Что относится к увеличительным приборам 5 класс
1. Что является главной частью любого увеличительного прибора?
Главной частью любого увеличительного прибора является линза.
2. В чем отличие штативной лупы от ручной?
Штативная лупа имеет приспособление для жесткой установки или крепления ее на любой ровной поверхности. Это приспособление и есть штатив. А ручная лупа снабжена только ручкой.
3. Опишите, как устроен световой микроскоп. Каково значение каждой из его частей?
4. В чем заключаются правила работы со световым микроскопом?
1. поставить микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстояние 5-8 см от края стола.
2. опустить зрительную трубку вниз на 1-2 мм от предметного столика.
3. вращайте (осторожно) пока не добьётесь комфортного и чёткого изображения (не бьющего и не мутного).
5. Расскажите об устройстве электронного микроскопа. Во сколько раз он увеличивает изображение объекта?
6. Какие объекты удобнее рассматривать с помощью ручной лупы; штативной лупы; светового микроскопа; электронного микроскопа?
Ручная лупа предназначена для первичного осмотра мелких предметов/насекомых и т.д., чтения мелкого шрифта. Штативная лупа же предназначена для более детального рассмотрения, при этом она освобождает обе руки, что удобно для ювелиров, при создании коллекций насекомых, на производствах и т.п.
Световой микроскоп предназначен для рассмотрения клеточного строения того или иного микропрепарата ( срез листа, ротовой аппарат насекомого, строения протиста), однако ввиду недостаточного увеличения под ним не всегда можно разглядеть мелкие клетки.
Световой микроскоп же дает максимально мощное увеличение, позволяя рассмотреть даже самые мелкие клетки.
7. Подготовьте сообщение об истории открытий увеличительных приборов.
Урок по биологии на тему «Увеличительные приборы» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Устройство увеличительных приборов.
Цель: познакомить учащихся и увеличительными приборами, правилами пользования ими и техникой безопасности при работе с увеличительными приборами.
Развивающие: продолжить формировать умения анализировать, находить ответы на вопросы, делать самостоятельно выводы;
Воспитательные: воспитыватьаккуратность при работе с увеличительными приборами, соблюдая Т.Б.
«Взяв кусочек пробки, я отрезал от него … перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на предметное стекло …, стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами …. Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень мелких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками».Р.Гук
I . Орг.момент. (Приветствие, настрой на работу).
II .Введение в тему. Назовите общий признак всех живых организмов? (клеточное строение). Все живые организмы состоят из клеток.
Какие жизненные процессы происходят в клетках? ( дыхание, питание, рост, обмен веществ и энергии, размножение).
Поэтому клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов (запись в тетрадь).
Живые организмы делятся по количеству клеток на одноклеточные (хлорелла, амеба и др.) и многоклеточные (роза, сосна). Но в основном клетки по размерам очень малы и рассмотреть их можно лишь при использовании увеличительных приборов.
Тема нашего урока «Устройство увеличительных приборов» (запись темы в тетради).
Ш. Изучение новой темы.
А). История открытия микроскопа.
Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в конце 16 начале 17 столетия.
Изобретателями микроскопа по разным данным являются ЗахариЯнсен (1590г, Голландия), Галилео Галилей (1610г, Италия).
Микроскоп Янсена, который состоял из трубки с двумя увеличительными стеклами, прикрепленными к подставке. Его увеличение составляло от 3 до 10 раз.
Первые микроскопы были очень громоздкими и использовались знатными людьми для собственного развлечения. Но постепенно они усовершенствовались и стали превращаться из игрушки в инструмент научных иследований.
Первое крупное усовершенствование сложного микроскопа связано с именем английского физика Роберта Гука (1635-1703) (видеофрагмент «Исторический ряд микроскопов»).
В 17 веке голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз.
Микроскоп» А. Левенгука представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта.
1674 г. Антонио ван Левенгук (Голландия) открыл одноклеточные организмы, в том числе бактерии (1676 г.). Он же впервые увидел и описал животные клетки – эритроциты крови, сперматозоиды.
А в 20 веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.
Работа по заданию:используя материал учебника на странице, заполните схему «Виды увеличительных приборов»:
В). Самый распространенный увеличительный прибор – лупа, её виды. Работа по заданиям:
1). Запишите в тетради самый распространенный увеличительный прибор (лупа).
2). Какие виды луп вам известны? (ручнаяи штативная).
3). Что из себя представляет ручная лупа? ( увеличительноестекло (линза), оправа, ручка).
4). Во сколько раз увеличивает ручная лупа? (3- 5 раз).
5). Как устроена штативная лупа? (окуляр, предметный столик, зеркало, штатив).
6). Во сколько раз увеличивает штативная лупа? (10-25 раз).
Г). Устройство светового микроскопа. Выполнение лабораторной работы №2.
Например, при увеличении в 200 раз толщина волоса под микроскопом кажется равной толщине карандаша.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с устройством лупы и микроскопа»
Д). Как можно определить увеличение микроскопа?
х
Необходимо перемножь увеличение окуляра на увеличение объектива. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.
Не забывай! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.
Е). Приемы пользования световым микроскопом. Запись в тетради..
2. Зрительную трубку опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика.
3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь хорошего освещения.
4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой.
6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
7. После работы уберите микроскоп в футляр.
Ж). Правила техники безопасности при работе с микроскопом.
1.Переносить и переставлять микроскоп всегда нужно, держа его двумя руками. Одной рукой держать микроскоп за штатив, а другой рукой придерживать подставку.
2. Всегда держать микроскоп в вертикальном положении, чтобы не выпал окуляр.
3. Ставить микроскоп на стол ручкой штатива к себе на расстоянии не менее 10 см от края стол, чтобы не упал.
4.Никогда не дотрагивайтесь пальцами до линз, так как жировые пятна от вашей кожи могут притянуть пыль, что может вызвать царапины на линзе.
5. Берите покровное и предметное стекла крайне аккуратно, так как неаккуратное обращение с ними может привести к тому, что стекла разобьются и вы можете порезаться.
Какие вам известны увеличительные приборы?
Чем отличается ручная лупа от штативной?
Назовите часть микроскопа, которую я показываю,
Определите функцию, которую выполняет данная часть микроскопа;
Как можно определить увеличение светового микроскопа?
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 4. Увеличительные приборы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив
Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.
Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.
Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.
Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.
Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.
Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.
С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.
Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.
Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.
Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств
Текст вопроса: Установите соответствие:
Презентация «Увеличительные приборы» 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Внешний вид увеличительных приборов
Историческая справка Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в 16 веке. В 17 веке голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз. А в 20 веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.
Ручная лупа увеличительное стекло (линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа
Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.
Световой микроскоп Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.
Что можно увидеть в электронный микроскоп?
Дробление яйцеклетки Корневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса
Глаз мухи (60) Слоник (10) Перо волнистого попугая (10) Пухоед на пере попугая (60)
Цветок зверобоя (10) Крыло пчелы Крыло бабочки Перо птицы (60)
Как определить увеличение микроскопа? Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз. Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение. Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.
4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения. 7. После работы уберите микроскоп в футляр.
Проверь себя! 1. Какие увеличительные приборы ты знаешь? 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? 3. Как устроен микроскоп? 4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-607972
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Увеличительные приборы
Общий признак всех живых организмов
Клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток. Клетки достаточно микроскопичны. Для того чтобы рассмотреть мелкие предметы, невидимые невооруженным глазом, необходимы увеличительные приборы.
Самый распространенный увеличительный прибор — лупа — дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа — обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз (рис. 1).
Рис.1 Ручная и штативная лупы
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос — малый, скопэ — смотрю) — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.
Рис.2 Световой микроскоп
Основная часть микроскопа — тубус (от лат. тубус — труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окулярис — глазной), в нижней части — объектив (от лат. объективус — предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.
Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. Например, если на окуляре число 15, на объективе — 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.
Приготовление микропрепарата
Оборудование, необходимое для работы с микроскопом:
Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 3). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.
Рис.3 Приготовление микропрепарата кожицы лука
При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.
Правила работы с микроскопом:
1. С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливают на расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
2. Препарат помещают на предметный столик.
3. На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается через окуляр).
4. Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5. После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
6. Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он должен храниться в чистом шкафу отдельно.
Строение растительной клетки