Что относится к видам устного народного творчества 3 класс
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Виды устного народного творчества
Виды устного народного творчества
ñ «Слезами горю не поможешь»
ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
ñ «Семеро одного не ждут»
ñ «У семи нянек дитя без глазу»
ñ «Сытый голодному не товарищ»
ñ «Кто не работает, тот не ест»
ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
ñ «Своя ноша не тянет»
ñ «На воре и шапка горит»
ñ «Упрямая овца — волку корысть»
ñ «Копейка рубль бережёт»
ñ «Бережёного Бог бережёт»
ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»
ñ «Один в поле не воин»
ñ «Клин клином вышибают»
ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»
ñ «На полатях лежать — так и ломтя не видать»
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
ñ «Голод не тётка, пирогом не накормит»
ñ «Яйца курицу не учат»
ñ «Назвался гру́здем — полезай в короб»
ñ «Ложка дёгтя в бочке мёда»
ñ «Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
ñ «Дорога́ ложка к обеду»
ñ «Да, кудри извилин не заменят!»
ñ «Друзья познаются в беде»
ñ «От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»
ñ «Нашла коса на камень»
ñ «Без Бога ни до порога»
ñ «Целует — значит любит»
ñ «Бьёт — значит любит»
3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
4. Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
5. Загадка — выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.
Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.
6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
7. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: «Устное народное творчество»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: «Устное народное творчество»
Цель урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество».
обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.
(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)
Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.
3. Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой – ой – ой.
Придет серенький волчок,
— Ребята, для чего мы выполняли данную работу?
Думали, размышляли, давали правильные ответы.
Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»
Выявление темы урока детьми:
— А к какому разделу относятся все эти жанры?
Устное народное творчество.
— А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор.
Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?
Фольклор – это устное народное творчество
— Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.
1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.
2.Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего – то нового.
— Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?
Устное народное творчество
Зарядка под музыку
3. Отработка учебного материала
1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
(реквизиты: кукла, пеленка или платок)
— Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.
— Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
Найдите и прочитайте про колыбельные песни.
Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.
— Какие колыбельные песенки знаете вы?
Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.
— Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
— Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,
Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
— Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Чтобы были здоровыми и не болели.
— Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
— Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
— Подумайте, какие жесты можно добавить.
Во всех этих ситуациях что же нам помогло?
Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.
4. Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.
ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.
Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.
Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.
Чтение загадок и разгадывание.
1.Солнце греет все теплей,
Снег с полей бежит ручьями. (весна)
Очень даже горячи. (солнышко)
3.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
И солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (сосулька)
А зовут его…….(скворец)
Одеяло потекло. (снег)
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.
Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Объяснить смысл некоторых пословиц.
Не имей сто рублей
Сто друзей много дороже
Сотни рублей.
Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.
всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний
6.Русские народные сказка. (в группе)
Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.
Сейчас нужно выполнить следующее задание.
У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.
Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга
Бабушка, внучка, мышка, курочка
1. Рассмотри выставку. Прочитай названия книг. Везде ли указаны авторы? Как ты думаешь, почему?
Не везде. У народных сказок точный автор не известен.
2. Какая тема объединяет книги? Придумай название выставке.
3. Найди в библиотеке русскую народную сказку «Волшебное кольцо». Как ты будешь её искать? Каким каталогом воспользуешься?
Каталог русских народных сказок.
4. Какую из прочитанных книг ты посоветуешь прочитать своему другу? Докажи, что эта книга очень интересная. Опорные слова своего высказывания запиши в «Рабочую тетрадь»
Для описания вам помогут слова: захватывающий сюжет, отважные герои, смелый поступок, волшебные предметы, счастливый конец.
4. Рефлексия по уроку.
Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.
5. Подведение итогов.
Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.
— Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить за такое короткое время все жанры. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: «Устное народное творчество»
Общая информация
Похожие материалы
Тема: День знаний с ознакомлением биографией В. И. Даля.
Дидактический материал для увеличения скорости чтения 2
Дидактический материал для увеличения скорости чтения
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1(дополнительного) класса для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса для обучающихся с НОДА
Конспект урока по чтению «Звук и буква Чч»
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: Братья Гримм «Бременские музыканты»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5422873 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.