Что относится к управленческому учету а что к финансовому распределите показатели
Финансовый vs управленческий учет: сходства и отличия
В отличие от бухгалтерского учета, управленческий не регламентирован государством и скрыт от посторонних глаз. Поэтому не совсем понятен многим бухгалтерам, руководителям и собственникам небольших организаций. Что из себя представляет управленческий учет — рассказывали в статье «Сущность и значение управленческого учета: что отражает и кому необходим». В этот раз разберем на примерах, чем он отличается от финансового и как взаимосвязаны эти две системы учета.
Что отличает управленческий учет от финансового
В любой организации в обязательном порядке ведут 2 направления учета: налоговый и бухгалтерский. К последнему относятся финансовый и управленческий учет.
На первый взгляд управленческий учет может показаться обособленным и независимым от бухгалтерского. Но это не так. Управленческий учет — родственник финансового. При его организации используются те же данные, что и при ведении бухгалтерского. Только к финансовым показателям добавляется нефинансовая информация об отдельных элементах деятельности предприятия. А сами данные детально расшифровываются и анализируются в динамике. Именно эти особенности управленческого учета позволяют менеджменту контролировать ситуацию в компании, прогнозировать показатели и влиять на прибыль.
Например, в управленческом учете отражается не обобщенно весь поток средств в компании, а детальные показатели по отдельным видам продукции, каналам сбыта, видам работ в разрезе подразделений или даже сотрудников.
Чем же еще отличается управленческий учет от финансового?
Бухучет обязателен для большинства компаний (за исключением индивидуальных предпринимателей и представительств иностранных организаций). Он регламентируется стандартами бухучета и учитывает операции, как велит законодательство.
Управленческий учет необязателен. Он не подчиняется нормативным требованиям, законам или стандартам. Его ведут в свободной форме по запросу менеджмента конкретной организации. Единственно, что может повлиять на подачу управленческой отчетности — это внутренние стандарты и правила организации.
Потребность в управленческом учете чаще возникает у крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности и работают в условиях высокой конкуренции. Организация учета позволяет снизить цены, выявить товары-локомотивы, управлять затратами и получать ожидаемую прибыль. Небольшие фирмы могут обходиться данными из бухгалтерского учета, а анализировать их с помощью инструментов управленческого учета, например, бюджетирования.
Финансовый учет, как и налоговый, ведут для отчетности перед внешними пользователями (акционерами, кредиторами, госорганами и другими организациями, не входящими в структуру предприятия). Бухучет дает общую информацию о финансовом положении компании и результатах ее деятельности. Такие отчеты предоставляются контролирующим органам регулярно за определенные промежутки времени.
Управленческий учет — это внутренняя документация, которая нужна собственникам бизнеса и руководству для управления компанией. Учет позволяет выявлять проблемы и ресурсы в организации, сканировать ситуацию по отдельным видам продукции, бизнес-процессам и подразделениям. Что именно будет в управленческом отчете и в каком виде — решает высшее руководство.
Управленческий учет содержит коммерческую информацию, например, данные об издержках или себестоимости производства, которые характеризуют конкурентные преимущества компании. Доступ к такой информации есть только у ограниченного круга лиц: высшего руководства, ответственных менеджеров и финансовых специалистов, которые готовят отчеты.
Финансовый учет фиксирует историю хозяйственных операций. Из-за чего его в шутку называют «посмертным». Он отражает лишь количественную сторону жизни организации. А управленческий учет рассматривает еще и качественные характеристики различных сегментов деятельности компании и позволяет прогнозировать бизнес-показатели в будущем.
Погрузившись в управленческий учет, руководство сможет увидеть реальную прибыль, понять, куда уходят деньги, оценить рентабельность выпуска продукции или целесообразность работы целого подразделения. Что позволяет гибко управлять компанией в случае неожиданных изменений на рынке.
Управленческий учет помогает руководителям принимать оперативные, стратегические решения и контролировать риски
В финансовом учете легко ориентируются бухгалтеры и аудиторы. А управленческий отчет «прочтет» любой руководитель без помощи и подсказок финансовых специалистов.
В управленческом учете используются методы, которыми не оперирует бухгалтерский. Например, ABC-костинг, кайзен или директ-костинг, бюджетирование, управление затратами по ЦФО (центрам финансовой ответственности), система сбалансированных показателей (BSC) и др. Все эти инструменты позволяют менеджменту гибко управлять финансовыми потоками, рассчитывать себестоимость продукции и сокращать издержки. Бухучет, в свою очередь, лишь фиксирует свершившиеся операции и для этого использует методы калькуляции, документирования, инвентаризации, оценки, счета и пр.
Например, в управленческом учете для расчета прибыли предприятия используется метод «директ-костинг». Чтобы найти операционную прибыль, формируется показатель маржинального дохода (это разница между выручкой от продажи товара и себестоимостью, рассчитанной на основе переменных издержек). Потом маржинальный доход уменьшают на сумму постоянных затрат и получают финансовый результат организации. А вот МСФО не позволяют применять этот метод для формирования финансовой отчетности, так как себестоимость проданного товара и остатков продукции на складе получается заниженной.
Еще одно отличие в том, кто занимается учетом. Финансовая отчетность полностью возложена на бухгалтерию. Управленческим учетом может заниматься как финансовый менеджер или CFO, так и специально выделенный бухгалтер, если фирма небольшая. Нередко постановку и ведение управленческого учета отдают на аутсорс сторонним компаниям или специалистам.
Что общего у финансового и управленческого учета
Несмотря на явные отличия двух систем учета, прослеживается их тесная взаимосвязь и некоторые сходства:
Большая часть элементов бухгалтерского учета есть в управленческом. И это обусловлено несколькими причинами:
С учетной точки зрения обе системы основываются на едином массиве первичных данных, но по-разному его обрабатывают и интерпретируют.
Сравнение управленческого и финансового учета
Проанализируем и подытожим основные характеристики двух видов учета в сравнительной таблице.
Сравнительный анализ финансового и управленческого учета
Критерий
Финансовый учет и финансовая отчетность
Управленческий учет
Акционеры, инвесторы, банки, органы статистики, внебюджетные фонды, контрагенты, налоговики и другие внешние пользователи
Менеджеры всех звеньев управления: от директора предприятия до начальников отделов. В виде исключения — внешние пользователи, например, партнеры или акционеры, если компания заключает крупный контракт.
Обязателен и регламентирован государством
Необязателен. Решение о разработке системы учета принимает руководство компании.
Внутренние правила учета и стандарты (учетная политика, положение о бюджетировании и т.п.)
Временной характер данных
Непрерывная фиксация свершившихся операций. Показывает финансовое состояние на отчетную дату. МСФО допускает использование фактических, нормативных и прогнозных данных, например, о нормативной мощности.
Информация избирательного характера. Фактические, нормативные, бюджетные, прогнозные данные.
Цель ведения учета
Отражение хозяйственных операций для руководства компании и составление финансовых отчетов для контролирующих органов
Предоставление ответственным менеджерам финансовой и нефинансовой информации для управления организацией
Охватывает всю деятельность организации. В отчетности приводится обобщенная информация.
Деятельность всей организации и ее сегментов: виды продукции, показатели производства, продаж, области сбыта и пр. Объектами могут быть центры ответственности (цехи, участки, отделы и др.)
Содержит информацию в денежном выражении (в национальной валюте)
Информация в стоимостном и натуральном выражении. Используются фактические и плановые показатели.
Данные учетной системы организации, элементы системы налогообложения
Данные учетной системы, производственно-технологические нормы, маркетинговые исследования и пр.
Частота подачи отчетности
Периодичность регламентируется законом и стандартами бухучета. По национальным стандартам полный финансовый отчет составляют по итогам года, менее детальную отчетность сдают поквартально или помесячно. МСФО требует ежегодной отчетности.
Отчеты могут составляться по запросу руководства или периодически (например, по видам деятельности каждый день или раз в неделю, аналитические отчеты — ежемесячно)
Верифицируется внутренними и внешними аудиторами
Не верифицируется независимой проверкой
Требование объективности установлено стандартами
Может формироваться в интересах определенного круга пользователей или для реализации узких задач
Принцип и правила учета
Строится на балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + Обязательства
Сопоставление доходов и расходов. Используется любая система аналитических записей.
Таким образом, финансовый учет отражает историю деятельности компании. А управленческий — позволяет анализировать отдельные ее элементы и направления, видеть текущее положение дел и планировать пути развития организации. То есть решает те вопросы, которые не под силу бухгалтерскому.
Основное, что объединяет две системы учета — это информация. Данные для их организации берут из одной системы учета. А сами показатели, отраженные в отчетах, помогают пользователям принимать взвешенные решения. Данные из бухучета необходимы акционерам и инвесторам для оценки потенциала компании. Информация из управленческого помогает менеджменту эффективно управлять компанией в настоящем и будущем. А именно — решать широкий круг вопросов: от выпуска продукции и найма сотрудников до развития бизнеса и выхода на новые рынки.
Различия и взаимосвязь управленческого и финансового учета
Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимой для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Основные цели управленческого учета:
Таблица 1. Основные различия между управленческим и финансовым учетом.
Управленческий учет | Финансовый учет |
1. Цель учета | |
Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений. | Подготовка информации для сопоставления затрат с доходами для определения прибыли организации. |
2. Соблюдение юридических требований |
Таблица 2. Взаимосвязь областей бухгалтерского и управленческого учета предприятия.
Область бухгалтерского учета | Комментарий необходимости поправки | Примерная база поправочной бухгалтерской проводки | Бухгалтерская проводка в управленческом учете |
Начисление износа по основным средствам. | Методы и нормы финансового учета не отражают реального способа переноса стоимости основных средств на конечный продукт, производимый организацией. | Сумма разницы между износом, начисленным по методам и нормам налогового и управленческого учета. | Дебет — Кредит «Износ основных средств»; Кредит — Дебет «Накопленный износ по основным средствам». |
Отражение стоимости основных средств в учете (по первоначальной, текущей рыночной). | Из-за несоответствия стоимости, по которой основные средства отражаются в финансовом учете, и реальной стоимости основных средств. | Сумма разницы между первоначальной и его текущей (рыночной) стоимостью приобретенного основного средства. | Дебет — Кредит «Основные средства»; Кредит — Дебет «Капитал». |
Начисление амортизации по нематериальным активам. | Методы и нормы финансового учета не отражают реального шаблона переноса стоимости нематериальных активов на конечный продукт, производимый организацией. | Сумма разницы между износом, начисленным по методам и нормам финансового учета и управленческого учета. | Дебет — Кредит «Износ нематериальных активов»; Кредит — Дебет «Накопленный износ по нематериальным активам» |
Отражение стоимости нематериальных активов в учете (по первоначальной, текущей рыночной). | Несоответствие стоимости, по которой нематериальные активы отражаются в финансовом учете, и реальной стоимостью нематериальных активов. | Сумма разницы между первоначальной стоимостью приобретения нематериального актива и его текущей рыночной стоимостью. | Дебет — Кредит «Нематериальные активы»; Кредит — Дебет «Капитал» |
Отражение стоимости запасов (по наименьшей стоимости приобретения или текущей рыночной стоимости). | Искажение стоимости запасов, находящихся на балансе организации, если текущая рыночная стоимость запаса ниже стоимости приобретения. | Сумма разницы между стоимостью приобретения запасов и их текущей рыночной стоимостью. | Дебет — Кредит «Запасы», Кредит — Дебет «Капитал» |
Создание резерва под медленно движущиеся запасы (в части материалов, НЗП, готовой продукции). | Искажение стоимости запасов, находящихся на балансе организации, в случае медленного продвижения запасов. | Процент от балансовой стоимости запасов. | Дебет — Кредит «Создание резерва под медленно движущиеся запасы», Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под медленно движущиеся запасы». |
Создание резерва под сомнительную дебиторскую задолженность. | Искажение реальной стоимости дебиторской задолженности, находящейся на балансе организации, в случае наличия просроченной дебиторской задолженности, по которой есть риск неполучения оплаты. | Процент от суммы дебиторской задолженности. | Дебет — Кредит «Создание резерва по сомнительной дебиторской задолженности»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва по сомнительной дебиторской задолженности». |
Создание резерва предстоящих расходов и платежей | Искажение реальной кредиторской задолженности и расходов отчетного периода в случае отражения кредиторской задолженности только при наличии счета-фактуры | Сумма реально полученных товарно-материальных ценностей и услуг, по которым отсутствуют расчетные документы поставщика | Дебет — Кредит «Создание резерва под предстоящие расходы и платежи»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под предстоящие расходы и платежи» |
Создание резерва по гарантийному обслуживанию. | Расходы по гарантийному обслуживанию готовой продукции относятся не к периоду, в котором они фактически возникают, т.е. предъявляются покупателем, а в момент выпуска готовой продукции. | Определенная сумма на единицу готовой продукции, умноженная на количество выпущенных единиц готовой продукции | Дебет — Кредит «Создание резерва под гарантийное обслуживание»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под гарантийное обслуживание». |
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Управленческий учет: как внедрить и автоматизировать в компании
Что такое управленческий учет
Управленческий учет — это система анализа финансовых показателей компании, планирования и отчетности. Эта информация используется для принятия руководством управленческих решений, основанных на цифрах.
Часто управленческий учет путают с бухгалтерским. Это ошибка. Бухучет — лишь часть управленческого, он нужен для отчетности перед ФНС. Вы ведь понимаете, что вашему бухгалтеру куда важнее вовремя сдать государству отчет или дождаться пятницы, чем подумать о том, как ваш бизнес может больше зарабатывать?
Зачем вести управленческий учет
Управленческий учет нужен предпринимателю, чтобы в любой момент времени ответить на вопросы — в каком состоянии находится компания и как распределить ресурсы, чтобы поднять продажи и снизить издержки.
Конкретные задачи, которые решает управленческий учет:
1. Расчет прибыльности направлений бизнеса/проектов
Допустим, вы оказываете разные виды услуг. На каждое направление тратится определенный бюджет, каждое приносит свой доход. Бухучет не покажет, какие сегменты бизнеса прибыльные, а какие нужно закрывать, какие сотрудники или филиалы приносят убыток, сколько людей нужно уволить, чтобы не обанкротиться. Управленческий учет призван решать такие задачи.
Собственник компании «Окей, трактор» Михаил Иванов внедрил управленческий учет на базе сервиса ПланФакт и поделился результатами:
«У нас есть диспетчерская техника — это техника подрядчиков из разных регионов. ПланФакт помог нам разделить само диспетчерское направление и еще разбить его по регионам. Мы создали группы проектов, назвали их областями РФ, в которых ведем работу, а внутри еще разделили на города и населенные пункты региона. Так мы понимаем, из какого региона и какого города приходит больше денег, какая техника и где лучше всего продается и с какой маржинальностью. Это позволяет нам грамотно распределять рекламный бюджет»
2. Планирование финансовой деятельности
Вы фиксируете ожидаемые расходы и доходы и понимаете, сколько денег и когда можете вывести, инвестировать в другие проекты. Всегда интересно понимать, когда вы сможете позволить себе новенький «ягуар» без последствий для бизнеса. Планирование также позволяет предсказать и предотвратить кассовый разрыв — временную нехватку денег на счетах. Бывали случаи, когда подходит день выдачи зарплаты, а платить сотрудникам нечем?
Екатерина Зуева, совладелица студии Be in Bikram Yoga рассказала, как кассовые разрывы преследовали компанию:
«Пока мы не вели управленческий учет, у нас были проблемы с кассовыми разрывами: расходы оплачивались по наитию, без плана. Есть деньги на счету — платим, нет — договариваемся об отсрочке. Вся финансовая политика сводилась к затыканию дыр. Это был огромный стресс»
3. Контроль дебиторки и кредиторки
В любое время вы получите ответы на вопросы: «Какой общий размер долга ваших клиентов и когда они его выплатят?», «Сколько у вас на счетах чужих денег, которые нельзя тратить?»
Наталия Морозова, эксперт по управлению финансами и налоговой безопасности, делится опытом:
«В Казани у моего клиента 17 аптечных киосков и постоянная нехватка денег. Он обратился ко мне с этой проблемой, не мог понять, в чем дело. Оказалось, что из 17 киосков прибыльны были всего 2. Собственник не вел управленческий учет, поэтому не понимал, насколько большой убыток»
Какие отчеты важны для ведения управленческого учета
В математике есть понятия необходимого и достаточного условия. Вы можете создавать любые отчеты, которые вам удобны, но 3 самых важных отчета обязательно должны присутствовать в управленческом учете:
Отчет о движении денежных средств (ДДС) покажет, что происходит с деньгами за определенный период: сколько было на начало периода, сколько пришло, откуда и куда ушло и сколько денег будет на конец этого периода.
Практически у всех предпринимателей есть ДДС, у некоторых есть отчет о прибылях и убытках (ОПиУ), он же отчет о финансовых результатах (или PNL). Используется, чтобы понять, насколько эффективно работает компания, либо ее направления. Он показывает, какая была выручка компании, сколько всего реализовано продукции, товаров и услуг, какие были расходы и какая прибыль у компании за требуемый период.
Баланс — это мгновенная фотография, которая показывает положение бизнеса, что у компании есть и откуда это приходит. Балансовый отчет формируют на конкретную дату, например, на 1 января. Этот отчет предприниматели почти не ведут и напрасно его недооценивают.
Виды управленческого учета
Нет четкой классификации управленческого учета по видам, поскольку каждая компания имеет свои особенности и может устанавливать методы учета исходя из бизнес-целей.
Условно принято выделять четыре вида управленческого учета по направлениям.
1. Производственный учет
Направлен на расчет себестоимости с учетом затрат на производство. Отвечает на вопрос: сколько и каких ресурсов было потрачено на тот или иной вид продукции.
2. Маржинальный учет
Направлен на оптимизацию объема реализации продукции, затрат и итоговых цен для получения максимальной прибыли.
3. Бюджетный учет
Направлен на повышение работы и эффективности подразделений и отдельных сотрудников. Позволяет повысить управляемость и предсказуемость финансовых результатов для руководителей разных направлений и усилить их ответственность за выполняемую работу.
4. Стратегический учет
Направлен на обеспечение компании финансами и ресурсами, необходимыми для развития, а также на повышение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Внедрение управленческого учета в организации
Обычно управленческий учет начинается с Excel и учета движения денежных средств. Таблицы можно использовать только на самом начальном этапе, пока бизнес маленький и у собственника есть время, чтобы самостоятельно вносить все данные. Но даже в небольшом бизнесе недостаточно видеть только как движутся денежные средства. Это не является показателем успеха.
С ростом бизнеса собственники внедряют специализированные программы или облачные сервисы, которые способны собирать информацию из нескольких источников и автоматически строить все важные отчеты. Также часто владелец бизнеса обзаводится финансистом или финансовой службой.
Основные программы для ведения управленческого учета:
Каждая из программ будет иметь как подходящие для конкретной компании возможности, так и отсутствующие. И это логично, ведь разработчики не могут учесть все особенности и сделать универсальное ПО для бизнесов разных отраслей и размеров.
Автоматизация управленческого учета на базе ПланФакта
Когда Excel убивает все больше времени и сил, разрастаясь в десятки разных таблиц, появляется потребность автоматизировать внесение данных и построение отчетов. С этим справляется онлайн-сервис ПланФакт:
Понятные отчеты и графики позволяют собственникам принимать решения на основе цифр, а не интуитивно.
ПланФакт — это система управленческого учета, которой пользуются тысячи компаний в России и СНГ. Это бизнесы самых разных отраслей и размеров — от онлайн-школ до строительных компаний.
Ниже кейсы разных компаний, которые внедрили управленческий учет на базе ПланФакта.
Тимофей Логвиненко, управляющий партнер транспортной компании, долгое время страдал от кассовых разрывов и сознательно сдерживал рост бизнеса, чтобы контролировать финансы:
«Кассовые разрывы стали для нас чуть ли не стандартной процедурой. Я приловчился их отслеживать за счет резерва денежных средств. Раньше я проходил проблему с большими кассовыми разрывами, с перерасходами, несколько компаний я обанкротил по этой причине. У меня были классические истории, когда из одних проектов брал деньги и вкладывал их в другие, когда уже давно работал в минус, но продолжал пировать, все это заканчивалось кучей долговых обязательств.
Я делал отчеты для себя в каком-то минимальном виде, чтобы можно было контролировать хотя бы что-то. Вывод, который я сделал из этой работы, — самостоятельные отчеты вручную — это очень краткосрочное финансовое планирование, они не позволяют компании расти. О каком масштабировании можно говорить, если я сознательно не давал компании наращивать объемы, чтобы держать финансы под контролем»
Прочитайте, как Тимофей автоматизировал учет и нашел потерянный миллион рублей.
Владимир Андреев, руководитель компании «Трион» (монтаж каркасных конструкций и мобильных павильонов), вел учет денег в Excel-таблицах. Данные не сходились, убивалась куча времени, нельзя было отследить рентабельность разных проектов:
«Когда я занимался финансовым учетом сам, постоянно что-то терялось. Я ездил по командировкам, снимал наличку, что-то вносил, что-то забывал, получался очень условный учет. Куча тетрадок и Exсel-таблиц не давали желаемого эффекта. Не было четкого понимания прибыли по проектам, по периодам, не было учета и планирования расходов, случались кассовые разрывы, приходилось занимать деньги»
Узнайте, как правильно организованный финансовый учет помог Владимиру купить микроавтобус Ford и не попасть в кассовый разрыв.
Антон Тимофеев (благоустройство и озеленение города Пермь) почувствовал потребность в ведении финучета, когда бизнес вырос и превратился в группу компаний:
«Пока компания была маленькая, я справлялся: в каждом направлении высчитывал свою прибыль, вел отдельные проекты. Но когда мы превратились в группу компаний, это стало тяжело. Я использовал для финучета Excel, 1С. Но 1С для бухгалтера, а Excel занимал слишком много времени»
Посмотрите, как Антон наладил учет и сэкономил более 1,5 млн рублей.
Автоматизированный управленческий учет — это как приборная доска и навигатор вашего автомобиля: ты видишь, где находишься, сколько бензина осталось, когда масло менять, сколько километров прошел. Ты перестаешь двигаться вслепую и знаешь, как добраться до цели.