Что относится к упражнениям по словообразовательным моделям

Система изучения морфемного состава слова.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Система изучения морфемного состава слова

Определите значение изучения морфемной структуры слов. Выделите умения, которые формируются у младших школьников при работе над морфемным составом слова. Подберите задание к каждому умению.

Перечислите виды упражнений при изучении словообразования. Приведите конкретные упражнения по названным видам.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.

При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.

Подготовка к осознанию форм слова начинается уже при изучении темы «Ударные и безударные гласные» и работа продолжается при изучении всех последующих тем. Именно в этот период возможно и целесообразно показать детям, что проверяемое слово (река) и проверочное (реки) – это не разные по смыслу слова, а одно и тоже слово, которое может изменяться.

При изучении темы «Родственные слова» следует обращать внимание на слова-синонимы, чтобы предупредить смешение этих слов с родственными словами.

При изучении словообразования основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Содержание упражнений и характер заданий направляют детей на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам еще незнакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с данным значением. Учитель фиксирует внимание учащихся на том, от какой части речи образовалось слово, при помощи, какой морфемы, какое лексическое значение имеет образованное слово, какой частью речи оно является.

Таким образом, формируются следующие умения ;

умение выделять морфему из слова;

умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;

умение объяснить роль морфемы в слове;

умение правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.

Считаю рациональным индивидуализацию процесса изучения морфемного состава слов в начальных классах. Для того чтобы углубить и расширить знания учащихся в области морфемного состава слов целесообразно использовать следующие приемы:

а) каждому из учащихся раздать памятки, содержащие алгоритм работы по морфемному анализу слова;

б) давать ученикам отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который имелся в только что разобранном слове; со словами, образованными детьми, составить предложения;

в) детям можно предлагать карточки с индивидуальными заданиями.

Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.

Работа со словообразовательными моделями необходима в начальной школе. Выполняя упражнения со словообразовательными моделями на уроках русского языка, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательную модель и строение, значение, грамматические признаки конкретного слова), предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений.

Можно выделить следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:

Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:

— разбор слова по составу,

— подбор однокоренных слов к данному слову,

— выделение однокоренных слов из ряда предложенных,

— сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.

Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т.к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.

2 . Наблюдения за словообразовательным значением морфем:

— упражнения на разграничение омонимичных морфем,

— определение словообразовательного значения морфемы путём сопоставления однокоренных слов и слов одной словообразовательной модели и др.

3. Элементарный словообразовательный анализ:

— выделение из контекста ближайших родственных слов (словообразовательной пары),

— определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное слово,

— определение значения производного слова через производящее по отношению к нему (словообразовательное толкование производного слова).

Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в практике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру производного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кроме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.

4. Упражнения на словообразовательный синтез:

— образование слов с помощью предложенной морфемы,

— образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.

5. Упражнения со словообразовательной моделью:

— подбор слов одной словообразовательной модели,

— выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.

6. Построение словообразовательных цепочек:

— восстановление словообразовательной цепочки из ряда однокоренных слов и др.

7. Упражнения со словообразовательным гнездом:

— построение словообразовательных гнёзд,

— выявление семантико-словообразовательных связей между словами гнезда и др.

8. Лексико-словообразовательные упражнения.

9. Упражнения на анализ и исправление словообразовательных ошибок.

10. Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.

Для иллюстрации работы в слове отдельных морфем целесообразно предложить следующее:

упражнения на моделирование в словообразовании:

работа с приставкой:

Что относится к упражнениям по словообразовательным моделям

работа с суффиксом:

Что относится к упражнениям по словообразовательным моделям

При сформировавшемся навыке словообразовательного анализа предлагается учащимся составление слов по моделям, наряду с этим упражнением, дети выполняют обратное: на наборных полотнах составляют модели предлагаемых им слов.

Содержание понятия корня убедительно говорит о том, сознательно усвоено оно будет только в случае, если учащиеся способны улавливать смысловую близость между однокоренными словами. Поэтому выводить определение понятия «корень» нужно с установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся.

С помощью таких упражнений школьники:

— усваивают различие между словоизменением и словообразованием;

— развивают языковую интуицию.

Благодаря использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс и окончание, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели. Рекомендую моделирование сопровождать конструированием, т.е. подбором слов по составленной модели.

Целесообразно для формирования у школьников правильного понимания строения слова упражнять детей в анализе и словообразовании определенных грамматических категорий, например, давать задания по анализу и образованию слов, относящихся к определенной грамматической категории:

Таким образом, следует отметить, что словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять семантико-словообразовательные связи между однокоренными словами.

Условно их можно разделить на три группы:

1) упражнения, в которых производное слово рассматривается с точки зрения системных связей по морфеме;

2) упражнения, в которых производное слово воспринимается как компонент словообразовательного гнезда;

3) упражнения, в которых производное слово воспринимается как компонент словосочетания, предложения, текста.

— разграничить данные слова с учетом значений корней-омонимов;

— распределить слова по общности значения приставок-омонимов (суффиксов-омонимов);

— в парах слов установить антонимичные словообразовательные средства;

— сгруппировать слова по общности значения синонимичных словообразовательных средств;

— найти слова, содержащие книжные словообразовательные средства; установить сферу применения таких слов;

— найти слова, содержащие разговорные словообразовательные средства, установить сферу применения таких слов;

— выделенные словообразовательные средства заменить синонимичными, стилистически маркированными; определить, в текстах каких стилей будут уместны полученные

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке. Словообразовательный анализ помогает выяснить, от какого слова образовано данное слово, выявить производящую основу и способ словообразования.

Морфемный и словообразовательный разборы связаны между собой. Использование этих видов языкового разбора позволяет сформировать у учащихся активную мыслительную деятельность, способность рассуждать на лингвистические темы, обосновывая правильность выполнения работы.

Общие сведения о словообразовании повторяются и углубляются в процессе изучения морфологии, в связи с усвоением словообразования знаменательных частей речи.

Для обогащения речи предлагаются различные типы упражнений.

Подбор однокоренных слов.

Задание. Укажите, в какой форме употреблены выделенные слова. Подберите и запишите однокоренные слова к слову «провода». В каком лексическом значении употреблено слово «разведка»?

Вместе с Юрой на разведку

Мы приходим в этот двор.

Красят лестничную клетку.

Провода несет монтер.

День был мя..кий и мглистый. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля ел..истыми обл..нами. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев..я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тепл. тихо.

Составление текста и словосочетаний из имеющихся слов.

Задание. Составьте из данных слов предложения и запишите их. В трех словах укажите окончание и его грамматические значения. В составленных предложениях подчеркните синонимы.

Из, коридор, мы, входить, в, светлая, комната. В, кабинет, один, окно, находиться, кожаный, диван. На, окно, пристроиться, магнитофон. С, другая, сторона, диван, помещаться, книжный, шкаф. В, угол, приютиться, телевизор, рядом, тумбочка, с, телефон.

Задание. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте суффиксы. Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква ь не пишется. Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними словосочетания.

Стол, гвоздь, карандаш; сын, голос, флаг, ветер; диван, костюм, карман; конфета, корзина, рыба; кисть, ваза, кофта; свежий, алый, жёлтый, красный.

Задание. Озаглавьте текст. Спишите, выделяя основы у существительных, прилагательных и глаголов. К какому слову в тексте являются синонимы слова фиолетовый, лиловый?

Пышные нежные грозди сирени царят над садом. Цвета теплых весенних сумерек. Тех непередаваемых сиреневых оттенков, что живут на рассвете яркого дня над морем.

Задание. Объясните устно, почему так названы перина, земляника, шиповник. Расскажите об одном из этих слов по плану.

Почему этот предмет так называется?

Какая часть слова помогает объяснить название предмета?

Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

Задание. В левый столбик выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в правый — остальными способами. Обозначьте в записанных словах части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуффиксным способом? Имейте в виду: значение действия у имён существительных вторично.

Выход, опилки, выр..сти, наконечник, газопровод, улетучиться, прачечная, золотой, пол..екать (бельё), ошейник, ограничиться, труженик, проел..зиться, заплыв, гвоздичный, безрукавка, са-иовар, к..ндитерский, плащ-палатка, вход.

Типы упражнений, направленных на обогащение речи учащихся при изучении словообразования

Изучение методической литературы и педагогического опыта, нашедшего выражение в публикациях, показывает, что существует несколько направлений по обогащению речи учащихся при изучении словообразования. Отметим наиболее интересные из них и представим свою систему упражнений.

Работа над словами-омонимами при анализе словообразовательной структуры.

Задание. Подберите к омонимам ряды однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Задание. Выберите из слов для справок однокоренные слова к данным омонимам. Разберите омонимы по составу.

Слова: круглый, лебединый, круговой, окружать, круговорот,

Источник

Тема: Формирование морфемных и словообразовательных умений у младших школьников.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Формирование морфемных и словообразовательных умений у младших школьников.

На основе анализа программ и учебников представьте этапность в изучении морфемики и словообразования. Дайте свое суждение относительно содержания и приемов изучения.

Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся. Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков.

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрываются только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразной и орфографической сторон.

1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.

Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учебные задачи данного этапа:

— познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,

— приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,

— провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.

Для того чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).

Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Знания о единообразном написании корня в однокоренных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. Поэтому при ознакомлении учащихся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным приемом, важно научить правильно писать не только то слово, которое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.

3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:

— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»,

— развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,

— формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,

— развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Указанная система изучения морфемного состава слова учитывает не только лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, и наконец, в процессе изучения частей речи создаются условия для некоторого углубления знаний о составе слова, поскольку они (знания) вступают в новые, более сложные связи и отношения.

Известный ученый, автор многих работ по обучению русскому языку младших школьников М. Р. Львов предлагает «радикально поломать традицию» порядка введения знаний из области морфемики в начальной школе:

1-й шаг. На основе пропедевтической работы, которая проводится в I классе, ввести во II классе тему «Основа слова и окончание», на доступных примерах, разумеется.

Разработать методику аналитико-синтетических упражнений с их постепенным усложнением.

Начиная с 1 класса, ввести линию практического ознакомления со словообразованием: от разбора состава слова – к его модели. Практиковать упражнения на выяснение того, как слово образовалось, – и к модели.

2-й шаг. Во II классе ввести тему «Образование родственных слов»: практическое знакомство со словообразовательными гнездами слов. Семантический анализ образованных слов, введение их в предложения и текст.

3-й шаг. Введение понятия «корень слова» как центра словообразования, центра словообразовательного гнезда, как общей части родственных слов (по традиции).

Позже будет освоено определение корня как непроизводной основы.

Система практических работ по моделированию структуры слова.

4-й шаг. Заполнение клеток на основе знаний и умений по теме «Словообразование»:

Начать эту работу целесообразно со слов, имеющих все 4 аффикса, например: под-став-к-а с последующим усложнением вариантов. Преимущество такого подхода, во-первых, в практической подготовленности детей к осознанию целостной, полной модели морфемного состава слова, который связывается со словообразованием; во-вторых, последующего рассмотрения вариантов: с приставкой – без приставки, с суффиксом – без суффикса, с двумя суффиксами; позже появятся случаи с историческими чередованиями, с двумя-тремя суффиксами или приставками, наконец, с двумя корнями.

Все случаи моделирования сопровождаются семантическим анализом с использованием учебных словариков (толкового, словообразовательного, синонимического, антонимического, этимологического). Слова вводятся в текст, активизируются: это языковая прагматика. Наилучший способ усвоения слова – его использование в свободной речи, в сочинении.

Преемственность в обучении должна реализовываться, прежде всего, в содержании учебного материала.

Определяя содержательные линии систематического курса русского языка, авторы программ выделяют разделы и темы, которые предусматривается изучать в каждом классе. Одним из таких разделов является «Морфемика и словообразование».

Содержание курса «Русский язык» в разделе «Морфемика и словообразование» в комплексах 1 и 2 представлено следующим образом:

Содержание курса «Русский язык»

УМК М.М. Разумовской

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные

(однокоренные) слова». Различение

однокоренных слов и различных

форм одного и того же слова.

Различение однокоренных слов и

синонимов, однокоренных слов и

слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно

выделяемыми морфемами окончания,

корня, приставки, суффикса

(постфикса –ся), основы. Различение

изменяемых и неизменяемых слов.

Представление о значении суффиксов

и приставок. Образование

однокоренных слов с помощью

суффиксов и приставок. Сложные

слова. Нахождение корня в

однокоренных словах с чередованием

согласных в корне. Разбор слова по

Слово и его строение. Морфемика

Предмет изучения морфемики.

Морфема как минимальная значимая

единица слова. Корень; смысловая

общность однокоренных слов.

Приставка и суффикс как значимые

части слова. Основа слова.

Окончание как морфема, образующая

форму слова. Нулевое окончание.

Связь морфемики и орфографии.

Словообразование.Взаимосвязь лексического значения,

морфемного строения и написания

слова. Пути пополнения словарного

состава русского языка:

словообразование и заимствование

слов из других языков. Слова

исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования

слов в русском языке. Основные

способы образования слов:

сложение. Чередование гласных и

согласных в морфемах при

образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как

схема построения слов определѐнной

части речи, имеющих общность в

значении и строении. Неологизмы

как новые слова, построенные по

Подготовьте лингвистическое обоснование всех понятий, изучаемых в теме «Состав слова». Соотнесите формулировку понятий, данных в школьных и вузовских учебниках.

В перечень понятий указанного раздела входят: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; однокоренные слова; способы образования слов – приставочный, суффиксальный, бессуфиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую, сложное слово, соединительная гласная, сложносокращенное слово.

Эффективность усвоения приведенных понятий обусловлена реализацией лингводидактических, общеметодических и специальных (частнометодических) принципов изучения русского языка, которые нашли свое отражение в широком спектре аспектно-морфемных и морфемно-речевых упражнений, представленных в учебной и методической литературе и способствующих прочному усвоению морфемных и словообразовательных знаний, умений и навыков учащимися.

Анализ существующих УМК позволил сделать выводы: в современной методике представлен четкий алгоритм изучения морфемики и словообразования в начальной школе с постепенным углублением, усложнением, расширением содержания и взаимосвязей изучаемого материала с другими разделами русского языка. Несмотря на заявленную авторами всех проанализированных программ и УМК цель формирования языковой компетенции, только в одной программе по русскому языку (в образовательной системе «Школа 2100») сделан акцент на изучение основ морфемики и словообразования как необходимой темы для освоения других разделов языкознания: лексики, морфологии, орфографии. Но при этом во всех учебниках для 4 класса выявлено минимальное количество морфемных и словообразовательных заданий. Установленный факт, с одной стороны, может объясняться распределением тем по годам обучения и, следовательно, стремлением авторов привести в данных учебниках максимальное количество упражнений по морфологии и синтаксису. С другой стороны, качественное усвоение частных тем из указанных разделов невозможно без знаний по морфемике и словообразованию, а также без развитых опознавательных, аналитических, классификационных умений школьников, формирующихся в процессе выполнения заданий подобного рода. Следовательно, на сегодняшний день проблема осмысления систематической и целенаправленной работы по морфемике и словообразованию в начальной школе является актуальной.

Каким образом формируется умение производить морфемный анализ слова?

Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слов по составу, специально изучали психологи Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский и другие. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слова, учитывают только его лексическое, вещественное, значение, вторые – только внешние признаки слова (его буквенный или звуковой состав).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтеза.

3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).

Дети должны не просто придумать слова, но и доказать, что слово подходит к данной модели. Слова должны быть разных частей речи, при чём это могут быть разные слова и формы одного и того же слова. Постепенно учитель предлагает детям всё более сложные модели слов. Иногда можно давать «слова для справок».

Работая над формированием понятий морфемики, учителю необходимо учитывать различные подходы, использовать в своей работе разные виды упражнений с моделями.

В школьных учебниках раздел «Словообразование» включает традиционно выделяемую тему «Состав слова» и, соответственно, морфемный анализ слова. Учащиеся должны усвоить, что при морфемном анализе последовательно вычленяются все значимые части слова(окончание, основа, суффикс, приставка, корень) путём сопоставления однокоренных и одноструктурных слов. При словообразовательном анализе вычленяются не все значимые части слова, а только две: производящая основа и способ образования данного слова, т.е. вычленяется та морфема, с помощью которой образовано данное слово. Производящая основа здесь –это ближайшее родственное слово, от которого образовано новое слово и которым оно мотивируется(объясняется).

Производящая основа – это именно та единица, с которой учащиеся чаще всего имеют дело при установлении словообразовательных связей между словами. Словообразовательный разбор, который имеет самостоятельное значение и самостоятельную научную ценность, отличается от морфемного анализа.

Цель словообразовательного разбора –развитие представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса, установление типовых механизмов образования слов в русском языке в его современном состоянии. Морфемный анализ раскрывает структуру уже имеющихся в языке слов и представляет диахроническое исследование строения слова. Смешение разных видов анализа словообразовательной структуры слова – одна из трудностей преподавания данной темы. Подчеркнём ещё раз: для словообразовательного анализа не обязательно производить полный разбор слова по составу, важно определить морфему, благодаря которой образовалась новое слово с новым лексическим значением. Именно этим отличается словообразовательный анализ от анализа слова по составу (морфемного анализа), где порой внимание к значению морфем не является существенным и отходит на второй план. Например, слово бетонщик называет человека, профессия которого связана с изготовлением и укладкой бетона. Лексическое значение лица слово получило благодаря суффиксу щик, которым слово бетонщик отличается по значению от слова бетон. Ср. также слова прибегать, убегать, выбегать и др., где разное лексическое значение слов зависит от разных по значению приставок. Определение лексического значения приставки помогает найти ближайшее слово, от которого образовалось данное.

Анализ морфемной структуры слова в школе начинается с нахождения

окончания и основы, но далее он тесно связан с установлением словообразовательных связей: например, при анализе слова бесполезный ученик

1) выделяет окончаниеый и основу бесполезн;

2) заключает, что производная основа образована от слова полезный с помощью приставки бес;

3) путём сопоставления однокоренных слов польза, пользоваться и т.п. вычленяет корень пользи заключает, что морфема не является суффиксом.

Морфемный и словообразовательный разбор дополняют друг друга, но это два разных, хотя и взаимосвязанных анализа, каждый из которых исходит из набора существующих в языке морфем, однако учитывает жизнь и функционирование слова в современном языке. Школьники должны получить представление о том, что морфемный состав слова не является неизменным: в процессе развития языка то или иное производное слово, ранее членившееся на морфемы, может стать непроизводным, нечленимым;

происходит изменение структуры слова, или опрощение. При этом корневая морфема перестаёт восприниматься в её первоначальном лексическом значении: например, в словах победа, участие, прекрасный произошло сокращение количества морфем в результате слияния служебных морфем с корнем (в этих словах корневая морфема равна непроизводной основе), а исторически родственные слова народ, природа, родина, урожай и др. в современном языке являются разнокорневыми, и каждое из этих слов

имеет свои словарные гнёзда.

Понимание сложных явлений словообразования необходимо, чтобы быстро и правильно определить состав слова со связанным корнем, непродуктивным суффиксом, этимологической приставкой, т.е. анализировать слово, учитывая его исторический морфемный состав, членимость слова в современном языке.

Соотношение диахронического и синхронического в слове – один из трудных вопросов словообразования.

В вузовской практике преподавания современного русского языка морфемика должна предварять разделы морфологии и словообразования. Поскольку в университетской программе по данному курсу раздел морфемики отсутствует, а раздел словообразования предшествует разделу морфологии, основные вопросы морфемики, имеющие отношение к обоим названным программным разделам, должны рассматриваться при изучении словообразования. При этом именно с морфемики, с изучения морфем следует начинать раздел словообразования, так как без предварительного знакомства с морфемным инвентарем языка невозможно понять и объяснить основные вопросы словообразования

3.Методические приемы знакомства с понятием «родственные слова». Проанализируйте упражнения учебников, направленные на формирование умения распознавать и подбирать родственные слова. Составьте свои упражнения с методическим обоснованием.

Знакомство с понятиями «Родственные слова», образование родственных слов. (2 класс).

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «Родственные слова».

2. Начать работу по формированию умения находить родственные слова (общий способ).

3. Познакомить практически со словообразовательными гнездами слов; проводя семантический анализ образованных слов, ввести их в предложение и текст.

4. Учить детей различать родственные слова и слова-синонимы.

5. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с основой слова и окончанием.

Трудности в вычленении родственных слов по признакам.

Учащимся необходимо выделить следующие признаки:

1. Несколько слов (3-4 слова); используется примем нахождения.

2. Слова сходные по значению (лексический признак).

3. Есть общая часть (структурный признак). При знакомстве с понятием «родственные слова» используют приемы:

Например, учитель предлагает на доске записанный ряд слов через запятую с одинаковым корнем, но с разными значениями. Главное, чтобы дети увидели, чем схожи, различны, связаны.

Вода, водитель, водяной, подводить.

Ребята, как вы думаете, зачем слова написаны на доске? Для чего?

(Идет постановка учебной задачи)

— Как можно сгруппировать эти слова? (По значению)

— Как вы их запишите? (В столбик)

— А дальше что? Что их кроме значения объединяет?

(Есть одинаковая часть)

— Как будем называть такие слова?

(Затем обратиться к учебнику и прочитать о родственных словах)

Из этого фрагмента можно выделить практическую (учебную) задачу: как находить родственные слова (учусь находить), с чего начну их находить’/

При работе на допонятийном уровне над основой слова и окончанием на доступных примерах используются приемы:

Лиса, лису, о лисе, лисой. Лесник, лесника, лесником.

Чем слова отличается друг от друга?

(Это слова, которые отличаются только последними буквами)

Можно ввести термин «форма одного и того же слова».

Подберите дидактический материал с методическим обоснованием для знакомства детей с понятиями «корень», «приставка», «суффикс».

В ходе работы были подобраны, составлены и систематизированы в единый комплекс разнообразные задания, направленные на решение выявленной проблемы. Во всех темах приведена краткая теоретическая справка по соответствующему аспекту морфемики и словообразования, а также перечень заданий по этому разделу. Далее мы представили некоторые упражнения.

Тема 1. Корень. Родственные (однокоренные) слова

Корень – общая часть родственных слов, заключающая в себе главный элемент лексического значения. Вследствие исторических чередований согласных и гласных звуков один и тот же корень может иметь разное звучание.

Родственные (однокоренные) слова – слова, образованные от одного и того же корня и имеющие близкое лексическое значение. Следует различать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями.

1. Выпишите только пары однокоренных слов.

Подосиновик — осина, гриб — боровик, мебель — стул, лес — лесник, домик — избушка, стол — столбик, стол — столик, книга — учебник, книга — книжный.

2. Даны группы слов с омонимичными корнями. Можно ли слова в каждой группе назвать родственными? Докажите. Сгруппируйте однокоренные слова, выделите корни.

А) горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

Б) вода, подводник, изводить, провода, половодье, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, проводник.

Аналогичная работа может проводиться со следующими корнями:

пар-: пара (лошадей), паровик, попарно, пар, запарился;

-кос-: косой, прикосновение, косички, косьба, коснуться, косолапый, коса (у девочки), косить (траву), косить (в сторону), косовица, перекос, раскосый, выкосить;

-мер-: вымереть, вымеривать, замерить, замереть, обмереть, обмерить, примерять, умереть;

-сыр-: сырок, сырость, сыреть, сырковая (масса), сырье, сыроватый, сырой, сырный, отсыреть;

-лет-: прилететь, летчик, летний, летный, летом, летучий;

-ран-: ранить, ранний, рановато, ранение, рана, рано;

-мир-: всемирный, мир, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой.

3. Даны слова. 1 вариант: выпишите однокоренные слова к существительному вода. 2 вариант: выпишите однокоренные слова и напишите, к какому глаголу они являются однокоренными. Выделите корни.

А) Вода, безводный, водитель, водяной, водить;

Б) Носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить.

4. Докажите, что в словах вода и водить разные корни.

5. Прочитайте стихотворение Я. Козловского, определите, являются ли однокоренными выделенные слова. Докажите свою точку зрения.

Молвил слон, подставив бок:

— Прислонись ко мне, сынок.

– Прислонясь к слону, слоненок

Отдохнул, набрал силенок.

1. Определите, какое значение имеют слова с приставкой пере-.

Переписать, перебелить, переделать, пересмотреть.

2. Проиллюстрируйте значение приставки пере- примерами из правого столбика.

1. Производить действие заново а) перепрыгнуть

2. Разделить предмет б) перепилить

3. Перейти границы нормы в) переписать

4. Направление действия через что-то г) перешагнуть

3. Запишите слова из левого столбика, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя выбор написания. Соотнесите данные слова с указанными значениями приставки раз-(рас-) (укажите букву).

4. Прочитайте глаголы каждой группы. По какому признаку они разделены на две группы? Что объединяет глаголы каждой группы? Сделайте вывод. Добавьте 2—3 примера.

5. Прочитайте отрывок из произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Выпишите глаголы с приставкой вы-, распределяя их по группам в зависимости от значения приставки. Определите значения приставки вы-.

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Для справки. В глаголах высохли, выспались—«завершен-» ность действия, достижение определенных результатов»; в глаголах вынес, вытряхнул — «направление движения изнутри наружу».

1. Прочитайте загадку, дайте ответ. Обозначьте суффиксы в именах прилагательных.

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

Держась рукой за тросточку,

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

2. Подберите по одному слову с суффиксом – ник с общим значением названия:

3. Образуйте от слов дождь, дым, море, рыба, корабль слова с разными суффиксами. Выделите суффиксы прилагательных.

4. Какие суффиксы выделяются в перечисленных словах? Бочка, звездочка, трубочка, юбочка, дочка, одиночка.

В чем заключается словообразовательная работа на уроках русского языка? Приведите примеры из учебников с методическим обоснованием их включения в процесс учения.

Основная цель работы в области состава слова и словообразования состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной орфографической задачи. Другими словами, нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова. Причем эту способность нужно закладывать на уроках именно в начальной школе.

Очень важно найти эффективные приемы, с помощью которых в школьные годы можно активизировать морфемный канал восприятия слова, то есть поднять морфемную структуру слова на уровень актуального осознания. Это предполагает в первую очередь наличие развитой способности различать в словоформе разные типы языковых значений, выражаемых морфемами.

Исключительно эффективным приемом, с помощью которого открывается морфемный канал, формируется умение «выхватывать» в словоформе наиболее яркие структурные особенности, является работа со словообразовательными моделями слов.

Словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели

В отличие от привычных схем, которые принято использовать в процессе обучения русскому языку, словообразовательная модель является источником многогранной информации о слове.

Большую пользу в работе со словообразовательными моделями оказывает графический диктант, цель которого обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. Чтобы облегчить эту работу на первых порах, предлагаю последовательно использовать разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики овладевают тремя операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить модель, которой оно соответствует.

Организация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как семью однокоренных слов.

Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в своем алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной береза :

В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.

Зрительное восприятие структуры слова по модели – рисунку

Именно с заданий этого типа лучше всего начать работу со словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом обучающиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.

Употребление графического изображение приставок, суффиксов и окончаний имеет на этом этапе принципиальное значение, так как приучает ребенка к зрительному восприятию слова как системы морфем.

Кроме того, пропедевтически вводится представление о нулевом окончании: обращается внимание на то, что существительные мужского рода и некоторые существительные женского рода имеют такие необычные окончания.

Хочу обратить внимание на то, что при буквенной записи слов отражается умение поморфемного написания этих слов, то есть способность сохранить единообразное написание морфем .

Что относится к упражнениям по словообразовательным моделям Что относится к упражнениям по словообразовательным моделямак Что относится к упражнениям по словообразовательным моделямёшк

6.Каким образом формируется умение производить морфемный анализ слова? Приведите свой анализ.

Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слов по составу, специально изучали психологи Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский и другие. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слова, учитывают только его лексическое, вещественное, значение, вторые – только внешние признаки слова (его буквенный или звуковой состав).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтеза.

3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).

Дети должны не просто придумать слова, но и доказать, что слово подходит к данной модели. Слова должны быть разных частей речи, при чём это могут быть разные слова и формы одного и того же слова. Постепенно учитель предлагает детям всё более сложные модели слов. Иногда можно давать «слова для справок».

Работая над формированием понятий морфемики, учителю необходимо учитывать различные подходы, использовать в своей работе разные виды упражнений с моделями.

Пример: Всё спряталось и безмолвствовало… (И.А.Гончаров) Безмолвствовало

1. Это глагол, употреблён в прошедшем времени; изменяется по родам и числам.

2. Окончание- о, указывает на средний род единственное число.

3. Основа словоформы – безмолвствовал… (часть слова без окончания).

5. Основа слова – безмолвствова. членимая.

6. Словообразующий суффикс – ствова-: бедствовать, бодрствовать, злобствовать. Суфиикс со значением: «находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности, какому-нибудь состоянию».

7. Приставка –без-: бездействовать, бездельничать. Приставка со значением: «отсутствия действия».

8. Корень молв-: молва, вымолвить, промолвиться. Корень свободный.

Как мы видим, из выше предложенного анализа вытекает расширенное значение в определении и характеристики каждой морфемы.

Языковые умения, формируемые при изучении морфем, в комплексе реализуются в ходе морфемного анализа. Цель данного анализа – установить морфемный состав слова, т.е. выделить в слове живые для современного языка морфемы. Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных или одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова.

При проведении морфемного анализа рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить лексическое значение слова (подстаканник – подставка с ручкой для стакана).

2. Выделить в слове окончание путем сопоставления его словоформ (Подстаканник, подстаканники, подстаканника – в слове подстаканник окончание– невидимка, оно указывает, что предмет один. Обозначим окончание рамочкой).

3. Найти основу (Чтобы найти основу, надо от слова отсечь окончание; в слове подстаканник окончание-невидимка, значит, основа – все слово; обозначим ее полускобкой снизу).

4. Найти корень (Чтобы найти корень, подбираем однокоренные слова: стакан, стаканчик; сравним их и выделим общую часть – стакан-; это корень, обозначим его дугой).

5. Найти приставку (Для этого подбираем однокоренные 79 слова с другой приставкой или без приставки: стакан, стаканный; приставка стоит перед корнем, в слове подстаканник это часть под-, обозначим ее полускобкой сверху; она обозначает нахождение под чем-нибудь, ниже чего-нибудь: подледный (лов), подземелье).

Учащиеся не сразу знакомятся со всеми частями слова, по- этому материал для разбора слова по составу должен отбираться с соблюдением принципа постепенного усложнения их структуры: сначала слова, состоящие из корня и окончания, потом – из приставки, корня и окончания, затем – из корня, суффикса и окончания, и наконец, слова, в состав которых входят все морфемы, известные детям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *