Что относится к вещественным историческим источникам
Классификация исторических источников.
В научной исторической литературе термины «классификация» и «систематизация» исторических источников чаще всего применялись и употребляются до сих пор как синонимы.
Хотелось бы присоединиться к точке зрения Л. Н. Пушкарева,который считал, что когда речь идет о теоретических вопросах источниковедения, термин «классификация» являлся предпочтительным.
Систематизация источников, по мнению ученого, теснейшим образом связана с целями и задачами исследования. Задача систематизации – сделать обозримыми для историка-исследователя выявленные источники, сгруппировать их, помочь в отыскании нужных фактов, определить возможный объем материала, подлежащего изучению, и т. д. Цель систематизации – чисто служебная, вспомогательная: создание такой системы, которая полнее раскрывала бы содержание изучаемых источников.
Под классификацией источников Л. Н. Пушкарев понимал:
…раскрытие внутренней необходимой связи между различными типами, родами и видами источников. Эти связи изначально заложены в источниках, присущи им с момента их возникновения, объективны и независимы от воли историка-исследователя… …Систематизация – приведение источников в определенную систему по выбору историка-исследователя в зависимости от целей его исследования. Это практическая задача.
Задача классификации – разделить источники на такие группы, которые изучаются близкими, сходными приемами и способами, то есть связать классификацию источников с методикой их изучения. Классификация не просто систематизирует источники в удобные для изучения группы, а способствует их познанию, является одним из способов и средств этого познания. Одна из целей классификации – указание пути и форм возникновения новых типов, родов и видов источников.
Необходимость классификации вызвана потребностью:
· во-первых, разобраться во все увеличивающейся массе исторических источников, с наибольшей полнотой выявить источники по определенной теме;
· во-вторых, определить методы их научного изучения.
Существенным и очень важным теоретическим вопросом при разработке системы классификации исторических источников является выбор основания их деления. Научное значение классификации зависит от того, насколько правильно выбран принцип деления и с какой степенью последовательности он применен.
Из историков, работавших в XIX – начале XX в., наиболее общую, обладающую чертами универсальности и всеобщности классификацию исторических источников и заключенных в них сведений дали И. Г. Дройзен, Э. Бернгейм, А. С. Лаппо-Данилевский. Они делили источники на две группы:
· остатки культуры;
· исторические традиции (предания).
Остатки они считали частью исторического факта и доверяли им больше, чем традициям, но только в том случае, если подлинность остатка доказана. Тогда, по мнению ученых, источники можно вводить в историческое исследование без применения к ним критического анализа. Достоверность же исторических традиций нуждается в проверке, так как, с их точки зрения, они удалены от исторического факта на определенную временную дистанцию и в них могут содержаться субъективные оценочные суждения автора источника.
Ш. Сеньобос и Ш. В. Ланглуа предложили деление источников и фактов на «непосредственные следы» прошлого, заслуживающие особого доверия, и «косвенные следы».
Одной из первых после 1917 г. специальных источниковедческих работ, где подробно рассматривался вопрос деления источников, был учебник В. И. Пичеты, опубликованный в 1922 г. Автор предложил следующую систему деления источников, называя выделенные группы «видами»:
· вещественные (предметы археологических раскопок, вещественные остатки);
· устные (былины, сказки, исторические песни, пословицы, поговорки, различные поверья, народные легенды, стихи, частушки);
· письменные (летописи, хронографы, акты публичного и гражданского права, мемуары, письма, политические сочинения, жития святых, документы по внешней политике, исторические и историко-литературные печатные издания и сборники, записки иностранцев).
В начале 1930-х гг. С. Н. Быковский, подчеркивая условность существующих классификационных систем, предложил делить источники на четыре основных группы:
· устная традиция (древнейшая форма передачи очевидцами известий о пережитых событиях);
· письменная (и печатная) традиция (исторические источники в «тесном» смысле);
· вещественные памятники и традиции в изображениях;
· пережитки (в быте, нравах, учреждениях общества).
М. Н. Тихомиров объединил исторические источники по истории России в пять больших групп:
· по древнейшей истории;
· по истории Киевской Руси;
· по истории периода феодальной раздробленности;
· по истории Русского государства XVI–XVII вв.;
· по истории России XVIII в.
Внутри этих хронологических разделов источники были систематизированы по происхождению и по видам. Данный принцип вошел в практику преподавания источниковедения в вузах.
Проблема классификации исторических источников обсуждалась в 1950-е гг. в МГИАИ в связи с подготовкой программы общего курса «Источниковедение истории СССР». В качестве критерия деления письменных источников было предложено учитывать их содержание:
· по социально-экономической истории;
· по истории внутренней и внешней политики;
· по истории общественно-политической мысли и культуры и т. д.
В целом к 1960-м гг. сложилось общепринятое в современном отечественном источниковедении деление всей совокупности исторических источников на шесть групп:
· письменные;
· вещественные;
· лингвистические;
· этнографические;
· устные;
· кинофотофонодокументы (позже последняя группа была разделена на две: кинофото- и фонодокументы).
Благодаря теоретическим исследованиям и дискуссиям в области проблем классификации исторических источников к началу 1970-х гг. в научной и учебной литературе утвердилась типовидовая система деления исторических источников в контексте формационного подхода.
Видовой принцип получил теоретическое обоснование в работах О. М. Медушевской, В. К. Яцунского, А. П. Пронштейна, Л. Н. Пушкарева, И. Д. Ковальченко и др. Видовая категория представлялась очень важной и значительной в классификационном процессе. Поэтому для осмысления классификационных систем необходимо разобраться в критериях причисления исторических источников к одному виду. О. М. Медушевская под видом понимала «источники, имеющие устойчивые общие признаки, возникшие и закрепившиеся в силу общности их функций в жизни общества».
А. П. Пронштейн и И. Н. Данилевский, в свою очередь, отмечали определенные трудности в делении источников на виды из-за глубокой органической взаимосвязи отдельных видов и разновидностей источников между собой, вследствие чего многие виды образуют комплексы близких по своему характеру источников. В то же время определяющими видовыми признаками они называли внутреннюю форму источника, его структуру, единство происхождения, содержания и формы, связанных с целевым назначением исторических свидетельств.
Типовидовая классификационная система, получившая законченное оформление в работах Л. Н. Пушкарева, связана с представлением о предметных областях других гуманитарных наук и их методике. «Типами» исторических источников здесь названы те классы, которые ранее (в учебниках В. И. Пичеты, М. Н. Тихомирова) именовались «видами».
Основанием деления при классификации источников, по мнению Л. Н. Пушкарева, должно быть самое общее, самое основное, самое существенное свойство источника. Таким наиболее общим свойством он считал тип исторического источника, предопределяющий его источниковедческую ценность и методику изучения. Под типами ученый подразумевал «наиболее широкие категории источников, которые отличаются друг от друга принципом хранения и кодирования информации».
Наиболее общая черта – способ кодирования содержащейся в источнике информации – позволяет, считал ученый, наметить не только определенные типы источников, но и, объяснив наличие переходных типов, подчеркнуть непрерывность деления и возможность возникновения новых типов исторических источников.
Деление исторических источников на документальные и повествовательные также было знакомо историкам начиная с 30-х гг. XIX в. В разное время этим категориям присваивались различные наименования: «разряды», «группы», «категории». Л. Н. Пушкарев предложил именовать их термином род и присоединился к дефиниции, данной в «Словаре современного русского литературного языка», гласившей, что род – «это каждый класс предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся его видами».
С точки зрения Л. Н. Пушкарева, внутренним признаком, отличающим документальные источники от повествовательных, является преобладание отображения или воплощения действительности в источнике.
В одних источниках отображается и далекое прошлое в виде рассказа, предания (устного или письменного), и живое настоящее, так как источник является одновременно и историческим фактом. В других ничего не говорится о том прошлом, которое совершилось до создания самого источника, но много различных фактов, сведений и черт, которые свидетельствуют о многообразном воплощении исторической действительности в данном письменном источнике.
Таким образом, в первом случае мы имеем дело с повествовательными источниками, рассказывающими о прошлом или настоящем, во втором – с источниками документальными, которые сами по себе являются документом, подтверждающим историческое настоящее по отношению ко времени создания документа.
Практика источниковедческого анализа свидетельствует о том, что некоторые виды письменных источников могут быть объединены (в пределах рода) в особые категории, имеющие схожие особенности происхождения, содержания и формы. Эти категории, по аналогии с классификационными схемами других наук, историк назвал разрядами.
Иной взгляд на проблему классификации исторических источников отражен в научном наследии И. Д. Ковальченко. Ученый доказывал, что к этому методологически сложному вопросу следует подходить с позиции трех аспектов информации (прагматический, семантический и синтаксический), в контексте которых им и была проанализирована природа исторического источника.
Первый, наиболее общий уровень классификации исторических источников – по методам и формам отражения действительности – И. Д. Ковальченко выделил, исходя из синтаксического аспекта информации. Вся совокупность исторических источников при этом четко делилась на четыре группы, или типа:
· вещественные,
· письменные,
· изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные),
· фонические.
С информационной точки зрения, подчеркивал И. Д. Ковальченко, видовая классификация основывается на прагматическом аспекте информации, а именно на единстве целевого назначения информации для ее получателя, субъекта. Единство цели, с которой выявлялась информация из окружающего мира, естественно, порождает сходство принципов и методов восприятия действительности, форм выражения и использования информации (сходство формы, структуры содержания и назначения источника).
Но кроме синтаксического и прагматического информация имеет еще семантический, или содержательный аспект. В этой связи И. Д. Ковальченко рассмотрел вопрос о правомерности классификации источников на основе учета их содержания.
Таким образом, предложенный И. Д. Ковальченко учет трех аспектов информации (синтаксического, прагматического и семантического) помогает яснее представить принципы, исходя из которых может быть построена научная система классификации исторических источников.
В новейшем источниковедении классификация рассматривается как познавательное средство для осмысления всего многообразия исторических источников. Наиболее важной определена видовая классификация как отвечающая главной задаче источниковедения. В основе видовой классификации – учет цели и назначения произведения. Этот подход связан трактовкой источника как результата целенаправленной человеческой деятельности, облеченного в материальную форму произведения, как средства достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных или человеческих потребностей.
Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когда-то ушедшие в несуществующую реальность. Отсюда следует, что историк, в отличие от физика или химика, не имеет возможности наблюдать и записывать изучаемый объект.
Таким образом, источник, который содержит какую-либо полезную информацию для изучения, сегодня зовется памятником исторической реальности либо историческим предметом, а также реликтом истории культуры или событий прошлого.
Введение
В нашей статье мы вам расскажем о видах исторических источников. Осуществление грамотного исследования без реликтов невозможно. Дело в том, что если отсутствует исторический источник, это значит, что нет и истории как науки. Это истина, которая не требует доказательств в традиционной историографии. События ушедших лет доходят до человечества в двух видах исторических источников, о которых дальше мы продолжим разговор.
Яркие примеры
Расположение древних населенных пунктов в окрестностях гор и рек, которые протекали несколько веков тому назад, определяли жизнь народов, расселившихся здесь когда-то. Их язык и песни, пословицы и предания, законы, летописи, предметы быта, украшения, книги, а также хроники — все это можно назвать исходным материалом. Именно по этим предметам историк и познает прошлое.
Теоретический аспект изучения вопроса видов исторических источников
Теоретической основой для нашей статьи послужили учебная литература, фундаментальные труды виднейших историков-источниковедов, а также различные статьи исторических, периодических изданий. Следует отметить, что вопросами и классификацией исторических памятников интересовались не только отечественные, но и зарубежные ученые. Во Франции основателями источниковедческой науки являются Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Их серьезным трудом является книга под названием «Введение в изучение истории». Именно в этой работе ученые и дали первую характеристику типам и видам исторических источников.
Отечественные исследования
В России в начале ХХ века среди историков был признан А.С. Лаппо-Данилевский. Он последовательно и точно разработал типологическую классификацию памятников. В основу его классификации лег принцип степени близости реликта к отраженному в нем явлению.
Огромное признание заслужили схемы видов исторических источников Л.Н. Пушкарева, которые научный свет увидел в 1975 году. Однако спустя 6 лет, а именно в 1981 году, их улучшил И.Д. Ковальченко.
Определение термина
Итак, когда ученый составляет представление о каком-либо историческом факте, то он исследует исторический источник. Что же это такое? Исторические источники – это все те объекты, которые отражают исторический процесс и дают возможность исследовать прошлое человека, то есть все то, что создано им, а также итоги его взаимодействия с окружающим миром. Ниже вы видите схему «Виды исторических источников».
Рассмотрим каждый вид более подробно.
Письменные источники
Данный вид принято отмечать как самый многочисленный. Историки подразделяют его еще на несколько подвидов:
1) законодательные источники включают в себя реликты древнерусского и светского права, своды законов и т. д.;
2) актовый материал;
3) литература и публицистика;
4) делопроизводственные документы;
5) статистические документы;
6) материалы личного происхождения: дневники или переписка;
7) периодическая печать.
К особенностям анализа письменных видов исторических источников относится определение точной даты, а также места их составления. Источниковед пытается определить автора, а также подлинность исторического материала. Кроме того, целью его исследования является определение мотива, для чего был составлен документ. Ученый сравнивает и сопоставляет источник с другими документами, чтобы выявить целостность, которая не противоречит картинам прошлого.
Так, мы с вами рассмотрели письменные типы и виды исторических источников.
Материальные источники
Ко второму типу следует относить вещественные реликты — это архитектурные ансамбли, руины жилищных комплексов, остатки ремесленного производства, украшения, произведения искусства, а также боевые приспособления. На сегодняшний день огромная часть вещественных памятников спрятана под землей или толщей воды. Ежедневно из недр земли специалисты путем раскопок извлекают материальные свидетельства Древнего мира и Средневековья. Ценность археологических работ первостепенна только тогда, когда происходит реконструкция древнейших эпох и этносов, которые не имели письменности.
Таким образом, особенность работы археолога заключается в том, что исследователь часто обращается к применению вспомогательных дисциплин истории, естествознания и точных наук.
Виды вещественных исторических источников преподносят человеку основной пласт информации о явлениях и событиях, которые произошли до момента появления письма, так как они дополняют первую группу источников, но, к сожалению, они не вправе дать археологу полное описание исторического события.
Когда археолог находит материальный реликт, ему предстоит установить возраст находки путем анализа, определить материал, из которого ее изготовили, а также необходимо смоделировать историческую ситуацию, когда использовали данный артефакт.
А мы с вами продолжаем рассматривать виды исторических источников с примерами и переходим к третьей группе – этнографическим источникам.
Этнографические источники
Третий тип материалов представлен памятниками о народах, которые содержат сведения о них, а именно название, ареал расселения, специфику культурной жизни, особенности религиозных верований, обряды и обычаи. Источниковеды отмечают, что невозможно разделить источники по социально-экономическому принципу, так как такая классификация совершенно не соотносится с термином исторического источника, не признают они и разделение источников на «остатки» и «традиции».
Среди этнографических источников самыми ценными считаются древние письменные документы, такие как папирусы, летописи, клинописи и другие подобные реликты. Их ценность заключается в том, что в них имеется комплексная и разнохарактерная этнографическая характеристика. В группу ценных этнографических материалов относят даже изобразительные памятники – это рисунки и орнаменты, а также скульптуры. К примеру, народные узоры были придуманы для того, чтобы отразить сюжеты древней мифологии или сущность религиозных верований, а также они передавали символы языческих культов.
Отдельно этнографические источники изучает такая смежная наука, как этнография. Ученые, исследуя определенную сторону жизни рода или клана, активно привлекают информацию, полученную с помощью других наук. К примеру, фольклор, археология, история, география, религиоведение, психология. Особенно активно взаимодействуют между собой археология и этнография.
Примерами этнографических источников считаются национальная одежда, ритуалы, похоронные обряды, свадебные церемонии и другие. В первую очередь этнографы изучают духовную культуру, этническую специфику. Но на этом основные виды исторических источников не заканчиваются, переходим к следующей группе.
Фольклорные источники
Для тех, кто забыл, что такое фольклор, напоминаем, это устное народное творчество. Именно легенды, эпос, былины, предания и сказки являются примерами таких источников. Эти данные приобретают особую ценность, когда историки реконструируют древнейшие исторические эпохи. Особенно активно фольклористика развивалась в советские годы. Именно в этот период источники, повествовавшие о народном творчестве Древней Руси, активно изучались академиком Рыбаковым. Он настойчиво придерживался той мысли, что древнерусские былины передают суть далеких событий. В истории термин «устная история» возник в семидесятые годы ХХ века. Этот термин ввел исследователь Е.М. Жуков.
Таким образом, мы с вами переходим от древнего вида источников к более современным.
Фото и видеодокументы
Это последний основной вид исторических источников. Считается самым современным. Как вы догадались, к нему относятся фотографии с изображением исторических персон и событий, кинохроники, документальные фильмы, а также художественные ленты, которые считаются частью духовной и массовой культуры.
Можно ли доверять всем видам источников?
Это вполне адекватный вопрос. Сейчас мы вам дадим ответ на него. Во время работы с историческим артефактом ученый ставит перед собой несколько задач. Во-первых, он должен установить время появления источника. Во-вторых, определить его подлинность. И, в-третьих, убедиться, что реликт достоверен. Но стоит отметить, что не всем материалам можно доверять. Вы спросите: «Почему?» Все дело в том, что древние и средневековые писатели распространяли информацию о том, чего не могли видеть сами, а также передавали недостоверные данные. Никто из них не хотел вводить в заблуждение будущее поколения. Древние писатели старались как можно точнее и качественнее описать эти события, но не всегда это удавалось сделать. К сожалению, ошибиться может и ученый. Ведь если он неверно переведет фразу, то невольно исказит смысл документа. Неверная расшифровка приводит к ошибочному установлению даты.
Итоги
Для того чтобы прочитанная информация лучше усвоилась, представляем вашему вниманию таблицу «Виды исторических источников».
Документы, летописи, письма, мемуары, дневниковые записи.
Предметы быта, украшения, ремесленные изделия, военные сооружения, архитектурные воплощения.
Обряды, традиции, костюмы, кухня.
Легенды, былины, эпос, песни, сказки, пословицы, поговорки.
Фото и видеодокументы
Фотографии, снимки, киноленты, хроники.
Запомните!
Итак, чтобы не совершать ошибок, историк или археолог должен руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, нельзя исследовать историю по художественным или мультипликационным произведениям. Во-вторых, необходимо критично и вдумчиво читать описания исторических событий как в литературных произведениях, так и на полотнах художников, несмотря на то что творец является современником событий. В третьих, не все реконструкции давно минувших событий считаются достоверными. В-четвертых, не всегда нужно верить тому, что пишут в газетах или популярных журналах. В-пятых, историк не имеет права составлять представление об историческом факте всего лишь по одному источнику.
Таким образом, мы с вами рассмотрели виды исторических источников, схемы. Подобрали для вас самые яркие примеры, рассказали о самых выдающихся источниковедах и их трудах.
Исторические источники: свидетели минувших дней, помогающие установить истину
«Исторические источники – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» В.О. Ключевский
По природе своей профессии историки имеют дело с делами давно минувших дней и не имеют возможности лицезреть объект своего изучения. Чтобы объективно, без предвзятости, восстанавливать и описывать события прошлого, специалистам приходиться обращаться к широкому спектру исторических источников.
Каждый памятник прошлого несет в себе частицу истории, в которой отражается процесс становления и развития человеческого общества. Таким образом, исторический источник – это объект, отражающий исторический процесс и дающий возможность исследовать прошлое.
Число исторических источников неисчерпаемо, однако, в зависимости от рассматриваемого временного периода, количество их разниться. Чем ближе событие к настоящему времени, тем больше сохранившейся до наших дней информации о нем.
Вещественные исторические источники (артефакты)
Существуют различные классификации исторических источников, но основными, в любом случае, выступают вещественные и письменные.
К вещественным источникам относятся любые археологические находки, сохранившиеся до нашего времени в слое грунта или в воде:
Наиболее часто к вещественным историческим источникам прибегают археологи. Именно на таких находках они выстраивают и реконструируют социально-экономическую модель той или иной эпохи. Вещественные источники служат основным ресурсом информации о событиях, произошедших до появления письменности.
Письменные исторические источники
В качестве письменных исторических источников специалисты рассматривают:
Письменные источники отвечают на основные вопросы, касающиеся того или иного исторического эпизода. Например, из берестяных грамот, найденных в Нижнем Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других городов, можно судить о социальной, экономической и частной жизни людей той эпохи. Среди подобных артефактов множество распоряжений от феодалов, записок ростовщиков, ученических записей, судебных постановлений, личных писем.
Главным источником знаний о Древней Руси служат летописи, в частности «Повесть временных лет» авторства черноризца Печерского монастыря Нестора. Не менее ценными являются и Московские летописи, в составлении которых принимал личное участие царь Иван Грозный и видный государственный деятель тех времен Алексей Федорович Адашев.
Основу истории Государства Российского составили труды многих ученых, которые стали свидетелями ярких государственных переворотов, сражений и войн. Современные историки трактуют их труды, критически осмысливая каждое слово, стараясь восстановить истину.
Многие специалисты, изучая определенную историческую эпоху, опираются на записки иностранцев, живших в России и увековечивших свой взгляд на происходящее в стране на пергаменте или бумаге. Ключевский, например, при написании своей кандидатской диссертации «Сказания иностранцев о Московском государстве», датированной 1865 годом, использовал именно такие документы.
Кроме перечисленных в распоряжении историков есть международные договоры, судебно-следственные материалы, законодательные акты, различные постановления и указы правительства. Особое внимание уделяется частной переписке, стенографиям заседаний и данным статистики. Специалисты не обходят стороной и печатные издания, хотя сами по себе они не могут дать точное представление о событиях и, зачастую, написаны предвзято. Только комплексное использование этих видов исторических материалов позволяет хоть и приближенно, воссоздать картину исторических событий.
Антропологические источники
Обогатить исторические знания помогает и такая наука, как антропология. Изучение человеческих останков позволяет воссоздать облик древних людей и многих исторических личностей. Автором метода восстановления внешнего облика человека по скелетным остаткам является выдающийся советский антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов. Именно благодаря его многолетним трудам мы можем представить, как выглядел неандерталец или синантроп. По сохранившимся останкам он смог воссоздать образы таких великих людей, как:
Этнографические источники
Этнографическими источниками являются элементы традиционной духовной и материальной культуры того или иного народа. К ним можно отнести различные инструменты и орудия труда, предметы быта, жилище и его убранство, национальные костюмы, изделия традиционных народных промыслов.
Фольклорные (устные) и поведенческие источники также можно отнести к группе этнографических. Обряды, традиции и верования народа, сохраняющиеся из поколения в поколение – неотъемлемая часть истории изучаемой нации. Устное народное творчество (мифы, легенды, предания, сказания, песни, сказки, былины) неизменно хранит крупицу подлинных исторических событий и жизнеописания героев древности. Так, прообразом известного былинного богатыря Добрыни Никитича был ни кто иной, как дядя князя Владимира, крестившего Русь. У Ильи Муромца также был реальный прототип.
Изобразительные источники
В данную группу источников входят любые произведения изобразительного искусства, начиная с петроглифов и наскальных рисунков. Пристального внимания историков заслуживают собрания живописи и графики, скульптуры и другие виды декоративно-прикладного искусства.
Фоно-, фото- и кинодокументы
В результате технического прогресса в арсенале ученых-историков появились новые источники информации. Благодаря научным открытиям и техническим изобретениям стало возможно сохранять историческую информацию в формате звуковых, фото- и видеозаписей. На старых снимках, пленках и кинохронике запечатлены подлинные лица и голоса исторических личностей. Это особенность характеризует эти источники, как наиболее точные и не подлежащие сомнению. Наиболее распространенными носителями исторической информации нового времени являются:
В наши дни появилась возможность оцифровки и хранения важных архивных документов в электронном виде, что значительно облегчает труд историка. Интересно, что сейчас гораздо проще найти информацию о событиях вековой давности, нежели, тех, что произошли 10-20 лет назад. На многих архивных документах до сих пор стоит гриф «Секретно», что делает их недоступными для изучения.
Источниковедение
В XIX веке наука об исторических источниках оформилась в особую научную дисциплину, называемую источниковедением. Данная отрасль исторической науки разрабатывает методику, теорию и технику изучения исторических источников. Одной из животрепещущих тем этой науки является достоверность изучаемых объектов или документов.
Многие древние историки не видели собственными глазами того, что описывали в своих трудах. Зачастую они излагали слухи и домыслы, передаваемые из уст в уста, и от этого искаженные и приукрашенные. Такие человеческие факторы, как неправильный перевод слова или фразы, опечатка в дате и другие подобные ошибки, нередко только добавляли вопросов историкам. Имела место и фальсификация событий и научных открытий.
Чтобы избежать неверного толкования истории, ученые стараются использовать в своей работе как можно больший объем источников информации. Только комплексный подход позволяет реконструировать прошлое с максимальной объективностью и воссоздать целостную и достоверную картину исторического процесса.