Что относится к угрозам национальной безопасности
Угрозы национальной безопасности
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.
В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.
К основным внешним угрозам можно отнести:
1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;
2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;
4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;
9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;
11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;
12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;
13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;
15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.
К основным внутренним угрозам следует отнести:
1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;
2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;
6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.
Трансграничные угрозы
Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.
Трансграничные угрозы включают в себя:
1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;
2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;
4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
К угрозам национальной безопасности РФ относятся:
1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».
5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.
6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.
Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.
В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.
7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.
8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.
10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.
Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.
11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.
12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.
13. Появилась новая угроза – морское пиратство.
Центр военно-политических исследований
Вы здесь
Угрозы национальной безопасности и национальным интересам РФ
Национальная безопасность официально рассматривается в РФ как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации[1].
Обеспечение национальной безопасности государства (нации) состоит в выполнении двух функций — функции защиты некоего объекта, содержащего важнейшие ценности государства, являющиеся основой жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также функции развития этого объекта. Или, употребляя термины Стратегии национальной безопасности — реализуя стратегические национальные приоритеты[2].
Существующие в настоящее время представления об объекте национальной безопасности закреплены законодательно: это национальные интересы, объективно значимые потребности личности, общества и государства[3]. Более подробно совокупность национальных интересов показана на нижеследующем рисунке (рис. 1.).
Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства можно условно разделить на три группы (рис. 2).
Рис. 2. Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства
Первая группа состоит из возможных угроз разрушения, девальвации, дезинтеграции, отчуждения существующих национальных общностей, атрибутов нации — культуры, самосознания, языка, психического склада, территории, экономики, государственной власти.
Во вторую группу можно включить угрозы дезорганизации, разрушения, девальвации социального капитала нации, то есть её психологическому и организационному капиталу. В свою очередь, угрозы психологическому капиталу нации подразделяются на угрозы нормативно-ценностным системам в сферах организационного порядка нации и её психологического воспроизводства. Угрозы организационному капиталу подразделяются на угрозы институциональному (государственному) порядку нации и национальному образу жизни.
Третью группу составляют угрозы национальному богатству, то есть угрозы разрушения, потери (захвата, отчуждения) его элементов: природного богатства, национального имущества и демографического богатства нации.
Рассмотренная классификация угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства имеет существенное значение для рассмотрения проблем национальной безопасности, особенно при построении систем её обеспечения по функциональному признаку, исходя из направленности угроз. Не менее важное методологическое значение имеет классификация угроз и по другим признакам.
Варианты такой классификации представлены на рис.3.
Рис. 3. Общая классификация угроз национальной безопасности
Как видно из рисунка, можно рассматривать следующие угрозы:
1. По отношению к функциям обеспечения национальной безопасности — угрозы надёжности существования государства, общества, личности и угрозы возможности устойчивого развития страны, комбинированные угрозы, сочетающие в себе угрозы надёжности существования государства, общества, личности и угрозы возможности устойчивого развития страны.
2. По отношению к объекту обеспечения безопасности — внешние, внутренние и трансграничные.
3. По масштабам угроз — глобальные, региональные, местные.
4. По характеру и генезису угроз — природные (стихийные), антропогенные.
5. Угрозы по отношению к объекту обеспечения безопасности (внешние, внутренние и трансграничные).
Предложенные общие классификаторы угроз национальной безопасности могут быть дополнены и детализированы в соответствии с целями исследования проблем национальной безопасности и её элементов.
Изложенная классификация критикуема, как и другие подходы к определению сущности угроз или других понятий теории национальной безопасности.
Так, из уже приведенного определения понятия: «национальная безопасность есть защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны» вытекает, что угрозы национальной безопасности есть угрозы защищённости различного рода интересов. Отсюда следует, что нужно рассматривать лишь угрозы направленные против создаваемой государством во взаимодействии с обществом системы, которая обеспечивает защиту национальных интересов. Иначе говоря, угрозы, национальной безопасности есть только угрозы по отношению к институтам государства, которые и образуют созданную для обеспечения национальной безопасности систему, а не все, перечисленные ранее.
Однако в таком случае практически выпадает из рассмотрения сам объект обеспечения безопасности — национальное достояние, который включает в себя совокупность национальных общностей, ценностей, интересов и национального богатства. Он подменяется лишь частью национального достояния — государственной властью. Данное замечание сделано для понимания некоторой условности трактовки понятий теории национальной безопасности, поскольку формирование её некоторых понятий носит исторический характер.
[1] Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683.
Угроза национальной безопасности РФ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Национальная безопасность РФ
Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.
Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.
В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.
Виды внутренних угроз национальной безопасности России
Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.
Сущность внутренних угроз заключена:
Готовые работы на аналогичную тему
Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.
Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.
Внешние угрозы национальной безопасности
Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.
Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:
Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Основные задачи обеспечения национальной безопасности:
Угрозы национальной безопасности.
Дата добавления: 2014-09-05 ; просмотров: 18408 ; Нарушение авторских прав
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.
В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.
Основныевнешние угрозы:
1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;
2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;
6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;
10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;
11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;
12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;
14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.
Основные внутренние угрозы:
1. попытки насильственного изменения конституционного строя;
2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
3. деятельность незаконных вооруженных формирований;
5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;
6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.
Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы:
1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;
2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;
6. деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
К угрозам национальной безопасности РФ относятся:
1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.
5. Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.Состав блока НАТО:1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.
6. Угрозы в экономической сфере:
− сокращение наукоемких производств;
− снижение инвестиционной и инновационной активности;
− разрушение научно-технического потенциала страны;
− увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%
− увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;
− формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.
7. Угрозы в социальной сфере:
− увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;
− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.
8. Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей.
9. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природно-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
10. Увеличение вероятности возникновения катастроф техногенного характера. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.
11. Угрозы в международной сфере проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.
12. Угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.
13. Появилась новая угроза – морское пиратство.