Что относится к текстилю в рамках закона о потребителе
Что относится к текстилю в рамках закона о потребителе
III. Особенности продажи текстильных, трикотажных,
швейных и меховых товаров и обуви
39. Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.
40. Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.
Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.
41. Товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
42. Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.
43. Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
44. Лицо, осуществляющее продажу, при отпуске тканей, одежды, меховых товаров и обуви в присутствии покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки.
45. Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
46. В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.
(п. 46 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
Товары не подлежащие возврату: какие товары не подлежат обмену и возврату
Какие товары подлежат возврату, а какие нет.
Ответ:
Пункт 1 статьи 25 Закона о зпп дает потребителю лишь право обменять непродовольственный товар надлежащего качества, не относящийся к перечню товаров, не подлежащих такому обмену, на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. И только в случае, если подходящего товара не окажется, у потребителя возникает право, вернув товар, в течение трех дней со дня возврата получить за него уплаченные деньги. По соглашению потребителя с продавцом oбмeн тoвapa может быть предусмотрен при поступлении подходящего товара в пpoдaжу, о чем продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, причем только если этот товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (правда, отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на свидетел3ьские показания).
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждается Правительством РФ. На данный момент действует Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 06.02.2002 № 81)
Халаты банные ( подлежит возврату)
Полотенца – размер от 25х25 до больших банных ( п. 5 перечня, не подлежат)
Постельное белье (комплекты и отдельные предметы) (п.5 перечня, не подлежат)
Пледы (подлежит)
Покрывало (подлежит)
Подушки ( подлежит)
Одеяла (подлежит, стеганное одеяло согласно п.5 перечня не подлежит)
Скатерти в комплекте с салфетками и как отдельные предметы (поштучно не подлежат п.5 перечня)
Ароматические свечи, саше, диффузоры (ароматизаторы) для воздуха (подлежат если не вскрыто и не было в употреблении)
Посуда- отдельные предметы и сервизы (стекло, фарфор, металл) ( не подлежит п.6 перечня)
Мебель – отдельные предметы (стулья/кресла/кровати/столы/шкафы и пр. и комплекты с экспозиции (не под заказ) (подлежат)
Статуэтки (подлежат)
Вазы ( если не контакт с пищей, подлежат)
Столовые приборы ( п.6 не подлежат)
Картины/постеры (подлежат)
Ёлочные игрушки (подлежат)
Мебель – отдельные предметы (стулья/кресла/кровати/столы/шкафы и пр. и комплектыпод заказ, по индивидуальным проектам ( подлежат, нужно отдельно согласовывать договором, чтобы обезопасить себя)
Белье
• верхнее бельё
• нательное белье
• белье, не относящееся к одежде:
— постельное
— столовое
— изделия для новорожденных
Ассортимент швейных бельевых изделий:
верхнее белье: пижамы для отдыха, сорочки верхние мужские и для мальчиков
нательное белье: сорочки нижние мужские и для мальчиков, сорочки дневные женские и для девочек, комбинации, кальсоны, трусы, плавки, гарнитуры комплекты нательного белья, пижамы для сна.
постельное белье: простыни, пододеяльники, наволочки, стёганые одеяла.
столовое белье: скатерти, салфетки, полотенца.
одежда для новорожденных: распашонки, рубашечки, ползунки и т.д.
Трикотажное белье
Маркировка постельного белья и других видов текстиля
Начиная с 1 января 2021 года маркировка постельного белья и других товаров легкой промышленности стала обязательной. Это значит, что производители, продавцы и импортеры больше не могут торговать текстилем и другой продукцией без специальных кодов.
Тем, кто попытается обойти запрет, грозят штрафы. Чтобы их избежать, начните работать по новым правилам. Вести учет товаров, маркировать их и продавать удобнее в МоемСкладе. Это полностью бесплатно и не требует дополнительных навыков — вы легко освоите интерфейс и обучите персонал.
Какой текстиль подлежит обязательной маркировке?
Требование наносить специальные коды с основной информацией о товаре касается всех, кто производит или импортирует постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. К сведениям, которые необходимо указывать при маркировке, в случае с постельным бельем, относятся в том числе размер и модель изделия, товарный знак, вид продукции, страна производства и цвет. Таким образом, тем, кто шьет или продает товары из этой группы, нужно заказывать разные коды маркировки, если пододеяльники, наволочки или другие товары отличаются по одному из параметров.
Магазины, которые торгуют текстилем в розницу, должны самостоятельно маркировать только остатки.
Перечень товаров с кодами ОКПД 2 13.92.13 и 13.92.14, которые подлежат обязательной маркировке, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его прямо сейчас, чтобы узнать, нужно ли вам маркировать свою продукцию.
Что нужно знать о маркировке текстильной продукции?
Обязательная маркировка постельного белья и другой текстильной продукции невозможна без работы со специальными кодами. Речь идет о двухмерных штрихкодах DataMatrix, необходимых для каждого конкретного товара.
Оптовик получает УПД через систему электронного документооборота. После поступления текстиля, а также одежды и любой другой маркированной продукции легкой промышленности он должен сверить коды продукции и подписать УПД.
Любой домашний текстиль, например, постельное белье или полотенца, может продаваться в комплекте или в наборе. В первом случае товары находятся в одной упаковке, и купить их по отдельности не получится.
В отличие от комплекта, набор может быть собран уже розничным продавцом, и виды продукции в нем не всегда совпадают.
Например, магазин хочет устроить акцию, чтобы продать товары, которые давно хранятся на складе. Тогда он может объединить в набор два комплекта постельного белья и продавать его с еще одной простыней в подарок.
Комплекту достаточно одного кода маркировки, а в наборе свой код идентификации должен быть у каждого текстильного товара.
Если продавец хочет собрать набор, он должен внести в систему маркировки ИНН, код набора, а также список кодов всех видов белья, которые в него входят. Аналогичная схема работает для любой другой текстильной продукции.
Сроки перехода на маркировку текстиля
Эксперимент по маркировке товаров легкой промышленности начался с 27 июня 2019 года. В течение пяти месяцев маркировка постельного белья и всего домашнего текстиля была добровольной.
Обязательной она стала с 1 декабря 2019 года. К этому моменту все производители должны были приступить к тестированию программы для маркировки. На изучение новых правил бизнесу отвели чуть больше года.
Промаркировать все изделия легкой промышленности на рынке, включая остатки, нужно было до 1 мая 2021 года.
Когда введут обязательную маркировку текстиля, нарушителей правил начнут штрафовать.
Как устроены цифровые коды для маркировки постельного белья с 2020 года?
Для маркировки текстильной продукции и любых других изделий легкой промышленности нужен 2D штрихкод DataMatrix. Его наносят на этикетку конкретного товара, а также на упаковку или ярлык. Это оптимальная технология для большинства групп товаров, поскольку она позволяет использовать коды, которые не повторяются даже после того, как продукцию уже вывели из оборота.
Существует определенный порядок маркировки постельного белья, в том числе простыней, наволочек, и других видов белья, кроме нижнего.
Код, который производитель наносит на изделие, должен содержать:
В двухмерных штрихкодах зашифрованы сведения о каждом товаре. Удобнее всего из распознавать с помощью терминала сбора данных или 2D сканера.
С чего начать маркировку постельного белья?
Начать работать с маркировкой постельного белья лучше уже с 2020 года. Потом продажу и перевозку товаров без специальных кодов полностью запретят, а нарушителей начнут штрафовать.
Для работы с кодами маркировки нужно:
Сверять коды удобнее с помощью сканера. Например, продавец может выполнять эту процедуру, когда получает от производителя комплекты постельного белья, а также когда у него в розничном магазине покупают этот товар.
Если потребитель решит вернуть покупку, продавец может вновь просканировать код маркировки, если он не был утерян или поврежден. Кстати, по закону «О защите прав потребителей», продавец обязан принять такой возврат, потому что постельное белье входит в категорию швейных товаров, но не относится к нательным предметам.
Узнать о правилах маркировки всех изделий легкой промышленности, включая домашний текстиль, можно из постановления Правительства № 1956. Скачайте документ и изучите все требования.
Как устроена маркировка столового белья?
Что нужно знать о маркировке туалетного и кухонного белья?
Подробное описание правил маркировки всех видов текстиля и требований к участникам проекта можно найти в Методических рекомендациях. Прочтите их, чтобы узнать, какая информация должна быть в коде маркировке и как его наносить.
Как подготовиться к обязательной маркировке текстиля и что делать с остатками?
Весь домашний текстиль относится к не портящимся товарам и потому нередко хранится на складе долго. Важно помнить, что любое текстильное изделие, включая скатерти, полотенца и постельное белье, подлежит маркировке.
Чтобы описать остатки, нужно провести ревизию и запросить маркировочные коды, а затем нанести их на продукцию. После этого можно ввести товар в оборот и продолжить работу.
Маркировка остатков постельного белья проводится по упрощенной схеме. В кодах товаров нужно указать:
Стоимость кода — составляет 50 копеек без учета НДС. Столько же нужно платить и за маркировку остатков. В отличие от продавцов обуви у участников оборота текстильной продукции нет периода, когда они могли бы получить коды для остатков бесплатно. После нанесения штрихкода с необходимыми данными, подлинность товара могут проверить поставщики и покупатели.
В МоемСкладе уже все готово к маркировке остатков одежды и текстиля. Мы сделали подробную инструкцию — какие действия, как и в каком порядке выполнять.
Штрафы
Если вы не уложитесь в отведенные сроки маркировки постельного белья и других текстильных товаров, вас могут оштрафовать.
Индивидуальный предприниматель, который производит текстиль и не наносит на него коды, может получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей. С юридических лиц спрос еще выше, и потому их могут обязать отдать до 100 000 рублей.
С начала 2021 года избежать административного наказания не смогут и те, кто продает постельное белье и весь остальной текстиль без маркировки. За такое нарушение, а также за перевозку или хранение товаров без специальных кодов физические лица должны будут заплатить от 2000 до 4000 рублей. В случае с магазинами и индивидуальными предпринимателями штраф может вырасти до 10 000 рублей.
Маркировка одежды и текстиля с 2021 года: последние новости, сроки, требования
С начала 2021 года действует обязательная маркировка одежды и текстиля. Это значит, что вводить в оборот и продавать изделия легкой промышленности без средств идентификации нельзя. Хранить товарные остатки без кодов Data Matrix можно до 1 мая 2021 года. Расскажем, что нужно учесть, чтобы не пришлось платить штраф за нарушение правил маркировки.
Обязательная маркировка одежды с 2021 года
Она представляет собой нанесение двумерных кодов Data Matrix на изделия легкой промышленности. Клеить марки должны все участники текстильного рынка — компании и ИП, которые производят, ввозят в Россию и (или) продают белье и одежду.
Требования обязательной маркировки не распространяется на организации и предпринимателей, если они:
Код маркировки одежды: что это и для чего нужен
Data Matrix — уникальный двумерный буквенно-цифровой штриховой код, который наносится на товар. Есть и другие варианты — разместить код на потребительской упаковке, этикетке или ярлыке. Важно, чтобы средство идентификации невозможно было отделить. Дополнительно можно записать Data Matrix на радиочастотную метку.
СПРАВКА
Для чего нужны марки? Чтобы с их помощью отслеживать путь каждой вещи от изготовителя (либо импортера) до конечного потребителя. Покупатель может считать код посредством мобильного приложения и узнать, от кого поступил товар, и была ли поставка законной.
На транспортную упаковку также наносят коды. Но они отличаются от Data Matrix. Коды на таре одномерные, и соответствуют ГОСТ ISO 15394-2013.
Какая одежда и текстиль подлежит маркировке с 2021 года
Средства идентификации следует наносить на изделия, которые относятся к товарным группам «предметы одежды» и «белье». Узнать такую продукцию можно по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД (см. табл. 1). Их значения указаны в декларациях и сертификатах соответствия.
Коды товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке
Виды одежды и белья
Коды по ОКПД 2
Коды по ТН ВЭД
Предметы одежды (в т.ч. рабочей) из натуральной или композиционной кожи
Блузки, блузы и блузоны: трикотажные машинного или ручного вязания; женские или для девочек
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (в т. ч. лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия
мужские или для мальчиков
женские или для девочек
Белье: постельное, столовое, туалетное, кухонное
13.92.12; 13.92.13; 13.92.14
Указанные товары можно не маркировать, если они:
Сроки маркировки одежды и текстиля
С 1 января 2021 года участники текстильного рынка в обязательном порядке наносят средства идентификации на каждое изделие, поступающее в оборот. И сообщают об этом в ГИС мониторинга. Также они передают в систему сведения обо всех операциях с маркированным товаром, в том числе о продаже.
Требования к чипированию одежды и текстиля
Чтобы получить и нанести коды Data Matrix, текстильную продукцию необходимо зарегистрировать в подсистеме национального каталога маркируемых товаров (КМТ). Для этого следует передать в каталог сведения о составе материала, цвете, размере и проч. В некоторых случаях нужна информация о стране производства.
Кто должен сообщать сведения о товаре в КМТ? Зависит от того, в какой момент происходит маркировка изделия (см. табл. 2).
Кто регистрирует одежду и белье в каталоге КМТ
В какой момент происходит маркировка
Кто регистрирует изделие
При производстве на территории РФ
Изготовитель (в т.ч. при контрактном производстве)
При производстве за пределами РФ
Импортер — до того, как товар пересечет границу России
При получении товара на комиссию у физлиц без статуса ИП
При возврате изделия потребителем
Организация розничной торговли
При возврате компанией или ИП продукции, приобретенной не для продажи
Участник рынка, который вводит возвращенные изделия в оборот
После регистрации товара участник текстильного рынка получает коды Data Matrix и наносит их на продукцию.
ВАЖНО
Всем, кто участвует в обороте текстиля, не обойтись без усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Она нужна для регистрации в системе маркировки и подписания электронных документов. Помимо этого, в обязательном порядке нужно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО), чтобы передавать сведения о поставках и продажах.
Как подключиться к системе маркировки одежды и текстиля
Нужно пройти шесть шагов.
Шаг 1. Приобрести сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи. Если у компании или предпринимателя уже есть УКЭП, полученная для сдачи отчетности или участия в госзакупках — допустимо использовать ее и для маркировки.
Шаг 2. Зайти на официальный портал «Честного знака» и нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Шаг 3. Выбрать товарную категорию «Товары легкой промышленности» и сертификат УКЭП.
Шаг 4. Указать нужные сведения.
Шаг 5. Нажать «Зарегистрироваться», а затем — «Подписать и отправить».
Шаг 6. Ждать ответа от системы (он придет на email).
Более подробно с планом действий можно ознакомиться в инструкции, которая размещена на сайте « Честного знака ».
Как продавать маркированную одежду и текстиль
При оптовой сделке продавец, комитент или принципал создает в электронном виде универсальный передаточный документ (УПД) и подписывает его своей УКЭП.
Затем, не позднее трех рабочих дней с даты отгрузки, и не позднее дня передачи товаров третьим лицам (например, транспортной компании) направляет документ в «Честный знак». Покупатель тоже ставит на УПД свою электронную подпись. Система мониторинга фиксирует переход права собственности.
При продаже в розницу кассир сканирует Data Matrix и через онлайн-кассу сообщает его оператору фискальных данных. Далее сведения поступают к налоговикам и одновременно в ГИС мониторинга. «Честный» знак отмечает, что товарная единица с указанным кодом вышла из оборота.
ВНИМАНИЕ
Случается, что покупатели возвращают на склад, либо в магазин ранее купленную одежду или белье. Есть риск, что средство идентификации окажется поврежденным. В такой ситуации придется делать перемаркировку. То есть заказывать и наносить новый код, а затем сообщать об этом в ГИС мониторинга.
Что делать с немаркированной одеждой и текстилем (остатками)
С товарами, приобретенными до 2021 года, но до сих пор не реализованными, нужно поступить следующим образом:
ВАЖНО
Период, отведенный для маркировки остатков товаров, продлили. Сначала был объявлен срок до 1 февраля. При этом разрешалось регистрировать изделия «по сокращенному атрибутиву», то есть сообщить не все, а лишь некоторые сведения об одежде и белье. Затем назначили новый срок маркировки непроданных остатков товаров — до 1 мая 2021 года (см. «Продлен срок маркировки одежды, не проданной до 1 января»). Но сокращенное описание отменено. Сейчас в систему следует вносить полную информацию об изделиях.
Штрафы за одежду и текстиль без маркировки
Наказание предусмотрено статьей 15.12 Кодекса об административных правонарушениях. Это конфискация товара и штрафные санкции в следующих размерах:
За аналогичные нарушения при маркировке одежды и текстиля, совершенные в крупном размере, установлена уголовная ответственность. Она предусмотрена статьей 171.1 УК РФ.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О правах потребителей при реализации текстильных, трикотажных и швейных изделий
О правах потребителей при реализации текстильных, трикотажных и швейных изделий
Текстильные, трикотажные и швейные товары, выпускаемые в обращение на рынке, должны пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме декларации о соответствии или сертификата и должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Декларирование соответствия осуществляется для следующих групп продукции: одежда и изделия 2-го и 3-го слоев; полотна трикотажные; ткани и материалы бельевые, одежные, полотенечные; чулочно-носочные изделия 2-го слоя; головные уборы.
Подтверждение соответствия продукции легкой промышленности в форме сертификации проводится для следующих групп продукции: изделия бельевые, корсетные, купальные и аналогичные изделия; постельное белье; чулочно-носочные изделия первого слоя.
Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для потребителя. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия; модель; символы по уходу за изделием.
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю исходного сырья; массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен); устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен); символы по уходу за изделием.
Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.
Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами.