Что относится к внешнеэкономической деятельности
Тема 1. Характеристика внешнеэкономической деятельности
Цель — исследование содержания законодательно-нормативных документов, определяющих внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность с тем, чтобы применять основные их положения и принципы на практике при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и анализа ВЭД.
Задачи:
Оглавление
1.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание
В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) приводится в Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». В соответствии со статьей 1 данного закона внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Определение инвестиций дано в Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Наиболее всесторонне определение инвестиций как одного из направлений внешнеэкономической деятельности, дано в Конвенции стран СНГ о защите прав инвестора (от 28.03.1977 г.). Под инвестициями здесь понимаются вложенные инвестором собственные, заемные или привлеченные финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон конвенции. Таким образом, как следует из приведенного определения, цель инвестирования — получение прибыли, достижение социального и иного полезного эффекта. Предметом инвестирования являются различные виды материальных и нематериальных благ, гражданский оборот которых не запрещен действующим российским законодательством. Если оборот тех или иных предметов ограничен законодательством, то их инвестирование осуществляется в установленных пределах, как правило, на основе специальных разрешений (лицензий).
Как следует из определения, внешнеэкономическая деятельность не ограничивается внешнеторговым и инвестиционным направлениями, а включает в себя производственную кооперацию и иные виды деятельности.
Понятие производственной кооперации содержится в статье 107 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Федеральном законе от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и других нормативных документах, обобщая содержание которых, можно сделать вывод о том, что производственная кооперация — это форма разнообразного организационного сотрудничества субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов различных государств. Она включает поставки сырья, материалов, технологий, предоставление услуг и т. д., необходимых для совместного изготовления конечной продукции.
1.2. Внешнеторговая деятельность, определение понятий, государственное регулирование
Внешнеторговая деятельность (ВТД) регулируется Федеральным законом № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ), в соответствии со статьей 2 которого внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
В статье 3 Закона № 164-ФЗ определено, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с вышеназванным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 Закона № 164-ФЗ дано следующее определение товара: товар — это являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.
Важное значение для бухгалтерского учета, налогообложения имеет определение импорта, экспорта, места и даты совершения экспортно-импортных операций.
Под импортом товара в соответствии с Законом № 164-ФЗ понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а под экспортом товара — вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
В соответствии со статьей 2 Закона № 164-ФЗ внешняя торговля услугами — это оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
В Законе № 164-ФЗ отождествляются два понятия: «оказание услуг» и «выполнение работ», с чем нельзя согласиться.
Наиболее четко различие между работами и услугами видно из их определения, данного в статье 39 Налогового кодекса РФ (НК РФ):
Согласно статье 33 Закона № 164-ФЗ внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:
1) с территории РФ на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию РФ;
3) на территории РФ иностранному заказчику услуг;
4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.
Из содержания статьи 33 Закона № 164-ФЗ следует, что определение внешней торговли услугами не увязывает их ни с местом оказания, ни с местом потребления. Это услуги, оказываемые резидентом нерезиденту и наоборот.
Статьей 2 (пункты 5,6) Закона № 164-ФЗ дано также определение внешней торговли интеллектуальной собственностью и внешней торговли информацией:
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом № 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом № 164-ФЗ.
Не допускаются иные методы государственного регулирования ВТД.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование может осуществляться следующими способами:
В соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться ограничительные меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами и интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды и т. д.; в целях участия РФ в международных санкциях; в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, а также ограничения, связанные с мерами валютного регулирования.
К мерам экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся мероприятия, содействующие развитию ВТД (включая необходимое их финансирование): кредитование участников ВТД; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и др.
Отдельная статья Закона № 164-ФЗ (статья 17) посвящена конфиденциальности информации. Данной статьей Закона установлено, что органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, должны обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать ее только в целях, для которых такая информация предоставлена.
Согласно статье 27 Закона № 164-ФЗ для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с федеральными законами могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров, то есть меры нетарифного регулирования.
С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом был принят Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых мерах при импорте товаров» (далее — Закон № 165-ФЗ).
Данным Законом предусматривается порядок применения названных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также процедура проведения расследования, которое должно предшествовать введению этих мер. Процедура расследования может проводиться по поручению Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития) или на основании заявления, поданного российским предприятием, производящим конкурирующий товар.
Специальная защитная мера применяется, если по итогам расследования, которое в этом случае может продолжаться не более 9 месяцев, выявляется импорт товаров в таких количествах и на таких условиях, что это приводит к серьезному ущербу российской экономики. Соответственно вводится либо специальная пошлина, либо импортная квота. Причем при импортной квоте необходимо получить лицензию на импорт, которая выдается в том же порядке, что и для товаров, на вывоз которых вводится количественное ограничение. До окончания расследования в установленные сроки вводится предварительная специальная пошлина, срок действия которой составляет 200 дней. Сначала она вносится на депозит Минэкономразвития России, и только после принятия окончательного решения по введению импортной квоты либо специальной пошлины ее сумма перечисляется в бюджет. Если по итогам расследования защитные меры не вводятся, деньги возвращаются импортеру.
Компенсационная мера применяется к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, или создает угрозу причинения материального ущерба, или же существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если субсидирующим органом или законодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации.
Антидемпинговая мера применяется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ по ценам, которые ниже сопоставимой (нормальной) стоимости аналогичного товара, сложившейся на рынке иностранного государства. Импорт такой продукции определяется как демпинговый. В Законе № 165-ФЗ подробно рассматривается порядок расчета цены такого товара. В случае отсутствия сделок купли-продажи аналогичного товара на рынке иностранного государства сопоставление производится со сравнимой ценой аналогичного товара, экспортируемого из указанного государства в третью страну, или с издержками производства данного товара в стране его происхождения с учетом необходимых административных и общих издержек, а также прибыли. Если в ходе расследования будет установлено, что импортные товары являются демпинговыми и при этом их ввоз наносит материальный ущерб экономике России, рассчитывается демпинговая маржа — отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены товара к его экспортной цене, которая и будет антидемпинговой пошлиной. Экспортная цена товара — это цена, по которой товар импортируется на таможенную территорию РФ.
Расследование может быть прекращено, если выяснится, что величина маржи составляет менее 2 %. Прекращается (или приостанавливается) расследование и в том случае, если федеральный орган исполнительной власти получит в письменной форме от экспортера товара, являющегося объектом расследования, сообщение о взятых на себя обязательствах о пересмотре цен на данный товар или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ ниже нормальной стоимости данного товара. При этом федеральный орган исполнительной власти должен решить, что принятие таких обязательств устраняет неблагоприятные последствия демпингового импорта товара, а Правительство РФ одобрит эти обязательства.
Выводы
В результате изучения данной темы студенты должны:
Ответ Председателя КГД МФ РК от 13.04.2020 года на вопрос от 07.04.2020 года № 604824
Вопрос:
На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР на упрощенке и признаваемые субъектами микро и малого предпринимательства уменьшают на 100 процентов уплату КПН, социального и единого земельного налога. Данная льгота не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
1. Вправе ли ИП, осуществляющий международные грузоперевозки из стран членов ЕАЭС, применить данную норму?
2. Относятся ли к внешнеэкономической деятельности международные грузоперевозки из третьих стран?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее. Положение статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по освобождению от налогов на доходы субъектов микро- и малого бизнеса на 3 года не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих, в том числе внешнеэкономическую деятельность (далее – ВЭД).
В соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 «Вопросы Министерства национальной экономики Республики Казахстан», вопрос формирования государственной политики в сферах налоговой и бюджетной политики, в том числе по определению плательщиков налогов, льгот и установлении налоговых ставок относится к компетенции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ РК).
Таким образом, для целей применения положений вышеуказанной статьи 57-4 под лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, понимаются лица, осуществляющие импорт и экспорт товаров, оказание услуг или выполнение работ, по отношению к третьим странам.
При этом, если у предпринимателя была хоть одна операция в рамках ВЭД в течение отчетного периода, то он теряет право применения освобождения от налогов на такой отчетный налоговый период.
Таким образом, под лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, рассматриваются налогоплательщики, осуществляющие импорт и экспорт товаров, выполнение работ и оказание услуг по отношению к третьим странам.
Учитывая изложенное, если налогоплательщик осуществляет перевозки внутри страны, импорт и экспорт товаров из стран/в страны-члены ЕАЭС либо оказывает услуги по перевозкам по территории стран – членов ЕАЭС, то, при обязательном условии соответствия остальным требованиям статьи 57-4 Закона (в том числе по применению одного из предусмотренных налоговым законодательством специальных налоговых режимов), такой налогоплательщик вправе применить норму по освобождению от уплаты налога на доходы, полученные за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 годы.
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Султангазиев М.Е.