Что относится к туристским ресурсам

Основные понятия о туристских ресурсах

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность туристических ресурсов

Туристические ресурсы – это природные, исторические, социальные, культурные объекты, которые способны удовлетворить ряд потребностей туристов.

Ценность конкретных территорий определяется наличием туристических ресурсов. Чем больше ресурсов, тем, соответственно, ценнее будет территория. Например, на территории России существуют территории, которые имеют весьма широкий комплекс туристических ресурсов (в том числе и пока неиспользуемых). В качестве подобных территорий можно назвать Ленинградскую, Московскую область, Краснодарский край.

Наличие большого количества ресурсов на территории определяет не только её ценность, но и возможность расположения различных туристических объектов различной направленности.

Определяя туристическую ценность территории, необходимо произвести следующие действия:

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимо учитывать, что посещение туристических ресурсов не должно быть связано с опасностью для туристов. Если усматривается опасность для туристов, то она должна быть устранена каким-либо способом, например, путем разработки безопасного туристического маршрута. Иначе невозможно формирование туристического маршрута.

Определение потенциала туристических ресурсов производится также посредством анализа географических и климатических факторов и особенностей инфраструктуры района. В качестве синонима термина «туристические ресурсы» также используется понятие «туристический потенциал».

Классификация туристических ресурсов

Туристические ресурсы, как и любые другие явления, имеют свою классификацию. В первую очередь, они делятся на следующие категории

С географической точки зрения туристические ресурсы также классифицируют определенным образом:

Кроме того, всемирная туристическая организация предлагает разделить все мировые туристические ресурсы на семь больших групп:

Необходимо отметить, что туристские ресурсы должны отвечать ряду требований. Во-первых, они должны быть привлекательными для туристов, то есть вызывает желание их посетить или посмотреть. Кроме того, они должны быть зрелищными, что определяется их внутренними и внешними характеристиками. Особое влияние играет степень изученности туристических объектов. Некоторые объекты, которые являются недостаточно изученными, могут быть запрещены для посещения. Например, таковыми являются опасные природные объекты, объекты атомной энергетики и т.д.

Рисунок 1. Классификация туристических ресурсов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Туристско-рекреационные ресурсы

Туристско-рекреационные ресурсы являются одними из важнейших в социально-экономическом плане для человечества. Их задача – восстановление физических и духовных сил человека, использование их для отдыха после работы, то есть использование трудового ресурса. Наличие рекреационных ресурсов играет важную роль в экономике любого государства, так как рекреационный туризм направлен, прежде всего, на восстановление здоровья населения конкретного государства. Особая роль здесь принадлежит природным ресурсам, которые формируют основу туристско-рекреационной деятельности.

Необходимо учитывать восполняемость природных ресурсов, а также их происхождение. Учёные, как правило, учитывают физические, биологические, энергетические характеристики ресурсов при расчете их восполняемости. Так, сила природы, которая может использоваться в производственной и туристической деятельности, обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, способна удовлетворить потребности людей в отдыхе. Однако в результате воздействия человека на окружающую среду могут наблюдаться некие негативные тенденции по ухудшению экологической обстановки.

Немаловажное значение имеет историко-культурный потенциал страны. Чем больше на территории страны исторических объектов, тем привлекательнее она будет не только для внешнего, но и для внутреннего туризма. В России имеется множество древнейших объектов, которые вызывают интерес туристов различных государств.

Людей побуждает путешествовать интерес к другим культурам, духовному обогащению, расширению собственного кругозора. Культура является одним из основных элементов интереса со стороны туристов. Однако развитие туристической инфраструктуры никаким образом не должно влиять на исторический облик территорий. Поэтому необходимо крайне осторожно подходить к данному вопросу. Так, оригинальный природный ландшафт не должен меняться под воздействием силы человека. Исторические памятники не должны сноситься при прокладке маршрутов, строительстве дорог или объектов. По данной причине также не допускается изменение внешнего облика исторических объектов, построек.

Источник

Туристские ресурсы

Что относится к туристским ресурсам Что относится к туристским ресурсам Что относится к туристским ресурсам Что относится к туристским ресурсам

Что относится к туристским ресурсам

Что относится к туристским ресурсам

Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впе­чатления.

Туристский интерес— перспектива получения туристом объек­тивной информации, положительных эмоций и (или) потенциаль­ная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе ту­ристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.

Объекты туристского интереса места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского инте­реса являются:

· привлекательность (аттракция) для туристов;

· познавательная ценность (связь объекта с конкретным ис­торическим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);

· рекреационная ценность (возможность использования объ­екта для организации отдыха и оздоровления туристов);

· известность (популярность среди туристов);

· выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);

· сохранность (состояние объекта, его подготовленность к прие­му туристов);

· месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъ­езда к нему, пригодность дороги для передвижения авто­транспорта, природная обстановка, определяющая объект).

Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристкой индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходи­мой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, раз­влечения.

Туристские впечатления— комплекс эмоций, душевного и фи­зического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впе­чатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.

Туристские ресурсы— совокупность природных и искусствен­но созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и кос­венные туристские ресурсы. К первым относятся природные и куль­турно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привле­каются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвя­заны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их по­требительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравствен­ные и психологические стороны жизнедеятельности человека.

Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов ре­гулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитар­но-эпидемиологическим и др.).

Туристские ресурсы являются национальным достижением. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавли­вает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.

Основой формирования туристского продукта являются, без­условно, природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.

Природные ресурсы — компоненты природной среды (кли­мат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды,

лечебные грязи и т.д.); используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное на­правление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях ту­ризма. Одни из них не возобновляются, другие — восстанавли­ваются (самостоятельно или при участии человека).

Существуют несколько подходов к оценке природных тури­стских ресурсов:

· технологический — по функциональной пригодности ре­сурсов для организации того или иного вида туризма;

Что относится к туристским ресурсам

· физический — по степени комфортности ресурсов;

· психологический — в зависимости от эстетических качеств ресурсов.

В процессе оценки природных ресурсов учитываются их ус­тойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природ­ных компонентов.

Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культу­ры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных про­мыслов и т.д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особен­ностями бытовой и хозяйственной жизни.

Наиболее распространенными формами включения культур­но-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются организация музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов.

На базе туристских ресурсов образуются и развиваются тури­стские центры — местности, привлекающие туристов в силу на­личия природных и культурно-исторических ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для тури­стов информации о них.

Выделяют следующие типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный, приморский, альпий­ский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, водный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и др. Приведенная типология

свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комби­нированными.

Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использова­ние природных и культурно-исторических ресурсов. Он часто выступает пионером в освоении новых территорий и естествен­ных природных комплексов. Иногда из-за чрезмерной и нера­циональной эксплуатации природного и культурно-историче­ского потенциала, несоблюдения норм антропогенной нагрузки происходит его разрушение. Именно поэтому в Гаагской декла­рации по туризму (приложение 2) отмечается, что неиспорченная естественная, культурная и человеческая среда является основ­ным условием развития туризма. В данном документе (принцип III) содержатся следующие рекомендации: «информировать и про­свещать туристов, путешествующих как внутри страны, так и за рубежом, в плане сохранения и уважения естественной, культур­ной и человеческой окружающей среды в местах, которые они посещают; определять уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечивать его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к по­добным местам в определенные периоды или сезоны».

Осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма. Устойчивость в туризме означает:

· рациональное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к раз­витию туризма;

· переход предприятий туризма на ресурсосберегающие тех­нологии;

· сокращение производственных отходов; применение транс­портных средств, минимально загрязняющих среду;

· вовлечение местного населения в процесс принятия реше­ний относительно развития туризма;

· партнерство во взаимоотношениях общественного и част­ного секторов;

· содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.

Всемирным советом по путешествиям и туризму (ВСПТ) с 1984 г. осуществляется развернутая программа действий «Зеле­ная планета». Главная цель этой программы состоит в разработке

недорогих и практически выполнимых мероприятий по обеспече­нию защиты окружающей среды и соответствующем информи­ровании об этом.

Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности проявляется в первую очередь в разви­тии экологического туризма. В его основу положены три главных подхода: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюде­ние природоохранных требований возводится в ранг обязатель­ных; туристская поездка осуществляется с исследовательскими или учебно-вспомогательными целями. Экологический туризм представляет собой одну из наиболее перспективных и динамич­ных форм туристской деятельности. На конференции ВТО, про­веденной в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что этот вид туризма должен стать главным фактором его развития. Одна­ко несомненно, что данное требование может быть достигнуто лишь при соответствующей законодательной и регламентирую­щей поддержке государственных органов.

С целью сохранения туристских ресурсов практически во всех странах выделяются охраняемые территории, где хозяйственная деятельность ограничена или прекращена вообще, за исключени­ем той, которая необходима для развития растительного и живот­ного мира и сохранения культурно-исторических объектов. Ту­ризм на этих территориях осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах, с учетом пропускной способ­ности территории или объекта.

Наиболее распространенными формами организации охра­няемых территорий являются курорты и национальные парки.

Основными, тесно взаимодействующими друг с другом функ­циями курортов являются: оздоровительная, реабилитационная, профилактическая, анимационно-досуговая.

Различают следующие типы курортов: приморско-климатические, горно-климатические, бальнеологические и др.

Национальный парк — особо охраняемая территория, создавае­мая для защиты ценных природных территорий национального или международного значения в целях науки, просвещения, отдыха.

Развитие туризма в национальных парках регулируется. Ре­гулирование осуществляется планировочными методами (функ­циональное зонирование территории) и путем проведения орга­низационных мероприятий (прокладка и маркировка турист­ских троп, рациональное размещение элементов материальной базы и инфраструктуры туризма).

Для рекреационных целей широко используются также био­сферные заповедники — специально охраняемые территории, создаваемые с целью сохранения и развития генофонда биосфе­ры, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных ра­бот, сохранения культурного наследия.

Освоение и использование туристских ресурсов требует соот­ветствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

Материально-техническая база туризма — совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), пред­назначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размеще­ние, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

В состав материально-технической базы туризма входят: гос­тиницы, транспортные организации, предприятия питания, тор­говли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.

Материально-техническая база имеет свою специфику в каж­дом виде туризма. Так, в горнолыжном туризме она наряду с гос­тиницами, турбазами, приютами включает канатные дороги, горнолыжные трассы, снаряжение для горнолыжников и др.

Особое место в материально-технической базе туризма зани­мают тематические парки (развлечений, дельфинарии, аква- и зоопарки и т.п.). Они составляют серьезную конкуренцию тра­диционным туристским регионам, имеющим большое количество историко-культурных достопримечательностей. Классическими

примерами развлекательных тематических парков являются «Дис­нейленд» (США), «ЕвроДиснейленд» (Франция), «Порт Авентура» (Испания), «Страна Грез» (Япония).

В 2002 г. в Баварии открылся тематический парк «Леголенд», в котором нашло отражение все, что производит компания «Lego» в области игрушек и товаров. Ежедневно «Леголенд» принимает до 6000 посетителей.

Ожидается, что развлекательно-тематический комплекс будут посещать ежегодно около 1,8 млн туристов. Помимо образова­тельных программ в нем планируется проведение научных иссле­дований морского мира.

Для оптимального использования туристских ресурсов и пла­нирования развития материально-технической базы туризма целе­сообразно использовать предложенную польским ученым А. Козма классификацию туристских регионов:

· располагающих огромными туристскими ресурсами, в ко­торых туризм должен быть доминирующим сектором ре­гиональной экономики;

· имеющих богатые туристские ресурсы, в которых туризм

· должен получить развитие наравне с другими отраслями; » располагающих туристскими ресурсами, в которых разви­тие туризма будет зависеть от состояния других отраслей экономики.

Важным моментом при планировании использования тури­стских ресурсов является формирование инфраструктуры туриз­ма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской инду­стрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к турист­ским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит отличие туриста от экскурсанта?

2. Можно ли отнести к категории туристов беженцев, лиц, меняю­щих место жительства, приграничных работников, пассажиров круиза, проживающих на борту судна? Обоснуйте ответ.

3. Какие лица не относятся к категории туристов по традиции?

4. В чем заключается специфика туристского продукта?

5. Почему туристская индустрия рассматривается как сложный меж­отраслевой комплекс?

6. Выявите основные причины концентрации производства в ту­ризме. Отчего, на ваш взгляд, будет зависеть этот процесс в будущем?

7. Что представляет собой туристская деятельность?

8. В чем состоят принципиальные различия между классическими туроператорами и турагентами?

9. Опишите ситуацию, сложившуюся на рынке турагентских услуг в вашем городе, районе, стране.

10.Дайте оценку использования природных и культурно-историче­ских ресурсов в вашем регионе.

И. На каких принципах основана концепция устойчивого развития туризма? В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы ее практической реализации?

12. Объясните причины успеха тематических парков.

Литература

Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998.

Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2001.

Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса, Одесса: Черноморье,. 1997.

Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996.

Дурович А.П. Туроператор и турагент: единство и борьба противопо­ложностей // Туризм и отдых. 1998. № 4. С. 3

Зорин И.В., Квартальное В.А. Толковый словарь туристских терми­нов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.; Афины: INFOGROUP, 1994.

Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Фи­нансы и статистика, 2000.

Исмаев Д. К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.

Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001.

Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и стати­стика, 2001.

Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2001.

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР, 2001.

Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001.

Сапрунова В.Б. Таймшер: фикция и реальность // Туризм: практи­ка, проблемы, перспективы. 1997. № 4. С. 14—15

Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.

Сапрунова В.Б. Что такое маркетинг и для чего он нужен турфирме // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 2. С. 6—11.

Источник

Текст книги «Основы туризма»

Что относится к туристским ресурсам

Автор книги: Алексей Кусков

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 7 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

2.2. Туристские ресурсы

Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Проявляется это в том, что он:

– вызывает миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;

– вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные и культурные комплексы и их элементы;

– комплексно использует природные и культурно-исторические ресурсы;

– ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным комплексам;

– удачно сочетается с другими видами природопользования – сельским и лесным хозяйством, рыболовством, горнодобывающей промышленностью, предъявляя при этом требования к природным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;

– осуществляет воздействие на природу и культуру через потребителя – туриста;

– характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные и культурные комплексы;

– как отрасль хозяйства эффективен в экономическом плане: труд работников туризма направлен не на природу и культуру, а прямо на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Н.П. Крачило дает следующее определение: «Под рекреационными ресурсами следует понимать сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека»[19] 19
Крачило Н.П. География туризма. Киев, 1987.

Многие авторы используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы территорий» как «совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории». Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные, видеоэкологические и социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г.) дается другое по форме, но сходное по смыслу понятие: «Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил».

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, суть которых – объекты туристского интереса, потенциально способные удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений.

Они количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане это – факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы – национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

Туристские ресурсы обладают рядом общих свойств. Во-первых, они историчны, т.е. могут видоизменяться по мере роста туристских потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристским ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, т.е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, играют организующую роль, способствуя формированию особых туристских пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристских предприятий и систему туристских маршрутов.

Специфическими свойствами туристских ресурсов считаются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.

Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и т.д.

Емкость – возможность включать ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом.

Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. То есть туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов.

Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями.

Привлекательность (аттрактивность) – основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа.

Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства.

Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста.

Известность – популярность туристского объекта среди туристов.

Экзотичность – степень контрастности объектов, их необычность по отношению к условиям места постоянного проживания туристов.

Выразительность – взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность – состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

Основные требования, предъявляемые потребителями к туристским ресурсам:

– использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа);

– использование культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров);

– возможность заниматься спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто– и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры);

– любительские занятия (рыбалка, охота).

Существует немало различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь они делятся на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первой группе относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (например, привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания). Косвенные (социально-экономические) ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов. Их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. При этом большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории, усиливающая или, наоборот, снижающая функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены природными и социально-культурными объектами (памятниками истории и культуры, музеями, национальными особенностями и традициями населения, уникальными объектами природы, культуры, промышленности).

Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты;

культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства;

социально-экономические: транспортная доступность территории и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

Популярны классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. В своих работах он выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; созданные трудом человека; «дополнительные» (инфраструктура, экономические удобства).

В отличие от М. Труаси П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. Он подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека, например, архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности – обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Туристская территория или акватория – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах, кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре туристских ресурсов, определяемом как обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Он обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, можно выделить такие виды, как природные лечебные и туристские информационные. Природные лечебные ресурсы предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы – информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма служат туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов.

Объекты туристского интереса – достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия, и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или сопутствующим целям тура.

Однако чтобы эти объекты реально использовать в целях туризма, необходимы надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат доведение до туриста необходимой информации о данном туристском объекте, достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.

Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, обычно положительных, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, обзоре красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм в основной своей направленности предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то покупающий туристские услуги, естественно, планирует или подразумевает получить положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений.

2.3. Туристские объекты и их комплексы

Туристские комплексы представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания. Под туристским комплексом также понимают совокупность разных по функциям туристских учреждений вместимостью более 1 тыс. мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия и т.д.).

Туристский объект – особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ. Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства туристских объектов. Номенклатура типов объектов туризма (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием, обусловленным богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих. Это порождает необходимость классификации туристских комплексов.

Типы туристских объектов обычно классифицируют на основе различных признаков: стационарности, сезонности эксплуатации, функциональной специфики, величины. Они названы у ряда авторов и составляют основу классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

Один из признаков различия объектов отдыха – стационарность. Стационарные сооружения – неперемещаемые объекты, к которым принадлежат все капитальные здания, рассчитанные на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные сооружения – те, которые можно перемещать на другое место, т.е. все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т.п. Нестационарные туристские объекты разделяют на стабильные (палатки, домики) и мобильные (автоприцепы, туристское судно).

Другой критерий деления – сезонность эксплуатации, в связи с чем различаются туристские объекты круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

Стационарные и нестационарные туристские здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют туристские комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию: полифункциональные туристские комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей, и специализированные, где доминирует специализация (например, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

Следующий критерий деления туристских объектов – их величина, или мощность (вместимость), выражаемая количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, т.е. в день сезона максимальной загруженности. Величина туристского комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

Существуют различные рекомендации по оптимальной величине туристских комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость туристских комплексов принимается в пределах от 2 тыс. до 10 тыс. мест. Туристские центры, сформированные на основе озер и рек, где туристские ресурсы ниже, имеют обычно меньшую вместимость и подразделяются на малые – до 500 мест, средние – 500—2,5 тыс. мест, большие – более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость туристских центров: для центров круглогодичного использования – 2—15 тыс. человек, для центров сезонного (зимнего или летнего) использования – 1—7 тыс., для специализированных – 0,5—2 тыс.

Мировой опыт туристского строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, туристских комплексов, так и малых, почти миниатюрных. В виду этого допустимо классифицировать туристские комплексы по числу отдыхающих на мини-комплексы вместимостью до 0,5 тыс. человек, комплексы вместимостью 0,5—2 тыс., макрокомплексы вместимостью 2—5 тыс. и мегакомплексы вместимостью свыше 5 тыс. Термин «туристский центр», который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова «комплекс», относится к макро– и мегакомплексам.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стало уменьшение популярности больших туристских комплексов в пользу малых, в частности, таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети туристских объектов небольших туристских комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению, противопоставленных по своему архитектурному решению мощным центрам отдыха с высокой степенью урбанизации.

Туристские комплексы – не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями ее природного ландшафта. При этом именно качество ландшафта определяет туристские возможности (потенциал) территории и служит побуждающей причиной намерения возводить любое туристское устройство. Здесь возникает вторая ключевая проблема – выбор места для размещения туристского объекта. Местоположению объектов туризма специалисты придают большое значение, тем более если речь идет о размещении элитных туристских комплексов.

В последнее время проблема оценки территорий для туристского использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма, она широко обсуждается в специальной печати. Существует несколько подходов к оценке, общее для них – все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) туристской деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, туристская инфраструктура (здания, комплексы, инженерные системы).

Сложность оценки территории для целей туризма в том, что для разных видов туристской деятельности необходимы различные ресурсы и условия. К основным видам туристско-рекреационной деятельности относятся рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии «в природу» и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). При этом каждый вид деятельности требует индивидуального подхода, касающегося группировки оцениваемых факторов и прочтения их значения. Внимание следует уделять не только положительным, но и отрицательным факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в туристских и рекреационных целях.

Методика туристской оценки территории должна включать взаимосвязанное изучение основных аспектов территориальной организации отдыха и предусматривать их комплексный анализ, базироваться на системной методологии. Положительные возможности для решения проблемы туристской оценки территории и выбора места для размещения рекреационных комплексов предоставляет аппарат многомерной статистики, в частности методы факторного анализа.

В самом общем виде они представляют собой матричные преобразования и исчисления. Изначальный этап – выбор единиц изучения и выделение признаков. Вся собираемая в ходе анализа информация представляется в форме таблицы данных, в которой строки соответствуют большому количеству территориальных единиц, а столбцы – множеству признаков, описывающих их экологическое состояние, рекреационное, народнохозяйственное значение. Такая форма позволяет провести балльную оценку территории по всему комплексу аспектов.

Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки):

1-й шаг – выделение и группировку факторов (признаков), по которым ведется оценка;

2-й шаг – определение интенсивности и уровня фактора (признака);

3-й шаг – разработку критериев оценки и оценочных шкал;

4-й шаг – проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

5-й шаг – проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

6-й шаг – ранжирование и категоризацию единиц территории с установлением их приоритета.

В существующих методиках туристской оценке подлежит ландшафт, его фрагменты. Любая местность (ландшафт) с точки зрения отдыха, туризма может привлекать и манить к себе либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими). Аттрактивность – основное системное свойство туристских ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их туристской ценности. Аттрактивность туристской деятельности – индивидуальная или групповая привлекательность занятий туристской деятельности и их сочетаний.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы ее оценить. Например, А.Д. Волков и А.Н. Громцев считают, что ведущие признаки, определяющие рекреационное качество ландшафта, – контрастность форм рельефа, мозаичность и типологический спектр лесов, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, транспортная доступность. Приведем в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности. Можно выделить три блока таких свойств: топологические, функциональные и эстетические.

Привлекательны уникальные (индивидуальные, неповторимые) места, определяемые прилагательным «самый» (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т.д.). К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки – все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов – рек, озер, водохранилищ, древесной растительности – хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, создают дополнительные рекреационные возможности и повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибного и ягодного сбора, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито-и зооресурсы – необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, ровные площадки – условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемая характеристика – эстетические качества места. Понятие «эстетика места», применяемое здесь, отражает способность его воздействовать своими некоторыми качествами на нервную систему, психоэмоциональную сферу туриста. Определяющим служит фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем пристальный интерес.

Наряду с аттрактивными местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить туристский потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести большое количество опасных и вредных для человека животных и растений (насекомые-переносчики, к примеру энцефалитные клещи, ядовитые пресмыкающиеся или растения, хищные животные), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Гнус (мошка, комары, слепни, мухи) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным можно отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Следует остановиться и еще на одном аспекте создания и последующего функционирования туристских объектов и комплексов – особенностях и принципах их включения в систему туристских маршрутов. Классификация туристских маршрутов будет приведена нами в параграфе 3.4. В работе Л.Г. Лукьяновой и В.И. Цыбуха графически представлены основные принципы размещения туристских объектов и комплексов в системе туристских маршрутов (рис. 2.2)[20] 20
Лукьянова Л.Г., Цыбух В.И. Рекреационные комплексы. Киев, 2004.

Особую роль они придают также и взаимосвязи транспортной и стационарной составляющей при организации туристских маршрутов, которые реализуются в трех основных формах:

1) использование только транспортной составляющей для проживания туристов – морские и речные круизные суда, туристско-экскурсионные поезда;

2) использование только стационарной составляющей для проживания в начальных, конечных и промежуточных точках авиационных, автобусных и автомобильных маршрутов;

3) комбинированное использование для проживания транспортной и стационарной составляющих, которые обладают гибкой формой организации туризма и имеют круглогодичное действие – комбинированные теплоходные и железнодорожные маршруты.

Что относится к туристским ресурсам

Рис. 2.2. Принципы размещения туристских комплексов в системе туристских маршрутов:

а – принципы организации туристских учреждений на маршруте; б – схемы туристских маршрутов: 1 – линейная; 2 – радиальная; 3 – кольцевая; 4 – смешанная

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *