Что относится к вещественным источникам история 5 класс
Исторические источники: свидетели минувших дней, помогающие установить истину
«Исторические источники – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» В.О. Ключевский
По природе своей профессии историки имеют дело с делами давно минувших дней и не имеют возможности лицезреть объект своего изучения. Чтобы объективно, без предвзятости, восстанавливать и описывать события прошлого, специалистам приходиться обращаться к широкому спектру исторических источников.
Каждый памятник прошлого несет в себе частицу истории, в которой отражается процесс становления и развития человеческого общества. Таким образом, исторический источник – это объект, отражающий исторический процесс и дающий возможность исследовать прошлое.
Число исторических источников неисчерпаемо, однако, в зависимости от рассматриваемого временного периода, количество их разниться. Чем ближе событие к настоящему времени, тем больше сохранившейся до наших дней информации о нем.
Вещественные исторические источники (артефакты)
Существуют различные классификации исторических источников, но основными, в любом случае, выступают вещественные и письменные.
К вещественным источникам относятся любые археологические находки, сохранившиеся до нашего времени в слое грунта или в воде:
Наиболее часто к вещественным историческим источникам прибегают археологи. Именно на таких находках они выстраивают и реконструируют социально-экономическую модель той или иной эпохи. Вещественные источники служат основным ресурсом информации о событиях, произошедших до появления письменности.
Письменные исторические источники
В качестве письменных исторических источников специалисты рассматривают:
Письменные источники отвечают на основные вопросы, касающиеся того или иного исторического эпизода. Например, из берестяных грамот, найденных в Нижнем Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других городов, можно судить о социальной, экономической и частной жизни людей той эпохи. Среди подобных артефактов множество распоряжений от феодалов, записок ростовщиков, ученических записей, судебных постановлений, личных писем.
Главным источником знаний о Древней Руси служат летописи, в частности «Повесть временных лет» авторства черноризца Печерского монастыря Нестора. Не менее ценными являются и Московские летописи, в составлении которых принимал личное участие царь Иван Грозный и видный государственный деятель тех времен Алексей Федорович Адашев.
Основу истории Государства Российского составили труды многих ученых, которые стали свидетелями ярких государственных переворотов, сражений и войн. Современные историки трактуют их труды, критически осмысливая каждое слово, стараясь восстановить истину.
Многие специалисты, изучая определенную историческую эпоху, опираются на записки иностранцев, живших в России и увековечивших свой взгляд на происходящее в стране на пергаменте или бумаге. Ключевский, например, при написании своей кандидатской диссертации «Сказания иностранцев о Московском государстве», датированной 1865 годом, использовал именно такие документы.
Кроме перечисленных в распоряжении историков есть международные договоры, судебно-следственные материалы, законодательные акты, различные постановления и указы правительства. Особое внимание уделяется частной переписке, стенографиям заседаний и данным статистики. Специалисты не обходят стороной и печатные издания, хотя сами по себе они не могут дать точное представление о событиях и, зачастую, написаны предвзято. Только комплексное использование этих видов исторических материалов позволяет хоть и приближенно, воссоздать картину исторических событий.
Антропологические источники
Обогатить исторические знания помогает и такая наука, как антропология. Изучение человеческих останков позволяет воссоздать облик древних людей и многих исторических личностей. Автором метода восстановления внешнего облика человека по скелетным остаткам является выдающийся советский антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов. Именно благодаря его многолетним трудам мы можем представить, как выглядел неандерталец или синантроп. По сохранившимся останкам он смог воссоздать образы таких великих людей, как:
Этнографические источники
Этнографическими источниками являются элементы традиционной духовной и материальной культуры того или иного народа. К ним можно отнести различные инструменты и орудия труда, предметы быта, жилище и его убранство, национальные костюмы, изделия традиционных народных промыслов.
Фольклорные (устные) и поведенческие источники также можно отнести к группе этнографических. Обряды, традиции и верования народа, сохраняющиеся из поколения в поколение – неотъемлемая часть истории изучаемой нации. Устное народное творчество (мифы, легенды, предания, сказания, песни, сказки, былины) неизменно хранит крупицу подлинных исторических событий и жизнеописания героев древности. Так, прообразом известного былинного богатыря Добрыни Никитича был ни кто иной, как дядя князя Владимира, крестившего Русь. У Ильи Муромца также был реальный прототип.
Изобразительные источники
В данную группу источников входят любые произведения изобразительного искусства, начиная с петроглифов и наскальных рисунков. Пристального внимания историков заслуживают собрания живописи и графики, скульптуры и другие виды декоративно-прикладного искусства.
Фоно-, фото- и кинодокументы
В результате технического прогресса в арсенале ученых-историков появились новые источники информации. Благодаря научным открытиям и техническим изобретениям стало возможно сохранять историческую информацию в формате звуковых, фото- и видеозаписей. На старых снимках, пленках и кинохронике запечатлены подлинные лица и голоса исторических личностей. Это особенность характеризует эти источники, как наиболее точные и не подлежащие сомнению. Наиболее распространенными носителями исторической информации нового времени являются:
В наши дни появилась возможность оцифровки и хранения важных архивных документов в электронном виде, что значительно облегчает труд историка. Интересно, что сейчас гораздо проще найти информацию о событиях вековой давности, нежели, тех, что произошли 10-20 лет назад. На многих архивных документах до сих пор стоит гриф «Секретно», что делает их недоступными для изучения.
Источниковедение
В XIX веке наука об исторических источниках оформилась в особую научную дисциплину, называемую источниковедением. Данная отрасль исторической науки разрабатывает методику, теорию и технику изучения исторических источников. Одной из животрепещущих тем этой науки является достоверность изучаемых объектов или документов.
Многие древние историки не видели собственными глазами того, что описывали в своих трудах. Зачастую они излагали слухи и домыслы, передаваемые из уст в уста, и от этого искаженные и приукрашенные. Такие человеческие факторы, как неправильный перевод слова или фразы, опечатка в дате и другие подобные ошибки, нередко только добавляли вопросов историкам. Имела место и фальсификация событий и научных открытий.
Чтобы избежать неверного толкования истории, ученые стараются использовать в своей работе как можно больший объем источников информации. Только комплексный подход позволяет реконструировать прошлое с максимальной объективностью и воссоздать целостную и достоверную картину исторического процесса.
Презентация «Исторические источники» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исторические источники Введение в историю
Исторический факт, событие Исторические источники Что изучает историк, чтобы составить представление об историческом факте, событии?
Вещественные Письменные Устные Этногра-фические Источники нового времени Природно-географические Антропо-логические Художественно-изобразительные Исторические источники
К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими; Вещественные источники
К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие написанные или напечатанные тексты. Письменные источники
Письменные и вещественные источники – основные исторические источники Более подробно о них мы поговорим на следующих уроках
Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней (Восстановленный М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу облик первобытного мальчика и реконструкции облика Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского) Антропологические источники
К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях. Устные источники
Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время Этнографические источники
Фотографии, аудио-записи, кинохроника, видео, телевизионные передачи Источники нового времени
К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями. (на рисунках – гора Олимп, Бородинское поле) Природно-географические источники
Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Художественно-изобразительные источники
Всем ли источникам можно верить К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?
Всем ли источникам можно верить Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах
Всем ли источникам можно верить Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.
Всем ли источникам можно верить Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.
Всем ли источникам можно верить В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги. Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете. Герб князей Багратионов, которые заявляли о своем происхождении от еврейского царя Давида
Всем ли источникам можно верить Лже-ученые, чтобы прославиться или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов. Римский Папа Стефан II (вверху). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (внизу) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.
Всем ли источникам можно верить Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым. Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.
Всем ли источникам можно верить Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.
Д.з. 1. Перечисли все изученные виды исторических источников. О чем каждый из них может рассказать историку? 2. Подумай, в чем достоинство каждого из источников исторических знаний? 3. Подумай, можно ли изучить историю, опираясь только на один из видов источников? 4. Подумай, какие исторические источники могут помочь тебе воссоздать историю твоей семьи за последние 50–100 лет?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-221245
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что относится к вещественным источникам история 5 класс
Вещественные источники
1. Вещественные источники.
Мы уже узнали, что письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Таким образом, если считать с момента появления человека (4-4,5 миллиона лет назад) дописьменный период составит около 99,9% истории человечества. Сколько это хорошо видно на приведенной ниже схеме, где период существования письменных источников выделен красным цветом.
Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом благодаря вещественным источникам.
Вещественные источники, однако, не позволяют полностью описать историческое событие.
2. Какими могут быть вещественные источники
К вещественным источникам относятся:
Предметы быта, обихода, утварь, украшения – это посуда и шахматные фигурки, одежда и обувь, бусы найденные в древнем захоронении и ожерелье королевы Франции, трон Ивана Грозного и скамейка из терм в Помпеях и др.
Предметы искусства, культа – все предметы искусства от первых рисунков на стенах пещер и примитивных статуэток до современных картин и скульптур; предметы, имеющие религиозное (культовое) значение: идолы, амулеты, алтари и др.
Монеты, банкноты – все, когда-либо существовавшие средства расчета в их материальной форме.
Орудия труда – всё, что использовалось человеком когда-либо в своей деятельности по преобразованию природы, добыче пропитания или изготовлению продукции и др.
Захоронения, капища – места погребений: могилы древних людей, пирамиды Египта, гробницы, курганы и др.
Разумеется, данный список может быть продолжен.
3. Как описывать вещественный источник
Вы должны научиться описывать вещественные источники, с которыми познакомитесь на уроках.
Запомните
Описание источника нужно делать последующему плану:
1. Название источника.
2. Время и место создания (если известно).
3. Материал, из которого изготовлен.
4. Описание источника
5. Его предназначение.
Попробуйте описать по данному плану вещественные источники приведенные ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.
Храм Аполлона в Дельфах.
Презентация «Вещественные источники. Археология» (5 класс)
Выбранный для просмотра документ a6.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
В 79 г. город был уничтожен в результате извержения Везувия – засыпан пеплом и пемзой. К. Брюллов. «Последний день Помпеи»
Раскопки начатые в 18 веке привели к потрясающим открытиям. Из-под многометрового слоя вулканического грунта был освобожден город, каким он был 2000 лет назад.
Улицы и дома, предметы быта, настенные росписи все это появилось на свет из небытия. В Помпеях находили яйца и рыбу, до сих пор лежавшие на столе; разнообразные хозяйственные принадлежности, расставленные в привычном для хозяев порядке
Наконец, благодаря гипсовым отливкам были восстановлены тела людей погибших во время извержения.
Термополий — лавочка, где можно было быстро перекусить чего-нибудь горячего
Интерьер дома Фавна. Реконструкция
Бассейн в доме Фавна
Сосуд для разогрева пищи Стол
Выбранный для просмотра документ p6.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вещественные источники. Археология Введение в историю
Дописьменная история составляет в целом 99,998% истории человечества История человечества Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом благодаря вещественным источникам
Вспомните, какие источники мы называем вещественными? Созданные человечеством с момента его появления материальные (которые можно потрогать руками) предметы.
К вещественным источникам относятся: Оружие
К вещественным источникам относятся: Захоронения
К вещественным источникам относятся: Предметы быта, украшения
К вещественным источникам относятся: Предметы искусства, культа
К вещественным источникам относятся: Монеты
К вещественным источникам относятся: Орудия труда
К вещественным источникам относятся: И другое Остатки поселений, здания
Как описать источник Вы должны научиться описывать вещественные источники с которыми познакомитесь на уроках Описание источника нужно делать последующему плану: 1. Название источника. 2. Время и место создания (если известно). 3. Материал, из которого изготовлен. 4. Описание источника 5. Его предназначение.
Археологи, работая лопатой, ножом и даже кисточкой, чтобы не повредить хрупкие находки, извлекают из земли древние вещи, и по тому, как они лежат в земле, состоянию, внешнему виду определяют, к какому времени они относятся. Совок-инструмент археолога. Археология
Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый Культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя. Культурные слои в раскопе. Археология
В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории. Раскопки в г. Помпеи. Италия Археология
Холмы всегда вызывают у археологов повышенный интерес. Нередко они имеют искусственное происхождение и являются курганами – искусственными насыпями над захоронением. В курганах обнаруживают огромное количество предметов, которые должны были сопровождать покойного в загробной жизни. Курган Ньюгрендж. (Англия). Археология
Курганы представляли собой сложные сооружения, которые должны были надежно защитить спрятанные в них сокровища. Нередко в кургане устраивали всевозможные ловушки, ложные ходы и камеры. Подобные приемы использовались и в Древнем Египте при сооружении гробниц фараонов. Чертеж захоронения в кургане Ньюгрендж. (Англия). Археология
Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей считается обнаружение наскальных рисунков и надписей. Наскальные рисунки. Археология
Сравнительно молодым направлением науки является подводная археология – изучающая места, где затонули древние корабли. Археология
В нашей стране крупнейшие археологические раскопки проходят в Новгороде с 1932 года. Академик А.В. Арциховский, начавший в 1932 г. раскопки в Новгороде Археология
Каждый год приносит огромное количество находок, самыми знаменитыми из которых являются берестяные грамоты. Влажная почва замедляют процесс гниения, поэтому новгородская земля хорошо сохраняет и дерево, и кожу, и ткани. Этот рисунок на бересте сделал новгородский мальчик Онифим около 800 лет назад Археология Берестяные грамоты
На примере Новгорода хорошо прослеживается развитие культурного слоя. Улицы города мостились деревянными настилами. Когда старый настил сгнивал, поверх его укладывали новый. На одной из новгородских улиц было уложено 28 слоев мостовой. По ним можно легко проследить развитие города. Мостовые Новгорода. Археология
Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого. Реконструкция Мохенджо-Даро. Поселение Чатал-Хююк. Реконструкция Археология Зиккурат в Уре. Реконструкция Дворец в Кноссе. Крит. Реконструкция Вилла в Древнем Риме. Реконструкция
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-221299
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.