Что относится к виду ощущений
35. Виды ощущений
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.
2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).
3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.
Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.
Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.
Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.
Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.
Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
Читайте также
Мир ощущений младенца
Мир ощущений младенца Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, приносящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы
25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений
25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования
36. Закономерности ощущений
36. Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может
§10. Виды ощущений
§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и
§13. Взаимодействие ощущений
§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в
35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и
Классификация ощущений
Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или
Классификация ощущений
Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного
Виды экстероцептивных ощущений
Виды экстероцептивных ощущений Как известно, к числу экстероцептивных ощущений относятся пять перечисленных выше «модальностей»: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Это перечисление правильно, но не исчерпывает всех видов чувствительности.Однако следует дополнить
Измерение ощущений
Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы
РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу; признаки правильной концентрации – увеличение слюноотделения, слюна
РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 62. Цель – развитие мозговых механизмов управления обонятельными ощущениями.1) Надо войти в СК и кончиками пальцев несильно выполнить нажатие на точки вокруг носа (см. рис. 1), под основанием носа, между и над бровями. Затем
Виды и свойства ощущений
Лекция №7: «Ощущения и восприятие»
ПЛАН
1. Понятие ощущений
2. Физиологическая основа ощущений
3. Виды и свойства ощущений
4. Понятие восприятия
5. Физиологические основы восприятия
6. Виды и свойства восприятия
Понятие ощущений.
Ощущения – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы органов чувств или анализаторы.
При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести окружающих предметов, о температуре поверхности, о свойствах поверхности (гладкая или шероховатая), о звуках, которые издает предмет и др. Ощущения позволяют нам замечать изменения в нашем собственном теле, фиксировать положение тела в пространстве, движение отдельных его частей, определять состояние внутренних органов.
Ощущение – это чувственный опыт, т.к. возникает только при прямом непосредственном воздействии предметов на наши органы чувств.
Физиологическая основа ощущений
Анализатор– это анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей.
Структура анализатора
1. Периферический отдел, или рецептор, преобразующий определенный вид энергии в нервный процесс;
2. Проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам и регулируют их активность;
3. Корковые проекционные зоны, или центр анализатора.
В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.
Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т.д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.
Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Рис.1. Схема возникновения ощущений
Виды и свойства ощущений
В основе различных классификации видов ощущений, лежат разные признаки:
I. По модальности анализатора (по тому какие органы чувств отвечают за те или иные ощущения) выделяют зрительные, слуховые, кожные, вкусовые и обонятельные ощущения.
· Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.
· Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны.
· Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи.
Осязание или кожная чувствительность включает в себя: тактильные (или ощущения прикосновения, давления и вибрации), температурные (или ощущения тепла и холода) и болевые ощущения.
· Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.
Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка.
· Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки.
Обоняние – это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга занимает та часть, которая отвечает за обоняние. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около 1/3, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно 1/20 части.
Указанные различия соответствуют развитости других видов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ.
II. По расположению рецепторов в организме человека и выполняемой ими функции классификация англ. физиолога Ч. Шеррингтона) выделяют: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения.
Экстероцептивные ощущения (внешние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира. Экстероцептивные рецепторы, расположены на поверхности нашего тела. Выделяют две группы экстероцептивных ощущений: контактные и дистант-ные ощущения. Контактные вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. К ним относится осязание и вкус. Дистантные отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относится зрение и слух.
Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в тоже время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.
Проприоцептивные ощущения (ощущения движения) – это ощущения, которые дают человеку информацию о движении и положении его тела в пространстве. Проприоцептивные рецепторы расположены в органах движений (в скелетных мышцах, связках и суставных сумках).
Интероцептивные ощущения (внутренние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию о состоянии его внутренних органов. Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах.
Свойства ощущений
Выделяют первичные и вторичные свойства ощущений. К первичным свойствам каждого ощущения относят: качество (или модальность ощущения), интенсивность, длительность и пространственную локализацию раздражителя.
Рис. 2 Первичные свойства ощущений
Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.
Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность – это временная характеристика ощущений, которая определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств человека.
Длительность включает в себя латентный (скрытый) период и время последействия раздражителя.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.
Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя. Например, свет – темнота, тяжесть – легкость, тепло – холод, и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к опр6еделенному воздействию.
Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, который дает нам сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве (если имеем дело с дистантными раздражителями) или какова локализация раздражителя на поверхности тела. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем локализация всех других видов ощущений. Поэтому локализацию боли установить бывает довольно сложно.
К вторичным свойствам ощущений относятся: абсолютные и разностные пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст. Причем, абсолютные и разностные пороги позволяют измерять чувствительность, а адаптация, сенсибилизация, синестезия и контраст – характеризуют изменение чувствительности.
Рис. 3. Вторичные свойства ощущений
Чувствительность – это способность человека или животного реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Существуют два основных метода измерения чувствительности: прямой и косвенный. Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущения прикосновения можно использовать эстезиометр.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.
Чувствительность человека нужно определять при профессиональном отборе. Чувствительность измеряется с помощью абсолютных и разностных порогов.
Нижний абсолютный порог – определяется минимальной силой раздражителя, вызывающей едва заметное ощущение.
Нижний абсолютный порог характеризует чувствительность системы. Чем ниже нижний абсолютный порог, тем выше чувствительность системы.
Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменения электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни «субсенсорной областью».
Верхний абсолютный порог – определяется максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное ощущение.
Верхний абсолютный порог характеризует выносливость системы. Чем выше верхний абсолютный порог, тем выше выносливость (устойчивость организма к сильным воздействиям) системы.
Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т. д.
Разностный порог (или относительная чувствительность) – определяется минимальным различием между двумя раздражителями, вызывающим едва заметное различие в ощущениях.
Например, если мы положим на руку груз весом сто граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того, чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках, воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, это и есть разностный порог или порог различения.
Различительная способность зависит от величины исходного раздражителя. Это величина относительная, а не абсолютная. Значит, отношение добавочного раздражителя к исходному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы человек почувствовал разницу в ощущениях.
Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового – 1/10, для тактильного – 1/30. Таким образом, зрительный анализатор является более чувствительным.
Зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя выражается формулой:
где, S – интенсивность ощущения;
J – сила раздражителя
Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя – это закон Вебера-Фехнера или основной психофизический закон.
Что относится к виду ощущений
I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:
II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).
Выделяют следующие виды расстройств ощущений:
Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи такие как, например, Леонид Абрамович Венгер, Рагнар Артур Гранит, Александр Владимирович Запорожец, Владимир Петрович Зинченко, Тамара Семеновна Комарова, Елена Евгеньевна Кравцова, Татьяна Владимировна Лавреньтьева, Евгений Николаевич Соколов, Кира Владимировна Тарасова, Виктор Васильевич Юртайкин и другие. Было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в мире.
Сергей Леонидович Рубинштейн, указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.
Выделяют основные свойства восприятия :
Диагностику уровня развития восприятия у детей можно проводить с помощью следующих методик: доски Сегена, кубики Кооса, «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской, методика «Эталоны», методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна», тест «Коробочка форм» Т.Д. Марцинковской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, методика «Чего не хватает?» В.Р. Немова.
1. Зрительная агнозия характеризуется неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Бывает нескольких видов:
а) Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.
2. Тактильная агнозия.
б) Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.
3. Оптико-пространственная агнозия. Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения.
4. Слуховая агнозия проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия).
III. Ошибки восприятия.
Осязательная, проприоцептивная и вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения.
В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух.
К 1 месяцу жизни ребенок способен двигать глазами по горизонтали и вертикали.
Ко 2 месяцу жизни ребенок сосредоточивает взгляд на лице взрослого или игрушке, следит за их движением, в том числе по кругу, прислушивается к голосу или звучащему предмету.
Между вторым и третьим месяцем появляется комплекс оживления. Ребенок выделяет и отличает людей от окружающих предметов. На улыбку матери реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Определяет направление звука.
В 1 год у ребенка появляется такое свойство восприятия как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Например, малыш в 1,5 года легко узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Ваза, перенесенная в другое место, им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново.
В 2 года ребенок способен к предвидению динамических взаимоотношений между предметами, телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами.
С конца 2 года ребенок называет воспринимаемый знакомый предмет.
К 3 годам ребенок различает геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), а также основные и дополнительные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Ребенок способен вычленять в каждом конкретном предмете ведущие и инвариантные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Формируется такое качество зрительной перцепции как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и переменные (случайные) признаки.
От 3 до 7 лет формируются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Например, способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое; выделяются контур и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
Слух дошкольника становится речевым, настроенным на восприятие и анализ фонемных, слоговых и лексемных единиц одного конкретного языка.
Для детей с речевыми нарушениями характерно искажение фонематического восприятия. Согласно исследованиям Г.Ф. Сергеевой (1973), нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Однако не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, например, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.
Зрительное восприятие у дошкольников, имеющих нарушения речи, отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений развито в пределах возрастной нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий. Например, в процессе узнавания зашумленных предметов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Важно отметить, что число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
В заданиях, направленных на осуществление перцептивного действия (приравнивание к эталону) дети с речевыми нарушениями чаще пользуются элементарными формами ориентировки, то есть примериванием к эталону, причем нередко они ориентировались не на форму фигуры, а на ее цвет (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).
А.П.Воронова (1993) при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993).
По данным Е. М. Мастюковой, наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ.
Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека у детей с алалией: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах.
Исследования способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать их в импрессивной речи говорят о сохранности данных способностей, но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения этих отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.
Исследования лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи. Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечаются нарушения лицевого гнозиса. Нарушений же пальцевого стереогноза у детей с речевыми нарушениями по данным Е.М. Мастюковой (1991) не отмечается.
Т.М. Пирцхалайшвили и Л.С. Цветкова (1975) указывают на то, что у детей с различными формами дизартрий, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений наблюдается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов.
В целом, нарушения зрительной сферы у детей с речевыми нарушениями проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.