Что относится к торгуемым товарам

Торгуемые и неторгуемые товары

Предметом приложения сил совокупного спроса и совокупного предложения в международной экономике является товар, который трактуется широко, как вся совокупность материальных и нематериальных предметов, предлагаемых для продажи. В более узком смысле, как известно из общей экономической теории, товар является исходной категорией товарного производства, которое пришло на смену натуральному хозяйству и характеризуется производством товара не только и не столько для собственного потребления, сколько на продажу.

Товар (commodity good) — предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары.

В теории международной экономики товар важен не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Поскольку основным предметом изучения являются сфера международного общения и ее обратное влияние на процесс производства, товар рассматривается прежде всего с точки зрения обращения и частично потребления. Товар является таковым только тогда, когда он кому-то нужен и когда на него направлены две основные силы рыночной экономики — спрос и предложение, то есть его хотят обменять на другой товар, более того, хотя бы одна из этих сил действует из-за рубежа. Если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, то товар становится простой вещью и не является предметом теории международной экономики.

Международная экономика наряду с общей теорией макроэкономики изучает закономерности формирования совокупного и индивидуального спроса и предложения на товары, образования их равновесной цены, отклонения от нее и возникающие рациональные ожидания. Разница в подходах заключается прежде всего в предложении о степени мобильности факторов производства (труда, капитала, земли и технологии), с помощью которых эти товары были произведены. Макроэкономическая теория обычно предполагает как данность абсолютную мобильность факторов производства, их полную свободу передвижения между регионами и отраслями деятельности. Теория международной экономики исходит из более реальной предпосылки, что такая мобильность сильно ограничена межстрановыми барьерами. Разумеется, различия нельзя воспринимать прямолинейно. Например, такой важнейший для России фактор производства, как рабочая сила, даже внутри страны, несмотря на отсутствие межстрановых барьеров, обладает очень низкой мобильностью в силу многочисленных административных (прописка) и экономических (отсутствие работы по специальности) преград. Семье шахтера из Воркуты очень непросто перебраться в Москву. С другой стороны, свобода перелива капитала между большинством западноевропейских стран, стимулируемая интеграционными процессами, придает этому фактору производства большую межстрановую мобильность.

Правильное для национальной экономики предположение о том, что все товары продаются и покупаются на рынке, оказывается неверным для международной экономики. Способность произвести продукт еще не означает, что он станет товаром, то есть что его кто-то купит. Способность произвести товар для внутреннего рынка не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, то есть что его купят за рубежом. Товары могут не продаваться за рубежом либо по причине их неконкурентоспособности, что в принципе поправимо, либо по причине изначальной невозможности поставить их на внешний рынок, их принципиальной «неторгуемости». Поэтому с точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые товары (tradable goods) — товары, которые могут передвигаться между различными странами.

Неторгуемые товары (nontradab-le goods) — товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами.

Допустим, что некоторая страна несколько лет подряд брала зарубежные займы, срок оплаты которых наступил. Чтобы платить по долгам, правительство увеличивает налоги, в результате чего падает потребление. Но если производитель выпускает торгуемый товар, то, уловив падение внутреннего спроса, он может переориентировать часть своего производства для продажи за рубеж. Однако если производится неторгуемый товар, то такой альтернативы у производителя нет. Он несет убытки, разоряется и в итоге переходит в другую отрасль, спрос на продукцию которой выше. Наличие в экономике неторгуемых товаров приводит к тому, что любое изменение экономической политики, любая сколь-нибудь существенная реформа приводят к серьезным социальным проблемам и значительно осложняют процесс развития.

Тем самым главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

1. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство
2. Добывающая промышленность
3. Обрабатывающая промышленность4. Коммунальные услуги и строительство
5. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы
6. Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество
7. Оборона и обязательные социальные услуги
8. Образование, здравоохранение и общественные работы
9. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги

Разделение между торгуемыми и неторгуемыми товарами проводили еще представители классического направления экономической мысли, полагая, что все готовые продукты являются торгуемыми товарами, тогда как то, что использовано для их производства, — неторгуемым товаром. Однако в современные классические модели концепция торгуемых/неторгуемых товаров была привнесена лишь в конце 50-х годов.

Является ли товар торгуемым или неторгуемым, зависит также от транспортных издержек на его перемещение за рубеж и торговых барьеров, существующих на этом пути. Если цена товара на единицу веса высока, то практически всегда этот товар является торгуемым. Наиболее яркий пример — золото. Вне зависимости от транспортных издержек цена на золото практически одинакова во всех мировых центрах торговли им.

Однако транспортные издержки становятся непреодолимой преградой для парикмахера, несмотря на то что стоимость стрижки в Москве гораздо ниже, чем в Вашингтоне, цена билета Москва — Вашингтон — на два порядка выше цены стрижки. Поэтому московский парикмахер не бросает все и не едет в Вашингтон, а продолжает работать в Москве. Если на пути рыбопродуктов из России в Японию, где они в два раза дороже, возникнет таможенный тариф в 100% стоимости, то никакого смысла везти рыбу в Японию нет, те же деньги можно выручить и дома. Сокращение транспортных издержек в связи с развитием технологии ведет к увеличению количества торгуемых товаров, а рост межгосударственного протекционизма — напротив, к их сокращению.

Разумеется, любые границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами будут весьма условны. Чаще всего используется деление, основанное на Стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней все существующие товары и услуги (которые тоже считаются товаром) делятся на девять больших групп (табл. 1.1).
Очевидно, что из приведенной классификации существуют многочисленные и весьма существенные исключения. Несмотря на то что строительство в основной своей массе считается неторгуемой услугой, достаточно взглянуть на здания, отремонтированные и построенные турецкими, югославскими и иными иностранными фирмами в России, чтобы убедиться в обратном. Транспорт также сильно вовлечен в международную торговлю, и неторгуе-мыми являются только те услуги, которые оказываются транспортом внутри страны — городскими автобусами, такси и пр. В главе будет рассмотрена торговля услугами, включающая те услуги, которые предоставляются иностранцам.

Торгуемые товары делятся на экспортируемые (exportables) и импортируемые (importables) товары. Экспортируемые товары, в свою очередь, состоят из товаров реального экспорта и субститутов экспорта — тех отечественных товаров, которые в данный момент продаются только на внутреннем рынке, но при желании могут быть проданы и за рубеж. Импортируемые товары состоят из товаров реального импорта и субститутов импорта — тех национальных товаров, которыми при желании можно заменить иностранные товары.

Итак, теории международной экономики свойствен прагматический подход, в соответствии с которым, исходя и из наивысших достижений ведущих и школ экономической мысли, она изучает те теории, модели и инструменты экономической политики, которые позволяют наиболее быстро, точно и полно ответить на практические вопросы, возникающие в сложнейшей сфере международного экономического общения. Товар как предмет, удовлетворяющий а какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, представляется предметом изучения теории международной экономики не как продукт производства, а как объект процесса обращения, на который направлены векторы совокупного спроса и совокупного предложения. Спрос и предложение при этом предъявляются как в национальных рамках, так и из-за рубежа. С позиций международной экономики все товары делятся на торгуемые (в их числе экспортируемые и импортируемые), цена на которые определяется соотношением спроса и предложения как внутри страны, так и за рубежом, и неторгуемые, цена которых устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Источник

Понятие товара. Торгуемые и неторгуемые товары

Предметом приложения сил спроса и предложения в мировом масштабе является товар. Его понятие трактуется достаточно широко, как вся совокупность материальных и нематериальных предметов, предлагаемых для продажи. В более узком смысле товар является исходной категорией товарного производства, которое пришло на смену натуральному хозяйству и характеризуется производством товара не только и не столько для потребления, сколько на продажу.

Товар – это предмет (продукт, результат производственной деятельности), удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценность, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары.

В теории международной экономики товар важен не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Поскольку основным предметом изучения является сфера международного общения и ее обратное влияние на процесс производства, товар рассматривается, прежде всего, с точки зрения обращения и частичного потребления. Товар является таковым только тогда, когда он кому-то нужен и когда на него направлены две основные силы рыночной экономики – спрос и предложение, то есть его хотят обменять на другой товар, более того, хотя бы одна из этих сил действует из-за рубежа. Если хотя бы один из этих компонентов не действует, то товар становится простой вещью и не является предметом изучения мировой экономики.

С точки зрения международного перемещения (мобильности) все товары в мировой экономической теории делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами.

Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами.

Допустим, что некоторая страна несколько лет брала зарубежные займы, срок оплаты которых наступил. Чтобы платить по долгам, правительство увеличивает налоги, в результате чего падает потребление, но если производитель выпускает торгуемый товар, то, уловив падение внутреннего спроса, он может переориентировать часть своего производства для продажи за рубеж. Однако если производится неторгуемый товар, то такой альтернативы у производителя нет. Он несет убытки, разоряется и в итоге переходит в другую отрасль, спрос на продукцию которой выше. Наличие в экономике неторгуемых товаров приводит к тому, что любое изменение экономической политики, любая сколь-нибудь существенная реформа приводит к существенным социальным проблемам.

Тем самым главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

Наиболее типичным примером неторгуемых товаров являются услуги. Клиентура таких заведений, как парикмахерские, химчистки, прачечные, как правило, живет неподалеку. Приезжать из-за рубежа, чтобы почистить костюм или сделать прическу, смысла не имеет.

Является товар торгуемым или нет, зависит также от транспортных издержек на его перемещение за рубеж и торговых барьеров, существующих на этом пути. Если цена товара на единицу веса высока, то практически всегда этот товар является торгуемым.

Разумеется, все границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны. Чаще всего используется деление, основанное на Стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней все существующие товары и услуги (которые тоже считаются товаром) делятся на девять больших групп (табл. 1.1.).

Источник

Торгуемые и неторгуемые товары

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

В системе МЭО особое место занимает международная торговля. Ее становление и развитие происходило в течение нескольких тысячелетий. Но как свидетельствует международная статистика, основной прирост мирового ВВП и объема международной торговли происходил во второй половине XX в. С 1900 по 1950 гг. объем мирового ВВП увеличился в 3 раза, во столько же – мировой экспорт товаров. В последующие десятилетия (с 1950 по 2000 гг.) мировое производство и экспорт возросли соответственно в 6 и 11 раз. Благодаря ускоренному развитию мировой экономики и торговли произошел рост общего уровня жизни населения.

Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля состоит из двух встречных потоков экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо (торговым балансом) и торговым оборотом. Экспорт и импорт рассчитываются странами, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Стоимостные показатели рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для возможностей международного сопоставления. Экспорт – это продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт – это покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Соответственно, торговое сальдо – это разность стоимостных объемов экспорта и импорта, а торговый оборот – это сумма стоимостных объемов экспорта и импорта. Наиболее часто применяемыми в международной практике для оценки стоимостных объемов экспорта и импорта являются базисные условия и цены FOB (ФОБ) при экспорте и CIF (СИФ) при импорте. Стоимость экспорта на основе FOB предполагает учет в цене товара расходов, связанных с доставкой в порт и погрузкой на борт судна (основная часть товаров в международной торговле перевозится морским транспортом). Стоимость импорта на основе CIF предусматривает учет в цене товара расходов, связанных с доставкой в порт, погрузкой на борт судна, покупкой страховки, оплатой фрахта и других сборов. Следовательно, стоимость мирового экспорта статистически всегда будет меньше стоимости импорта.

Структуру мирового товарного рынка можно рассматривать как в географическом (рис. 2.1), так и в товарно-отраслевом аспектах (рис. 2.2).

Теория международной экономики предполагает, что международная мобильность товаров ограничена межстрановыми барьерами. Товары могут не продаваться на мировом рынке или по причине их неконкурентноспособности, (что устранимо), или по причине невозможности поставить их на мировой рынок, их принципиальной «неторгуемости». Поэтому с точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Торгуемые – товары, которые могут перемещаться между странами. Неторгуемые – товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами. Наличие в экономике неторгуемых товаров приводит к тому, что любое изменение экономической политики может привести к возникновению социально-экономических проблем.

Различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

— цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения, как на мировом рынке, так и соотношением спроса и предложения внутри страны. Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения внутри страны;

— поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров: недостаток внутреннего спроса может быть компенсирован увеличением экспорта, а недостаток внутреннего предложения – увеличением поставок импорта. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения более важно, при его нарушении возникают социально-экономические диспропорции.

— динамика внутренних цен на торгуемые товары следует за динамикой и уровнем цен на торгуемые товары в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран.

Примерами неторгуемых товаров являются недвижимость, а также определенные услуги (услуги парикмахерской, химчистки, прачечной).

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Существует следующая зависимость: если цена товара на единицу веса высока, то этот товар является торгуемым (например, золото). Вне зависимости от транспортных издержек цена на золото практически одинакова во всех мировых центрах торговли им.

Является ли товар торгуемым или неторгуемым, зависит также от транспортных расходов на его перемещение за рубеж и межстрановых торговых барьеров. Сокращение транспортных расходов в связи с развитием технологии ведет к увеличению количества торгуемых товаров, а усиление протекционизма во внешнеторговой политике – к их сокращению.

Значение международной торговли для мирового экономического развития иллюстрирует таблица 2.1.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели развития
мирового хозяйства

Население, млн. человек1509,51975,0
ВВП, млрд. долл.2590,04995,0
Рост ВВП разы (1900 = 1) по ППС на 2000 г.1,01,92,910,5
ВВП на душу населения по ППС на 2000 г.(1900 = 1)1,72,53,06,27,8
Экспорт млрд. долларов535,0
Доля экспорта в ВВП, в %9,710,514,519,0

В последние 30 лет XX в. физический объем мирового товарного экспорта возрос в 4,9 раза, а ВВП – в 2,4 раза. В 90-е годы темп прироста экспорта по сравнению с 70-ми годами возрос в 2,4 раза и в результате часть мирового ВВП, находящаяся в движении на мировом рынке к 2003 г. составила 23 %.

Доля развивающихся стран в международной торговле возросла и к 2000 г. составила 32 %, причем в последние 30 лет в промышленном экспорте их доля возросла с 5,5 % до 26 %. Но контроль за мировыми товарными потоками по прежнему осуществляют США, ЕС, Япония. На США приходится 12,2 % мирового экспорта и 16,1 % мирового импорта (2000 г.). В структуре международной торговли растет удельный вес промышленной продукции (в 2000 г. 77 % от общего объема) и по прогнозам к 2010 г. этот показатель составит 83 %.

Треть экспорта промышленной продукции в мире осуществляют ТНК, на их долю приходится также ¾ на мировом рынке технологий и управленческих услуг.

Участие в международной торговле имеет большое значение для развития украинской экономики: на долю Украины в 2002 г. приходилось 0,07 мирового ВВП и 0,3 % мирового объема экспорта. В последние годы структура украинского экспорта и импорта достаточно стабильна. Основу товарной структуры украинского экспорта составляют недрагоценные металлы и изделия из них, минеральные продукты, продукция химической промышленности, механическое и электрическое оборудование. В общем объеме импорта преобладают энергетические материалы, нефть и продукты ее переработки. Географическая структура украинской международной торговли обширна, так в 2006 г. Украина осуществляла внешнеторговые операции с партнерами из 213 стран, основным торговым партнером Украины остается Российская Федерация (22 % экспортных поступлений и 31 % импортных).

Источник

Торгуемые и неторгуемые товары и услуги

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.

В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.

Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений.

На практике большинство товаров и услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.

Отмеченное деление товаров и услуг влияет на структурные сдвиги в экономике, происходящие под воздействием участия страны в международной торговле. Это обусловлено тем, что спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги — также и за счет импорта.

Теорема Рыбчинского

Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.

Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Рис. 34,7. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него

Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 34.7). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.

«Голландская болезнь»

Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.

Что относится к торгуемым товарам. Смотреть фото Что относится к торгуемым товарам. Смотреть картинку Что относится к торгуемым товарам. Картинка про Что относится к торгуемым товарам. Фото Что относится к торгуемым товарам

Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.

Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.

Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *