнице энергии стационарных состояний.

158. Что не входит в раннюю историю Земли?

159. К эмпирическим научным методам относится:

160. Какое из определений наиболее подходит для характеристики кибернетики?

Об управлении сложными системами.

161. Основные характеристики лептонов:

162. Какое определение наиболее точно характеризует вакуум?

Наинизшее энергетическое состояние поля, при котором число квантов равно нулю.

163. Что означает точка бифуркации?

164. Несвойственна научным гипотезам:

165. Что характеризует меру неорганизованности системы?

166. Конечной или стратегической целью естествознания является:

Раскрывать возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

167. Предельная скорость передачи информации:

168. Каков характер объекта исследования в естествознании?

Материальный, относительно устойчивый.

169. Какой из видов фундаментальных взаимодействий существует только между заряженными структурами?

170. Какому условию не удовлетворяет процесс эволюции?

Энтропия системы увеличивается.

172. Посредством чего происходит взаимодействие между структурами мира?

174. Какое из следующих определений наиболее точно характеризует научный метод?

175. Какое уравнение характеризует вероятностное поведение микрочастиц?

176. Антропный принцип заключается в том, что

физические свойства Вселенной изначально таковы, чтобы обеспечить возникновение живых и разумных существ.

177. Какие звезды превращаются в черные дыры?

Больше Солнца по массе в 3 раза.

178. Из чего образовалась Солнечная система?

Из холодного газопылевого облака.

Одинаковость свойств во всех направлениях.

180. Какой из законов сохранения является следствием изотропности пространства?

Закон сохранения момента импульса.

181. Где впервые была создана единая естественно-научная картина мира?

В античной Греции, Риме.

182. Согласно теории относительности, движение материальной точки в пространственно-временном континууме проходит:

Компонент духовной культуры.

184. Что из себя представляет энтропия?

Мера рассеяния энергии и увеличения всех форм беспорядка.

185. Какое из следующих условий не является необходимым для начала самоорганизации в системе.

Наличие химических градиентов в системе.

186. Что такое макромир?

Мир предметов и явлений, непосредственно окружающих человека.

Источник

Текст книги «Концепции современного естествознания. Конспект лекций»

Что относится к внутренним факторам развития науки естествознание

Автор книги: Анатолий Горелов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Текущая страница: 4 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Естествознание: внутренняя логика и динамика развития

Развитие науки определяется внешними и внутренними факторами. К первым относится влияние государства, экономических, культурных, национальных параметров, ценностных установок ученых. Вторые определяют и определяются внутренней логикой и динамикой развития науки. Не всегда внешние факторы можно четко отделить от внутренних, но тем не менее данное разделение полезно.

Внутренняя динамика развития науки имеет свои особенности на каждом из уровней исследования. Эмпирическому уровню присущ кумулятивный (от лат. «скопление») характер, поскольку даже отрицательный результат наблюдения или эксперимента вносит свой вклад в накопление знаний. Теоретический уровень отличается скачкообразным характером, так как каждая новая теория представляет собой качественное преобразование системы знания. Новая теория, пришедшая на смену старой, не отрицает ее полностью (хотя в истории науки имели место случаи, когда приходилось отказываться от ложных концепций теплорода, электрической жидкости и т. п.), но чаще ограничивает сферу ее применимости, что позволяет говорить о преемственности в развитии теоретического знания.

Вопрос о смене научных концепций – один из самых злободневных в современной методологии науки. В первой половине XX в. основной структурной единицей исследования признавалась теория, а вопрос о ее смене ставился в зависимость от ее верификации (эмпирического подтверждения) или фальсификации (эмпирического опровержения). Главной методологической проблемой считалась проблема сведения теоретического уровня исследований к эмпирическому что в конечном счете оказалось невозможным.

В начале 60-х гг. XX в. американский ученый Томас Кун выдвинул концепцию, в соответствии с которой теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (установка, образ) научного исследования в данной области. Динамика науки была представлена Куном следующим образом:

Старая парадигма → нормальная стадия развития науки → революция в науке → новая парадигма.

Итак, пока совокупность основных теоретических представлений в данной науке не меняется, мы имеем дело с нормальной наукой. Если они изменились, то значит произошла научная революция в данной отрасли знания.

Парадигмальная концепция развития научного знания затем была конкретизирована с помощью понятия «исследовательская программа» как структурная единица более высокого порядка, чем отдельная теория. В рамках исследовательской программы и обсуждается вопрос об истинности научных теорий.

Еще более высокая структурная единица – естественно-научная картина мира – объединяет в себе самые существенные естественно-научные представления эпохи.

Естественно-научная картина мира

«Первый шаг – создание из обыденной жизни картины мира – дело чистой науки», – писал выдающийся немецкий физик XX в., лауреат Нобелевской премии (1918) Макс Планк (1858–1947). Исторически первой естественно-научной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями, задаваемыми (по крайней мере в принципе) абсолютно точно. В таком мире нет места случайности. В нем возможен «демон Лапласа» – существо, способное охватить всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени, могло бы не только точно предсказать будущее, но и до мельчайших подробностей восстановить прошлое.

Представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке преобладало в XVII–XVIII вв. Это представление опиралось на религиозную основу, поскольку сама наука вышла из недр христианства. Бог как рациональное существо создал рациональный в своей основе мир. И человек как рациональное существо, созданное Богом по своему образу и подобию, способен познать мир. Такова основа веры классической науки в себя и веры людей в науку. Ограничив значение религии, человек эпохи Возрождения продолжал мыслить религиозно.

Механистическая картина мира предполагала Бога как часовщика и строителя Вселенной и основывалась на следующих принципах: связь теории с практикой; использование математики; эксперимент реальный и мысленный; критический анализ и проверка данных; главный вопрос: «как?», а не «почему?»; нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость траекторий).

Но в XIX в. термодинамика провозгласила парадоксальный вывод: «Если бы мир был гигантской машиной, то такая машина неизбежно должна была бы остановиться, так как запас полезной энергии рано или поздно был бы исчерпан».

Главный результат современного естествознания, как писал немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики Вернер Гейзенберг (Нобелевская премия, 1932), в том, что оно разрушило неподвижную систему понятий XIX в. и усилило интерес к античной предшественнице науки – философской рациональности Аристотеля. «Одним из главных источников аристотелевского мышления явилось наблюдение эмбрионального развития – высокоорганизованного процесса, в котором взаимосвязанные, хотя и внешне независимые события происходят, как бы подчиняясь единому глобальному плану. Подобно развивающемуся зародышу, вся аристотелевская природа построена на конечных причинах. Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности. В этой сущности, которая в применении к живому есть в одно и то же время его окончательная, формальная и действующая причина, – ключ к пониманию природы… рождение современной науки – столкновение между последователями Аристотеля и Галилея – есть столкновение между двумя формами рациональности»[26] 26
Пригожин И., Стенгерс И. Указ. соч. С. 83–84.

Итак, можно выделить три картины мира: сущностную преднаучную, механистическую, эволюционную. Современная естественно-научная картина мира основывается на принципе саморазвития. В этой картине присутствует человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественно-научное знание неразрывно связано с гуманитарным. Об этом мы будем подробно говорить в дальнейшем (табл. 2).

Таблица 2. Новые научные направления и их результаты

Что относится к внутренним факторам развития науки естествознание

Научные революции ХХ века и структурные уровни организации материи

К научным революциям в ХХ в. привели следующие открытия в естествознании

Астрономия: модель Большого взрыва и расширяющейся вселенной

Геология: тектоника литосферных плит.

Физика: смещение точки отсчета от материи к энергии и от вещества к полю

Теория относительности: относительность пространства и времени

Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм

Синергетика: становление новых структур в неживой природе

Биология: модели происхождения жизни

Генетика: механизм воспроизводства жизни

Экология: взаимодействие живого со средой

Этология: формы поведения организмов

Социобиология: соотношение естественного и социального

Антропология: открытие «Человека умелого»

Кибернетика: управление в неживой и живой природе

Нейрофизиология: модели сознания

Научные революции XX в. позволили сформулировать общие закономерности развития мира

• эволюция природы (от вселенной до кварков);

• самоорганизация (от неживых систем до биосферы);

• системность связи неживой природы, живой природы и человека (в экологии);

• неразрывная связь природных систем с пространством и временем (в теории относительности);

• относительность разделения на субъект и объект (в квантовой механике и синергетике)

Появились новые общенаучные концепции и подходы, например системный (исследование предметов как систем), структурный (исследование уровней организации), вероятностный (применение вероятностных методов).

Научные достижения XX в. позволяют нарисовать следующую современную естественно-научную картину мира (табл. 3).

Таблица 3. Уровни организации материи

Что относится к внутренним факторам развития науки естествознание

Можно построить и более подробную картину, выделив такие уровни организации, как, например, ядро атома, ядро клетки, макромолекула, кристалл, планета, человек, ноосфера.

Наука как эволюционный процесс

Наука не только изучает развитие мира, но и сама выступает как процесс, фактор, результат эволюции. Если мы рассмотрим науку как эволюционный механизм, то увидим, что она становится все более сложно организованной системой, практически не способной к самоорганизации. Необходимость перестройки науки вызвана тем, что мир изменяется (под влиянием науки в том числе) и наука должна реагировать на эти изменения, как реагирует живой организм.

Очевидна необходимость внутренней целостности естествознания и его связи с гуманитарными и техническими науками. Ценность науки определяется не только отдельными достижениями, но и гибкостью ее функционирования как единой системы. Наука должна быть едина, как едина биосфера.

Решая вопрос об эволюции человека, приходим к выяснению роли науки, поскольку наука стала основным фактором эволюции в смысле не только ее вклада в совершенствование разума, но и ее участия в развитии, например, генной инженерии. Наука стала великим Конструктором эволюции Земли, и сама эволюция человека зависит от того, каким образом и в каком направлении будет развиваться наука. Наука может ускорить или затормозить эволюцию человека. Естественные механизмы эволюции под влиянием общественного и технического прогресса перестают действовать, а к новым факторам (к примеру, радиоактивности) человек эволюционно не приспособлен. Наука должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Другими словами, должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки.

Эволюция Вселенной начиная с точки сингулярности шла по пути увеличения разнообразия мира, создания новых частиц, которые не существовали изолированно, а объединялись в новые целостности – атомы, молекулы, клетки… упорядоченно функционирующие по своим законам. Аналогично увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

На эволюцию науки в этом направлении дает основание надеяться известное диалектическое положение: познание мира совершенствуется по мере его преобразования

Человек ныне способен конструировать самого себя как генетически, так и меняя окружающую среду. Тут возникают новые перспективы и новая ответственность.

В современной науке наблюдаются важные процессы в качестве реакции на те задачи, которые встают в связи с интенсивным уплотнением системы функциональных связей между природой и обществом. Для современной науки характерны многие новые тенденции, например экологизации. Можно предположить, что наука вскоре станет более органичной частью культуры; вся культура будет развиваться как одно целое и часть биосферы, оборачиваясь экологичной культурой.

В связи с этим большой интерес в XXI в. может представлять изучение несиловых взаимодействий (в природе и человеческом обществе), дальнодействия, сознательного управления разнообразными процессами. Общее значение науки будет зависеть от того, что она даст для решения фундаментальных проблем человека: переход от потребляющей цивилизации к устойчиво развивающейся; контроль за агрессивностью, которая при отсутствии межвидовой борьбы не ведет к эволюции; создание новой структуры личности – любовно-творческой взамен агрессивно-потребительской.

Лекция 4. Личность ученого и этика науки

Значение личности в науке. Мотивы занятия наукой

Если результаты науки, как отмечалось ранее, безличны, то какое значение может иметь личность ученого? На это следует ответить, что без своего создателя наука вообще невозможна.

Внешне деятельность ученого спокойна и незаметна: он что-то исследует в лаборатории, пишет в тиши кабинета, публикует результаты, которые потом входят в учебники и жизнь других людей. Однако современная наука началась с трагедии, когда за свои научные убеждения был сожжен на костре Джордано Бруно, а год его смерти (1600) стал отправной точкой развития науки Нового времени. В XVII веке Галлилею пришлось отречься от своих взглядов перед судом инквизиции.

XX век повсеместного признания науки был отмечен «обезьяньим процессом» в США, когда школьного учителя судили за преподавание теории эволюции Дарвина, а в СССР ученые преследовались только за то, что занимались научными исследованиями. Выдающемуся русскому ученому Николаю Ивановичу Вавилову (1887–1943), погибшему, отстаивая правоту генетики, принадлежат слова, снова возвращающие нас ко временам, когда наука завоевывала себе право на свободное существование: «На костер пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

От ученых требуется мужество в отстаивании своих взглядов, интеллектуальная честность перед собой и другими и иные качества, которыми обладает только развитая личность, не говоря о высоком интеллектуальном потенциале и желании посвятить себя научным изысканиям.

Что же все-таки заставляет человека становиться ученым? Аристотель, пожалуй, первым рассмотревший этот вопрос подробно, назвал в качестве главного стимула познания мира удивление перед ним. Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724–1804) писал, что исследователь – это человек, выслушивающий свидетелей, и данное определение, быть может, лучше подходит к современной науке, возникшей из цивилизизационной воли к власти над природой, дополняемой интеллектуальным интересом.

Выдающийся канадский патолог, основатель теории стресса Ганс Селье (1907–1982) в своей книге «От мечты к открытию» пишет: «Природа хитроумно устроила так, что большинство полезных вещей вызывает у нас субъективное чувство приятности. И это касается не только питания и размножения, но и познания. Открытие в области фундаментальных исследований, например, доставляет радость вне зависимости от его возможного практического применения. Но любое приобретенное таким образом знание рано или поздно становится полезным тем, что увеличивает нашу власть над Природой»[27] 27
Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. С. 21.

Пуанкаре отмечал эстетическую причину познания: «Ученый изучает природу не потому, что это полезно; он исследует ее потому, что это доставляет ему наслаждение, а это доставляет ему наслаждение потому, что природа прекрасна… Я имею в виду ту глубокую красоту, которая кроется в гармонии частей и которая постигается только чистым разумом… красота интеллектуальная дает удовлетворение сама по себе, и, быть может, больше ради нее, чем ради будущего блага рода человеческого, ученый обрекает себя на долгие и тяжкие труды»[29] 29
Пуанкаре А. Указ. соч. С. 292.

Радость открытия в идеале должна перевешивать возможные невзгоды и искушения, которых хватает и в настоящее время. «Ученому нужна менее эффектная, но более устойчивая разновидность мужества, с тем чтобы выбрать деятельность, которая наверняка лишит его многих радостей, в том числе в семейной жизни и в достижении благосостояния. Молодым начинающим врачом он должен стремиться к низкооплачиваемой работе в лаборатории, а не к более привлекательной работе в медицинских учреждениях. По мере роста профессионального уровня ему нужна немалая смелость, чтобы отказаться от предложения занять высокооплачиваемую и влиятельную административную должность. Еще большее мужество потребуется для продолжения оригинальной научно-исследовательской работы, не получающей ни моральной, ни материальной поддержки»[31] 31
Селье Г. Указ. соч. С. 57.

Мотивы деятельности ученого (согласно селье):

• бескорыстная любовь к природе и правде;

• восхищение красотой закономерности;

• желание приносить пользу;

• потребность в одобрении;

• ореол успеха; преклонение перед героями и желание подражать им;

Качества, необходимые ученому

Мотивы и требования к научной работе определяют качества, необходимые ученому. Прежде всего, как считает Г. Селье, это способность к творческой работе – «самой облагораживающей и приносящей удовлетворение деятельности, к которой только способен человеческий мозг… Именно эта способность сохранять контакт самого фантастического полета мысли с окружающим миром и различать значимые для человечества ценности характерна для оригинальности и независимости творческого мышления. Гений способен не только уноситься в неизведанное, но и возвращаться назад на землю… Считается, что одной из характернейших черт исключительной одаренности является редкое сочетание яркого воображения с щепетильным вниманием к деталям при объективной проверке идей»[32] 32
Селье Г. Указ. соч. С. 61, 59, 51.

В научном творчестве большое значение имеет сочетание сознательных и бессознательных моментов. Сама научная деятельность, несомненно, рациональна, но получение результатов невозможно без интуиции. Выдающиеся открытия часто совершались во время прогулки, сна и казались совершенно случайными (вспомним легенду от открытии Ньютоном закона всемирного тяготения). «Огромное преимущество сознательных видов активности, – писал Г. Селье, – состоит в том, что они поддаются целенаправленному регулированию со стороны воли и интеллекта. Но главной слабостью сознательного разума является то, что в каждый данный момент времени он может иметь дело только с одной задачей… К сожалению, инстинкт – это нечто слишком неопределенное, а логика – нечто слишком медлительное для исследования природных явлений»[33] 33
Там же. С. 72, 91.

Сознание служит дополнительным к бессознательному инструментом, контролирующим разум. «Здесь уместна аналогия с подводной лодкой, которая работает под водой, вне досягаемости, но периодически всплывает на поверхность для осмотра и ремонта»[34] 34
Там же. С. 82.

Обращаясь к платоновской аналогии между физическими и духовными родами, Селье пишет о «поразительном сходстве между механизмами научного творчества и процессом воспроизводства потомства»[35] 35
Там же. С. 75.

Незавершенность и критичность науки приводит, по мнению Селье, к необходимости такого качества у ученого, как «постоянная неудовлетворенность имеющимся состоянием дел. Ни одному невозмутимому и самодовольному человеку не удавалось достичь реального прогресса в науке»[37] 37
Там же. С. 48.

Качества, необходимые ученому, как считает селье:

• энтузиазм и настойчивость: преданность цели; устойчивость к неудачам, однообразию и успеху; мужество, здоровье, энергия;

• оригинальность: независимость мышления, воображение, интуиция, одаренность;

• интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию;

• этика: честность перед самим собой;

• контакт с природой: наблюдательность, технические навыки;

• контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам;

• постоянная неудовлетворенность собой

Эти качества присутствуют у разных по складу характера ученых, которые также делятся на несколько типов.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *